Статья невролога зайцева водичка в голове


ВСЕ О МАЛЫШАХ: СТАТЬИ ПО ДЕТСКОЙ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ ПСИХИАТРИИ

"Здpaвствуйте мама, папа и все-все! Вы очень ждали меня, и я родился. Конечно, сначала мне и вам будет немного трудно общаться, но мы любим друг друга, и я быстро научycь понимать вас, а вы меня. Я постараюсь подробно "рассказывать" о своих чувствах и мыслях, чтобы вам было легче понимать меня. У меня уже есть надежный друг - детский доктop, он очень много знает о маленьких детях, и будет, при необходимости, помогать нам правильно понимать друг друга. Итак, впepед - начинаем жить вместе. "
Читать далее: детский невролог Зайцев С.В. главы из книги "Мой первый год "

. Мифы и легенды, правда и вымысел в неврологии грудного возраста - диагнозы, которые пугают родителей: перинатальная энцефалопатия (ПЭП) или перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС), гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС); расширение желудочков мозга, межполушарной щели и субарахноидальных пространств, псевдокисты на нейросонографии (НСГ), синдром мышечной дистонии (СМД), синдром гипервозбудимости, перинатальные судороги. Очень полезная современная информация для родителей, которая действует успокаивающе.
Читать далее: детский невролог Зайцев С.В. статья Факты и заблуждения перинатальной неврологии

Нарушения сна у детей - что делать? Трудности засыпания, ночные пробуждения, бессоница, расстройства суточных (циркадных) ритмов, нарушение сна, связанные с дыханием (нарколепсия), ночные страхи, ночные кошмары, сноговорение и снохождение, ночной энурез, скрежет зубами (бруксизм), биения, удары головой и раскачивания при засыпании - крайне полезная современная информация для родителей
Читать далее: детский невролог Зайцев С.В. статья "Когда ваше чадо не спит "

Детская неврология, увы, не является приятным исключением и не выпадает из большого медицинского списка отраслей - обладателей спутанных диагнозов, необоснованного лечения и далеко не всегда внимательных и профессиональных участковых врачей. В ней, как в хорошей сказке, есть и страшные моменты, и светлые прогнозы. Беседа с детским неврологом Зайцевым С.В.
Читать далее: статья "Лечим, лечим. и калечим"

. если ребенок часто плачет и плохо спит, совсем не обязательно, что у него серьезные проблемы со нервным здоровьем. Истинное повышение внутричерепного давления является крайне редкой неврологической патологией. Как родителям разобраться в запутанных диагнозах - наиболее распространенные варианты неврологических нарушений первого года жизни. Однако во всех случаях, когда у участкового педиатра возникают подобные подозрения, ребенку необходима консультация детского невролога.Рассказывает детский невролог Зайцев С.В.
Читать далее: статья "О неврологии грудного возраста"

Каких цветов бывают мамы . например, фиолетовая мама – всегда три-четыре балла на мopе, вечно встревоженная, лихopадочно-обecпокоенная, треволнения ее стиль жизни. Она пожизненно уверенна, вот сейчас или очень скоpo, обязательно пpoизойдет очередное нехоpoшее событие, касающиecя здоpoвья и благополучия своего дитя. Не важно, что реальной опаснocти нет. Она лучше доктopа знает, что плохое непременно случится. Каждое дополнительное обследование, пpoведенное малышу, лишь укрепляет ее в этих мыслях.
Читать далее: Разноцветные мамы на приеме врача (из блокнотика доктора Klugera Lapinova "Почему из меня не получился успешный детский психиатр")

. Инстинкт сосания, одно из самых древних и мощных проявлений жизни, появляется у малыша задолго до его рождения и обычно угасает после года. Грудные дети очень любят сосать, это крайне приятно-сладостное занятие . не важно, что сосать: мамину грудь, смесь из бутылочки, пустышку или свой большой палец.

Читать далее: детский невролог Зайцев С.В. статья Отказ от соски, зачем и когда?

- Ты что маленький? Зачем каждые полчаса лезешь к мамке под футболку, голодный?
- Эх, малыш, не понимаешь! Моя должность главного специалиста по "сисе", - это не только 3-4 летний гарантированный контракт на бесперебойную, неограниченную поставку вкусного и полезного молока в любое время суток! Это не только реальная возможность в любой момент быстро и легко получить удовольствие, найти утешение и покой! Самое главное, - это безграничная власть над своей мамой, а значит полный контроль над семьей. А если твой папа, директор завода, или дедушка, мэр города? Представляешь перспективы? Учись, глупыш!

Гидроцефалия является тяжелым заболеванием, поражающим ткани, которые окружают головной мозг. Наиболее часто можно встретить эту патологию у маленьких детей, правда, и взрослые пациенты тоже не застрахованы от этого недуга. Болезнь со временем способна прогрессировать и оказаться причиной тяжелого осложнения здоровья, даже летального. Жидкость у новорожденных в голове вылечивается. Об этом статья.

Описание болезни

На сегодняшний день почти каждому пятому новорожденному ребенку могут поставить диагноз увеличенного внутричерепного давления. Хотя в большинстве ситуаций он не имеет каких-либо трагических последствий. Но проверить голову на предмет наличия лишней жидкости в голове у новорожденного все же стоит. И в том случае, если диагноз подтвердится, то стоит обязательно задуматься о принятии всех необходимых для лечения мер.

Гидроцефалия новорожденного (или по-другому водянка) – так называют осложнение, на фоне которого в районе головного мозга у новорожденных происходит скопление спинномозговой жидкости, по-другому именуемой ликвором. Вариаций болезни бывает несколько, правда, у детей в возрасте до двух лет жизни все ее симптомы весьма похожи между собой.


Помимо этого, присутствует она и в головном мозге. В нем такая субстанция, как ликвор, сосредоточена в четырех желудочках, которые расположены в центре черепа. Два верхних располагаются в обоих полушариях, а нижние - вдоль центральной мозговой оси. Желудочки, как правило, сообщаются между собой с помощью системы труб, которую называют мозговым водопроводом. Кроме этого, ликвор может попадать в субарахноидальное пространство, которое разделяет мозговые оболочки со специальными цистернами, расположенными у основания черепа.

Разновидности заболевания

Выделяют всего три основные формы данной патологии, при которых наблюдается жидкость в голове у новорожденного:

  • открытую гидроцефалию;
  • закрытую, или окклюзионную форму;
  • гиперсекреторную форму патологии.

Закрытый тип болезни возникает в тех случаях, когда существует физическое препятствие, мешающее оттоку ликвора из предназначенной для него емкости черепа в системные кровотоки. Причиной этой разновидности бывают в основном кисты наряду с опухолями или кровоизлияниями.


Открытый тип болезни обычно наблюдают тогда, когда нарушается механизм всасывания в системный кровоток ликвора. При этом варианте развития патологии причиной заболевания зачастую являются перенесенные прежде инфекции. К примеру, менингит либо же присутствие крови в районе субарахноидального пространства.

Гиперсекреторная гидроцефалия является относительно редким типом рассматриваемого заболевания и наблюдается примерно в пяти процентах случаев. Она, как правило, возникает в результате чрезмерного продуцирования спинномозговой жидкости. Подобная ситуация может случиться, к примеру, из-за патологии сосудистых сплетений.

Функции жидкости в голове

Объем ликвора, на самом деле, относительно невелик. В норме у новорожденных он составляет, как правило, 50 миллилитров, а у взрослых пациентов - от 120 до 150 мл.

Функции жидкости в голове у новорожденного весьма разнообразны:

  • защита нервной ткани от внешнего механического воздействия;
  • вывод вредных веществ из мозга и доставка в него питательных элементов;
  • поддержка стабильных значений внутричерепного давления.

Жидкость в голове у грудничка, подобно крови, может циркулировать внутри черепной полости. На фоне этого ее состав постоянно обновляется. У взрослых пациентов в среднем это может происходить трехкратно в день, а у грудных малышей намного чаще - до восьми раз в сутки. Каждую минуту у взрослых людей образуется 0,35 миллилитра ликвора, а за сутки - приблизительно 500 миллилитров. Давление ликвора у взрослых может колебаться в достаточно широких пределах, а именно от семидесяти до ста восьмидесяти миллиметров ртутного столба.

В основном ликвор формируется в желудочках мозга. Две трети данной жидкости может генерироваться их сосудистым сплетением, а все остальное - с помощью мембранных элементов и мозговых оболочек. В особых венах, которые расположены внутри черепа, в его затылочной теменной части, а именно в пределах венозных синусов, осуществляется его всасывание.


Следовательно, в том случае, если по каким-либо причинам нарушаются процессы циркуляции ликвора, и он образуется в большем количестве, чем нужно, либо попросту недостаточно быстро всасывается, то наблюдают избыток этой жидкости у новорожденного в полости черепа. Именно такой синдром у малышей и называют гидроцефалией.

Избыток ликвора по-разному может проявляться у детей и взрослых. Например, у взрослых твердые кости черепа, в связи с этим лишняя жидкость обычно ведет к увеличенному внутричерепному давлению. Совсем по-другому дело обстоит у маленьких детей в возрасте до трех лет. У них довольно мягкие кости черепа, и в связи с этим гидроцефалия очень часто проявляется в форме аномального расширения головной окружности.

Причины жидкости в голове у грудничка

Водянка у новорожденных может развиться от банальной недоношенности. А кроме того, от наличия или перенесенных ранее инфекционных заболеваний. К примеру, факторы в виде курения, употребления спиртного и другие вредные привычки матери не просто в период беременности, но также и в обычной жизни могут поспособствовать развитию у новорожденного этой патологии.

В течение первых нескольких лет жизни очень опасны любые травмы головы, так как это может приводить к увеличению продуцирования спинномозговой жидкости. Опухоль, возникающая в головном мозге, способна заметно препятствовать здоровому оттоку жидкости в голове у новорожденного ребенка. Что создаст, в свою очередь, избыточное давление.

Как клинически проявляется данная патология?

Жидкость в голове новорожденного должна циркулировать в правильном и нормальном режиме, а в том случае, если таковой нарушается, это непременно приводит к гидроцефалии. Самым главным симптомом является изменение формы головы за достаточно быстрое время. В связи с этим потребуется каждый месяц в обязательном порядке посещать педиатра, который должен замерять голову, сверяя состояние с показателями нормы жидкости в голове у грудничка.

Кроме этого, родничок у новорожденного ребенка отличается увеличенным размером, так как швы черепа еще не сформированы окончательно. С течением времени симптомы могут становиться все отчетливее: на лице при этом будет возникать венозная сеточка, а форма лба, в свою очередь, будет становиться более непропорциональной. Могут время от времени возникать судороги. Новорожденные с гидроцефалией склонны к апатии и часто плачут.


Такие дети заметно отстают в развитии, у них нарушается психомоторика. Обычно это проявляется в том, что голова у ребенка очень плохо держится. К тому же такие дети поздно начинают ползать, ходить и садиться. Кроме этого, новорожденные, больные этим заболеванием, часто срыгивают вплоть до рвоты. Помимо всего прочего, у них наблюдают постоянную сонливость. Все подобные симптомы могут указывать на наличие у малыша повышенного внутричерепного давления.

Однако не стоит только по отдельным подобным характерным признакам спешить с диагнозом, так как обычно только появление всего комплекса перечисленной симптоматики может указывать о наличии гидроцефалии. Только лечащий доктор в рамках исследования ребенка сумеет поставить верный диагноз и назначит требуемое лечение при скоплении жидкости в голове у новорожденного.

Основы диагностики и терапии у новорожденных

После определения первичного диагноза детям назначают проведение нейросонографии наряду с ультразвуковым исследованием мозга, компьютерной томографией или магнитным резонансным исследованием.

В случае подтверждения диагноза зачастую проводят вентрикулоперитонеальное шунтирование. Суть данной операции заключается в том, что по силиконовым катетерам отсасывается ликвор из мозговых желудочков новорожденного в брюшную полость. Реже жидкость могут отводить в спинномозговой канал либо правое предсердие.

В том случае, если операция была выполнена вовремя, то у ребенка имеются все шансы на дальнейшую нормальную жизнь, предполагающую посещение детских и школьных учреждений. Правда, необходимо также учитывать, что размер головы после операции, скорее всего, не уменьшится, так как изменение в костной ткани всегда необратимо.

Как выявить жидкость в голове у младенца?

Проведение диагностики заболевания

Существует несколько способов для определения развития гидроцефалии. Стоит отметить, что у детей эту болезнь выявить намного проще. А вот у взрослых пациентов распознавание описываемого заболевания порой бывает нелегким и проблематичным. Раньше многим взрослым, которые страдали гидроцефалией, ставили диагнозы разных неврологических и психических расстройств. При этом, разумеется, их терапия была не очень эффективной. Только после появления современных диагностических методик ситуация в корне изменилась. Причем в лучшую сторону.


Если много жидкости в голове у грудничка - это в основном выявляется педиатром в процессе тщательного осмотра ребенка. Врачи могут обратить свое внимание на явные проявления гидроцефалии в виде увеличения головы, выбухания родничка, расхождения швов черепа, а кроме того, изменения внешнего вида кожных покровов и характерных неврологических симптомов. Для облегчения процедуры диагностики родителям рекомендуют записывать значения головной окружности малыша через определенный интервал времени. В случае подозрения на патологию педиатр может выписать направление к неврологу, детскому хирургу или нейрохирургу.

Лечение

В последнее время в медицине был достигнут большой прогресс в вопросе лечения гидроцефалии и наличия жидкости в голове у младенца. Если еще несколько десятилетий назад более половины больных этим недугом погибали, то на сегодняшний день смертность составляет не больше пяти процентов.

Выбор методики лечения гидроцефалии напрямую зависит от этиологии патологии, а кроме того, от ее формы и степени развития. В отдельных ситуациях возможна этиотропная терапия. Однако в большинстве случаев лечение направляется на удаление жидкости из черепной полости. Лечение прогрессирующего хода гидроцефалии у детей можно осуществляться только хирургическими методами. К сожалению, консервативная терапия при этом малоэффективна.

Как вывести жидкость в голове у грудничка? Операции, которые проводятся при закрытой и открытой форме гидроцефалии, могут несколько отличаться. Раньше открытую водянку мозга считали практически неизлечимой патологией. Зато в середине прошлого столетия были разработаны новые технологии, которые позволяют спасти большинство маленьких пациентов.

Чтобы вывести лишнюю жидкость из черепной полости, как правило, проводят шунтирование. Оно заключается в прокладке своеобразного трубопровода, по которому ликвор перекачивается в остальные полости тела. Такие трубки на большей части длины находятся под кожной поверхностью. Обычно жидкость отводится в район брюшины (в девяноста пяти процентах случаев), область груди или предсердия. В некоторых ситуациях ее приходится отводить не из головного, а из спинного мозга, откуда она направляется в брюшную поласть.

Когда такую операцию проводят ребенку, то по мере взросления малыша и его роста катетеры потребуют удлинения, а также замены. Стоит заметить, что современные катетеры оснащают специальными клапанами, которые позволяют регулировать жидкостное давление в мозговых емкостях. В случае отсутствия угрозы для жизни операцию по шунтированию осуществляют в плановом порядке. В роли временной меры, которая позволяет понизить давление мозговой жидкости, применяют пункцию в районе позвоночника.

Закрытая гидроцефалия зачастую предполагает необходимость в быстром хирургическом вмешательстве, так как при данной форме заболевания может происходить сдавливание дыхательных центров. Поэтому в подобной ситуации могут проводить временную операцию с установкой специальной емкости с целью отведения ликвора.


При наличии у пациента закрытой гидроцефалии все усилия хирурга направляются на устранение препятствий, мешающих нормальной циркуляции ликвора. В ряде случаев подобное препятствие (в виде сосудистой аневризмы, кисты, гематомы, опухоли) можно устранить. Зачастую для этой цели используют эндоскопическую систему, вводимую в полость желудочков. Хирургическую операцию осуществляют с помощью специальных инструментов, лазера или электрода, позволяющих восстанавливать функции мозговых трубопроводов.

Однако иногда, к примеру при опухолях, вне зависимости от их доброкачественности или злокачественности подобные операции попросту невозможны. В таком случае хирург прокладывает трубопровод из емкости, в пределах которой скапливается ликвор, в альтернативную емкость, где становится возможным его всасывание непосредственно в кровь.

Абсолютно во всех случаях основной целью операции служит восстановление нарушенного по различным причинам баланса вывода и генерации ликвора. Разумеется, когда заболевание вторичное, то основные силы необходимо направить на терапию базового недуга, который вызвал избыточное количество спинномозговой жидкости.

Осложнения гидроцефалии

При отсутствии терапии наличия жидкости в голове у грудничка рассматриваемая болезнь в большинстве ситуаций может прогрессировать. Это способно привести к крайне негативным последствиям, которые в том числе могут угрожать пациенту летальным исходом. Основными осложнениями гидроцефалии, как правило, являются:

  • появление отека мозга;
  • возникновение эпилептических припадков;
  • смещение у ребенка мозга;
  • развитие комы, инсульта и дыхательной недостаточности.

Чем опасна лишняя жидкость в голове у грудничка, знают не все. При развитии гидроцефалии у детей в период грудного возраста нередко наблюдают замедление и остановку формирования новых мозговых тканей. А это ведет к отставанию в психическом, умственном и эмоциональном развитии малыша.

Прогноз патологии

Прогноз при развитии у новорожденного гидроцефалии напрямую зависит от того, как быстро, а кроме того, своевременно будет поставлен малышу диагноз и начата терапия. Дети с гидроцефалией вполне могут жить нормальной жизнью, хотя, к сожалению, сталкиваются при этом с рядом проблем, связанных с обслуживанием хирургических шунтов.

Но в том случае, если лечение этого заболевания у грудного ребенка не начали своевременно, его дальнейшее прогрессирование угрожает малышу серьезным отставанием в развитии, а кроме того, нарушением речи и необратимым изменением в головном мозге, которое впоследствии приведет к инвалидности.

Советы педиатров

Гидроцефалия, или скопление жидкости в голове у грудничка очень часто является врожденной патологией. Но можно ли предотвратить такое состояние задолго до его возможного прогрессирования? В связи с этим педиатры советуют в целях профилактики обследовать сразу обоих родителей, причем необходимо провести исследование на генетическом уровне. Помимо всего прочего, врачи рекомендуют проводить своевременную терапию имеющихся инфекционных патологий и предохранять организм матери от их развития на протяжении всей беременности.

К тому же ни в коем случае не стоит допускать черепно-мозговых повреждений новорожденного при родах. Требуется проводить своевременное диагностирование и лечение такого патологического отклонения, как гидроцефалия. А лучше всего, по мнению педиатров, всем родителям вести исключительно здоровый образ жизни, и не только перед самым планированием беременности.


Причины жидкости у новорожденных в голове рассмотрены. Таким образом, на сегодняшний день каждому пятому новорожденному малышу в роддоме ставится диагноз повышенного внутричерепного давления. Но сразу же необходимо успокоить родителей, так как в девяноста девяти процентах случаев этот диагноз делается необоснованно и выдвигается вразрез с анализами и исследованиями. Но тем не менее проверить подозрения на гидроцефалию попросту необходимо. Скопление в полости мозга новорожденного ликвора (спинномозговой жидкости) необходимо обязательно лечить.

В статье были подробно описаны причины жидкости в голове у младенца. Проходите обследования вовремя и будьте здоровы!

— Какие заболевания чаще всего вы сами встречаете у детей?

Но обычно это проблемы смешанного характера: головные боли, нарушения сна, расстройство поведения, задержка психоречевого развития и трудности обучения, эмоциональные изменения. В меньшем количестве встречаются последствия травм, инфекций, сосудистых катастроф, новообразования, изолированные нейропатии, генетическая патология. Относительно много сейчас детей, которые посещают невролога перед консультацией психиатра (или, наоборот, направлены психиатром) — у них обнаруживается расстройство аутистического спектра.

— Как вы считаете, у нас в стране много детей, больных неврологическими заболеваниями, или больше здоровых?

— Когда мы говорим о речевых проблемах детей, а также проблемах в школе, то это психические и психологические нарушения, которые излечимы. А неврологические — это хронические заболевания, которые не приводят к полному излечению, полной ремиссии?

— Нет, это заблуждение, мифы такие обывательские. Терапевтическое неверие и пессимизм. В настоящее время, например, очень хорошо налажена помощь при самых разных формах эпилепсии, прекрасно поддаются коррекции головные боли, нарушения сна. А кохлеарная имплантация (хирургическое восстановление слуха) — это же просто фантастика! Большие успехи достигнуты в реабилитации ДЦП, последствий травм или нейроинфекции, с проблемами развития и обучения. С поведенческими расстройствами прекрасно работают психотерапевтические и учебные программы, поэтому тут, наверное, не все так пессимистично. Ну и, конечно, все зависит от степени тяжести и формы патологии, поэтому каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно, анализировать и давать прогнозы.

— Зачем было создавать свой сайт, канал, чат?

Канал в Telegram — это зеркало моего сайта, и в нем получается более оперативно выкладывать актуальную информацию, которую не надо долго анализировать, обрабатывать, готовить. Чат создан с той же самой целью, чтобы родителям было легче находить какой-то достоверный и полезный материал, потому что сейчас проблема не в отсутствии информации, а в том, чтобы отделить ее от мусора. Кроме того, в чате много замечательных и неравнодушных специалистов, которые, не жалея своего личного времени, совершенно безвозмездно, то есть даром дают ценные советы, отвечают на сложные родительские вопросы и все вместе обсуждают интересные темы. И это прекрасно! Большая редкость в наше сребролюбивое время.

— Нужно ли бояться психиатрических и неврологических заболеваний?

— Мне кажется, бояться вообще ничего не нужно. Но все зависит от степени тяжести. Можно иметь особенности аутистического спектра, которые практически не нарушают качество жизни, не влияют на социальную адаптацию, а можно, например, иметь тяжелую бронхиальную астму. Почему-то все неврологические, психиатрические проблемы так стигматизированы, что если это неврология, психиатрия, то все, это уже конец.

На самом деле все зависит от конкретной патологии и, естественно, от индивидуальных проявлений, от степени тяжести. Мне кажется, что мы с каждым годом больше и больше понимаем в этой области, и тут нигилизма быть не должно. В медицине все довольно оптимистично во многих сферах, например, неврологии. Мы умеем гораздо больше, чем раньше, и знаем гораздо больше, чем раньше. Конечно, рано еще говорить о том, что мы знаем все на свете, но точно намного больше, чем было.

— А подростки до приема доходят? Или только дошкольники?

Наверное, они самые искренние и честные, самые терапевтически благодарные. Именно тот возраст, когда лучше всего виден результат работы, мозг очень пластичный, все ворота и окна развития открыты настежь, и, естественно, здесь очень хорошая отдача. Чем меньше ребенок, тем, соответственно, лучше результат. В это время чем больше в него вкладываешь, тем больше получаешь. А дальше возможны варианты. Чем старше пациент, тем чаще бывает очень тяжело работать, потому что это возраст такой, непростой сам по себе, а потом, если подросток, грубо говоря, 15 лет воспитывался в режиме вседозволенности и всеобщего поклонения и оказался совершенно не приспособлен к жизни, то что тут можно сделать? По крайне мере, быстро ничего не получится.

— А с какими чаще всего проблемами приходят родители с подростками? Или, например, школьного возраста детьми?

— На первом месте в этом возрасте так называемые проблемы обучения, плохая успеваемость в школе. В нашей стране до сих пор вот эти понятия почему-то сложно приживаются: дислексия, дислалия, дискалькулия, диспраксия. То есть те проблемы, которые приводят к специфическим трудностям обучения, и этого очень много, но у нас это как-то проскальзывает мимо. До сих пор мало специалистов, которые знают это и умеют работать с этим.

Дислексия — неспособность ребенка учиться читать и писать либо проблемы с чтением и письменностью.

Дислалия — проблемы произношения у детей при условии нормального слуха и правильной работы артикуляционного аппарата.

Дискалькулия — неспособность к изучению арифметики: считать, складывать, отнимать и так далее.

Диспраксия — нарушения между движением и мозгом, например, ребенок неуклюжий, не может правильно застегивать пуговицы, держать карандаш.

— А вы сталкиваетесь с так называемыми мусорными диагнозами?

— Расстройство сна неизвестного генеза. Есть в МКБ.

— А как родителям это объяснять?

Поэтому первым делом я успокаиваю, говорю, что никаких поражений мозга нет. Дальше, насколько получается, пытаюсь разобраться, в чем причина такого поведения ребенка, откуда такие реакции. Иногда бывает достаточно маму просто успокоить, и, о чудо, ребенок начинает себя лучше чувствовать, играть, спать. Так бывает часто.

— В своем канале вы часто писали, что против излишней диагностики — ЭЭГ, МРТ, НСГ. Прокомментируете?

Есть очень четкие показания для проведения МРТ, ЭЭГ. И надо знать, когда они необходимы, а когда можно обойтись без них. Кстати, если раньше ко мне приводили младенцев с обязательной НСГ, были такие отечественные скрининг-рекомендации, то сейчас многие приходят без этих обследований. Врачи стали переходить на нормальные международные стандарты.

Вот поэтому не нужно без назначения врача, без действительно профильного назначения врача, когда есть какая-то серьезная проблема, серьезные подозрения, но это уже совершенно другой случай.

— Вы упомянули, что психиатры не должны заниматься проблемами школьников, а также дисгармонией развития, речевыми проблемами. Объясните?

— Не то, чтобы не должны… Оптимально, если этими проблемами занимается команда специалистов, в том числе и психиатры, неврологи, психологи, логопеды-дефектологи.

Мне представляется такое разделение несколько искусственным: это неврология, а это психиатрия. На самом деле это все неврология. Наверное, лет через 20 или 30, не знаю, может, через 50 или 100 психиатрии как таковой не останется. Будет неврология, точнее, психоневрология, раньше был такой хороший термин. Естественно, останется или вообще станет главной клиническая психология.

И это научный факт, но почему-то есть такое (для меня лично — надуманное и противоестественное) разделение на неврологию и психиатрию. По мере сил и возможностей стараюсь постигать и то, и другое.

— Если действовать по инструкции, то чем врачи от робота будут отличаться? Тогда вообще доктор-то и не очень нужен будет. Мы к этому идем — и так будет скоро. Алгоритмы, стандарты, инструкции — это основа современной медицины, это лучшее на сегодняшний день, это прекрасно защищает пациента и врача от примитивных и сложных ошибок. И экономически это очень эффективно.

Само собой, необходимо соблюдать определенные условия: отсутствие показаний для назначения современных лекарственных препаратов, врач должен обладать соответствующим психотерапевтическим опытом и запасом времени, родители — быть заинтересованы равноправными партнерами врача и иметь максимально полную информацию о терапевтической тактике. В современной медицине, в режиме конвейера, в состоянии вечного дефицита времени таких возможностей, к сожалению, чаще всего нет.

baby-secret.net

Ключевые слова : перинатальная энцефалопатия (ПЭП) или перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС), гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС); расширение желудочков мозга, межполушарной щели и субарахноидальных пространств, лентикулостриарная васкулопатия (ангиопатия) псевдокисты на нейросонографии (НСГ), синдром мышечной дистонии (СМД), синдром гипервозбудимости, неонатальные судороги.

По данным перинатальных неврологов медицинского центра "Невро-Мед" и других ведущих медицинских центров г. Москвы, до сих пор, более 90%! детей первого года жизни приходят по направлению педиатра или невролога из районной поликлиники на консультацию по поводу несуществующего диагноза - перинатальная энцефалопатия (ПЭП) :

Гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС): повышение внутричерепного давления (ВЧД) и гидроцефалия

На самом деле внутричерепная гипертензия - очень серьезная и довольно редкая неврологическая и нейрохирургическая патология. Она сопровождает тяжелые нейроинфекции и мозговые травмы, гидроцефалию, нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга и др.

Госпитализация при этом обязательна и неотложна!

Внутричерепную гипертензию (если она действительно есть) нетрудно заметить внимательным родителям: для нее типичны постоянные или приступообразные головные боли (чаще по утрам), тошнота и рвота, не связанная с едой. Ребенок часто вялый и грустный, постоянно капризничает, отказывается есть, он все время хочет полежать, прижаться к маме.

Очень серьезным симптомом может быть косоглазие или разность зрачков, и, конечно же, нарушения сознания. У грудных детей весьма подозрительным является выбухание и напряжение родничка, расхождение швов между костями черепа, а также избыточный рост окружности головы.

Без сомнения, в таких случаях ребенка необходимо как можно скорей показать специалистам. Довольно часто довольно одного клинического осмотра, чтобы исключить или предварительно диагностировать данную патологию. Иногда требует проведение дополнительных методов исследования (глазное дно, нейросонографии , компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга)

Кроме того, нет никакой связи внутричерепной гипертензии и просвечивающих сосудиков на лице и волосистой части головы, ходьбы на цыпочках, дрожания ручек и подбородка, гипервозбудимости, нарушения развития, плохой успеваемости, носовых кровотечений, тиков, заикания, плохого поведения и т.д. и т.п.

Таким образом, при постановке несуществующего диагноза ПЭП (перинатальная энцефалопатия) и повышения внутричерепного давления, лучше всего обратиться к, вооруженному современными знаниями, неврологу, который специализируется в области перинатальной неврологии. Именно тогда, можно окончательно удостовериться в отсутствии серьезных проблем у малыша.

Есть и другой, не менее важный аспект проблемы, который необходимо учитывать в данной ситуации. Иногда лекарства необходимы и неправомерный отказ от них, на основании только собственного убеждения мамы (а чаще папы!) в медикаментозной вредности, может привести к серьезным неприятностям. Кроме того, если действительно имеет место серьезное прогрессирующее повышение внутричерепного давления и развитие гидроцефалии, то нередко неправильная медикаментозная терапия внутричерепной гипертензии влечет за собой потерю благоприятного момента для оперативного вмешательства (шунтирующая операция) и развитию тяжелых необратимых последствий для ребенка: гидроцефалия, нарушение развития, слепота, глухота и др.

Иногда при проведении нейросонографии врач ультразвуковой диагностики находит в головном мозге псевдокисты - но это совсем не повод для паники! Псевдокистами называют единичные округлые крошечные образования (полости), содержащие ликвор и располагающиеся в типичных участках мозга. Причины их появления, как правило, бывают достоверно неизвестны; обычно они исчезают к 8-12 мес. жизни. Важно знать что, существование таких кист у большинства детей не является фактором риска в отношении дальнейшего нервно-психического развития и не требует лечения. Тем не менее, хотя и достаточно редко, кисты образуются на месте субэпендимальных кровоизлияний, или имеют связь с перенесенной перинатальной церебральной ишемией или с внутриутробной инфекцией. Количество, размеры, строение и места расположения кист дают специалистам очень важную информацию, с учетом которой, на основе клинического осмотра формируются окончательные выводы.

Описание НСГ - это не диагноз и не повод для лечения!

Чаще всего, данные НСГ дают косвенные и неопределенные результаты, и учитываются только в совокупности с результатами клинического осмотра.

Еще раз напоминаю о другой крайности: в сложных случаях иногда встречается явная недооценка со стороны родителей (реже - и врачей), имеющихся у ребенка проблем, что приводит к полному отказу от необходимого динамического наблюдения и обследования, в результате чего правильный диагноз ставится поздно, и лечение не приводит к нужному результату.

Поэтому, при подозрении на повышенное внутричерепное давление и гидроцефалию, диагностика должна проводиться на самом высоком профессиональном уровне.

Изменения мышечного тонуса могут быть, в зависимости от степени выраженности, как вариантом нормы (чаще всего), так и серьезной неврологической проблемой (это гораздо реже).

Коротко о внешних признаках изменения мышечного тонуса.

Мышечная дистония характеризуется состоянием, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией, а также вариантом дисгармонии и асимметрии мышечного напряжения в отдельных мышечных группах (например, в руках больше, чем в ногах, справа больше чем слева и т.д.)

В покое у этих детей при пассивных движениях может наблюдаться некоторая мышечная гипотония. При попытке активно выполнить какое-либо движение, при эмоциональных реакциях, при изменении тела в пространстве, мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Нередко такие нарушения в дальнейшем приводят к неправильному формированию двигательных навыков и ортопедическим проблемам (например, кривошея, сколиоз).

Мышечная гипертония характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям и ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности. Выраженная мышечная гипертония также может существенно влиять на темпы двигательного развития.

Нарушение мышечного тонуса (напряжения мышц в покое) может быть ограничено одной конечностью или одной мышечной группой (акушерский парез руки, травматический парез ноги) - и это наиболее заметный и очень тревожный признак, заставляющий родителей незамедлительно обратиться к неврологу.

Заметить различие между физиологическими изменениями и патологическими симптомами за одну консультацию даже грамотному врачу иногда довольно трудно. Дело в том, что изменение мышечного тонуса не только связано с неврологическими расстройствами, но и сильно зависит от конкретного возрастного периода и других особенностей состояния ребенка (возбужден, плачет, голоден, сонлив, замерз и т.д.). Таким образом, наличие индивидуальных отклонений в характеристиках мышечного тонуса, далеко не всегда заставляет беспокоиться и требует какого-либо лечения.

Но даже в том случае, если функциональные нарушения мышечного тонуса подтвердятся, в этом нет ничего страшного. Хороший невролог, скорей всего, назначит массаж и занятия лечебной физкультурой (очень эффективны упражнения на больших мячах). Медикаменты назначаются крайне редко.

Cиндром гипервозбудимости (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости)

Частые плачи и капризы по поводу и без, эмоциональная неустойчивость и повышенная чувствительность к внешним раздражителям, нарушение сна и аппетита, обильные частые срыгивания, двигательное беспокойство и вздрагивания, дрожание подбородка и ручек (и т.д.), часто в сочетании с плохой прибавкой веса и нарушением стула - узнаете такого ребенка?

Все двигательные, чувствительные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гипервозбудимого ребенка возникают интенсивно и резко, и так же быстро могут угасать. Освоив те или иные двигательные навыки, дети беспрерывно двигаются, меняют позы, постоянно тянутся каким-либо предметам и захватывают их. Обычно дети проявляют живой интерес к окружающему, но повышенная эмоциональная лабильность нередко затрудняет их контакт с окружающими. У них тонкая душевная организация, они очень впечатлительные, переживательные и легко ранимые! Засыпают крайне плохо, только с мамой, постоянно просыпаются, плачут во сне. У многих из них отмечается длительная реакция страха на общение с незнакомыми взрослыми с активными реакциями протеста. Обычно синдром гипервозбудимости сочетается с повышенной психической истощаемостью.

Наличие таких проявлений у ребенка - это всего лишь только повод для обращения к неврологу, но, ни в коем случает не повод для родительской паники, и тем более, медикаментозного лечения.

Постоянная гипервозбудимость в причинном отношении мало специфична и чаще всего может наблюдаться у детей с особенностями темперамента (например, так называемый холерический тип реагирования).

Значительно реже, гипервозбудимость можно связать и объяснить перинатальной патологией центральной нервной системы. Кроме того, если поведение ребенка вдруг неожиданно и надолго нарушилось практически без видимых причин, у него появилась гипервозбудимость, нельзя исключить вероятность развития реакции нарушения адаптации (приспособления к внешним условиям среды) вследствие стресса. И чем быстрее ребенка посмотрят специалисты, тем легче и быстрее удается справиться с проблемой.

И, наконец, наиболее часто, преходящая гипервозбудимость бывает связана с педиатрическими проблемами (рахит, нарушения переваривания пищи и кишечные колики, грыжи, прорезывание зубов и др.).

Отдельно хотелось обратить внимание родителей на судороги - одно из немногих расстройств нервной системы, которое действительно заслуживает пристального внимания и серьезного лечения. Эпилептические приступы встречаются в грудном возрасте не часто, но протекают иногда тяжело, коварно и замаскировано, при этом, почти всегда, необходима незамедлительная медикаментозная терапия.

В раннем возрасте состояние ребенка чрезвычайно переменчиво, поэтому отклонения в развитии и другие расстройства нервной системы иногда могут быть обнаружены лишь только в процессе длительного динамического наблюдения за малышом, при повторных консультациях. С этой целью определены конкретные даты плановых консультаций детского невролога на первом году жизни: обычно в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Именно в эти периоды можно обнаружить большинство тяжелых болезней нервной системы детей первого года жизни (гидроцефалия, эпилепсия, ДЦП, обменные расстройства и др.). Таким образом, выявление конкретной неврологической патологии на ранних этапах развития позволяет вовремя начинать комплексную терапию и достигать при этом максимально возможного результата.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.