Степень зрелости нервной системы

Нервная система ребенка

Организм ребенка существенно отличается от организма взрослого : у него есть и присущие только ему болезни, и физиологические особенности.

Безусловно, все органы и системы важны и необходимы для функционирования человеческого организма, но нервная система стоит среди них особняком, можно сказать, на пьедестале. Именно она делает человека существом разумным и мыслящим. Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществления его оптимального ответа на это воздействие. Именно поэтому на протяжении первого года жизни малыша его нервная система претерпевает большие изменения, чем любая другая, развиваясь буквально не по дням, а по часам.

Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг. Его рост сопряжен с формированием проводящих путей (нервов), соединяющих головной мозг с мышцами, например, конечностей и других частей тела и внутренними органами. С началом функционирования этих проводящих путей связано становление деятельности центральной нервной системы, которая обусловливает работу различных групп мышц. Этому становлению способствует то, что на развитие ее оказывают прямое стимулирующее влияние любые раздражения, которым подвергается плод в утробе матери. Среди них раздражения кожи - контакт кожи с околоплодными водами, стенками матки, раздражения суставов и мышц в моменты двигательной активности плода и раздражения органа слуха (плод воспринимает звуки речи и другие звуки, которые слышит мама, хотя для него они не звучат не так громко, как для нее).

Формирование рефлекторной деятельности происходит в три этапа:

  • стадия отдельных локальных движений (2-3-й месяц внутриутробного развития), когда плод осуществляет простые ограниченные движения в ответ на раздражение;
  • стадия генерализованных ответов (3-4-й месяц внутриутробного развития), характеризующаяся появлением обобщенных некоординированных реакций, когда в ответ на раздражение отдельного участка тела совершаются движения в верхних и нижних конечностях, шее и спине;
  • стадия специализированных рефлекторных ответов, которые дают начало развитию безусловных рефлексов новорожденного.


Безусловные рефлексы новорожденного - это прежде всего запрограммированные природой ответные и защитные реакции на внешние раздражители, необходимые для жизни ребенка. Не будь этих рефлексов, ребенок не смог бы найти сосок и взять грудь, осуществить правильные сосательные движения. Практически все безусловные рефлексы сформированы к моменту рождения и сохраняются от 1,5 до 4 - 5 месяцев жизни ребенка, уступая развитию осознанных двигательных навыков. Более длительное сохранение рефлексов новорожденного препятствует формированию этих навыков и является проявлением патологии.

Так какие же безусловные рефлексы свойственны новорожденному? Перечислим

  • поисковый рефлекс (при поглаживании угла рта ребенок поворачивает голову в эту сторону и пытается языком дотронуться до раздражителя);
  • сосательный рефлекс (при попадании в рот ребенка любого предмета, младенец захватывает его губами и начинает ритмичные сосательные движения);
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь ребенок открывает рот);
  • рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала разводит руки в стороны, а потом совершает обхватывающее движение и приводит руки к туловищу);
  • хватательный рефлекс (при надавливании на ладонь ребенок сжимает пальцы);
  • рефлекс опоры (при соприкосновении ножек ребенка с опорой он сначала поджимает их, а потом выпрямляет и опирается о поверхность);
  • рефлекс автоматической походки (в вертикальном положении со слегка наклоненным туловищем ребенок начинает переступать ногами по поверхности стола);
  • защитный рефлекс (при выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону);
  • рефлекс ползания Бауэра (в положении лежа на животе при упоре в стопы ребенок начинает ползти вперед, перебирая поочередно руками и ногами).


Оценка состояния безусловных рефлексов новорожденного является одним из основных моментов осмотра новорожденного, особенно если этот осмотр осуществляет врач-невролог. Изменения этих рефлексов, их ослабление или отсутствие, быстрая истощаемость (первый раз рефлекс удается вызвать, при последующих раздражениях он выражен все меньше и меньше) могут отмечаться при недоношенности или незрелости, при родовом повреждении нервной системы, при наличии общего инфекционного заболевания или иной патологии периода новорожденности.

Нервная система новорожденногоКак уже говорилось выше, к моменту рождения малыша наиболее зрелым является его спинной мозг. Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), но и в функциональном. Так, очень важным моментом является то, что число нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного ребенка и у взрослого человека одинаково. Но у новорожденного эти клетки еще незрелы по своей структуре, они имеют очень мало отростков, соединяющих клетки коры между собой, а именно наличие этих связей обусловливает многие функции высшей нервной деятельности, такие, как память, эмоции, навыки.

Однако развитие коры головного мозга происходит достаточно быстро, и мы это замечаем по тому, как быстро меняется малыш. Только что родившийся кроха еще не способен удерживать голову и фиксировать взгляд, он различает только яркий свет и видит лицо матери как расплывчатое пятно, все его движения хаотичны и бессознательны. Но проходит месяц - и ребенок делает существенные успехи в своем развитии. Прежде всего, совершенствуются все органы чувств.

На первом месяце жизни малыша движения его глазных яблок еще не координированы, время от времени отмечается сходящееся или расходящееся косоглазие. Но уже к пятой неделе ребенок уже достаточно хорошо фокусирует взгляд на определенном предмете, благодаря чему может хорошо рассмотреть окружающие предметы и лица. К этому возрасту он начинает понимать, что с лицом, которое он видит чаще всего, связаны все положительные эмоции в его жизни - насыщение, тепло, комфорт. Чаще всего это лицо его мамы. Соответственно, между появлением маминого лица и возникновением комфорта, насыщения и тепла малыш видит прямую связь. Это становится началом формирования положительных эмоций.

Орган слуха функционирует уже на последних неделях внутриутробного развития. У плода можно отметить учащение сердцебиения в ответ на резкие звуки и. наоборот, нормализацию сердцебиения и биоэлектрической активности мозга при прослушивании мелодичной музыки, У новорожденного реакция на звук носит характер ориентировочного рефлекса: ребенок в ответ на звуковой раздражитель может закрывать глаза, приоткрывать рот, вздрагивать и задерживать дыхание.

Полностью сформирован к моменту рождения и орган вкуса: новорожденный хорошо отличает сладкое от кислого, горького или соленого. При попадании в рот ребенка сладкого вещества он начинает совершать сосательные движения. Горькие, кислые или соленые вещества вызывают гримасу неудовольствия, закрывание глаз, плач.

К концу первого месяца жизни ребенок приобретает такие навыки, как способность следить глазами за ярким движущимся предметом, узнавать мать и улыбаться ей. реагировать на голос матери. В его повседневном режиме по-прежнему преобладают периоды сна, во время бодрствования же - отрицательные эмоции: таким образом кроха сигнализирует о голоде, дискомфорте, связанном с перевозбуждением или усталостью, мокрыми пеленками. Но постепенно в его эмоциональном состоянии начинают появляться периоды спокойного бодрствования, когда малыш старается рассмотреть окружающие предметы, изучает мамино лицо или прислушивается к ее голосу. Все это - начало становления его психики, его высшей нервной деятельности, которое становится возможным благодаря стремительному развитию коры головного мозга и органов чувств.


Некое подобие улыбки можно наблюдать у малыша в первые дни после рождения (во сне, после еды). Но назвать эту гримасу улыбкой нельзя. В тот момент, когда уже достаточно хорошо координированы движения глазных яблок и малыш может сфокусировать взгляд на мамином лице, когда в коре его мозга сформировалось достаточное количество связей между нервными клетками, обусловливающих способность к запоминанию, происходит истинное чудо - малыш впервые улыбается осмысленно. Это обычно происходит в возрасте около 1 месяца. Ни с чем нельзя сравнить радость матери, впервые увидевшей улыбку на лице своего ребенка!

В первые дни жизни новорожденной возбудимость его нервной системы значительно понижена. Это необходимо для того, чтобы обилие раздражающих факторов, резкое изменение условий внешней среды, интенсивная нагрузка в родах не вызвали повреждения нервной системы. В течение первой недели жизни ребенка возбудимость постепенно повышается.

Одной из особенностей нервной системы новорожденного является то, что ее работоспособность невелика: утомление и истощение нервных функций наступает гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому дети не могут длительно переносить однообразные раздражения, например быстро перестают интересоваться погремушкой и нуждаются в смене впечатлений, например, беседах с мамой, негромкой музыке. Но эти впечатления не должны быть чрезмерными, так как их обилие и большая интенсивность тоже могут вызывать утомление и перевозбуждение. Нервная система новорожденного более чувствительна к недостатку кислорода вследствие высокого уровня обменных процессов, для которых требуется высокое насыщение крови кислородом. С этим связана уязвимость нервной системы плода и новорожденного к гипоксии (недостатку кислорода) в родах и в течение первых дней после родов.

В период внутриутробного развития мышцы плода постоянно находятся в состоянии сгибания, что обеспечивает характерную позу плода. После рождения ребенка в его скелетных мышцах сохраняется преобладание тонуса мышц-сгибателей, то есть малыш постоянно стремится занять так называемую позу эмбриона, но постепенно повышается активность двигательных центров, обеспечивающих тонус мышц-разгибателей. Благодаря этому становятся возможными активные движения.

Все движения плода и новорожденного ребенка имеют характер рефлексов и распространяются на все тело. В этом возрасте малыш еще не способен осуществлять целенаправленных движений - его движения хаотичны и являются ответом на какое-либо раздражение.

Еще одной очень интересной и важной особенностью функции нервной системы новорожденного является то, что все его поведение подчиняется пищевой доминанте: если ребенок голоден, у него тормозятся рефлексы, еще более снижается возбудимость. Ему необходимо только одно - удовлетворение насущной потребности в пище.


Ярким примером генерализации нервного импульса служат безусловные рефлексы новорожденного. Например, при проведении пальцем вдоль позвоночника происходит разгибание туловища, сгибание рук и ног, резки крик и даже иногда мочеиспускание.

На ранних стадиях развития у растущего организма нервные центры обладают высокой степенью способности к компенсации приспособлению. При нарушении деятельности какого-либо центра его функцию берут на себя другие отделы головного или спинного мозга. Эта способность помогает восстановлению некоторых функций пострадавших в результате неблагоприятного течения внутриутробного периода. Эта поистине счастливая способность мозга дает возможность использовать многие его резервные возможности для обеспечения должного развития ребенка.

Таким образом, нервная система мал: ша к моменту рождения уже во многом сформирована, ее строение практически не отличается от взрослого, но те ее отделы, которые отвечают за высшую и наиболее сложную деятельность, еще весьма незрелы. Созревание их длится на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Многие родители обращаются к врачу-неврологу в крайних ситуациях - тогда, когда поведение ребенка становится неадекватным и даже шокирующим. Между тем внимание невролога требуется многим детям, которые считаются "практически здоровыми". Дело в том, что развитие центральной нервной системы ребенка происходит постепенно, и практически на каждом этапе может возникнуть неполадка, которая потребует внимания специалиста. Симптомы поражения ЦНС могут быть как явными, так и почти незаметными. Однако если их вовремя не диагностировать и не избавиться от первопричины - ребенок будет испытывать те или иные сложности в развитии.

Какие факторы беременности и родов могут пагубно сказаться на развитии мозга ребенка, а также о том, на какие особенности первого года жизни малыша стоит обратить внимание.

Незримые связи

Развитие центральной нервной системы происходит не одновременно. Внутриутробно образуются отделы головного мозга, делятся и появляются новые нервные клетки. Внеутробно (после рождения человека на свет) количество нервных клеток остается неизменным, но между ними образуются новые связи. Благодаря этому ребенок имеет потенциал развития и способность к обучению: двигательному, психическому, речевому и пр. Самые "древние" отделы головного мозга отвечают за внутреннюю среду: дыхание, пищеварение, режим сна и бодрствования, регуляцию тонуса сосудов и др. Выше расположены отделы, отвечающие за слух, положение тела в пространстве, зрение. Еще выше расположены центры, отвечающие за произвольные движения. Наиболее молодые клетки отвечают за речь, возможность самостоятельно строить программу действия, контроль поведения.

Если в каком-то месте головного мозга образовался дефект (опухоль, кровоизлияние, недостаточное кровоснабжение), то не сможет функционировать не только этот участок, но и те, которые находятся выше него. Связано это с тем, что возбуждение от нижележащих отделов идет вверх. При возникновении барьера в виде умершей мозговой ткани импульс идет в обход этого погибшего участка. И следовательно, может вообще не попасть в какую-то вышележащую область. В результате не сформируются связи между разными отделами мозга, не произойдет включение каких-то отделов. Те клетки, которые были безупречно заложены во время беременности, не смогут начать функционировать вовремя и правильно. Не произойдет так называемое созревание головного мозга.

Из-за чего происходят сбои?

Дело в том, что головной мозг закладывается начиная с третьей-четвертой недели беременности. Любая инфекция, перенесенная в первом триместре, может вызвать его серьезное поражение. Любой фармакологический препарат, съеденный мамой в этот срок, тоже может привести к фатальным последствиям.

В первом триместре важен не сам вредный фактор, а срок, на котором он подействовал. Несмотря на то, что риск родить не совсем здорового ребенка в этом случае повышен (именно повышен, а не "велик"), лично я не разделяю страхов акушеров-гинекологов, которые рекомендуют прервать беременность после любого насморка, прошедшего в первом триместре. Наш опыт показывает, что при серьезных нарушениях во внутриутробном развитии ребенка у мамы происходит выкидыш.

Дети с тяжелым поражением ЦНС рождаются как правило тогда, когда не совсем благополучную в первом триместре беременность сохраняют всеми силами, используя гормональные препараты и зашивание шейки матки. Но и тут не бывает правил без исключений. Надо помнить лишь о том, что только родители несут ответственность за рождение ребенка. И в случае прерывания нормальной беременности не будет наказан ни один врач.

Во втором и третьем триместре на развитие головного мозга, а главное, на его устойчивость к родовой травме сильное влияние оказывает плацента. Соответственно, плохая работа плаценты, нарушение кровообращения в этом важном органе, его преждевременное созревание может влиять на развитие нервной системы. Так, например, если мама страдает заболеванием почек, то плацента может отекать, что нарушит ее работу.

Если беременность прошла нормально, то отрицательное значение для развития ЦНС может иметь даже не очень серьезная родовая травма. Слишком быстрые роды (меньше двух часов), выдавливание плода, долгое стояние головки в родовых путях, тугое обвитие пуповиной и пр. могут вызвать мелкоточечные кровоизлияния в нижние отделы ЦНС. Последствия этих нарушений могут быть самыми разными: от повышенного мышечного тонуса и задержки речи до серьезных проблем с двигательной активностью.

Если ребенок перенес родовую травму, то ультразвуковое исследование головного мозга нужно сделать в первый месяц жизни. В это время через большой родничок врач может заглянуть "внутрь головы" и установить наличие кровоизлияния. Это важно, так как к концу второго - середине третьего месяца следы родовых кровоизлияний исчезают. И позже медики не смогут сказать наверняка, была ли родовая травма и является ли она причиной неврологических проблем ребенка.

Чем это грозит?

Последствия поражения нервной системы зависят то того, в каком ее отделе был первичный дефект, каков был его размер. Кроме того, если возбуждение идет неправильным путем, то неизвестно, на какие клетки в каждом конкретном случае падет выбор. Так, у некоторых детей двигательные проблемы видоизменяются в проблемы построения программы логичных последовательных действий (пример такой программы: закатал рукава, включил кран, намочил руки, намылил руки, смыл мыло, закрыл кран, вытер руки, спустил рукава). У других - выливаются в агрессию или апатию.

Чем более устойчива нервная система, тем позже проявляются неврологические проблемы. У некоторых детей может произойти и самокомпенсация. Но, к сожалению, энергетические затраты, брошенные на борьбу с недугом, могут быть столь значительными, что вызовут головные и мышечные боли, снижение работоспособности, нарушение сна и пищеварения. Спектр отдаленных последствий так велик, что не в состоянии вместиться в целую монографию. В каждом случае врачам и педагогам приходится разбираться индивидуально.

Большая часть этих негативных процессов поддается коррекции. Чем раньше родители и врач обратят внимание на тревожные симптомы, тем проще будет наверстать упущенное.

Беременность и роды: факторы риска

Если у вас нет или не было возможности своевременно обследовать ребенка, вы можете воспользоваться нашими тестами, чтобы понять, насколько велик риск того, что у малыша есть неврологические проблемы. Если вы планируете посетить детского невролога, обратите его внимание на те пункты теста, по которым вы начислили малышу один балл или более.

Вопросы о протекании беременности Ответы Подсчет баллов
Какая беременность по счету? первая 0
каждая последующая 1
Чем закончились предыдущие? были аборты каждый 1
выкидыши каждый 2
мертворожденные дети каждый 3
Был ли токсикоз первой половины беременности?
Токсикоз в легкой форме не вредит младенцу, но если мама потеряла в первую половину больше 5 кг, то это должно насторожить врача.
Такой токсикоз требует медикаментозного лечения и пристального наблюдения.
нет 1
да, тошнота 0
да, рвота 1
неукротимая рвота 2
Был ли токсикоз второй половины беременности?
Токсикоз второй половины может приводить к рождению ребенка с низкой массой тела, а также косвенно может говорить о плохой работе плаценты. Эти дети более подвержены родовой травме.
нет 0
да, отеки 1
да, повышенное давление 2
белок в моче 3
Общая прибавка в весе за всю беременность меньше 10-15% от веса до беременности 0
15-20% 1
20-25% 2
больше 25% 3
Была ли угроза выкидыша? нет 0
да, в первой половине беременности 1
во второй половине беременности 2
В чем выражалась угроза выкидыша?
Сообщите врачу-неврологу, какими методами медики сохраняли вашу беременность.
матка в тонусе 1
кровотечение 2
Болели ли вы во время беременности? Сообщите врачу-неврологу, какие вы принимали препараты и на каком сроке беременности. нет 0
легкая однократная простуда с температурой не выше 37,5 1
Каждая последующая или более тяжелая однократная 2

Вопросы о родах Ответы Подсчет баллов
На каком сроке произошли роды?
Исключение составляют крупные зрелые десятимесячные младенцы, они зарабатывают 0 баллов.
в срок 0
28-32 недели 1
24-28 недель или 32-36 недель 2
20-24 недели или позже 40 недель 3
Были ли осложнения? отслойка плаценты 2
неправильное предлежание ребенка 2
неправильное предлежание плаценты 2
Применялись ли акушерские пособия? щипцы 3
выдавливание 3
оперативные вмешательства 3
наркоз 3
прокалывание плодного пузыря 1
применение стимуляции 1
Сообщите врачу вес, рост ребенка при рождении; окружность головы и груди. новорожденный весом не менее 2800 г и имеющий соотношение веса в граммах к росту в сантиметрах 58-60 0
недоношенный 1
ребенок с гипотрофией (худой и длинный) 2
Закричал ли ребенок в родильном зале? сразу 0
после каких-то мероприятий 1
Сколько длился безводный промежуток? 2-8 часов 0
меньше 2 и больше 8 часов 1
Какие были воды? прозрачные 0
зеленые 2
передние воды прозрачные, а задние - зеленые 1
Когда ребенка приложили к груди? в родильном зале 0
в первые сутки 1
позже 2
Опишите потужной период и период изгнания потужной период не больше 20 минут 0
20-30 минут 1
больше 30 или меньше 10 минут 2
Плохо, когда головка рождается с первой, второй потуги. Слишком быстрое изгнание может привести к кровоизлиянию в головной мозг. 2

Оценка результатов

Подсчитайте полученные баллы. Если их не больше 20 - у ребенка может быть негрубое поражение нервной системы. Это значит, что такой малыш будет плохо засыпать, или не захочет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, в последствии позже сядет. В детском саду с ним тяжело будет справиться воспитателям. В школе будет зевать на третьем уроке.

В идеале абсолютно здоровый ребенок не должен набрать ни одного балла. Но как мы знаем, сейчас такие дети практически не встречаются. Приведем простой пример. Во время беременности все было нормально. Отошли прозрачные воды, начались схватки, потом через четыре-пять часов - потуги, потужной период не больше двадцати минут, ребенок родился, а потом было излитие зеленых вод. О чем это говорит?

На медицинском языке - сухая фраза: "Передние воды прозрачные, а задние - зеленые". На общечеловеческом - ребенок во время родов недополучал кислород, произошло кислородное голодание организма, кишечник расслабился, и первородный кал - меконий - вышел в полость матки. В принципе головной мозг мог и не пострадать, так как головка уже родилась. Но самопроизвольное отхождение мекония говорит о том, что в родах все же был момент асфиксии.

Если пациент набрал больше 20 баллов, то у него можно заподозрить серьезное поражение головного мозга. С самых первых месяцев малыш может отставать в развитии - не реагировать на мамин голос или лежать безучастно в мокрых пеленках, не подавая требования о пеленании. Такие дети могут вплоть до полугода лишь спать и есть, не интересоваться игрушками. У них может быть снижен или резко повышен мышечный тонус. В первом случае ребенок будет "висеть", находясь на руках. Во втором - для пеленания невозможно развести ножки и ручки. А может быть наоборот. Малыш беспокоится по каждому поводу, требует бесконечного качания на руках, повышенного внимания к собственной персоне. В целом спектр клинических симптомов при поражении головного мозга весьма широк. При малейшем подозрении - обратитесь к детскому неврологу.

Первый год жизни: обратите внимание

Вопросы Норма
Когда ребенок начал держать голову? 1-1,5 месяца. Здоровый новорожденный должен подтягивать головку, если его в положении на спине подтянуть за ручки. Кратковременно на несколько секунд в положении на животе может поднимать голову с 2-3 недель.
Когда начал переворачиваться? Переворачиваться - в 3-4 месяца, хорошо вертеться - в 6 месяцев.
Одинаково ли хорошо ребенок поворачивался вправо и влево? Со спины на живот и с живота на спину?
Как ребенок лежал в кровати (была ли поза "банана")? В норме положение тела как на спине, так и на животе должно быть симметричным
Играл ли с ногами (хватал их, засовывал в рот)? В 6-7 месяцев, особо развитые дети - в 3-4 месяца
Какой рукой хватал игрушку? Младенец поочередно берет игрушку то правой, то левой рукой и иногда обеими сразу. Или схватит одной, поднесет поближе к глазам, а потом возьмет и придержит обеими.
Когда сел? В 6-8 месяцев. Может быть, из положения лежа на спине, а может быть, после того как пополз и из положения на четвереньках. И то и другое считается нормой.
Ползал? Если да, то как? В 7-8 месяцев раскачивание, стоя на четвереньках, потом ползание назад, потом вперед. Это необходимо для скоординированной работы рук и ног, формирования глазомера в нижнем поле зрения. Если ребенок сначала ползает по-пластунски, а потом встает на четвереньки - это нормально. Если его движения сначала несимметричны, но в течение двух недель происходит выравнивание - это также норма.
Когда встал без опоры? 9-11 месяцев
Когда пошел без поддержки? 9-16 месяцев
Была ли улыбка первые месяцы?
Когда и как начал узнавать маму? 2-4 месяца. Фокусирование взгляда, улыбка при приближении мамы на расстояние около 20 см.
Первые звуки в спокойном состоянии: "А, у, о, о-о-о". Первый месяц
Первые слова? 18-24 месяца
Первые фразы? 18-24 месяца
Играл ли с игрушками? Как и какими? К году ребенок должен уметь перекладывать предметы из одной руки в другую, правильно использовать предметы: из тарелки, даже игрушечной, - есть, машинку - катать, куклу - заворачивать, кормить, пеленать, кубики - ставить один на другой.
Отметьте также, болел ли ребенок на первом году жизни. Если да, то чем. На учете у каких врачей он состоял/состоит.

Если вас, дорогие родители, что-то беспокоит - не стесняйтесь лишний раз потревожить врача. Это наша работа. Если доктор районной поликлиники отмахивается от вас, не обращает внимания на ваши опасения - ищите другого специалиста. Главное - вы должны быть уверены в том, что с ребенком все в порядке. Или же - понять, что происходит, и вовремя начать лечение.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Нервная система осуществляет координацию и контроль за физиологическими и метаболическими параметрами деятельности организма в зависимости от факторов внешней и внутренней среды.

В детском организме происходит анатомическое и функциональное созревание тех систем, которые ответственны за жизнедеятельность. Предполагают, что до 4 лет умственное развитие ребенка происходит наиболее интенсивно. Потом интенсивность снижается, и к 17 годам основные показатели нервно-психического развития сформированы окончательно.

К моменту рождения головной мозг ребенка недостаточно развит. Например, у новорожденного имеется около 25% нервных клеток взрослого человека, к 6 месяцам жизни их количество увеличивается до 66%, а к году — до 90-95%.

Различные отделы головного мозга имеют собственные темпы развития. Так, внутренние слои растут медленнее, чем корковый, за счет чего в последнем образуются складки и борозды. К моменту рождения лучше других развита затылочная доля, в меньшей степени — лобная. Мозжечок имеет небольшие размеры полушарий и поверхностных борозд. Боковые желудочки относительно велики.

Чем меньше возраст ребенка, тем хуже дифференцировано серое и белое вещество головного мозга, нервные клетки в белом веществе располагаются довольно близко друг к другу. С ростом ребенка происходят изменения топики, формы, количества и размеров борозд. Основные структуры мозга формируются к 5 году жизни. Но и позднее продолжается рост извилин и борозд, правда, значительно меньшими темпами. Окончательное созревание центральной нервной системы (ЦНС) происходит к 30-40 годам.

К моменту рождения головной мозг ребенка в сравнении с массой тела имеет относительно большие размеры — 1/8 — 1/9, в 1 год это соотношение составляет 1/11 — 1/12 к 5 годам — 1/13-1/14 и у взрослого человека — приблизительно 1/40. При этом с возрастом масса головного мозга увеличивается.

Процесс развития нервных клеток заключается в росте аксонов, увеличении дендритов, образовании непосредственных контактов между отростками нервных клеток. К 3 годам происходит постепенная дифференциация белого и серого вещества головного мозга, и к 8 годам его кора по строению приближается к взрослому состоянию.

Одновременно с развитием нервных клеток идет процесс миелинизации нервных проводников. Ребенок начинает приобретать эффективный контроль за двигательной активностью. Процесс миелинизации в целом заканчивается к 3-5 годам жизни ребенка. Но развитие миелиновых оболочек проводников, ответственных за тонкие координированные движения и умственную деятельность, продолжается до 30 — 40 лет.

Кровоснабжение мозга у детей более обильное, чем у взрослых. Капиллярная сеть значительно шире. Отток крови от головного мозга имеет свои особенности. Еще плохо развиты диплоэтические пены, поэтому у детей при энцефалите и отеке мозга чаще, чем у взрослых, отмечается затруднение оттока крови, способствующее развитию токсического поражения мозга. С другой стороны, у детей большая проницаемость гематоэнцефалического барьера, что ведет к накоплению в мозге токсических веществ. Ткань мозга у детей очень чувствительна к повышению внутричерепного давления, поэтому факторы, способствующие этому, могут вызывать атрофию и гибель нервных клеток.

Имеют особенности строения и оболочки головного мозга ребенка. Чем младше ребенок, тем тоньше твердая мозговая оболочка. Она сращена с костями основания черепа. Мягкая и паутинная оболочки также тонкие. Субдуральное и субарахноидальное пространства у детей уменьшены. Цистерны, наоборот, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) у детей шире, чем у взрослых.

С возрастом происходит изменение состава мозга: уменьшается количество воды, увеличивается сухой остаток, мозговые ткани наполняются белковым компонентом.

Спинной мозг у детей развит относительно лучше, чем головной, и растет значительно медленнее, удвоение его массы происходит к 10 — 12 месяцам, утроение — к 3 — 5 годам. У взрослого длина спинного мозга равна 45 см, что в 3,5 раза больше, чем у новорожденного.

У новорожденного имеются особенности ликворообразования и состава ликвора, общее количество которого с возрастом увеличивается, в результате повышается давление в спинномозговом канале. При спинномозговой пункции ликвор у детей вытекает редкими каплями со скоростью 20 — 40 капель в минуту.

Особое значение придают исследованию ликвора при заболеваниях ЦНС.

Нормальный ликвор у ребенка прозрачный. Мутность свидетельствует о повышении в нем числа лейкоцитов — плеоцитоза. Например, мутный ликвор наблюдается при менингите. При кровоизлиянии в мозг ликвор будет кровавым, расслоения не происходит, он будет сохранять равномерную бурую окраску.

В лабораторных условиях проводят развернутое микроскопирование ликвора, а также биохимическое, вирусологическое и иммунологическое его исследование.

Закономерности развития статомоторной активности детей

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые помогают ему приспособиться к окружающей среде. Во-первых, это транзиторные рудиментарные рефлексы, отражающие эволюционный путь развития от животного к человеку. Они обычно исчезают в первые месяцы после рождения. Во-вторых, это безусловные рефлексы, которые появляются с рождения ребенка и сохраняются пожизненно. К третьей группе относятся мезенцефальные установленные рефлексы, или автоматизмы, например лабиринтные, шейные и туловищные, которые приобретаются постепенно.

Обычно безусловно-рефлекторную деятельность ребенка проверяет врач-педиатр или невролог. Оценивают наличие или отсутствие рефлексов, время их появления и угасания, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс не соответствует возрасту ребенка, это считается патологией.

Медицинский работник должен уметь оценивать двигательные и статические умения ребенка.

В силу преобладающего влияния экстрапирамидной системы движения новорожденного хаотичны, генерализованы, нецелесообразны. Статические функции отсутствуют. Наблюдается мышечная гипертония с преобладанием тонуса сгибателей. Но вскоре после рождения начинают формироваться первые статические координированные движения. На 2—3-й неделе жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на яркой игрушке, а с 1—1,5 месяцев пытается следить за движущимися предметами. К тому же времени дети начинают держать голову, а в 2 месяца и поворачивать ее. Затем появляются координированные движения рук. Вначале это приближение рук к глазам, рассматривание их, а с 3—3,5 месяцев — удержание игрушки обеими руками, манипулирование ею. С 5-го месяца постепенно развивается одноручное хватание и манипулирование игрушкой. С этого возраста протягивание руки и хватание предметов напоминают движения взрослого человека. Однако вследствие незрелости центров, ответственных за эти движения, у детей этого возраста возникают одновременно движения второй руки и ног. К 7—8 месяцам появляется большая целесообразность двигательной активности рук. С 9—10 месяцев возникает пальцевое удержание предметов, которое к 12—13 месяцам совершенствуется.

Приобретение двигательных умений конечностями происходит параллельно с развитием координации туловища. Поэтому к 4—5 месяцам ребенок сначала переворачивается со спины на живот, а с 5—6 месяцев с живота на спину. Параллельно он осваивает функцию сидения. На 6-м месяце ребенок самостоятельно садится. Это свидетельствует о развитии координации мышц ног.

Затем ребенок начинает ползать, и к 7—8 месяцам формируется уже зрелое ползание с перекрестом движения рук и ног. К 8—9 месяцам дети пытаются стоять и переступать в кровати, придерживаясь за ее край. В 10—11 месяцев они уже хорошо стоят, а к 10—12 месяцам начинают самостоятельно ходить сначала с вытянутыми вперед руками, затем ноги выпрямляются и ребенок ходит почти не сгибая их (к 2—3,5 годам). К 4—5 годам формируется зрелая походка с синхронными шарнирными движениями рук.

Формирование статомоторных функций у детей процесс продолжительный. Важное значение в развитии статики и моторики имеет эмоциональный тонус ребенка. В приобретении этих навыков особую роль отводят самостоятельной деятельности ребенка.

У новорожденного двигательная активность небольшая, в основном он спит, а просыпается, когда хочет есть. Но и здесь существуют принципы прямого воздействия на нервно-психическое развитие. С первых дней над кроваткой подвешивают игрушки, сначала на расстоянии 40—50 см от глаз ребенка для развития зрительного анализатора. В период бодрствования с ребенком необходимо разговаривать.

В 2—3 месяца сон становится менее продолжительным, ребенок уже большее время бодрствует. Игрушки прикрепляют на уровне груди, так что, сделав тысячу и одно неверное движение, он, наконец, захватывает игрушку и тянет ее в рот. Начинается осознанное манипулирование игрушками. Мать или ухаживающий за ребенком человек во время гигиенических процедур начинает играть с ним, делать массаж, особенно живота, гимнастику для развития двигательных движений.

В 4—6 месяцев общение ребенка со взрослым становится более разнообразным. В это время имеет большое значение и самостоятельная деятельность ребенка. Развивается так называемая реакция отторжения. Ребенок манипулирует игрушками, интересуется окружающей обстановкой. Игрушек может быть немного, но они должны отличаться разнообразием как в цветовом, так и в функциональном отношении.

В 7—9 месяцев движения ребенка становятся более целесообразными. Массаж и гимнастика должны быть направлены на развитие моторики и статики. Развивается сенсорная речь, ребенок начинает понимать простые команды, произносить простые слова. Стимулом развития речи является разговор окружающих людей, песни и стихи, которые ребенок слышит во время бодрствования.

В 10—12 месяцев ребенок становится на ноги, начинает ходить, и в это время большое значение приобретает его безопасность. Во время бодрствования ребенка необходимо надежно закрывать все ящики, убирать посторонние предметы. Игрушки становятся более сложными (пирамидки, шары, кубики). Ребенок пытается самостоятельно манипулировать ложкой и чашкой. Уже хорошо развито любопытство.

Условно-рефлекторная деятельность детей, развитие эмоций и форм общения

Условно-рефлекторная деятельность начинает формироваться сразу после рождения. Плачущего ребенка берут на руки, и он замолкает, делает изучающие движения головой, предвосхищающие кормление. В первое время рефлексы формируются медленно, с трудом. С возрастом развивается концентрация возбуждения, или начинается иррадиация рефлексов. По мере роста и развития, приблизительно со 2—3-й недели, происходит дифференцирование условных рефлексов. У 2—3-месячного ребенка наблюдается довольно выраженное дифференцирование условно-рефлекторной деятельности. И к 6 месяцам у детей возможно образование рефлексов со всех воспринимающих органов. В течение второго года жизни у ребенка еще более совершенствуются механизмы образования условных рефлексов.

На 2—3-й неделе во время сосания, сделав перерыв для отдыха, ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь или бутылочку, из которой его кормят. К концу 1-го месяца жизни интерес ребенка к матери еще больше повышается и проявляется уже вне приема пищи. В 6 недель приближение матери вызывает у ребенка улыбку. С 9-й по 12-ю недели жизни формируется слух, что отчетливо проявляется при общении ребенка с матерью. Наблюдается общее двигательное возбуждение.

К 4—5 месяцам приближение незнакомого человека вызывает прекращение гуления, ребенок внимательно рассматривает его. Затем появляется или общее возбуждение в виде радостных эмоций, или как результат отрицательных эмоций — плач. В 5 месяцев ребенок уже узнает свою мать среди чужих людей, по-разному реагирует на исчезновение или появление матери. К 6 —7 месяцам у детей начинает формироваться активная познавательная деятельность. Во время бодрствования ребенок манипулирует игрушками, часто негативная реакция на чужого человека подавляется проявлением новой игрушки. Формируется сенсорная речь, т. е. понимание слов, которые произносят взрослые. После 9 месяцев наблюдается целый спектр эмоций. Контакт с незнакомыми людьми обычно вызывает отрицательную реакцию, однако она достаточно быстро становится дифференцированной. У ребенка возникают робость, стеснительность. Но контакт с окружающими налаживается благодаря интересу к новым людям, предметам, манипуляциям. После 9 месяцев сенсорная речь ребенка еще больше развивается, она уже используется для организации его деятельности. К этому времени относят и формирование моторной речи, т.е. произнесение отдельных слов.

Развитие речи

Формирование речи является этапом становления человеческой личности. Особые мозговые структуры ответственны за способность человека к артикуляции. Но развитие речи происходит лишь при общении ребенка с другим человеком, например, с матерью.

В развитии речи выделяют несколько этапов.

Подготовительный этап. Развитие гуления и лепета начинается в 2—4 месяца.

Роль импринтинга и воспитания в нервно-психическом развитии детей

У детей с периода новорожденное формируется механизм мгновенного контакта — импринтинга. Этот механизм в свою очередь связан с формированием нервно-психического развития ребенка.

Материнское воспитание очень быстро формирует у ребенка чувство защищенности, а кормление грудью создает ощущение безопасности, комфорта, теплоты. Мать является незаменимым человеком для ребенка: формирует его представления об окружающем мире, о взаимоотношении между людьми. В свою очередь, общение со сверстниками (когда ребенок начинает ходить) формирует понятие социальных отношений, товарищества, тормозит или усиливает чувство агрессивности. Большая роль в воспитании ребенка отводится и отцу. Его участие необходимо для нормального построения отношений со сверстниками и взрослыми, формирования самостоятельности и ответственности за то или иное дело, образа действий.

Для полноценного развития ребенку необходим правильный сон. У новорожденных сон носит полифазный характер. В течение суток ребенок засыпает от пяти до 11 раз, не отличая день от ночи. К концу 1-го месяца жизни устанавливается ритмичность сна. Ночной сон начинает превалировать над дневным. Скрытые элементы полифазности сохраняются даже у взрослых. В среднем потребность в ночном сне с годами уменьшается.

Уменьшение общей длительности сна у детей происходит за счет дневного сна. К концу первого года жизни дети засыпают один — два раза. К 1—1,5 годам продолжительность дневного сна составляет 2,5 ч. После четырех лет дневной сон бывает не у всех детей, хотя сохранять его желательно до шести лет.

Сон организован циклически, т. е. фаза медленного сна завершается фазой быстрого сна. В течение ночи несколько раз происходит смена циклов сна.

В грудном возрасте проблем со сном обычно не бывает. В возрасте полутора лет ребенок начинает засыпать медленнее, поэтому он сам выбирает приемы, способствующие засыпанию. Необходимо создать привычную обстановку и стереотип поведения перед сном.

Зрение

От рождения до 3 — 5 лет происходит интенсивное развитие тканей глаза. Затем их рост замедляется и, как правило, оканчивается в пубертатном периоде. У новорожденного масса хрусталика равна 66 мг, у годовалого ребенка — 124 мг и у взрослого — 170 мг.

В первые месяцы после рождения у детей имеется дальнозоркость (гиперметропия) и только к 9—12 годам развивается эмметропия. Глаза новорожденного почти постоянно закрыты, зрачки сужены. Хорошо выражен корнеальный рефлекс, способность к конвергенции неопределенная. Имеется нистагм.

Слезные железы не функционируют. Приблизительно в 2 недели развивается фиксация взора на предмете, обычно монокулярная. С этого времени начинают функционировать слезные железы. Обычно к 3 неделям ребенок устойчиво фиксирует свой взор на предмете, зрение уже бинокулярное.

В 6 месяцев появляется цветовое зрение, а к 6 —9 месяцам формируется стереоскопическое зрение. Ребенок видит мелкие предметы, различает расстояние. Поперечный размер роговицы почти такой же, как у взрослого — 12 мм. К году формируется восприятие различных геометрических форм. После 3 лет все дети обладают уже цветовым восприятием окружающего.

Зрительную функцию новорожденного проверяют при поднесении к его глазам источника света. При ярком и внезапном освещении он жмурится, отворачивается от света.

У детей после 2 лет остроту зрения, объем полей зрения, цветоощущение проверяют с помощью специальных таблиц.

Уши новорожденных достаточно морфологически развиты. Наружный слуховой проход очень короткий. Размеры барабанной перепонки такие же, как у взрослого, но расположена она в горизонтальной плоскости. Слуховые (евстахиевы) трубы короткие и широкие. В среднем ухе имеется эмбриональная ткань, которая резорбируется (рассасывается) к концу 1-го месяца. Полость барабанной перепонки до рождения безвоздушная. С первым вдохом и глотательными движениями она заполняется воздухом. С этого момента новорожденный слышит, что выражается в общей двигательной реакции, изменении частоты и ритма сердцебиения, дыхания. С первых часов жизни ребенок способен к восприятию звука, его дифференцировке по частоте, громкости, тембру.

Функцию слуха у новорожденного проверяют по ответной реакции на громкий голос, хлопок, шум погремушки. Если ребенок слышит, появляется общая реакция на звук, он смыкает веки, стремится повернуться в сторону звука. С 7-8 недель жизни ребенок поворачивает голову в сторону звука. Слуховую реакцию у детей старшего возраста при необходимости проверяют с помощью аудиометра.

Обоняние

У ребенка с рождения сформированы воспринимающие и анализирующие участки обонятельного центра. Нервные механизмы обоняния начинают функционировать со 2-го по 4-й месяц жизни. В это время ребенок начинает дифференцировать запахи: приятные, неприятные. Дифференцирование сложных запахов до 6-9 лет происходит за счет развития кортикальных центров обоняния.

Методика исследования обоняния у детей заключается в поднесении к носу различных пахучих веществ. При этом следят за мимикой ребенка в ответ на данное вещество. Это может быть удовольствие, неудовольствие, крик, чихание. У ребенка старшего возраста обоняние проверяют так же. По его ответу судят о сохранности обоняния.

Осязание

Осязание обеспечивается функцией кожных рецепторов. У новорожденного болевая, тактильная чувствительность и терморецепция не сформированы. Порог восприятия особенно низкий у недоношенных и незрелых детей.

Реакция на болевое раздражение у новорожденных общая, локальная реакция появляется с возрастом. На тактильное раздражение новорожденный реагирует двигательной и эмоциональной реакцией. Терморецепция у новорожденных сильнее развита к охлаждению, чем к перегреванию.

С рождения у ребенка сформировано вкусовое восприятие. Вкусовые рецепторы у новорожденного занимают относительно большую площадь, чем у взрослого. Порог вкусовой чувствительности у новорожденного выше, чем у взрослого человека. Вкус у детей исследуют при нанесении на язык сладкого, горького, кислого и соленого растворов. По реакции ребенка судят о наличии и отсутствии вкусовой чувствительности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.