Стратегии психотерапии невротических расстройств цели этапы мишени

Название цикла: Клиническая психотерапия. Клиническая психотерапия невротических расстройств.

Объем цикла: 144 уч. часа

Сроки проведения: 07 - 19 декабря 2020 г.

Время проведения занятий: 09:00 – 17:00.

Место проведения: г. Санкт-Петербург, 8-я Линия Васильевского Острова, дом 83, 6 этаж.


Существует возможность принять онлайн участие в обучении в этом цикле через программу Zoom

В период пандемии коронавирусной инфекции мы считаем, что для любого человека особенно важно защитить себя, позаботиться о своих близких и не позволить угрозе нарушить жизнь, помешать в реализации планов и достижении жизненных целей! Именно поэтому мы решили обеспечить слушателям возможность присоединиться к данной программе в режиме on-line.

Стоимость:

при оплате в день начала обучения - 29000 руб.
при оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения – 27000 руб. (скидка 7%)
при оплате не позднее, чем за 2 недели (14 дней) до начала обучения - 26500 руб. (скидка 9%)
при оплате не позднее, чем за 3 недели (21 дней) до начала обучения - 26000 руб. (скидка 11%)
при оплате не позднее, чем за 4 недели (28 дней) до начала обучения – 25000 руб. (скидка 14%)
при оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения – 22000 руб. (скидка 22%)
при оплате не позднее, чем за 12 недель (84 дня) до начала обучения – 20000 руб. (скидка 30%)

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

В программе могут принять участие: врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, врачи других специальностей, клинические (медицинские) психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов.

Врачи-психотерапевты, успешно прошедшие цикл и выдержавшие сертификационный экзамен, смогут получить сертификат специалиста.

В программе:

Клиническая психотерапия: стратегии лечения и реабилитации пациентов основных клинических групп. Освоение первого модуля программы цикла позволит изучить принципы и технологии современной клинической психотерапии, уверенно применять психотерапевтические подходы в медицинской модели психотерапии: Вы научитесь проводить (врачи) или участвовать (клинические психологи) клиническую функциональную диагностику; корректно формулировать психотерапевтическую гипотезу; выделять и определять для дальнейшей работы мишени 5-и групп для последующей психотерапии Ваших пациентов; определять рейтинг психотерапевтических мишеней психотерапии с учетом значимости этиопатогенетических факторов болезни, и на этой основе разрабатывать индивидуальную психотерапевтическую программу, включающую основной и вспомогательные методы психотерапии, формы и виды психотерапии, а также состав полипрофессиональной психотерапевтической бригады.

Современная групповая психотерапия в клинике. Второй модуль цикла погрузит слушателей в освоение интереснейшей темы современной психотерапии – различных методов и подходов групповой психотерапии, без которой практически невозможно справиться с большей частью невротических расстройств. Слушатели узнаю о современной классификации групповой психотерапии, чем отличаются показания к групповой психотерапии симптоматической, поведенческой, динамической, гуманистической и экзистенциальной психотерапии, а также групповой психотерапии других методов (группы арт-терапии, телесно-ориентированной, психодрамы и драматической психотерапии). Изучат и освоят основные технологические элементы основных моделей групповой психотерапии поведенческой (когнитивно-поведенческой), динамической и экзистенциальной. Освоят методики сбора пациентов (клиентов) на психотерапевтические группы. Отдельно будет изучаться тема организации психотерапевтической помощи в условиях психотерапевтического кабинета.

Невротические расстройства с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии. Третий модуль цикла посвящен практическому применению психотерапии при лечении невротических расстройств с позиции различных школ психотерапии и, конечно же, Вы освоите тонкости применения основного метода Петербургской (Ленинградской) школы – Личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию по Б.Д. Карвасарскому, В.А. Ташлыкову, Г.Л. Исуриной, доказавшей свою эффективность при лечении невротических, других пограничных психических расстройств. Важным элементом обучения на этом модуле станет изучение и практическое освоение современной психотерапии кризисных состояний, которые, как известно, тоже относят к группе невротических расстройств.

Методический тренинг: модель динамической психотерапевтической группы. Четвертый модуль проводится в форме методического тренинга динамической психотерапевтической группы – самой сложной групповой технологии. Этот модель позволит получить личную практику проведения групповой динамической психотерапии. Вы примеритесь к креслу ведущего динамической группы, поэкспериментируете с выбором ко-терапевтов, а также получите опыт самостоятельного ведения группы, достаточный для начала собственной практики!

Мы ждём Вас, дорогие коллеги!

Контактные данные:

Электронная почта: client@ipmp-spb.ru

А теперь подробнее:

Данный цикл является инновационным образовательным продуктом, позволяющим уточнять и совершенствовать личностные и профессиональные компетенции, необходимые в психотерапевтической деятельности, а также обеспечить повышение эффективности работы с пациентами.

Обучение слушателей направлено на актуализацию и практическое освоение медицинской модели психотерапии и ее научного содержания – клинической психотерапии. Освоение современных подходов клинической психотерапии делает возможным применение психотерапии в условиях современных медицинских учреждениях, проводящих лечение невротических расстройств в амбулаторных, стационарных и полустационарных условиях.

Изучение клинической психотерапии на этом цикле осуществляется на модели невротического расстройства – основной и традиционной для психотерапии клинической модели патологии. Практически все основные психотерапевтические методы специально разрабатывались для помощи пациентам с невротическими расстройствами.

Продолжая эту традицию, слушатели цикла погрузятся не только в изучение клинических, психологических и психосоциальных причин невротических расстройств, но и освоят особенности этиопатогенеза различных групп невротических состояний с учетом этапов их клинической динамики. Слушатели цикла освоят технологии понимания, диагностики и лечения невротических расстройств с позиции современных представителей (носителей методов) основных психотерапевтических парадигм – психодинамической, когнитивно-поведенческой, экзистенциально-гуманистической, а также новейших подходов нарративной (лингвистической) психотерапии.

Особое место в программе занимает диагностика и психотерапия невротических расстройств с позиции Личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию по Б.Д. Карвасарскому, В.А. Ташлыкову, Г.Л. Исуриной. В этой лечебной системе, как известно, есть специальные критерии для диагностики невротического расстройства, принципы выбора психотерапевтических интервенций, а также определение показаний к индивидуальной и групповой психотерапии.

Участие в цикле позволит начинающим специалистам уверенно начать профессиональную деятельность, а профессионалам в области психотерапии отточить мастерство, углубиться в прикладные вопросы клинического применения психотерапии при лечении невротических расстройств.

Расписание занятий

Индекс

Наименование

разделов

Наименование учебных пар

Преподаватели

1

Клиническая психотерапия: стратегии лечения и реабилитации пациентов основных клинических групп

1.1

Введение в клиническую психотерапию

1 Пара: Клиническая психотерапия: предпосылки, содержание,перспектива развития

Климов А.А.

2 Пара: Личностные и профессиональные компетенции психотерапевта,

участвующего в лечении пациента с невротическим расстройством

3 Пара: Диагностика в клинической психотерапии. Психотерапевтическая

гипотеза. Разработка и формирование психотерапевтической гипотезы.

Назыров Р.К.

4 Пара: Психотерапевтические мишени: понятия, классификация и

верификация. Семинар: Индивидуальная психотерапевтическая программа.

Назыров Р.К.

1.2

Клиническая психотерапия в лечении психических расстройств.

Особенности клинической и клинико- психологической диагностики.

1 Пара: Индивидуальная психотерапевтическая программа Типология

индивидуальных психотерапевтических программ.

Назыров Р.К.

2 Пара: Клиническая психотерапия в лечении шизофрении. Клиническая

психотерапия в лечении депрессии.

Назыров Р.К.

3 Пара: Клиническая психотерапия в лечении зависимости.

Назыров Р.К.

4 Пара: Клиническая психотерапия в лечении психосоматического

Назыров Р.К.

1.3

Клиническая психотерапия депрессивного расстройства, шизофрении и шизотипического расстройства

1 Пара: Клиническая психотерапия в лечении невротических расстройств.

Назыров Р.К.

2 Пара: Диагностика, разработка психотерапевтической гипотезы для

пациента с невротическим расстройством

Назыров Р.К.

3 Пара: Клинико-терапевтический анализ психотерапевтического случая

Назыров Р.К.

4 Пара: КАПС, завершение модуля

Назыров Р.К.

2

Современная групповая психотерапия в клинике

2.1

1 Пара: Основные тенденции использования групповой психотерапии в

Климов А.А.

2 Пара: Основы групповой психотерапии: классификация групп,

неспецифические факторы групповой психотерапии. Показания и противопоказания.

Климов А.А.

3 Пара: Динамическая группа как модель групповой психотерапии

Толстых А.Р.

4 Пара: Динамическая группа как модель групповой психотерапии

Толстых А.Р.

2.2

Психотерапевтические группы различных направлений психотерапии

1 Пара: Ответы Академика

Залевский Г.В.

Климов А.А.

2 Пара: Когнитивно-поведенческая группа

Бубнова И.В.

3 Пара: Психоанализ в группе

Назыров Р.К.

4 Пара: Гуманистическая группа

Назыров Р.К.

2.3

Психотерапевтические группы различных направлений психотерапии

1 Пара: Психотерапия в группе

Климов А.А.

2 Пара: Психодрама

Климов А.А.

3 Пара: Экзистенциальная группа (модель)

Назыров Р.К.

4 Пара: Тренинг социального опыта (модель). Завершение модуля.

Назыров Р.К.

3

Невротические расстройства с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии

3.2

Невротические расстройства как объект психотерапии

1 Пара: Заочная супервизия случая психотерапии пациента с неврозом

Брылев В.В.

2 Пара: Современные представления о невротических расстройствах в

медицине, семиотика невроза

Брылев В.В.

3 Пара: Негативная диагностика невротических расстройств

Брылев В.В.

4 Пара: Позитивная диагностика невротического расстройства

Брылев В.В.

3.2

Неврозы с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии. Основы кризисной психотерапии

1 Пара: Семинар-тренинг «Основные этиопатогенетические факторы

Климов А.А.

2 Пара: Cеминар-тренинг «Основные этиопатогенетические факторы

Климов А.А.

3 Пара: Психология кризисных состояний

Климов А.А.

4 Пара: Основы кризисной психотерапии

Климов А.А.

3.3

психотерапия в лечении невротических расстройств

1 пара: Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия.

Основные подходы к лечению невротических расстройств

Климов А.А.

2 Пара: Дифференциальная конфронтация в психотерапии невротических

Климов А.А.

3 Пара: Техники корригирующего эмоционального опыта невротических

Климов А.А.

4 Пара: Техники поведенческого научения

Климов А.А.

Пс-4

Методический тренинг: модель динамической психотерапевтической группы

Толстых А.Т.

Завершив программу, Вы сможете:

А в роли участника динамической группы у Вас есть возможность:

Занятия проводят известные специалисты, чей авторитет и мастерство признаны не только российскими, но и международными профессиональными сообществами. В обучении используются инновационные методики и опыт обучения врачей-психотерапевтов Санкт-Петербургской (Ленинградской) школы. (Преподаватели)

Нами создана принципиально новая система образования наивысшего уровня! Обучение у нас гарантированно выведет Вас на новые высоты в профессиональной деятельности, и, что крайне важно, позволит пройти личную терапию и супервизию, что сделает Вас еще успешнее как в профессиональной, так и в личной сфере. Мы привлекаем на наши циклы лучших преподавателей со всей страны!

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

Хотя неврозы являются психогенным заболеванием, их причины следует искать в индивидуальной истории, эмоциональных связях, как в прошлом, так и в настоящем, учитывая физиологические особенности и их влияние. Как я подчеркивал ранее в этой работе, двумя самыми главными симптомами невроза действительно являются тревога и депрессия. Эти симптомы являются не просто психическими явлениями, но и психофизиологическими. Они являются проявлением всего нашего существования, где только вербальные условности вынуждают нас описывать эти явления, учитывая как психологию, так и физиологию. Все другие эмоции, как положительные, так и отрицательные имеют в этом сходство с тревогой и депрессией.

Следовательно, неврозы, или как минимум некоторые их проявления, могут изменяться под действием физиологических факторов. Тревожность и депрессию можно как увеличить, так и уменьшить физиологическими факторами. На практике, конечно, число случаев, когда кто-нибудь желает усилить депрессию или тревогу, почти не встречается. Однако, так как депрессия и тревога относятся к практически противоположным состояниям души и тела, передозировка успокоительных лекарств или гипноз, направленные на понижение тревожности, может привести к усилению депрессии, а передозировка транквилизаторов и антидепрессантов, возможно, увеличит тревогу.

Следовательно, физические аспекты тревоги и депрессии поддаются лечению психотропными препаратами, которые, несомненно, являются наиболее распространенным средством лечения невротиков. Эти лекарства разнообразны и включают в себя нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты, подробное обсуждение которых будет неуместно в данной работе.

Однако их популярность еще не означает их полную или даже частичную эффективность. Возможно, популярность во многом обусловлена рядом дополнительных факторов, таких как отсутствие у большинства врачей времени и подготовки для применения любой формы психотерапии. Хотя многие, возможно, даже большинство невротиков, предпочтут избавление от текущего несчастья посредством детального изучения себя, а не лечением препаратами. Использование медикаментов часто действительно является защитой, ввиду того, что это позволяет пациентам отрицать масштаб и природу их заболеваний, а врачам держать пациентов на психологической дистанции. Опыт работы доктора М. Балинта (М. Balint) в Тавистокской клинике показывает, что терапевты скрывают количество запрашиваемых препаратов для лечения обычных физических симптомов из-за нежелания использовать психологическую помощь и вдаваться в подробности невроза. Однако внутреннее сопротивление, как терапевта, так и пациента, должно быть преодолено.

Помимо сомнений в эффективности, лекарства, которые используют при лечении неврозов, имеют ряд особенностей.

Хотя мало кто из нас летчики, действия на земле тоже бывают опасными, требуя быстрых и обдуманных реакций. А использование лекарств, снижающих бдительность, которые обычно выписываются, чтобы позволить пациентам нормально работать, несмотря на их неврозы, не исключают этих рисков.

Во-вторых, эти лекарства, даже когда они облегчают симптомы, на самом деле не воздействуют на причину заболевания. Даже если пациент идет на поправку после определенного периода принятия лекарства, остаточные явления невроза остаются. Поэтому есть вероятность попадания пациентов в аналогичное состояние снова. Если было бы больше людей, способных осуществлять психотерапевтическую помощь, то возник бы массовый протест против распространенного лечения невротиков лекарствами. Однако, так или иначе, использование лекарств продолжается, т. к. врачи и пациенты считают, что хоть какое-то лечение лучше, чем его отсутствие. И это право пациента и долг врача предпринимать что-то, даже когда последний понимает, что не может быть достигнуто действенного результата. Это последнее утверждение прозвучит цинично только для врачей, которые считают, что их роль ограничена только прописанными терапиями и что они должны избегать всех действий, требующих психологического воздействия.

Я полагаю, уже должно было стать очевидным, что психотерапия является альтернативной формой лечения неврозов. Но перед тем, как обсуждать этот вопрос, необходимо затронуть относительно новую форму лечения, которая известна как поведенческая терапия. Эта форма лечения стала известна, в основном благодаря тому, что она использовалась Х. Айзенком (H. Eysenck).

Поведенческая терапия основана на теории научения. Она предполагает, что симптомы обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам и ставит своей целью устранение этих симптомов с помощью приемов, направленных на отказ от старых и выработку новых навыков. Ее теоретическая база резко отличается, от основ психоанализа тем, что в ней отвергается идея о наличии скрытого процесса или болезни, симптомы которых являются лишь их внешним проявлением.

Большая часть успехов поведенческой терапии связана с лечением фобий и поведенческих расстройств, т. е. тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определенный симптом, как мишень для терапевтического вмешательства.

Парадигма терапии поведения была создана Д. Ватсоном (J. Watson) американским психологом, который впервые экспериментально вызвал у 11-месячного сироты Альберта фобию на белую крысу, издавая громкий шум, как только Альберт пытался поиграть с ней, и потом с помощью ассистентки Мэри Ковер (M. Cover) он вылечил его от фобии. Ассистентка давала сироте шоколад, когда он видел белую крысу. Это экспериментальное лечение, изменяющее ассоциации и тем самым подавляющее невроз потребовало определенного времени. Сначала Альберт не замечал шоколадки и хотел сбежать от крысы. А когда ассистентка отнесла крысу в дальний угол комнаты, из которого эксперимент контролировался, Альберт брал шоколад охотно, хотя и смотрел с опаской на грызуна. Позже ассистентка с каждым последующим экспериментом подносила крысу все ближе и ближе, до тех пор, пока Альберт не перестал бояться и смог играть с ней. Научная ценность данного эксперимента заключается в том, что фобия может быть вылечена изменением условий или избеганием этих условий и обстоятельств.

При лечении неврозов у взрослых используются, конечно, более сложные процедуры. Они включают создание различных моделей или игрушек, вызывающих фобию. Смотря на них, разговаривая о них, обсуждая их вместе с терапевтом, происходит лечение пациента.

Хотя поведенческая терапия появилась как форма лечения фобий, она также может применяться при других поведенческих расстройствах, таких как фетишизм, гомосексуализм, алкоголизм.

Однако психотерапия остается альтернативным методом лечения неврозов. Хотя должно быть признано, что различные виды психотерапии, в общем и целом наиболее эффективны, для лечения большинства типов неврозов.

Существует много факторов, способствующих такому неудовлетворительному состоянию дел. Некоторые из них характерны проблемам психологических расстройств, некоторые вовсе не относятся к применению психотерапии. Факторы, присущие проблемам психологическим расстройствам включают то, что идея осуществления психотерапии насчитывает не более ста лет. И поэтому не удивительно, что до сих пор существуют споры о базовых принципах как теории, так и техники. Другой фактор заключается в том, что психологические расстройства и симптомы довольно субъективны и плохо поддаются экспериментальным и статистическим исследованиям. Эти исследования являются двумя наиболее часто используемыми инструментами, применяемые исследователями, для выявления базовых принципов и установления эффективности методов лечения.

Еще одним неизбежным затруднением является то, что все теории о человеческой природе сталкиваются как с положительными, так и с отрицательными предубеждениями. Взгляды Фрейда на проникающее влияние сексуальности и взгляды Адлера на главенство желания управлять, воспринимаются людьми с предубеждением. Но эти формы тенденциозности, конечно, не могут изменить настоящего значения этих теорий.

Здесь мы увидим то, что может доказать существование ограничивающего фактора в психологии как науке. С фактом того, что существует что-то по своей сути парадоксальное в объективном отношении к субъективному или в изучении живых объектов, а также в изучении кого-то техниками, теми же, что и при изучении неживых объектов. Наука достигла больших успехов в изучении неживого, как и медицина при лечении заболеваний, которые можно рассматривать как механические неполадки индивидуальных органов или систем. Но неврозы – не просто расстройство, это нарушения функционирования человека как личности. Физик не должен применять законы физики на себе. Хирург может не ассоциировать себя со своей работой, органом, который он лечит. Но психотерапевт анализирует себя и остается начеку, зная, что его индивидуальность может повлиять на пациентов. Он также вынужден серьезно воспринимать тот факт, что любые гипотезы, к которым может привести его опыт, будут применены и к нему самому.

Не удивительно, что в психотерапии некоторые специалисты защищают себя от тревоги, пытаются работать в определенном спектре и ограничивать себя небольшим количеством ориентиров. И поэтому они держатся в рамках определенных теорий, к которым начинают относиться догматично. Цепляются за них как за спасительную соломинку, часто таким же образом поступают дети, хватая знакомые предметы, испытывая тревогу. Как результат, появляются противоположные школы психотерапии и психоанализа и существуют тенденции разделения психоаналитических направлений. Те потенциальные пациенты, которые хотят пройти психоанализ Фрейда, сталкиваются с тем, что необходимо выбрать между тремя различными направлениями психоанализа. Эта ситуация неблагоприятна как для пациентов, так и для психоаналитиков.

Два предыдущих раздела не должны восприниматься как аргумент в пользу нигилизма или скептицизма. Я полагаю, что они представляют собой пути выхода из видимого тупика релятивизма. Первый из них, который я применил в этой книге, заключается в обосновании психологической теории на основе биологических знаний. Другой, к которому я еще обращусь ниже, заключается в рассмотрении действующей практики психотерапии в качестве составной части коммуникаций. Интерпретируя защиту от неврозов, как усложненные и комбинированные реакции животных на угрозы, я смог сформулировать теорию, независимую от всех фундаментальных предложений о человеческой природе. Но в то же время, соглашаясь с тем, что человек является частью процесса эволюции. Однако, не допуская предположения о том, что главной движущей силой поведения человека является секс и агрессия, желание власти, или унаследованный конфликт между Эросом и Танатосом. Существует много базовых мотивов, инстинктов или врожденных моделей поведения. И это вопросы общей биологии, ведь их можно исследовать независимо от конкретных личных параметров и от философии. Нельзя не заметить, что ни одна из современных развивающихся психофизиологических теорий, с их уклоном на сексуальные и агрессивные мотивы, не включает рассмотрение в поведении человека таких животных моделей, как осматривание друг друга (у приматов), защита территории, несмотря на факт существования этих инстинктивных моделей поведения наряду с сексом и агрессией.

Я думаю, нет смысла аргументировать то, что причины невроза лежат в Эдиповом комплексе Фрейда, депрессивной позиции Мелани Клейн или в любом другом специфическим психологическом комплексе. Хотя эти условия относятся к процессу, который действительно можно наблюдать на практике, они, как мне кажется, являются вторым исключительным противоречием. Ведь эти специфические комплексы сами требуют объяснений. Также общий опыт человека не может быть использован для объяснения отклонений и ограничений человеческого развития, которые мы называем неврозом. Если воспринимать тревогу как особую форму бдительности, то невротическая тревога – это особая форма тревоги, которая возникает из тенденции человека переосмысливать окружающую его среду и защищаться от стресса, который может быть вызван как внутренними, так и внешними факторами.

Другой способ избежать нигилизма и скептицизма – воспринимать психотерапевтическую практику как часть общения. Существует множество видов психотерапии: психотерапия Фрейда, Юнга, Адлера, Клейна, неофрейдизм, клиент-ориентированная, поверхностная или глубинная, индивидуальная, групповая, поддерживающая, интерпретативная. Но их всех объединяет создание и последующее поддержание контакта, а также общение между доктором и пациентом.

Это способствует отстранению психотерапевтов и психологов от научных исследований распространенных психологических расстройств.

Поддерживающая психотерапия не претендует на лечение хронических неврозов, которые скорее относятся к сфере интерпретационной психотерапии. Здесь также главной целью является общение между терапевтом и пациентом. Хотя это немного размывается тем фактом, что обычно, интерпретируя пациента, психотерапевт действует против процесса коммуникации – хотя это тоже является элементом общения. Так как невротики по определению находятся в состоянии тревоги скрытой или очевидной, им не по себе с терапевтом и они не способны вести себя раскованно в его присутствии. Поэтому они вынуждены скрывать свою тревогу, используя защитные механизмы. Маниакальный больной будет пытаться контролировать себя и психотерапевта, шизоидный будет подозрительным, крайне равнодушным, страдающий фобией будет избегать контакта со специалистом или искать защиты у него, а истеричный будет льстить, пытаясь вызвать симпатию. Задача психотерапевта – во-первых, выяснить, как ведет себя пациент и, во-вторых, дать ему понять, какие формы поведения проявлять не следует. Сложность психотерапии – споры между различными школами – возникают как раз в этой второй стадии. После того, как выяснена конкретная защитная стратегия пациента, психотерапевт должен понять причину этой защиты. На этом этапе у него широкий простор для размышления. Защищает ли себя пациент от собственных импульсов или он вынужденно использует защитные механизмы от внешних условий? Если первое, то какие внутренние побуждения заставляют испытывать страх? И каким же образом специалист поможет показать пациенту, что они не такие опасные, как ему кажется? Если второе, то что за ситуация вызвала длительную защитную реакцию, и как психотерапевт сможет доказать, что прошлое – уже не настоящее?

На практике ответы на эти вопросы реализуются с помощью оговорок, которые содержатся в речи пациента. В определенных деталях его семиотики, жестах, оговорках, снах, эмоциях, которые он испытывает. Но так как эти оговорки являются непрямыми признаками, определенные выводы делаются с опорой на теорию (например, интерпретация снов) и уже конкретные заключения могут стать предметами споров. Некоторые специалисты будут пытаться придавать особое значение наследственным факторам, тогда как другие, влиянием окружающей среды.

К счастью, психотерапия – процесс, в равной степени включающий двух людей, пациента и психотерапевта. И всякое теоретическое предубеждение психотерапевта, скорее всего, будет скорректировано тем, что пациент, как активный участник лечебного процесса, не заинтересован в тонкостях теории и продолжении лечения до тех пор, пока не почувствует, что его случай понят до конца. И так как процесс психотерапии состоит из конкретных, а не общих проблем, то прогресс, вероятно, будет зависеть от того, насколько хорошо обе стороны понимают друг друга и насколько успешно их общение, в каких бы информационных рамках это не происходило. Теоретические различия между различными школами психотерапии, вероятно, ухудшают взаимопонимание между специалистами даже сильнее, чем между психотерапевтом и пациентом.

Длительные и серьезные неврозы, в идеале, должны лечиться каким-то видом интерпретационной психотерапии, но возможностей для оказания подобного вида лечения не хватает из-за недостатка квалифицированных психотерапевтов. Сложно сказать точно, насколько серьезна существующая нехватка квалифицированных психотерапевтов, так как нет надежной информации. Классический фрейдистский подход всегда предполагал, что все неврозы – стойкие расстройства, настолько глубоко закрепленные в личности пациента и его развитии, что их спонтанное исчезновение невозможно или что на них можно будет повлиять каким-либо краткосрочным сеансом. Хотя недавнее исследование показывает, что большинство невротиков идут на поправку, и это делает меня чрезмерно оптимистичным. Спонтанные выздоровления, даже от очень серьезных неврозов, иногда действительно происходят, но, как я заметил ранее, увеличивается количество данных, что только некоторые сложные формы невроза могут быть купированы краткосрочной психотерапией. И нет никаких предпосылок, что эта ситуация улучшится в обозримом будущем.

Во-первых, подготовка психотерапевтов – это долгое и затратное дело. И в условии отсутствия консенсуса между психотерапевтами непонятно, чему и как должен быть обучен студент. Общественные фонды вряд ли станут финансировать подготовку. Как результат, организации, осуществляющие интенсивную подготовку психотерапевтов, такие как Британское Психоаналитическое Общество и Общество Аналитической Психологии, скорее всего, останутся за рамками Национальной Службы Здравоохранения и университетов и продолжат финансирование частным образом, в основном за счет взносов от самих студентов. Одним из последствий данной ситуации является то, что курсы обучения интенсивной психотерапии или психоанализа более доступны тем студентам, которые планируют работать в частном секторе, а не в Национальной Службе Здравоохранения.

Конечно, были сделаны попытки ускорить психотерапию, сочетая ее с гипнозом и лекарственной терапией, увеличивая количество пациентов, используя групповое лечение, при котором специалист занимается от 5 до 10 пациентов одновременно.

В-третьих, большинство основоположников психотерапии и психоанализа воспринимали свои методы терапии как панацею, от которой будет лучше всем, кроме тех, кому, в первую очередь требовалась помощь. Как результат, проводилось незначительное количество методических исследований, позволяющих решить проблему отбора пациентов для психотерапии. До настоящего времени сохраняется тенденция лечить всех желающих, не обращая внимания на природу, серьезность симптомов или насколько длительное лечение им предстоит. Также сохраняется тенденция лечить пациентов ежедневными сеансами, не обращая внимания на диагноз.

Одним из последствий всего этого является то, что психоаналитики вынуждены тратить часть жизни на лечение небольшого количества пациентов в течение длительного периода времени.

В книге Малана, которую я упоминал выше, описан, по сути, научный прорыв, который говорит о том, что даже тяжело страдающим пациентам становится лучше после быстрой психотерапии. И он выдвигает ряд критериев, как заранее определить таких пациентов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.