Студенты с преобладанием процессов торможения нервных процессов

Медицинский справочник болезней

Типы нервной сиситемы. Темпераменты



Особенности эмоциональной сферы человека тесно связаны с физиологическими характеристи­ками процессов возбуждения и тормо­жения, протекающих в головном моз­ге. При изучении условно-рефлекторной деятельности животных И. П. Пав­лов выделил четыре основных типа нервной системы. Эти типы отлича­ются друг от друга на основании силы или слабости нервных процессов, их уравновешенности или неуравнове­шенности (т. е. преобладания одного из них над другим), подвижности или инертности.

По И. П. Павлову:

  • это люди с сильными, уравновешен­ными и подвижными нервными процес­сами;
  • также обладают силь­ными, подвижными, но неуравнове­шенными нервными процессами с пре­обладанием возбуждения над тормо­жением;
  • характеризуются сильными, инертными нервными про­цессами с преобладанием торможения;
  • люди со слабыми процессами возбуждения и торможения.

Современные нейропсихологи раз­личают большее число темпераментов, но для практических целей достаточно учитывать особенности тех, которые в свое время описал Гиппократ и в не­давнем прошлом исследовал И. П. Павлов.

Сангвиники, обладающие сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами, способны ак­тивно и длительно работать, быстро переключаться с одного эмоциональ­ного состояния на другое, легко пере­ходить от отдыха к работе и наоборот. Они умеют найти выход из трудных по­ложений, способны ставить перед со­бой и решать сложные задачи.

Холерик отличается сильным про­цессом возбуждения и несколько менее сильным процессом торможения, поэтому холерик может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включаться в ра­боту. Однако после работы, как и по­сле конфликта, холерик не в состоянии сразу успокоиться. Он легко возбуж­дается, так как сильный процесс воз­буждения у него недостаточно уравно­вешен торможением.

Флегматик — человек с сильными, но малоподвижными нервными про­цессами. Он медленно входит в нача­тое дело, но обязательно доводит его до конца. Оказавшись в роли началь­ника, он будет руководить спокойно и планомерно. Но без соответствую­щего воспитания флегматика будет многое раздражать: например, быст­рота, с какой его коллеги принимают решения, требования вышестоящими организациями срочных перестроек. Для него могут оказаться непосильными темпы, которых требуют обстоятельства.

В домашней обстановке флегматика может огорчить самое безобидное предложение жены, требующее быст­рой перемены планов: например, сразу после прихода с работы пойти в кино или в театр. В этих случаях, зная особенности темперамента мужа, жене следовало бы заранее предупредить его о своих планах. Если флегматик после работы собрался читать газету, то его будут раздражать возня детей, их просьбы поиграть или погулять с ними.

Флегматику трудно общаться с санг­виником. Но если они оба будут знать, что в их поведении сказываются особенности врожденного темперамента, они лучше приспособятся к обществу друг друга. Сангвинику проще общаться с холериком, флегматику же и холерику ужиться друг с другом очень трудно. Однако практика пока­зывает, что знание особенностей тем­пераментов близких людей помогает наладить отношения даже тогда, когда несоответствие темпераментов соз­дает, казалось бы, достаточные осно­вания, чтобы говорить о психологиче­ской несовместимости.

Меланхолики имеют слабые нервные процессы. Они теряются в сложных ситуациях и не всегда могут найти выход из трудного положения, крайне неохотно принимают ответственные решения, быстро устают от физической и умственной нагрузки, нуждаются в более длительном отдыхе. Люди со слабой нервной системой тяжелее переносят различ­ные неприятности и заболевания. Период выздоров­ления у них, как правило, продол­жается дольше, чем у людей с сильной нервной системой. Им трудно адаптироваться к изменениям климата, к но­вой обстановке.

Ребенок со слабой нервной системой легко утомляется, нуждается в более продолжительном сне, он теряется в более или менее сложной обстановке. Любая перегрузка приводит к угнете­нию его высшей нервной деятельности. В результате он быстрее других детей устает, чаще плачет, ему трудно учиться. Поэтому таких детей нельзя нагружать наравне с детьми, обладаю­щими сильной нервной системой: учить их дополнительно иностранным языкам, фигурному катанию, поднимать рано утром для занятий в бассейне. Детям со слабой нервной системой достаточно одной школьной учебной нагрузки. Им необходимо время для регулярного дополнительного отдыха на воздухе и занятий оздоровительной физкульту­рой. Когда в результате правильного режима занятий и отдыха нервная система окрепнет, у детей появится уверенность в своих силах. Вот тогда можно расширить круг их обязанно­стей в школе и дома.

Итак, темперамент человека зависит от особенностей основных нервных процессов — их силы, уравновешен­ности и подвижности. И хотя темпе­рамент в большой степени обусловлен наследственностью, немалую роль в его становлении играют условия жиз­ни и воспитание. Здесь очень важно подчеркнуть: в становлении характера человека на разных этапах его жизни имеет значение самовоспи­тание. Сплав наследственных и при­обретенных качеств психики и создает бесконечно разнообразную гамму че­ловеческих характеров.

Авторы: Васильева З.А.,
Любинская С.М.

Работоспособность — способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы:

1) физиологического характера — состояние здоровья, сердечнососудистой, дыхательной систем и др.;

  • 2) физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и др.;
  • 3) психического характера — самочувствие, настроение, мотивация и др.

Взаимодействие некоторых из них представлено на рис. 4.1.


Рис. 4.1. Причинно-следственные связи при наступлении усталости, снижении работоспособности

В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность процесса торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как усидчивость, которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой.

Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным и по силе воздействия вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности, поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.

Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. У тех студентов, которые в течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучали большой объем материала при подготовке к экзаменам, наблюдается резко выраженный спад в процессе его забывания. В определенной мере снижение работоспособности можно представить как процесс угасания установки. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизма обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.

Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

Под работоспособностью также понимается способность организма к мобилизации функциональных возможностей для выполнения работы. В повседневной жизни человек работает не на пределе возможностей, а использует какую-то степень мобилизации (текущую работоспособность). В повседневной деятельности человека участвуют около 35% его абсолютных возможностей, при нагрузке от 35 до 65% абсолютных возможностей приводит к утомлению, необходимо включение волевых усилий или стимулирующих воздействий, нагрузка более 65% абсолютных возможностей может быть выполнена только за порогом мобилизации 2-го эшелона резервов. Волевым усилием их включить невозможно. Только стрессовое состояние может ввести организм в диапазон предельной мобилизации резервов. Давно замечено, что в моменты наивысшего

эмоционального состояния человек способен совершить нечто необычное, что в обычном состоянии никогда бы не совершил. В такие минуты он может поднять большую тяжесть, развить очень высокую скорость бега, преодолеть какое-то внушительное препятствие. Наконец, существует 3-й эшелон резервов организма, который используется только в борьбе за жизнь, в условиях патологии. Они могут включаться даже при потере сознания.

Трудовая деятельность закономерно изменяет течение физиологических процессов в организме. Совокупность этих изменений в состоянии работающего человека называют рабочей или функциональной напряженностью.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я - физиологического характера – состояние здоровья, ССС, дыхательной и др.; 2-я – физического характера – степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и др.; 3-я психического характера – самочувствие, настроение, мотивация и др.

Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. Также на эффективность работоспособности влияет установка. Условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.

Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд.

Работоспособность и утомление – две стороны одной и той же медали, так как чем больше и глубже утомление, тем меньше работоспособность и наоборот.

При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или ослабевает; снижается сила памяти. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором необходим отдых, сон.

Основной фактор утомления – сама учебная деятельность. Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание, плохая организация режима жизнедеятельности и др.).

Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения:

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

Третий период - период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).

Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий. Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).

Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения.

Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.

Учебный семестр и учебный год.

В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 ч. В сочетании с эмоциональными переживаниями - работоспособность начинает снижаться. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.

Типы изменений умственной работоспособности студентов:

Исследования показывают, что работоспособность у студентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. В большинстве случаев студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим интересом, имеют преимущественно пониженный уровень работоспособности.

По типу изменений работоспособности в учебном труде выделяют усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы, связывая их с типологическими особенностями. Так, к усиливающемуся типу относят преимущественно лиц с сильным типом нервной системы, способных длительное время заниматься умственным трудом. К неровному и ослабевающему типам относят лиц с преимущественно слабой нервной системой. А к ровному же типу относятся лица, практически всегда способные к качественному умственному труду.

Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период:

Экзамены для студентов - это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация - это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности.

Согласно данным, у первокурсников наблюдается наиболее высокий градиент умственной работоспособности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию градиент работоспособности нарастает по сравнению с зимней сессией.

Для изучения взаимосвязи между свойствами нервных процессов (показатели по шкалам теста Стреляу) и тревожностью применялись корреляционный анализ и анализ таблиц сопряженности.

По результатам проведенного корреляционного анализа не выявлено ни одной статистически значимой взаимосвязи между свойствами нервных процессов и уровнем тревожности подростков (приложение 2). Однако при внимательном рассмотрении вычисленных коэффициентов корреляции и сопоставлении результатов корреляционного анализа с результатами анализа таблиц сопряженности можно обнаружить следующие закономерности.

Все коэффициенты корреляции показателей силы процесса возбуждения и тревожности подростков близки к нулю (приложение 2) и не отражают существования линейных связей между силой процесса возбуждения и тревожностью подростков. Однако анализ таблиц сопряженности свидетельствует о наличии нелинейной взаимосвязи между силой процесса возбуждения и тревожностью (таблица 1).


Как видно из таблицы, у подавляющего большинства (73,3%) подростков высокий уровень тревожности обусловлен сильным возбуждением центральной нервной системы. Напротив, лишь у 26,7% высокотревожных подростков отмечена слабость процессов возбуждения. У подростков с низким уровнем тревожности как высокая, так и слабая возбудимость центральной нервной системы встречалась примерно с одинаковой частотой (56,2% и 43,8% соответственно). Это позволяет сделать ряд важных заключений: высокий уровень тревожности у подростков в подавляющем большинстве случаев обусловлен высокой возбудимостью центральной нервной системы, а низкий уровень тревожности может быть обусловлен как слабостью процессов возбуждения, так и их чрезмерной силой, с последующим развитием запредельного торможения, снижающего уровень тревоги.

Все коэффициенты корреляции показателей силы процесса торможения и тревожности подростков являются отрицательными и близкими к значимым (таблица 2).


Это свидетельствует о существовании тенденции к обратной связи между силой процесса торможения и тревожностью подростков: чем выше сила торможения, тем ниже уровень тревожности подростков.

Существование данной тенденции подтверждается результатами анализа таблиц сопряженности (таблица 3).


Как видно из таблицы, 64,7% подростков, обнаруживших показатели силы процесса торможения выше среднего значения, характеризуются низкими показателями общей тревожности, а высокий уровень тревожности наблюдается лишь у 35,3% таких подростков. Напротив, большинство подростков, характеризующихся слабостью процесса торможения, являются высокотревожными (64,3%), и лишь 35,7% таких подростков свойственная низкая тревожность.

Аналогичные результаты получены и по другим видам тревожности подростков (приложение 3): большинство респондентов, обладающих высокой силой процесса торможения, характеризуются низким уровнем школьной (64,7%), самооценочной (58,8%) и межличностной (76,5%) тревожности; большинство подростков со слабым процессом торможения, в свою очередь, обладают высокой школьной, самооценочной и межличностной тревожностью (во всех случаях по 64,3%).

Аналогичным образом, все коэффициенты корреляции показателей преобладания силы процесса возбуждения над силой процесса торможения и тревожности подростков являются положительными и близкими к значимым (таблица 4).


Следовательно, существует тенденция к прямой связи тревожности подростков с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения по силе: если нервная система подростка характеризуется преобладанием силы процесса возбуждения над силой процесса торможения, то он скорее является более тревожным; а если по силе преобладает процесс торможения, то подросток скорее будет менее тревожным.

Существование данной тенденции подтверждается результатами анализа таблиц сопряженности (таблица 5).


Как видно из таблицы, 75,0% подростков, характеризующихся преобладанием силы процесса возбуждения над силой процесса торможения, обладают высоким уровнем тревожности, и лишь 25,0% таких подростков свойственен низкий уровень тревожности. Большинство подростков, характеризующихся преобладанием силы торможения над силой возбуждения, напротив, являются низкотревожными (68,4%), в то время как высокотревожными являются только 31,6% из них.

Аналогичные закономерности наблюдаются в отношении других видов тревожности (приложение 3): большинство подростков, характеризующихся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием силы процесса возбуждения, обладают высоким уровнем школьной (75,0% таких подростков), самооценочной (75,0%) и межличностной (58,3%) тревожности. В свою очередь, большинству подростков, характеризующихся преобладанием силы процесса торможения над силой процесса возбуждения, свойственна низкая школьная (68,4%), самооценочная (63,2%) и межличностная тревожность (68,4%).

Обе перечисленные закономерности говорят о роли процесса торможения в подавлении тревоги у подростков. Очевидно, что возникновение тревоги на субъективном уровне сопряжено с возникновением объективного физиологического процесса возбуждения. В свою очередь, устранение тревоги, успокоение сопровождает объективный процесс торможения. Поэтому чем сильнее процесс торможения сам по себе и чем сильнее он в сравнении с процессом возбуждения, тем легче осуществляется устранение тревоги.

Коэффициенты корреляции между подвижностью нервных процессов и показателями тревожности подростков, кроме показателя межличностной тревожности, являются положительными и не близки к нулю (таблица 6).


Это говорит о существовании тенденции к прямой связи между подвижностью нервных процессов и тревожностью подростков: чем выше уровень подвижности нервных процессов, тем выше уровень тревожности подростка.

Существование такой тенденции подтверждается результатами анализа таблиц сопряженности (таблица 7).


Как видно из таблицы, две трети высокотревожных подростков (66,7%) характеризуются подвижностью нервных процессов, и лишь одна треть высокотревожных подростков (33,3%) обладают инертной нервной системой. Напротив, большинство низкотревожных подростков (62,5%) характеризуются инертностью нервных процессов, и лишь 37,5% низкотревожных подростков обладают подвижной нервной системой.

Выявленная закономерность распространяется и на другие виды тревожноси подростков (приложение 3): большинство подростков, подвижность нервных процессов которых выше среднего, характеризуются повышенным уровнем как общей тревожности (62,5% таких подростков), так и частных, особенно самооценочной (62,5%). В свою очередь, большинство подростков с низким уровнем подвижности нервных процессов, характеризуются низким уровнем как общей тревожности (66,7%), так и школьной (60,0%), самооценочной (60,0%) и межличностной тревожности (73,3% случаев).

Подвижность нервных процессов обусловливает скорость и легкость возникновения процессов возбуждения и торможения, а также смены одного процесса другим. По-видимому, выявленная закономерность относится, прежде всего, к легкости возникновения процесса возбуждения: чем выше уровень подвижности нервной системы, тем легче и быстрее возникает процесс возбуждения, и в том числе возбуждения, связанного с тревогой. Поэтому высокая подвижность нервных процессов скорее предрасполагает подростка к более частому возникновению эмоций, включая эмоцию тревоги.

Отсутствие тенденции к прямой связи между подвижностью нервной системы и межличностной тревожностью, по-видимому, связано с тем, что межличностные отношения со сверстниками обладают повышенной значимостью для любого типичного подростка: такова закономерность возрастного развития. Поэтому, вероятно, легкость возникновения тревоги по поводу межличностных отношений у подростков связана не столько с подвижностью нервной системы, сколько с уровнем субъективной значимости межличностных отношений для данного подростка.

Следует отметить, что тревога не является единственной эмоцией, связанной со свойствами нервных процессов описанным выше образом. Напротив, можно предположить, что и другие эмоциональные особенности человека обнаруживают такие же взаимосвязи со свойствами нервных процессов, отражая взаимосвязь между свойствами нервных процессов и эмоциональной сферой личности человека, осуществляемую через темперамент.

Выявленные закономерности противоречат результатам многих психологических исследований, в соответствии с которыми для высокотревожных субъектов характерны сила процесса торможения, преобладание ее над силой процесса возбуждения и инертность нервных процессов (п.1.3). Однако, по-видимому, упомянутые исследования проводились на взрослых людях, в то время как наше исследование посвящено изучению подростков. Можно предположить, что с возрастом взаимосвязь между темпераментов и тревожностью меняется. Например, высокий уровень тревожности может с возрастом приводит к усилению процесса торможения и к развитию инертности нервных процессов по механизму научения. Для изучения возрастной динамики взаимосвязи тревожности и свойств нервных процессов требуются дополнительные исследования.

То, что величина перечисленных коэффициентов корреляции не достигает уровня статистической значимости, вероятно, говорит о существовании факторов, оказывающих существенно более значимое влияние на тревожность подростков, чем свойства нервных процессов. Связь между свойствами нервных процессов и тревожностью подростков существует на уровне предрасположенности, а проявление этой предрасположенности зависит в большей мере от других факторов, предположительно, социальных.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сформулировать следующий вывод о взаимосвязи между свойствами нервных процессов и тревожностью подростков. Предрасположенность к формированию высокого уровня тревожности существует у подростков, нервная система которых характеризуется подвижностью, слабостью процесса торможения и преобла­данием силы процесса возбуждения над силой процесса торможения. Эти ха­рактеристики нервной системы влияют на развитие тревожности у подрост­ков через особенности эмоционального реагирования. Подвижность нервной системы обусловливает легкость возникновения эмоций, в том числе эмоции тревоги; а слабость процесса торможения (как самого по себе, так и относи­тельно процесса возбуждения) способствует более длительному и интенсивному переживанию воз­никших эмоций, включая тревогу. Поэтому перечисленные свойства нервных процессов образуют у подростков предрасположенность к развитию высоко­го уровня тревожности. Однако при этом результаты проведенного исследо­вания говорят о том, что свойства нервных процессов входят в число скорее второстепенных, чем значимых факторов, влияющих на уровень тревожности подростков.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.