Свойства нервной системы и их измерения

Общим свойством большинства методик, применяемых для измерения свойств нервных процессов в лаборатории И.П. Павлова, является их условнорефлекторный характер. Наиболее часто используется процедура выработки положительных и отрицательных условных рефлексов, их переделка.

С развитием методов электрофизиологии мозга традиционно применявшиеся для диагностики свойств нервной системы условнорефлекторные показатели были дополнены безусловно-рефлекторными реакциями. Это расширило возможности исследователей для определения наиболее устойчивых, врожденных характеристик высшей нервной деятельности. Для этих целей наиболее успешно применяется ЭЭГ (ее частотный спектр, реакция усвоения ритма мелькающего света на разных частотах, усредненный вызванный потенциал).

Использование большого арсенала самых разнообразных методик для диагностики свойств привело Э.А. Голубеву с сотрудниками к заключению о необходимости разделения свойств нервной системы на те, которые в большей мере связаны с особенностью

§ 4. Темперамент в структуре индивидуальности

Четыре основных типа темперамента — это четыре типа поведения. Следовательно, темперамент — категория поведенческая. При этом темперамент ни в какой мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы). Содержательная сторона личности связана с характером. Темперамент — это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. При этом имеют в виду прежде всего энергетический уровень поведения: его интенсивность, скорость, темп, а также эмоциональные особенности поведения. Исследователи выделяют большое число самых различных свойств темперамента, среди которых импульсивность, тревожность, пластичность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, реактивность и многие другие. Расходясь во взглядах на количество и значимость этих свойств, большинство ученых признают существование двух основных свойств темперамента или двух

Рис. 59. Сходство частотных спектров фоновой ЗЭГ у бодрствующего человека, зарегистрированной в разные дни.

Показаны спектры двух испытуемых (Ш. и М.), полученные для ЭЭГ длительностью в 10 с; числа — дни регистрации (по H.H. Даниловой, 1963)


они получили высокий коэффициент корреляции по этому свойству (0,85), а у двуяйцовых низкий (0,22). Они полагают, что существует врожденный компонент эмоциональности как свойства темперамента.

системокомплексы. Ими показано, что для лингвистических способностей это не только инертность, но и преобладание зрительной памяти и второсигнальных функций. Для коммуникативных языковых способностей это не только лабильность, но и слуховая память, и преобладание первосигнальных функций. Для музыкальных способностей это лабильность в разных возрастах, высокая чувствительность и доминирование непроизвольного уровня регуляции у подростков.

Индивидуальность каждого человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности. По мнению И.П. Павлова, наиболее предпочтительными являются темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика из-за отсутствия у него уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной системы характеризует меланхолика. Однако Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын [26] выступали против оценочной характеристики темпераментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой деятельности преимущество могут иметь самые разные типы темпераментов и индивидуальные качества человека. На этом строятся основные принципы науки о профориентации, задача которой — помочь молодому человеку в выборе профессии.

Общим свойством большинства методик, применяемых для измерения свойств нервных процессов в лаборатории И.П. Павлова, является их условно-рефлекторный характер. Наиболее часто используется процедура выработки положительных и отрицательных условных рефлексов, их переделка .

С развитием методов электрофизиологии мозга традиционно применявшиеся для диагностики свойств нервной системы условно-рефлекторные показатели были дополнены безусловно-рефлекторными реакциями. Это расширило возможности исследователей для определения наиболее устойчивых, врожденных характеристик высшей нервной деятельности. Для этих целей наиболее успешно применяется ЭЭГ (ее частотный спектр, реакция усвоения ритма мелькающего света на разных частотах, усредненный вызванный потенциал ).

На основе всестороннего изучения больших групп испытуемых и обработки полученных результатов методами факторного анализа был предложен ряд биоэлектрических показателей для оценки природных свойств нервной системы. Для характеристики силы нервной системы выделен комплекс реакций, вошедших в единый фактор силы. Среди них наибольшую диагностическую силу имеет энергия реакции усвоения световых вспышек на чистоте 4-6 в с. Чем сильнее выражена реакция, тем слабее нервная система человека. В этот же фактор силы вошел также с отрицательным знаком показатель дельта и тета-волн фоновой ЭЭГ .

Безусловно-рефлекторное свойство лабильности (скорость смены процессов возбуждения и торможения) измеряется величиной реакции усвоения световых мельканий с частотой бета-ритма и выраженностью в фоновой ЭЭГ колебаний бета-1 и бета-2. Чем выше энергия этих частот, тем выше лабильность нервной системы человека. Оценка по этим показателям близка измерению критической частоты мельканий.

Одним из главных показателей высокой активированности является появление высоких гармоник в реакции усвоения при применении световых мельканий низкой частоты. Чем больше их доля, тем сильнее выражено свойство активированности и тем выше индивидуальный уровень активации испытуемого .

Большой интерес у дифференциальных психофизиологов вызывают близнецы. Изучая их, ученые пытаются понять, какие свойства, качества человека определяются генами, а какие формируются в зависимости от окружения, среды. В результате сопоставления реакций однояйцовых близнецов с двуяйцевыми и неродственниками И.В. Равич-Щерба удалось показать генетическую обусловленность реакции перестройки биотоков мозга на вспышки света с частотой 10 и 25 кал/с. Это подтверждает правомерность использования реакции перестройки биотоков мозга для характеристики природных свойств нервных процессов . С помощью близнецового метода выявлена генетическая обусловленность альфа-ритма человека и показана незначительная роль генетического фактора в регуляции бета-активности. Монозигодные близнецы, характеризующиеся сходными природными свойствами, могут различаться по силе процесса возбуждения, если ее измерять методом угашения с подкреплением.

Исследователи различают общие и частные (или парциальные) свойства нервной системы. Частные свойства отражают свойства отдельных анализаторов и, следовательно, зависят от модальности стимулов, используемых для их диагностики . К частным свойствам может быть отнесена чувствительность одного из анализаторов, которая может отличаться от чувствительности других . По В.Д. Небылицыну, общие свойства нервной системы должны характеризовать особенности тех мозговых структур, которые выполняют функции регуляции и управления основными звеньями поведенческого акта (мотивацией, эмоциями, программированием, оценкой результатов и т. д.). Он относит к ним передние отделы новой коры, а также лимбическую и неспецифическую системы мозга.

В рамках этого направления изучаются связи свойств нервной системы с художественным и мыслительным типами, по И.П. Павлову.


Все люди абсолютно разные. У каждого свои слабые и сильные стороны, все по-своему реагируют на одну и ту же ситуацию. Во многом особенности характера человека зависят от свойств нервной системы. Так давайте же разберемся, какие они бывают и как влияют на формирование личности.

Что это такое?

Свойства нервной системы - это термин, предложенный русским ученым И. П. Павловым, который характеризует прирожденные черты реагирования и функционирования нервной системы. Эти черты определяют то, как она реагирует на условия окружающей среды, поведение человека.

Совокупность всех свойств нервной системы получило название фенотипа. Именно на основании данного понятия ведет работу с человеком психолог. Хотя фенотип и является генетически обусловленным, он может меняться в зависимости от условий окружающей среды.


Основные свойства нервной системы

И. П. Павлов в своей классификации изначально охарактеризовал три основных свойства:

  • сила;
  • уравновешенность;
  • подвижность.

При дальнейшем изучении нервной системы к этим свойствам добавили еще три новых:

  • динамичность - способность головного мозга быстро реагировать на меняющиеся условия окружающей среды, а именно на процессы возбуждения и торможения его структур; основная его характеристика - быстрота формирования условных рефлексов у индивидуума;
  • лабильность - скорость, с которой появляется и прекращается новый процесс;
  • активность - обозначает, насколько легко в головном мозге активируются процессы торможения и возбуждения.


Сила нервных процессов

Одним из главных свойств нервной системы, определяющих дальнейшее развитие характера и темперамента, является сила нервных процессов. Это свойство показывает, насколько нервная система может противостоять действию раздражителей извне.

Основная характеристика силы нервных процессов - как долго нервная система может продержаться без запредельного торможения при длительно воздействующем на нее внешнем раздражителе. Такой должна быть нормальная реакция по отношению к возбудителю.

Если же речь идет о тормозящем нервную систему процессе, тогда основной характеристикой силы будет способность выдерживать продолжительное воздействие этого раздражителя.

Помимо того, физиологи утверждают, что сила характеризуется не продуктивной деятельностью человека, а теми способами, которыми он может добиться наибольшей своей активности.

На основе этого свойства формируются такие черты характера человека, как:

  • выносливость;
  • смелость;
  • способность адаптироваться, то есть приспосабливаться, к меняющейся внешней среде;
  • впечатлительность.


Уравновешенность и подвижность нервных процессов

Двумя другими основными составляющими природных свойств нервной системы являются уравновешенность и подвижность.

Уравновешенность - это баланс, или равновесие, между возбуждением и торможением (основными нервными процессами). Если реакция человека динамична, ему легко успокоиться, отрешиться от ненужных мыслей. Для таких людей не составляет труда побороть глупые желания и трезво оценить ситуацию. Уравновешенность плавно сочетает в себе такие черты характера человека, как концентрация внимания и отвлекаемость.

Подвижность - это скорость появления новых и исчезновения старых нервных процессов. Способность определяется ее возможностью быстро адаптироваться к новым изменениям окружающей среды, менять одни условные рефлексы на другие.

Человеку с подвижными нервными процессами легче избавляться от старых стереотипов, ярлыков, проще открывать себя чему-то новому. У таких людей очень хорошая память, им свойственна быстрая речь. При низкой подвижности процессов индивидууму нелегко находится в незнакомой для него ситуации, обретать новые навыки. Он предпочитает находится в родной для него среде обитания.

Основные уровни

В психологии выделяют отдельную иерархическую классификацию свойств нервной системы. Всего выделяют три уровня:

  • верхний - свойства всего головного мозга, его влияние на весь организм;
  • средний - свойства отдельных структур мозга и целостных групп, которые образуют эти структуры;
  • нижний - свойства отдельных нервных клеток (нейронов).

Все эти уровни не изолированы, а находятся в постоянном взаимодействии между собой. Мало изучено, как каждый из них связан с характером человека и его психическими процессами.


Типы нервной системы

На основе различных комбинаций нервных процессов охарактеризованы четыре типа свойств нервной системы человека:

  • сильный безудержный - его нервные процессы несбалансированные, при чем возбуждение значительно преобладает над торможением;
  • сильный живой - отличается неуравновешенной и крайне подвижной реакцией, возбуждение быстро переходит в торможение, и наоборот;
  • сильный спокойный - его нервные процессы уравновешенны, однако, практически неподвижны;
  • слабый - возбуждение, как и торможение, развиты слабо; клетки коры характеризуются низкой работоспособностью.

Лучше всего изучен первый тип, так как именно в нем наиболее ярко выражены все свойства нервной системы. А хуже поддается исследованию, соответственно, слабый тип.


Особенности характера при разных типах нервной системы

Как же меняется поведение индивидуума в зависимости от его характеристики свойств нервной системы? Человек с сильной нервной системой способен быть работоспособным на протяжении длительного времени, даже выполняя действительно тяжелую работу. Устав, он не требует много времени на отдых. Такой человек быстро восстанавливается, в критических ситуациях не паникует, а трезво оценивает обстановку.

Индивидуум со слабым темпераментом - более чуткий и эмоционально лабильный, то есть реагирует даже на незначительные стимулы. Такому типу людей легче выполнять однообразную работу, так им проще запоминать информацию. У них есть возможность развиваться - устойчивость у такой личности приобретается со временем. Однако если двух динамично натренированных людей сильного и слабого типа поставить в одни и те же условия, генетическая предрасположенность даст о себе знать.


Типы темперамента

Типы нервной системы, перечисленные выше, соответствуют четырем видам темперамента:

  • холерик - с сильными и безудержными нервными процессами;
  • сангвиник - обладает стойкими и живыми функциональными характеристиками;
  • флегматик - сильный и спокойный тип нервных процессов;
  • меланхолик - наиболее слабый.

Кроме того, помимо перечисленных выше типов нервной системы, выделяют также другую ее классификацию:

  • мыслительный тип;
  • художественный тип.

В основу этого разделения положено взаимодействие двух сигнальных систем человека. Именно это служит ведущим фактором того, в каком направлении будет развиваться индивидуум. Так, для мыслительного типа характерна преимущественная активность второй сигнальной системы, а для художественного - первой. Люди, рожденные с хорошей выработкой условных рефлексов, имеют больше шансов стать математиками, филологами, физиками и другими учеными. У личностей с художественным типом чаще наблюдается талант к писательству, музыке или живописи, то есть это люди творческой профессии.

Итак, наш характер, то, как мы реагируем на определенные ситуации, какие решения принимаем, во многом зависит от унаследованных от родителей свойств нервной системы. Однако, какой бы тип рефлекторных реакций ни был закодирован в нашем ДНК, любой из этих процессов более или менее эластичен. Их меняют воспитание, привычки, ситуации, в которые мы попадаем. Все, что с нами происходит, оставляет в нас определенный отпечаток, меняя функционирование всей нашей нервной системы.

Общим свойством большинства методик, применяемых для измерения свойств нервных процессов в лаборатории И.П. Павлова, является их условнорефлекторный характер. Наиболее часто используется процедура выработки положительных и отрицательных условных рефлексов, их переделка.

С развитием методов электрофизиологии мозга традиционно применявшиеся для диагностики свойств нервной системы условнорефлекторные показатели были дополнены безусловно-рефлекторными реакциями. Это расширило возможности исследователей для определения наиболее устойчивых, врожденных характеристик высшей нервной деятельности. Для этих целей наиболее успешно применяется ЭЭГ (ее частотный спектр, реакция усвоения ритма мелькающего света на разных частотах, усредненный вызванный потенциал).

Использование большого арсенала самых разнообразных методик для диагностики свойств привело Э.А. Голубеву с сотрудниками к заключению о необходимости разделения свойств нервной системы на те, которые в большей мере связаны с особенностью

Темперамент в структуре индивидуальности

Четыре основных типа темперамента — это четыре типа поведения. Следовательно, темперамент — категория поведенческая. При этом темперамент ни в какой мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы). Содержательная сторона личности связана с характером. Темперамент — это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. При этом имеют в виду прежде всего энергетический уровень поведения: его интенсивность, скорость, темп, а также эмоциональные особенности поведения. Исследователи выделяют большое число самых различных свойств темперамента, среди которых импульсивность, тревожность, пластичность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, реактивность и многие другие. Расходясь во взглядах на количество и значимость этих свойств, большинство ученых признают существование двух основных свойств темперамента или двух

Рис. 59. Сходство частотных спектров фоновой ЗЭГ у бодрствующего человека, зарегистрированной в разные дни.

Показаны спектры двух испытуемых (Ш. и М.), полученные для ЭЭГ длительностью в 10 с; числа — дни регистрации (по H.H. Даниловой, 1963)


они получили высокий коэффициент корреляции по этому свойству (0,85), а у двуяйцовых низкий (0,22). Они полагают, что существует врожденный компонент эмоциональности как свойства темперамента.

системокомплексы. Ими показано, что для лингвистических способностей это не только инертность, но и преобладание зрительной памяти и второсигнальных функций. Для коммуникативных языковых способностей это не только лабильность, но и слуховая память, и преобладание первосигнальных функций. Для музыкальных способностей это лабильность в разных возрастах, высокая чувствительность и доминирование непроизвольного уровня регуляции у подростков.

Индивидуальность каждого человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности. По мнению И.П. Павлова, наиболее предпочтительными являются темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика из-за отсутствия у него уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной системы характеризует меланхолика. Однако Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын [26] выступали против оценочной характеристики темпераментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой деятельности преимущество могут иметь самые разные типы темпераментов и индивидуальные качества человека. На этом строятся основные принципы науки о профориентации, задача которой — помочь молодому человеку в выборе профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в физиологии высшей нервной деятельности достигнут значительный прогресс. Прежде всего это касается двух главных разделов, которые И.П. Павлов рассматривал как ключевые: механизма ассоциативной функции мозга (временной связи) и механизма анализаторов. Именно прогресс в изучении временной связи и анализаторов определил главные направления развития современной физиологии высшей нервной деятельности.

Важным шагом в развитии анализаторов явилось открытие детекторного принципа кодирования информации в ЦНС и модульного принципа организации коры больших полушарий. Выявление детекторов простых признаков и комплексных сигналов (гностических единиц), константных детекторов в самых различных анализаторах убедительно подтвердило детекторную концепцию.

Современные достижения в изучении временной связи обязаны переходу к клеточному уровню анализа и главным образом с использованием простых нервных систем, в частности, моллюсков. Показано, что в основе пластических перестроек в нервной системе, возникающих при разных формах обучения (привыкание, сенситизация, ассоциация) лежит один и тот же универсальный общебиологический механизм. Он включает как пресинаптические, так и постсинаптические преобразования. Данные о взаимодействии мембранных процессов с молекулярными механизмами клетки дали основание для построения концепций о механизме экспрессии — депрессии генов как общебиологической основе памяти. Изучение ассоциативного обучения на полностью изолированных команд-

изучению нейронных механизмов психических процессов и состояний, в том числе отражения смысловых характеристик словесных сигналов в активности нейронов человека.

Наука о высшей нервной деятельности приобретает все большее значение в жизни общества. В значительной степени это обусловлено задачами управления функциональным состоянием, обучением, памятью, вниманием и другими функциями человека, которые возникают в педагогике, медицине, на производстве, а также в связи с развитием робототехники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

2. Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности // Избранные труды. М, 1983.

3. Ашмарин ИЛ. Молекулярные механизмы нейрологической памяти // Механизмы памяти. Л., 1987.

4. Батуев A.C. Принцип доминанты в интегративной деятельности мозга // Физиология поведения. Л., 1987.

5. Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

6. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.

7. Вартанян ГА., Лохов М.И. Механизмы регуляции памяти // Механизмы памяти. Л., 1986.

8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.

9. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1979.

10. Греченко Т.Н., Соколов E.H. Нейрофизиология памяти и обучения // Механизмы памяти. Л., 1987.

11. Данилова H.H. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М., 1985.

12. Иваницкий А.М. Фокусы взаимодействия, синтез информации и психическая деятельность // Журн. высш. нервн. деят. 1993. Т. 43. Вып. 2. С. 219-227.

13. Китаев-Смы Л.А. Психология стресса. М., 1983.

14. Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. М., 1970.

15. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий и неосознаваемое восприятие. М., 1983.

16. Котляр Б.И. Пластичность нервной системы. М., 1986.

17. Кругликов Р.И. Системная организация памяти // Механизмы памяти. Л., 1987.

18. Кругликов Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. М., 1988.

19. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., 1986.

20. Крылова А.Л., Черноризов А.М. Зрительный анализатор: нейронные механизмы зрения. М., 1987.

21. Кэндел Э. Клеточные основы поведения. М., 1980.

22. Ливанов МЛ. Пространственная организация процессов головного мозга. М., 1972.

23. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

24. Меерсон Я А. Высшие зрительные функции. Л., 1986.

25. Менинг О. Поведение животных. М., 1982.

26. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.

27. Ониани Т.Н. Интегративная функция лимбической системы. Тбилиси, 1980.

28. Павлов ИЛ. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Л., 1949.

29. Павлов ИЛ. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения животных). Л., 1938.

30. Павлов ИЛ. Поли. собр. соч.: В 6 т. М.: Л., 1951-1952.

31. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

32. Роуз С. Устройство памяти, от молекул к сознанию. М., 1995.

33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

34. Русинов B.C. Доминанта как фактор следообразования в центральной нервной системе // Механизмы памяти. Л., 1987.

35. Сеченов ИМ. Рефлексы головного мозга. М., 1961.

36. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.

37. Симонов П.В. Созидающий мозг (нейронные основы творчества). М., 1993.

38. Соколов ЕЛ. Нейронные механизмы памяти и обучения. М., 1981.

39. Соколов ЕЛ. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1981. Ч. П.

40. Соколов E.H. Теоретическая психофизиология. М., 1986.

41. Соколов E.H. Перцептивный, мнестический и семантический уровни субъективного отображения // Журн. высш. нервн. деят. 1993. Т. 43. Вып. 2. С. 228-231.

42. Соколов E.H. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Вест. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1995. № 4. С.3-13.

43. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.

44. Судаков К.В. Системная организация целостного поведенческого акта // Физиология поведения. Л., 1987.

45. Ухтомский А.А. Учение о доминанте // Собр. соч.: В 6 т. Л., 1950-1952.

46. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.

47. Хьюбел Д., Визель Т. Центральные механизмы зрения // Мозг. М., 1984.

48. Чайченко Г.М., Харченко П.Д. Физиология высшей нервной деятельности. Киев, 1981.

49. Шеперд Г. Нейробиология. М., 1987.

50. Эделмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. М., 1981.

51. Эварт Э. Механизмы головного мозга, управляющие движением // Мозг. М., 1984.

52. Andersen P.A., Andeisson SA. Physiological bases of the alpha ihylhm. N.Y., 1968.

53. Learning and memory. A biological view / (Eds. by J.L. Martmez, R.P.Kesner). N.Y., 1986.

54. Mogenson G.J. The neurobiology of behavior an introduction. N.Y., 1977.

55. Mogenson G.J., Jones D.h., Jim C.J. From motivation to action functional interface between the limbic system and the motor system // Progress in Neurobiology. 1980. V. 14.

56. Thompson R.F. Introduction to physiological psychology. N.Y., 1975.

Оглавление

Глава I. История, предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности. 5

§ 1. История развития взглядов на высшую нервную деятельность. 5

§ 2. Предпосылки возникновения учения И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности. 14

§3. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности. 20

Глава II. Основные понятия и принципы высшей нервной деятельности. 28

§ 1. Основы теории рефлекторной деятельности. 28

§ 2. Эволюционные закономерности интегративной деятельности мозга. 43

Глава III. Функциональная организация мозга. 55

§ 1. Сенсорные системы (анализаторы) мозга. 57

§ 2. Модулирующие системы мозга. 68

§ 3. Основы функциональной организации двигательных систем мозга. 75

§ 4. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги. 87

Глава IV. Врожденная деятельность организма. 92

§ 1. Безусловные рефлексы и их классификация. 95

§ 2. Особенности организации безусловного рефлекса (инстинкта) . 102

§ 3. Концепция драйва и драйв-рефлексы. 108

Глава V. Обучение и закономерности условнорефлекторной деятельности. 117

§ 1. Привыкание как стимул-зависимое обучение . 117

§ 2. Условные рефлексы как эффект-зависимое обучение. 128

§ 3. Динамика условнорефлекторной деятельности . 149

Глава VI. Механизмы образования условного рефлекса. 160

§ 1. Функциональные основы замыкания временной связи . 161

§ 2. Доминанта и условный рефлекс. 170

Глава VII. Нейрофизиологические основы памяти и обучения. 185

§ 1. Временная организация памяти. 186

§ 2. Структурно-функциональные основы памяти и обучения . 195

§ 3. Клеточные и молекулярные механизмы обучения и памяти. 206

Глава VIII. Структура поведенческого акта. 239

§ 1.Функциональная система. 239

§ 2. Стадии поведенческого акта. 241

§ 3. Поведение ввероятностной среде. 251

§ 4. Нейронные механизмы поведения. 255

Глава IX. Потребности. 264

§ 1. Детерминанты потребностей. 264

§ 2. Классификация потребностей. 267

§ 3. Потребности и воспитание. 271

Глава X. Мотивация. 275

§ 1. Биологическая мотивация. 275

§ 2. Общие свойства различных видов мотивации. 284

§ 3. Мотивация как доминанта . 286

§ 4. Нейроанатомия мотивации. 292

§ 5. Нейрохимия мотивации. 299

Глава XI. Эмоции. 304

§ 1. Функции эмоций. 307

§ 2. Физиологическое выражение эмоций . 317

§ 3. Нейроанатомия эмоций. 322

§ 4. Нейрохимия эмоций. 330

Глава XII. Движение. 334

§ 1. Механизмы управления движением . 334

§ 2. Механизмы инициации движения. 346

Глава XIII. Функциональные состояния. 354

§ 1. Функциональное состояние в структуре поведения. 354

§ 2. Нейроанатомия функциональных состояний. 365

§ 3. Физиологические индикаторы функциональных состояний. 374

§ 4. Гетерогенность модулирующей системы мозга . 380

Глава XIV. Особенности высшей нервной деятельности человека. 419

§ 1. Слово как сигнал сигналов. 419

§ 2. Речь и ее функции. 421

§ 3. Развитие речи у ребенка. 424

§ 4. Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем. 427

§ 5. Речевые функции полушарий. 432

§6. Мозг и сознание. 440

Глава XV. Индивидуальные различия высшей нервной деятельности человека. 448

§ 1. Донервные теории индивидуальности. 448

§ 2. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. 452

§ 3. Свойства нервной системы и их измерения. 457

§ 4. Темперамент в структуре индивидуальности . 461

Нина Николаевна Данилова, Алевтина Леонидовна Крылова

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

за выпуск Баранникова Е.

Редактор Благородова H

Корректоры Шумкина И., Благородова И.

Художник Тимофеева Е.

верстка Петров А.

Сдано в набор 15.05.2005 г. Подписано в печать 25.06.2005 г.

Формат 84x108 1/32. Бумага типографская.

Тираж 5 000. Заказ № 475.

344082, г. Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 80

Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.