Связь свойств нервной системы с эффективностью деятельности

Типологические особенности проявления свойств нервной системы могут быть статистически связаны с эффективностью деятельности либо прямым, либо опосредованным, либо сопутствующим (рядоположенным) образом.

Когда типологические особенности выступают задатками способностей и склонностей, входят в их структуру, можно говорить об их прямом влиянии. По-другому обстоит дело с воздействием типологических особенностей свойств нервной системы на стиль деятельности — оно опосредовано другими психоло­гическими феноменами. В том случае, когда стиль деятельности формируется стихийно — по склонности, — типологические особенности тоже связаны со стилем прямо. Если же стиль деятельности формируется сознательно, с учетом сильных и слабых сторон человека, то возникает промежуточное звено между ним итипологическими особенностями, а именно — способности и волевые качества, учитываемые при выборе стиля деятельности и зависящие от того или иного типологического комплекса (рис. 3.5).


Рис. 3.5

Вообще, связь типологических особенностей проявления свойств нервной системы с эффективностью деятельности всегда косвенная, опосредованная способностями и стилем деятельности. Поэтому не следует прямо связывать успехи человека с наличием тех или иных типологических особенностей. Достижение высоких результатов в любой области определяется многими факторами, в частности — обученностью, мотивацией, техническими средствами и т. д. Да и сами промежуточные звенья (способности) могут зависеть не только от типологических, но и от физиологических и морфологических особенностей человека (как, например, двигательные способности, связанные со структурой мышц, биохимическими особенностями организма). Таким образом, сам выбор стиля деятельности может определяться не только свойствами нервной системы, но и показателями роста и веса, если речь идет о физической деятельности спортсменов.

В ряде исследований обнаружены связи типологических особенностей проявления свойств нервной системы с социально-психологическими характеристиками человека, важными для эффективности групповой (коллективной) деятельности. Эти корреляции нуждаются в особо тщательном анализе и адекватной трактовке. Во многих случаях они тоже опосредованные. Так, лидерство в экстремальных условиях деятельности связано с типологическими особенностями благодаря влияниюпоследних на волевые качества. Например, капитаны команд в игровых видах спорта в большинстве своем тоже имеют сильную нервную систему, которая помогает им не терять самообладания и мобилизоваться в критических ситуациях. Но выбирались они на роль делового лидера не потому, что тренер знал об этом свойстве, а по их поведенческим характеристикам, проявляемым в экстремальной ситуации, по психологической устойчивости, надежности.

Другой социально-психологический феномен — совместимость — тоже может опосредованно соотноситься с типологическими особенностями свойств нервной системы. Он зависит от некоторых свойств темперамента, связанных с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. При этом совместимость не означает одинаковость таковых у взаимодействующих людей. Нами выявлено, что взаимные положительные оценки чаще даются субъектами с различными типологическими особенностями и наоборот, взаимная неприязнь чаще встречается у людей, имеющих одинаковые типологические особенности (хотя сходство последних не обязательно приводит к конфликту между субъектами взаимодействия).

Пытаясь отыскать влияние типологических особенностей на эффективность деятельности, необходимо учитывать, что статистические связи, обнаруживаемые с помощью корреляций, могут быть разнообразными. Как показано В. С. Мерлиным (1973), соотношения между типологическими особенностями и свойствами темперамента по преимуществу бывают прямолинейными. Это значит следующее: чем более выраженной оказывается какая-либо типологическая особенность проявления свойства нервной системы, тем выраженнее и свойство темперамента, зависящее от данной типологической особенности.

Однако подобная зависимость не является изоморфной, т. е. психофизиологические показатели темперамента не заменяют физиологических показателей свойств нервной системы. Нельзя, например, по ригидности (трудной сменяе­мости одних установок на другие) говорить о наличии у человека инертности нервных процессов, поскольку первая (как и другие свойства темперамента) связана с несколькими типологическими особенностями, а не с одной (в данном случае — с инертностью, хотя ее роль в проявлении ригидности, как показала Н. Е. Высотская (1975), довольно большая).

Каждая типологическая особенность проявления свойств нервной системы может влиять па несколько характеристик деятельности; значит, связи свойств нервной системы с психологическими феноменами — гомоморфные (рис. 3.6), Одна­ко из этого вовсе не следует, будто каждое свойство должно быть обязательно связано с любым психологическим феноменом. В ряде случаев свойства нервной системы бывают нейтральными по отношению к тому или иному психологи­ческому феномену.


Рис. 3.6. Схема, показывающая соотношения между свойствами

Адекватность понимания связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением


Изучение того, как типологические особенности проявления свойств нервной системы связаны с эффективностью деятельности и поведением, затрагивает и более общий вопрос о соотношении в человеке биологического и социального. Таким образом, речь заходит о мировоззренческих и методологических аспектах современного естествознания. Поэтому чрезвычайно важно при анализе выявляемых связей давать им адекватную интерпретацию. В противном случае легко скатиться на позиции биологизаторства, постулирования ведущей роли природных задатков в жизни человека как социального существа.

В настоящее время нет нужды доказывать важную роль биологического фактора в профессиональной, учебной и спортивной деятельности человека. Вопрос ныне иной: каково соотношение в каждом конкретном случае социального и биологического? Как известно, в силу принадлежности человека к природе и обществу его формирование и развитие происходит в результате сложного взаимодействия природных и социальных систем детерминации, воздействие которых неравнозначно и противоречиво. Соответственно и значение типологических особенностей может быть в том или ином действии и поступке велико, а в других — незначительно.

Типологические особенности проявления свойств нервной системы связаны с различными поведенческими и личностными характеристиками, а также с эффективностью деятельности либо прямым, либо опосредованным, либо сопутствующим (рядоположенным) образом.

Роль типологических особенностей в способностях и склонностях можно отнести к прямому влиянию, потому что между ними нет промежуточного звена. Так, типологические особенности выступают задатками способностей, входят в их структуру.

Сложнее обстоит дело с воздействием типологических особенностей свойств нервной системы на стиль деятельности. В том случае, когда таковой формируется стихийно — по склонности, типологические особенности связаны с ним именно через это промежуточное звено. Если же стиль деятельности формируется сознательно, с учетом сильных и слабых сторон человека, то промежуточным звеном между ним и типологическими особенностями становятся способности и волевые качества, зависящие от того или иного типологического комплекса.

Вообще связь типологических особенностей проявления свойств нервной системы с эффективностью деятельности всегда косвенная, опосредованная способностями и стилем деятельности. Поэтому не следует прямо связывать успехи человека с наличием тех или иных типологических особенностей. Достижение высоких результатов в любой области определяется многими факторами, в частности — обученностью, мотивацией, техническими средствами и т. д. Да и сами промежуточные звенья (способности) могут зависеть не только от типологических, но и от физиологических и морфологических особенностей человека (как, например, двигательные способности, связанные со структурой мышц, биохимическими особенностями организма). Таким образом, сам выбор стиля деятельности может определяться не только свойствами нервной системы, но и показателями роста и веса, если речь идет о физической деятельности спортсменов.

В ряде исследований обнаружены связи типологических особенностей проявления свойств нервной системы с социально-психологическими характеристиками человека. Эти корреляции нуждаются в особо тщательном анализе и адекватной трактовке.

Во многих случаях они опосредованные. Так, лидерство в экстремальных условиях деятельности связано с типологическими особенностями благодаря влиянию последних на волевые качества. Например, лидеры команд в лодках (загребные) в отличие от ведомых (сидящих сзади), как правило, отличаются сильной нервной системой и инертностью торможения, которые, как сказано выше, влияют положительно на терпеливость. Очевидно, тренеры и сажают на место загребного такого спортсмена, у кого это волевое качество проявляется в большей мере, чем у остальных гребцов (Ю. А. Дольник, Е. П. Ильин, 1976).

Капитаны команд по игровым видам спорта в большинстве своем тоже имеют сильную нервную систему, которая помогает им не терять самообладания и мобилизоваться в критических ситуациях. Но выбирались они на роль делового лидера не потому, что тренер знал об этом свойстве, а по их поведенческим характеристикам, проявляемым в экстремальной ситуации, по психологической устойчивости, надежности.

Другой социально-психологический феномен — совместимость — тоже может опосредованно соотноситься с типологическими особенностями свойств нервной системы. Он зависит от некоторых свойств темперамента, связанных с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. При этом совместимость не означает одинаковость таковых у взаимодействующих людей. Нами выявлено, что взаимные положительные оценки чаще даются субъектами с различными типологическими особенностями; и, наоборот, взаимная неприязнь чаще встречается у людей, имеющих одинаковые типологические особенности (хотя сходство последних не обязательно приводит к конфликту между субъектами взаимодействия).

Связи типологических особенностей проявления свойств нервной системы с социально-психологическими феноменами могут иметь и сопутствующий характер, т. е. быть по сути ложными. Е. А. Сидоров (1983) установил, что школьники, активные двигательно, более пассивны в общественной работе. Поскольку уровень двигательной активности определяется типологическими особенностями, значит, общественно пассивные школьники имеют сильную нервную систему, подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения, а общественно активные ученики — противоположное. Можно было бы полагать, что общественная активность зависит от таких типологических особенностей. В действительности данный вывод ошибочен: он не соответствует реальности.

Во-первых, выполнение общественных поручений еще не свидетельствует об активности учащихся, о сильно выраженной потребности в общественной работе. Поручения часто исходят от учителя, который придерживается принципа надежности: пусть сделает тот, кто не подведет. Поэтому учитель физкультуры скорее поручит какое-либо дело школьнику с высокой двигательной активностью из-за того, что расценивает ее как прилежание на уроке, из-за того, что школьники с высокой двигательной активностью чаще занимаются спортом.

Учитель-предметник более часто выбирает для выполнения общественных поручений двигательно пассивных школьников и тоже руководствуется при этом прилежанием тех на уроках; только для него самыми прилежными кажутся двигательно пассивные ученики, т. е. более усидчивые, а следовательно — не нарушающие дисциплину, более внимательные. Но все эти характеристики учащихся связаны с типологическими особенностями (А. Г. Пинчуков), поэтому и выявляются их сопутствующие связи с общественной активностью.

Каждая типологическая особенность проявления свойств нервной системы может влиять на несколько поведенческих и деятельностных характеристик субъектов, что свидетельствует о том, что связи свойств нервной системы с психологическими фе­номенами гомоморфные (рис. 12.2). Однако из этого вовсе не следует, что каждое свой-


Рис. 12.2. Схема, показывающая многозначные связи типологических особенностей

свойств нервной системы со свойствами темперамента

А — изоморфные связи, Б — гомоморфные связи

ство должно быть обязательно связано с любым психологическим феноменом. В ряде случаев свойства нервной системы бывают нейтральными по отношению к тому или иному психологическому феномену. ".

Для случаев, когда в зависимости от свойства нервной системы находится не один какой-то психологический параметр, а сразу несколько, в лаборатории В. С. Мерли­на использовался математический метод таксономии.

Помимо прямолинейных существуют и криволинейные связи. Например, в наших исследованиях неоднократно констатировался факт отсутствия прямолинейной свя­зи между силой нервной системы и балансом нервных процессов. Однако между эти­ми свойствами была найдена криволинейная корреляция, свидетельствующая о том, что чем больше выражена уравновешенность нервных процессов, тем больше шансов обнаружить у обследуемого слабую нервную систему, и наоборот, чем больше прева­лирует один из нервных процессов, тем больше шансов, что у обследуемого сильная нервная система. Криволинейные зависимости между психологическими и физиоло­гическими параметрами, а также между последними обнаружены и другими исследо­вателями (И. М. Палей, 1966; Н. М. Пейсахов, 1984).

Наличие криволинейных связей типологических особенностей с эффективностью деятельности и особенностями поведения делает необходимым при изучении этой проблемы учитывать два момента.

1. Общераспространенным приемом изучения проявлений свойств нервной сис­темы является сравнение двух крайних типологических групп: сильных со слабыми, инертных с подвижными и т. д. Такой подход базируется на двух положениях: 1) сте­пень выраженности каждого свойства представляет собой континуум (т. е. некото­рую протяженность от малых до больших величин); 2) каждое свойство имеет пря­мую или обратную линейную связь с изучаемым психологическим феноменом (чем больше выражено свойство, тем больше его влияние на изучаемый феномен — поло­жительное или отрицательное). Отсюда вроде бы нет необходимости рассматривать связи типологических особенностей с учетом их средней выраженности. Однако ряд фактов заставляют по-иному смотреть на это. Наибольшая точность воспроизведе-

ния амплитуд, наибольшая мышечная сила и темп движений кистью присущи лицам с уравновешенностью нервных процессов, а не с преобладанием возбуждения, как вначале предполагалось.

В исследовании Р. В. Шрейдер и В. Д. Шадрикова (1976) наибольшая успешность деятельности была найдена у лиц со средней степенью подвижности нервных про­цессов, а не с высокой или низкой. Об U-образной зависимости психологических по­казателей с типологическими особенностями говорят и другие ученые (И. М. Палей, Н. М. Пейсахов).

Таким образом, при изучении проявлений свойств нервной системы обследован­ных надо делить на три группы: с высокой, средней и низкой выраженностью данно­го свойства и искать связь с психологическими феноменами с учетом этих трех групп, а не только путем сравнения данных для крайних групп.

В связи с этим ошибочно сопоставлять типологические особенности с эффективно­стью деятельности только для успешных, оставляя без внимания группу неуспешных.

Дело в том, что иметь высокую эффективность деятельности можно в ряде случа­ев с различной типологией, но не любой. Так, Н. Д. Скрябин (1972) показал, что сме­лыми являются люди с различными сочетаниями типологических особенностей, а трусливыми — только с определенным сочетанием этих особенностей. В. С. Клягин (1973) выявил, что эффективно (безаварийно) управляют машиной лица как с силь­ной, так и со слабой нервной системой, но высокая аварийность коррелирует только с сильной нервной системой. При другом виде деятельности препятствием для достиже­ния высоких результатов явилась слабая нервная система, в то время как среди успеш­ных встречались лица как с сильной, так и со слабой нервной системой.

12.5. УЧЕТ ЭТАПА ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МАСТЕРСТВОМ

Важно учитывать и то, что на разных этапах овладения профессио­нальным мастерством, адаптации к условиям деятельности ее эффективность может зависеть от разных, даже противоположных типологических особенностей проявления свойств нервной системы. А. И. Фукин (1995) показал, что на начальном этапе про­фессиональной адаптации слесарей-сборщиков конвейерного производства больших успехов добиваются лица, имеющие скоростной типологический комплекс, а после пяти лет работы — лица, имеющие типологический комплекс монотоноустойчивости.

В. П. Мерлинкин и М. Е. Бубнов (1977) выявили, что темпы обучения двигатель­ным навыкам на начальном этапе выше у лиц с подвижностью и лабильностью не­рвной системы, но затем инертные догоняют подвижных и качество навыка стано­вится у тех и других одинаковым.

Р. Р. Гучетлев (1981) выявил в принципе ту же закономерность в отношении пе­ределки суточного стереотипа: быстрее переделывают его лица с подвижностью не­рвных процессов, но йотом инертные их догоняют и уровень адаптации становится у тех и других одинаковым.

12.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СВЯЗИ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Типологические особенности проявления свойств нервной систе­мы связаны, как уже говорилось, с различными сторонами личности и деятельности: мотивами, способностями, устойчивостью к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды и т. д. Такое многообразие проявлений свойств нервной системы невольно приводит к вопросу, а нет ли закономерности, связей в многообразии этих проявлений?

В лаборатории В. С. Мерлина такие связи пытались найти с помощью математики, а именно — дискриминантного анализа, а также метода таксономии. В целом эта по­пытка к успеху не привела, так как будь у людей какие угодно сочетания типологиче­ских особенностей, все они почему-то свелись только к двум типам темперамента. По существу, проблема типологических различий между людьми таким образом была снята.

Более рациональным представляется путь изучения различных проявлений ком­плексов типологических особенностей, сопоставления этих проявлений в деятельно­сти и влияния этих проявлений на конечный итог деятельности — эффективность (рис. 12.2).

Исходным в этой модели является представление о функциональных системах по П. К. Анохину, включающих в себя психические, физиологические и биохимические уровни, тесно взаимодействующие друг с другом и образующие внутри системы бло­ки с прямыми и обратными связями. Функциональный ее смысл состоит в следую­щем. Определенное сочетание типологических особенностей проявления свойств нервной системы создает склонность (потребность) к определенному типу деятельно­сти (связанному, например, с комплексом быстродействия, импульсивностью или, наоборот, с медленностью и размеренностью). Осознание этой потребности, правда, не всегда отчетливое, склоняет человека к выбору деятельности (из числа известных ему), которая в наибольшей мере соответствует склонности. Это же сочетание типо­логических особенностей способствует (в качестве задатков) проявлению способно­стей к выбираемому виду деятельности (например, при склонности к быстродействию способствует проявлению скоростных способностей), а последние обеспечивают вы­сокую эффективность выбранной деятельности. Успешность деятельности подкреп­ляет склонность, формируя на ее базе стойкий интерес к этой деятельности, который способствует закреплению людей в данной деятельности и повышает их работоспо­собность за счет положительного отношения к деятельности.

Эта схема работает и в том случае, если типологические особенности обусловли­вают устойчивость к неблагоприятным состояниям, развивающимся при данной дея­тельности. У более устойчивых будет большая эффективность деятельности и боль­шее удовлетворение от ее выполнения. Это отчетливо проявилось при изучении со­стояния монотонии: рабочие с типологическим комплексом, способствующим устойчивости к монотонии (т. е. те, у кого это состояние появляется позже), часто имели и положительное отношение к монотонной работе (Н. П. Фетискин).

Следует подчеркнуть, что при типологически обусловленном выборе вида деятель­ности удовлетворение от нее человек может получать не только и не столько от ре­зультата (эффективности) деятельности, сколько от процесса ее выполнения. Поэто­му, например, многие, не имея высоких достижений, увлеченно занимаются в том или ином коллективе художественной самодеятельности, спортивной секции.


на деятельность человека

ся лица с подвижностью нервных процессов, обеспечивающей быстрое переключе­ние внимания. Там же, где требуется высокая концентрация внимания, преобладали лица с сильной и инертной нервной системой (например, у корректоров). Очевидно, отбор и закрепление людей в этих видах деятельности происходит, во-первых, на ос­нове показываемой эффективности работы, а во-вторых, на основе удовлетворенно­сти самим процессом деятельности.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 338 ;

К настоящему времени накоплен огромный фактический материал о связи тех или иных свойств нервной системы с целым рядом психологических проявлений, причем эти связи получены не только в школе Б. М. Теплова — В. Д. Небылицына, но и в других коллективах — Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, Е. А Климова и др.

Имеются убедительные экспериментальные свидетельства о влиянии свойств нервной системы на продуктивность процессов памяти. Так, Э. А. Голубевой и ее сотрудниками установлено влияние свойств нервной системы на эффективность различных мнемических процессов.

Исследования К. М. Гуревнча и его сотрудников указывают на важную роль свойств нервной системы в формировании некоторых психодинамических качеств личности, имеющих прямое отношение к профессиональной пригодности, к овладению мастерством в тех или иных профессиях, особенно там, где предъявляются высокие требования к выносливости,

и скоростным характеристикам поведения.

В многочисленных исследованиях показана роль свойств нервной системы в управлении двигательными актами, в спортивной деятельности.

В то же время сопоставление традиционных свойств нервной системы с психологическими характеристиками общеличностного порядка (например, эмоциональностью, являющейся одним из главнейших компонентов темперамента) не выявило однозначных закономерностей. Так, в исследовании Д. Ковача и О. Халмиовой показано, что из 10 показателей эмоциональной устойчивости девять не обнаруживают сколько-нибудь значимой связи с силой нервной системы.

Так, весьма противоречивые связи обнаружены между силой нервной системы и экстраверсией — интраверсией как чертой темперамента. Согласно предположению Дж. Грея [97, 431], обладатели сильной нервной системы, как менее активизированные, должны иметь экстравертивные черты темперамента, а слабой — интравертивные признаки. Однако экспериментальные данные

некоторых исследователей не согласуются с предположением Дж. Грея: в их работах сильные оказываются интравертами, а слабые — экстравертами [495, 496, 589]. Правда, в одном из последних исследовании был получен экспериментальный материал я поддержку гипотезы Дж. Грея [410]. Возможная причина наблюдаемого противоречия в полученных данных по нашему мнению, заключается в парциальном характере методик отделения традиционных свойств нервной системы, и прежде всего свойства силы.

Отсутствие или противоречивый характер связей традиционных свойств нервной системы с общеличностными психодинамическими характеристиками человека и было ведущей причиной, побудившей В. Д. Небылицына взяться за разработку проблемы общих свойств нервной системы.

13. Типологические особенности и умственные действия.

Проведение исследований такого рода должно подразумевать наличие трех закономерностей:

тесной связи успеваемости с так называемыми общими способностями (интеллектом как интегральным их выражением), проявляемых во всех видах учебной деятельности;наличие общих свойств нервной системы, а не анализаторных, парциальных;связи интеллекта с общими свойствами нервной системы.

Однако ни по одному из этих положений нельзя утверждать, что все вопросы здесь сняты.

Так, нет однозначных результатов в сопоставлении интеллекта с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. В лаборатории Б. Г. Ананьева найдена слабая связь между интеллектом (по тесту Векслера) и активированностью: интеллект выше у лиц со слабой нервной системой (Б. Одерышев; И. М. Палей; М. Д. Дворяшина; В. Д. Балин, 1971). М. Д. Дворяшина и Н. С. Копеина (1975) показали также, что общий интеллект выше у лиц с высокой лабильностью. В то же время в лаборатории В. С. Мерлина либо вовсе не выявлено достоверных связей типологических особенностей по силе с уровнем умственного развития по Векслеру, либо они были недостоверными (Л. А. Вяткина, 1970).

В этой же лаборатории показано отсутствие корреляции общей школьной успеваемости и успеваемости по литературе с силой нервной системы (А. К. Байметов, М. С. Жамкочьян, 1978; Л. П. Калининский, 1971; А. И. Клименко, 1967; Н. С. Уткина, 1968). В. С. Мерлин объясняет отсутствие связи свойств нервной системы с успеваемостью тем, что учащиеся с разными типологическими особенностями приспосабливаются к деятельности за счет формирования стиля деятельности (об этом речь пойдет в разделе 10.3). Но дело не только в этом. Главная причина отсутствия искомой связи может состоять в отрицательной мотивации учащихся к учению. Напомню, что по данным М. В. Ласко (1975) типологические различия проявлялись лишь при сильной мотивации. В. С. Мерлин тоже подчеркивал, что стиль деятельности у учащихся

формируется только при положительном отношении к учению. Именно отрицательное отношение к учебе в целом или к отдельным предметам у многих школьников, а также неэкстремальность требований учебных программ к возможностям учащихся, равнение на самых худших в процессе прохождения учебного материала, а порой и откровенное натягивание удовлетворительных отметок приводят к тому, что успеваемость не является адекватным показателем интеллекта.

В ряде исследований (М. Д. Дворяшина, Н. С. Копеина, 1975; В. Г. Зархин, 1977; С. И. Молдавская, 1975) была выявлена связь успеваемости учащихся с типологическими особенностями свойств нервной системы: лучшую успеваемость имели учащиеся школы, курсанты и студенты с высокой лабильностью нервной системы. Н. Е. Малков (1973) нашел, что у слабоуспевающих школьников чаще всего встречается слабая нервная система, сочетающаяся с суженностью у них объема внимания, с меньшим объемом кратковременной памяти и большей утомляемостью. Я. Стреляу (1982) приводит данные польского психолога Т. Левовицкого, обследовавшего 1500 учащихся и показавшего, что их успеваемость определяется в значительной степени сильной и подвижной нервной системой.

К сожалению, во многих случаях типологические особенности нервной системы определялись с помощью опросников, которые, по мнению ряда психологов, не могут служить надежным средством для диагностики особенностей протекания нервных процессов. Поэтому особенный интерес могут представлять данные тех исследований, в которых типологические особенности нервной системы определялись с помощью физиологических методов (ЭЭГ - методики, двигательные экспресс - методики).

В лаборатории Э. А. Голубевой (1993) было выявлено, что успеваемость как по гуманитарному, так и по естественному циклам связана со свойствами силы, лабильности и активированности (принимаемой за баланс нервных процессов). Лучшие баллы имели лица со слабой нервной системой, высокой лабильностью и высокой активированностью (преобладанием возбуждения).

Это можно объяснить тем, что первая характеристика связана с высокой активностью, а вторая — с усидчивостью.

Таким образом, по всем данным успеваемость имеет однозначную связь с высокой лабильностью нервной системы. Остальные свойства не дали четкой картины. Очевидно, это и не случайно, так как слишком много факторов могутвлиять на получение учащимися отметок. Даже если типологические особенности и влияют на уровень развития интеллекта,то надеяться на прямую зависимость успеваемости от него не приходится. История получения образования гениальными людьми дает достаточно примеров этому. С другой стороны, именно при профессиональном обучении обнаруживаются наиболее устойчиво связи успешности обучения с типологическими особенностями свойств нервной системы (В. А. Трошихин и др.,1978), что можно связать с положительной мотивацией получения профессии. С положительной мотивацией учения связано,

как показано в лаборатории В. С. Мерлина, и формирование у учащихся стиля учебной деятельности.

Типологические особенности проявления свойств нервной системы могут быть статистически связаны с эффективностью деятельности либо прямым, либо опосредованным, либо сопутствующим (рядоположенным) образом.

Когда типологические особенности выступают задатками способностей и склонностей, входят в их структуру, можно говорить об их прямом влиянии. По-другому обстоит дело с воздействием типологических особенностей свойств нервной системы на стиль деятельности — оно опосредовано другими психоло­гическими феноменами. В том случае, когда стиль деятельности формируется стихийно — по склонности, — типологические особенности тоже связаны со стилем прямо. Если же стиль деятельности формируется сознательно, с учетом сильных и слабых сторон человека, то возникает промежуточное звено между ним и типологическими особенностями, а именно — способности и волевые качества, учитываемые при выборе стиля деятельности и зависящие от того или иного типологического комплекса (рис. 3.5).


Вообще, связь типологических особенностей проявления свойств нервной системы с эффективностью деятельности всегда косвенная, опосредованная способностями и стилем деятельности. Поэтому не следует прямо связывать успехи человека с наличием тех или иных типологических особенностей. Достижение высоких результатов в любой области определяется многими факторами, в частности — обученностью, мотивацией, техническими средствами и т. д. Да и сами промежуточные звенья (способности) могут зависеть не только от типологических, но и от физиологических и морфологических особенностей человека (как, например, двигательные способности, связанные со структурой мышц, биохимическими особенностями организма). Таким образом, сам выбор стиля деятельности может определяться не только свойствами нервной системы, но и показателями роста и веса, если речь идет о физической деятельности спортсменов.

В ряде исследований обнаружены связи типологических особенностей проявления свойств нервной системы с социально-психологическими характеристиками человека, важными для эффективности групповой (коллективной) деятельности. Эти корреляции нуждаются в особо тщательном анализе и адекватной трактовке. Во многих случаях они тоже опосредованные. Так, лидерство в экстремальных условиях деятельности связано с типологическими особенностями благодаря влиянию последних на волевые качества. Например, капитаны команд в игровых видах спорта в большинстве своем тоже имеют сильную нервную систему, которая помогает им не терять самообладания и мобилизоваться в критических ситуациях. Но выбирались они на роль делового лидера не потому, что тренер знал об этом свойстве, а по их поведенческим характеристикам, проявляемым в экстремальной ситуации, по психологической устойчивости, надежности.

Другой социально-психологический феномен — совместимость — тоже может опосредованно соотноситься с типологическими особенностями свойств нервной системы. Он зависит от некоторых свойств темперамента, связанных с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. При этом совместимость не означает одинаковость таковых у взаимодействующих людей. Нами выявлено, что взаимные положительные оценки чаще даются субъектами с различными типологическими особенностями и наоборот, взаимная неприязнь чаще встречается у людей, имеющих одинаковые типологические особенности (хотя сходство последних не обязательно приводит к конфликту между субъектами взаимодействия).

Пытаясь отыскать влияние типологических особенностей на эффективность деятельности, необходимо учитывать, что статистические связи, обнаруживаемые с помощью корреляций, могут быть разнообразными. Как показано В. С. Мерлиным (1973), соотношения между типологическими особенностями и свойствами темперамента по преимуществу бывают прямолинейными. Это значит следующее: чем более выраженной оказывается какая-либо типологическая особенность проявления свойства нервной системы, тем выраженнее и свойство темперамента, зависящее от данной типологической особенности.

Однако подобная зависимость не является изоморфной, т. е. психофизиологические показатели темперамента не заменяют физиологических показателей свойств нервной системы. Нельзя, например, по ригидности (трудной сменяе­мости одних установок на другие) говорить о наличии у человека инертности нервных процессов, поскольку первая (как и другие свойства темперамента) связана с несколькими типологическими особенностями, а не с одной (в данном случае — с инертностью, хотя ее роль в проявлении ригидности, как показала Н. Е. Высотская (1975), довольно большая).

Каждая типологическая особенность проявления свойств нервной системы может влиять па несколько характеристик деятельности; значит, связи свойств нервной системы с психологическими феноменами — гомоморфные (рис. 3.6), Одна­ко из этого вовсе не следует, будто каждое свойство должно быть обязательно связано с любым психологическим феноменом. В ряде случаев свойства нервной системы бывают нейтральными по отношению к тому или иному психологи­ческому феномену.


Рис. 3.6. Схема, показывающая соотношения между свойствами

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.