Темперамент и центральная нервная система

С физиологической точки зрения темперамент - тип высшей нервной деятельности человека.

В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение.Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.

Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.

Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности центральной нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности и является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) сила процессов возбуждения и торможения, 2)уравновешенность процессов возбуждения и торможения, 3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она даёт соответствующую реакцию.

Важным свойством нервной системы является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или возбуждения.

Одно из основных свойств нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

По признаку силы нервных процессов И.П. Павлов различал сильную и слабую нервные системы. Представителей сильной нервной системы он, в свою очередь, подразделял на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми (живыми) и медленными (спокойными). Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия, и поэтому представителей слабого типа уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности.

Слабый тип (меланхолик). Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т. е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный неуравновешенный тип (холерик). Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник). Процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной быстроте образования и относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик). Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудновозбудимы.

И.П. Павлов отождествлял тип нервной деятельности и темперамент. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным наследственным данным, это врождённое свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности.Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

В 50-е гг. в нашей стране проводились лабораторные исследования темперамента под руководством сначала Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицина, в результате которых типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами. Были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы человека, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность.

Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов.

Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность раздражения - возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время наука располагает значительным количеством фактов для того, чтобы дать достаточно полную психологическую характеристику типов темперамента по определенной стройной программе.

Для составления психологических характеристик традиционных четырех психотипов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность.

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон или звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствие в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайного события) или от его целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко человек приспосабливается к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность).

Темп реакции характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамику жестов, быстроту ума человека).

Экстраверсия-интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется минимальным воздействием, необходимым для возникновения у человека эмоциональной реакции, и скоростью ее возникновения.

Все перечисленные свойства отражают психологические характеристики основных классических типов темперамента.

Заключение

Темперамент, таким образом, есть не что иное, как наиболее общая характеристика импульсивно-динамческой стороны поведения человека, выражающая преимущественно свойства нервной деятельности.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придаёт своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

7)Морфогенез центральной нервной системы.Процессы гистогенеза лежат в основе дифференциации первичной мозговой трубки в сложно организованные образования нервной системы, т.е. опре­деляют особенности морфогенеза. Мозговая трубка, занимающая первично всю длину эмбриона, начинает дифференцироваться на туловищный и головной отделы. Также, за счет интенсивной миг­рации, возникают периферические вегетативные структуры и чув­ствительные спиномозговые ганглии. В головном отделе нервные клетки группируются в три первичных образования — мозговые пузыри: ромбовидный, средний и передний, а в туловищном отделе образуются группы ядерных скоплений и происходит его сегмен­тация в соответствии с метамерией тела. На втором месяце эмбри­огенеза структура мозговых пузырей усложняется, и появляются идентифицируемые отделы мозга:

в нем за счет миграции элементов в дорсальном направле­нии формируется пластинка четверохолмия; • передний дифференцируется на промежуточный и конечный мозг.


cerebri), в которой, как принято считать, у человека сосредоточе­но не менее 70% всех нейронов ЦНС.

Нижнебоковые отделы конечного мозгового пузыря утолща­ются очень рано (10-я неделя эмбриогенеза) за счет интенсивной локальной пролиферации без выраженной миграции. В результа­те образуются зачатки базальных ганглиев. Нейрообласты коры формируются из ограниченных боковых частей конечного пузы­ря — матрикса, мигрируют через толщу к наружным боковым по­верхностям и образуют как бы кайму, окружающую справа и сле­ва стволовые структуры. Миграционные процессы имеют пери­одический характер и клетки первой волны образуют внутренний слой коры, а последующие все более поверхностные. Далее ней-робласты созревают, и происходит завершение стратификации коры: изменяется плотность клеток, их ориентация в отдельных слоях, меняется выраженность слоев в разных областях.


^ Материнский эффект. Особое место в родительских влияниях на развитие занимает так называемый материнский эффект. Влияние матери на фенотип потомства обнаруживается гораздо чаще, чем влияние отца. Эти влияния связаны с цитоплазматическими эффектами яйцеклетки, внутриутробными событиями и постнатальными влияниями, связанными со вскармливанием и уходом за потомством.
Все три типа влияний могут изучаться в экспериментах на животных. Чтобы отделить влияния внутриутробной среды от влияния яйцеклетки, самкам одной инбредной линии мышей или крыс до спаривания делается пересадка яйцеклетки от самок другой инбредной линии. Чтобы изучать влияние постнатальной материнской среды, обычно потомство одной самки передается для вскармливания и воспитания другой. Таким образом, путем комбинации различных ситуаций можно выяснить эффект каждого из трех типов материнских влияний. В экспериментах на мышах, например, было показано, что особенности постнатальных материнских влияний способны снижать агрессивность самцов, происходящих из генетически более агрессивной линии. В этих же экспериментах было выявлено, что на агрессивность в той или иной мере влияют все материнские факторы. Таким образом, один и тот же ген имеет разное фенотипическое проявление в поведении в зависимости от условий развития, определяемых материнскими факторами.
Еще одно интересное наблюдение касается так называемого хэндлинга. Когда изучается влияние раннего опыта на поведение животных, часто используют процедуру хэндлинга. Она заключается в том, что детенышей мышей и крыс в течение первых трех недель после рождения регулярно берут в руки. Оказалось, что такие животные, будучи взрослыми, проявляют большую любознательность и эмоциональность, чем интактные, не получавшие хэндлинга, даже если хэндлинг ограничивался трехминутными эпизодами. Первоначально считалось, что изменение поведения животных является прямым следствием хэндлинга, однако последующие наблюдения за взаимоотношениями животных, подвергавшихся хэндлингу, с их матерями показало, что после хэндлинга и у мышей, и у крыс матери гораздо больше "тормошили" своих детенышей по сравнению с теми, которые хэндлингу не подвергались, так что изменения в поведении могли возникнуть и за счет изменений, возникших в поведении матерей экспериментальной группы.
Интересны также наблюдения за развитием недоношенных детей, которых после рождения помещали в инкубатор. Оказалось, что дети, которых время от времени встряхивали и тормошили, быстрее набирали вес и были выписаны из больницы раньше контрольных.
У человека, как и у других млекопитающих, тесная физиологическая близость матери и ребенка возникает в момент зачатия и сохраняется вплоть до отнятия от груди. При этом не только ребенок испытывает влияния со стороны физиологического и психического состояния матери, но и в организме и поведении матери происходят ответные изменения, связанные с вынашиванием, рождением, вскармливанием и воспитанием ребенка. Говорят, что мать и дитя находятся в реципрокных отношениях.
Через мать осуществляется регуляция среды плода и новорожденного, которая обеспечивает поддержание систем гомеостаза. Внутриутробная среда поддерживает уровни температуры, кислорода, воды, электролитов и питательных веществ. После рождения наиболее универсальным регулирующим веществом является молоко матери, которое поставляет организму ребенка питательные вещества, электролиты, воду, гормоны и иммунные факторы.
Помимо вскармливания, с материнским уходом связаны и другие регуляторные процессы. В первые же дни после рождения в результате реципрокных отношений у матери и ребенка устанавливается специфический режим взаимодействия. Мать и дитя приспосабливаются друг к другу. Такое установление взаимовлияний происходит уже в первые две недели жизни ребенка. Те дети, которые после рождения попадают в больничные условия (особенно если они находятся в инкубаторе, и матери не позволяется ухаживать за ребенком), в этот период не имеют тесных контактов с матерью, что неблагоприятно сказывается на их психическом развитии. Этого не происходит в тех случаях, когда мать допускается к уходу за ребенком.
Интересны данные, полученные недавно в нашей стране на младенцах со зрительной депривацией в результате врожденной катаракты. Оказалось, что первые месяцы жизни являются критическими, когда весь комплекс взаимодействия с матерью имеет принципиально важное значение для дальнейшего развития эмоционального и социального поведения ребенка. Исключение из этого комплекса зрительного входа (улыбка матери, выражение ее лица при общении) в первое полугодие жизни, несмотря на то, что сохраняются слуховые и тактильные контакты, приводит в дальнейшем к необратимым изменениям в эмоциональном и социальном поведении ребенка, даже если катаракта снимается на первом году жизни (в среднем, в шесть-восемь месяцев), и ребенок начинает видеть. По-видимому, в первые месяцы жизни, существует критический период для формирования каких-то базовых характеристик, обеспечивающих в дальнейшем эмоциональное и социальное благополучие ребенка. Зрительная депривация в этом периоде приводит к необратимым изменениям в психике ребенка (Сергиенко Е.А. и др., 1993; Строганова Т.А. и др., 1995; Строганова Т.А., Цетлин М.Н., 1997).
Таким образом, ранние реципрокные взаимодействия матери и ребенка имеют принципиальное значение для адекватного психологического развития ребенка.

Общее понятие о темпераменте как биологической организации индивида, его компоненты. Особенности развития учения о темпераменте. Взаимосвязь и взаимозависимость темперамента и центральной нервной системы. Изменчивость свойств нервной деятельности.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 20.01.2012
Размер файла 28,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Темперамент. Темперамент и центральная нервная система

1. Общее понятие о темпераменте

2. Учение о темпераменте

3. Темперамент и центральная нервная система

а) изменчивость свойств нервной деятельности

Список использованной литературы

Наблюдая за поведением детей и взрослых, за тем, как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обратим внимание на большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы, очень подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям; в работе, учении и игре нетерпеливы, страстны, энергичны. Другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы, малоподвижны; чувства их протекают слабо и внешне выражены незаметно. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а её некоторых внешних проявлений. Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида.

Каждый человек рождается с определённым набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов, есть даже у кровных братьев и сестёр, у близнецов, живущих бок о бок.

1.Общее понятие о темпераменте

Темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность.

Темперамент - это врождённые индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует её убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет её возможности.

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:

· Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

· Двигательная, или моторная активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

· Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращения их).

Таким образом, темперамент человека отражается:

ь на скорости протекания психических процессов и их устойчивости (например, скорость воспроизведения, устойчивость внимания и скорость его переключения, подвижности мыслительных процессов);

ь на интенсивности реагирования на эмоциогенные раздражители (впечатлительности, силе эмоциональных переживаний, скорости смены эмоциональных состояний);

ь на скорости и силе моторных реакций, процессов (походке, мимике, пантомимике, жестах, речи и т. д.);

ь на избирательности психической деятельности и поведения (на стремлении к общению, к шумным компаниям или на склонности к уединению, на замкнутости).

Следует отметить такую особенность темперамента, как сочетание в психике человека всех его типов при преобладании одного из них.

2.Учение о темпераменте

темперамент индивид нервный изменчивость

Учение о темпераменте возникло ещё в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и объяснить эти особенности. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н. э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, жёлтая и чёрная желчь. При правильном смешении этих жидкостей человек бывает здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Так, холерический темперамент происходит от слова chole (желчь), сангвинический - от sanguis (кровь), флегматический - от phlegma (слизь), меланхолический - от melan chole (чёрная желчь).

Гиппократ считал, что темперамент в известной мере зависит от образа жизни человека и от климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном - желчь, отсюда и соответствующие проявления темпераментов. Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их.

В последующее время, кроме гуморальных теорий, выдвигались химические, физические, анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна из них не даёт правильного и полного объяснения природы темперамента.

Великую научную заслугу имеет И.П. Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. Он показал, что врождённое сочетание этих свойств и характеризует то, что называют темпераментом. В отличие от предшественников, Павлов взял для исследования не внешнее строение тела, как это делал немецкий психиатр Кречмер, и не строение сосудов ( П. Ф. Лесгафт), а организм как целое и выделил в нём мозг, как такой компонент, который, во-первых, регулирует деятельность всех органов и тканей; во-вторых, объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе; в-третьих, испытывает на себе воздействие всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов функционально перестраивается, обеспечивая поддержание жизни в органах и тканях; в-четвёртых, является в прямом смысле слова органом связи организма с внешним миром.

3.Темперамент и центральная нервная система

С физиологической точки зрения темперамент - тип высшей нервной деятельности человека.

В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.

Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.

Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности центральной нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности и является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) сила процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, 3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она даёт соответствующую реакцию.

Важным свойством нервной системы является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или возбуждения.

Одно из основных свойств нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

По признаку силы нервных процессов И.П. Павлов различал сильную и слабую нервные системы. Представителей сильной нервной системы он, в свою очередь, подразделял на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми (живыми) и медленными (спокойными). Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия, и поэтому представителей слабого типа уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности.

Слабый тип (меланхолик). Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т. е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный неуравновешенный тип (холерик). Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник). Процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной быстроте образования и относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик). Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудновозбудимы.

И.П. Павлов отождествлял тип нервной деятельности и темперамент. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным наследственным данным, это врождённое свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

В 50-е гг. в нашей стране проводились лабораторные исследования темперамента под руководством сначала Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицина, в результате которых типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами. Были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы человека, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность.

Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов.

Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность раздражения - возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время наука располагает значительным количеством фактов для того, чтобы дать достаточно полную психологическую характеристику типов темперамента по определенной стройной программе.

Для составления психологических характеристик традиционных четырех психотипов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность.

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон или звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствие в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайного события) или от его целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко человек приспосабливается к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность).

Темп реакции характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамику жестов, быстроту ума человека).

Экстраверсия-интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется минимальным воздействием, необходимым для возникновения у человека эмоциональной реакции, и скоростью ее возникновения.

Все перечисленные свойства отражают психологические характеристики основных классических типов темперамента.

Изменчивость свойств нервной деятельности.

Тип нервной деятельности врождён и в целом вряд ли может быть изменён. Однако ещё И.П. Павлов экспериментально доказал возможность изменения отдельных свойств типа нервной деятельности. Так, у безудержного типа, у которого сильный процесс возбуждения не уравновешен не менее сильным процессом торможения, оказалось возможным путём тренировки добиться значительного увеличения силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессом возбуждения. Отсюда Павлов делает вывод: у сильного возбудимого типа можно тренировкой добиться сильного торможения, достаточного для уравновешивания процесса возбуждения.

Это дало основание говорить, например, о нескольких вариантах безудержного типа. Так, возможен тип, у которого процесс возбуждения достиг крайней силы, а процесс торможения ослаблен. Или другой вариант: сильны оба процесса, но процесс возбуждения превышает обычный уровень. И, наконец, третий вариант, когда сила процессов возбуждения и торможения достигает почти одного уровня.

Павлов приводил примеры, показывающие, что первоначальная неуравновешенность с течением времени посредством медленных и повторных упражнений могла быть в значительной мере выровнена.

Павлов считал, что путём длительной посильной тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек с выраженными свойствами слабого типа нервной деятельности впоследствии, в благоприятных условиях жизни и воспитания, может с успехом решать любые жизненные задачи.

Последующие исследования показали, что подвижность нервных процессов является наиболее изменчивым в онтогенезе свойством нервных процессов.

Темперамент, таким образом, есть не что иное, как наиболее общая характеристика импульсивно-динамческой стороны поведения человека, выражающая преимущественно свойства нервной деятельности.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придаёт своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.