Теория голосообразования роль цнс

Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатрией — медицинской наукой, разделом оториноларингологии, изучающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения.

В логопедии выделяется особый раздел – фонопедия .

Фонопедия– предусматривает формирование навыка правильного голосообразования с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата с минимальной на него нагрузкой.

Голос - это совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. средство слышимости, выразительности, смыслового и эмоционального оформления речи.

Для голоса характерны: высота, сила, тембр.

Высота голоса – это субъективное восприятие органом слуха частоты колебания голосовых складок.

Сила голоса зависит и определяется амплитудой колебания голосовых складок.

Тембр– это индивидуальная окраска голоса. Зависит от частоты и силы колебания голосовых складок и анатомо-физиологических особенностей резонаторных полостей.

Механизм образования голоса.

Существуют две теории голосообразования.

1. Миоэластическая теория.

2. Нейромышечная теория.

Миоэластическая теория: голос образуется за счет вибрации голосовых складок. Движущей силой голосообразования является разница давления под и над голосовыми складками.

За счет разницы давления голосовые складки приходят в движение, от вибрации голосовых складок возникают голосовые волны, которые мы воспринимаем, как звук голоса.

Звук, который возникает в гортани очень слабый. Его усиливают резонаторные полости (полость рта, полость носа, глотки).

Нейромышечная теория.Голос образуется при вибрации голосовых складок, но вибрация происходит за счет нервных импульсов, которые идут от коры головного мозга. Ведущая роль в голосообразовании принадлежит ЦНС.

В образовании голоса участвуют 3 системы.

Дыхательный отдел. Дыхательная система (энергетическая): легкие, бронхи, трахея, межреберные мышцы, диафрагма, грудная клетка. В зависимости от участия диафрагмы, отличают несколько типов дыхания (ключичное, грудное, брюшное, грудо-брюшное)

Голосовой отдел. Генераторная система (собственно и образующая голос). Гортань и голосовые связки. Голосовые складки смыкаются в процессе голосообразования. Образуют основной тон – обертон звука. Здесь зарождается мелодия будущего голоса.

Артикуляционный отдел. Резонаторная система усиливает голос. Голос усиливается в носовой полости, ротовой полости, носоглотке.

Все три системы в процессе голосообразования работают взаимосвязано и синхронно.

Нарушение функции одной из систем вызывает нарушение голоса.

Все расстройства голоса можно разделить на две группы.

1. Функциональные расстройства голоса.

2. Органические расстройства голоса.

Функциональные расстройства делятся на центральные и периферические.

К центральным функциональнымрасстройствам относятся:

- истерическая афония;

- истерическая дисфония.

Органические расстройства голоса.

Центральные органические расстройства голоса наблюдаются при нарушениях речи (дизартрия, анартрия, афазия) (по типу афонии и дисфонии).

Периферические органические расстройства голоса афония, дисфония возникают при паталогоанатомических изменениях в гортани.

Это могут быть опухоли, узелки, травмы гортани, следствия хирургического вмешательства. Ожоги гортани часто оканчиваются стенозом. Стеноз может возникнуть за счет разрастания щитовидной железы.

При паталогоанатомических нарушениях в артикуляционном отделе возникают ринофония и ринолалия. Ринофония – носовой (гнусавый оттенок), возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств мягкого неба.

У детей со сниженным слухом проявляется ринофония и дисфония.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 152 ;

Вопрос о механизмах голосообразования до сих пор считается нерешенным.

1. С момента изобретения гортанного зеркала (1741 г., Феррейн) начала свое развитие миоэластическая (мышечная) теория голосообразования (М. Гарсиа, С. Волконский, В. Сережников и др.). Фонация является результатом вибрации голосовых складок в вертикальном направлении под действием воздушной струи на выдохе. Согласно данной теории, главной движущей силой, обеспечивающей расхождение голосовых складок, служит давление воздушной струи, тогда как вторая фаза – смыкание голосовых складок – является следствием собственной эластичности сокращенных мышечных волокон. Противопоставление этих двух сил зависит от действия соответствующих мышц.

Вибрация голосовых складок происходит под напором воздуха из трахеи и бронхов наподобие пружинных язычков в органной трубке за счет разницы давления в подскладковом и надскладковом пространстве.

Благодаря этой теории можно объяснить наличие изменений голоса при парезах и параличах гортани, когда не происходит полного смыкания голосовых складок, в результате нарушается звучание. Вместе с тем понять механизм голосовых расстройств только нарушением структуры гортани не всегда возможно. Например, не ясно, почему при таком заболевании, как функциональная афония, голосовые складки иногда смыкаются достаточно хорошо, но звук не образуется.

2. Другой точки зрения придерживались исследователи, которые высказывали предположение о том, что в процессе голосообразования доминирующую роль выполняет кора головного мозга, которая регулирует колебания голосовых складок. Ю.С. Василенко в своих работах отмечает большое значение идей Е.Н. Малютина по применению стробоскопии. Им установлен факт возможности колебательных движений голосовых складок без участия аэродинамических сил. Это открытие имело большое значение для появления в последующем нейрохронаксической (или нейромоторной) теории голосообразования французского физиолога Р. Юссона (1950 г.).

Исследования Р. Юссона доказали гипотезу о существовании сложной нейрофизиологической связи между голосовыми связками и центральной нервной системой. Сущность этой теории заключается в том, что колебание голосовых связок происходит не пассивно, под действием проходящей струи воздуха, а является активным актом, протекающим в соответствии с частотой импульсов биотоков, приходящих из центральной нервной системы. Этот вывод автор делает после экспериментальных исследований, во время которых певцам предлагали пропеть арию про себя, а затем вслух. На миограммах регистрировали идентичные кривые. Это позволило сделать вывод о том, что голосовые складки колеблются благодаря импульсам, присходящим из центра.

3. В 1962 г. испанским фониатром Дж. Перелло была разработана мукоондуляторная теория, основанная на законах физики (в основу теории положен эффект Бернулли). Под действием напора воздуха из легких, под воздействием струи выдыхаемого воздуха слизистая оболочка смещается в наиболее узкую часть гортани, создает дополнительное сужение для выдыхаемого воздуха, обеспечивая напряжение голосовых складок и смещение слизистой оболочки по свободному краю. По мнению автора, колебания голосовых складок – это волнообразное скольжение покрывающей их слизистой оболочки из подскладочного пространства вверх и спереди назад по краю голосовых складок. Перед тем как погаснуть одной волне, возникает следующая и так далее.

Однако мукоондуляторная теория не получила широкого распространения. Хорошо известно, что болезненные изменения слизистой оболочки гортани даже при непродолжительных простудах влияют на качество голоса.

4. Одной из самых новых теорий (90-е гг. XX в.) является резонансная теория голосообразования (В.П. Морозов). Она базируется на резонансной теории речи немецкого физика, физиолога Германа фон Гельмгольца, согласно которой голосовые складки создают лишь тон при образовании гласных звуков. В ротовой же полости за счет изменения объема резонатора формируются обертоны гласных, которые называются формантами. Гласные распознаются на слух, в связи с различным расположением формант, которых выделяется до пяти, наиболее значимые из них – первые три. Суть теории о том, что процесс речеобразования – это управление человеком резонансными свойствами своего голоса.

В.П. Морозов предъявлял экспертам фонограммы записи голоса известных вокалистов, из спектров которых вырезали определенные форманты, после чего голос певцов было невозможно идентифицировать. Это позволило В.П. Морозову сделать вывод о том, что именно резонаторы в процессе голосообразования выполняют главную функцию. Резонансная теория объясняет возможность достижения большой силы и красоты тембра голоса при минимальном напряжении органов голообразования.

Механизмы голосообразования до сих пор вызывают интерес у многих исследователей в связи с тем, что ни одна из вышеназванных теорий не может полностью объяснить процесс голосообразования.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Александр Владимирович Чирков-Эйр
Применение методики по теории голосообразования в логопедии и фониатрии

Первые попытки описания отдельных органов голосового аппарата, дефектов речи, а также принципов

голосообразования были предприняты ещё в далёкой древности: исторические источники в связи с этим

упоминают имена Гиппократа (ок. 460–ок. 370 гг. до н. э., Аристо–322 гг. до н. э., Галена (ок. 130–ок. 200).

причины возникновения звука и процессы его восприятия органами слуха, анатомию и физиологию

функционирования голосо-речевых органов, дал физиологические и акустические характеристики фонем,

особое значение в механизме голосообразования отводил голосовым складкам: указывал на их активную

роль в фонации, а также подчеркивал взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата.

В области речевого голосообразования на сегодняшний день существуют не один десяток теорий

формирования речи. В области вокального голосообразования на современном этапе развития науки

основными теориями фонации принято считать две – это миоэластическая и нейрохронаксическая теории

голосообразования.

Практически обоснованная физиологами, мышечноэластическая или миоэластическая (от греч. mys [myos]

голосообразовании зависит от длины и напряжения голосовых складок, что обусловливается

функциональным состоянием вовлекаемых в процесс мышц гортани. В этом процессе в качестве активной

движущей силы выступает напор дыхательной струи, обеспечивающей размыкание голосовых складок, тогда

как смыкание их является следствием собственной эластичности мышечных волокон. Давление воздушной

струи поддерживается работой всей мускулатуры, участвующей в фазе выдоха, в том числе и гладкой

мускулатуры трахеи и бронхов. Голосовые складки, согласно этой теории, вибрируют пассивно, как упругие

перепонки. Особая роль здесь отводится группе мышц гортани, которые приводят голосовые складки в

состояние смыкания и оказывают сопротивление давлению воздушной струи, а также, сокращению внешних

щитоперстневидных мышц, которые увеличивают натяжение голосовых складок, что отражается на высоте и

тембре голоса.

Миоэластическую теорию голосообразования впервые сформулировал в 1741 году исследователь Антуан

Феррейн, который считал, что фонация является результатом вибрации голосовых складок в вертикальном

направлении под действием воздушной струи на выдохе. В XIX веке немецкий физиолог Иоганнес Мюллер

(1839) на основании опытов на трупах подтвердили концепцию Феррейна, а также доказал, что оформление

звука зависит от строения не только гортани, но и надставной трубки.

В 1855 г. певец и вокальный педагог Мануэль Гарсия (родной брат знаменитой певицы Полины Виардо)

впервые применил для осмотра гортани зеркало, изобретенное Листоном, английским врачом-стоматологом.

Таким образом, появилась возможность обозревать гортань и колеблющиеся голосовые складки. Этот метод

Существенно положения миоэластической теории были развиты в работах Геринга Эвальда (1898, который

подушечек с косым сечением нижней поверхности, обращенной к воздушной струе. В данной модели

эластические подушечки совершали последовательные движения – расходились и сходились в

горизонтальной плоскости (положение о вертикальной вибрации со времён Феррейна не оспаривалось, но к

концу XIX века стало технически возможным наблюдать за колебанием голосовых складок живых людей с

помощью стробоскопа). В дальнейшем, эта теория развивалась, и, расширяя рамки научной доказательности

в исследованиях многих учёных, и поныне пользуется популярностью в определённых научно-педагогических

Сторонками данной теории выступали (1932, (1933, (1935, (1954) и др.

Однако миоэластическая теория не могла объяснить многие факты,встречающиеся в практике: расслабление

и удлинение голосовых складок, уменьшение амплитуды их колебаний при переходе от грудного регистра к

головному на одном и том же выдержанном тоне; неполное закрытие голосовой щели и увеличение

амплитуды движения голосовых складок при усталости голоса у певца.

Так возникла оппонирующая теория – нейромышечная (нейрохронаксическая или нейрогенная) – теория,

согласно которой частота звуковых колебаний при голосообразовании совпадает с числом поступающих из

центральной нервной системы импульсов.

Теоретическое обоснование данной теории увидело свет ещё в 1950 году, её автором был французский

складок представляет собой активные движения голосовых мышц под действием поступающих в них

импульсов, возникающих в центральной нервной системе с частотой производимого певцом звука.

Частота певческого звука, согласно данной теории, зависит от возбудимости возвратного нерва, период

возбудимости возвратных нервов измеряется в единицах времени – хроноксиях, отсюда и название теории.

Одним из главных выводов теории являлась независимость частоты колебаний голосовых складок от

воздушного подскладочного давления.

Ученый считал, что открытие голосовой щели – не пассивное движение, а активный ответ на посылаемые

сюда центральной нервной системой двигательные импульсы. Однако закрытие голосовой щели считал

пассивной фазой, зависящей от эластичности голосовых складок. Таким образом, воздушная струя,

образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок, а

материалом, веществом, из которого генерируется звук.

Однако и эта теория имела оппонентов. Одним из основных возражений было утверждение о том, что

передача импульсов высокой частоты к голосовым складкам не может быть обеспечена ввиду того, что

проводимость нерва не превышает частоту сигнала в 400-500 Гц, что было установлено.

Р. Юссон, соглашаясь с том, что гортань человека может генерировать звуки до 500 Гц, однако, согласно его

мнению, это характеризует однофазовый режим проведения нервных импульсов с мышечным ответом,

соответствующим грудному регистру голоса, а для генерации тонов с более высокой частотой требуется

мышечных фонаторных единиц.

Обе теории имеют своих противников и последователей, споры не утихают уже более полувека. Кто-то из

исследователей полностью отвергает теорию Юссона, кто-то считает, что тот только уточнил

миоэластическую теорию и принципиально прав в том, что колебания голосовых складок зависят от нервных

импульсов, но при этом в определённой последовательности меняется натяжение голосовых складок.

На сегодняшний день ни одна из них не может с достаточной полнотой объяснить все практические моменты

функционирования голосового аппарата человека уже хотя бы потому, что описывает не работу голосового

аппарата певца в целом, который, представляет собой сложную многоступенчатую в функциональном смысле

систему, а только работу одной, безусловно, важной его части, то есть – особенности колебаний голосовых

Биомеханическая и мукоондуляторная теории не являются в теоретическом фундаментальном плане

самостоятельными теориями голосообразования и вполне укладывающийся в рамки миоэластической теории

голосообразования.

Биомеханическая теория фонации объясняет работу голосовых складок как работу биомеханической

системы, уточняя, что главным элементом генерации звука гортанью является аэродинамическое состояние

голосовой щели при строгой координации с определённым подскладочным давлением. Согласно данной

теории, колебания голосовых складок являются результатом взаимодействия не только между

подскладочным давлением, эластичностью и массой голосовых складок, но и присасывающими силами между

голосовыми складками согласно закону о движении струи воздуха или жидкости по трубам Д. Бернулли (1726).

Если представить, что гортань человека представляет собой подобие трубы, изменение диаметра которой на

уровне голосовых складок влияет на давление выдыхаемой струи воздуха, то изменении давления воздушной

струи представляет собой единственную движущую силу, благодаря которой положительное давление

На замыкание щели, согласно данной теории, оказывает также своё действие и эластичность голосовых

складок. В результате действия этих двух сил голосовые складки возвращаются в своё исходное положение и

закрывают голосовую щель полностью (в грудном регистре) или частично (при фальцетном пении). При

следующем напоре воздушной струи цикл движений голосовых складок продолжается до тех пор, пока

имеется необходимость в поддержании фонаторного акта.

Данная теория была обоснована в экспериментальном исследовании Ван ден Берга (1857, который доказал,

что отрицательное давление в фазе раскрытия голосовой щели прямо пропорционально поскладочному

давлению, отсюда следует, что чем громче будет петь певец, тем плотнее и глубже будут смыкаться

голосовые складки, что характерно для голосового регистра, и наоборот. С т. з. биомеханической теории

голосообразования работа голосовых складок носит характер автоколебаний, поскольку механизм их

колебаний заложен в самой автоколебательной системе.

Свою теорию Ван ден Берг назвал миоэластической-аэродинамической.

Перелло (1962 г., вибрация голосовых складок есть не что иное, как волнообразное скольжение слизистой

оболочки, покрывающей голосовые складки, возникающее в подскладочной области и распространяющееся

снизу вверх к щитовидному хрящу и далее проходящее по краю верхней поверхности края голосовых складок

и затухающее,при этом происходящее волнообразно: при затухании первой волны появляется вторая и т. д.

Данные убеждения были подтверждены результатами сверхбыстрой киносъёмки, которая показала, что

голосовые складки не вибрируют как одно целое, а частицы их массы движутся по эллипсовидной траектории,

а слизистая оболочка также совершает аналогичные волнообразные движения.

Выдающийся отечественный лингвист и психолог, убедившись в невозможности стать на сторону какой-либо

одной теории путем скрупулезного взвешивания экспериментальных результатов и доводов сторонников и

противников теории Р. Юссона, логическим путем, опираясь на факты и наблюдения, признаваемые обеими

спорящими сторонами, сконструировал наиболее вероятную модель управления все ми параметрами

речевого и певческого голосообразования. Оказалось, что логи ческий путь неизбежно приводит к

нейрохронаксическому управлению высотой звука, но при этом не снимаются и не отменяются

миоэластические механизм: при пении и речи приходится управлять четырьмя непрерывно изменяющимися

акустическими параметрами – громкостью, высотой звука, тембром и переходными процессами.

Возникновение добавочного независимого управления высотой звука через возвратный нерв является

целесообразным и, возможно, необходимым механизмом.

Одной из последних в отечественной науке была разработана резонансная теория искусства пения. Её автор

– профессор Московской государственной консерватории им. и Института психологии РАН. Данная теория

представляет собой экспериментально-теоретическое исследование роли резонаторов в образовании

певческого звука, при этом предполагает системный подход в рассмотрении голосового аппарата человека и

имеет непосредственное практическое значение для вокальной педагогики и других наук о голосе.

Исторической основой резонансной теории пения являются известные теории речеобразования Г. Фанта, и

др., а также теория Г. Гельмгольца о резонансном происхождении звуков, согласно которой процесс

речеобразования является, в сущности, процессом управления говорящим резонансными свойствами

речеобразующего аппарата, точнее – ротоглоточного резонатора, резонансные свойства которого

регулируются органами артикуляции и отражаются в формантной структуре спектра речевых звуков, по

которым гласные и опознаются на слух.

Резонансная теория пения является развитием этих, общепризнанных мировой наукой идей о резонансных

механизмах речеобразования, но уже применительно к специфике работы певческого голосового аппарата,

служащего для формирования не обычных речевых звуков, но специфической певческой вокальной речи, то

есть эмоционально-эстетических особенностей певческого голоса, особого певческого тембра, вибрато и др.

Это связано с особенностями работы голосового аппарата певца, прежде всего – резонаторов, и не только

ротоглоточного, но и грудного (трахея, бронхи, что и отражается в формантной структуре спектра голоса.

Таким образом, мы можем убедиться в том, что механизмы голосообразования чрезвычайно сложны, а

существующие теории фонации противоречивы. Современный уровень развития науки позволяет нам

сделать вывод о том, что голосообразования – сложно скоординированный процесс сокращения различных

групп мышц: в функции голосообразования человека принимают участие сорок отдельных мышц –

дыхательных, гортанных и артикуляторных (это скоординированная деятельность многих органов и систем

человеческого организма: органов дыхания, брюшного пресса, гортани, мышц полости рта, глотки и т. д.). Все

они совмещают свою работу в рамках сложной физиологической модели. Согласованная работа мышц

зависит от степени их напряжения и, соответственно, расслабления; другими словами, мышцы гортани

проявляют свою функцию в изменении напряжения, длины и массы голосовых складок и собственных мышц,

все мышечные движения являются результатом регулирующей деятельности центральной нервной системы,

контролирующей эластическое напряжение мышц, однако не исключается значение воздушного столба в

колебании голосовых складок, при этом параметры воздушного потока, определяемые в целом системой

дыхания, также контролируются нервной системой человека.

Вклад Н. К. Крупской в развитие теории и практики детского движения Введение. Н. К. Крупская была выдающимся педагогом. Ее педагогическая система была построена на творческом развитии и обогащении знаниями.

Контрольные работы по логопедии для учащихся 3 класса коррекционной школы ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПИСЬМУ 3 КЛАСС 20__/20__ уч. г. 1 вариант 1. Диктант: Урок рисования. У нас урок рисования. Учитель принес.

Методическое объединение. Эффективные методики преподавания на уроках английского языка. От теории к практике На сегодняшний день происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения,.

Нетрадиционные методы в логопедии. Биоэнергопластика Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. В. А.

Психологические теории эмоций Психологические теории эмоций Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На.

Теории голосообразования. Импеданс.

До середины 50-х годов XX столетия была принята мышечно-эластическая (миоэластическая) теория голосообразования, по которой голосовым складкам отводилась роль упругих эластических тяжей, в силу своей упругости колеблющихся в токе воздуха. Исходя из этой теории, полагали, что для голосообра­зования достаточно упругого сближения складок и поднятия воз­душного давления под ними. Подскладочное давление своей силой размыкает сомкнутые складки, которые после прорыва порции воз­духа смыкаются снова. По этой теории колебание голосовых скла­док совершается под влиянием двух сил: силы давления воздуха и силы упругости напряженных и сомкнутых голосовых складок. Для того чтобы возник звук, надо только придать им определенный то­нус и сблизить их, само же колебание осуществляется пассивно, под влиянием подскладочного давления. Частота колебаний и их амп­литуда также регулируются этими двумя силами. Однако по представлениям ученых того времени в мышечно-эластическую те­орию фонации не укладывались многочисленные факты, известные из практики. Так, например, было сложно, согласно этой теории, объяс­нить пение piano на верхних звуках диапазона, когда складки мак­симально напряжены, натянуты и требуется большое подскладоч­ное давление, чтобы разомкнуть их. Не находили объяснения и та­кие случаи, когда у некоторых больных складки хорошо смыкаются и размыкаются, а колебаний их, вибрации — не получается.

Эти и многие другие факты побудили ученых искать разгадку механизма звукообразования при помощи современных физиоло­гических методов исследования. Наиболее значительные работы в этом направлении сделаны французскими авторами. В 1951 году сотрудник лаборатории нормальной физиологии Сорбонны (Па­рижский университет) Рауль Юссон опубликовал работу, которая ясно показывала, что голосовые складки активно сокращаются в каждом цикле колебательных движений и что эти колебания яв­ляются ответом на серию быстротекущих (со звуковой частотой) импульсов, поступающих по двигательному нерву гортани — воз­вратному нерву. Эта так называемая нейрохронаксическая теория фонации совершенно по-новому поставила вопросы образования высоты, силы и тембра голоса, заставила по-иному смотреть на де­ятельность гортанного сфинктера.

Согласно этой теории, колебания голосовых складок есть со­вершенно самостоятельная функция гортани, третья функция, по терминологии Юссона, не имеющая отношения к функции смыка­ния и размыкания (первая и вторая функции гортани, по термино­логии Юссона). Колебания голосовых складок нельзя рассматри­вать как результат серии обычных смыканий и размыканий, сле­дующих с большой частотой под напором воздушной струи. Они обусловливаются совершенно особыми нервными влияниями. Ды­хание к частоте образующихся колебаний не имеет никакого от­ношения. В соответствии с представлением о высоте издаваемого тона, кора головного мозга через свои двигательные центры посылает к голосовым мышцам, активно раскрывающим голосовую щель, серию частых импульсов, каждый из которых вызывает их сокращение. Сколько импульсов в секунду подошло к голосовым мышцам, столько раз разомкнётся голосовая щель.

В голосовой мышце имеются две мощные системы косых волокон, которые вплетаются в соединительнотканый край голосовых складок. При их сокращении край оттяги­вается и голосовая щель приоткрывается. Значит, косые системы голосовых мышц работают на размыкание голосовой щели, а не на смыкание, как думали прежде. Воздух прорывается через колеб­лющиеся голосовые складки с звуковой частотой не потому, что он их размыкает в каждом цикле вибрации, а потому, что голосовая |щель активно

раскрывается и позволяет порции подскладочного воздуха пройти через голосовой затвор. По механизму действия, говорит Р. Юссон, голосовую щель можно сравнить с механизмом сирены, а никак не с язычковым духовым инструментом, как это делали прежде.

Если в рождении высоты звука дыхание по нейрохронаксической теории не играет решительно никакой роли, то вся звуковая энергия, сила звука целиком зависит именно от дыхания. В экспе­рименте Пике и Декруа на кинопленке были зафиксированы лишь колебания складок, звука при этом не возникало. Энергия колеба­ния самих складок слишком мала, чтобы возник звук. Ее доста­точно только для того, чтобы открывать голосовую щель со звуко­вой частотой. Только когда через периодически открывающуюся голосовую щель начинают проходить порции воздуха (сгущения), родится звук голоса. Чем с большей энергией в момент открытия голосовой щели будут выталкиваться порции воздуха, тем интен­сивнее будет звук. Таким образом, сила дыхания дает силу звука голоса, возникающего в голосовой щели. Кроме того, подскладочное давление и проходящая через голосовую щель воздушная струя активизирует деятельность гортанного сфинктера. К тому же она может "дооткрыть" начинающую свое размыкание голосовую щель, так что значение дыхания в голосообразовании остается таким же большим, какой бы теории фонации мы ни придерживались.

Насколько верна нейрохронаксическая теория и отвергает ли она миоэластическую, мы здесь решать не будем. Позднее опыты Р. Юссона подверг­лись значительной коррекции. Однако приведенные выше исследо­вания французского ученого имеют большое значение в истории развития науки о певческом голосе. Но всё же, если голосо­вые складки активно разомкнулись, то за счет какого усилия они вновь смыкаются? Скорее всего, за счет эластичности напряженных голосовых мышц. Если бы и смыкание голосовых складок было тоже актом активным, то число импульсов, бегущих по возвратному нер­ву, было бы вдвое больше числа колебаний голосовых складок, под влиянием одного импульса голосовая щель раскрывалась бы, под влиянием второго — закрывалась. Однако этого не происходит. В проведенных экспериментах число двигательных импульсов точно соответствовало числу размыкания голосовых складок. Очевидно, их смыкание осуществляется эластической силой напряженных голо­совых складок.

Следовательно, нейрохронаксическая и миоэластическая тео­рия — не полностью взаимоисключающие концепции фонации. Практически важно понимать, что в голосовой щели образуется высота, сила и исходный тембр певческого голоса и что в этом про­цессе участвуют не только внутренние мышцы гортани, заведующие вибрационной деятельностью голосовых складок, но и дыхание. Надо помнить также, что на работу голосовой щели большое влияние оказывает импеданс, образуемый системой полостей надставной трубки. Все это позволяет воздействовать на голосовую щель, то есть организовать ее работу в нужном направлении, менять характер смыканий, длительность фазы ее закрытия и раскрытия, включать в вибрационную работу всю массу ее складок или частей и т. п. Этот факт пока­зывает, что возможны различные пути для изменения работы голо­совой щели: через дыхание, изменение импеданса, — т. е. через рабо­ту артикуляционного аппарата (фонетический метод) и непосред­ственно через гортань.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.