Тест нервно психические отклонения в развитии


Нарушение психического развития (НПР) — это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.


Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы, головного мозга;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.


Формы отклонений в нервно-психическом развитии

  1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.
  2. Задержка развития, представляющая собой различные варианты инфантилизма, нарушения навыков обучения, недостаточность высших корковых функций и т.д. В отличие от умственной отсталости, задержка развития характеризуется частичным отставанием в развитии и разной степенью его обратимости.
  3. Поврежденное умственное развитие подразумевает случаи, когда у ребенка заболеваниям (прежде всего центральной нервной системы) или травмам предшествовал период нормального развития.
  4. Дифицитарное развитие – это вариант психофизического развития в условиях глубоких зрительных, слуховых и суставно-мышечных аномалий.
  5. Искаженное развитие представляет собой комбинацию недоразвития, задержки и повреждения.
  6. Дисгармоническое развитие – нарушения в формировании личности. Свойственной такому типу дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.


Классификация

Сегодня психиатры различают следующие типы нарушений психического развития:

  • Патологическое психическое развитие, которое спровоцировано соматическими и психическими патологиями.
  • Дисгармоничное психическое развитие.
  • Дизонтогенез (искаженное, замедленное и поврежденное развитие).
  • Дегенеративное психическое развитие, которое связано с эпилепсией или другими психическими заболеваниями.
  • Необратимое психическое недоразвитие.

Кроме этого, существуют еще несколько типов НПР. Медспециалисты классифицируют их по шизофреническому процессу:

  • Умственная отсталость.
  • Ретардация.
  • Асинхрония.

По клинических формах различают:

  • Соматопатия.
  • Аутизм.
  • Акселерация.
  • Инфантилизм.

По типу олигофрении НПР обладают следующими формами:

  • Психопатическая.
  • Анализаторная.
  • Нейродинамическая.
  • Неосложненная.


Этапы формирования психики ребенка

Формирование психики ребенка, как и всего в этом мире, подразделяется на этапы, их всего четыре:

  • Моторный этап. Проходит на первом году жизни и характеризуется обретением двигательных умений и навыков
  • Сенсорный этап. Он продлится от года до трех. Характеризуется осознанием действий и развития внимания, мышления, сознания, восприятия и целенаправленной деятельности.
  • Аффективный этап. Он пролегает между двумя основными кризисами личности — кризисом трех лет и подростковым кризисов. Ему свойственно проявление индивидуальности в поведении
  • Идеаторный этап. Подростки его проходят в 12-14 лет. В это время формируется абстрактное мышление, умение строить планы на будущее, усваивать сложные понятия и суждения.

Особенно внимательно за детьми следят в первые годы жизни, это все потому, что именно тогда нервно-психическое развитие проходит наиболее стремительно. Существуют определенные таблицы диагностики нервно-психического развития детей. Они есть у каждого доктора, неоднократно публиковались как в печатных так и в Интернет изданиях.


Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.


Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.


Почему происходит задержка психического развития?

  • мама перенесла во время беременности какую-то болезнь либо чем-то хронически больна (диабет);
  • токсикоз;
  • мама, будучи беременной, курила, пила и, хуже всего, употребляла наркотики;
  • если у родственников малютки есть неврологические, психические заболевания;
  • патологические роды (преждевременные, кесарево сечение, ошибка врача);
  • разные инфекционные заболевания, которые малыш перенес в раннем детстве.

  • неблагополучная семья;
  • нет контакта с матерью;
  • с малышом мало общаются, играют, дают ему недостаточно информации, ничему не учат;
  • для крохи делают все, что ему не нужно совершать даже малейших усилий;
  • постоянная агрессия со стороны окружающих (бьют, кричат);
  • психологические травмы (отец избивает мать в присутствии детей).


Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.


Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.


Подходы в психотерапии детских неврозов

Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии. В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами. Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.

Этапы психотерапевтической помощи:

  1. контакт;
  2. контракт;
  3. собственно психотерапия;
  4. завершение и окончание.

Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:

  1. арт-терапия;
  2. внушение (суггестия);
  3. игровая терапия;
  4. музыкотерапия;
  5. психотерапия творческим самовыражением;
  6. дебрифинг.


Профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.

  • Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
  • Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной.
  • Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
  • При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.

  1. Лечение страха гипнозомГипноз является одним из самых эффективных методов лечения неврозов. Словосочетание.
  2. Женские расстройства сексуального возбужденияРасстройства сексуального возбуждения были ранее известны как фригидность у женщин.
  3. Причины депрессии у женщинПрежде чем разобраться в причинах возникновения депрессии у женщин, необходимо.
  4. Деперсонализация личностиСиндром дереализации-деперсонализации — это психическое расстройство, при котором человек ощущает.

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши


В современной психиатрии на сегодняшний день существует множество разновидностей психических отклонений. Это и различные синдромы, и аффективные расстройства, которые связаны с переменой настроения, и психические заболевания, расстройства сна и приема пищи, сексуальные проблемы, различные зависимости, а также умственная отсталость.

Формы расстройств также бывают разные: от легкого течения болезни до тяжелой фазы, которая представляет угрозу для жизни человека.

Интересно то, что многие люди, живущие с психическими отклонениями, порой даже не подозревают об их существовании, либо потому что считают свое состояние нормой, либо же просто не могут объективно оценивать себя.

Также нередки случаи, когда индивид догадывается о нестабильности своей психики, однако умышленно не обращается к специалистам по каким-либо личным причинам – боязнь осуждения со стороны общества, банальное стеснение, невозможность найти достойного квалифицированного специалиста.

Помимо диагностики психиатра, выявить наличие расстройства психики могут тесты на психические отклонения. Их на данный момент существует уже огромное множество. Однако только некоторым из них – проверенным временем и опытом – удалось более прочно закрепиться в психиатрической методологии и получить широкое распространение в обществе.

Зачем выявлять психические отклонения?

Как известно, первый путь к решению проблемы – это осознание ее наличия. Поэтому выявлять психические отклонения необходимо, прежде всего, для того, чтобы незамедлительно приступить к их устранению.

Так как при длительном игнорировании даже небольшое расстройство психики может со временем перерасти в серьезное заболевание, вылечить которое будет крайне проблематично и для этого может понадобиться стационарное лечение в специализированных клиниках.


Еще одной причиной, по которой необходимо знать обо всех заболеваниях подобного спектра, можно назвать планирование ребенка молодой семьей. Ведь многие психические отклонения могут передаваться генетически. Будущим родителям необходимо владеть информацией не только о физическом, но и о душевном здоровье, как друг друга, так и ближайших родственников.

Также тесты на психологические отклонения применяются в криминалистике. Для раскрытия преступлений иногда требуется составить портрет не только внешности преступника, но и его личности. Наличие некоторых психологических особенностей может быть причиной тех или иных поступков, правонарушителей.

Еще заболевания в области психиатрии могут послужить смягчающим обстоятельством при вынесении приговора – в некоторых случаях тюремное заключение заменятся принудительным лечением.

Принцип метода тестирования


Для начала следует сказать, что окончательный диагноз никогда не основывался на результатах любого, даже наиболее объективного и известного тестирования.

Еще при проведении любого теста следует помнить, что все вопросы и задания рассчитаны на широкую группу людей, то есть значительно обобщены. Метод тестирования имеет один существенный недостаток – это потеря возможности индивидуального подхода.

Самыми основными форматами тестов являются:

По сути, это обычная анкета. Вопросы могут иметь несколько вариантов ответа, могут ограничиваться простыми подтверждениями или отрицаниями со стороны испытуемого. По результатам ответов можно судить о психологическом здоровье прошедшего тест.

В данном виде тестирования человеку необходимо выполнить определенного вида задания. То есть, в отличие от первого метода, где результат основан на словах индивида, то во втором случае выводы делаются по его действиям.

Наиболее редкий вид тестирования. Суть в том, что человека помещают в искусственно созданную критическую ситуацию, выход из которой необходимо найти самостоятельно, без каких-либо подсказок и наводок.

Тесты на психические отклонения: ТОП-6 вариантов

О самых известных тестах, наверняка, слышали практически все. Цветовой тест Люшера, метод Айзенка для определения темперамента, тест по чернильным пятнам Роршаха или же портретный тест Сонди – эти названия знакомы чуть ли не каждому человеку. Именно эти тесты чаще всего используют в своей работе психологи и психиатры.

Также можно найти и другие многочисленные тесты, которыми изобилуют профильные интернет-ресурсы. Однако не следует со стопроцентной уверенностью полагаться на достоверность подобных тестов.

Макс Люшер – психолог из Швейцарии считал, что цветовое восприятие человека способно измерить его психологическое состояние.

Люшером был разработан тест, помогающий провести быстрый и подробный анализ личности по пяти критериям:

  1. Желаемые цели индивида.
  2. Настоящее положение вещей.
  3. Сдерживаемые качества.
  4. Чувства, несущие тревогу.
  5. Актуальные проблемы.

Тест основан на методе исключения: испытуемому предлагают восемь цветов, из которых он должен выбрать наиболее приятный. Длится данный тест до тех пор, пока не останется один цвет. По окончанию работы, необходимо пройти тест повторно.


Тест должен проходить при естественном освещении, но все же необходимо избежать попадания на карточки с цветами прямых солнечных лучей.

Также перед началом диагностики тестируемого человека необходимо попросить исходить исключительно из личных предпочтений, не брать во внимание модные тенденции, личные ассоциации и общепринятые социальные вкусы.

Данное тестирование представлено в виде опросника. К каждому из 21 утверждений прилагаются 4-5 альтернативных вариантов. Из них необходимо выбрать тот, который больше всего соответствует нынешнему состоянию испытуемого.


Помимо теста определения уровня депрессии по Беку, степень тревожности также можно проверить с помощью шкалы Занга. Принцип, на котором основана данная шкала, практически такой же, как и в разработке Аарона Бека.

Тест Айзенка построен в виде анкетирования, по сути, это обычный опросник. Результаты теста выглядят, как графа с типами темперамента, где выделен наиболее подходящий.

Также прилагается текстовая расшифровка:


Ниже таблицы приведены данные об уровне нейротизма и экстраверсии. На основе этих показателей пройденного теста психологи вычисляют предрасположенность субъекта к психическим отклонениям различного вида.



Например, истерические проявления чаще всего поражают экстравертов, у которых высокий показатель нейротизма. А интроверт с такими же нейротическими данными может быть подвержен неврозам и навязчивым идеям.

Тест с таким необычным названием используется для того, чтобы выявить шизоидную предрасположенность личности и помогает при диагностике шизофрении.

Если маска Чаплина показалась человеку странной, не такой, какой должна бы быть по всем логическим законам, то это свидетельствует об абсолютно здоровой психике. То есть субъект без психических отклонений поддается оптической иллюзии.

А вот мышление шизофреника построено несколько иначе, поэтому обмануть его таким тестом крайне непросто. Люди с шизоидными проявлениями не поддаются оптическим иллюзиям, какого бы уровня сложности они не были. Маска Чаплина представляется им вогнутой.


При разработке своего теста на психические отклонения, венгерский психиатр Леопольд Сонди основывался на человеческой избирательности относительно своего социального окружения.

Сонди заметил, что люди подсознательно тянутся к общению с таким личностями, у которых имеются подобные качества характера. Это же относится и к психическим отклонениям.

Портретная диагностика Леопольда Сонди заключается в том, что перед тестируемым человеком выкладывают восемь портретов, из которых ему поочередно необходимо исключать наиболее приятные и те, которые нравятся меньше всего. Каждый из восьми портретов отображает одно из психологических влечений человека.


Ключом к тесту является таблица, в которой обозначается уровень предрасположенности к каждому из восьми влечений, указывающих на психические отклонения:

  • H (сексуальное влечение).
  • S (мазохизм или же садизм).
  • Е (эпилептоидная предрасположенность).
  • Hy (склонность к истерическим проявлениям).
  • К (кататонические тенденции).
  • Р (параноидальные проявления).
  • D (склонность к депрессиям).
  • M (маниакальность).


Вслед за таблицей идет подробная текстовая расшифровка данных, полученных на основании теста.

Данный вариант тестирования широко используется психологами и психиатрами. Так как тест Сонди помогает не только выявить психические отклонения, но и составить представление о личности в целом, то данное тестирование применимо также в педагогике, при приеме на работу или же в работе правоохранительных органов.

Узнай, есть ли у тебя скрытые психические заболевания.

Самые необычные психические расстройства.

Еще один швейцарский психиатр Герман Роршах пополнил методологический арсенал средств психиатрии собственным тестом для исследования личностных качеств человека, его психики и выявления возможных отклонений.

Тест Роршаха представлен в виде карточек с рисунками, больше напоминающими кляксы. Испытуемому предлагают дать собственную интерпретацию тому, что изображено на карточке.

Половина картинок теста в черно-белом варианте, на второй половине присутствуют разноцветные изображения.


Изображения в тесте оцениваются по определенным критериям:

  • целостность изображения (видит ли человек какой-то образ в целом пятне или в отдельном его фрагменте),
  • динамичность (движется предмет или существо на картинке или нет),
  • яркость образа,
  • четкость рисунка в целом.

Тесты на психические отклонения приносят неоценимую пользу в предварительном диагностировании того или иного расстройства.

Однако не стоит слепо доверять их результатам, ведь метод тестирования не является стопроцентно достоверным. Он может лишь подсказать, на что в поведении, характере, психоэмоциональном фоне человека следует обратить более тщательное внимание.

Не следует также заниматься самодиагностикой с помощью прохождения тестов. Ведь окончательный вердикт о состоянии психического здоровья субъекта может вынести только специалист, основываясь на многочисленных факторах, таких как, например, личное консультирование, наблюдение, а также подробный анамнез от родственников и ближайшего окружения человека.

Пройдя наш тест, можно будет наконец-то смело заявить друзьям: "Да, я шизик (или параноик и т.д.)" и облегченно вздохнуть!

1. Давайте приступим! Вас не раздражает расположение карандашей на этой картинке?

2. Представьте, что у любимого человека ночью зазвонил телефон и он/она отправился(-лась) говорить в другую комнату. Что вы подумаете?

3. Что из нижеперечисленного способно заставить вас почувствовать себя несчастным?

4. А как вы ведете себе в компании незнакомых вам людей?

5. Что из этого беспокоит вас больше всего?

6. С мыслями какого цвета вы согласны?

7. По-вашему, какими качествами вы обладаете?

8. Вы когда-нибудь хотели покончить жизнь самоубийством?

Параноидное расстройство личности

Параноидное расстройство личности характеризуется недоверием и подозрительным отношением к другим людям. При этом вера в собственные идеи и способности может быть чрезмерной.

С детства такие люди склонны к односторонним интересам, пристрастиям, упрямству, прямолинейным суждениям. Повышенная активность и переоценка собственных способностей обусловливает стремление к лидерству, самоутверждению, нередко, несмотря на сопротивление окружающих. Они чрезвычайно обидчивы и злопамятны, крайне чувствительны к несогласию с их мнением. При этом они никому не прощают даже самых малозначимых обид. К другим людям параноидные психопаты обычно относятся с пренебрежением, свысока. Типичные признаки сверхценных идей и паранойяльных реакций формируются у таких субъектов к 20-25 годам.

Шизотипическое расстройство

Эти люди могут быть совершенно разными по характеру: от просто скромных и застенчивых до замкнутых и отрешенных от всего мира, но они схожи во многом. Такие люди аутичны, испытывают дискомфорт в общении, они, как правило, интроверты и одиночки. Для этого вида психопатии характерно значительное снижение социальных контактов. Шизоиды демонстрируют низкий уровень эмоциональной экспрессии. Они не имеют близких отношений с окружающими, т.к. искренне предпочитают быть одни. Другие часто считают их "отшельниками".

Нарциссическое расстройство личности

Люди, пострадавшие от этой болезни, с одной стороны, испытывают чувство превосходства над всеми, а с другой - воспринимаются окружающими, как высокомерные, занятые только собой. Одна из характеристик нарциссического расстройства личности - отсутствие чувства сопереживания. Несмотря на то, что нарциссы говорят, что они чувствуют и думают о других, в реальности они не проявляют сочувствия и сострадания к людям. Существует мнение, что отсутствие эмпатии у них связано с нарушениями структур их мозга.

Пограничное расстройство личности

Пограничное расстройство личности относится к заболеваниям психики, проявляющимся у большинства больных в резких перепадах настроения, склонностью к совершению импульсивных поступков, сложностью с выстраиванием нормальных взаимоотношений с окружающими. Люди с этой психопатологией нередко страдают от депрессии, тревожных расстройств, заболеваний пищеварительной системы, наркотической и алкогольной зависимости. Общие признаки заболевания также включают в себя боязнь одиночества, отсутствие индивидуальности и неспособность отстаивать собственную точку зрения.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Оно характеризуется наличием навязчивых мыслей. Распространенными навязчивыми идеями являются:

страх заражения (от грязи, вирусов, микробов, биологических жидкостей, экскрементов или химикатов);

опасения по поводу возможных опасностей (внешних, например, страх быть ограбленным и внутренних, например, страх потерять контроль и причинить вред кому-то из близких);

чрезмерное беспокойство по поводу точности, порядка или симметрии;

сексуальные мысли или образы.

Истерическое расстройство личности

Люди с истерическим расстройством личности крайне эмоциональны и постоянно добиваются к себе внимания. Как правило, их описывают как "эмоционально заряженных". Неумеренное, быстро меняющееся настроение может весьма осложнять им жизнь, они все время "на сцене": даже описывая повседневные события, они прибегают к театральным жестам и вычурной речи. Эти люди постоянно меняются, стараясь привлечь внимание окружающих и произвести на них впечатление; кажется, что у них отсутствует ощущение того, что они собой в действительности представляют. Их речь скорее бедна существенными деталями, и они часто следуют последнему крику моды, стараясь вызвать у других восхищение.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.