Типы нервной системы учащегося

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Слайд 2

Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.
Мозг человека работает как единое целое, образующие его клетки связаны между собой по их функциям в центры. Нервный центр — это не только отдельный участок коры мозга, но и совокупность ряда таких участков, находящихся в функциональном взаимодействии.
Как в отдельном нейроне — нервной клетке, так и в группе их, т. е. в нервных центрах, протекают в сложном взаимодействии два противоположных и активных процесса — возбуждение и торможение. При этом возбуждение каких-либо одних участков мозга вызывает торможение других.
Процессы возбуждения и торможения могут быть уравновешенными или более или менее выражение преобладать одни над другими, выявляя характерную возбудимость или, напротив, тормозимость. Они могут в различных случаях протекать с различной силой, с различной степенью легкости переходить из одних центров в другие и сменять друг друга в одних и тех же центрах, иными словами, обладать различной степенью подвижности.
Сочетание характерных для данной нервной системы особенностей силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения и определяет тип нервной системы. Встречаются наиболее ярко выраженные четыре типа.

Слайд 3

Темперамент по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по Павлову Выдающиеся личности
Флегматик Работоспособный
Малоэмоциональный
Надежный
Спокойный
Серьезный
Сильный
Уравновешенный
Малоподвижный
Кутузов
Крылов
Ньютон
Сангвиник Активный
Энергичный
Жизнерадостный
Легкомысленный
Беззаботный
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
Наполеон
Холерик Очень энергичный
Вспыльчивый
Эмоциональный
Напористый
Чувствительный
Сильный
Неуравновешенный
Подвижный
Петр Первый
Пушкин
Суворов
Меланхолик Замкнутый
Ранимый
Сдержанный
Задумчивый
Грустный
Слабый
Неуравновешенный
Сдержанный
Лермонтов
Блок
Гоголь

Слайд 4

Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.

Типы темперамента

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Меланхолик

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Слайд 5

Проверка усвоения особенностей темпераментов:

– Что лежит в основе выделения различных типов темперамента? (Скорость, сила, уравновешенность, наших реакций)
– В чем проявляется темперамент? (В мышлении, речи, манере общения)
– Темперамент – это качество врожденное или приобретенное? (Биологическое, врожденное)
– Что называется темпераментом? (Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.)
– Какие типы нервной системы сильные? (Флегматик, сангвиник, холерик)

С темпераментом тесно связан характер. В темпераменте личность раскрывается со стороны динамических проявлений, в характере – со стороны ее содержания.

Слайд 6

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

Слайд 7

Характер отражает отношение человека к окружающему миру. В системе отношений выделяют четыре группы черт характера:

– отношении человека к другим людям ( общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.);
– отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.);
– отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность);
– отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость и т.д.)

Слайд 8

Черты характера во многом определяют поведение человека – способы действий в типичных ситуациях.
Давайте же попытаемся научиться определять наиболее типичные черты характера, в том числе и своего.

Слайд 9

Методика диагностики характера.

Цель: методика диагностирует деловые черты характера человека.

Инструкция: испытуемым предлагается из 15 ниже обозначенных черт характера выбрать семь, наиболее устойчивых для себя.

1. Самостоятельность. 2. Творческий подход к делу. 3. Инициативность. 4. Старательность. 5.Аккуратность. 6. Исполнительность. 7. Дисциплинированность. 8. Усидчивость. 9.Добросовестность. 10. Трудолюбие. 11. Оперативность. 12. Настойчивость. 13.Работоспособность. 14. Ответственность. 15. Организованность.

Обработка данных.

Преобладание качеств с первого до четвертого включительно, свидетельствует о творческом комплексе. Преобладание черт с пятого по десятый включительно – об исполнительском, с одиннадцатого по пятнадцатый – об организаторском комплексе.

Слайд 10

А) Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б) Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый или левый?

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.
ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, подвержен различным влияниям, беззащитен, но в то же время идет на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения.
ПЛЛЛ – отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – эмоционален, легко контактирует практически со всеми, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, консервативен.
ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Знаешь ли ты о своих достоинствах и недостатках. Как ты думаешь, у тебя больше положительных или отрицательных качеств?

Слайд 11

Способность оценивать самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков называется – самооценка.

Слайд 12

1. Внимательно прочти слова, характеризующие определенные черты характера.

Аккуратность трусость завистливость настойчивость пунктуальность нерешительность равнодушие отзывчивость грубость ответственность заботливость искренность обидчивость смелость беспечность вспыльчивость самообладание необязательность целеустремленность застенчивость чувство юмора преданность медлительность развязность сострадательность холодность

2. Заполните таблицу, поместив в первый столбец качества, характеризующие идеального человека. Во второй – качества, выражающие черты характера, которыми идеальный человек обладать не должен.

3. Из первого и второго столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми, как тебе кажется, обладаешь ты.

Обработка результатов

– Те знания, которые вы сегодня получили, и навыки, которые приобрели, помогут изучить себя и более четко поставить перед собой личностные и профессиональные цели.

Литература:

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988.
  2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Москва. межд. пед. акад. 1995.
  3. Зюзько М.В. Пять шагов к себе: книга для учащихся. Москва. Просвещение 1992.
  4. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. Москва. Просвещение 1991.
  5. Орлов А.Б. Самопознание и самовоспитание характера. Москва. Просвещение 1987.
  6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. под ред. И.В. Дубровиной. Москва Академия 1995


Нервная система, совместно с эндокринной, осуществляет контроль над всеми процессами в организме как простыми, так и сложными. Она состоит из головного мозга, спинного и периферических нервных волокон.

Классификация НС

Нервная система делится на: центральную и периферическую.

ЦНС — главная часть, к ней относятся спинной и головной мозг. Оба эти органа надёжно защищены черепом и позвоночником. ПНС — это нервы, отвечающие за движение и сенсорные. Она обеспечивает взаимодействие человека со средой обитания. С помощью ПНС организм принимает сигналы и реагирует на них.


ПНС бывает двух видов:

  • Соматическая — чувствительные и двигательные нервные волокна. Отвечает за координацию движения, человек осознанно может управлять своим телом.
  • Вегетативная — делится на симпатическую и парасимпатическую. Первая даёт ответную реакцию на опасность и стресс. Вторая — отвечает за покой, нормализацию работы органов (пищеварительных, мочевыводящих).

Несмотря на свои отличия, обе системы взаимосвязаны, и не могут работать автономно.

Свойства нервных процессов

На классификацию типов ВНД влияют свойства нервных процессов, к ним относятся:

  • уравновешенность — одинаковое протекание в ЦНС процессов, таких как возбуждение и торможение;
  • подвижность — быстрая смена одного процесса на другой;
  • сила — способность правильно реагировать на раздражитель любой силы.

Что такое сигнальные системы

Сигнальная система — набор рефлексов, которые связывают организм с окружающей средой. Именно они служат ступенью при формировании высшей нервной деятельности.

Выделяется две сигнальные системы:

  1. рефлексы на конкретные раздражители — свет, звук (есть у животных и человека);
  2. система речи — развилась у человека в процессе трудовой деятельности.


Эволюция ЦНС

Эволюция функций клеток ЦНС происходила в несколько стадий:

  • усовершенствование отдельных клеток;
  • формирование новых свойств, способных взаимодействовать с окружающей средой.

Основными этапами филогенеза, которые прошла нервная система, являются:

  1. Диффузный тип — один из древнейших, он встречается у таких организмов, как кишечнополостные (медузы). Представляет собой вид сети, которая состоит из скоплений нейронов (биполярные и мультиполярные). Несмотря на простоту, нервные сплетения, реагируя на раздражения, дают реакцию по всему телу. Скорость, с которой распространяется возбуждение по волокнам, низкая.
  2. В процессе эволюции выделился стволовой тип — ряд клеток собрались в стволы, но диффузные сплетения также остались. Он представлен у группы первичноротых (плоские черви).
  3. Дальнейшее развитие привело к появлению узлового типа — часть клеток ЦНС собраны в узлы с возможностью передачи возбуждения от одного узла к другому. Совершенствование клеток и развитие аппаратов рецепции происходило параллельно. Нервные импульсы, возникающие в каком-либо участке тела, не распространяются по всему телу, а только в пределах сегмента. Представителями этого типа являются беспозвоночные: моллюски, членистоногие, насекомые.
  4. Трубчатый — высший, характерен для хордовых. Появляются многосинаптические связи, что приводит к качественно новым взаимоотношениям организма со средой. К этому типу относятся позвоночные: животные, разные по внешнему виду и имеющие различный образ жизни, и человек. Они имеют нервную систему в виде трубки, которая заканчивается головным мозгом.

Разновидности

Учёный Павлов многие годы проводил лабораторные исследования, изучая рефлексы собак. Он сделал вывод, что у человека в основном тип нервной системы зависит от врождённых особенностей. Именно нервная система, её свойства, физиологически действуют на формирование темперамента.

Однако современные учёные утверждают, что на это влияют не только наследственные факторы, но также уровень воспитания, обучения и социальное окружение.

Благодаря всем исследованиям, выделены следующие типы нервной системы, в зависимости от протекания процессов возбуждения, торможения и нахождения в равновесии:

  1. Сильный, неуравновешенный — холерик. У этого типа преобладает возбуждение нервной системы над торможением. Холерики очень энергичны, но они эмоциональны, вспыльчивы, агрессивны, честолюбивы и имеют недостаточное самообладание.
  2. Сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник. Люди этого типа характеризуются, как живые, активные, легко приспосабливаются к разным условиям жизни, имеют высокую сопротивляемость к жизненным трудностям. Они лидеры, и уверенно идут к своей цели.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный — флегматик. Он является противоположностью сангвиника. Его реакция на всё происходящее спокойная, он не склонен к бурным эмоциям, уверен, обладает большой сопротивляемостью к проблемам.
  4. Слабый — меланхолик. Меланхолик не способен противостоять любым раздражителям, вне зависимости положительные они или отрицательные. Характерные признаки: заторможенность, пассивность, трусливость, плаксивость. При сильном раздражителе возможно нарушение поведения. У меланхолика всегда плохое настроение.

Интересно: психопатические расстройства чаще встречаются у людей с сильным неуравновешенным и слабым типом ВНД.

Как определить темперамент человека

Определить какого типа нервная система у человека непросто, так как на это влияет кора больших полушарий, подкорковые образования, уровень развития сигнальных систем и интеллект.


У животных на тип НС в большей степени влияет биологическая среда. К примеру, щенки, взятые из одного помёта, но выращенные в разных условиях, могут обладать разным темпераментом.

Исследуя ЦНС и психологию человека, Павлов разработал опросник (тест), пройдя который, можно определить свою принадлежность к одному из типов ВНД, при условии правдивости ответов.

Нервная система осуществляет контроль над деятельностью всех органов. Её тип влияет на характер и поведение человека. Люди, имеющие общий тип, схожи по своим реакциям на определенные жизненные ситуации.


Скачать:

ВложениеРазмер
типы нервной системы 19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Определение типа нервной системы

М.К. Акимова, В.Т. Козлова.

Типология учащихся по психофизиологическим особенностям была предложена М.К. Акимовой, В.Т. Козловой и основана на теоретических трудах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына. В основе данной классификации лежат динамические составляющие поведения ученика, которые обусловлены свойствами нервной системы, такими как сила (степень выносливости, работоспособности нервной системы, её устойчивость к разного рода помехам); подвижность (скорость переключения и скорость привыкания к меняющимся условиям) и лабильность (скорость, темп выполнения различных видов деятельности). Отмечено, что данные особенности учащихся являются врождёнными.

1. Без особых затруднений могут работать в течение длительного времени. Однако при однообразной, монотонной работе у них часто возникает чувство раздражения, неудовольствия. Они стремятся избегать такой работы, ищут пути выхода, например, начинают отвлекаться, разговаривать с соседями, задавать вопросы учителю, заглядывать в чужие тетради.

2. Их не пугает ответственная напряжённая работа, даже если её надо сделать за ограниченный промежуток времени. Не смущают неожиданные вопросы.

3. Непоседливы, не собраны, сложно сосредоточиться на уроке, долго не могут собраться и приняться за работу (и в классе и дома).

4. С трудом удаётся выполнять работу по алгоритму, шаблону. Например, при сложном синтаксическом разборе сложных предложений, и т.п. Не склонны к работе, требующей систематизации, упорядочения материала. Не любят планировать свою деятельность и проверять уже выполненное задание, их раздражает повторение пройденного материала. Именно поэтому они не составляют для себя каких – либо графиков и расписаний. Их не смущает известная неопределённость в том, чем и когда ему нужно заниматься, кто и где его ждёт. Он способен на ходу принимать решение или изменять прежние намерения, быстро, без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко следуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам.

5. Переходя от одного занятия к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее.

6. Способны хорошо работать в ситуациях, требующих переключения внимания, а также в шумной, неспокойной обстановке, могут усваивать значительный по объёму и разнообразный по содержанию материал.

7. Ученики с сильной нервной системой чаще уверены в себе, в своих знаниях, возможностях, поэтому менее чувствительны к оценкам, к замечаниям учителя, сделанным после неудачного ответа. Иногда им свойственно даже переоценивать себя.

8. Добиваются одинаковых успехов, как в письменной работе, так и при устном ответе.

1. Для них оптимальны условия, требующие монотонной, однообразной работы.

2. Испытывают определённые трудности в ситуациях, где требуется длительная напряжённая работа (трудный урок, контрольная, написание сочинений за два урока, продолжительный школьный день и т.п.). Они быстро устают, теряют работоспособность, начинают допускать ошибки, к концу 6 – 7 урока продуктивность их работы существенно падает, они медленно усваивают материал, начинают чувствовать себя утомлёнными.

3. Любят последовательную, планомерную работу. Легче действуют по шаблону, по схеме, при этом обстоятельно шаг за шагом выполняя задание. Они успешно выполняют те виды заданий, которые требуют предварительной подготовки. Склонны планировать предстоящую деятельность для того, чтобы равномерно распределить свои силы между отдельными её этапами, к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов.

4. При ответе или усвоении материала для них необходимо использовать внешние опоры; графики, рисунки, диаграммы, таблицы облегчают им учебную деятельность.

5. Серьёзные трудности для них создаёт работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (например, когда во время объяснения новой темы учитель одновременно ведёт опрос по пройденному материалу, привлекает разнообразный дидактический материал – карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.). Таким учащимся сложно эффективно, продуктивно выполнять задания в шумной, неспокойной обстановке. У них резко возрастает число ошибок, быстро возникает утомление.

6. Они ограничены также в объёме воспринимаемой информации, поэтому им трудно на уроке усвоить большой по объёму и разнообразный по содержанию материал.

Кроме того, они очень болезненно относятся к своим неудачам, для них характерна повышенная эмоциональная чувствительность к замечаниям учителя и отрицательным оценкам, неуверенность в своих силах, в своих знаниях.

Построение учебно-воспитательного процесса с учётом психофизиологических особенностей учащихся (в целях повышения его эффективности) предполагает дифференциацию приёмов работы учителя.

1) не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

2) давать достаточно времени на обдумывание и подготовку;

3) желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;

4) не заставлять отвечать только что изученный материал, лучше отложить ответ на следующий урок;

6) осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять их за старания, настойчивость, даже если результат далёк от желаемого:

7) во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного;

8) в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку;

9) по возможности спрашивать в начале урока, лучше если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;

10) важно научить школьника умению пережить неудачу.

1) необходимо постоянное руководство и контроль со стороны учителя;

2) использовать непродолжительные перерывы, смену видов деятельности;

3) для них необходима тренировка усидчивости, терпения, которая, однако, должна исключать накопления переутомления, эмоционального напряжения;

4) формировать навыки самоконтроля;

5) контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: сформировать представление о нервной системе человека, о механизме работы головного мозга, о различных видах памяти и их значении для учебы; развивать словесно-логическую, наглядно-образов.

В презентации рассматриваются разные участки невной системы человека. Определяется термин "нерв" и его составляющие. На анимационных примерах демонстрируется связь НС с органами чувств. Представленны .

Урок в 3 классе по теме "Нервная система" проведён с использованием ИКТ. .

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по разделу "Организм человека" УМК "Гармония". Использованы иллюстрации головного мозга, спинного мозга и нервных окончаний и клеток.

презентация по окружающему миру "Нервная система".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного" (УМК "Школа России").

Экспериментально определялась устойчивость типа вегетативной нервной системы у юных лыжников с ваготоническим типом под действием разнонаправленных тренировочных нагрузок. Установлено, что разнонаправ.


  • Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом;
  • Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека;
  • Как определить свой тип нервной системы самостоятельно.

Человек управляет эмоциями, или эмоции управляют человеком? Конкретного ответа на этот вопрос не может дать даже современная наука. Ближе всего к разгадке этой тайны подобрались ученые-нейрофизиологи, которые связали типы нервной системы человека с чертами характера личности. Сегодня рассмотрим разновидности нервных систем, а также то, как они влияют на нашу жизнь и характер в целом.

Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом

Как и большинство научных открытий в области нейрофизиологии, учение о типах нервной системы основал И.П. Павлов еще в 1927 году. Сегодня под этим понятием подразумевают совокупность всех врожденных и приобретенных в течение жизни уникальных свойств нервной системы человека, которые являются основной причиной различия в поведенческих реакциях при влиянии одних и тех же раздражителей окружающего мира.

Абсолютно все процессы нашей нервной системы заключаются в двух механизмах: возбуждение и торможение. Они в свою очередь имеют свои свойства, которые и определяют тип нервной системы:

  • Сила.
  • Уравновешенность.
  • Подвижность.

На основе этих показателей и уровня их проявления у конкретного человека, выделили четыре типа нервной системы, каждому с которых соответствует определенный тип темперамента.

Первый из них – неуравновешенный сильный тип, ему соответствует холерический тип темперамента. У людей с данным типом наблюдается быстрое реагирование возбуждающих условных рефлексов, тогда как тормозные механизмы формируются с трудом, нередко со значительным подключением волевого компонента. При нарушении нормального функционирования вегетативных функций, их восстановление происходит довольно долго и часто парциально.


Следующая разновидность – сильный уравновешенный инертный тип, которому соответствует флегматичный тип темперамента. Обычно, положительные тормозные условные рефлексы у таких людей формируются в течение длительного периода, но после завершения этого процесса, они становятся устойчивыми и почти неизменными. Процессы восстановления и приспособления вегетативных функций протекают так же медленно.

Третий тип – сильный подвижный уравновешенный, соответствует сангвиническому типу темперамента. Особыми отличиями нервной системы таких людей является способность быстро подстраивать положительные и отрицательные условные рефлексы к разновидности внешнего раздражителя. Кроме того, им свойственно быстрое полное восстановление вегетативных функций сразу после устранения действия раздражителя.

И наконец последний – слабый тип, которому соответствует меланхолический тип темперамента. У людей с этим видом нервной системы, наблюдаются слабые возбуждающие и тормозные механизмы. С большим трудом образуются условные рефлексы и даже имеющиеся могут тормозиться. Вегетативные процессы после нарушения полностью не восстанавливаются, протекают вяло и легко травмируются.

Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека

В классическом понимании характер, как компонент психики человека, – это совокупность специфичных индивидуальных особенностей нервной системы, соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, а также особенностей окружающей среды, в которой формируется личность. Поэтому тип нервной системы является своеобразным базисом для дальнейшего формирования характерологических черт индивидуума. Иногда человек физиологически запрограммирован медленнее мыслить или быть вспыльчивым. Но важно понимать, что любым характеристикам можно найти применение, или пустить их в более мирное русло.


Как ни странно, тип нервной системы влияет не только на характер, но и на склонность к определенным способностям личности. В основе этого явления лежит взаимодействие и соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, формируя три основных типа:

  • Художественный тип. Благодаря преобладанию деятельности первой сигнальной системы, у людей такого типа хорошо развито эмоционально-образное мышление, что способствует развитию художественных способностей и творческого потенциала.
  • Мыслительный тип, при котором вторая сигнальная система преобладает над первой и характеризуется доминантой абстрактного мышления. Владельцы такого типа обычно имеют развитые математические способности.
  • Смешанный тип – это когда у человека нет яркого доминирования какой-либо из сигнальных систем.

Вот почему важно развивать те способности, которые заложены природой. Не может человек с художественным типом стать математиком, а если и получится это сделать, то вряд ли это принесет ему чувство удовлетворенности жизнью.

Как определить свой тип нервной системы самостоятельно

Для определения типа нервной системы существует множество онлайн-тестов и опросников, но не все они одинаково точны. Я проверила на себе некоторые из них и как результат – вот моя личная тройка лидеров:

1. Опросник Стреляу – точный онлайн-тест, который позволяет определить уровень процессов возбуждения и торможения, а также общий уровень уравновешенности. Единственным его недостатком является довольно большое количество вопросов, поэтому прохождение может занять у вас некоторое время.

2. Теппинг-тест – позволяет определить свойства нервной системы через проверку психомоторных навыков. Обычно, для проведения этого теста нужна помощь еще одного человека, но есть и онлайн-версии.

3. Тест на определение типа темперамента. Так как существует прямая взаимосвязь типа темперамента и типа нервной системы, можно воспользоваться любыми тестами на определение темперамента .

Вы можете найти и другие способы, но определить тип нервной системы абсолютно точно и наиболее развернуто может только квалифицированный специалист.

Важно понимать, что от типа нервной системы зависит большинство наших поведенческих реакций, поэтому постарайтесь принимать себя и окружающих такими, какими их создала природа.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.