Тишевской и а анатомия центральной нервной системы учебное пособие

Министерство образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Кафедра общей и возрастной психологии

центральной нервной системы

Челябинск Издательство ЮУрГУ

Тишевской И.А. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 131 с.

Ил. 81, табл. 2, список лит. – 9 назв.

Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.

Рецензенты: Зырянова В.М., Степанов В.А.


1. Введение Предмет изучения анатомии ЦНС. Функции ЦНС

1.1. Нервная система как предмет изучения анатомии Функции нервной системы

Любой организм от примитивного до самого сложного для своего существования в любых условиях и при разных уровнях активности должен поддерживать на одном уровне гомеостаз – устойчивое неравенство внутренней среды организма с окружающей средой. Это возможно только при упорядоченных потоках веществ, энергии и информации внутрь организма и из него. Для этого организм должен получать и оценивать информацию о состоянии внешней и внутренней среды и, учитывая насущные потребности, строить программы поведения.

Таким образом, к важнейшим функциям нервной системы относятся:

1. Интегративная функция – управление работой всех органов и систем и обеспечение функционального единства организма. На любое воздействие организм отвечает как единое целое, соизмеряя и соподчиняя потребности и возможности разных органов и систем.

2. Сенсорная функция – получение информации о состоянии внешней и внутренней среды от специальных воспринимающих клеток или окончаний нейронов – рецепторов.

3. Функция отражения , в том числе психического, и функция памяти – перера-

ботка, оценка, хранение, воспроизведение и забывание полученной информации.

4. Программирование поведения . На основе поступающей и уже хранящейся информации нервная система либо строит новые программы взаимодействия с окружающей средой, либо выбирает наиболее подходящую из уже имеющихся про-

грамм. В последнем случае могут использоваться видоспецифические программы, заложенные генетически * , или программы, выработанные в процессе индивидуального научения ** . В реализации любой программы участвуют рабочие органы (мышцы и железы), изменяющие свою функциональную активность в зависимости от поступающих к ним из ЦНС сигналов. Нервная система осуществляет текущий контроль правильности выполнения программы: результаты поведения постоянно оцениваются, и на основе этой оценки могут вноситься поправки в программу поведения.

* На генетическом уровне в виде последовательности нуклеотидов в ДНК хранятся и передаются по наследству безусловные рефлексы и инстинктивные реакции (инстинкты). Многие из них являются признаками, специфичными для данного вида, также как и морфологические признаки.

** К этой группе программ можно отнести условные рефлексы, двигательные и мыслительные стереотипы и т.п., не передающиеся по наследству.


1.2. Место анатомии среди других наук

Изучению нервной системы посвящён раздел знаний, называемый в России и странах Европы неврологией, то есть учением о нервной системе, а в Америке – нейробиологией. Этот раздел представлен несколькими науками, изучающими нервную систему на разных уровнях и с помощью разных методов.

К первой группе наук, изучающих морфологию нервной системы и образующих её элементов, относятся:

4. Биохимия и молекулярная биология изучают строение нейронов и вспомогательных клеток нервной системы на субклеточном и молекулярном уровнях.

Следующая группа дисциплин изучает функции нервной системы с помощью экспериментов и моделирования процессов, происходящих в ней:

5. Физиология ЦНС исследует общие закономерности функционирования нервных клеток, отдельных структур ЦНС и всей нервной системы в целом.

6. Физиология анализаторов (сенсорных систем) изучает работу структур, воспринимающих и перерабатывающих информацию.

Из наук, имеющих прикладное значение, знание анатомии ЦНС необходимо, в первую очередь, в медицине (7). Функции ЦНС и их связь с различными отде-

лами и структурами мозга изучаются клиницистами, наблюдающими за больными людьми * . Особенно большой вклад сделан врачами таких медицинских специальностей, как невропатология и нейрохирургия, отоларингология, психиатрия.

Все вышеперечисленные науки изучают работу ЦНС с помощью объективных методов исследования. В отличие от них, психология (8) и нейропсихология

(9) делают упор на субъективные, косвенные методы изучения психики человека и процессов в ЦНС, лежащих в её основе. Однако современная психология, особенно клиническая психология, уже не мыслима без знаний, полученных точными науками, позволяющими не умозрительно предполагать, а точно знать механизмы психических нарушений и возможные пути их компенсации. Это связано с тем, что, несмотря на наличие у человека сложной психики, речи, сознания, интеллекта и социального характера его существования (то, что называется духовной и социальной сущностью человека), он остаётся биологическим субъектом, и биологические законы определяют или, по крайней мере, влияют на все высшие функции человека.

Изучение ЦНС традиционно начинается с анатомии, так как без знания основных элементов нервной системы и их взаимосвязей невозможно изучать функ-


ции ЦНС. При изучении связи поведения со структурами и функциями ЦНС учё-

ные опираются на основной постулат современной неврологии (нейробиоло-

гии), который гласит, что всё многообразие и уникальность психической деятельности человека, функции здорового и больного мозга могут быть объяснены из особенностей строения и свойств основных анатомических структур мозга.

1.3. Основные термины и понятия, используемые в анатомии

Прежде чем перейти к изучению собственно строения нервной системы, необходимо рассмотреть терминологию, используемую в анатомии и физиологии для обозначения расположения структур. При изучении строения мозга и других структур мы будем рассматривать их в разрезе (сечениях). Эти сечения обычно выполняются в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях (фронтальной, горизонтальной и сагиттальной) на разных уровнях (рис. 1).

Сагиттальные сечения проводятся сверху вниз и спереди назад параллельно плоскости сагиттального * шва черепа, делящей его на симметричные правую и левую половины. Основным сагиттальным сечением является центральное сечение, проходящее через центр позвоночника и сагиттальный шов черепа. Все остальные сагиттальные сечения называются латеральными (боковыми). Для точного указания места их прохождения указывают анатомические структуры, через которые они проходят, или указывается расстояние в сантиметрах от центрального сагиттального сечения, а также сторона (левая или правая).

Фронтальные сечения проводятся в плоскостях, параллельных плоскости лба (слева направо и сверху вниз). Горизонтальные сечения проводятся в горизонтальной плоскости (слева направо и спереди назад). Место прохождения фронтальных и горизонтальных сечений обязательно уточняется указанием структур, через которые эти сечения проводятся.

Скопления нейронов называются нервными узлами или ганглиями , а большие группы нервных волокон, идущие в одном направлении, называются путями или

Для обозначения локализации структур относительно центральной оси тела (позвоночника) в анатомии используются термины:

– клюв, носовая часть корабля) – при описании структур, находящихся ближе к голове (к верхней части тела);

2. Микроструктура нервной ткани. Основные морфологические элементы нервной системы

2.1. Нейрон как основная морфо-функциональная единица нервной системы

Морфо-функциональной единицей нервной системы является нейрон – нервная клетка, специализирующаяся в восприятии и проведении нервных импульсов. Центральная нервная система человека включает в себя по разным подсчётам от 10 до 30 млрд. нейронов, различающихся по форме и функциям (рис. 2, 3).

2.1.1. Строение нервных клеток на клеточном и субклеточном уровнях

Размер нейронов колеблется от 4 до 80 мкм, их тела располагаются в сером веществе мозга и в ганглиях (узлах) периферической нервной системы.

На клеточном уровне (рис. 4)каждый нейрон состоит из тела , отростков

такт, соединение), с помощью которых нервные клетки взаимодействуют между собой и с рабочими органами. Кроме того, различают аксональный холмик – часть тела клетки, вытянутую в виде воронки, непосредственно переходящую в аксон.

Строение нервных клеток на субклеточном уровне принципиально схоже со строением других видов клеток, хотя специализация нейронов обусловила некоторые особенности. Наружная поверхность нейрона, как и у любой другой клетки, образована билипидным слоем плазматической мембраны (рис. 5, А). Внутриклеточное пространство заполнено ядром и цитоплазмой . Ядро содержит хромосомы, представляющие собой нити дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК).

Последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует всю информацию, необходимую для развития и последующего функционирования нервной клетки.

Цитоплазма – это сложная по химическому составу жидкость, образующая внутриклеточную среду клетки, в которой располагаются цитоплазматические органеллы . Наиболее важными из них являются:

1) митохондрии , внутри которых в процессе аэробного окисления глюкозы синтезируются молекулы АТФ – универсального переносчика энергии в организме. Митохондрии являются своего рода энергетическими станциями, поставляющими энергию для всех клеточных структур.

2) лизосомы нервных клеток при электронной микроскопии выглядят в виде плотно упакованных пластин эндоплазматической мембраны, отсюда другое их название – плотное тельце . Внутри этих структур содержатся различные ферменты, необходимы для нормального протекания метаболизма в клетке.

При окраске нейронов гематоксилином и эозином шероховатый ретикулюм окрашивается в виде глыбок базофильного материала ( вещество Ниссля ). Обращает на себя внимание неравномерность распределения вещества Ниссля в нейроне: оно обнаруживается в дендритах и теле, но его нет в аксоне и в аксональном холмике. Это отражает функциональную роль разных отделов нейрона и позволяет отличать на гистограммах аксон от дендритов.

5) Сократительные элементы нервных клеток (рис. 5, Б). Внутри нейронов, особенно вблизи цитоплазматической мембраны, располагается большое количество микрофиламентов (нейрофибрилл) и микротрубочек (нейротрубочек). Микрофиламенты – это нитевидные полимерные образования толщиной 5–7 нм, образующиеся из мономеров белка F–актина, растворённого в цитоплазме. Микротрубочки аналогичным образом образуются из мономеров белка тубулина, их толщина около 10 нм.

Микрофиламенты и микротрубочки образуют густую сеть под наружной мембраной клетки, соединяясь с мембранными белками и между собой, некото-

рые волокна пронизывают цитоплазму, заполняющую тело и отростки нервной клетки. Таким образом, микрофиламенты и микротрубочки образуют сократимый скелет клетки ( цитоскелет ). Сократительные белки обеспечивают движения участков цитоплазмы клетки относительно друг друга, перемещение веществ на внутренней и наружной поверхностях клеточной мембраны, внутри клетки, вытягивание аксонов и дендритов, изменение их диаметра, а также образование (выпячивание) на аксонах и дендритах мелких мембранных выростов – микрошипов

Микрошипы, располагающиеся на дендритах и аксонах, несут на своей поверхности синапсы, предназначенные для передачи возбуждения с одной нервной клетки на другую. При частом использовании синапсов, соединяющих два нейрона, увеличивается число микрошипов и синапсов на контактирующих отростках. Этот процесс, называемый неосинаптогенезом , идёт параллельно с распадом неиспользуемых синапсов, обеспечивая пластичность функций нервной системы.

Нейроны являются возбудимыми клетками, то есть они способны изменять заряд клеточной мембраны и генерировать нервные импульсы под воздействием электрических импульсов, передающихся от других нервных клеток. При активации возбуждающих синапсов возбуждение от пресинаптического нейрона распространяется по дендритам к телу постсинаптического нейрона, в результате этого происходит деполяризация всей его мембраны. Как только достигается критический уровень деполяризации для аксонального холмика, от которого непосредственно отходит аксон, происходит образование центробежных нервных импульсов, идущих по аксону на периферию. Таким образом, нервная система в виде нервных импульсов кодирует, передаёт и перерабатывает информацию о состоянии внешней и внутренней среды, импульсный код используется и для передачи команд рабочим органам.

2.1.2. Классификация нервных волокон

Отростки нервных клеток предназначены только для проведения возбуждения в виде нервных импульсов. Однако по своим характеристикам они не одинаковы, нервные волокна различаются толщиной (диаметром), наличием или отсутствием миелиновой оболочки и скоростью проведения возбуждения. В соответствии с принятой классификацией нервные волокна делят на три класса: А, В и С

Таблица 1 Основные характеристики нервных волокон различного диаметра

И.А. Тишевской

Анатомия

Центральной нервной системы

Учебное пособие

Тишевской И.А. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 131 с.

Ил. 81, табл. 2, список лит. – 9 назв.

Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.

Рецензенты: Зырянова В.М., Степанов В.А.

Введение

Предмет изучения анатомии ЦНС. Функции ЦНС

Нервная система как предмет изучения анатомии

Функции нервной системы

Любой организм от примитивного до самого сложного для своего существования в любых условиях и при разных уровнях активности должен поддерживать на одном уровне гомеостаз – устойчивое неравенство внутренней среды организма с окружающей средой. Это возможно только при упорядоченных потоках веществ, энергии и информации внутрь организма и из него. Для этого организм должен получать и оценивать информацию о состоянии внешней и внутренней среды и, учитывая насущные потребности, строить программы поведения.

Таким образом, к важнейшим функциям нервной системы относятся:

1. Интегративная функция – управление работой всех органов и систем и обеспечение функционального единства организма. На любое воздействие организм отвечает как единое целое, соизмеряя и соподчиняя потребности и возможности разных органов и систем.

2. Сенсорная функция – получение информации о состоянии внешней и внутренней среды от специальных воспринимающих клеток или окончаний нейронов – рецепторов.

3. Функция отражения, в том числе психического, и функция памяти – переработка, оценка, хранение, воспроизведение и забывание полученной информации.

4. Программирование поведения. На основе поступающей и уже хранящейся информации нервная система либо строит новые программы взаимодействия с окружающей средой, либо выбирает наиболее подходящую из уже имеющихся программ. В последнем случае могут использоваться видоспецифические программы, заложенные генетически*, или программы, выработанные в процессе индивидуального научения**. В реализации любой программы участвуют рабочие органы (мышцы и железы), изменяющие свою функциональную активность в зависимости от поступающих к ним из ЦНС сигналов. Нервная система осуществляет текущий контроль правильности выполнения программы: результаты поведения постоянно оцениваются, и на основе этой оценки могут вноситься поправки в программу поведения.

Место анатомии среди других наук

Изучению нервной системы посвящён раздел знаний, называемый в России и странах Европы неврологией, то есть учением о нервной системе, а в Америке – нейробиологией. Этот раздел представлен несколькими науками, изучающими нервную систему на разных уровнях и с помощью разных методов.

К первой группе наук, изучающих морфологию нервной системы и образующих её элементов, относятся:

4. Биохимия и молекулярная биология изучают строение нейронов и вспомогательных клеток нервной системы на субклеточном и молекулярном уровнях.

Следующая группа дисциплин изучает функции нервной системы с помощью экспериментов и моделирования процессов, происходящих в ней:

5. Физиология ЦНС исследует общие закономерности функционирования нервных клеток, отдельных структур ЦНС и всей нервной системы в целом.

6. Физиология анализаторов (сенсорных систем) изучает работу структур, воспринимающих и перерабатывающих информацию.

Из наук, имеющих прикладное значение, знание анатомии ЦНС необходимо, в первую очередь, в медицине (7). Функции ЦНС и их связь с различными отделами и структурами мозга изучаются клиницистами, наблюдающими за больными людьми*. Особенно большой вклад сделан врачами таких медицинских специальностей, как невропатология и нейрохирургия, отоларингология, психиатрия.

Все вышеперечисленные науки изучают работу ЦНС с помощью объективных методов исследования. В отличие от них, психология (8) и нейропсихология (9) делают упор на субъективные, косвенные методы изучения психики человека и процессов в ЦНС, лежащих в её основе. Однако современная психология, особенно клиническая психология, уже не мыслима без знаний, полученных точными науками, позволяющими не умозрительно предполагать, а точно знать механизмы психических нарушений и возможные пути их компенсации. Это связано с тем, что, несмотря на наличие у человека сложной психики, речи, сознания, интеллекта и социального характера его существования (то, что называется духовной и социальной сущностью человека), он остаётся биологическим субъектом, и биологические законы определяют или, по крайней мере, влияют на все высшие функции человека.

Изучение ЦНС традиционно начинается с анатомии, так как без знания основных элементов нервной системы и их взаимосвязей невозможно изучать функции ЦНС. При изучении связи поведения со структурами и функциями ЦНС учёные опираются на основной постулат современной неврологии (нейробиологии), который гласит, что всё многообразие и уникальность психической деятельности человека, функции здорового и больного мозга могут быть объяснены из особенностей строения и свойств основных анатомических структур мозга.

Материал из разделов:

Описание:
Учебное пособие по анатомии центральной нервной системы

Комментарий:
Тишевской И.А. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 131 с.

Оглавление:
1. введение. предмет изучения анатомии цнс. функции цнс
1.1. нервная система как предмет изучения анатомии, функции нервной системы
1.2. место анатомии среди других наук
1.3. основные термины и понятия, используемые в анатомии
2. микроструктура нервной ткани. основные морфологические элементы нервной систе-мы
2.1. нейрон как основная морфо-функциональная единица нервной системы
2.1.1. строение нервных клеток на клеточном и субклеточном уровнях
2.1.2. классификация нервных волокон
2.1.3. классификация нейронов. концептуальная рефлекторная дуга
2.2. глиальные клетки: их разновидности и функции
3. классификация нервной системы
4. филогенетическое и онтогенетическое развитие нервной системы
4.1. филогенез (эволюционное развитие) нервной системы
4.2. онтогенетическое (индивидуальное) развитие центральной нервной системы
5. спинной мозг
5.1. форма, топография, основные отделы спинного мозга
5.2. серое вещество спинного мозга
5.3. белое вещество спинного мозга
5.3.1. восходящие пути спинного мозга
5.3.2. нисходящие пути спинного мозга
6. головной мозг
6.1. общий обзор головного мозга
6.2. строение и функции ромбовидного мозга
6.2.1. продолговатый мозг
6.2.2. мост
6.2.3. ромбовидная ямка
6.2.4. функции продолговатого мозга и моста
6.2.5. мозжечок
6.2.6. функции мозжечка
6.2.7. перешеек ромбовидного мозга
6.3. строение и функции среднего мозга
6.3.1. внешнее и внутреннее строение среднего мозга
6.3.2. функции среднего мозга
6.4. промежуточный мозг
6.4.1. таламус (зрительный бугор)
6.4.2. эпиталамус
6.4.3. метаталамус
6.4.4. гипоталамус
6.5. конечный мозг
6.5.1. эволюция конечного мозга
6.5.2. строение конечного мозга
6.5.2.1. строение коры (плаща) мозга
6.5.2.1.1. наружное строение плаща мозга: поверхности полушарий, основные борозды и извилины
6.5.2.1.2. лимбическая система: входящие в нее структуры, функциональное значение системы
6.5.2.1.3. гистологическое строение коры большого мозга
6.5.2.1.4. локализация функций в коре полушарий большого мозга. понятие об анализаторе
6.5.2.1.4.1. локализация у человека корковых центров неспецифических функций
6.5.2.1.4.2. локализация корковых центров функций, специфичных для человека
6.5.2.2. базальные ядра конечного мозга
6.5.2.3. белое вещество полушарий большого мозга. основные проводящие системы конечного мозга
7. основные проводящие пути (системы) головного и спинного мозга
7.1. основные восходящие пути головного и спинного мозга
7.2 основные нисходящие пути головного и спинного мозга
8. желудочки мозга. оболочки головного и спинного мозга, подоболочечные пространства. спинномозговая жидкость
8.1. система желудочков головного мозга
8.2 оболочки спинного и головного мозга
8.3 происхождение, циркуляция и роль спинномозговой жидкости
9. кровоснабжение головного и спинного мозга
9.1. кровоснабжение головного мозга
9.1.1. артерии головного мозга
9.1.2. вены головного мозга
9.2. кровоснабжение спинного мозга
10. периферическая нервная система
10.1. черепные нервы
10.1.1. чувствительные черепные нервы
10.1.2. двигательные черепные нервы
10.1.3. смешанные черепные нервы
10.2 спинномозговые нервы: строение, образование нервных сплетений и области иннервации
10.2.1. строение спинномозговых нервов, основные ветви
10.2.2.шейное сплетение
10.2.3. плечевое сплетение
10.2.4. передние ветви грудных спинномозговых нервов
10.2.5. поясничное сплетение
10.2.6. крестцовое сплетение
11. вегетативная (автономная) нервная система: общие вопросы
11.1. метасимпатическая нервная система
11.2. симпатическая нервная система
11.3. парасимпатическая нервная система
экзаменационные вопросы по анатомии центральной
нервной системы
литература

Изучению нервной системы посвящён раздел знаний, называемый в России и странах Европы неврологией, то есть учением о нервной системе, а в Америке – нейробиологией. Этот раздел представлен несколькими науками, изучающими нервную систему на разных уровнях и с помощью разных методов.

К первой группе наук, изучающих морфологию нервной системы и образующих её элементов, относятся:

4. Биохимия и молекулярная биология изучают строение нейронов и вспомогательных клеток нервной системы на субклеточном и молекулярном уровнях.

Следующая группа дисциплин изучает функции нервной системы с помощью экспериментов и моделирования процессов, происходящих в ней:

5. Физиология ЦНС исследует общие закономерности функционирования нервных клеток, отдельных структур ЦНС и всей нервной системы в целом.

6. Физиология анализаторов (сенсорных систем) изучает работу структур, воспринимающих и перерабатывающих информацию.

Нервная система работает по принципу обратной связи, т.е. импульс по ее периферической части идет в мозг, а из мозга по той же периферической части к рабочему органу. Надо помнить, что всяким ответом на раздражение будет движение, поэтому нервная система развивается параллельно с опорно-двигательным аппаратом.

Наука, изучающая нервную систему называется - Neurologia.

Фило- и онтогенез нервной системы. В процессе исторического развития нервная система проходит ряд последовательных этапов:

I этап - Гуморальный этап. Связь организма с окружающей средой осуществляется посредством специфической жидкости, находящейся как вне, так и внутри его. Этот этап характерен для одноклеточных организмов.

II этап - Диффузный этап. Связь организма с внешней средой осуществляется при помощи нейронов, отростки которых, контактируя друг с другом, образуют сеть. Эта сеть пронизывает все тело многоклеточного организма, потому при раздражении сокращается все тело. Сетчатый тип нервной системы характерен для кишечно-полостных (гидра, медуза, полипы).

Отражением этого этапа у высших позвоночных является парасимпатическая часть вегетативной нервной системы.

III этап - Ганглиозный этап. На этом этапе нейроны образуют скопления (ганглии), которые располагаются не беспорядочно, а сегментарно, метамерно и соединяются нервными отростками. Раздражение уже локализуется в пределах одного сегмента Ганглиозный тип нервной системы характерен для высших червей, членистоногих. Отражением этого этапа у высших позвоночных является симпатическая часть вегетативной нервной системы.

IV этап - Трубкообразный этап сопровождается концентрацией нервных ганглиев в виде нервной трубки, внутри которой имеется полость. Такое строение нервной системы характерно для всех хордовых - от ланцетника до млекопитающих и птиц.

V этап - Следующий этап связан с совершенствованием органов чувств, прогрессивным развитием передней части нервной трубки и формированием головного мозга (т.е. происходит энцефализация). Вначале формируется один мозговой пузырь, затем двумя перетяжками расширение перешнуровывается с образованием 3-х первичных мозговых пузырей. В последствии 1-й и 3-й еще раз разделяются на два отдела. Таким образом, формируется 5 мозговых пузырей, из которых в последствии развиваются 5 отделов головного мозга. Полости мозговых пузырей преобразуются в желудочки, внутри которых циркулирует цереброспинальная жидкость (ликвор). Ликвор обеспечивает нейроны питательными веществами и кислородом, выполняя роль посредника между кровью и нервной тканью. Таким образом, стимулом для развития головного мозга явилось дальнейшее совершенствование рецепторного аппарата животных (органов чувств).

Что же касается спинного мозга, то стимулом для его развития явилась двигательная активность животных. Это сначала привело к образованию туловищного мозга, который в процессе развития заменился спинным мозгом с отходящими от него спинномозговыми нервами ко всем сегментам тела.

В онтогенезе нервная система развивается из эктодермы, в которой сначала выделяется нервная пластинка, в ней появляются нервные валики, которые смыкаясь, формируют нервную трубку.

В краниальном конце нервной трубки вначале появляются 3 мозговых пузыря, а затем путем деления 2-х из них - 5 мозговых пузырей. Из этих 5-ти мозговых пузырей в дальнейшем формируется 5 отделов головного мозга.

Из каудального конца нервной трубки развивается спинной мозг, который вначале эмбриогенеза соответствует длине позвоночного канала, а затем занимает лишь только часть его, так как растет медленнее позвоночного столба.

В системе подготовки специалистов с высшим образованием не только в области медицины, но и в таких областях как педагогика и психо­логия знание анатомии нервной системы занима­ет важное место. Это вполне понятно, так как изучение строения и функций нервной системы человека, и в первую очередь его головного мозга, являет­ся непременным условием не только для понимания процессов жизнедея­тельности человека, но и для формирования адекватных способов воздейст­вия на его организм, применяемых как в педагогической практике, так и в целях психологической коррекции.

Учебный вопрос № 1 Анатомия как наука, ее разделы, группы наук, изучающих морфологию нервной системы.

Изучение центральной нервной системы традиционно начинается с анатомии, так как без знания основных элементов нервной системы и их взаимосвязей невозможно изучать функции ЦНС.

Анатомия нервной системы является одним из разделов анатомии человека, в котором рассматриваются строение и развитие головного и спинного моз­га, а также периферической нервной системы, включающей нервы, нервные узлы (ганглии), нервные сплетения и автономную нервную систему. В анатомии нервной системы отражен принцип единства строения организма и его функций. Наряду с физиологией, антро­пологией, генетикой и другими медико-биологическими и психолого-педа­гогическими дисциплинами она закладывает фундаментальные знания о закономерностях жизнедеятельности организма человека, определяющих характер его повеления. Строение и функции органов взаимосвязаны, поэтому их понимание невозможно в отрыве друг от друга.

Физиология человекаисследует жизненные функции организма и его отдельных частей. Общая физиология исследует основные закономерности реагирования живых организмов на воздействия среды. Сравнительная физиология тесно связана с эволюционной физиологией и изучает особенности функционирования, как целостного организма, так и тканей и клеток организмов разных видов. Специальные разделы физиологии , изучают физиологию разных видов животных или физиологию отдельных органов (сердца, почек и т.д.).

Изучению нервной системы посвящён раздел знаний, называемый в России и странах Европы неврологией , то есть учением о нервной системе, а в Америке – нейробиологией . Этот раздел представлен науками, изучающими нервную систему на разных уровнях и с помощью разных методов.

К первой группе наук, изучающих морфологию нервной системы и образующих её элементов, относятся:

1. Анатомия ЦНС – изучает морфологию нервной системы на органном уровне.

4. Биохимия и молекулярная биология ЦНС изучают строение нейронов и вспомогательных клеток нервной системы на субклеточном и молекулярном уровнях.

Следующая группа дисциплин изучает функции нервной системы с помощью экспериментов и моделирования процессов, происходящих в ней:

Физиология ЦНС исследует общие закономерности функционирования нервных клеток, отдельных структур ЦНС и всей нервной системы в целом.

Физиология анализаторов (сенсорных систем) изучает работу структур, воспринимающих и перерабатывающих информацию.

Все вышеперечисленные науки изучают работу ЦНС с помощью объективных методов исследования. В отличие от них, психология и нейропсихология делают упор на субъективные, косвенные методы изучения психики человека и процессов в ЦНС, лежащих в её основе.

При изучении связи поведения со структурами и функциями ЦНС учёные опираются на основной постулат современной неврологии , который гласит, что всё многообразие и уникальность психической деятельности человека, функции здорового и больного мозга могут быть объяснены из особенностей строения и свойств основных анатомических структур мозга.

Прежде чем перейти к конкретному изложению материала по анатомии нервной системы, необходимо сделать краткий обзор основополагающих представлений о строении человеческого тела.

Основные понятия нервной системы. Морфофункциональные особенности спинного мозга.

НЕВРОЛОГИЯ – наука, изучающая нервную систему.

Функции нервной системы :

  1. Нервная система обеспечивает взаимную связь отдельных органов и систем, согласует и объединяет их функции. Благодаря этому организм работает как единое целое.
  2. ЦНС осуществляет связь организма с внешней средой, обеспечивает индивидуальное приспособление к внешней среде.
  3. Головной мозг является органом психической деятельности. Здесь происходят процессы сознания, мышления, памяти.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

  1. Топографическая (анатомическая ):

· ЦНС – головной и спинной мозг

· Периферическая – СМН, ЧМН, нервные узлы, нервные окончания, сплетения.

  1. Физиологическая:
  • Соматическая – иннервирует кожу, скелетные мышцы, органы чувств.
  • Вегетативная или автономная – иннервирует все внутренние органы и ЖВС (т.е. органы растительной жизни отсюда название)

ПОНЯТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Структурной единицей нервной системы является нейрон (см. нервную ткань), а также нервные волокна, окончания, оболочки.

Нейроны, высвобождающие ацетилхолин называют холинэргические, а высвобождающие норадреналин – адренергические.

Головной и спинной мозг построены из огромного числа нейронов и нервных волокон.

Скопление тел нейронов называется серым веществом , оно выполняет рефлекторную функцию.

Белым веществом называется скопление нервных волокон, которые собраны в пучки. Пучки нервных волокон связывают одни отделы ЦНС с другими и выполняют проводниковую функцию.

Нервные волокна – это отростки нервных клеток, покрытые миелиновой оболочкой.

Белое и серое вещество расположено неодинаково в разных отделах ЦНС.

Сплошной слой серого вещества на поверхности больших полушарий и мозжечка называется корой .

Под корой находится белое вещество и ядра.

Ядра – это отдельные скопления серого вещества в белом. Они выполняют роль центра, регулирующего функции органов.

Нервный узел – это скопление тел нейронов вне ЦНС. Нервные узлы могут быть:

  1. Чувствительные
  2. вегетативные

Время рефлекса ( латентный период) – это время, прошедшее от момента нанесения раздражения до ответа на него.

Большая часть времени рефлекса уходит на проведение возбуждения через нервные центры - центральное время рефлекса (из-за синаптической задержки).

Чем меньше нейронов входит в состав дуги, тем меньше время рефлекса.

Наибольшим является время вегетативных рефлексов.

Рецептивное поле рефлекса – это анатомическая область, при раздражении которой вызывается данный рефлекс (рефлекс сужения зрачка при освещении сетчатки).

Нервный центр – это комплекс нейронов, регулирующих какую либо функцию. Нервные центры бывают: 1. первичные

Нейробиология … Орфографический словарь-справочник

Сущ., кол во синонимов: 1 биология (73) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

нейробиология - нейробиоло/гия, и … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Нейробиология - раздел биологии, предметом которого является изучение деятельности нервной системы … Словарь по психогенетике

Наука, изучающая связь активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами и поведением. Особое внимание когнитивная нейробиология уделяет изучению нейронной основы мыслительных процессов. Когнитивная… … Википедия

Салиентность это термин заимствованный из английского языка обозначающий свойство объекта, человека, пиксела, т.д. выделяться на фоне группы других, соседних объектов того же типа. Нахождение салиентных объектов считается ключевым механизмом… … Википедия

Нейробиология наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы. Изучение поведения является также разделом нейробиологии. За рубежом, а в последние 5 6 лет также и в России всё… … Википедия

Нейробиология наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы. Изучение поведения является также разделом нейробиологии. За рубежом, а в последние 5 6 лет также и в России всё… … Википедия

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.