Умение управлять своими эмоциями проводить профилактику невротических

Министерство образования РФ

На тему: Психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактика невротических состояний

Выполнил: ученик 10Г класс

Проверил: Андреев Е.А.

3.Умение управлять своими эмоциями

4.Профилактика невротических состояний

6.Список используемой литературы

Современный человек должен иметь представления о собственной психике, психическом здоровье, о факторах, вредно на него влияющих, методах и навыках компенсации негативных психических реакций. Ни для кого не секрет, что ритм, который выдерживают многие люди во время одного рабочего дня, достаточно напряженный для нервной системы. К вечеру голова просто раскалывается от переизбытка информации, эмоции на нуле (или отрицательные), а вот физической разрядки часто недостает. Ее заменяет "бег" по лестницам и кабинетам. Получается, что с одной стороны жизнь требует высокого интеллектуального напряжения и устойчивости эмоциональной сферы, с другой - относительно малая спортивная нагрузка (а для многих - и вовсе практически сидячий образ жизни). Какая нервная система это выдержит? Возникают перегрузки, которые внешне проявляются, как неврозы, гипертония, ишемическая болезнь сердца, вегето-сосудистая дистония и другие болезни. Их еще называют "болезни века".

Психическое здоровье - это не только отсутствие выраженных психических расстройств у индивидуума, но и состояние равновесия и гармонии между человеком и окружающим миром, обществом, наличие душевных, психических резервов по преодолению стрессов и затруднений. Следовательно, профилактика должна быть направлена на поддержание равновесия, укрепление резервов психики, что обусловит предупреждение психических расстройств. Психическое и соматическое здоровье взаимосвязаны. Нет заболеваний без психических изменений. Важной задачей психогигиены является компенсация психических изменений даже при наличии соматических заболеваний.

Психогигиена (греч. psych? душа, сознание + гигиена) отрасль гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая методы по сохранению и укреплению психического здоровья. Самостоятельными разделами психогигиены являются психогигиена труда, или производственная психогигиена, изучающая влияние видов и условий труда на психическое здоровье, и школьная психогигиена, предмет которой — влияние условий обучения на психическое здоровье детей школьного возраста. Выделяют также другие разделы и направления исследований в психогигиене: Психогигиена пожилого старческого возраста, психогигиена умственного труда, Психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена быта и др. Теоретическую основу психогигиены составляют социальная общая психология, социальная психиатрия, нейрофизиология. Психогигиена тесно связана с медицинской психологией, социологией, педагогикой, психотерапией, психопрофилактикой, гигиеной детей и подростков, а также со многими областями клинической медицины. При проведении психогигиенических мероприятий исходят из данных эпидемиологических исследований заболеваемости в различных регионах, а также данных микросоциологического, психологического и социально-психологического исследований. Характерно возрастание роли психогигиены среди медицинских дисциплин в связи с ростом психологических нагрузок, отрицательно влияющих на состояние здоровья человека. Психогигиена ориентирует медицину на учет наличных и потенциальных резервов личности, которые могут быть использованы для сохранения здоровья и борьбы с болезнью. Важными проблемами и направлениями исследований в Психогигиене являются: экология человека; рационализация процесса обучения в школе с целью предотвращения нервно-психических перегрузок; психологический климат в больших и малых социальных группах; разработка методов повышения психической стойкости работников, профессиональные обязанности которых требуют значительного эмоционального напряжения; система отношений больного человека к себе, своей болезни, медперсоналу; медицинская реабилитация больных. Эффективность психогигиенических мероприятий в значительной мере зависит от деятельности системы санитарного просвещения.

3.Умение управлять своими эмоциями

Что же делать? Как преодолеть эмоционально-интеллектуальное напряжение, которое и вызывает нервный стресс? Вывод очевиден: надо уметь расслабляться и владеть эмоциями. И в этом могут помочь методы саморегуляции. Эти методы базируются на 3 основных способах воздействия на внутреннее состояние.
1. Любое эмоциональное состояние влияет на центральную нервную систему. Оно вызывает тонус соответствующий скелетных мышц, тем самым, проявляясь в особенностях дыхания, мимике, жестах. Следовательно, можно сделать обратное: изменяя их - мы изменяем свое состояние (попробуйте улыбнуться и удержать улыбку относительно долгое время. И вы почувствуете, что настроение непроизвольно начнет немного улучшается. Начните дышать глубоко - и вы станете успокаиваться ).
2. На состояние нашего организма влияют зрительные и слуховые представления. Люди пессимистичные многое видят в "черном" цвете, представляют себе очень реально негативное развитие ситуаций. А многие и ведут с собой деструктивные диалоги. Все это отражается и на настроение, и на состояние здоровья. А потом возникают удивления, откуда появляются болезни или ничего не получается в решении проблемы. Ведь от того, как себя настроить на эту жизнь, зависит многое. И позитивные представления могут помочь нам справиться с собой. ( Собираясь на работу (скорее всего, не выспавшись), представьте себе: как пройдет этот день, что может вас порадовать. "Увидьте" те моменты, когда вы оказались на высоте и довольны собой. "Услышьте" добрые слова, которые говорят вам, которые говорите вы сами. Внутренне улыбнитесь всему этому и запомните свое состояние. Глубоко вздохните и расслабьтесь. Это поможет вам настроиться на хороший рабочий день, который именно так и пройдет ).
3. Влиять на свое состояние можно и с помощью слов, которые мы говорим сами себе (или по-другому - самовнушения). Прислушайтесь, как и что вы говорите себе в определенные моменты жизни. Ведь часто, например, чтобы успокоиться перед важной встречей или свиданием, многие говорят себе "Я спокоен, я совершенно спокоен. Нервы успокаиваются, мне хорошо…" К другим случаям находятся иные слова, но СЛОВА, которые произносятся про себя, которым стараемся поверить. А иные придумывают себе еще и своеобразные ритуалы, чтобы успокоиться и держать себя в руках. Каждый сам находит для себя тот способ, который поможет ему научиться саморегуляции.
Это, может быть, йога - тренировка души и тела, которая учит экономному расходу энергии. Применение некоторых ее методов можно найти и в изометрической гимнастике (при которой сила мышц растет быстрее массы), умение задерживать надолго дыхание - при тренировке спортсменов, медитация - учит спокойствию, упорядочиванию суетных мыслей и созерцанию.
На регуляцию психического состояния оказывают свое влияние и некоторые химические вещества. Однако, употребляя их, помните: день-неделю-месяц - в отдельных случаях это необходимо. Но постоянное "сидение" на препаратах может привести к печальным последствиям. К тому же, в повседневной жизни мы и так постоянно пользуемся различными веществами: валерианой, крепким чаем, кофе. А ведь даже простой кофе надо использовать грамотно и помнить: утренний - бодрит, дообеденный - способствует улучшению пищеварения и выводу шлаков, обеденный - снимает усталость, вечерний - стимулирует умственную деятельность и творческую активность.
Классическая музыка также может способствовать регуляции нашего психического состояния. При переутомлении хорошо послушать "Утро" Грига или "полонез" Огинского. Снять гнев и раздражимость поможет "Сентиментальный вальс" Чайковского. А если надо расслабиться - послушайте "Пастораль" Бизе, "Лебедь" Сен-Санса.
Самый распространенный способ - аутогенная тренировка, в основе которой лежит самовнушение. Ее лучше проводить в расслабленном состоянии (лучше перед засыпанием, или сразу после ночного сна). Ведь именно в расслабленном состоянии можно вызвать у себя наиболее яркие образы и быстрее "поддаться" самовнушению.

4.Профилактика невротических состояний

Сохранение психического здоровья в большей степени зависит от нервно-психических нагрузок и напряжений. Доказано, что психо-эмоциональное напряжение, если оно превышает психическую резистентность человека, приводит к нарушению баланса тормозных и возбудительных процессов, реализующемуся в невротических состояниях - депрессии, ипохондрии, тревожности, агрессивности и т.п. Одним из характерных признаков невротического состояния является так называемый астенический синдром, при котором наблюдаются ухудшение памяти, ослабление внимания, снижение физической и умственной работоспособности, утомляемость, головные боли, раздражительность, эмоциональная неустойчивость с изменениями настроения. Наиболее часто причиной невротических расстройств служит хронический психоэмоциональный стресс, вызванный неумением или нежеланием найти правильный тон в поведении. Профилактикой подобных неврозов должно быть "умение жить среди людей", т.е. умение благожелательно относиться ко всем членам своей семьи, сослуживцам и сотрудникам, не придавать слишком большого значения чужим оплошностям, уметь быстро гасить раздражение, гнев, переключать внимание на более спокойные и приятные объекты. Причины возникновения неврозов: ревность, стыд, тревога и страдание из-за неудач близких, конфликты в семье, на работе, службе, в сфере обслуживания, переживания в связи с болезнью близкого человека или своим собственным недугом, страхи. Невроз может быть вызван также конфликтом человека с самим собой: хочу быть "старшим", "главным", а образования не хватает и т.п. Флегматик работает диспетчером и изнемогает от необходимости быстро принимать решения, педагог-холерик устает от необходимости сдерживаться, чтобы резко не отчитать каждого ученика, а терпеливо ждать. У военнослужащих нервно-психическое напряжение может возникать в результате фактического служебного несоответствия занимаемой должности или выполняемым обязанностям. Этот фактор риска за рубежом назван "статусом несоответствия". Военнослужащие, испытывая неудовлетворенность порядком прохождения службы, неприсвоением очередного звания, недостаточным денежным довольствием, недооценкой их деятельности командованием, могут испытывать психическое перенапряжение. В то же время, быстрое продвижение по службе может приводить к нервному срыву и рассматривается как фактор риска. Предрасполагающим фактором "ввода" в невротическое состояние часто становится длительное умственное, физическое напряжение, социальная депривация, неумение переключаться с работы на отдых, сочетание работы и обучения, длительный уход за больными, хроническая нехватка времени. Кроме того, вредно влияние производственных факторов, особенно шума. В период усталости, плохого настроения в связи с неприятными переживаниями, во время заболеваний и травм, на фоне сильных звуковых раздражителей, после алкогольного опьянения нервные процессы слабеют, это проявляется в раздражительности, изменении позы, походки, почерка, появлении ранее скрытых нарушений - энуреза, заикания, терморегуляции. Поскольку при этом физические процессы, протекающие в коре головного мозга, оказывают через посредство гипоталамуса и ретикулярной формации влияние на внутренние органы и эмоциональную сферу, психо-эмоциональное напряжение становится одной из первых и важнейших причин потери общего чувства здоровья, радости жизни, психокомфортного состояния. При невротических состояниях и для их профилактики лекарственная терапия имеет меньший успех, чем устранение травмирующих факторов или изменение отношения к ним, нормализация образа жизни. Помочь при этом может и аутогенная тренировка. Основной мерой профилактики невротических состояний является предупреждение утомления и переутомления. Необходим рациональный режим труда и отдыха. Следует выработать в себе умение правильно оценивать свои возможности и силы. Отдых должен идти впереди утомления, быть его профилактикой, а не лечением. При своевременном переключении на отдых достаточно 10-15 мин, чтобы привести себя в состояние релаксации (расслабления). Важно научиться правильно формировать психические мотивации для сознательного управления своим поведением. Как только человек научится работать без переутомления, отдых после трудового дня будет для него радостным. Когда не будет раздражения от усталости, он будет готов к шутке, улыбке и хорошему настроению. Избежать утомления помогут занятия аутогенной тренировкой. Внушение и самовнушение позволяют создать новую установку, которая способствует адекватному поведению, нормализует функцию внутренних органов, очень полезны дозированные физические нагрузки, закаливающие процедуры.

Сочетание аутогенной тренировки, рационального режима труда и отдыха, физических упражнений и закаливания организма - действенный путь сохранения здоровья, профилактики не только неврозов, но и соматических заболеваний.

Неустойчивая психика ведет не только к конфликтам с окружающими, но и служит предрасполагающим фактором развития многих заболеваний со стороны сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной и нервной систем.

В связи с этим в последнее время много говорят о необходимости привития каждому человеку навыков саморегуляции и умения управлять своими чувствами и эмоциями.

Такие рекомендации дают опытные психологи и психотерапевты, в данном случае приведем только несколько простых советов:

воспитывайте выдержку и волю, сдерживая отрицательные эмоции, которые возникают буквально на каждом шагу. Если вы не в состоянии сами справиться с конфликтной ситуацией, не бойтесь обратиться за помощью к родителям или друзьям;

не давайте выхода отрицательным эмоциям и не выплескивайте их на окружающих. Найдите способ снять стресс, например, анализом ситуации, юмористическим подходом к проблеме, доверительной беседой с близким человеком;

не совершайте импульсивных, непродуманных действий. Это только осложнит ситуацию, но не поможет ее разрешить;

будьте объективны в своих оценках поступков других людей. Прежде, чем вынести кому-либо приговор, поставьте себя на их место и подумайте, как бы вы поступили;

старайтесь всегда быть в хорошем настроении, оно служит залогом успеха и хорошего здоровья, облегчит вам контакты с окружающими людьми.

2.7.Гигиена питания

2.7.1. Потребность человека в пище и энергии

Пищевой инстинкт у животных и человека несколько слабее, чем инстинкт самосохранения. Однако его роль в истории цивилизации весьма значительна. Если инстинкт самосохранения заставил человека после всемирного похолодания искать убежища сначала в пещере, а затем строить дома, то именно пищевой инстинкт преобразовал собирателя в скотовода и земледельца, развил мышление. Ведь для того чтобы не умереть от голода в условиях изменившегося климата, нужно было научиться сохранять продукты.

Питание – постоянно действующий фактор внешней среды, который может создать условия, изменяющие внутреннюю среду организма. Характер питания оказывает влияние на умственное и физическое развитие человека, а также на все функции организма не только через желудочно-кишечный тракт и другие внутренние органы, но и через центральную нервную систему.

Пища - это источник энергии. Пищевые продукты - строительный материал для новых клеток. Жизнь человека связана с постоянным расходом энергии и тканевых элементов, и если бы эти траты не возмещались за счет пищи, жизненные процессы должны были бы прекратиться. Таким образом, роль пищи заключается в основном в доставке энергии и образовании пластического материала, необходимого для построения органов и тканей, а также некоторых пищевых веществ, принимающих участие в регулировании физиологических и биохимических процессов в организме.

На все эти независимые от нас функции организма, т.е. на так называемый основной обмен веществ, нам требуется около 1500 килокалорий. Теперь надо бы говорить о джоулях, потому что по системе СИ именно в этих единицах измеряется энергия, причем допустимо использование джоулей (Дж) и калорий (кал) 2 . Эти 1500 ккал, необходимые для основного обмена веществ в нашем организме, равняются 6300 Дж.

Потребность в пище не может быть измерена ни массой, ни объемом, ни аппетитом, т.к. эти показатели субъективны и не характеризуют действительную питательную ценность пищи, которая, как и расход энергии, определяется в ккал.

У мужчин основной обмен выше, поэтому они могут есть несколько больше, чем женщины, у которых на тот же обмен требуется меньше калорий. Одно у них общее: с возрастом потребность в калориях снижается как у женщин, так и у мужчин (табл.8 ). За забвение этого факта приходится расплачиваться чрезмерным весом.

Из таблицы ясно следует, что на величины потребности в энергии влияет главным образом физический труд, независимо от того, будет ли это труд сталевара или спортсмена, учитывается усилие.

Таблица 8. Средние величины потребности в энергии для основного обмена в зависимости от возраста и пола


Управление эмоциями - это необходимый навык для каждого цивилизованного человека. Некоторые, сталкиваясь с разрушительным эффектом эмоций в конфликтах, считают их злом, стремятся подавлять, жестко контролировать их, и даже вовсе от эмоциональности избавиться. Достигли ли они успеха? Нет, этот путь может только привести к неврозу, сделав эмоциональные реакции неадекватными реальной ситуации. Правильным будет принимать эмоциональные реакции как неотъемлемое психическое явление, не окрашивая их в негативные тона как нечто изначально плохое или вредное.

Важность способности управлять эмоциями объясняется тем, что их легко стимулировать, эмоции имеют влияние на множество процессов, как в личной, так и межличностной реальности каждого, легко включаются и активируют наши модели поведения. Под управлением эмоциями иногда ошибочно опять же понимают подавление, однако этот способ обработки эмоциональных реакций при злоупотреблении не лишь неэффективен, а и крайне вреден.

Управление эмоциями - психология

Навык управления над эмоциями нужен абсолютно всем людям. Эмоциональные реакции необходимы, чтобы мы приспособились к окружающему миру, и когда мы умеем управлять эмоциями - адаптация происходит лучше, мы становимся счастливее и успешнее. Система эмоциональных реакций - сложный механизм, и как в каждом сложном механизме в нем могут происходить сбои. Сознание и бессознательные установки вмешиваются в эмоциональную реальность и порождают конфликты внутри личности и с окружающими людьми.

Эмоции несут в себе информацию, ими наполнена жизнь любого коллектива, и управление эмоциями в конфликте - это умение разобраться в этой информации. И да, эмоции можно игнорировать, но они не исчезнут от этого, посему важно научиться разумно управлять ими. Различные эмоциональные реакции дают возможность нам переживать полноту жизни. Вспомните насыщенный день, в который вы имели возможность испытать всю гамму переживаний. Наверняка в этот день вы были активны, имели сильную мотивацию, участвовали во многих событиях. И напротив, безэмоциональный день перед телевизором, когда в скуке вы переключали каналы, и ничто не находило отклика в душе - делал восприятие жизни серым и бессмысленным, к вечеру наступала апатия, ничего не хотелось делать.

Чем больше эмоций - тем жизнь ярче, и поэтому постоянно люди находятся в поиске положительных переживаний, стараются насытить ими жизнь: с помощью общения, фильмов, музыки, поездок, иногда даже экстремальных поступков, а в крайних случаях и через алкоголь или наркотики. Также эмоции позволяют реагировать не в момент происшествий, а задолго до них, и реагировать более сложно. Предположим, мы нарушили правила движения, работник ДПС отнял права. Через месяц их вернули, однако теперь каждый раз, выезжая на дорогу, мы боимся ДПС. Иногда такая осторожность уместна, иногда нет - и тогда систему эмоций нужно корректировать. Каждый имеет личный набор состояний, который обеспечивает и поддерживает соответствующий образ жизни, становится незаменимым помощником в движении к успеху или, напротив, регулярно ведет к поражениям.

Для контроля над эмоциональными реакциями нужно быть открытым к своим эмоциям и состояниям других людей, быть готовыми принять их. А также уметь воздействовать на себя и на других, чтобы задействовать эмоциональный потенциал. Когда у человека появляется эмоция - мышцы начинают работать. Например, ожидая что-то важное или страшное - индивид буквально не может сидеть на месте, ходит, постоянно что-то трогает и крутит в руках. Также эмоции химически обеспечиваются выбросами гормонов, и чем сильнее этот выброс - тем более мощна эмоция, и тем сложнее ею становится управлять. Однако эмоции, даже негативные - всегда энергия, которая при направлении в правильное русло помогает достигать высоких результатов.

Как управлять чувствами и эмоциями?

Каждый человек способен выдержать только определенный уровень эмоционального напряжения. При превышении нагрузки практически любой начинает себя неадекватно вести, что проявляется в агрессии к окружающим и аутоагрессии. А длительное нахождение в эмоциональном напряжении приводит и к психосоматическим нарушениям.

Каждый хочет быть счастливым, и это толкает его на действия, поиск способов получать удовольствие от жизни. Человек приходит к пониманию, что именно от его эмоциональных реакций и умения изменять их зависит его счастье. Даже сталкиваясь с негативными моментами, овладев контролем над эмоциями, каждый может преобразовывать свои реакции, а как результат - и поступки. Во время депрессии личность не может достигнуть желаемого, поэтому улучшение личного психоэмоционального состояния, повышение энергетического тонуса помогают достигать успеха. Даже если не получается изменить эмоции - человек может научиться выходить из этого состояния, при этом владея собой.

В коллективе особенно ценно понимать эмоции и чувства друзей, коллег. Любая группа в социуме, даже семья, периодически входит в состояние конфликта, вызванного различными эмоциональными состояниями, мотивацией, противонаправленными интересами ее членов. И управление эмоциями в конфликте дает шанс не только разрешить разразившийся спор, но и устранить конфликт в самом его зародыше.

Как управлять эмоциями и чувствами? Эмоциональными реакциями хорошо управляют те, кто знает техники управления эмоциями, а также имеет высокий уровень эмоционального интеллекта, который сегодня признан важной составляющей успеха и эффективности наряду с умственным интеллектом. Чтобы повысить этот вид интеллекта, нужно научиться понимать собственные эмоции, различать их, отслеживать их сигналы в теле, принимать их и уметь анализировать, как реакции воздействуют на поведение, осознавать стратегии поведения и выбирать подходящую ситуацию. В контакте с людьми высокий EQ проявляется в том, что его обладатель может быть без страха открыт перед ними, проявлять сговорчивость и эмпатию, умеет хорошо различать чувства других по внешним проявлениям: движениям тела, выбираемым позам, мимике, интонациям. Эмоционально грамотный человек задается вопросом об эффективности своего влияния и своем умении открыто выражать собственные эмоции, постоянно тренируется в этих навыках.

Если вы пожелали научиться управлять эмоциями, задались вопросом об уровне своей эмоциональной грамотности - пройдите методику на измерение эмоционального интеллекта. По ее результатам вы сможете оценить над чем нужно работать и планировать дальнейшее развитие каждой из составляющих эмоциональной грамотности: самосознания, самоуправления, социальной осознанности и управления отношениями.

Также для самой возможности управлять эмоциями, сначала нужно снизить уровень стресса, который забирает энергию, а при длительном воздействии и истощает нервную систему, делая невозможным изменения в личности - на них не хватает сил. Определите источник стресса и самостоятельно или с помощью специалиста постарайтесь справиться с ним. Простой житейский совет относиться к происходящему проще помогает сохранять оптимизм, который способствует душевному благополучию и расположению других людей.

Способы управления эмоциями

Способы управления эмоциями раскрываются в разных подходах психотерапии: психоанализе, психодраме, гуманистическом, когнитивно-поведенческом и других. Причем когнитивно-поведенческая психотерапия считается самой результативной в коротком периоде, что подтверждено предпочтением, которое отдают ей государственные учреждения, страховые компании.

Практически во всех психологических подходах контролю над мыслями и установками уделяют большое внимание. Чтобы повысить осознанность - возьмите паузу, поразмыслите над тем, что вызвало нежелательную реакцию. Для этого полностью осознайте и примите текущее состояние, затем постарайтесь дать адекватную оценку вашим реакциям, мысленно вернитесь в предыдущее состояние и найдите ресурсную реакцию, войдите в выбранное состояние и мысленно внесите его в текущее. Выполнив эту технику, например, вы сможете из эмоции неконтролируемого гнева перейти в спокойное мета-состояние, в нем вы сможете использовать энергию гнева по выбранному вами назначению.

За техниками повышения осознанности по популярности следуют техники управления эмоциями через тело, так как телесные состояния тесно связаны с эмоциями и сознанием.

Этот подход через тело начать управление эмоциями упражнения предлагает такие: глубокое дыхание, мышечная разрядка. Еще управление эмоциями упражнения могут быть через воображение или на внешнем уровне: представить желательную картинку, нарисовать эмоцию на бумаге и сжечь ее.

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ — ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ. ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.

Раздел 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

3.1. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ — ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Из приведенных определений здоровья выберите то, которое принято Всемирной организацией здравоохра­нения (ВОЗ):

1) здоровье человека — это отсутствие болезней и физи­ческих недостатков

2) здоровье человека — это отсутствие у него болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом

3) здоровье человека — это состояние полного физи­ческого, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недо­статков

4) здоровье человека — это его способность противосто­ять заболеваниям

2. Многолетние исследования специалистов в разных стра­нах мира показали, что здоровье человека примерно на 50% зависит от:

2) экологических факторов

4) состояния медицинского обслуживания населения

3. Любая деятельность человека происходит в условиях постоянного воздействия внешней среды. Из приведен­ных групп факторов воздействия внешней среды вы­берите те, которые сильнее всего влияют на здоровье человека:

1) генетические, общественные, медицинские

2) природные, техногенные, социальные

3) материальные, политические, расовые

4) химические, идеологические, умственные

4. Медицинское освидетельствование граждан при перво­начальной постановке на воинский учет проводят вра­чи-специалисты:

1) хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходи­мости врачи других специальностей

2) терапевт, отоларинголог, стоматолог, а в случае необ­ходимости школьный врач

3) невропатолог, психиатр, окулист, стоматолог, а в слу­чае необходимости представители наркологического и кожно-венерологического диспансера

4) дерматолог, психиатр, окулист, стоматолог, а в слу­чае необходимости врачи психоневрологического и противотуберкулезного диспансера

5. На протяжении суток состояние организма и его работо­способность подвергаются четким ритмическим колеба­ниям, которые называются:

2) режимом труда

3) процессом отдыха

1. Как вы понимаете, что такое духовное здоровье?

1) знание культуры и искусства

2) начитанность и образованность человека

3) умение воспринимать красоту окружающего мира

4) состояние системы мышления и мировоззрения

2. Укажите основные физические качества личности чело­века:

1) способность поднять большой вес, быстрая реакция

2) способность передвинуть тяжёлый груз с места на место, хорошее зрение и обоняние

3) сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость

4) крепкая костно-мышечная система, ловкость и хоро­шая работа легких

3. Гипотония — это:

1) избыток движения

2) пониженное артериальное давление

3) физическое перенапряжение организма

4) недостаток движения

4. Укажите основные принципы, составляющие основу закаливающих процедур:

1) систематичность, малое время для процедур

2) разнообразие средств, индивидуальность, простота
3) постепенность, регулярность и систематичность, мно­гофакторность, учет индивидуальных особенностей организма

4) творческий подход, наглядность, постепенность

5. Умение управлять своими эмоциями, проводить профи­лактику невротических состояний включает в себя:

1) регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание

2) обоняние, четкую работу нервной системы

3) строгое соблюдение установленного режима жизне­деятельности

4) аутотренинг, саморегуляцию, самовнушение

3.2. ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ,

ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

1. Передача каких инфекций осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем?

1) инфекции дыхательных путей

2) кишечные инфекции

3) кровяные инфекции

4) кожные заболевания

2. Возбудитель каких инфекций передается через укусы кровососущих насекомых?

1) инфекции наружных покровов

2) кишечные инфекции

3) кровяные инфекции ,

4) кожные инфекции

3. Что такое инкубационный период? Из приведенных определений выберите правильный ответ:

1) промежуток времени от момента начала заболевания до выздоровления

2) время от заражения до первых клинических прояв­лений

3) время от начала заболевания до момента активного проявления болезни

4) период времени от внедрения микроорганизмов до полного выздоровления

4. Иммунитет с биологической точки зрения — это:

1) основа хорошего здоровья каждого человека

2) состояние защиты внешнего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации

3) способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации

4) способы защиты организма от вредных микроорга­низмов

5. В развитии инфекционного заболевания прослеживают­ся несколько последовательно сменяющихся периодов. Что это за периоды? Выберите правильный ответ:

1) скрытый (инкубационный) период, начало заболева­ния, активное проявление болезни, выздоровление

2) прединкубационный период, острое развитие болезни, пассивный период, выздоровление

3) начальный период, период инфицирования, опасный период, период лечения

4) период заболевания, пассивный период, период лече­ния, заключительный период

1. К центральным органам иммунной системы человека относятся:

1) лёгкие, сердце, кровь, головной мозг

2) костный мозг и вилочковая железа

3) почки, лёгкие, поджелудочная железа, нервная си­стема

4) нервная система, мочеполовая система

2. К инфекциям дыхательных путей относятся:

1) холера, полиомиелит, дизентерия

2) малярия, чума, сыпной тиф

3) грипп, ангина, дифтерия

4) чесотка, сибирская язва, столбняк

3. Какие из указанных ниже заболеваний передаются кон­тактно-бытовым путем?

1) чума, холера, бешенство

2) грипп, оспа, скарлатина

3) сифилис, гонорея, грибковые заболевания на коже и ногтях

4) брюшной тиф, корь, краснуха

4. Какие вы можете выделить виды иммунитета?

1) повседневный, устойчивый

2) приобретенный, врожденный

3) иммунитет крови, костного мозга

4) постоянный, наследственный

5. Метод создания активного иммунитета против инфек­ционных болезней путем введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов — это:

1) специфическая профилактика

2) неспецифическая профилактика

3.3. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

1. Здоровый образ жизни — это:

1) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье

2) индивидуальная система поведения человека, на­правленная на сохранение и укрепление здоровья

3) система жизнедеятельности человека, в которой глав­ным составляющим является отказ от курения, алко­голя и диетическое питание

4) это установленный человеком режим занятий физи­ческой культурой и спортом, а также профилактика заболеваний

2. Режим жизнедеятельности человека — это:

1) установленный порядок работы, отдыха, питания и сна

2) система деятельности человека в быту и на производ­стве

3) индивидуальная форма существования человека в усло­виях среды обитания

4) соблюдение этических правил поведения в обществе и культура безопасности человека в окружающей среде

3. Какие основные функции выполняет питание в жизни человека?

1) снижает психологические и физические нагрузки

2) осуществляет необходимое взаимодействие между духовным и физическим здоровьем

3) поддерживает биологическую жизнь и обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организ­мом человека и окружающей средой

4) позволяет успешно преодолевать физические и пси­хологические нагрузки в процессе повседневной дея­тельности

4. Основной причиной умственного утомления является (-ются):

1) длительная и интенсивная умственная деятельность

2) длительная интенсивная деятельность опорно-двигательного аппарата

3) нарушение деятельности системы кровообращения

4) недостаточное рациональное питание, возможные конфликты со сверстниками

5. Двигательная активность — это:

1) ежедневная система физической тренировки орга­низма

2) периодические физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат

3) сумма движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности

4) способность человеческого организма длительное вре­мя выполнять какую-либо работу

1. Причинами переутомления старшеклассников являются:

1) строгое соблюдение режима жизнедеятельности школьника

2) умственное и физическое перенапряжение, избыточ­ные шумы, недостаточный сон и неполноценный от­дых

3) занятие школьника несколькими увлечениями ин­теллектуального и эстетического содержания

4) активная нагрузка при занятиях в спортивных сек­циях, регулярное участие в спортивных состязаниях

2. Гиподинамия — это:

1) недостаток движения

2) избыток движения

3) физическое перенапряжение организма

4) повышенное артериальное давление

3. Основными составляющими тренированности организ­ма человека являются:

1) сила, ловкость, умение выдерживать различные на­грузки, высокая работоспособность

2) сердечно-дыхательная выносливость, мышечная сила и выносливость, скоростные качества, гибкость

3) выносливость опорно-двигательного аппарата, свое­временная реакция центральной нервной системы на изменение физических нагрузок, гибкость и лов­кость

4) ловкость, быстрота, гибкость, нервно-психическая устойчивость организма

4. Сердечно-дыхательная выносливость — это:

1) способность выдерживать в течение суток предельно допустимые нагрузки

2) способность выдерживать в течение недели чередова­ние лёгких, средних и тяжёлых нагрузок

3) способность выдерживать в течение длительного вре­мени физическую нагрузку умеренной интенсивности

4) отсутствие заболеваний сердечно-сосудистой системы

5. Какую из составляющих тренированности организма человека можно развивать, с помощью упражнений на растягивание связок и мышц?

2) скоростные качества

3) мышечную выносливость

4) сердечно-дыхательную выносливость

3.4. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ.

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

1. Различают три стадии никотиновой зависимости. По описаниям, приведенным ниже, определите её вто­рую стадию:

1) эпизодическое курение не более 5 сигарет в день, никотиновой абстиненции не наблюдается (то есть прекращение курения не вызывает никаких рас­стройств), небольшие изменения в деятельности нервной системы полностью обратимы

2) постоянное курение от 1 до 1,5 пачки в день; выраба­тывается привычка курить натощак, сразу после еды и среди ночи; привыкание к табаку очень сильное; прекращение курения вызывает тяжёлое состояние курильщика; выражены изменения в нервной систе­ме и во внутренних органах. Общая картина токси­ческого разрушения организма характеризуется как заболевание

3) постоянное курение от 5 до 15 сигарет в день; появля­ется небольшая физическая зависимость; при прекра­щении курения развивается состояние, тяжёлое в фи­зическом и психологическом отношении, его снимает выкуривание очередной сигареты

4) постоянное нахождение в роли пассивного куриль­щика, появляется небольшая психическая зависи­мость, небольшие изменения в деятельности нерв­ной системы

2. Из перечисленных ниже симптомов выберите те, кото­рые являются признаками острого отравления никоти­ном:

1) горечь во рту, кашель, головокружение, тошнота, сла­бость, недомогание, бледность лица

2) покраснение глаз, боль в области грудины, отёк лица

3) потеря ориентировки, увеличение лимфатических узлов

4) ухудшение зрения, восприятия окружающих, плохой аппетит

3. Что происходит с алкоголем, попавшим в организм че­ловека?

1) быстро выводится вместе с мочой

2) никогда не выводится из организма

3) разлагается на вещества, полезные для функциониро­вания кровеносных сосудов

4) растворяется в крови и разносится по всему организ­му, оказывая разрушительное действие на все ткани и органы

4. Отрицательное влияние алкоголя на органы человека характеризуется:

1) нарушением защитной функции печени, мозжечка, развитием туберкулеза

2) развитием сахарного диабета, увеличением мочевого пузыря

3) снижение защитной функции организма при переохлаждении

4) разложением костной ткани и образование злокачественных опухолей

5. Признаками алкогольного отравления являются:

1) пожелтение кожи, ухудшение слуха, отсутствие реакции зрачков на свет, отсутствие аппетита, понижение иммунитета

2) головокружение, тошнота и рвота, уменьшение сердечных сокращений и понижение артериального дав­ления, возбуждение или депрессивное состояние

3) отсутствие речи, резкое повышение температуры тела и артериального давления

4) замедление реакции, плохой сон, повышенная потли­вость, воспаление лимфатических узлов

1. Укажите верную последовательность оказания первой медицинской помощи при алкогольном отравлении:

3) уложить пострадавшего на бок, промыть желудок, положить на голову холодный компресс, дать постра­давшему понюхать ватку с нашатырным спиртом

4) дать обезболивающее средство, провести массаж тела, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом, приложить к ногам холодный компресс

2. Три основных признака наркомании и токсикомании — это:

1) вкусовая и биологическая зависимость, изменение сексуального влечения

2) зрительная и химическая зависимость, изменение материального положения

3) физиологическая, умственная и вкусовая зависи­мость

4) психическая и физическая зависимость, изменение чувствительности к наркотику

3. Какой вред будет причинен здоровью человека в случае употребления некачественного алкоголя (с содержани­ем метанола)?

1) разрушение большего количества клеток головного мозга

2) сильное опьянение и похмелье

3) от ослепления до смерти

4) не будет ничего плохого

4. Какое ядовитое вещество, содержащееся в табачном дыме, оказывает наиболее сильное отрицательное воз­действие на организм человека при курении?

1) табачный дёготь

5. Какое(-ие) вещество(-а), содержащееся(-иеся) в табаке, способствует(-ют) образованию раковых опухолей у ку­рильщиков?

1) цианистый водород

3) эфирные масла

4) радиоактивные вещества

ТАБЛИЦЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.