Упражнения для грудничка от невролога


  1. Особенности динамической гимнастики
  2. Как делать гимнастику
  3. Противопоказания
  4. Упражнения
  5. Что нужно учесть


Динамическая гимнастика для грудничков

Особенности динамической гимнастики

Цель динамической гимнастики для новорожденных:

  • помощь в раскрытии природного потенциала тела;
  • изменение сроков, когда малыш начинает ходить, держать спинку;
  • возможность получить представление о своем теле;
  • развитие умения напрягать, расслаблять свое тело, давать ему отдых.

Новорожденный получает представление о движениях вверх-вниз, скорости, ритме. В результате становится более устойчивым физически и психически, учится адаптироваться, формируется его чувство уверенности.

Все это приводит к тому, что с первых дней жизни:

  • укрепляется иммунная система ребенка, он реже болеет;
  • возрастает активность, подвижность, энергичность;
  • формируется координация, развивается реакция;
  • улучшается аппетит;
  • нормализуется сон;
  • укрепляется скелетно-мышечная система, еще на начальной стадии исправляются имеющиеся асимметрия, косолапость, кривошея;
  • стимулируется работа всех органов и систем, активизируется перистальтика кишечника, уменьшается газообразование;
  • усиливается кровообращение, развивается устойчивость к стрессам;
  • активизируется обмен веществ.

Подрастая, ребенок лучше владеет телом, корректно реагирует на падения и травмы. Особенно полезна динамическая гимнастика для детей, появившихся на свет путем кесарева сечения и не получивших при родах опыт преодоления нагрузок, устойчивости к стрессам.

Как делать гимнастику

Занятия должны проводиться в просторном помещении. Летом возможно на улице, но вдали от деревьев, столбов. Оптимальная температура окружающего воздуха – от 22°C до 25°C.

Упражнения проводятся за один раз или делятся на несколько сеансов за день. Можно проводить с ребенком целый комплекс утренних мероприятий:

  • массаж;
  • динамическую гимнастику;
  • плавание

Нельзя планировать занятия сразу после завтрака, нужно подождать 1 час.

Ребенок должен быть без одежды, смазывать ему тело кремом не нужно. Руки родителя рекомендуется обработать крем-скрабом.


Как делать гимнастику для грудничков

Противопоказания

Первые осмотры невропатолога и других специалистов проводятся в один месяц, именно тогда врачи точно определяют наличие патологий и нарушений. До этого возраста делать гимнастику нельзя.

Запрещено применять динамические упражнения, если имеется:

  • дисплазия тазобедренного сустава, другие нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • патологии сердечно-сосудистой системы;
  • внутричерепное давление, другие неврологические проблемы.

Противопоказанием является возраст от шести месяцев и старше, если занятия не проводились с более раннего возраста.

Упражнения

Вначале нужно неспешно и спокойно прикоснуться к ребенку, погладить его. Когда контакт произошел, малыш спокоен, можно перейти к гимнастике. Обычно она заключается в упражнениях в воздухе, на мяче и массаже с одновременным закаливанием.

При гимнастике, чтобы ни говорили йога-специалисты, нужно избегать тех упражнений, где ребенка необходимо держать только за одну конечность. Нужно избегать любых резких подъемов и переворотов, так как суставные впадины у малышей находятся еще в процессе формирования, и очень легко можно добиться привычного вывиха конечностей.

Как делать упражнения:

  1. Взрослый берет малыша за кисти рук, вкладывает ему в ладони свои большие пальцы. Начинает подтягивать вверх, поднимает так, что ребенок висит свободно, а родитель удерживает его за кисти.
  2. Делает это же упражнения, поддерживая грудничка за ноги
  3. Повторяет все эти упражнения, покачивая сначала влево-вправо, затем – верх-вниз.
  4. Взрослый разводит руки висящего малыша в разные стороны.
  5. Вес тела в этом же положении переносится с одной ручки на другую.
  6. Ребенка поворачивают вокруг вертикальной оси.

К четырем месяцам, когда грудничок уже освоил гимнастику, привык к ней, нужно вводить новые упражнения, например на мяче:

  1. Малыша кладут на него животом или спиной, поднимают его за ручки, чтобы он опирался ножками о мяч.
  2. Проделывают те же упражнения, поднимая его за щиколотки.
  3. Укладывают спиной на мяч, поднимают за ручки, раскачивают, кладут на мяч животом. Проделывают то же самое, держа малыша за щиколотки.


Упражнения на шаре

Что нужно учесть

Родители должны понимать ребенка, малейшие нюансы его настроения. Если видно, что малыш настроен спать, есть, играть, то лучше отложить занятия. Периоды бодрствования увеличиваются после одного месяца. В это время можно уже расширять количество упражнений.

Если ребенок сопротивляется, нельзя делать упражнения насильно. Он должен ощущать, что это веселая и увлекательная игра. Такое осознание уже проявляется в три месяца, к этому времени малыш привыкает к регулярным занятиям, уже устанавливается режим сна и бодрствования.

Первые занятия лучше проводить с тренером или врачом, чтобы получить навыки правильного проведения гимнастики. В четыре месяца вес ребенка таков, что родителю, особенно маме, трудно подбрасывать и раскачивать его, поэтому можно посещать групповые занятия в бассейне и в студии, где с ним будут заниматься профессионалы.

Большинство неподготовленных людей воспринимают динамическую гимнастику как издевательство сумасбродных родителей над собственным ребенком. Эти упражнения действительно непривычны и даже новы. Поэтому не нужно браться за нее, если вы не изучили все правила и нюансы, последовательность увеличения нагрузки.

Чем полезна гимнастика для грудничков. Какие упражнения для малышей можно делать самостоятельно.

Ваш малыш появился на свет и теперь с вашей помощью осваивает все новое, что его окружает. Давайте посмотрим, как же начинается день малыша.

Он проснулся, и мама занимается его утренним туалетом. А потом можно и покушать, поспать, поиграть, покушать, поспать.

Когда вы распеленали малыша, чтобы сменить подгузник, то можно ведь не только привести его в порядок, умыть, нарядить, но и поиграть с малышом. А игры бывают разные. Небольшой массаж, который в первые месяцы жизни делают любящие мамины руки, потом превратится в утреннюю зарядку, которая взбодрит и сделает утро более радостным и интересным.

Когда наши бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, пра-пра-пра. были маленькими, то их день тоже начинался с массажа. Поглаживая маленькие ручки, ножки, спинку, животик, мама приговаривала:

"Потягушки-потягушечки,
От носочков до макушечки
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
В ножки ходунки,
В ручки хватунки,
В головку разумок,
А в роток говорок".

И с каждой строчкой делала соответствующие действия с малышом:

"Потягунюшки, порастунюшки, (поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка)
В ножки — ходунюшки, (соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В роток — говорок, (приближая губы к губам ребенка)
А в головку — разумок". (легко трепля волосы ребенка)

С такими потягушками малышу интересно, он быстрее просыпается. Можно в конце порастушек нежно потискать, пощекотать малыша, что-нибудь нашептывая. От этого веселый и курлыкающий малыш по-настоящему проснется и взбодрится. Самое главное в такой зарядке — разговаривать с крохой ласково, негромко напевая, и нежно, мягко его поглаживать.

Когда малышу исполнится 2-3-4 месяца, то и сами мамы могут проделать некоторые элементы упражнений, которые делают во время массажа. Перед этим обязательно проконсультируйтесь со специалистами: педиатром, невропатологом и специалистом по массажу. Малыш совершает свои первые движения благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого он пытается поднимать головку, двигать ручками и ножками, переворачиваться, садиться, хвататься за игрушки и ходить. Основной характеристикой является мышечный тонус.

Мышечный тонус — минимальное напряжение мышц, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя. Ведь даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью.

Следующие упражнения здоровому ребенку лучше всего начинать делать с 3-4 месяцев, когда исчезнет повышенный тонус. Все упражнения делайте медленно, не торопясь. В первый раз сделайте 2-3 раза, постепенно доходите до 10 раз на упражнение. Если ребенок сопротивляется, напряжен, лучше всего будет, если вы отложите упражнение до следующего раза. Обязательно сохраняйте терпение, если упражнения не будут получаться сразу. Эта небольшая гимнастика будет более успешной, если вы одновременно будете разговаривать с малышом и радостно смеяться.

Эти упражнения делайте на пеленальном столике, когда ребенок лежит на спинке, ножками к маме.

Чей это животик?

Нежно поглаживайте и массируйте животик малыша по часовой стрелке, не надавливая на область печени (правое подреберье). Такой массаж полезен для детей с коликами и запорами.

Любит — не любит

Мамины руки обхватывают кисти ребенка. Полностью разгибая руки малыша в локтевых суставах, отводите их в стороны на уровне плеч до соприкосновения с поверхностью стола. Медленно поднимаем руки и скрещиваем на груди ребенка, как бы обнимая.

Ручки-ручки

Захватите руки ребенка у локтей и сведите их. Поглаживайте руки друг о друга, пока кулачки не раскроются. Если ребенок при потягивании рук запрокидывает голову, вам следует без промедления обратиться к врачу.

Погладим личико

Захватите руки малыша у локтей и сведите их. При этом ваши руки должны полностью охватить локтевые суставы ребенка, а ваши большие пальцы должны располагаться на внутренней поверхности предплечий ребенка. Средним и указательным пальцами вы поддерживаете предплечье ребенка снаружи, кончики ваших пальцев располагаются на тыле предплечья.

Поднимите руку ребенка и проведите ею по его лицу. При этом кулачок раскрывается, а если вы кончиками своих пальцев надавите на тыльную сторону кисти, это произойдет быстрее. Ладони должны быть обязательно направлены к лицу ребенка. Если ребенок постоянно поворачивает руки внутрь, обращая к личику только тыл кисти, покажите его педиатру.

Солнышко

Полностью разогнутые в локтевых суставах руки крохи мама поднимает вперед и вверх до соприкосновения с поверхностью стола над головой малыша, затем, скользя по столу, руки отводятся в стороны и вниз до соприкосновения с туловищем. Возврат в исходное положение в обратной последовательности.

Попеременно сгибаем и разгибаем руки в локтевых суставах, имитируя удары, естественно, без резких движений. Малышам очень нравится так "боксировать".

Приседание

Мама обхватывает голени малыша в нижней трети. Потом ножки малыша медленно сгибаются в коленных и тазовых суставах до легкого надавливания на живот и медленно возвращаются в исходное положение.

Побежали

Мама обхватывает голени малыша в нижней трети. Мама поочередно сгибает и разгибает ноги ребенка, колено при этом направляется к пупку и легко нажимает на живот, затем полностью разгибается. Сначала делайте все медленно, а впоследствии можно "пойти" и "побежать".

Пальчик спрятался?

У некоторых детей пальцы раскрываются, но за исключением большого пальчика. Однако для хватания большой палец должен находиться в состоянии противостояния и иметь хорошую подвижность.

Переверните малыша на животик. Возьмите одну руку за локоть и слегка потяните его вперед. Держите локоть в таком положении, чтобы большой палец был направлен вверх. Поглаживая большим пальцем вашей свободной руки большой палец ребенка, добейтесь его высвобождения и устремления "вверх". Если ребенок при игре постоянно держит большой палец "скрытым", покажите его педиатру.

А завершить нашу небольшую гимнастику можно такой потешкой.

Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь — звонок! (нажать на носик).

После нескольких занятий ваш малыш будет стараться делать эти упражнения самостоятельно, а вам останется лишь направлять его движения. Со временем это перерастет в настоящую зарядку.

Теперь можно и завершить утренний туалет малыша. Меняем подгузники, распашонки, запеленываем или одеваем ползунки. Доброе утро, малыш! Пора завтракать!

Рассмотрим самые частые неврологические заболевания новорожденных, их симптомы. На самом деле, симптоматику важно знать каждой маме, так как почти все неврологические проблемы поддаются коррекции и лечатся, если их вовремя выявить — на раннем сроке!


Почти у каждого младенца есть какая-то проблема по неврологической части: у одного ребеночка проблемы с тонусом или сном, у другого повышено внутричерепное давление, третий чересчур заторможен или возбудим, четвертый вегетатик — из-за нарушения регуляции сосудистого тонуса у него на кожице проступает сеточка подкожных капилляров, а ладошки и стопы постоянно влажные и холодные…

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП), которая кодируется и как “синдром нарушений ЦНС”

Ее признаки обнаруживаются у 8–9 из 10 новорожденных. Возникают они при неблагоприятных воздействиях на нервную систему во время беременности, родов и в первую неделю после появления малыша на свет.

Если вовремя заметить намечающиеся проблемы и устранить их с помощью лекарств, фитопрепаратов, массажа и физиотерапии, то ПЭП может пройти уже к 4–6 месяцам, максимум — к году. В легких случаях — без последствий, а более серьезные или не замеченные вовремя неврологические проблемы после года нередко выливаются в так называемую минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Этот диагноз указывает на некоторую слабость и уязвимость нервной системы малыша, но огорчаться по этому поводу не стоит. Ведь главная опасность — угроза формирования детского церебрального паралича (ДЦП) — обошла кроху стороной! (Больше о том, что делать, если диагностирован ДЦП, читайте на с. 62.)

На первом месяце и потом еще трижды в течение года показывайте малыша неврологу. Если такого специалиста в детской поликлинике нет, попросите у педиатра направление в районный консультативно-диагностический центр.


Внутричерепное давление

Под оболочками головного и спинного мозга крохи циркулирует спинномозговая жидкость — ликвор. Она питает нервные клетки, уносит конечные продукты обмена, амортизирует удары и сотрясения. Если по каким-то причинам ликвора вырабатывается больше, чем оттекает, или же на голову крохи оказывается давление извне, как во время родов, внутричерепное давление (ВЧД) возрастает до критического уровня. А поскольку в мозговых оболочках находится много болевых рецепторов, ребенок страдал бы от невыносимой головной боли, если бы не система швов и родничков, позволяющая костям черепа расходиться, выравнивая давление.

Благодаря этому малыш сильной боли из-за внутричерепной гипертензии не чувствует, но некоторый дискомфорт ощущает и сообщает об этом маме. Нужно только уметь услышать его сигналы!

Кроха часто плачет и часто срыгивает, особенно при перемене погоды? Похоже, что ВЧД у него действительно повышено!


Мамочку должен насторожить яркий рисунок подкожных вен, просвечивающий на вис­ках и переносице малыша, а иногда и по всему своду черепа. Дополнительный повод для тревоги — белая полоска склеры, периодически появляющаяся над радужкой крохи, как будто он от удивления широко открыл глазки.

  • Насторожитесь, если окружность головы у месячного крохи превышает окружность груди больше чем на 2 см. Проверьте шов между теменными костями посередине головы (его ширина не должна превышать 0,5 см), а также расстояние между противоположными краями родничков — большого (в норме — до З х З см) и малого (1 х 1 см).
  • Держите ситуацию под контролем вместе с неврологом. Благодаря компенсаторным возможностям швов и родничков часто бывает так, что на нейросонографии или УЗИ головного мозга врач обнаруживает у новорожденного внутричерепную гипертензию, а клинических признаков неблагополучия нет: кроха доволен, спокоен, хорошо развивается, крепко спит ночью… В этом случае лечение не требуется — только наблюдение у специалиста.
  • Если повышенное ВЧД начнет доставлять ребенку беспокойство, доктор назначит мочегонные, выводящие избыток жидкости из-под оболочек мозга крохи.
  • Прекрасное средство от легкой гипертензии — аптечный детский чай с хвощом, обладающий мочегонным действием.


Гипертонус и гипотонус мышц у новорожденного

Наши бицепсы и трицепсы никогда не расслабляются до конца — даже в состоянии сна в них сохраняется остаточное напряжение, его и называют мышечным тонусом. У новорожденного он очень высок: то, что для ребенка первых недель жизни норма, для полугодовалого грудничка — грубая патология.

Чтобы поместиться у мамы в животике, крохе приходилось сжиматься в комочек за счет повышенного напряжения мышц-сгибателей. Важно, чтобы оно не было чрезмерным. Мышечная гипертония порой затрагивает лишь одну половину детского тельца. Тогда лежащий на спинке малыш изгибается дугой, поворачивает голову только в одну сторону, а на животике заваливается на тот бок, где тонус выше.


Синдром мышечной гипертонии — одно из частых проявлений ПЭП. Тонус надо скорее нормализовать: иначе дитя будет отставать в двигательном развитии, столкнется с трудностями при ходьбе.

Этого можно избежать , занимаясь с младенцем массажем и гимнастикой.

Плавные покачивающие движения расслабляют зажатые мышцы. Эффекта можно достичь, покачивая кроху во время купания, а также на ручках, в коляске, креслице-качалке. Такие движения отлично расслабляют зажатые мышцы!

Принесет пользу упражнение в позе эмбриона. Уложите кроху на спину, скрестите ручки на груди, подтяните колени к животику и придержите левой рукой, а правой наклоните голову малыша, после чего плавно и ритмично покачивайте к себе и от себя и с боку на бок (5–10 раз).


Мышечная гипотония — полная противоположность гипертонусу: ручки-ножки новорожденного не прижаты к туловищу, как положено, а наполовину разогнуты, сопротивление пассивному разгибанию недостаточное. Но чтобы ребенок активно развивался физически и осваивал моторные навыки, тонус у него должен быть в норме.

Следите за видоизменениями мышечного тонуса вместе с неврологом! Если не бороться с мышечной гипотонией, младенец с опозданием научится переворачиваться, ползать, сидеть и ходить, его стопы останутся плоскими, искривятся ножки и позвоночник, в разболтанных суставах будут происходить вывихи. Вы вместе с вашим доктором должны сделать все, чтобы этого не допустить.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Есть ли польза в проведении лечебной и профилактической гимнастики? Противопоказания для новорожденных и грудничков. Популярные упражнения для занятий.

Счастливое и долгожданное материнство – что может быть лучше времени, когда малыш родился и спит рядом? Иногда это счастье омрачается незначительными нарушениями в физическом развитии ребенка. И помочь могут только две составляющие – родительская любовь и лечебная гимнастика для новорожденных. Индивидуальный подход к малышу и корректный курс физических упражнений могут сотворить настоящие чудеса даже с, казалось бы, безнадежными детками.

Польза гимнастики: решение детских проблем

Польза для детского организма от упражнений просто колоссальная.

  • Активизируется вся кровеносная система. После физических упражнений кислород активно поступает во все клеточки организма, насыщая их и побуждая в полной мере выполнять свою работу. Особенно важно это для деток с двигательными нарушениями.
  • Происходит закаливание детского тела. Так как во время занятий малыш остается раздетым, параллельно с лечением он принимает воздушные ванны – они укрепляют здоровье крохи.
  • Если гимнастика проводится с родителями, то тактильный контакт близких людей успокаивает новорожденного.
  • В процессе занятий укрепляется вестибулярный аппарат, улучшается координация всех движений.
  • Улучшается пищеварение, так как гимнастика и массаж приводят к улучшению обменных процессов. Малыша реже беспокоят срыгивание, колики, вздутие или диарея.

С какого времени можно делать гимнастику?

Педиатры разрешают проводить детскую гимнастику в период новорожденности. Для этого должны быть соблюдены несколько условий:

1. новорожденный достиг двухнедельного возраста;

2. малыш чувствует себя хорошо физически, он не болен инфекционными заболеваниями;

3. упражнения проводит квалифицированный специалист, врач по лечебной гимнастике или массажист с соответствующими дипломами;

4. у ребенка нет строгих противопоказаний к проведению физических занятий.

В противном случае такая гимнастика принесет новорожденному больше вреда, чем пользы. Врачи учитывают все эти факторы при назначении ребенку комплекса физических упражнений. Если родители сомневаются в компетентности участкового педиатра, то можно обратиться к другим специалистам за дополнительной консультацией.

В более позднем возрасте рекомендуем не бросать и делать утреннюю гимнастику для детей 3 - 6 лет.

Противопоказания к проведению физических занятий

Динамическая гимнастика противопоказана малышам в следующих случаях:

  • врожденные пороки сердца;
  • инфекционные или воспалительные процессы;
  • повышенная температура тела;
  • рахит (в период разгара);
  • ущемленные грыжи;
  • заболевания кожи (воспалительные, гнойничковые);
  • повышенное внутричерепное давление;
  • родовые травмы (переломы или ущемления шейных позвонков).

Обычная физическая активность при этих состояниях опасна. Но это не значит, что в период заболевания новорожденный не будет двигаться. Малышам с этими диагнозами требуется особая гимнастика, подходящая под их потребности. Занятия с такими детками родители согласовывают с квалифицированными педиатрами и узкопрофильными специалистами.

Родителям ни в коем случае не разрешается экспериментировать с гимнастическими упражнениями. Все занятия с малышом должны быть согласованы с участковым педиатром. Если мама решит самостоятельно заниматься со своим крохой, то это замечательно. Но лучше всего, если первые занятия проведет специалист. Он научит все делать правильно и покажет необходимый порядок действий.

Рекомендации по проведению гимнастики

Гимнастика для малышей должна проводиться в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и квалифицированных врачей и массажистов. Они разработаны таким образом, чтобы не травмировать ребенка и принести максимальную пользу его здоровью.

1. Зарядку проводят в теплом, предварительно проветренном помещении.

2. Новорожденному открывают только те части тела, на которых будет проводиться массаж. Если малышу уже исполнилось 2 месяца, то на время занятий его раздевают догола.

3. Руки перед занятиями необходимо вымыть с мылом и согреть.

4. Снимаются все украшения (кольца и браслеты), чтобы не повредить нежную кожу грудничка.

5. Недопустимы ссадины, раны и другие механические повреждения на руках у того, кто будет проводить занятия с младенцем.

6. Для зарядки желательно брать детскую присыпку, а не крем или масло. Педиатры не рекомендуют применение жирных основ, так как они могут забить поры на коже у младенца, что приведет к затрудненному воздухообмену.

7. Проводится весь сеанс на столе, застеленном индивидуальной клеенкой и пеленкой.

8. Гимнастика и массаж не проводятся сразу после еды. Необходимо подождать 40-60 минут.

9. Все упражнения вводятся постепенно, в течение одной-двух недель.

  1. Не стоит усердствовать во время гимнастики, чтобы не вызвать у новорожденного отрицательных эмоций. Грубые и болезненные упражнения могут вызывать плач и крики.

Не стоит молчать, если специалист по лечебной физкультуре не соблюдает эти рекомендации. Можно деликатно намекнуть, как правильно подготовиться к гимнастике. Ответственный и грамотный человек будет реагировать адекватно. Если же в ответ прозвучит недовольство или оскорбление, лучше избегать помощи такого специалиста в дальнейшем.

Как настроить малица на гимнастику?

Довольно трудно настраивать младенцев на предстоящие физические занятия. Они не понимают важность таких действий и логику родительских доводов. Настаивать малышей необходимо любовью, лаской и заботой.

Как поднять настроение ребенка перед гимнастикой?

1. Малыш должен быть сытый, в чистом и сухом подгузнике.

2. В помещении должно быть чисто, тихо, тепло и свежо.

3. Родители должны присутствовать рядом, ласково говорить с младенцем, петь песни, греметь погремушками.

4. Специалист по лечебной физкультуре должен проявлять по отношению к ребенку дружелюбие.

При создании благоприятной и дружелюбной атмосферы кроха обязательно повеселеет и даст с собой позаниматься. Для месячного ребенка хватит 10-15 минут гимнастики в первый раз. В последующем время занятий увеличивают до 40 минут. Но и затягивать их не стоит, так как грудничок сильно устанет, и тогда следующее занятие не вызовет у него положительных эмоций.

Упражнения для детской гимнастики

Упражнения для физической активности грудничков различаются в зависимости от возраста. При составлении индивидуального плана занятий с ребенком определенного возраста специалист учитывает уровень развития малыша и особенности строения его организма на данном этапе. Поэтому детская гимнастика различается в разные месяцы жизни.

Важно!

Все врачи указывают на необходимость совмещения гимнастики и массажа. Они в комплексе укрепляют мышечную, сердечную, дыхательную и другие системы младенца, стимулируют развитие новорожденного в гармоничном русле. Начиная и заканчивая физические упражнения массажем, можно добиться гораздо лучших результатов, чем при проведении одной гимнастики.

Гимнастика от колик

Особое внимание стоит уделить упражнениям, направленным на облегчение состояния грудничка при коликах. В сочетании с теплом и материнской заботой такие упражнения избавляют кроху от боли.

Для того чтобы помочь ребенку, достаточно знать несколько упражнений.

2. Покачивание на фитболе. Положить малыша животиком на фитбол, рукой придерживать его за спину. Медленно и ритмично покачивать кроху вперед-назад.

3. Аккуратно и плавно прижимать ножки крохи к животику по очереди (левая – правая).

Такие упражнения простимулируют работу кишечника и облегчат состояние ребенка.

Родителям важно помнить, что гимнастика – это способ решения многих детских проблем. При этом необязательно нанимать частного массажиста или записываться в поликлинику на очередь. Достаточно маме выучить самые популярные упражнения – некоторые из них можно делать даже до того, как малышу исполнится 1 месяц. Здоровья и успехов вашему малышу!


Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.




Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.


Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.



Неврологические проблемы




Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.


Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.



С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.


Советы доктора Комаровского



Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.




Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

  • Доктор Комаровский
  • Ребенок часто болеет
  • Закаливание
  • Режим дня
  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.