Упражнения для коррекции афазии презентация


В презентации содержится практический материал, который поможет в работе логопеду.

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_afaziya.ppt 271 КБ

Подписи к слайдам:

Методы и приёмы восстановления предложно – падежных конструкций

Восстановительное обучение при семантической афазии Преодоление импрессивного аграмматизма начинается с уточнения значений отдельных предлогов и наречий, усвоения схемы предлогов с перемещением точки (предмета) вокруг нарисованного стола, дома, стакана. Предмет на линии Предмет под линией Предмет над линией Больному предлагают многократно описывать расположение центрального предмета по отношению к предметам, находящимся от него слева и справа (позже над и под ним). Средний из трех предметов, схематично изображенных в тетради больного (например, елка, домик, чашка), обводится кружком, около него или над ним ставится вопросительный знак, стрелками намечается план описания расположения предметов. Больной составляет фразы типа: Елка нарисована справа от дома и слева от чашки или Домик нарисован слева от чашки и справа от елки. Позже также описывается расположение трех предметов с предлогами над— под, с наречиями выше — ниже, дальше — ближе, светлее — темнее и т. д. Предварительная проработка этих схем в экспрессивной речи подготавливает базу для понимания логико-грамматических конструкций на слух при чтении.

Преодоление предложного аграмматизма у больных Покажите, где нарисованы: бочка за ящиком, на ящике, перед ящиком, в ящике. Где ящик стоит перед бочкой, на бочке, за бочкой, в бочке, под бочкой.

Покажите и расскажите, что и где лежит в комнате этого рассеянного человека

Стимулирование высказывания по сюжетным картинкам с опорой на схему предложения Срисуйте на отдельную карточку схему предлогов и таблицу к ней. Вопросы и предлоги к ним. Когда? – после, до, с, в, через. Куда? – на, в, к, до. Откуда? – от, с, из. Где? – на, под, около, перед, мимо, по, за.

* Используя схемы предложения: Кто? Что делает? Куда? Где? И схему предлогов, составьте предложения. Используйте имена собственные Ольга и Николай. Фразы для проверок: Книги лежат (где?) на столе. Книги стоят (где?) на книжной полке и т.д.

* Пользуясь схемами предлогов и предложения, составьте предложения с предлогами за, около, у; Кто? Что делает? Где? Куда? Используйте имена женщин, мужчин и детей: Лена, Татьяна Ивановна, Коля, Зоя и др. Подчеркните окончания существительных.

* Прочтите предложения. Расставьте в них пропущенные предлоги. Подчеркните окончания существительных. Предлоги из-под, на, над, под, перед, через. Клеёнка лежит _____ скатерти. Скатерть лежит _____ клеёнке. Скатерть лежит _____ столе и _____ клеёнкой. Клеёнка лежит _____ столе и _____ скатертью. Мальчик ставит туфли _____ стул. Тапочки стоят _____ стулом. Мальчик берёт мяч _____ стула. Мяч лежит _____ кустом.

Самостоятельно составьте по рисунку предложения с предлогами в, на, около, перед

Используя предлоги на, по, к, под, в, над составьте предложения, используя вопросительные слова куда? Где? Подчеркните окончания существительных

* Самостоятельно составьте предложения, изменяя окончания при употреблении предлогов на, над, под, в

Вставить пропущенные предлоги Здесь ___ больнице я познакомилась ___ очень интересными людьми. Как правило, это влюблённые ___ свою работу люди. Например, Вера Николаевна была балериной. Она рассказывает ____ большим уважением ____ своей работе, и в то же время она умеет отлично вязать кофты, шапочки. Сейчас ____ неё болит рука, и всё же она ___ унывает и пробует брать спицы ___ руки. Она хочет связать ____ мужа шарф. ____ обхода врача все больные идут ____ прогулку ____ парк. ____ дома посажены цветы, _____ деревьями стоят скамейки. Больные сидят ____ скамейках и ходят ____ дорожкам парка. Иногда ____ двор въезжают машины. Кто – то ___ больных уезжает домой ___ такси, а некоторые больные получают путёвки ____ санаторий.

Прочитай, вставь предлоги Мастер __ все руки. Чёрным __ белому. Как __ воду канул. Толочь воду __ ступе. Выйти сухим __ воды. В тесноте, да __ в обиде. Зарубить себе __ на носу. Как __ землю провалился. Уплетать __ обе щеки.

ПРОЧИТАЙ РАССКАЗ, ВСТАВЛЯЯ ПРЕДЛОГИ Недалеко __ деревни было озеро. Юра и Коля пошли __ озеро. __ берега они увидели маленький плот. - Давай покатаемся __ плоту, - сказал Юра. Дети встали __ плот и поплыли __ озеру. Вода __ озере была холодная. __ середине озера плот закачался. Коля упал __ воду. __ берегу шёл молодой человек. __ прыгнул __ воду и спас Колю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы нарушений речи возникают нередко на фоне тех или иных нарушений деятельности нервной системы, являющейся материальным субстратом мышления, сознания и речи. Без учета состо.

Описание эфферентной моторной афазии: очаг поражения, нарушение экспрессивной речи, нарушение понимания, нарушение письменной речи.Основные направления восстановительного обучения на раннем этапе.Раст.

Данный материал предназначен для логопедов. Выполнила я его как контрольнуюработу. по теме: "Афазия - нарушение понимания речи при данном заболевании".

данное занятие разработанно для восстановление речи у людей с афазией.

презентация "Афазия, дислексия, дисграфия".

раскрыты основные принципы восстановления понимания речи у больных с афазией.

Диагностика

Афазия диагностируется следующими способами:

  1. Исключаются другие речевые расстройства, свойственные психическим патологиям, например, персеверация или логорея при шизофрении.
  2. Патопсихологическое исследование.
  3. Визуализация головного мозга.

Обычно при первом же контакте с больным врач может заподозрить дисфазию. Тут же необходимо отличить афазию от других расстройств коммуникации. Так, пациент может иметь нейросенсорную тугоухость, нарушение иннервации мышц и органов артикуляции.

Сенсорная дисфазия Вернике в первые 2-3 сутки может быть похожей на делирий из-за повышенной речевой продукции и невнятного разговора. Однако психотические состояния легко дифференцируются за счет наличия галлюцинаций и нарушения сознания. При афазии сознание сохранено.

Тестирование представляет собой экспресс-диагностику и логопедическое обследование:

  • спонтанная речь; она оценивается по скорости произношения, количеству слов в минуту;
  • номинативная функция; исследуется возможность больного называть предметы и явления по своему наименованию;
  • наличие повторов;
  • понимание обращенной речи;
  • сохранность навыков чтения и письма.

Методы коррекции

Восстановление расстройства речи требует комплексного вмешательства. В целом лечение состоит их двух этапов:

После основных двух этапов могут добавляться дополнительные, необязательные, для восстановления нормального психического состояния.

Для этого проводится психотерапия, например, при помощи животных (иппотерапия) или песочная терапия.


Медикаментозное лечение

Методы медикаментозного лечения – это набор мероприятий, которые направлены на устранение причины дисфазии и восстановление нормальной работы мозга. Основные направления: этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиотропная терапия – лечение, направленное на устранение причины заболевания. Зависит от того, что привело к афазии. В случае инсульта проводится коррекция водно-солевого баланса, кислотно-щелочного баланса, устраняется отек мозга, восстанавливается мозговое кровообращение. После этого назначаются нейротрофические, нейропротекторные средства и антигипоксанты. Такие препараты улучшают питание мозговой ткани и защищают их от кислородного голодания.

В случае острой инфекции, например, при менингите или энцефалите, назначается противовирусная или антимикробная терапия. Проводится дезинтоксикация и регидратация организма – из кровяного русла удаляются продукты жизнедеятельности инфекции, восстанавливается объем циркулирующей крови и уровень электролитов. Все это направлено на нормализацию работы мозга, без которой логопедические занятия проводить невозможно.

Симптоматическая и патогенетическая медикаментозная терапия зависит от ситуации. При нарушениях работы сердца – корригируют сердечную деятельность, при судорогах – вводят противоэпилептические средства.

Логопедическая помощь

Общие задачи восстановительного обучения – восстановить понимание и воспроизведение речи, попутно корригируя сопутствующие патологии артикуляционного аппарат. Коррекция афазии зависит от ее вида.

Восстановительное обучение при афазии начинается в остром периоде, после стабилизации больного. Чем быстрее начнется коррекционная работа, тем выше вероятность успеха и реабилитации речи.

Методики восстановления при смешанной сенсомоторной афазии

Главные задачи – уменьшение речевой продукции и привлечение слухового внимания. Для этого используются такие упражнения:

  • Больному нужно выполнить речевые инструкции. Врач озвучивает простую инструкцию, а больной их выполняет. Методика работы идет от простого к сложному. Например, первые фразы – откройте глаз, моргните левым глазом или сожмите руку в кулак. Более сложные фразы – укройтесь одеялом, возьмите чашку или ложку.
  • Пациенту показывают простые сюжетные картинки из одного действия. Его задача – назвать несколько простых действий или описать ситуацию на изображении. Например, художник рисует картину, мама обнимает ребенка.
  • Активизация внимания пациента. Врач задает вопрос, а больной на него отвечает, ассоциируя ответ с предметом. Например, врач спрашивает, болит ли у вас голова; пациент утвердительно кивает и прикасается к своей голове.

Методы восстановления при моторной афазии

Задачи – преодолеть трудность в переключении звуков. Используются такие упражнения:

Общие методы восстановления:

  • Логопедический массаж. Это механическое воздействие на мышцы, нервы и сосуды органов речевого аппарата. Массажные движения в области челюсти и шеи улучшают местный кровоток и лимфообращение, расслабляют мышцы и нормализуют дыхание.
  • Упражнения и игры. Игры в своей сути позволяют восстановить или научить больного правильно дышать при разговоре и улучшить произношение звуков. Правильная игра также развивает дыхательную систему, укрепляют мышцы губ и языка, улучшают фразовую речь на выдохе.
  • Методы стимуляции речи при афазии. Сегодня используются сенсорные методы стимуляции, среди которых тактильная и аудиовизуальная стимуляция. В основе тактильной стимуляции – прикосновение к телу больного пальцами или тупой иголкой, поглаживание. Зрительная стимуляция представляет собой привлечение визуального внимания пациента, слуховая стимуляция – привлечение слухового внимания.

Иппотерапия

Лечебная езда на лошади, или иппотерапия, – неспецифический метод восстановления тонуса организма. Относится к методам пет-терапии, то есть лечения при помощи животных. Верховая езда не оказывает конкретного влияния на артикуляционный аппарат или высшие корковые центры речи, но обладает терапевтическим свойством: улучшает координацию, чувство симметрии, укрепляет мышцы тела, синхронизирует части тела при движении и развивает мелкую моторику. Лечебная езда оказывает психотерапевтический эффект: снимает тревогу, стресс, расслабляет.

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемТоктохоева Цыпелма

Презентация на тему: " Афазия Выполнила : Токтохоева Цыпелма Ринчинимаевна Гуппы 07941, курс 4 Проверила : Савиткина Ирина Владимировна Стар. пред. каф. психология детства Министерство." — Транскрипт:

2 Афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

3 Причины афазии Нарушение мозгового кровообращения Нарушение мозгового кровообращения Черепно – мозговые травмы Черепно – мозговые травмы Опухоли головного мозга Опухоли головного мозга Инфекционные заболевания мозга Инфекционные заболевания мозга

4 Сложность речевого расстройства при афазии зависит от : Локализация поражения Локализация поражения Величина очага поражения Величина очага поражения Левшества Особенностей остаточных элементов речи Особенностей остаточных элементов речи

5 Сосудистых заболеваниях головного мозга Инсульт 1 Геморрагический инсульт Ишемический инсульт возможно появление симптомов амнестической афазии (забывание слов), появление персевераций, эхолалий; после мозгового инсульта нарушения речи выражены особенно резко; у 1/3 больных после инсульта (по исследованиям Бейн, Марковой) наблюдалась тотальная афазия, у остальных - преобладало нарушение импрессивной или экспрессивной речи; на первом этапе после инсульта избирательные нарушения речевой функции не стойкие, что затрудняет определение формы афазии.

7 Симптоматика афазии Речевая 1 Экспрессивная речь Импрессивная речь Письменная речь Внутренняя речь Психические процессы 2 У больных с афазией неустойчивое, быстро истощаемое внимание, часто наблюдаются расстройства памяти, сужение ее объема, нарушение прочности сохранения информации.

8 Расстройства двигательных функций 3 Наиболее часто у больных с афазией расстройства двигательной сферы проявляются в апраксии (расстройство произвольных целенаправленных движений). Оральная апраксия (нарушение произвольных движений губ, языка), ее частный случай - артикуляторная апраксия, которая может быть: кинетическая (трудности переключения от одной артикул эммы к другой, персеверации); кинестетическая (нарушение кинестетических ощущений артикуляционных движений, поиск артикуляции, соскальзывание с одной артикуляции на другую, замены звуков). 4 Нарушена сенсорная сфера различного рода агнозии (нарушения узнавания - зрительные, слуховые, тактильные и др.).

9 Классификация форм афазий А. Р. Лурия 1.акустико-гностическая сенсорная афазия 2.акустико-мнестическая афазия 3. семантическая афазия 4. афферентная моторная афазия 5. эфферентная моторная афазия 6. динамическая афазия

10 Акустико-гностическая сенсорная афазия Впервые описал немецкий психиатр Вернике Возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария Нарушаетс я 22 поле Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух.

11 1. Наблюдается полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. 2. В связи с нарушением фонематического восприятия слышимой речи при акустико-гностической сенсорной афазии расстраивается слуховой контроль за своей речью. В результате этого в речи возникает множество литеральных и вербальных парафазии. 3. При чтении в речи появляется множество литеральных парафазии, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове, в связи с чем осложняется и понимание прочитанного. Письменная речь в отличие от чтения нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха. 4. Грубые нарушения счета наблюдаются лишь на самом раннем этапе, так как счет требует проговаривания слов, входящих в счетные операции.

12 АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ А. Р. Лурия, 1969, Л. С. Цветкова, 1975 Возникает при поражении средних и задних отделов височной области Нарушаетс я поля 21 и 37 В ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов.

13 1. нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. 2. экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. 3. в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, т. е. смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

14 АМНЕСТИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Возникает при поражении теменно- затылочной области доминантного по речи полушария Наруша ется поле 39 Наблюдаются специфические амнестические трудности при поисках нужного слова или произвольном назывании предмета, когда больные при трудностях нахождения лексической парадигмы обращаются к описанию функций и качеств этого предмета синтагматическими средствами, т. е. не заменяют одно слово другим (вербальные парафразии), а заменяют слово целой фразой

15 1. Нарушение понимания сложных смысловых и грамматических взаимоотношений слов, выраженных предлогами и флексиями, получило название импрессивного аграмматизма. 2. Экспрессивная речь при семантической афазии отличается сохранностью артикуляторной стороны речи. Однако могут отмечаться выраженные амнестические трудности, в подсказке первого слога или звука слова помогает больному. Письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сокращается употребление прилагательных. 3. Наблюдаются грубые нарушения счетных операций.

16 АФФЕРЕНТНАЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ Возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга Нарушаетс я поля 7, Выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. 2. Нарушение дифференцированного выбора способа артикуляций и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово. 1. специфические особенности нарушения понимания, заключаются во вторичных нарушениях фонематического слуха. 2. Наблюдается конструктивно-пространственная апраксия, а при втором варианте и пространственная дезориентированность. Последняя усугубляет представление о плохом понимании больным речи 3. Нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата.

17 ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ Возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии Нарушаетс я поля 44, 45 Патологическая инертность речевых стереотипов, трудности в переключения с одного артикуляторного акта на другой: элизии, персеверации, контаминации, повторы

19 ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария Трудности, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. Нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз. 1. Выявляется глубокое нарушение порождения сложных мотивов, замыслов и программ поведения. Диалогическая речь грубо нарушена и характеризуется эхолалическим повторением вопросов. 2. Чтение и письмо остаются сохранными и служат задаче восстановления плана высказывания. 3. Элементарный остается сохранным даже при грубом распаде экспрессивной речи.

20 Дифференциальная диагностика афазий Афазию следует отличать от других нарушений. алалия речь еще не сформирована афазия происходит утрата уже имеющейся речи дислалия произношение звуков афазия и смысловая сторона речи

21 3 3 дизартрия имеются грубые нарушения артикуляционного аппарата афазия при афазии их нет. 4 4 УО снижение интеллекта первично афазия снижение интеллекта происходит как вторичное проявление

22 Исследование высших корковых функций при афазии проводится по следующей схеме: 1. Исследование общей способности к речевой коммуникации 2. Исследование понимания речи. 3. Исследование экспрессивной речи 4. Исследование чтения, письма и счета. 5. Исследование орального, пространственного и динамического праксиса. 6. Исследование акустического и оптического гнозиса. 7. Тесты на левшество и правшество

24 6. При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные сло­восочетания. 7. В работе используются развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции. 8. Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии, сроков начала восстановительного обучения и преморбидного уровня больного.

25 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКОЙ СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ При коррекционной работе опираются на сохранные анализаторы и сохранные функции головного мозга. Задачи коррекционной работы : 1. Восстановление фонематического слуха 2. …вторично нарушенной экспрессивной речи 3. …навыков письма и чтения

26 Восстановление фонематического восприятия осуществляется в несколько этапов.

27 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКОЙ АФАЗИИ Задачи коррекционной работы : 1. Преодоление нарушений слухоречевой памяти 2. Восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета 3. Преодоление амнестических трудностей 4. Преодоление элементов экспрессивного аграмматизма

28 Приемы восстановления речи при акустико – мнестической афазии 1. Показ предметов объединенных одним смыслом 2. Повтор серий слов (предметы, действия, качества и т.д.) 3. Конструирование предметов из элементов 4. Послоговое прослушивание и повторение сложных по слоговой структуре слов 5. Понимание многозначности слова 6. Составление письменных текстов

29 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ АФАЗИИ Задачи коррекционной работы : 1. Преодоление трудностей нахождения названия предметов 2. Расширение лексического и синтаксического состава речи 3. Преодоление импрессивного аграмматизма Эта работа опирается на сохранные анализаторы и сохранные функции головного мозга. Коррекционно-педагогическая помощь начинается с развития конструктивно-пространственной деятельности. Больным предлагаются упражнения, развивающие зрительный анализ различных геометрических фигур, орнаментов; упражнения, помогающие восстановить ориентирование в частях света, на географических картах. Работа по преодолению импрессивного аграмматизма начинается с того, что уточняются значения предлогов, наречий. При этом используются различные схемы.

30 1. Уточнение значений отдельных предлогов и наречий, усвоение схемы предлогов с перемещением точки; 2. Сравнение описаний высоты, длины,логико – грамматических конструкций 3. Уточнение разрядов входящий в число 4. Устное описание элементов букв для преодоления оптической алексии и аграфии Приемы коррекционной работы при семантической афазии

31 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ АФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ 1. Преодоление нарушений кинестетического артикуляционного праксиса 2. …аграфии и алексии Задачи коррекционной работы : 3. Развитие вторичных нарушений понимания речи 4. Восстановление развернутого устного и письменного высказывания

32 Приемы коррекционной работы при афферентной моторной афазии

33 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ЭФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ Задачи коррекционной работы : 1 Преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова Восстановление чувства языка 2 Преодоление инертности выбора слов Преодоление аграмматизма 3 Восстановление структуры устного и письменного высказывания Преодоление алексии и аграфии

34 Приемы восстановления речи при эфферентной моторной афазии

35 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДИНАМИЧЕСКОЙ АФАЗИИ Задачи коррекционной работы :

36 Приемы коррекционной работы при динамической афазии

37 Выводы и проблемы При восстановлении речи у больных с афазией необходимы предварительная неречевая работа с ними, использование обходных путей для решения задач коррекционно-педагогической работы. В связи с системным характером афазических расстройств работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии. В процессе восстановительного обучения при афазии ставится конкретная перспективная цель и работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями больного Программы восстановления речи при разных формах афазии носят дифференцированный характер, но на раннем этапе после инсульта при ряде форм афазии для преодоления вторично нарушенной смысловой стороны речи используются близкие по характеру методические приемы. Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий. Они требуют своего дальнейшего исследования в целях разработки и модификации приемов восстановительного обучения.

39 Список литературы 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 2. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога- дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. -- Ростов н/Д: Феникс, – 486 с. 3. ричины

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Процесс слухового, акустического запоминания является прямым продолжением процесса восприятия — акустико-гностического анализа звукового состава слова. Любое внешнее воздействие, а тем более необходимость запомнить следующее слово, по смыслу не связанное с предыдущим словом, отвлечение на него внимания, неизбежно тормозит и блокирует акустико-мнестические процессы.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (А. Р. Лурия, 1969, 1975; Л. С. Цветкова, 1975). А. Р. Лурия считает, что в её основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозимостью слухоречевых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов.

Нарушение понимания серийно-организованного высказывания.

Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо; ложка — диван — кот; лес — дом — ухо). Обычно больные повторяют первое и последнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов, объясняя это тем, что не запомнили все слова. При повторном прослушивании они также не удерживают либо их последовательность, либо опускают одно из них. Нарушение слухоречевой памяти наблюдается и при других формах афазий, однако при акустико-мнестической афазии это нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации.

Л. С. Цветкова (1975) объясняет невозможность удержания речевого ряда не только повышенной тормозимостью слухоречевой памяти, но и сужением ее объема. Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводят к трудностям понимания при этой форме афазии длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти — семи слов: больной может указать или дать не тот предмет, о котором идет речь, возникает его акустико-мнестическая дезориентированность, с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками.

При втором варианте акустико-мнестической афазии, так называемой оптической афазии, трудности удержания на слух смысловой стороны речи заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Объясняется эта слабость зрительных представлений тем, что задневисочные отделы (поле 37, по Бродману) являются смежными с затылочными, оптико-гностическими отделами. Снижение оптико-мнестических процессов приводит к тому, что зрительное представление о предмете становится неполным. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Так, пациент может недорисовать носик у чайника, гребешок у петуха, ручку у чашки. Характерно, что недорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой — связаны с многозначностью слова (например, слова: носик, гребешок, ручка). Больной вместо петуха рисует неопределенной формы птицу, вместо чайника нечто похожее на сахарницу, вместо чашки миску или стакан.

Нарушение экспрессивной речи.

Нарушение номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии проявляется не только в трудностях при назывании, но и в подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам. При рассказе по серии сюжетных картинок, пересказе текста, в спонтанной речи существительные замещаются местоимениями.

Аграмматизм при акустико-мнестической афазии характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе.

Нарушение чтения и письма.

При акустико-мнестической афазии в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности в удержании в слухоречевой памяти даже фразы, состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.

При акустико-мнестической афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

Таким образом, при акустико-мнестической афазии нарушения слухоречевой памяти вторично приводят к трудностям нормальной реализации письма, чтения и счета.

Для преодоления речевых расстройств у больных с акустико-мнестической афазией логопед опирается на сохранные у них механизмы речевого высказывания, на описания признаков предмета, введение слова в различные контексты, на составление внешних опор, позволяющих больному удерживать различный объём слухоречевой нагрузки.

Методы и приёмы работы

  • Улучшение слухоречевой памяти происходит с опорой на зрительное восприятие. Логопед выкладывает перед больным серии предметных картинок, название которых предварительно прочитываются и пишутся в тетрадь. Таким образом, больной знает, что он услышит. На первом этапе предлагаются картинки одной семантической группы, затем двух, трёх. Затем логопед просит показать предметы, которые могут быть вписаны в какую-либо ситуацию.

Задание. Покажите то, на чём можно готовить еду, чем едят мясо, из чего охотник стреляет, животное с пушистым рыжим мехом и т.д….

Лес, яблоко, плита, ствол, тарелка, нож, кастрюля, стол, чашка, заяц, лист, вилка, ружьё, лиса, охотник, плита.

  • Трудности называния связаны снедостаточностью в сфере зрительных представлений. Для преодаления трудностей называния и актуализации предметной лексики логопед предлагает следующие задания.

Задание. Подпишите названия частей дерева.

Крона, кора, листья, ствол, корни, ветки

Задание. Пациенту можно предложить выбрать среди верных и конфликтных названий и изображений. Выберите только те картинки, которые имеют отношение к дому

Дверь, окно, труба, планета, поле, крыша, океан

Задание. Логопед выкладывает перед больным карточки и просит в одну стопку сложить карточки с изображением посуды, в другую электротехники для кухни. Далее можно выкладывать большее количество карточек и просить пациента раскладывать картинки на три стопки, по каким – либо признакам. В ходе занятия каждая карточка прочитывается, затем называется. В конце занятия логопед просит вспомнить, о чём сегодня говорили, ещё раз вспомнить все слова и картинки.

Салатница, кастрюля, холодильник, ковш, тарелка, плита, чайник, мясорубка, кофемолка, соковыжималка, кофеварка, чашка, фужер,ложка

  • Для восстановления зрительных представлений больным даются задания конструировать предметы двух из элементов.

Из трёх элементов

Подобрать недостающие части одежды

Дорисовать недостающие части до целого

Нарисуйте недостающие части лица

Глаза, нос, губы, брови, ресницы

Разложите картинки в нужной последовательности

  • Когда больной начнёт справляться с этими заданиями логопед предлагает составить сюжетный рассказ, из разрезных карточек выкладывая их в нужной последовательности.

Прогулка

Дождь

Задание. Посмотрите, какой детали не хватает, дорисуйте её, опишите этот предмет, зачем он нужен, что им делают

Задание. Посмотрите на рисунки, что унесли воры, дорисуйте недостающие предметы, назовите предметы, запишите в тетрадь, повторите.

Задание. Соедините линиями картинки и описания слов. Закройте карточку. Какие предметы были нарисованы. Что такое спички, лампа, сосиски, весы, арахис, аквариум. Составьте предложения со словами весы-сосиски, лампа-аквариум.

Тонкие палочки для получения огня.

Небольшие тонкие колбаски, употребляемые в вареном виде.

Висячий светильник из нескольких подсвечников для ламп.

Прибор для определения веса.

Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.

Спички, лампа, арахис, сосиски, весы, аквариум.

Задание. Соедините линиями картинки и описания слов. Закройте карточку. Какие предметы были нарисованы. Что такое сундук, рогатка, магнит, фотоаппарат, трубка, тёрка. Составьте предложения со словом трубка, зачем она нужна, что с ней делают, опишите её, из чего чаще всего изготовляют трубки.

Кухонный прибор для растирания чего-то твердого.

Тяжелый напольный ящик для хранения вещей.

Прибор для фотографирования.

Небольшой деревянный предмет с резинкой для метания.

Кусок железа, способный притягивать стальные предметы.

Сундук, рогатка, магнит, фотоаппарат, трубка, тёрка

Задание. Соедините линиями картинки и описания слов. Закройте карточку. Какие предметы были нарисованы. Что такое Корабль, розетка, полка, петух, окно, тетрадь. Составьте предложения со словами окно-петух, окно-корабль, полка-тетрадь….

Проём в стене для проникновения света и воздуха.

Сшитые листы чистой бумаги в обложке.

Самец домашней курицы.

Вилка для присоединения к электрической сети аппаратов.

Предмет мебели, вешаемый на стену.

Корабль, розетка, полка, петух, окно, тетрадь

Колпак для лампы — . . . . . .

Красная строка — . . . . .

Деньги, выдаваемые вперед в счет заработка — . . . . .

Ледяная плавучая гора — . . . . . . .

Устройство для дыхания под водой — . . . . . . . .

Строение для хранения зерна — . . . . .

Опросный лист — . . . . . .

Предварительное объявление (о фильме) — . . . . .

Состояние полного безразличия — . . . . . .

Судья в некоторых видах спорта — . . . . . .

Большая круглая площадка посередине цирка — . . . . .

Наем помещения, земли во временное пользование — . . . . . .

Заключение под стражу — . . . . .

Учреждение для хранения старых документов — . . . . .

Выдающийся летчик — . .

Мастерская по шитью одежды — . . . . . .

Главарь, предводитель в казачьих войсках — . . . . . .

Приятный запах — . . . . . .

Юрист, защищающий интересы обвиняемого — . . . . . . .

Посланец Бога, покровительствующий человеку — . . . . .

Проем в стене — . .

_____________________________________________

Аванс, анкета, ангел, арест, архив, арка, арена, амбар, акваланг, абажур, айсберг, аромат, апатия, атаман, адвокат, ателье, афиша, аренда, абзац, арбитр.

Работа с текстом.

  • При грубой форме акустико-мнестической афазии пересказ текстов значительно затруднён. На первых этапах логопед предлагает больному пересказывать короткие тексты, с опорой на зрительный образ.

Задание. Прочитайте текст:

Сорока

Сорока очень любит блестящие вещи. Все блестящее сорока тащит себе в гнездо. Гнездо сороки находится высоко на березе. Один раз под березой мама варила варенье. Варенье перемешивала серебряной ложкой. Эту ложку сорока утащила себе в гнездо.

Ответьте на вопросы:

Что любит сорока?

Куда она тащит блестящие вещи?

Где находится гнездо сороки?

Что варила мама под березой?

Чем перемешивала варенье?

Что сделала сорока?

Вставить глаголы по памяти

Сорока очень _________ блестящие вещи. Все блестящее сорока __________ себе в гнездо. Гнездо сороки __________ высоко на березе. Один раз под берёзой мама __________варенье. Варенье ____________ серебряной ложкой. Эту ложку сорока __________ себе в гнездо.

Составить картинно-графический план рассказа, пересказать по плану.

Вставить недостающие слова в текст

Вспомнить начало предложений, пересказать текст:

Задание. Причитайте текст. Ответьте на вопросы.

Весна

Солнце пригрело. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов.

Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу.

Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги.

Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.

Ответьте на вопросы.

Какое время года наступило?

Кого выводят птицы?

Кто весело скачет по лесу?

Кто вышел на охоту?

Кто вывел волчат на поляну?

Кто рычит у берлоги?

Кто летает над цветами?

Задание. Соединить картинку и слов

заяц

птенец

Вставьте в рассказ по памяти подходящее по смыслу слово.

Весна

(что?)…………………………………..пригрело. Побежали (что?) …………………… Прилетели (кто?) ……………….. Птицы выводят (кого?) ……………………Весело скачет по лесу (кто?) ……………………….. (Кто?)……………….вышла на охоту и чует добычу. (Кто?)…………………….. вывела волчат на поляну. (Кто?)………………… рычит у берлоги. Над цветами летают (кто?)…………………………и пчелы. Все рады весне.

  • Трудности нахождения нужного слова преодолеваются путём расширения, а иногда сужения смысловых полей слова (уточнение и систематизация их значение). Для это го логопед предлагает следующие упражнения.

Задание. Объясните значение выражений. В чём разница. С каждым словосочетанием составьте предложения.

Задание. Составьте и запишите словосочетания, в которых бы каждое из указанных слов выступило в разных значениях.

Задание. Прочитайте словосочетания. Укажите, какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении.

Стремиться, тянуться, устремляться, стараться.

Заветная, сокровенная, заповедная.

Думать, размышлять, мыслить, раздумывать, помышлять.

Думаю, полагаю, считаю.

Задание. Закончить фразы тремя разными вариантами:

Однажды утром я проснулся и 1)……….2)……………3)

Выходя из дома 1)……….2)…………..3)

Покупая продукты,я 1)……….2)…………….3)

Для здоровья очень полезно, 1)………2)…………….3)

Я написал письмо, но 1)……….2)……………3)

Мои часы стали 1)……….2)……………3)

У наших соседей 1)……….2)……………3)

Подъехав в институт, ……………1)………2)……. 3)

Отчалив от берега, ………………….1)………2)……3)

Находясь в комнате, ………………..1)………2)……3)

Задание. Подберите к глаголам слова. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Каширкина Виктория Викторовна
логопед, ЦПРиП (центр патологии речи и нейроребилитации)
г. Москва

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.