Урок по биологии в 8 классе строение нервной системы спинной мозг

Разделы: Биология

Цели урока:

  • образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях спинного мозга, механизма взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинения их функций; уточнить знания о составных частях центрального отдела нервной системы;
  • развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения, раскрывать причинно-следственные связи. Развивать навыки работы с компьютерной техникой, умений работы в Power Point и Sun Rav Test Office Pro;
  • воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Оборудование: компьютеры.

Оформление доски: записанное домашнее задание; дата и тема.

План урока.

  • Актуализация знаний.
  • Изучение нового материала:
    • центральная и периферическая нервная система человека;
    • положение спинного мозга в спинномозговом канале позвоночника;
    • выход спинномозговых нервов, расположение спинномозговых узлов;
    • оболочки спинного мозга, спинномозговая жидкость, строение спинного мозга: белое и серое вещество, центральный канал;
    • рефлекторная и проводящая функция спинного мозга;
    • коленный рефлекс, положение восходящих и нисходящих нервных путей;
    • связь спинного и головного мозга.
  • Закрепление.
  • Тестирование на компьютере (самопроверка)
  • Домашнее задание.

Со звонком учащиеся заходят и встают у своих рабочих мест.

Личная значимость изучаемого для школьника.

– Какова причина радикулитов, болей в пояснице?

В своих рабочих тетрадях ученики записывают число и тему урока.


Изучение нового материала.

1. Центральная и периферическая нервная система человека.


– Что относится к центральной, а что – к периферической нервной системе? Зафиксируйте в тетради схему:


2. Положение спинного мозга в спинномозговом канале позвоночника.


– Где находится спинной мозг? Каково его строение?
– Каков внешний вид спинного мозга?

3. Выход спинномозговых нервов, расположение спинномозговых узлов.

4. Оболочки спинного мозга, спинномозговая жидкость, строение спинного мозга: белое и серое вещество, центральный канал.


– Найдите серое и белое вещество, центральный (спинномозговой) канал, смешанный спинномозговой нерв, нервные узлы, передний и задний корешки.
– Какова особенность расположения белого и серого веществ в спинном мозге?
– Где располагается спинномозговая жидкость, и какова ее роль?
– Почему слой белого вещества в спинном мозге в верхнем отделе толще, чем в нижнем?

5. Рефлекторная и проводящая функция спинного мозга.


– Какие функции выполняет спинной мозг? Охарактеризуйте каждую из них.

6. Коленный рефлекс, положение восходящих и нисходящих нервных путей.

– Задание выполняйте в паре, меняясь ролями: исследователь и исследуемый.

Исследователь. Сядьте, положите ногу на ногу, расслабьтесь. Стукните несильно, но резко ребром ладони по колену. Что наблюдаете?

Испытуемый. Нога подпрыгивает

– Какой отдел ЦНС действовал?


Закрепление (самопроверка).

Компьютерное тестирование составлено в Sun Rav Test Office Pro.

1. Спинной мозг находится:

а) в позвоночном канале;
б) в спинномозговом канале;
в) в грудном отделе позвоночника.

2. Диаметр спинного мозга равен:

3. От спинного мозга отходят:

а) 30 пар спинномозговых нервов;
б) 31 пара спинномозговых нервов;
в) 33 пары спинномозговых нервов.

4. Нервные узлы находятся:

а) на передних корешках спинномозговых нервов;
б) на задних корешках спинномозговых нервов;
в) на обоих корешках спинномозговых нервов.

5. Каковы функции спинного мозга?

а) двигательная;
б) защитная и опорная;
в) рефлекторная и проводниковая.

6. Из чего состоит серое вещество спинного мозга?

а) из длинных отростков нейронов;
б) из соединительной ткани;
в) из тел нейронов.

7. В каком направлении проводит импульсы белое вещество спинного мозга?

а) от рецепторов к ЦНС;
б) в обоих направлениях;
в) от ЦНС к мышцам.

Формулировка выводов.

1. ЦНС состоит из головного и спинного мозга.

2. Спинной мозг состоит из белого и серого вещества. Вверху спинной мозг соединяется с головным мозгом, внизу оканчивается пучком отходящих от него нервов.

3. Нервные импульсы по восходящим путям идут в головной мозг из серого вещества спинного мозга, а нервные волокна идущие вниз, образуют нисходящие проводящие пути. С помощью нисходящих путей нейроны головного мозга контролируют работу спинного мозга.

4. В спинном мозге замыкается огромное количество рефлекторных дуг. Они регулируют как соматические, так и вегетативные функции.

5. Спинной мозг выполняет две важные функции: проводящую – передает сигналы, идущие в головной мозг и из головного мозга, - и служит рефлекторным центром.

Итог урока с оценкой проделанной работы.

Домашнее задание: изучить § 44. Ответить на вопросы в конце параграфа на стр. 227, проработать терминологию.

Информационная база: Уроки биологии. Анатомия. Кирилл и Мефодий. 9 кл.


Презентаия. Строение нервной системы. Спинной мозг 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
stroenie_nervnoy_sistemy_spinnoy_mozg.pptx 1.93 МБ

Подписи к слайдам:

15.02.18. Тема: Строение нервной системы. Спинной мозг. План урока: 1. Части нервной системы 2 .Строение спинного мозга 3. Функции спинного мозга Цели урока: Выяснить: 1) и з каких частей состоит нервная система; 2) к аково строение спинного мозга; 3) к акие функции выполняет спинной мозг; 4) взаимосвязь строения и выполняемых функций. Осуществить практически: коленный рефлекс, выполнить практическую работу, самонаблюдение Почему спинной мозг способен выполнять свои функции?

Тема. Строение организма. Урок. Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. Тема. Нервная система (5 часов). Урок1. Регуляция функций организма. Значение нервной системы. Урок 2. С троение нервной системы. Спинной мозг. Урок3. Строение головного мозга.

1.Какие 2 вида регуляции любой функции организма человека существуют? Нервная и гуморальная. 2.Как осуществляется гуморальная регуляция? С помощью биологически активных веществ - БАВ 3.Как осуществляется нервная регуляция? С помощью нервных импульсов 4.Назовите главные клетки нервной ткани. Их роль и виды. Нейроны. Центры рефлексов . Чувствительные. Вставочные. Двигательные 5.Как называются отростки нейронов? Их роль Длинные – аксоны, короткие – дендриты. Проводящая 6.Что такое рефлекс? Ответная реакция организма на воздействие окружающей среды, осуществляемая и контролируемая нервной системой

7.Что такое рефлекторная дуга Путь, по которому проходит нервный импульс при осуществлении рефлекса 8 .Покажите и назовите части рефлекторной дуги 9.Каково значение нервной системы 1.Обеспечивает гомеостаз – постоянство внутренней среды 2.Согласует работу всех органов 3.Обеспечивает выживание организма 4.Является основой психики – внутреннего мира человека

2 . 1. Спинной мозг – цилиндрический тяж диаметром около 1 см , длиной 40 см , массой 30 г , расположенный в позвоночном канале

2. 1. Спинной мозг оканчивается на уровне 2 поясничного позвонка

2. 2. Оболочки спинного мозга:

2. 3. Белое вещество (отростки нейронов) Серое вещество (тела нейронов) :

2. 4. Рога (столбы) : передние задние боковые

2. 5. Корешки : передние (двигательные нейроны) задние (чувствительные нейроны)

2. 6. Спинномозговые нервы : 31 пара, смешанные (двигательные + чувствительные), образованы корешками

Закрепление 2 1 – белое вещество; 2 – задний рог; 3 – серое вещество; 4 – боковой рог; 5 – передний рог; 6 – центральный канал; 7 - борозда

Закрепление 2 1 – задний корешок; 2 – нервный узел; 3 – спинномозговой нерв; 4 – передний корешок

3. Функции спинного мозга :

3. 1. Проводящая функция : белое вещество

3. 2. Рефлекторная функция : серое вещество, рефлексы

закрепление 1 нервная система периферическая центральная н ервные окончания н ервные узлы нервы с пинной мозг г оловной мозг

Закрепление 2 1 – белое вещество; 2 – задний рог; 3 – серое вещество; 4 – боковой рог; 5 – передний рог; 6 – центральный канал; 7 - борозда

Закрепление 2 1 – задний корешок; 2 – нервный узел; 3 – спинномозговой нерв; 4 – передний корешок

закрепление 3 ф ункции спинного мозга проводящая рефлекторная

Почему спинной мозг способен выполнять свои функции? Спинной мозг имеет определенное строение, приспособленное для выполнения данных функций. (спинной мозг состоит из белого вещества (отростки нейронов) – проводящая функция и из серого вещества (нейроны) – рефлекторная функция ) Наблюдается четкая взаимосвязь между выполняемой функцией и строением.

Домашнее задание: Параграф 44, вопросы рабочая тетрадь, стр 96-99

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

данная презентация соответствует тексту параграфа " строение нервной системы.Головной мозг." Презентация готова для изложения нового материала.

На уроке "Общий план строения нервной системы и её функции" используется методический приём "Чтение с пометками". На уроке формируются навыки работы в парах и группах.

Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс.

Презентацию можно использовать в 8 классе. Она содержит материал для изучения и закрепления.

Урок биологии в 8 классе "Значение и строение нервной системы".

Конспект урока по ФГОС в 8 классе по учебнику Драгомилова А.Г., Маша Р.Д.

ЗАДАЧИ УРОКА.

Образовательная: сформировать знания о строении спинного мозга в соответствии с выполняемыми функциями, развивать понятие рефлекса и рефлекторной дуги.

Развивающая: формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.

Воспитывающая: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала.

Подведение итогов урока.

КОНСПЕКТ УРОКА.

Проверка домашнего задания

Виды работы:

Работа у доски:

- перечислить функции нервной системы.

2. Работа с индивидуальными карточками с заданиями разного уровня сложности.

Задание: выпиши номера верных утверждений.

К центральной нервной системе относится спинной и головной мозг.

Функцией нервной системы не является обеспечение согласованной деятельности всех органов.

Структурной и функциональной единицей нервной системы является нефрон.

Нервная ткань- это ткань, основными свойствами которой является возбудимость и проводимость.

Белое вещество нервной системы образовано телами нейронов и короткими отростками.

1. задание: напиши определение:

2. задание: реши тест.

1) Белое вещество мозга образовано в основном:

А) телами нейронов В) телами и дендритами

Б) телами и аксонами Г) аксонами нейронов.

2) Ткань, основными свойствами которой является возбудимость и

А) соединительная В) нервная

Б) эпителиальная Г) мышечная

3) По дендритам импульсы распространяются:

А. От одного нейрона к другому. В.От рецепторов к ЦНС.

Б. От ЦНС к рабочему органу.

1. задание: подпиши части рефлекторной дуги.

2. задание: письменно ответь на вопрос.

Какие условия, необходимы для образования условного рефлекса?

3. задание: реши тест.

1. Нервная система выполняет функции:

Г) обеспечивающую связь с внешней средой.

2. К центральной нервной системе относятся:

А) нервы и спинной мозг

Б) головной мозг и спинной мозг

3. Особенность условных рефлексов

А) являются индивидуальными

Б) передаются по наследству

В) стабильны в течение жизни

Г) являются врожденными.

4.Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки:

А) спинного мозга

Б) головного мозга

В) печени и почек

Г) желудка и кишечника

3. Фронтальная беседа по вопросам (проводится в то время, пока выполняются индивидуальные задания):

1) Какие функции выполняет нервная система?

2) На какие два отдела делится нервная система?

3) Что значит ЦНС, что значит - периферическая?

4) Какой принцип деятельности нервной системы?

5) Что такое рефлекс?

6) Какие бывают рефлексы?

7) Перечислите составляющие рефлекторной дуги.

8) Дайте характеристику безусловному рефлексу.

9) Дайте характеристику условному рефлексу.

10) Перечислите условия, необходимые для образования условного рефлекса.

Изучение нового материала.

1. Местоположение и строение спинного мозга.

(вопросы записаны на доске):

1) Где располагается спинной мозг?

2) Как он защищен от толчков и сотрясений?

3) Каково строение спинного мозга?

4)Чем образовано серое вещество? Белое вещество?

6) Где расположены вставочные, исполнительные и чувствительные нейроны?

7) Чем образованы передние корешки, задние корешки спинного мозга?

8) Почему спинномозговые нервы являются нервами смешенного типа?

Функции спинного мозга.

Формы работы: рассказ учителя, заполнение таблицы в рабочей тетради.

Спинной мозг выполняет две основные функции: рефлекторную и проводниковую.

Проводниковая – проведение импульсов по восходящим путям к головному мозгу, по нисходящим – от головного мозга ко всем органам.

Рефлекторная – регуляция сокращений скелетной мускулатуры и работы внутренних органов.

Рефлекторная функция заключается в том, что спинной мозг обеспечивает осуществление сокращения скелетной мускулатуры, как простейших рефлексов, таких, как разгибание и сгибание конечностей, отдергивание руки, коленный рефлекс, так и более сложных рефлексов, которые, кроме того, контролируются и головным мозгом.

От сегментов шейной и верхней грудной частей спинного мозга отходят нервы к мышцам головы, верхних конечностей, органам грудной полости, к сердцу и легким. Остальные сегменты грудной, а также поясничной частей управляют мышцами туловища и органами брюшной полости, а нижнепоясничные и крестцовые сегменты спинного мозга управляют мышцами нижних конечностей и нижней части брюшной полости.

Нервные импульсы от рецепторов кожи, мышц и внутренних органов проводятся по белому веществу спинного мозга в головной мозг, а импульсы из головного мозга направляются к

исполнительным нейронам спинного мозга. В этом и состоит проводниковая функция спинного мозга.

У человека лишь наиболее простые двигательные рефлексы осуществляются под контролем одного спинного мозга. Все сложные движения — от ходьбы до выполнения любых трудовых процессов — требуют обязательного участия головного мозга.

Рефлекторная - принимает участие в двигательных реакциях

Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.)Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка

проводниковая – проведение нервных импульсов (нисходящие и восходящие проводящие пути)

Осуществляется связь различных отделов спинного мозга;

Связь головного мозга с остальными частями ЦНС;

Соединение рецепторов с исполнительными органами;

Последствия повреждения спинного мозга.

Форма работы: сообщение учащегося.

При повреждении спинного мозга на первый план выступает нарушение проводниковых функций. Его ранения приводят к чрезвычайно тяжелым последствиям. Если повреждение произошло в шейном отделе, то функции головного мозга сохраняются, но его связи с большинством мышц и органов тела оказываются утраченными. Такие люди способны поворачивать голову, говорить, совершать жевательные движения, а в остальных частях тела у них развивается паралич.

Большинство нервов спинного мозга имеет смешанный характер. Их повреждение вызывает и потерю чувствительности, и паралич. Если рассеченные нервы сшить хирургическим путем, в них происходит прорастание нервных волокон, что сопровождается восстановлением подвижности и чувствительности.

Закрепление изученного материала.

1. Наблюдение коленного рефлекса.

Рефлексы, центры которых находятся в спинном мозге, - это безусловные, врожденные рефлексы. Они проявляются у всех здоровых людей. К ним относится хорошо известный коленный рефлекс. Его можно легко пронаблюдать.

Посадите испытуемого на стул. Предложите ему перекинуть ногу на ногу, затем ударьте ребром руки по сухожилию четырехглавой мышцы под коленной чашечкой. Если удар будет удачным и растянет сухожилие, находящиеся в нем рецепторы придут в состояние возбуждения. Нервные импульсы по центростремительным нервным волокнам направятся в спинной мозг, а от него по центробежным нервным волокнам пойдут к четырехглавой мышце бедра, она сократится, и нога подпрыгнет. В условиях данного опыта это движение никакого биологического значения не имеет. Его используют врачи для определения функций спинного мозга: при заболевании они могут быть нарушенными.

- Какая функция спинного мозга проявляется в этом примере?

- Перечислите части рефлекторной дуги коленного рефлекса.

- Какую роль в этом рефлексе сыграл спинной мозг?

2. Определить верные суждения:

Серое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.

Белое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.

Серое вещество находится в спинном мозге на периферии.

В спинномозговом канале проходят нервы и кровеносные сосуды

От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.

Толщина спинного мозга около 2 см.

Спинной мозг выполняет проводниковую функцию.

Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию.

При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела возможны повороты головы, можно говорить, совершать жевательные движения.

Домашнее задание

Итоги урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие функции выполняет спинной мозг?

Литература, используемая на уроках:

1. Биология. Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Д. В. Колесов,

Р. Д. Маш, И. Н. Беляев.– М.: Дрофа, 2007– 332с.: ил.

2. Бодрова Н. Ф. Биология . 8 класс. Человек и его здоровье. Рабочая тетрадь.-

Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2011-128 с.























Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока: Углубить знания учащихся о строении и функциях нервной системы человека; - определить место спинного мозга в организме человека, основные функции и его строение; - разобрать принцип действия дуги безусловных рефлексов спинного мозга.

Вариант 1. 1. Какие органы (системы органов) у человека выполняют выделительные функции? 2. Из каких тканей состоят мочевыводящие пути? 3. Чем представлено вещество почки корковое? 4. Какие сосуды входят в капсулу нефрона? 5. Химический состав и суточное количество мочи первичной? 6. Почему нефрон является единицей почки структурной? 7. Где происходит образование мочи первичной?

Вариант 2. 1. Назовите конечные продукты обмена белков, жиров, углеводов. 2. Какие ткани входят в состав почки? 3.Чем представлено вещество почки мозговое? 4. Какие сосуды входят в капсулу нефрона? 5. Химический состав и суточное количество мочи вторичной? 6. Почему нефрон является единицей почки функциональной? 7. Где происходит образование мочи вторичной?

Вариант 1. 1.Почки, мочевые пути – мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. 2.Рыхлой ткани с высоким содержанием эластических волокон. 3.Нефроном 4.Приносящие и выносящие артерии 5.Минеральные соли, глюкоза, аминокислоты, витамины, вредные продукты обмен. Количество в сутки 180 – 200 литров. 6. Осуществляет всю совокупность процессов в результате которых образуется моча. 7. Образуется в почечной капсуле. Самопроверка:

Вариант 2. 1. Моча, Кал, Пот. 2.Соединительная ткань. 3.Пирамида,сосочек пирамиды, почечная лоханка, переходный эпителий. 4.Приносящие и выносящие артерии 5.Избыток минеральных солей, вредные продукты обмена, избыток глюкозы. Количество в сутки 1.5 – 2 литра. 6.Осуществляет всю совокупность процессов в результате которых образуется моча. 7.Поступает в собирательную трубочку. Затем в почечную лоханку. Мочеточник и мочевой пузырь Самопроверка:

Строение нервной системы Центральная нервная система Периферическая нервная система Головной мозг Нервы Нервные узлы Спинной мозг

Функции спинного мозга: Рефлекторная Проводящая Серое вещество Белое вещество Проведение двигательных импульсов на мышцы тела по нисходящим проводящим путям Проведение двигательных импульсов на мышцы тела по нисходящим проводящим путям Осуществляет произвольные движения По восходящим путям связь головного и спинного мозга

Вспомним что такое рефлекс и рефлекторная дуга Рефлекс — реакция организма на изменение внутренней или внешней среды, осуществляемая при участии центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов. Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.

1. Нейрон состоит только из аксона и дендритов. 2. Места контактов нейронов – синапсы 3. Нервы бывают чувствительные, двигательные и смешанные. 4. В состав ЦНС входят нервы и нервные узлы. 5. К периферическому отделу Н.С. относятся головной и спинной мозг. 6. Белое вещество образованно телами нейронов, а серое аксонами нейронов 7 . Рефлекс – ответная реакция организма, осуществляемая и контролируемая нервной системой 8. Рефлекторная дуга состоит из 5 частей: рецептора, чувствительного пути, участка ЦНС, двигательного пути и рабочего органа. 9. Центры спинного мозга работают абсолютно независимо от головного мозга Закрепление знаний

Если позвоночник растет на протяжении 20 лет, то спинной мозг – только 5 лет. В процессе эволюции позвоночных организмов сначала появился спинной мозг, а затем головной. Первый выполнял все простейшие функции, включая рефлекторные Некоторые живые существа способны жить после потери головного мозга, оставаясь только со спинным. Удивительные факты о спинном мозге

Ученые до сих пор не пришли к общему выводу, и не могут установить механизм выпадения волос по всему телу у людей с повреждениями спинного мозга. Биопсия и анализ белого вещества органа позволяет обнаружить сотни и тысячи болезней человека Спинной мозг очень тонко чувствует ритм музыки, а потому автоматически способен посылать сигналы, которые заставят тело двигаться в ритм.

Спинной мозг находится в позвоночном канале. В спинном мозге различают серое и белое вещество От спинного мозга отходит 31 пара нервов. Они начинаются передними и задними корешками, а затем сливаются в смешанный нерв. Чувствительные нейроны располагаются в задних корешках, где находятся нервные узлы. Спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции. Вывод:

Домашнее задние: Параграф 44; начертить в тетради схему рефлекторной дуги безусловного защитного рефлекса – отдергивание руки от горячего предмета (утюга).

Учащимся предлагается закончить фразы: На уроке у меня получилось . я запомнил (а)…., я буду знать, что… Если бы я нарисовал(а) лестницу успеха, я б поместил(а) себя из пяти ступенек на …….

Благодарю за внимание!

Выберите книгу со скидкой:


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

350 руб. 189.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 98.00 руб.


ОГЭ. Биология в таблицах и схемах. Справочное пособие для подготовки к ОГЭ

350 руб. 77.00 руб.


Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки +

350 руб. 1140.00 руб.


Биология. Для тех, кто хочет все успеть

350 руб. 154.00 руб.


Биология. Обязательные понятия, термины школьного курса

350 руб. 74.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Рубан Маргарита АлександровнаНаписать 203 14.11.2019

Номер материала: ДБ-797836

  • Биология
  • 8 класс
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    14.11.2019 54
    13.11.2019 40
    13.11.2019 123
    08.11.2019 124
    07.11.2019 142
    14.08.2019 369
    28.05.2019 102
    18.02.2019 550

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.