Уровни построения движения в нервной системе

Основные идеи

1. В организации конкретного движения обычно участвует сразу несколько уровней: тот, на котором строится движение и все нижележащие. В каком-то смысле это похоже на войсковую операцию: общий ход её и задачи определяются на одном из уровней командования, в реализации операции обычно участвует этот уровень и нижележащие, заканчивая исполнителями (солдатами).

2. Одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях (инициироваться разными уровнями), с разным качеством исполнения, но всё же одно и то же. Бег, например, может строиться на уровне C, D или E. В первом случае особенности бега почти не контролируются сознанием, в нём отражается простое "бегу" или "бегу туда-то". Во втором и третьем случаях контроль сознания за процессом бега значительно выше: контролируются конкретные особенности бега, связь с какими-то предметами (например футбольным мячом) или даже использование бега не для перемещения в пространстве, а для каких-то сложных задач (например тренер может изобразить своим бегом как бегает какой-то другой человек; в конце концов бегом можно - если очень захочется - даже передавать азбуку Морзе).

3. Уровни построения движения имеют "постоянное место прописки" в отдельных "слоях" центральной нервной системы, в которой выделяются уровни спинного мозга, продолговатого, подкорковых центров, коры. Каждый уровень связан со специфическими, филогенетически сложившимися моторными проявлениями, каждому уровню соответствует свой класс движений.

Уровень A

Уровень тонуса. Самый низкий и филогенетически самый древний (его корни надо искать в далёком прошлом, когда живое ещё только научилось двигаться). У человека он отвечает за тонус мышц. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, сообщающих таким образом о степени напряжения мышц. Типичное самостоятельное проявление этого уровня - дрожание тела от холода или от страха.

Уровень B

Уровень синергий. Принимая информацию с уровня A, а также "установки" с вышележащих уровней, этот уровень организует работу "временных ансамблей" (синергий). То есть основная задача этого уровня - координация напряжения отдельных мышц. Типичное самостоятельное проявление этого уровня - потягивания, непроизвольная мимика, простые рефлексы (например отдёргивание руки от горячего).

Уровень C

Уровень пространственного поля. Уровень C получает информацию от уровня B, "установки" от вышележащих уровней, а также - что весьма важно - собирает всю доступную информацию от органов чувств о внешнем пространстве. На этом уровне строятся простые, беспредметные движения в пространстве. Бег, размахивание руками - типичные самостоятельные проявления.

Уровень D

Уровень предметных действий. Локализация его находится уже в коре головного мозга. Он отвечает за организацию взаимодействия с предметами. В том числе на этом уровне в результате опыта откладываются представления об основных физических характеристиках окружающих предметов. Большое значение для функционирования этого уровня имеет понятие цели, то есть желательного положения предметов в итоге действия.

Уровень E

Уровень интеллектуальных двигательных актов. Наивысший уровень. К этому уровню относятся такие движения как речевые, письмо, символическая или кодированная речь. В каком-то смысле этот уровень можно было бы назвать "беспредметным", потому что в отличие от уровня D здесь движения определяются не предметным, а отвлечённым смыслом. Если, например, человек пишет записку своему знакомому, то физически он имеет контакт лишь с бумагой и карандашом, но та линия, которая образуется на бумаге, определяется целой плеядой отвлечённых смыслов: представлением об отсутствующем человеке, о его личностных особенностях, о целях и задачах в отношении этого человека, о возможности реализовать эти цели и задачи через письмо, а также другими смыслами.

1. Уровни построения движений в нервной системе человека.

2. Спинной мозг - рефлекторный уровень построения движений.

3. Строение серого вещества спинного мозга.

4. Рефлексы мозгового ствола.

5. Нейрофизиология глазодвигательных реакций.

Литература

Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Изд. АН СССР, 1970.

Магнус Р. Установка тела. М.; Изд. АН СССР, 1962.

Шульговский В. В. Физиология целенаправленного поведения млекопитающих.

М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

Мозжечок, или малый мозг, представляет собой надсегментарную структуру, расположенную над продолговатым мозгом и мостом, позади больших полушарий мозга. Мозжечок состоит из нескольких частей, различных по происхождению в эволюции позвоночных животных.

У человека мозжечок состоит из двух полушарий, находящихся по бокам от червя. К филогенетически более древней части мозжечка млекопитающих относят переднюю долю и флоккулонодулярную часть задней доли. Эти структуры мозжечка преимущественно связаны со спинным мозгом и вестибулярным аппаратом, тогда как полушария в основном получают информацию от мышечных и суставных рецепторов, а также от зрительного и слухового анализаторов. На рис. 5.16 представлена схема мозжечка млекопитающего (см. приложение 6), отражающая плотность вестибулярных, проприоцептивных (от мышц, сухожилий и суставов) и корковых афферентных проекций в различные зоны мозжечка. Согласно этой классификации кора мозжечка делится на три области:

1) архицеребеллум (старый мозжечок) - флоккулонодулярная доля (долька X); в ней оканчиваются преимущественно вестибулярные афференты и волокна от вестибулярных ядер; вестибулярные волокна проецируются также частично в язычок (lingula - долька I) и каудальную часть втулочки (uvula - долька IX), которые обычно относят также к архицеребеллуму;

2) палеоцеребеллум (древний мозжечок) включает переднюю долю (дольки II - V), простую дольку (долька VI) и заднюю часть корпуса мозжечка (дольки VIII-IX); палеоцеребеллум тесно связан со спинным мозгом, а также имеет двусторонние связи с сенсомоторной областью коры больших полушарий;

3) неоцеребеллум (новый мозжечок) включает среднюю часть корпуса мозжечка (долька VII и частично дольки VI и VIII), которая получает информацию от коры больших полушарий, а также от слуховых и зрительных рецепторов. Обратите внимание, что основная часть полушарий мозжечка принадлежит новому мозжечку, который лучше всего развит у человека.

В толще мозжечка находятся три пары ядер: зубчатое, расположенное латерально; ядро шатра - медиально; пробковидное и округлое ядра - между ними.



Единственным эфферентным выходом из коры мозжечка являются аксоны клеток Пуркинье, образующие синапсы с нейронами внутримозжечковых ядер и нейронами латерального вестибулярного ядра (рис. 5.17). Тесная связь ядра Дейтерса с корой мозжечка дает основание рассматривать его функционально как внутримозжечковое ядро. Все остальные образования головного и спинного мозга не получают прямых эфферентов из коры мозжечка. Ядра шатра посылают волокна к ядрам Дейтерса и к ретикулярной формации продолговатого мозга. Из области ретикулярной формации, где оканчиваются пути от мозжечка, берет начало ретикулоспинальный путь. Промежуточные ядра посылают аксоны в средний мозг, в том числе к красному ядру. Мощные пучки волокон, образованные преимущественно аксонами нейронов зубчатого ядра, направляются к вентролатеральному ядру таламуса, где происходит синаптическое переключение, и аксоны постсинаптических нейронов идут в моторную область коры больших полушарий; часть аксонов направляется к базальным ядрам. Таким образом, мозжечок не имеет самостоятельных двигательных систем, но образует обширные связи со всеми моторными системами: кортикоспинальной (пирамидной), руброспинальной, ретику-лоспинальной, вестибулоспинальной, а также с полосатым телом.

Афферентные и эфферентные волокна мозжечка собраны в три пары массивных волокнистых пучков, известных как мозжечковые ножки. Афферентные волокна входят в мозжечок в основном через нижние и средние ножки мозжечка. Эфферентные волокна проходят преимущественно через верхние ножки. Однако имеются исключения: некоторая часть спинно-мозжечковых путей входит через верхние ножки, а некоторые эфферентные волокна от флоккулонодулярной доли и ядра шатра проходят через нижние ножки.

Ядра шатра направляют волокна через нижние ножки к вестибулярным ядрам и ретикулярной формации продолговатого мозга и моста. Промежуточные и зубчатые ядра посылают волокна через верхние ножки преимущественно к среднему мозгу и таламусу, особенно к красному ядру. Основная часть церебелло-таламических волокон отходит от зубчатых ядер. Эти волокна проецируются также к красному ядру, полосатому телу. Таким образом, влияния мозжечка на спинальные мотонейроны осуществляются через вестибулоспинальные и ретикулоспинальные пути, а на прецентральную область коры - через вентролатеральное ядро таламуса.

Строение коры мозжечка. Кора мозжечка различных представителей позвоночных, включая человека, построена по единому плану и состоит из трех слоев (см. приложение 6). Поверхностный, или молекулярный, слой содержит разветвления дендритов клеток Пуркинье и параллельные волокна. Клетки Пуркинье имеют уплощенный дендрит, ориентированный параллельно сагиттальным зонам долек (folia) мозжечка. Дендриты и аксоны звездчатых клеток в молекулярном слое расположены таким же образом, тогда как параллельные волокна ориентированы строго трансверзально (перпендикулярно) по отношению к фоллиуму и сагиттальному направлению мшистых волокон. У кошки, например, параллельные волокна, имеют среднюю длину 2 мм (диапазон до 5-7 мм). Одно параллельное волокно пересекает около 700 дендритов клеток Пуркинье.

Проекции мшистых и лазающих волокон в коре мозжечка организованы в виде сагиттальных полосок. В нижней части молекулярного слоя находятся также тела корзинчатых клеток, аксоны которых идут перпендикулярно направлению листка коры мозжечка и оплетают тела и начальные сегменты аксонов клеток Пуркинье. В молекулярном слое имеется также небольшое число звездчатых клеток.

Самый нижний, гранулярный слой содержит клетки-зерна, или гранулярные клетки. От тела клетки-зерна отходит 4-7 коротких дендритных отростков, с которыми мшистые волокна образуют синапсы. Аксон клетки-зерна поднимается вертикально вверх и в молекулярном слое Т-образно ветвится, образуя параллельные волокна. Плоскость его ветвления перпендикулярна плоскости ветвления дендритов клеток Пуркинье. В гранулярном слое находятся клетки Гольджи, аксоны которых восходят в молекулярный слой. Ганглиозный слой находится между описанными выше молекулярным и гранулярным слоями и содержит тела клеток Пуркинье.

Афферентный вход в кору мозжечка осуществляется в основном через две системы волокон: лазающие и моховидные, или мшистые. Каждая клетка Пуркинье получает вход только от одного лазающего волокна (медиатор - аспартат), которое заканчивается на начальной (проксимальной) части дендрита. Лазающие волокна представляют собой аксоны нейронов, тела которых находятся в нижних оливах. По этому входу оказывается мощное возбуждающее действие: клетка Пуркинье деполяризуется на 10-15 мс, и в ней развиваются кальцийзависимые потенциалы действия. За потенциалом действия наступает следовая деполяризация, которая возникает вследствие активации кальцийзависимой калиевой проводимости соматической мембраны. После следовой деполяризации наступает следовая гиперполяризация. По этой причине клетка Пуркинье может возбуждаться по этому входу не более 1-2 раз в 1 с.

Моховидные волокна характеризуются обширной дивергенцией (одно волокно образует синапсы примерно на 20 клетках-зернах) и оказывают как тормозное, так и возбуждающее действие на клетки Пуркинье. Возбудительные влияния на клетки Пуркинье от моховидных волокон переключаются через клетки-зерна, аксоны которых поднимаются к поверхности коры мозжечка и, разветвляясь в молекулярном слое, образуют параллельные волокна. Последние оканчиваются возбудительными синапсами (медиатор - глутамат) на дистальных участках дендритов клеток Пуркинье. По этому входу клетка Пуркинье может активироваться в среднем 30-40 раз в 1 с. Важным свойством этого пути является то, что активные клетки-зерна преимущественно активируют клетки Пуркинье, лежащие непосредственно над ними, т.е. эта активность незначительно распространяется по системе параллельных волокон. Отсюда можно сделать вывод о двойственной функции аксонов клеток-зерен. С одной стороны, их восходящая часть образует радиальную организацию, благодаря которой может осуществляться локальное возбудительное влияние на клетки Пуркинье. Другая функция – модулирующая - связана собственно с параллельными волокнами. Стимуляция мшистых волокон вызывает через аксоны клеток-зерен кортикальные ВПСП в клетках Пуркинье; они характеризуются градуальностью и последующими ТПСП. Показано, что эти ТПСП генерируются за счет активации тормозных интернейронов в молекулярном слое. Синаптическая активация через параллельные волокна вызывает генерацию натриевых ПД в соме, а при большой амплитуде - генерацию дендритных кальциевых ПД.

На рис. 5.18 представлена упрощенная морфофункциональная схема коры мозжечка (нейроны, оказывающие тормозное действие, закрашены черным). Видно, что все входы в кору превращаются в тормозные в большинстве случаев через два переключения. Возбуждающее действие оказывают только два типа нейронов: клетки-зерна и нейроны внутримозжечковых ядер. Оба типа входных волокон (моховидные и лазающие) также являются возбуждающими. Предполагают, что такое большое количество тормозных нейронов в коре мозжечка необходимо для предотвращения длительной циркуляции импульсов по нервным цепям. Благодаря этому свойству мозжечок может участвовать в оперативном управлении движениями.


Афферентные связи мозжечка. Афферентные связи мозжечка делят на следующие группы: восходящие от спинного мозга, вестибулярные - от нижней оливы, ретикулярной формации и ядер моста. В кору мозжечка проецируются также зрительные, слуховые и вегетативные афференты. Все эти пути заканчиваются мшистыми и лазающими волокнами в коре мозжечка. Основная часть этих путей передает информацию о состоянии интернейронного аппарата спинного мозга.

Кора больших полушарий, особенно кора вокруг центральной борозды, образует многочисленные прямые проекции на нейроны, залегающие в толще моста (так называемые мостовые ядра). Аксоны этих нейронов проецируются на кору мозжечка. Эти проекции у человека очень обширны, что выражается в образовании валика на вентральной стороне моста (см. приложение 6). Эта система является основным каналом, по которому импульсация от коры больших полушарий достигает коры мозжечка, образуя проекцию как к червю, так и к полушариям мозжечка.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Уровни построения движения

Концепция уровней построения движения связана с именем Николая Александровича Бернштейна (18961966). Полностью она была впервые представлена в книге "О построении движений " (1947). В своих работах Бернштейн отказался от представления о размокнутой рефлекторной дуге Павлова и заменил его идеями сенсорных коррекций (обратная связь) и рефлекторного кольца, за что в 1949 г. подвергся обструкции. По Бернштейну, для выполнения того или другого движения мозг не только посылает определенную "команду " к мышцам, но и получает от периферийных органов чувств сигналы о достигнутых результатах и на их основании дает новые, корректирующие "команды ".

Таким образом, происходит процесс построения движений, в котором между мозгом и периферийной нервной системой существует не только прямая, но и обратная связь. Бернштейн выдвинул гипотезу, что для построения движений различной сложности "команды " отдаются на иерархически различных уровнях нервной системы. При автоматизации движений эта функция передается на более низкий уровень.

Уровень А уровень тонуса (руброспинальный уровень палеокинетических регуляций). У человека расположен в спинном мозге и группе красного ядра. Уровень А полностью определяет тонус мышц туловища и шеи (осанка), а также отвечает за возбудимость мышц конечностей.

Уровень В уровень мышечносуставных увязок (уровень синергий и штампов, таламопаллидарный уровень). У человека базируется в паллидумах и таламусах. Уровень В обеспечивает следующие функции:

обширные мышечные синергии, т.е. способность вести высокослаженные движения всего тела, вовлекающие в согласованную работу многие десятки мышц;

способность стройно и налаженно вести движение во времени, обеспечение правильного чередования сокращения мышц и движения конечностей;

способность к штампам, к чеканной повторяемости движений.

Уровень С уровень пространства (пирамидностриальный уровень пространственного поля С). Расположен в стриатуме и пирамидной двигательной системе коры. Уровень С обеспечивает целевые перемещения в пространстве: локомоции, спортивногимнастические перемещения, точные, целенаправленные движения рук и других органов, преодоление сопротивлений, метательные и ударные движения, подражательные движения.

Уровень D уровень действий (теменнопремоторный уровень действий). Базируется в нижних отделах теменной доли и в премоторной зоне. Обеспечивает выполнение действий целые цепочки последовательных движений, которые все вместе решают ту или другую двигательную задачу. Для уровня D характерна предметность (хотя и не всегда), цепное строение и приспособительная изменчивость действий, доминирование левого полушария.

Группа Е уровни, лежащие выше уровня действий D. Локализация в коре рассеянная. Обеспечивает символические действия (речь и письмо); двигательные цепи, объединенные не предметом, а отвлеченным заданием; движения, изображающие предметное действие; предметные действия, для которых предмет является не непосредственным объектом, а средством для воспроизведения в нем или с его помощью абстрагированных, непредметных соотношений.

Любой учебно-тренировочный процесс основан на овладении техникой выполнения отдельных двигательных действий п последующим объединением их в целостное упражнение в соответствии с требованиями соревновательной деятельности. Формирование техники отдельного элемента, а затем и комбинации, к примеру, в спортивных видах гимнастики или фигурном катании, представляет собой кропотливый процесс построения движений, объединения выстроенных элементов в соединения и в целостные программы-комбинации. Формирование техники двигательных действий, заключенных в отдельном гимнастическом элементе, а затем и целостной комбинации, можно упрощенно сравнить со строительством комфортабельного жилого дома. Строительство такого дома ведется в соответствии с разработанными технологическими уровнями его возведения, при котором каждый предыдущий уровень неизменно является основополагающим для последующего. Недооценка, а подчас игнорирование того и другого, ограничивают функциональные возможности жилья, его прочность, значительно увеличивает время введения его в эксплуатацию.

Приведенная аналогия в определенной степени напоминает процесс овладения техникой упражнения, где процедура построения двигательных действий и конечный результат схожи. Издержки формирования спортивной техники часто связаны с ограниченными сведениями у преподавателей и исполнителей, а в подавляющем большинстве с полным отсутствием знаний о существующих научных представлениях о построении движений.

В соответствии с учением I I.A. Бернштейна построение и управление движениями осуществляется на основе эволюционно сложившихся различных иерархических уровней нервной системы человека, на основе сформированной у него как высокоорганизованного биологического вида двигательно-координационной структуры центральной нервной системы, обладающей наивысшей сложностью и такими же пока никем и ничем непревзойденными возможностями.

В процессе эволюционного телесно-двигательного развития у человека сформировался ряд уровней управления движениями, которые соответствуют только определенному уровню мозгового сегментарного отдела. Каждый из таких отделов (рис. 74) отличается характерной для него чувствительностью, сенсорностьт (чувствительным управляемым нолем), что определяет границы его сенсорных, управляющих коррекций в процессе построения и управления движениями.

Двигательные действия определенной сложности строятся на основе команд, которые исходят от определенных, иерархически различных уровней центральной нервной системы. Важно подчеркнуть, что построение и управление движениями станет действительно реальным, если между мозгом и нервной системой будет действовать прямая и обратная связи, что лежит в основе сенсорных коррекций.

Как уже отмечалось ранее, содержание обратной связи определяется разными группами рецепторов: механорецепторы, вестибулярные, тактильные, зрительные, с выходом соответствующих сигналов на разные уровни нервной системы. В этой связи сформировалось представление об уровнях построения движений.

11.А. Бернштейн определил пять таких уровней (рис. 74):

А - уровень тонуса и осанки;

В - уровень синергий или мышечно-суставных связок;

С - уровень пространственного поля;

Д - уровень действий (предметных действий, смысловых целей);

Е - группа высших кортикальных уровней символических координаций (речь, письмо, двигательные действия, связанные с высоким искусством выполнения движений и др.).

Взаимодействие между различными уровнями построения движений очень сложно для подробного описания, как и для полного представления об организации работы опорно-двигательного аппарата спортсмена при реализации заданного двигательного действия. В связи с этим классическую 5-6-уровневую схему построения движений II.А. Бернштейна представляют в настоящее время в биомеханике в виде упрощенной модели, состоящей из трех уровней.

Первый уровень управления движениями преимущественно обеспечивается функциями уровней Е и D по схеме II.А. Бернштейна (рис. 74). Главной функцией первого уровня является формирование цели, подача команды на выполнение движения. Это осуществляется лимбической системой (сложным набором структур передней части головного мозга). Лимбическая (эмоционально-чувственная)


Рис. 74. Уровни построения движения (по НА. Бернштейну): символами обозначены ядра и проводящие пути мозга

система запускает движения, основанные на биологическом побуждении и эмоциональном поведении, обеспечивает мотивацию, мышление, программирование и выполнение двигательной задачи. В результате постоянного контроля и оценки эффективности решения двигательной задачи по каналам обратной связи осуществляются коррекции движений как функция первого уровня. Управляющая функция первого уровня базируется на вспомогательных коррекциях нижележащих (фоновых) уровней, обеспечивающих быстроту, экономичность, плавность, точность, а в лучшем случае - пластичность движений.

Второй уровень управления движениями обеспечивается функциями преимущественно уровней D, С и В. Второй уровень определяет межсуставные взаимодействия, автоматически распределяет задания для отдельных суставных сочленений, для конкретных действий. Второй уровень - это уровень действий, характерными свойствами которых является то, что они совершаются над вещью, предметом, являются более содержательными, сложными и не ограничиваются функцией простого перемещения или приложения усилия к чему-либо. Характерными движениями, которые строятся и управляются на этом уровне, являются движения, направленные на конечный результат. К ним относят движения спортивной гимнастики, хореографии, целенаправленные движения частей и звеньев тела.

Третий уровень управления обеспечивается преимущественно функциями уровней В и А. Это уровень мышечного тонуса, осанки и движения, который определяет усилия мышц, окружающих конкретное суставное сочленение, начало и окончание мышечного сокращения в общей структуре мышечной активности. Главной функцией третьего уровня является обеспечение управления большими группами мышц. Как фоновый уровень, он строит и управляет движениями без привлечения сознания, хотя уровень В содержит в себе возможности управляющей функции для произвольного вмешательства в движения. Управляющие функции третьего уровеня содержат в себе предпосылки для проявления точности целостных движений тела, являются основой для проявления ловкости. Этот уровень обеспечивает чередование и совокупность работы мышц, управляет ритмом движений, их цикличностью и точным повторением.

Таким образом, ценность первичных сведений об уровнях построения и управления движениями заключается для преподавателя в том, что его профессиональная деятельность всегда и постоянно связана с обучением двигательным действиям, с построением двигательных действий и обучением управлению ими. Представления, хотя бы общие, об уровневом характере построения движений могут позволить более осмысленно подходить к использованию возможностей человека, как высокоорганизованного биологического вида, к овладению телесно-двигательными упражнениями. Ориентирование в проблеме уровневого построения движений может способствовать созданию представления о сущности тренировки не только на основе упрощенной трактовки философского закона перехода количественных изменений в качественные, но и о том, что количество повторений учебного задания переходит в качество исполнения упражнения. Знание особенностей уровневого построения движений позволяет своевременно включать управляющие функции центральной нервной системы спортсмена, основанные на мотивированном, смысловом и целенаправленном решении двигательных задач. Для создания общего представления и осознания сущности соотношения механизмов кольцевого управления движениями и их уровнево- го построения целесообразно обратиться к схеме соотношения колец и уровней управления движением Д.Д. Донского (рис. 75). Эта схема позволяет проследить не только распределение уровней построения двигательных действий, но и соответствующие прямые и обратные управляющие связи и оба кольца управления ими. При этом важно учитывать то обстоятельство, что роль уровней может зависеть от степени автоматизированности двигательных действий п задач по построению движений. Чем в меньшей степени они автоматизированы, тем чаще и больше приходится действовать высоким уровням в условиях, когда низшие к этому не готовы. И наоборот, чем лучше освоена низшими уровнями биомеханическая сторона двигательного действия, чем точнее могут решаться высшими уровнями тонкие смысловые детали движения, то есть в полной мере достигаться цель двигательных действий.


Рис. 75. Схема соотношения колец и уровней управления движением (по Д.Д. Донскому)

Ознакомительная информация об особенностях уровневого построения и управления движениями преследует важную цель побуждения будущего и действующего специалиста к целенаправленному, углубленному познанию существующей теории этих сложнейших процессов, созданной II. А. Бернштейном, II.К. Анохиным, Д.Д. Донским, Л.В. Чхаидзе. Понимание механизмов построения и управления движениями, несомненно, приведет педагога к более точному представлению о технологии обучения упражнению, утонченному ее созданию и такому же применению.

В теории и методике биомеханики существуют представления о качественных особенностях управления движениями при выполнении упражнений, что будет рассмотрено в последующих разделах книги.

Проводя свои исследования, Н. А. Бернштейн обнаружил следующее. Сигналы обратной связи сообщают в головной мозг большое количество разнообразной информации. Они сообщают о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении рабочей точки, о её пространственном положении, о предметном результате движения. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи: афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях.

Не вдаваясь в анатомические подробности локализации уровней, опишем просто, какой класс движений соответствует какому уровню.

Уровень А – самый низкий и самый древний. Заведует очень важным аспектом движений тонусом мышц. Участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.

Уровень С – на него поступает информация о внешнем пространстве. На нём строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – их форме, положению, длине, весу и пр. Ходьба, бег, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, движения прицеливания, броски мяча и т.д.

Уровень D – назван уровнем предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. К нему относятся все орудийные действия (использование орудий труда, инструментов). Примеры шнуровка ботинок, чистка картошки, фехтование, жонглирование, работа хирурга и т.д.

Уровень Е –это уровень интеллектуальных двигательных актов. Речевые движения, движения письма, азбуки Морзе, жесты глухонемых. Движения этого уровня определяются отвлечённым, вербальным смыслом.

В организации сложных движений участвуют, как правило, несколько уровней – тот на котором строится данное движение (он называется ведущим), и все нижележащие уровни.

В сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне.

Формально одно и тоже движение может строиться, на разных ведущих уровнях или по другому говоря использоваться для своих целей разными уровнями.

Ведущий уровень определяется смыслом, или задачей движения.

К примеру, письмо это сложное движение, в котором участвуют все пять уровней.

Уровень А – обеспечивает тонус руки и пальцев. Уровень В – придаёт движениям плавную округлость, обеспечивает скоропись. Уровень С – организует воспроизведение геометрической формы букв, ровное расположение строк на бумаге. Уровень D – обеспечивает правильное владение ручкой. Уровень Е – обеспечивает смысловую сторону письма.

На этом я заканчиваю цитировать Ю. Б. Гиппенрейтер и перехожу к своим рассуждениям.

Принцип рефлекса и принцип сенсорных коррекций

Зададимся вопросом, есть ли в организации поведения, и в частности движения, место рефлексу или удел принципа рефлекса, это простейшие движения типа рефлекса моргания и коленного рефлекса.

Известно, что рефлексы бывают не только двигательные, но и эмоциональные. Например, какая-то музыка вызвала определенное воспоминание, и у человека изменилось настроение. Это может быть даже не целостная мелодия, а просто звук или запах или какая-то обстановка, или какая-то манера разговора у собеседника. Это изменение происходит быстро, часто не осознаётся и очень часто не подконтрольно попыткам его не допустить.

Другой пример, человек не хочет есть, но проходит мимо кафе или палатки и запах или вид пищи включает желание поесть. Стимул вызвал мотивационное возбуждение. Иногда настолько сильное, что человек не в силах с ним бороться.

Ещё пример, если поменять местами выключатели света туалета и ванной комнаты, то, даже осознавая, что надо нажимать на другой выключатель человек какое-то время будет протягивать руку на старое место.

Что, это как не принцип рефлекса? И что такое рефлекс с точки зрения обработки информации и принятия решения.

Для адекватного поведения необходимо учитывать всю входящую информацию и рассматривать все варианты реагирования. Но, это невозможно, поэтому и образуются стереотипы восприятия, стереотипы мышления, стереотипы действия ради экономии времени и сил.

Если стереотипное поведение (восприятие, мышление, действие) не ведёт к катастрофическим результатам, а приводит к более или менее приемлемому результату, то мы удовлетворяемся тем, что есть, а не лучшим вариантом который нам не знаком и даже не приходит в голову.

Фактически рефлекс это сокращение пути и времени обработки информации, вследствие предшествующего опыта происходит принятие на веру, что на этот стимул думай не думай, прикидывай варианты не прикидывай, есть только один адекватный способ реагирования. Происходит автоматическое реагирование без учёта всех сопутствующих обстоятельств.

Ассоциативная связь, это как бы закостеневший осколок прежнего опыта. Также как скелет помогает телу, но и ставит свои ограничения пластичности этого тела, так и вкрапления рефлекторных соединений направляют и ускоряют принятие решения любым уровнем.

И наличие жёстких элементов (рефлексов) не отменяют гибкость и пластичность всей поведенческой системы основанной на принципе сенсорных коррекций. Если этих жёстких элементов не будет, принятие решения может задерживаться на такой срок, что реагировать будет уже поздно. Если этих жёстких элементов будет слишком много, реагирование будет быстрым, но часто неадекватно обстоятельствам.

Таким образом, можно сделать вывод, что для управления системой необходимо встроить автоматизмы в правильно выбранные уровни, так чтобы эти рефлексы гарантированно направили обработку и принятие решения в нужное русло с выходом на запланированный способ реагирования.

Применение в оценке дрессировочной ситуации теории уровней построения движений

Например, обучаем собаку, выполнять укладку из положения стоять. Цель научить её ложиться без продвижения. Как обычно это происходит.

Собака слышит команду и переминается с ноги на ногу или вдруг ей вздумалось почесаться и понюхать травинку. Короче, она бродит вокруг дрессировщика потом сама или вследствие воздействия ложится сикось накось. Какая там работа с продвижением собаки вперёд, когда она просто легла и упала на бок или свернулась клубочком и решила поспать. Что здесь происходит? Собака перебирает возможные варианты своих перемещений в пространстве. Пытается заниматься попутно общением с другой собакой из группы, ложиться так чтобы залезть другой собаке под хвост и хозяин-дрессировщик смотрит на всё это безобразие в полной уверенности, что он дрессирует собаку. Собака же легла, значит, дрессировка состоялась. А то, что укладка собаки, это так, сопутствующее обстоятельство её перемещений в пространстве (уровень С), разгрызания палочки (уровень D) или облизывания хозяина с просьбой отстать и не мешать жить (уровень Е), это всё в расчёт не принимается.

Что должен делать дрессировщик, когда отрабатывается правильная техника укладки собаки из положения стоять?

Обеспечить воздействия на уровне В. Поводком и лакомством вынуждать собаку ложиться вниз и назад, так чтобы отпечатки её лап не смещались, где стояла там и легла. Пусть ей будет сложно, быстрее поймёт, что надо делать.

Когда дрессировщик должен обеспечивать коррекции движению собаки?

С самого начала. Если собака в положении стоять, прежде чем лечь делает шаг вперёд нечего на это смотреть. Такая собака уже заведомо ляжет с продвижением. Надо предотвращать её шаг вперед своевременной коррекцией.

Какую задачу должен решать дрессировщик?

Формировать автоматизм укладки на уровне В. Обозначить как единственно возможный способ укладку с совершенно определённым положением ног относительно тела и друг друга. Требовать, только такого выполнения, привлекая тем самым внимание собаки к внутренней координации частей тела.

Таким образом, мы видим целесообразность, для дрессировщика, ясно понимать на каком уровне в данный момент строится поведение собаки и подходит ли он для решения дрессировочной задачи или нет.

Конечно, можно быть внимательным и требовательным к собаке, не имея никакого представления об уровнях построения движения.

Тем не менее, представляется, что знание о них будет некой картой и опорными знаками, которые позволят дрессировщику точнее оценивать поведение собаки и свои действия.

Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 779 | Нарушение авторских прав

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.