Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного



Рефлексы

Установление последовательности рефлекторной дуги, условные и безусловные рефлексы



1. Установите правильную последовательность передачи нервного импульса по рефлекторной дуге.

1) вставочный нейрон

3) эффекторный нейрон

4) сенсорный нейрон

5) рабочий орган

2. Установите правильную последовательность передачи нервного импульса по рефлекторной дуге внутри ЦНС.

1) присоединение медиатора к рецептору на мембране эффекторного нейрона

2) возбуждение на мембране сенсорного нейрона

3) возникновение импульса на мембране эффекторного нейрона

4) выброс медиатора в синаптическую щель

5) удаление медиатора из синаптической щели

3. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) двигательный нейрон

2) чувствительный нейрон

4) рецепторы сухожилия

5) четырёхглавая мышца бедра

4. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.

1) слуховой центр коры мозга

2) чувствительный нейрон

3) рецепторы слуха

4) временная связь

5) центр слюноотделения

6) слюнные железы

7) двигательный нейрон

5. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они

1) возникают в результате многократного повторения

2) являются признаком, характерным для отдельной особи вида

3) являются генетически запрограммированными

4) характерны для всех особей вида

5) являются врожденными

6) не передаются по наследству

6. В нервной системе человека вставочные нейроны передают нервные импульсы

1) с двигательного нейрона в головной мозг

2) от рабочего органа в спинной мозг

3) от спинного мозга в головной мозг

4) от чувствительных нейронов к рабочим органам

5) от чувствительных нейронов к двигательным нейронам

6) из головного мозга к двигательным нейронам

7. Установите последовательность прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге кожного болевого рефлекса

1) задний корешок спинномозгового нерва

4) болевой рецептор

5) передний корешок спинномозгового нерва

8. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги рефлекса потоотделения. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение в рецепторах нервных импульсов

3) возбуждение двигательных нейронов

4) раздражение рецепторов кожи, воспринимающих тепло

5) передача нервных импульсов к потовым железам

6) передача нервных импульсов по чувствительным нейронам в ЦНС

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Вариант I

Задание 1.Из предложенных ответов выберите один верный:

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?

А. Выделение слюны при показе пищи Б. Реакция собаки на голос хозяина

В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук.

А. Является условным раздражителем Б. Является безразличным раздражителем

В. Является безусловным раздражителем Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель.

А. Постоянно подкреплять безусловным Б. Подкреплять безусловным нерегулярно

В. Не подкреплять безусловным Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять

4. Какой признак характерен для безусловного рефлекса?

А. Характерен для всех особей данного вида Б. Приобретается в течение жизни

В. Не передается по наследству Г. Вырабатывается у каждой особи вида

5. К высшей нервной деятельности относят:

А. Мыслительную, речевую деятельность и память Б. Группу ориентировочных рефлексов

В. Инстинкты Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда и др.)

6. Плачущему малышу дали в руки игрушку, которая зазвенела. Ребёнок перестал плакать в результате:

А.безусловного рефлекса, Б.рассудочной деятельности,

В.процесса возбуждения, Г.процесса торможения.

7. Какая форма высшей нервной деятельности характерна для человека?

А.Условные рефлексы Б.Безусловные рефлексы В.Мышление Г.Элементарная рассудочность

8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности внес

А. И.И. Мечников Б. И.П. Павлов В. Луи Пастер Г. Н.А. Семашко

9. Во время сна деятельность мозга:

А. Прекращается на все время сна Б. Прекращается на время медленного сна

В. Не меняется вовсе Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна

10 . Инстинкт — это:

А. Генетически закрепленное поведение Б. Приобретенный в течение жизни опыт

В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением

11. Что, по И.П. Павлову, является «чрезвычайной прибавкой к механизмам работы мозга ?

А. Рассудочная деятельность Б. Эмоции: В. Речь

12. Первая сигнальная система:

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды В. Анализирует оба типа сигналов

13. Важнейшая функция речи — это:

А. Обобщение и абстрактное мышление Б. Обозначение конкретных примеров

В. Выражение эмоций

14. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна Б. Быстрого сна В. В обоих случаях

15. Ухаживание кошки за котятами — это:

А. Условный рефлекс Б. Сложная цепь безусловных рефлексов

В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов

16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте:

А.Эмоции Б. Внимание В. Память

17 . Какая из форм торможения передается по наследству ?

А. Внешнее Б. Внутреннее В. Таких не существует

18. Чего нельзя увидеть в сновидениях ?

А. Прошлое Б. Настоящее В. Будущее

Задание 2. с выбором нескольких правильных ответов .

На звонок с урока:

А) реагируют дети любого возраста одинаково, Б) сходно реагируют дети школьного возраста,

В) приобретается рефлекс в процессе жизни Г) рефлекс передаётся по наследству,

Д) рефлекс является врождённым, Е) рефлекс не передаётся по наследству.

Задание3. на установление соответствия.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ФАЗЫ СНА

учащение дыхания, А) парадоксальный сон,

быстроволновая электрическая активность мозга, Б) медленный сон.

активное сокращение мимической мускулатуры.

Задание4. на установление правильной последовательности .

Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.

А) слуховой центр коры мозга,

Б) чувствительный нейрон,

В) рецепторы слуха,

Г) временная связь,

Д) центр слюноотделения,

Е) слюнные железы,

Ж) двигательный нейрон.

Задание 5. со свободным ответом

1.Чем условный рефлекс отличается от безусловного?

2.Какое значение для организма имеет сон?

3.Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных ?

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Вариант II

Задание 1.Из предложенных ответов выберите один верный:

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным ?

А. Выделение слюны при показе пищи Б. Реакция собаки на голос хозяина

В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае.

А. Является условным раздражителем Б. Является безразличным раздражителем

В. Является безусловным раздражителем Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Какие формы высшей нервной деятельности наблюдаются у животных?

А. Только безусловные и условные рефлексы

Б. Безусловные и условные рефлексы и элементарная рассудочная деятельность

В. Мышление Г. Только элементарная рассудочная деятельность

4. Условный рефлекс.

А. Характерен для всех особей данного вида Б. Приобретается в течение жизни

В. Передается по наследству Г. Является врожденным

5 . Какая из форм высшей нервной деятельности соотносится с умением решать математические задачи?

А. Условные рефлексы Б. Безусловные рефлексы В. Абстрактное мышление

Г. Элементарная рассудочная деятельность

6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, постоянно включено радио. Радио в этом случае выступает как.

А. Условный раздражитель Б. Безразличный раздражитель В. Безусловный раздражитель

Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса

7. В период быстрого сна

А. Снижается температура Б. Замедляется дыхание

В.Происходит движение глазных яблок под закрытыми веками Г.Понижается кровяное давление

8. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов при участии и контроле нервней системы называется:

А. Гуморальной регуляцией Б. Рефлексом В. Автоматизмом Г. Сознательной деятельностью

9. Во время сна деятельность мозга:

А. Прекращается на все время сна Б. Прекращается на время медленного сна

В. Не меняется вовсе Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна

10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вкопанный. Поч ему ?

А.Сработало внешнее торможение Б.Сработал условный рефлекс В.Сработало внутреннее торможение

11. Вторая сигнальная система:

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды В. Анализирует оба типа сигналов

12. Рассудочная деятельность — это.

А. Высшая форма приспособления к условиям среды Б. Способность говорить

В. Способность использовать орудия труда

13. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна Б. Быстрого сна В. В обоих случаях

14. Засыпание человека происходит:

А. Только рефлекторно Б. Под влиянием гуморальных процессов

В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных процессов

15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип работы головного мозга?

А. И. П. Плодов Б. А. Л. Ухтомский В. И.М. Сеченов Г. II .И. Анохин

А. Первую сигнальную систему Б. Вторую сигнальную систему В. Рефлекс

17.Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это:

А.безусловное торможение, Б.условное торможение, В.рассудочное действие, Г.осознанный поступок.

18.Эмоциональные реакции у животных наиболее отчётливо проявляются при раздражении: А.продолговатого мозга, Б.среднего мозга, В.промежуточного мозга, Г.мозжечка .

Задание 2. с выбором нескольких правильных ответов .

Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:

А) врождённого, Б) приобретённого в течение жизни, В) имеющегося у всех грудных детей,

Г) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием,

Д) передающегося по наследству, Е) не передающегося по наследству.

Задание3. на установление соответствия.

Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.

ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСОВ ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ

передаются по наследству, А) условные,

не передаются по наследству, Б) безусловные.

приобретаются в течение жизни,

характерны для всех особей вида,

индивидуальны для каждой особи.

Задание4. на установление правильной последовательности .

Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса.

А) центр слюноотделения,

Б) чувствительный нейрон,

В) временная связь,

Г) зрительный центр,

Д) слюнные железы,

Е) рецепторы глаза,

Ж) двигательный нейрон,

З) подкорковые образования.

Задание 5. со свободным ответом

1. Каково биологическое значение торможения условных рефлексов?

2.Что формируется труднее: знания, умения или навыки?

3.Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?

Рефлекторная дуга – это путь, по которому нервный импульс проходит при осуществлении рефлекса. Состав рефлекторной дуги:
1) Рецептор – чувствительное образование, способное реагировать на определенный вид раздражителя; преобразует раздражение в нервный импульс.
2) Чувствительный нейрон отправляет нервный импульс в центральную нервную систему (спинной или головной мозг), находится в заднем корешке спинного мозга.

3) такой-то центр коры больших полушарий
4) временная связь

5) сякой-то центр коры больших полушарий

4/6) Исполнительный (двигательный) нейрон отправляет нервный импульс к рабочему органу, находится в переднем корешке спинного мозга.
5/7) Рабочий (исполнительный) орган – мышца (сокращается), железа (выделяет секрет) и т.п.

безусловные условные
имеются с рождения приобретаются в течение жизни
в течение жизни не изменяются и не исчезают могут изменяться или исчезать в течение жизни
одинаковые у всех организмов одного вида у каждого организма свои собственные, индивидуальные
приспосабливают организм к постоянным условиям приспосабливают организм к изменяющимся условиям
рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного временная связь образуется в коре больших полушарий
Примеры
выделение слюны при попадании лимона в рот выделение слюны при виде лимона
сосательный рефлекс новорожденного реакция 6-месячного ребенка на бутылочку с молоком
чихание, кашель, отдергивание руки от горячего чайника реакция кошки/собаки на кличку

Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.

Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).

Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в
1) коре больших полушарий
2) продолговатом мозге
3) мозжечке
4) среднем мозге

Выберите один, наиболее правильный вариант. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему
1) центральную
2) вегетативную
3) соматическую
4) периферическую

Выберите один, наиболее правильный вариант. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс
1) условный
2) безусловный
3) защитный
4) ориентировочный

Выберите один, наиболее правильный вариант. Каковы особенности спинномозговых рефлексов у человека и млекопитающих животных
1) приобретаются в течение жизни
2) передаются по наследству
3) различны у разных особей
4) позволяют организму выжить в изменяющихся условиях среды

Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы передаются в мозг по нейронам
1) двигательным
2) вставочным
3) чувствительным
4) исполнительным

Выберите один, наиболее правильный вариант. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это
1) безусловное торможение
2) условное торможение
3) рассудочное действие
4) осознанный поступок

Выберите один, наиболее правильный вариант. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют
1) нервным волокном
2) центральной нервной системой
3) нервом
4) анализатором

Выберите один, наиболее правильный вариант. Условные рефлексы человека и животных обеспечивают
1) приспособление организма к постоянным условиям среды
2) приспособление организма к меняющемуся внешнему миру
3) освоение организмом новых двигательных умений
4) различение животными команд дрессировщика

Выберите один, наиболее правильный вариант. Чувствительные нейроны в трехнейронной рефлекторной дуге соединены с
1) отростками вставочных нейронов
2) телами вставочных нейронов
3) двигательными нейронами
4) исполнительными нейронами

Выберите один, наиболее правильный вариант. Реакция ребенка на бутылочку с молоком - это рефлекс, который
1) передается по наследству
2) формируется без участия коры больших полушарий
3) приобретаются в течение жизни
4) сохраняется в течение всей жизни

Выберите один, наиболее правильный вариант. Условное (внутреннее) торможение
1) зависит от типа высшей нервной деятельности
2) появляется при возникновении более сильного раздражителя
3) вызывает формирование безусловных рефлексов
4) наступает при угасании условного рефлекса

Выберите один, наиболее правильный вариант. Основу нервной деятельности человека и животных составляет
1) мышление
2) инстинкт
3) возбуждение
4) рефлекс

Выберите один, наиболее правильный вариант. При выработке условного рефлекса условный раздражитель должен
1) действовать через 2 часа после безусловного
2) следовать сразу после безусловного
3) предшествовать безусловному
4) постепенно ослабляться

Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему проводят
1) чувствительные нейроны
2) двигательные нейроны
3) чувствительные и двигательные нейроны
4) вставочные и двигательные нейроны

ДУГА СТРОЕНИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Рецепторы – это нервные окончания в организме человека, которые
1) воспринимают информацию из внешней среды
2) воспринимают импульсы из внутренней среды
3) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам
4) располагаются в исполнительном органе
5) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы
6) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды

Выберите три варианта. В нервной системе человека вставочные нейроны передают нервные импульсы
1) с двигательного нейрона в головной мозг
2) от рабочего органа в спинной мозг
3) от спинного мозга в головной мозг
4) от чувствительных нейронов к рабочим органам
5) от чувствительных нейронов к двигательным нейронам
6) из головного мозга к двигательным нейронам

Установите соответствие между функциями и типами нейронов: 1) чувствительные, 2) вставочные, 3) двигательные. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) передача нервных импульсов от органов чувств в мозг
Б) передача нервных импульсов от внутренних органов в мозг
В) передача нервных импульсов к мышцам
Г) передача нервных импульсов к железам
Д) передача нервных импульсов от одного нейрона к другому





Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение рефлекторной дуги. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рецептор
2) передний корешок спинного мозга
3) серое вещество спинного мозга
4) двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга
5) тело двигательного нейрона
6) вставочный нейрон

ДУГА БЕЗУСЛОВНОГО
1. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги рефлекса потоотделения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение в рецепторах нервных импульсов
2) потоотделение
3) возбуждение двигательных нейронов
4) раздражение рецепторов кожи, воспринимающих тепло
5) передача нервных импульсов к потовым железам
6) передача нервных импульсов по чувствительным нейронам в ЦНС

2. Установите последовательность проведения нервного импульса в рефлекторной дуге, обеспечивающей один из механизмов терморегуляции в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) передача нервного импульса по чувствительному нейрону в центральную нервную систему
2) передача нервного импульса на двигательные нейроны
3) возбуждение терморецепторов кожи при понижении температуры
4) передача нервного импульса на вставочные нейроны
5) уменьшение просвета кровеносных сосудов кожи

3. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги спинномозгового рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) вставочный нейрон
2) аксон чувствительного нейрона
3) рецептор
4) исполнительный орган
5) тело чувствительного нейрона
6) двигательный нейрон

4. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. Запишите в ответе цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) Двигательный нейрон
2) Чувствительный нейрон
3) Спинной мозг
4) Рецепторы сухожилия
5) Четырёхглавая мышца бедра

ДУГА + СПИННОЙ МОЗГ
1. Установите последовательность передачи нервного сигнала по рефлекторной дуге. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) передний корешок спинномозгового нерва
2) рецептор
3) задний корешок спинномозгового нерва
4) скелетная мышца
5) тело вставочного нейрона
6) тело чувствительного нейрона

2. Установите последовательность прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге кожного болевого рефлекса
1) задний корешок спинномозгового нерва
2) спинной мозг
3) мышца
4) болевой рецептор
5) передний корешок спинномозгового нерва

ДУГА УСЛОВНОГО
1. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) слуховой центр коры мозга
2) чувствительный нейрон
3) рецепторы слуха
4) временная связь
5) центр слюноотделения
6) слюнные железы
7) двигательный нейрон

2. Установите правильную последовательность передачи нервного импульса по дуге слюноотделительного рефлекса у человека на вид пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) центр слюноотделения коры головного мозга
2) чувствительный нейрон
3) двигательный нейрон
4) зрительный центр коры головного мозга
5) слюнные железы
6) рецепторы глаза


3. Установите последовательность частей рефлекторной дуги при прохождении по ней нервного импульса. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) чувствительный нейрон
2) рабочий орган
3) вставочный нейрон
4) отдел коры больших полушарий
5) рецептор
6) двигательный нейрон

БЕЗУСЛОВНЫЕ
1. Выберите три варианта. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они
1) возникают в результате многократного повторения
2) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
3) являются генетически запрограммированными
4) характерны для всех особей вида
5) являются врожденными
6) не передаются по наследству

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека,
1) сформировались в относительно постоянных условиях среды
2) сформировались в процессе исторического развития
3) для своей работы требуют работы больших полушарий
4) для своей работы требуют нескольких повторений
5) учащение пульса и дыхания во время работы
6) выделение слюны при запахе шашлыка

БЕЗУСЛОВНЫЕ КРОМЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы
1) наследуются
2) индивидуальны
3) одинаковы у всех особей вида
4) контролируются только спинным мозгом
5) приобретаются в течение жизни

БЕЗУСЛОВНЫЕ - УСЛОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) обеспечивает инстинктивное поведение
Б) обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида
В) позволяет приобрести новый опыт
Г) определяет поведение организма в изменившихся условиях

2. Установите соответствие между видами рефлексов и их характеристиками: 1) условные, 2) безусловные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) являются врожденными
Б) приспособления к новым появляющимся факторам
В) рефлекторные дуги формируются в процессе жизнедеятельности
Г) одинаковы у всех представителей одного вида
Д) лежат в основе обучения
Е) постоянны, практически не затухают в течение жизни

3. Установите соответствие между характеристиками и видами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) врожденные, передаются по наследству
Б) непостоянные, способны угасать
В) характерны для всех особей данного вида
Г) возникают на адекватный для каждого рефлекса раздражитель
Д) приобретенные в процессе жизнедеятельности
Е) помогают адаптироваться к меняющимся условиям среды

БЕЗУСЛОВНЫЕ - УСЛОВНЫЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) отдергивание руки от огня горящей спички
Б) плач ребенка при виде человека в белом халате
В) протягивание руки пятилетнего ребенка к увиденным сладостям
Г) глотание кусочков торта после их пережевывания
Д) выделение слюны на вид красиво сервированного стола
Е) катание на лыжах с горки

2. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов, которые они иллюстрируют: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сосательные движения ребёнка в ответ на прикосновение к его губам
Б) сужение зрачка, освещённого ярким солнцем
В) выполнение гигиенических процедур перед сном
Г) чихание при попадании пыли в носовую полость
Д) выделение слюны на звон посуды при сервировке стола
Е) катание на роликовых коньках

УСЛОВНЫЕ КРОМЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Условные рефлексы
1) формируются в процессе эволюции
2) имеют постоянные рефлекторные дуги
3) вырабатываются в ответ на посторонний раздражитель
4) сопровождаются образованием временной связи
5) сохраняются всю жизнь без изменений

ВЫРАБОТКА
Установите последовательность формирования слюноотделительного условного рефлекса и его торможения у домашней собаки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) включение света и предоставление пищи
2) многократное включение света при отсутствии пищи
3) прекращение выделения слюны при включении света
4) выделение слюны при включении света
5) многократное сочетание кормления с предварительным включением света


Скачать:

ВложениеРазмер
8_klass_vysshaya_nervnaya_deyatelnost.doc 80 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по карточкам 8 класс

2. Внешне зайцы и кролики очень похожи друг на друга, но кролики роют норы, делают гнезда из травы и пуха, а зайцы нет; крольчата рождаются слепыми и голыми, а зайчата – зрячими и покрытыми шерстью. Как можно объяснить эти различия?

3. Верно ли, что если поведение формируется только после предъявления соответствующего стимула, то это поведение приобретенное?

4. Все безусловные рефлексы, присущие особям одного вида, одинаковы. Безусловные рефлексы головастика отличаются от безусловных рефлексов взрослой лягушки. Противоречит ли это положению о видовой специфичности безусловных рефлексов?

Задания с выбором одного верного ответа.

1. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают:

1.приспособление организма к постоянным условиям среды,

2.приспособление организма к меняющемуся внешнему миру,

3.освоение организмом новых двигательных умений,

4.различение животными команд дрессировщика.

2. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:

1.коре больших полушарий,

3. Реакция человека на зелёный цвет светофора– это рефлекс:

4. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс:

5. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это:

6. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель:

1.постоянно подкрепляется безусловным раздражителем,

2.нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем,

3.не подкрепляется безусловным раздражителем,

4.подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени.

7. Плачущему малышу дали в руки игрушку, которая зазвенела. Ребёнок перестал плакать в результате:

8. Обезьяна может использовать палку, чтобы достать плод, который находится вне клетки, так как обладает:

1.безусловными пищевыми рефлексами,

2.условными пищевыми рефлексами,

9. Внешнее торможение возникает:

1.при действии внешних сильных новых очагов возбуждения,

2.при постепенном угасании существующего условного рефлекса,

3.вне зависимости от действия внешнего раздражителя,

4.по истечении определённого времени для всех условных рефлексов.

10 . Что является примером условного рефлекса?

1) желание спать после бессонной ночи

2) зажмуривание при включении яркого света

3) использование столовых приборов во время еды

4) задержка дыхания во время проглатывания кусочка пищи

11 . Что служит примером условного торможения?

1) задержка дыхания при погружении в холодную воду

2) прекращение пережёвывания пищи при внезапной встрече с другом

3) потеря навыка катания на роликовых коньках

4) отдёргивание руки от острого лезвия ножа

12.Во время завтрака между двумя уроками по школьному радио сообщили о том, что ученик 10 класса должен срочно явиться в кабинет директора. В каком нервном центре у учащегося возникнет торможение ?

1) слуха и обоняния

2) зрения и пищеварения

3) слуха и осязания

4) равновесия и произвольных движений

14.Что является примером врождённого рефлекса у человека ?

1) движение пешехода на зелёный сигнал светофора

2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение

3) выделение желудочного сока на запах пищи

15.Какой из приведённых видов деятельности человека может быть отнесён к условно-рефлекторной?

1) соблюдение привычного режима дня

2) отдёргивание руки от горячего предмета

3) поворот человеком головы на незнакомый звук

4) написание живописной картины художником

16. На рисунках под буквами А–Г изображены стадии образования условного рефлекса у собаки. На каком из рисунков демонстрируется безусловный слюноотделительный рефлекс? 1) А 2) Б 3) В 4) Г

17.Обезьяна с помощью верёвки достаёт чашку с пищей. Какая форма поведения животного проявляется в данной ситуации?

2) элементарная рассудочная деятельность

3) динамический стереотип

1) поведение, обусловленное целенаправленным обучением

2) генетически запрограммированное поведение

3) приобретённый в течение жизни опыт

4)совокупность наследственных и приобретённых моделей поведения

Задания с выбором трёх правильных ответов.

19. На звонок с урока:

А) реагирую дети любого возраста одинаково,

Б) сходно реагируют дети школьного возраста,

В) приобретается рефлекс в процессе жизни,

Г) рефлекс передаётся по наследству,

Д) рефлекс является врождённым,

Е) рефлекс не передаётся по наследству.

20. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:

Б) приобретённого в течение жизни,

В) имеющегося у всех грудных детей,

Г) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием,

Д) передающегося по наследству,

Е) не передающегося по наследству.

21. Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека.

А) реализуются безусловные рефлексы,

Б) способность к абстрактному мышлению,

В) способность к обучению,

Д) общение знаками, символами, понятиями,

Е) сформированное условно-рефлекторное поведение.

Задания на установление соответствия.

22. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.

ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСОВ ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ

1.передаются по наследству, А) условные,

2.не передаются по наследству, Б) безусловные.

3.приобретаются в течение жизни,

5.характерны для всех особей вида,

6.индивидуальны для каждой особи.

23. Установите соответствие между характеристикой торможения условных рефлексов и его типом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРМОЖЕНИЯ ТИПЫ ТОРМОЖЕНИЯ

1.условный рефлекс медленно угасает, А) внешнее,

2.в коре больших полушарий возникает новый Б) внутреннее.

3.условный раздражитель не подкрепляется безусловным,

4.временная нервная связь в коре больших полушарий сохраняется.

24. Задание на установление правильной последовательности.

Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.

А) слуховой центр коры мозга,

Б) чувствительный нейрон,

В) рецепторы слуха,

Г) временная связь,

Д) центр слюноотделения,

Е) слюнные железы,

Ж) двигательный нейрон.

25. Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса.

А) центр слюноотделения,

Б) чувствительный нейрон,

В) временная связь,

Г) зрительный центр,

Д) слюнные железы,

Е) рецепторы глаза,

Ж) двигательный нейрон,

З) подкорковые образования.

26. Задания со свободным ответом.

Почему человек в своём доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.