Утомление и переутомление нервной системы


Утомление организма – это своеобразное физиологическое состояние, которое возникает вследствие слишком активной деятельности. Переутомление организма выражается в уменьшении работоспособности и снижением жизненного тонуса. Требуется полноценное восстановление организма, чтобы вернуться к обычному образу жизни.

Как проявляется утомление?

Определяется физическое и умственное (психическое) утомление. Умственное переутомление выражается, в первую очередь, уменьшением продуктивности интеллектуальных усилий, рассеиванием внимания. При физическом переутомлении нарушаются функции мышц.

Медиками определяются субъективные и объективные признаки утомления. Наиболее ранним признаком является чувство усталости, желание спать. Физическое переутомление различной степени выражается у взрослых и детей уменьшением мышечной выносливости и силы, нарушенной координацией движений. Для выполнения определенных действий человеку, у которого отмечаются симптомы переутомления организма, требуется затратить намного больше энергии.

Начальные признаки переутомления организма при умственном труде выражаются проблемами с памятью, невозможностью быстро переработать информацию, сосредоточиться на решении главных вопросов и т.п. Причины переутомления в таком случае связаны с продолжительным и активным умственным трудом, как это, к примеру, такое бывает у учащихся перед экзаменом. Основные физиологические причины переутомления физического характера – перенапряжение организма. Например, такое состояние может возникнуть у спортсмена, у водителя после продолжительного рейса и т.д. В некоторых случаях после очень тяжелых нагрузок одновременно наблюдается и физическая, и психическая формы утомления.

Утомление может быть связано и со спецификой труда: оно наступает скорее, если человек работает монотонно, в одинаковой позе, и при этом у него напрягаются одни и те же мышцы. Из-за ложного ощущения комфорта впоследствии после работы в статической позе могут появиться внешние признаки усталости.


Если состояние переутомления регулярно отмечается у человека и мешает ему вести полноценную жизнь и активно трудиться, следует обязательно пойти на прием к врачу с просьбой объяснить, каковы причины утомления актуальны в вашем случае, и что нужно делать, чтобы избавиться от этого состояния.

При неполноценном отдыхе или при постоянных очень сильных нагрузках возникает хроническое физическое и нервное переутомление. Специалисты склонны различать также умственное и психическое утомление человека. У людей молодого возраста постоянные умственные перезагрузки и состояние утомления провоцируют развитие неврозов. Очень часто так выражается утомление школьников. У тех, кто склонен к постоянным душевным волнениям и тревоге, проявляется психическое переутомление.

Учитывая тот факт, что работоспособность и утомление тесно связаны, следует обязательно обращать внимания на признаки такого состояния и принимать необходимые меры. Если очень часто отмечается быстрое утомление, и восстановление не происходит даже после отдыха, стоит пойти на консультацию к специалисту.

Родители обязательно должны иметь четкое понятие об утомлении и переутомлении у детей, чтобы не упустить первую степень переутомления и постараться помочь ребенку. У дошкольников и учеников младших классов сильное переутомление развивается быстрее, чем у взрослого человека. Это состояние иногда наступает просто вследствие многочасового сидения за партой, слишком больших ежедневных нагрузок и т.п. Хроническое переутомление у детей выражается рядом признаков. Ребенок становится рассеянным, невнимательным, теряет усидчивость, нарушает дисциплину во время уроков. В некоторых случаях у ребенка может даже появиться температура от переутомления, отмечается слабость, головные боли, разбитость. Очень часто дополнительное лечение переутомления требуется детям, которые недавно принесли какое-либо заболевание. Но следует учесть, что такое состояние может являться также предвестником болезни.

Почему проявляется утомление?


Таким образом, основными причинами переутомления являются серьезные физические, умственные и эмоциональные нагрузки, неправильное питание, дефицит сна и полноценного отдыха, сложность адаптации к определенным условиям, гиподинамия и др.

Утомление наступает у человека вследствие продолжительной или слишком напряженной деятельности. Утомление при работе проявляется вследствие разных видов деятельности: организм переутомляется как при статической работе, так и при динамической работе. Физическое утомление развивается при мышечной работе, умственное – при активной интеллектуальной деятельности. К переутомлению приводит монотонная деятельность, однообразие действий. У человека появляется желание оставить работу либо уменьшить степень нагрузки. При мышечных нагрузках человек переутомляется, так как в его мышцах уменьшается запас энергетических веществ и в то же время накапливаются продукты распада. Соответственно, отдых позволяет избавиться от молочной кислоты (продукт распада) и восстановить нормальную работу скелетной мышцы и других мышц. Нормальное состояние и работа мышц быстрее наступает при активном отдыхе.

Причинами утомления нервно-психического характера может быть продолжительная умственная работа, плохие условия труда, эмоциональные перегрузки, шум, физические заболевания. Если в состоянии переутомления человек продолжает работать, то постепенно у него развивается истощение, которое может быть как острым, так и хроническим. Часто истощение обеих форм отмечается у спортсменов, которые активно готовятся к соревнованиям.

Важно понимать, что утомление может являться симптомом серьезных заболеваний – сахарного диабета, гепатита С, онкологических недугов, депрессии, рассеянного склероза, туберкулеза и др. Поэтому крайне важно пройти полноценное обследование и определить, является ли состояние здоровья человека нормальным. Во время консультации врач обязательно обращает внимание как на некоторые субъективные показатели (усталость, общий дискомфорт), так и на объективные признаки (потеря веса, учащение пульса, колебание артериального давления)

Как избавиться от переутомления?

Чтобы предупредить утомление, важно рационально организовывать работу, чередовать активный труд с отдыхом, обустроить рабочее место так, чтобы трудиться на нем было максимально удобно.

Специалисты утверждают, что предупредить переутомление более эффективно позволяет активный отдых. Человеку необходимо постоянно чередовать умственный труд с физической работой или упражнениями. Днем важно делать полноценный обеденный перерыв и не заниматься в это время работой.

Следует помнить о том, что организм скорее переутомляется при статической деятельности мышц, то есть когда они постоянно пребывают в состоянии напряжения. Чтобы не допустить этого, важно чередовать статическую и динамическую работу мышц, периодически находить время на отдых.

Если человек чувствует первые признаки усталости при физическом или умственном труде, ему необходимо обязательно обратить на это внимание полноценно отдохнуть, переключить свое внимание на другие виды деятельности. Нельзя допускать хронического переутомления.

Если человек часто утомляется, чувствует себя разбитым, ему можно попробовать применить некоторые рецепты народной медицины, позволяющие привести организм в норму и повысить общий тонус. Благоприятное воздействие на организм оказывает чай с медом и молоком, отвары мяты, листьев брусники. Рекомендуется также готовить чаи и настои из корня солодки, эхинацеи. Рекомендуется пить гранатовый и виноградный соки, а также свежеприготовленные соки из свеклы и моркови. Важно как можно больше времени находиться на свежем воздухе, обратить внимание на питание, ввести в рацион овощи, фрукты, ягоды.

Благоприятное воздействие на организм при переутомлении оказывают водные процедуры. Вечером можно принять расслабляющую ванну или сделать контрастную ванночку для ног (поочередно опускать ноги то в холодную, то в горячую воду). Утром желательно делать обтирания холодной водой, а закаленные люди могут практиковать обливание. Эффективно восстанавливает силы ванна с экстрактом хвои, с эфирным маслом из сосновых игл.

Профилактика утомления детей дошкольного возраста состоит, в первую очередь, в налаживании оптимального режима дня для ребенка. И у маленьких детей, и у школьников должен быть полноценный сон, нормальное питание, включающее полезные для организма блюда. Родителям нужно тщательно следить за тем, насколько адекватна нагрузка ребенка. Чтобы избежать зрительного и мышечного переутомления, школьнику важно чередовать виды деятельности, периодически отдыхать от занятий. Меры профилактики переутомления у детей предусматривают, что у ребенка-дошкольника занятия не должны продолжаться более 15-20 минут, а младший школьник должен отдыхать от активных умственных нагрузок каждые полчаса. Нельзя допускать, чтобы ребенок много времени проводил перед монитором, так как есть риск развития так называемого компьютерного зрительного синдрома. Утомление, его виды и профилактика у ребенка – это важная тема, о которой следует поговорить с педиатром и прислушаться к его советам.


Опыт работы: С 2003 по 2013 г. – работала на должностях провизора и заведующего аптечным киоском. Награждена грамотами и знаками отличия за многолетний и добросовестный труд. Статьи на медицинскую тематику публиковались в местных изданиях (газеты) и на различных Интернет-порталах.

Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.

Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. При действии сильного раздражителя (стрессора) в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. Следует подчеркнуть, что в процессе развития переутомляемости центральная нервная система включает и регулирует стрессорные реакции. В основе же патогенеза переутомляемости лежит нарушение процессов корковой нейродинамики аналогично тому, как это имеет место при неврозах. В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.

Существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.

Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) 'имеет большое значение в спорте. Дело в том что, но мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена.

Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе. Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. Если это соревнования, то существенную роль играет степень их напряженности и ответственности, соотношение сил, тактический план их проведения. Экспериментально доказано избирательное действие различных тренировочных нагрузок и режимов работы на двигательный аппарат и вегетативное его обеспечение при утомлении и восстановлении.

Существенное влияние на течение восстановительных процессов оказывает и кумуляция утомления при определенных режимах тренировки. Продолжительность восстановления различна от нескольких минут до многих часов и суток в зависимости от выраженности перечисленных факторов. Чем быстрее восстановление, тем лучше адаптация организма к следующей нагрузке, тем большую работу с более высокой результативностью он может при этом выполнить а, следовательно, тем в большей степени растут его функциональные возможности и выше эффективность тренировки.

При повторных больших физических (напряжениях в организме могут развиваться два противоположных состояния: а) нарастание тренированности и повышение работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов; б) хроническое истощение и переутомление, если восстановления систематически не наступает.

Приведенное положение, конечно, не означает, что тренировка квалифицированных спортсменов должна всегда проводиться на фоне полного восстановления либо сверхвосстановления. За последнее десятилетие спортивная практика убедительно доказала не только возможность, но и целесообразность в определенные периоды микро - и макроциклов тренировки на уровне недовосстановления, что служит стимулом для дальнейшего повышения уровня деятельности организма и его работоспособности. Врачебные исследования показали при этом отсутствие (конечно, при соблюдении всех необходимых условий) каких-либо неблагоприятных изменений в организме спортсмена. Однако на определенных этапах тренировки на фоне недовосстановления периодически необходима компенсация, обеспечивающая прочное восстановление.

Следовательно, ускорение восстановления направленное действие на восстановительные процессы один из действенных рычагов управления тренировочным процессом. Ускорения восстановления можно добиться как естественным путем (восстановительные процессы тренируемы и не случайно быстрота восстановления один из диагностических критериев тренированности), так и направленным воздействием на течение процессов восстановления с целью их стимулирования.

Использование вспомогательных средств может дать соответствующий эффект только в сочетании с естественным путем ускорения восстановления, обусловленным нарастанием тренированности. В противном случае сдвиги восстановления во времени не будут в должной мере обеспечены ресурсами организма, что может не только затормозить естественное ускорение восстановления, но и неблагоприятно отразиться на функциональном резерве организма. Управление процессами восстановления важно не только для квалифицированных спортсменов, тренирующихся с большими нагрузками, но и для всех других контингентов, занимающихся физической культурой и массовым спортом, поскольку способствует наиболее благоприятному восприятию нагрузок организмом, а тем самым и оздоровительному эффекту занятий. К настоящему времени разработан и внедрен в практику немалый арсенал восстановительных средств, которые можно классифицировать по разным признакам: по направленности и механизму действия, времени использования, условиям применения и т. п. Наибольшее распространение получило разделение восстановительных средств на три большие группы педагогические, психологические и медико-биологические, комплексное использование которых в зависимости от направленности тренировочного процесса, задач и этапа подготовки, возраста, состояния и уровня подготовленности тренирующегося, предшествовавшего режима и составляет систему восстановления.

Педагогические средства обеспечивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная, ибо какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они окажут должное действие только при правильной тренировке и режиме. К педагогическим средствам относятся: рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, правильное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки, введение специальных восстановительных циклов и профилактических разгрузок, варьирование нагрузок, условий тренировок, интервалов отдыха между занятиями и упражнениями, широкое использование переключении с одного вида упражнений на другой, с одного режима, работы на другой, полноценная разминка, использование в ходе занятий упражнений для расслабления мышц, дыхательных упражнений, приемов самомассажа и пр., полноценная заключительная часть занятия, а также большая индивидуализация тренировки, рациональный режим (особенно пред - и постсоревновательного периода), достаточная эмоциональность занятий и др.

Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно-психического статуса спортсмена после напряженных тренировок и особенно соревнований, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства (такие, например, как оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики спортсмена, особенно в предсоревновательном периоде и непосредственно после соревнований, при комплектовании команд, расселении спортсменов на сборах и т.п., индивидуальный подход), так и психогигиенические средства регуляции и саморегуляции психических состояний: удлинение сна, внушенный сонотдых, психорегулирующая, аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации, управления тонусом произвольной мускулатуры, использование некоторых медикаментозных средств для уравновешивания нервных процессов и пр.

Основные медико-биологические средства восстановления это рациональное питание (включая использование дополнительных его факторов и витаминов), физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, массаж, аэроионизация), некоторые естественные растительные и фармакологические средства, рациональный суточный режим, климатические факторы.Механизм воздействия этих средств можно представить себе как сочетание неспецифических (действие на эащитно-приспособительные силы организма) и специфических влияний, непосредственно направленных на быстрейшую ликвидацию проявлений общего и локального утомления, вызванного проделанной работой. Через нейрогуморальные механизмы регуляции эти средства воздействуют на измененные вследствие физической нагрузки метаболизм, температуру и кровоснабжение тканей, способствуют восполнению затраченных энергетических и пластических ресурсов, быстрейшему выведению из организма продуктов распада, восстанавливают нормальное соотношение нервных процессов, способствуя тем самым восстановлению функций регулирующих механизмов и эффекторных органов, ликвидации чувства усталости. Это позволяет ускорить естественное течение восстановительных процессов, повысить адаптацию организма к последующей мышечной деятельности и его работоспособность.

Использование вспомогательных средств для управления физиологическими процессами, измененными под влиянием проделанной работы, в целях ускорения его восстановления и предупреждения перенапряжения при последующих нагрузках физиологически оправдано и не имеет ничего общего с искусственным стимулированием организма для повышения его работоспособности. Использование восстановительных средств должно носить системный характер, предусматривающий комплексное применение средств разного действия в тесной увязке с конкретным режимом и методикой тренировки, то есть рациональное сочетание отдельных средств в соответствии с видом спорта, задачами и периодом тренировки, характером работы, степенью утомления, состоянием спортсмена.

Восстановительные процессы характеризуются неравномерностью, фазностью (фаза пониженной, исходной и повышенной работоспособности последняя регистрируется не после каждой работы, а на более длительных этапах тренировки), гетерохронизмом. Гетерохронизм в восстановлении вегетативной и двигательной сферы организма, а также отдельных вегетативных звеньев наиболее выражен в позднем восстановительном периоде после нагрузок, а также у менее тренированных лиц. Поэтому при выборе восстановительных средств 'следует предусмотреть возможность одновременного влияния на разные функциональные званья организма, обеспечивающие его работоспособность психическую и соматическую сферы, двигательный аппарат, центральную нервную и вегетативную системы с тем, чтобы одновременно снять как нервный, так и физический компоненты утомления.

1 вопрос: Общие понятия об утомлении и переутомлении.

2 вопрос: Профилактика переутомления.

Биологическая роль утомления чрезвычайно высока. Защитная функция предохраняет организм от истощения при слишком длительной или слишком напряженной работе; повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

Важной физиологической особенностью человека является биоритмологическое чередование периодов повышенной и пониженной активности жизнедеятельности отдельных органов и организма в целом. Между тем, именно при умственной деятельности это важное физиологическое свойство зачастую нарушается. По образному выражению А. И.Герцена, мысль нельзя сложить как руки, она и во сне не совсем спит. В отличие от преимущественно физического труда, при труде умственном формальное завершение рабочего времени, не влечет за собой и прекращение профессионально направленной мыслительной деятельности. Нередко, к тому же, преподаватели, научные работники, конструктора, архитектора, студенты и многие другие работники умственного труда время отдыха, выходные дни и вечернее время (а иногда и большую часть отпускного периода) используют для обдумывания и выполнения профессиональных заданий. В результате развивается особое состояние организма – утомление.

В медицине под утомлением понимают временное снижение функциональных возможностей организма, возникающее в следствие длительной (интенсивной) работы.

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появиться как при умственной, так и при физической работе.

Умственное утомление – физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения (иррадиация – распространение).

Физическое утомление – физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные с изменением в клетках двигательного центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности: снижение силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Быстрота утомления зависит от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных групп мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении утомления играет также отношения человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального подъема длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Обычно, когда необходимо продолжать интенсивную работу при наступившем утомлении, человек расходует дополнительные силы и энергию – изменяются показатели отдельных функций организма (например при физическом труде учащаются дыхание и сердцебиение, усиленное потоотделение и. т. д.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки утомления усиливаются.

Существует классификация клинических проявлений утомления по Н.:

Легкое утомление – состояние, которое развивается даже после незначительных по объёму и интенсивности мышечной работы.

Острое утомление – состояние, которое развивается при предельной однократной физической нагрузке.

Переутомление – это уже патологическое состояние организма человека, проявляющееся прежде всего в виде невроза.

Перенапряжение – остро развивающееся состояние после однократно предельной нагрузки на фоне снижения функций организма.

Недостаточный по времени отдых или чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени приводят к хроническому утомлению, или переутомлению. Переутомление в отличие от утомления – это такое сильное нарушение физиологических и биохимических процессов в организме, которое оказывается (именно для данного организма) чрезмерным и приводит к истощению резервов организма.

Переутомление – это крайняя степень утомления, находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон, неправильный режим дня и т. д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом распределении в течение дня умственного и физического труда можно добиться высоких результатов в воспитании и образовании ребенка, а также в его работоспособности.

Субъективно утомление проявляется чувством усталости, объективно – снижением качественных и количественных показателей работоспособности. Внешними признаками утомления являются:

- разные степени ослабления устойчивости внимания;

- изменения позы (повороты головы в разные стороны, потягивания, поддержание головы руками, стремление положить голову на стол, отклонения к спинке стула и др.);

- неуверенность и замедленность движений;

- ухудшение разборчивости почерка;

- ослабление интереса к обсуждаемой теме, отсутствие вопросов;

- снижается творческая активность и способность к усвоению новых понятий и навыков;

- меняется биохимический состав крови;

- снижается функциональная работоспособность нервных центров;

- нарушается нормальная деятельность сердечной мышцы, органов дыхания;

При сильном утомлении:

- ослабляется поток импульсов от периферических нервных окончаний к центральной нервной системе, способствующий возникновению застойного торможения в коре головного мозга. Как часто приходится быть свидетелями вызывающих иронические замечания окружающих, когда утомившийся человек (даже в молодом возрасте) хаотично и безуспешно разыскивает свои очки, лежащую на столе перед его глазами нужный документ или другую находящуюся на виду нужную вещь и т. п.

Переутомление может выражаться в самых разных нарушениях самочувствия, которые носят стойкий характер. Чаще всего встречаются:

- чувство вялости и разбитости;

- общая апатия, головная боль;

- снижение аппетита;

- пониженный фон настроения.

С точки зрения субъективных ощущений, чувство усталости нормально, а вот чувство разбитости - это уже качественно иное ощущение, которое позволяет заподозрить переутомление либо перетренированность. Разбитость говорит о перенапряжении и истощении. Объективно переутомление выражается в ухудшении всех функций организма и это приводит к возникновению различных хронических заболеваний или обострению заболеваний уже имеющихся.

Профилактика переутомления:

1. Технологические меры – создание наиболее благоприятных технологических условий для уменьшения утомляемости (механизация, автоматизация, улучшение технических характеристик аппаратуры, инструментов и т. д.).

2. Рационализация трудового процесса (экономичность, ритмичность, перерывы, отдых и т. д.). Режим работы играет важную роль и определяется тяжестью работы: чем тяжелее работа, тем перерывы чаще и короче. В течение рабочего дня необходим большой перерыв (обеденный). Хороший эффект дает также производственная гимнастика и крепкий сон.

Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма.

Действительным средством длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм труда. Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем не ритмичная работа той же тяжести. Важное средство борьбы с переутомлением – рациональная смена труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня кратковременных перерывов.

3. Рационализация санитарно-гигиенических условий.

4. Повышение квалификации (тренированности) работников. Высококвалифицированные рабочие обычно утомляются позже.

Для предупреждения переутомления у детей необходимо:

- наладить их режим дня, исключить недосыпание, недоедание, уменьшить нагрузку, правильно организовать чередование занятий и отдыха. Следует отдохнуть от той работы, которая вызвала утомления.

При возникновении состояния физического или умственного переутомления рекомендуется пользоваться различными средствами народной медицины, которые оказывают тонизирующее действие на организм.

Лечение утомления народными средствами:

- Выпить чашку чая с молоком и ложкой меда или стакан настоя мяты перечной.

- Выпить 1/2 стакана виноградного сока: по 2 ст. ложки каждые 2 часа.

- Съесть несколько кусочков селедки, что особенно помогает при умственном утомлении.

- Принять теплую ванну; если утомление отразилось главным образом на ногах, то достаточно опустить в горячую воду ноги по щиколотку примерно на 10 минут. Если это по каким-либо причинам невозможно, можно просто приподнять ноги выше уровня таза.

- Каждый вечер делать ванну для ног. Налить в один таз воду, нагретую до температуры 40-50° С, а в другой – как можно холоднее. В первом тазу держать ноги 5 мин, а во втором – 1 мин. Повторить эту процедуру 5 раз. Затем помассировать ноги, растирая их камфарным спиртом или любым кремом для ног.

- Ежедневно обтираться холодной водой, лучше всего утром при вставании.

- Для людей умственного труда полезно перед сном принять ножную горячую ванну (42°С) до щиколотки, на десять минут, для оттока крови от головы.

- Принимать хрен обыкновенный в качестве укрепляющего средства при напряженном умственном или физическом труде.

- Принимать сок граната в качестве тонизирующего средства.

- Ежедневно рекомендуется принимать грецкие орехи, изюм и сыр. За один прием нужно съедать 30 г грецких орехов, 20 г изюма и 20 г сыра.

- Рекомендуется употребление в пищу яблок, груш, айвы (в любом виде), ромашки, лепестков красной розы, мелиссы, граната, лаванды хорошо тонизирует и поднимает настроение.

- Листья брусники заваривать как чай и принимать соответственно.

- Принимать по 15-20 капель настойки элеутерококка 2 раза в день, утром и в обед за полчаса до еды.

- По 100-200 мл свежеприготовленного сока моркови пить 3 раза в день.

- Сок свеклы принимать внутрь по 0,5 стакана 3-5 раз в день до еды.

Диета при утомлении

Нормальное питание – лучшее средство от переутомления. Исследования показали, что люди, которые едят часто, но понемногу, меньше страдают от утомляемости и нервозности, сохраняя ясность мышления, в отличие от тех, кто питается 2-3 раза в день. Поэтому между основными приемами пищи рекомендуется съесть немного фруктов, выпить сока, чашку чая с молоком и ложкой меда или стакан настоя мяты перечной.

При умственном утомлении хорошо съесть несколько кусочков рыбы (особенно щуки); фосфор, содержащийся в ней, необходим для работы мозга. Людям, занятым в основном умственной деятельностью, рекомендуют есть больше грецких орехов, арахиса, миндаля, гороха, чечевицы. Для работы желез внутренней секреции необходимо употреблять больше сырых овощей, фруктов, молока, желтков, сыворотки. Свежий зеленый лук снимает чувство усталости и сонливости.

При всяком утомлении, а также при расстройстве нервной системы рекомендуется разболтать сырой желток в стакане почти горячего молока, положить туда немного сахара и выпить не спеша. Этот напиток можно употреблять 2–3 раза в день.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.