В чем разрабатывалось понятие невротической личности

15. Религиозное понимание личности представлено в…

16. Признание ценности и значения человека характерно для …

2. Способность человека видеть прекрасное во всех проявлениях жизни и искусстве – это…

3. Философское учение о прекрасном, в т.ч. в искусстве и художественной деятельности, называется…

4. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть - …

6. Совершенный образец чего-либо, конечная цель стремлений называется…

8. Свобода делится на негативную и…

9. Религиозные ценности выражаются в…

10. Хранительницей вневременных ценностей и сегодня продолжает оставаться …

12. Нравственный принцип совместной жизни людей с точки зрения столкновения их интересов называется …

13. Высшая степень ценного, значимого для человека называется …

14. Воплощение эстетического идеала называется …

15. Положительное значение предметов и явлений с точки зрения чьих-либо интересов выражается в понятии…

16. Способность человека осознавать и переживать собственное несоответствие должному называется…

Ценность и смысл человеческой жизни

1. Вопрос о смысле жизни, прежде всего, порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек …

2. Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии …

3. Тема трагичности человеческого бытия характерна для такой философской школы, как …

4. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в …

преобразовании себя и общества

5. С точки зрения религиозного сознания смысл жизни заключается в:

стремлении попасть в рай или нирвану

7. Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь…

8. Создателем этической системы, в основе которой лежат две основные идеи – безусловная самоценность человека и долг перед людьми, является …

9. Если для неверующего человека целью и смыслом жизни является стермление к счастью, то для верующего:

рай или нирвана

избавление от страданий

исполнение религиозных обрядов

10. Свобода как основной принцип человеческого существования получил обоснование в:

11. Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается …

12. Триада – Вера, Надежда, Любовь – впервые высказана…

в христианской философии

в светской культуре и философии

14. Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется …

15. Обоснование ценности и особой значимости человека в истории европейской культуры было дано в философии…

16. Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии…

1. Верным суждением относительно связи философии и мировоззрения является следующее …

Философия – это.

система теоретических воззрений на мир и место в нем человека

совокупность нравственных учений и норм

система религиозных учений о мире и человеке

3. Философия первоначально понималась как…

любовь и мудрость

учение о первосущностях

учение об абсолютной истине

4. Разделом философии не является …

6. Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют …

Расстройство психики или нормальная защитная реакция от окружающего мира? В статье я расскажу про невротика и опишу, кто это такой в психологии, какие симптомы и признаки проявляются у личности.

Почему важно понимать, каким характером обладаете вы сами и окружающие вас люди? Потому что от этого зависит стиль поведения, могут меняться реакции на конкретные ситуации, слова. Возможно, вы обижаетесь за резкость или излишние переживания, в то время как подобное проявление чувств и эмоций характерно для человека и даже не подлежит коррекции. Прочитайте статью и найдите в описании себя и людей из вашего окружения.


Кто такой невротик

Это взрослые развитые личности, страдающие неврозами. У них есть неявные психологические отклонения – они плохо приспосабливаются к реальности и больше ориентируются на собственный эмоциональный уровень, чем на рациональные решения.

Характерная черта – они постоянно испытывают сомнения и, вследствие этого, нуждаются в поддержке и согласии со стороны близких, коллег. Но часто они стараются сделать над собой усилие, чтобы доказать самому себе возможность лидерства. Так невротик – это человек, который может стать лидером, но не из-за собственных убеждений, а для доказательства своей способности возглавлять толпу, властвовать над другими.

Еще одна распространенная эмоциональная невротическая реакция – отказ от повседневных бытовых дел, общения. По сути, это выбранное отшельничество с презрением всех благ цивилизации. Это происходит из-за того, что данный психотип часто не признает установленные в социуме правила. Но не все люди, отвергающие стандарты, имеют психологическое отклонение, иногда это осознанный выбор.

  • Плохое самочувствие и состояние: при этом окружающие не испытывают дискомфорта при нахождении рядом, что не скажешь о психопатах, которые в обратной ситуации оказывают именно влияние на других.
  • Психоэмоциональная нестабильность. Это скачки эмоций и настроений. Но со временем и взрослением такой человек переходит в стабильный пессимизм. При этом из негативного состояния невротик выходит редко и сложно.
  • Неуверенность в собственных начинаниях, возможностях.
  • Страхи и недоверчивость – часто вытекает из-за негативного опыта общения с людьми или по причине надуманных переживаний.
  • Самобичевание или обратная крайность – обвинение окружающих в любых проблемах, отсутствие баланса.
  • Эгоцентризм.

Невротиком не рождаются, им становятся. В основном становление такой личности, как и любой с другой, происходит с детства, когда закладываются основные манеры поведения. Затем каждый опыт общения (в личной жизни или в профессиональной) может усугубить состояние. С возрастом, особенно при наступлении старости, такие люди зачастую перестают себя контролировать и вступают в крайности, с ними очень сложно общаться. В то время как в молодости и во взрослой жизни они часто маскируют свои переживания и сомнения, подстраиваясь под нормы и правила социума.


Симптомы

Невротизм – это черта личности, а не психологическая болезнь, поэтому нельзя говорить о наличии симптоматики в медицинском смысле. Если данные признаки намечаются в легкой форме, то есть сопровождаются некоторым внутренним дискомфортом и внешним спокойствием, нельзя говорить о заболевании. Просто из душевного равновесия его вывела определенная ситуация.

А вот невроз в тяжелой форме – это уже причина беспокоиться, поскольку это болезнь, которая приводит и к психологическим, и к физическим проявлениям.

Даже если у вас или у близких только первый вариант невротизма, стоит знать симптомы, которые могут говорить о более серьезной стадии:

  • Плохо дается обучение в школе, в университете.
  • Сложно начать что-то новое, а вернее – прекратить старое. Изменения сильно пугают, поэтому при невротичности человек долго не уходит с нелюбимой работы или от второй половинки, даже если знает необходимость в этом.
  • Проблемы в интимной сфере: нет доверия между влюбленными, поэтому сложно открыться и наслаждаться процессом.
  • Кружится голова и появляются боли в височной области.
  • Человек постоянно ищет заболевания – это забота о собственном физическом и психологическом здоровье, которая является необоснованной.
  • Присутствуют постоянные страхи: что он куда-то опоздает, что-то пропустит или забудет, не выключит чайник, утюг, газ, не перекроет воду.
  • Скачки давления.
  • Усталость. Часто после сна невротик не чувствует себя выспавшимся.
  • Повышенная раздражительность на звуки (тиканье часов) и свет – мигание лампочки-индикатора на мониторе или телевизоре.
  • Желание быть наедине с собой.
  • Множество признаков неуверенности в себе.
  • Неумение признавать собственную вину или ошибки.

Постоянный страх, как и остальные симптомы, проявляются у разных людей в различной степени. В основном это зависит от силы личности. Сильные люди стараются преодолеть опасения, не показывать их. В то время как слабые выражают их постоянно. По этой причине nevrotik часто старается привлечь внимание, рассказывает о своих преувеличенных бедах, надуманных заболеваниях, желает, чтобы его пожалели. Он не любит слушать, зато сам с удовольствием рассказывает о проблемах.

Невротическая личность или невроз характера — психоаналитические термины, обозначающие патологию личности, в значительной мере совпадающую с психопатией. Это незрелые личности, которым свойственны по меньшей мере три кардинальных признака: аномальные потребности, комплексы и психологические защиты. Мы считали бы целесообразным описать их в надежде, что это позволит лучше понять переживания и поведение пациентов с расстройствами личности, т. е. психопатов.

Что касается комплексов, то их открытие связывают, как известно, с К.Юнгом. Комплекс, считал он, может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением, контролируя человека и используя его психику в своих целях. Над Л.Н.Толстым, думал К.Юнг, доминировала идея прощения, а над Наполеоном — жажда власти. При выявлении и измерении силы комплекса могут быть, по К.Юнгу, использованы три метода: прямое наблюдение (плюс аналитическая дедукция, например анализ снов), обнаружение индикаторов комплекса (например, оговорок) и измерение интенсивности эмоционального выражения (например, частоты пульса). Приведем короткое описание наиболее часто упоминаемых комплексов:

Комплексом, по К.Юнгу, может стать любая эмоционально значимая идея или любое желание, если они подавлены, вытеснены из сознания. Число комплексов, таким образом, далеко не ограничивается здесь упомянутыми. Идея комплексов фиксирует ряд отклонений поведения, причины которых остаются неизвестными. Вместе с тем она является сугубо гипотетической. Число комплексов может быть увеличено до степени, дискредитирующей саму идею их существования.

Наконец, невротическую личность характеризуют различные формы психологической защиты — ментальных действий, направленных на устранение тревоги и ощущения опасности. Психологические защиты формируются и функционируют неосознанно. Для невротической личности они являются способами самообмана относительно себя и реальных внешних ситуаций. Приведем короткое описание основных защитных стратегий.

1. Вытеснение (мотивированное забывание) — удаление из сознания травмирующих представлений. Обычно является стойким, неподконтрольным сознательным усилиям. Вытесненный материал может обнаруживать себя разными путями: сновидениями, оговорками, невольными действиями, остротами, соматическими симптомами, детскими страхами взрослых, а также символизацией, т. е. смещением на другие объекты: например, чувство враждебности к отцу проявляется враждебностью к другим проявлениям авторитаризма.

3. Замещение — перенос инстинктивного чувства или импульса, например враждебности, на другой, менее угрожающий объект. Замещением объясняют, например, жестокое обращение с детьми.

6. Регрессия — возврат на более раннюю и пройденную стадию развития: например, молодая жена, не умея наладить зрелые отношения с мужем, возвращается в привычные условия родительской семьи, а потерявший работу инвалид возобновляет употребление алкоголя. Ретрогрессия — возврат наблюдавшихся ранее образцов поведения. Так, испуганный в школе ребенок снова начинает сосать палец, как он это делал в детском саду.

7. Фиксация — остановка на одной из ранних стадий развития. Так, пугаясь самостоятельной жизни, индивид остается сверхзависимым и, не вступая в брак, не покидает родительскую семью, предпочитая оставаться взрослым ребенком.

8. Сублимация — перевод неприемлемых или агрессивных импульсов в социально одобряемое русло, например мастурбация сублимируется в занятия спортом, а агрессивность — в работу следователя, прокурора, хирурга.

9. Отрицание реальности — отказ принять нечто, причиняющее страдание: например, индивид не может принять смерть близкого человека и продолжает считать, что тот все еще живой, ждет его возвращения или порывается раскопать могилу; или индивид не может поверить, что его разлюбили, и продолжает жить по планам совместной близости отношений.

10. Изоляция — нейтрализация аффекта, связанного с травмирующим событием. Индивид старается при этом не думать о том, что произошло, и о том, что за этим последует.

11. Подавление (уничтожение сделанного) — нейтрализация аффекта, связанного с собственным недостойным поступком или побуждением. Индивид старается забыть о случившемся, переключая внимание на что-то другое.

12. Интроекция — замена внешнего объекта представлением о нем. Например, интроектами родителей могут стать какие-нибудь их советы или предостережения. Индивид может следовать таким предписаниям, хотя в нем самом они не укоренились и не стали естественной частью его Я.

13. Поворот против себя — обращение неприемлемых импульсов, адресованных окружающим, на себя. Так, по Фрейду, агрессия против кого-то направляется на себя в акте суицида.

Вторичная идентификация — процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже установлена. Дети подражают родителям и как бы заимствуют свою идентичность от них. Это защита, она позволяет детям отрицать переживание сепарации с родителями; считается частью нормального развития. Проективная идентификация — процесс, когда индивид представляет, что он находится внутри некоего объекта. При этом возникает иллюзия контроля над объектом и появляется возможность получать замещающее удовлетворение. При вуайеризме, например, пациент представляет себя внутри реального сексуального партнера, будто бы контролирует его и получает удовольствие. При интроективной идентификации происходит процесс, который дает возможность представить другого внутри себя и частью себя. При этом индивид говорит или что-то делает как бы от имени другого человека, не отождествляя себя с ним. Именно так действует, например, актер в какой-нибудь роли или индивид, который представляет себя в роли другого человека.

15. Интеллектуализация — анализ личной проблемы в отстраненных интеллектуальных понятиях, позволяющий игнорировать собственные эмоции и чувства. Так, переживание чувства вины подменяется размышлениями о природе этого чувства, его роли в жизни человека, происхождении и значении совести.

16. Перенос или трансфер — смещение чувств и установок с эмоционально значимых лиц на кого-то другого, например на психотерапевта. При положительном переносе смещение касается позитивных чувств и установок, при отрицательном переносе — негативных чувств (обиды, обвинений и др.). Противоперенос — смещение психотерапевтом своих чувств и установок на пациента. Последний может вызывать антипатию, недовольство или, напротив, уважение, доверие, расположение, хотя с его личными качествами это никак не связано.

17. Расщепление — разделение целостной структуры как бы на два самостоятельных объекта: позитивный и негативный. Восприятие себя и других становится полярным: то крайне положительным, идеализированным, то резко отрицательным, уничижительным, трагичным. Так, в период влюбленности индивид видит в партнере чуть ли не божественное существо, а после охлаждения к нему — напротив, всего лишь ординарного, всем раздражающим человека. Неспособность видеть травмирующее начало в конфликте или стрессе на некоторое время помогает пациенту сохранять спокойствие и самообладание, чтобы повлечь затем отставленную реакцию на психическую травму. Совмещение полярных реакций неизбежно влечет за собой двойственность отношения, амбивалентность.

Говоря по существу, психологические защиты есть лишь перевод некоторых моделей поведения на язык психологических терминов. Это часто варьирующие констатации давно и общеизвестных фактов, но вовсе не их объяснение, как многие считают. Обозначить явление или построить его вербальную модель отнюдь не означает приблизиться к пониманию его существа. Магия слов способна породить не более чем иллюзию понимания, хотя и это порой представляет немалую ценность.

Невротическая личность во многом является противоположностью личности зрелой, здоровой. По отношению к последней многие понятия психологии, такие как зависимость, защиты, комплексы и т. п., неприемлемы. Ряд авторов указывает на опасность экстраполяции выводов, сделанных при изучении невротических личностей и тем более больных людей, на нормального человека.

Невротик: невротическая личность

Невротик — это человек, которые имеет установки, убеждения и ценности невротической личности.

Невротик придерживается невротических желаний

Невротические тенденции в поведении и общении проявляются как следствие глубинного внутриличностного конфликта.

Невротик и внутриличностный конфликт

В структуре личности человека-невротика живут субличности, которые находятся в постоянном конфликте.

С точки зрения транзактного анализа — это конфликт между Родителем и Дитя личности невротика.

Конфликт между жесткими и критическими установками Критического Родителя в минусе (Преследователь) и Адаптивным Дитя в минусе (Бунтарь).

Борьба между Свободным Дитя в минусе (Преступник) и Заботливым Родителем в минусе (Спаситель).

Зараженность (контаминация) Взрослого ригидными установками Родителя и не адаптивными желаниями Дитя.

С точки зрения иерархии потребностей — это конфликт базовых желаний невротической личности.

Невротическая личность часто хочет невозможного. Если автомобиль, то самый дорогой и крутой, и очень расстраивается если такой возможности нет. Завидует обладателям таких авто.

Невротик часто мечтает о славе. Невротическая личность либо стремиться подчиняться, либо мечтает встать у руля, в последнем случае часто не обладая нужными способностями и навыками.

Невротик выбирает заведомо проигрышные стратегии получения желаемого. Часто проигрывает за шаг до успеха, например вступая в конфликт или уходя в болезнь.

Невротик не переходит к действиям. Даже зная четко и конкретно, чего хочет и желает всем сердцем, невротическая личность так и не переходит к действиям, которые бы приблизили мечту.

Невротик смотрит на жизнь негативно. Заранее настроен на проигрыш, поражение и не успех. Из-за этого часто пропускает возможности, срабатывает эффект Пигмалиона.

Иногда невротическая личность имеет невроз, как следствие психической травмы полученной в детстве, когда идет мощный внутренний запрет желать, получать и иметь.

Вы пытаетесь прекратить думать

Невротик и позитивист картинка

Главное отличия невротика и позитивиста (позитивика) заключается в базовой жизненной установке. Посмотрите на картинке, чем отличается отношение к жизни и себе у невротика и позитивиста.

Невротик и позитивик — кто Вы?

Невротик легко погружается в негатив и долго на нем фиксируется

Невротик не уверен в себе и собственных способностях в любой сфере

Невротик часто зафиксирован на себе

Невротик часто испытывает страхи, недоверие к людям

Невротик не любит себя и других

Позитивист эмоционально стабилен

Позитивист знает чего хочет, видит пути получения и верит в успех

Позитивист бодр, весел и позитивен

Позитивист верит в свои возможности и в доброту мира

Позитивист любит себя и ему интересны люди

Фрейд считал, что мир состоит на 80% из невротиков и 20% из позитивистов. Кто Вы позитивик или невротик?

Как ум раздувает из мухи слона

О том, что невротик – это эмоциональный наркоман и что ему, с определенной периодичностью, нужна доза, как правило, негативных эмоций, я уже сказала выше.

Самый простой способ для нашего ума получить негативные эмоции – это придумать, написать в своей голове прекрасный и, еще даже лучше, нереальный сценарий разворота каких-нибудь событий с участием самых близких людей. Никому об этом не рассказать. И потом косвенно обвинить этих людей, особенно любимого человека, в том, что все идет не так как мы хотим, выразив в их адрес свое возмущение по этому поводу.

Косвенно, потому что невротик о своих намерениях прямо никогда не говорит. Невротик закрыт к миру и общается с ним только с помощью манипуляций. И это делает практически невозможным обретение гармоничных отношений хоть с кем-то.

В момент, когда ожидания невротика не оправдываются, он начинает жалеть себя, испытывает обиду, злится и агрессирует. И вот с работы с этими разрушающими чувствами я и предлагаю начать наше торможение.

Кодекс невротика А. Элисса

А. Элисс — основатель когнитивно-поведенческой психотерапии, обобщив ряд наблюдений из практики, установил, что некоторые автоматические мысли чаще других служат причиной разного рода психических проблем.

Моральный кодекс невротика — картинка из сети Интернет

Но я приведу 12 первичных иррациональных убеждений, которые Элисс включил в кодекс невротика.

Кодекс невротика базируется на 4-х группах установок, создающих проблемы:

  1. Катастрофические установки
  2. Установки обязательного должествования
  3. Установки обязательной реализации своих потребностей
  4. Глобальные оценочные установки

У невротика есть жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым значимым другим;

Каждый должен быть компетентен во всем;

Большинство людей подлые или испорченные (мир плох);

Случится катастрофа, если события пойдут по незапланированному пути;

Несчастья человека обусловлены внешними силами (форс-мажор), и у людей мало шансов их контролировать;

Если существует опасность, то не следует ее преодолевать;

Легче избежать определенных жизненных трудностей, чем испытывать их и нести ответственность;

Прошлая история человека влияет на его настоящее и будущее;

Не надо беспокоиться о чужих проблемах;

Не надо четко, правильно и отлично решать все проблемы, иначе произойдет непоправимое;

Если кто-то не контролирует свои эмоции, то ему нельзя помочь.

Внимательно прочитайте эти установки и определите каким из них подвержены Вы, Ваши родные или друзья. Что вам мешает отказаться от этих положений кодекса невротика?

Напишите Ваши мысли и предположения о том, как живут люди, следующие этим искаженным установкам о себе и мире в комментариях к статье.

Характерные симптомы

Невротик воспринимает мир небезопасным. Его стратегии в борьбе со стрессами отличаются от методов других типов личности. Он бдителен, постоянно анализирует окружающую среду на предмет потенциального вреда. Такие люди остро ощущают опасность, даже если ее нет.

  1. Эмоциональная нестабильность. Невротическая личность реагирует на стресс раздражительностью, тревогой или другим отрицательным способом. Она склонна к перепадам настроения. Острую реакцию вызывает не только стресс, но и незначительные события.
  2. Тревожность. Беспокойство возникает без причины.
  3. Перфекционизм. Этот тип личности стремится к совершенству. Такие люди тратят на выполнение задач больше времени, т.к. боятся ошибиться.
  4. Зависимость. Люди с эмоциональной нестабильностью часто хотят, чтобы их проблемы решал кто-то другой. Они слишком зависят от других и не стремятся удовлетворять собственные нужды.
  5. Сложности в отношениях. Люди с невротической моделью поведения пытаются контролировать своего партнера. Они могут обвинять его в неверности без каких-либо доказательств, перекладывать на него ответственность за удовлетворение своих потребностей.

Личностная особенность у мужчин проявляется по-разному. Ее признаки:

  • агрессивность;
  • раздражительность;
  • конфликтность;
  • чрезмерная потребность в самоутверждении;
  • зацикленность на достижениях;
  • пессимизм;
  • чрезмерный альтруизм;
  • навязывание чувства вины;
  • перекладывание ответственности на других;

Для женщин характерны:

  • навязчивая забота;
  • стремление к совершенству;
  • эмоциональная зависимость;
  • боязнь одиночества;
  • беспомощность;
  • чрезмерная потребность в любви;

В детском возрасте о личностной особенности свидетельствуют:

  • чрезмерная плаксивость;
  • ранимость;
  • подавление негативных чувств;
  • обидчивость;
  • перепады настроения;
  • сложности во взаимодействии с другими людьми.

Будучи одной из наиболее ярких представителей неопсихоанализа, Карен Хорни формировалась в традициях учения З.Фрейда. Как и Фрейд, она подчеркивала важную роль бессознательных конфликтов. Вместе с тем концепция Хорни отличалась от ортодоксального психоанализа, который она нередко критиковала по нескольким направлениям, в частности в связи с обсуждением вопросов, касающихся женской сексуальности. Одно из принципиальных отличий концепции Хорни заключалось в уменьшении значения либидо, другое -- в отрицании представления о том, что люди мотивированы преимущественно врожденными и запретными инстинктами, которые в конечном итоге сводятся к инцесту и глобальной деструкции. От Фрейда Хорни отличает также акцент на социальные, а не биологические детерминанты формирования здоровой и невротической личности.

Каждый человек, с точки зрения Хорни, обладает собственным личностным потенциалом развития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. Психопатологические расстройства возникают только в том случае, если силы, способствующие позитивному росту и развитию, блокируются внешними социальными факторами. В ребенке, растущем в здоровой социальной среде, развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению. Ребенок, родители или воспитатели которого не способны проявлять любовь, заботу и уважение к его индивидуальности, становится человеком, постоянно испытывающим чувство тревоги, воспринимающим мир как недружественный и враждебный. В этом случае здоровое стремление к самоактуализации замещается всепоглощающим стремлением к безопасности -- основной невротической потребности.

К. Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности . Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой - подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

Подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира". Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из основополагающих концепций Хорни.

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в табл.№1 вместе с соответствующими стилями поведения.

Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Проявления в поведении

1. В любви и одобрении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию

2. В руководящем партнере

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все

3. В четких ограничениях

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости

5. В эксплуатировании других

Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их

6. В общественном признании

Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса

7. В восхищении собой

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи

9. В самодостаточности и независимости

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

10. В безупречности и неопровержимости

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

К. Хорни подчеркивала Невротическое стремление к безопасности достигается гипертрофией одного из трех типов защитных реакций: беспомощности, агрессивности и отгороженности. Если человек предпочтительно использует один из типов защиты, почти полностью игнорируя остальные, то формируется один из трех типов характера: ищущий любви, доверия, расположения других людей (движение к людям); агрессивный, враждебный (направление потребности -- движение против людей); обособленный, независимый (направление потребности -- движение от людей).

Невротический защитный механизм беспомощности выражается в слишком сильном стремлении к протекции, поддержке, защите и в преувеличенном, можно сказать притворном, стремлении соглашаться с желаниями других (ориентация взаимодействия в обществе -- движение к людям). Невротический защитный механизм враждебности основан на убеждении, что в жизни действует закон джунглей, где выживает сильнейший. Тот, кто подчеркивает в своем поведении такую жизненную ориентацию, считает других враждебными и лицемерными, отрицает теплые, спонтанные отношения между людьми, предпочитая различного рода манипулирование ими. Он убежден, что настоящих привязанностей не существует (ориентация в обществе -- движение против людей). Защитный механизм ухода, отгораживания выражается в отказе от интимных, дружеских и просто бытовых контактов с другими (ориентация в обществе движение от людей).

В то время как здоровый человек предпочитает свободно общаться, сближаться с окружающими, лишь иногда идти против них или уходить от контактов с ними в зависимости от обстоятельств, невротик решает проблему общения всегда негибким способом. Он выбирает один из типов коммуникации, тогда как в действительности они не исключают друг друга. В ситуации, когда значение двух возможных, но не реализуемых ориентации на взаимодействие преуменьшается или полностью игнорируется, создаются условия для вытеснения их на бессознательный уровень, где и разворачивается конфликт между ними и доминирующей ориентацией.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем

По мнению Хорни, только психоанализ, возможно в форме самоанализа, может помочь человеку преодолеть сильное и болезненное стремление к недостижимым целям и заменить их деятельностью, приносящей удовлетворение и радость самореализации.

Таким образом, теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. Карен Хорни всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.