В чем роль нервной системы человека в осуществлении трудовой деятельности

Центральная нервная система играет решающую роль в осуществлении трудовой деятельности благодаря своей способности формировать условные рефлексы.

Психическая регуляция формирования успешных рефлексов человека имеет ряд особенностей:

· в качестве раздражителя, способствующего их формированию, выступает осознание цели трудовой деятельности;

· осознание цели труда активирует стремление и достижение результата;

· на центральную нервную систему также воздействуют другие группы специфических раздражителей: физические, химические, биологические (свет, шум, излучения электромагнитных полей) и сигналы (раздражители), обусловленные взаимоотношениями людей в процессе труда. Рабочий динамический стереотип делает трудовую деятельность совершенной, что ведет к более рациональному расходованию энергии, сокращению затрат времени на выполнение работы, росту результативности труда.

Условные рефлексы могут вырабатываться и у животных, например при дрессировке. Однако люди отличаются тем, что они в состоянии передавать свой опыт, обучать друг друга, накапливая таким образом знания и умения. Это специфика второй сигнальной системы: вырабатывать условные рефлексы не только в ответ на знакомые признаки явлений (речь, цифры, символы), но и в процессе сознательного общения, мышления, рассуждения, сознательной передачи опыта, сознательного обучения, труда.

Рефлекс- это реакция организма на раздражители со стороны внешней или внутренней среды, происходящая при участии центральной нервной системы. Условные рефлексы в отличие от безусловных (врожденных, устойчивых, передающихся по наследству) приобретаются в ходе обучения, воспитания, опыта и осуществляются при участии коры больших полушарий головного мозга. Особенностью их формирования у человека является то, что они могут являться реакцией не только на непосредственные раздражители внешней среды - так называемые сигналы первой степени, но и на их знаковые, символические обозначения (речь, буквы, цифры, символы) - сигналы второй степени. Именно вторая сигнальная система дает возможность общения, мышления, рассуждения, передачи опыта, обучения. Можно сказать, что с физиологической точки зрения труд есть условно-рефлекторный процесс, имеющий ряд особенностей. Прежде всего, в качестве импульсов, способствующих формированию условных рефлексов, здесь выступает осознание цели своей деятельности, стремление к достижению результата. Кроме того, в процессе труда на центральную нервную систему воздействуют не только химические, физические раздражители, но и раздражители социального характера, обусловленные взаимодействием и взаимоотношениями людей.

При выработке трудовых навыков образуется устойчивая система взаимосвязанных условных рефлексов, или рабочий динамический стереотип. Сформированный рабочий динамический стереотип проявляется в своего рода автоматизме действий, их четкости и рациональности расходования энергии, сокращения затрат времени на выполнение работы и повышения ее качества.

Основные предпосылки успешного формирования и возобновления рабочего динамического стереотипа:

· четкое осознание цели своей деятельности, что особо важно в сложных современных производствах, когда работник технологически часто отдален от завершающего этапе создания продукции;

· установка на достижение цели (создание трудовой мотивации с использованием различных систем стимулирования);

· четкий темп и ритм работы, отсутствие необоснованных перерывов и авралов;

· меры по предупреждению повышенного утомления и переутомления;

· рациональная организация рабочего места, его оснащение, планировка и обслуживание;

· психофизическое обоснование приемов и методов производственного обучения.

Центральная нервная система (ЦНС) играет решающую роль в осуществлении трудовой деятельности благодаря своей способности формировать условные рефлексы.

Психическая регуляция формирования условных рефлексов человека имеет ряд особенностей:

  • а) в качестве раздражителя, способствующего их формированию, выступает осознание цели трудовой деятельности;
  • б) осознание цели труда активизирует стремление к достижению результата;
  • в) на ЦНС воздействуют также другие группы специфических раздражителей – физические, химические, биологические (свет, шум, излучения электромагнитных полей) и сигналы (раздражители), обусловленные взаимоотношениями людей в процессе труда.

Установленный ритм рабочей смены для каждого работника делает трудовую деятельность совершенной, что ведет к более рациональному расходованию энергии, сокращению затрат времени на выполнение работы, росту результативности труда.

Условные рефлексы могут вырабатываться и у животных, например при дрессировке. Основным условным рефлексом человека является труд, что и отличает человека от животных. Это специфика второй сигнальной системы: образовывать условные рефлексы не только в ответ на знаковые признаки явлений (речь, цифры, символы), но и в процессе сознательного общения, мышления, рассуждения, сознательной передачи опыта, сознательного обучения, труда.

Рефлекс вообще – это реакция организма на раздражители со стороны внешней или внутренней среды, происходящая при участии ЦНС. Условные рефлексы, в отличие от безусловных (врожденных, устойчивых, передающихся по наследству), приобретаются в ходе обучения, воспитания, опыта и осуществляются при участии коры больших полушарий головного мозга. Особенностью их формирования у человека является то, что они могут являться реакцией не только на непосредственные раздражители внешней среды – так называемые сигналы первой степени, но и на их знаковые, символические выражения (речь, буквы, цифры, символы) – сигналы второй степени. Именно эта вторая сигнальная система дает возможность общения, мышления, рассуждения, передачи опыта и обучения. Можно сказать, что с физиологической точки зрения труд есть условно-рефлекторный процесс, имеющий ряд особенностей. Прежде всего в качестве сигналов, способствующих формированию условных рефлексов, здесь выступает осознание цели своей деятельности и стремление к достижению результата. Кроме того, в процессе труда на ЦНС воздействуют не только физические и химические раздражители, но и раздражители социального характера, обусловленные взаимодействием и взаимоотношениями людей.

При выработке трудовых навыков образуется устойчивая система взаимосвязанных условных рефлексов или рабочий динамический стереотип (РДС). Сформированный РДС проявляется в своего рода "автоматизме" действий, в их четкости, рациональности расходования энергии, сокращении затрат времени на выполнение работы и повышении ее качества.

Основные предпосылки успешного формирования и возобновления РДС:

  • • четкое осознание цели своей деятельности, что особо важно на сложных современных производствах, когда работник технологически часто отдален от завершающего этапа создания конечной продукции;
  • • установка на достижение цели (создание трудовой мотивации с использованием различных систем стимулирования);
  • • четкий темп и ритм работы, отсутствие необоснованных перерывов и авралов;
  • • меры по предупреждению повышенного утомления и переутомления;
  • • рациональная организация рабочего места, его оснащение, планировка и обслуживание;
  • • психофизиологическое обоснование приемов и методов производственного обучения.


В своем историческом прошлом, начиная с середины XIX столетия, физиология как наука, изучающая нормальные и патологические процессы жизнедеятельности организмов, была отмечена значительными шагами вперед в изучении некоторых функций организма и специальных биомеханизмов регуляции органов и систем органов на спинномозговом уровне. Это был этап накопления знаний – период аналитической физиологии. Физиология нуждалась в том, чтобы выйти из порочного круга аналитического периода. Для этого возникала потребность в новом подходе к познанию деятельности живых организмов, в последующем, выразившемся в стремлении к исследованию регуляторных возможностей нервной системы и в первую очередь – рефлексов. Рефлекторная теория является одной из ведущих общетеоретических концепций физиологии и медицины. Иван Михайлович Сеченов, выдающийся отечественный ученый, стал первым среди научных работников, исследующим рефлексы головного мозга. Он смог экспериментально подтвердить свои открытия, используя при этом физиологические способы для исследования психического поведения [4].


Рис. 1. Иван Михайлович Сеченов Фото 1860-х гг.

Основоположник рефлекторной теории головного мозга Иван Михайлович Сеченов (1829-1905; рис. 1) – профессор, доктор медицины, член-корреспондент (1869) и почетный член (1904) Петербургской Академии наук, действительный статский советник.

Еще будучи студентом Сеченов понял, что не хочет становиться врачом-клиницистом. Он чувствовал, как непреодолимо его привлекала физиология, вместе с которой с помощью своих экспериментов можно поставить живому организму вопрос, после чего находить на него ответ. Он считал своей обязанностью работать до тех пор, пока медицина не приобретет высоконаучное подкрепление физиологии.

Для того чтобы должно подготовиться к профессорской практике, по окончании университета, он отправился в Германию, где в процессе четырех лет проводил свои исследования с высоким успехом. Он слушал лекции в немецких научных центрах у таких людей как И. Мюллер, Э. Дюбуа-Реймон, Ф. Гоппе-Зейлер, Г. Гельмгольц, О. Функе, присутствовал в венских научных центрах на лекциях у К. Людвига, в Париже у К. Бернара. В лаборатории Карла Людвига, порог которой Иван Михайлович переступил одним из первых отечественных ученых, проводились исследования воздействие такого повреждающего фактора на кровообращение и поглощение кровью кислорода как алкоголь.

В эпоху Сеченова представления о таком жизненно важном органе, как головной мозг были незначительными. Не существовало на тот момент и концепции о нейроне как структурной единице нервной системы. Его создателем стал гистолог С. Рамон-и-Кахаль в 1884 г. Не существовало и понятия о синапсе, которое ввел английский физиолог Чарльз Шеррингтон в 1897 г., сформулировав положение нейронной организации рефлекторной дуги. Рефлекторное положение, как наблюдалось до времен Сеченова, могло быть использовано только к работе спинного мозга, – Иван Михайлович являлся основоположником распространения данного принципа, в том числе и на головной мозг. Трудясь в лаборатории у Клода Бернара, он проводил эксперименты на амфибиях, а конкретно – на лягушках, послойно перерезая и раздражая кристалликами поваренной соли центры головного мозга.


Центральная нервная система играет решающую роль в осуществлении трудовой деятельности благодаря своей способности формировать условные рефлексы.

Психическая регуляция формирования успешных рефлексов человека имеет ряд особенностей:

· в качестве раздражителя, способствующего их формированию, выступает осознание цели трудовой деятельности;

· осознание цели труда активирует стремление и достижение результата;

· на центральную нервную систему также воздействуют другие группы специфических раздражителей: физические, химические, биологические (свет, шум, излучения электромагнитных полей) и сигналы (раздражители), обусловленные взаимоотношениями людей в процессе труда. Рабочий динамический стереотип делает трудовую деятельность совершенной, что ведет к более рациональному расходованию энергии, сокращению затрат времени на выполнение работы, росту результативности труда.

Условные рефлексы могут вырабатываться и у животных, например при дрессировке. Однако люди отличаются тем, что они в состоянии передавать свой опыт, обучать друг друга, накапливая таким образом знания и умения. Это специфика второй сигнальной системы: вырабатывать условные рефлексы не только в ответ на знакомые признаки явлений (речь, цифры, символы), но и в процессе сознательного общения, мышления, рассуждения, сознательной передачи опыта, сознательного обучения, труда.

Рефлекс- это реакция организма на раздражители со стороны внешней или внутренней среды, происходящая при участии центральной нервной системы. Условные рефлексы в отличие от безусловных (врожденных, устойчивых, передающихся по наследству) приобретаются в ходе обучения, воспитания, опыта и осуществляются при участии коры больших полушарий головного мозга. Особенностью их формирования у человека является то, что они могут являться реакцией не только на непосредственные раздражители внешней среды - так называемые сигналы первой степени, но и на их знаковые, символические обозначения (речь, буквы, цифры, символы) - сигналы второй степени. Именно вторая сигнальная система дает возможность общения, мышления, рассуждения, передачи опыта, обучения. Можно сказать, что с физиологической точки зрения труд есть условно-рефлекторный процесс, имеющий ряд особенностей. Прежде всего, в качестве импульсов, способствующих формированию условных рефлексов, здесь выступает осознание цели своей деятельности, стремление к достижению результата. Кроме того, в процессе труда на центральную нервную систему воздействуют не только химические, физические раздражители, но и раздражители социального характера, обусловленные взаимодействием и взаимоотношениями людей.

При выработке трудовых навыков образуется устойчивая система взаимосвязанных условных рефлексов, или рабочий динамический стереотип. Сформированный рабочий динамический стереотип проявляется в своего рода автоматизме действий, их четкости и рациональности расходования энергии, сокращения затрат времени на выполнение работы и повышения ее качества.

Основные предпосылки успешного формирования и возобновления рабочего динамического стереотипа:

· четкое осознание цели своей деятельности, что особо важно в сложных современных производствах, когда работник технологически часто отдален от завершающего этапе создания продукции;

· установка на достижение цели (создание трудовой мотивации с использованием различных систем стимулирования);

· четкий темп и ритм работы, отсутствие необоснованных перерывов и авралов;

· меры по предупреждению повышенного утомления и переутомления;

· рациональная организация рабочего места, его оснащение, планировка и обслуживание;

· психофизическое обоснование приемов и методов производственного обучения.

С физиологической точки зрения труд есть условно-рефлекторным процессом. Ни одна трудовая действие не может начаться без соответствующей причины, т.е. раздражителя, который воспринимается органами чувств. В трудовой деятельности раздражителями могут быть любые явления, связанные с тем или иным этапом производственного процесса. Ими являются также словесные сигналы в виде распоряжений, инструкций, разъяснений и т.п. На работника действуют различные побочные раздражители, возникающие в производственной и социальной среде. Раздражители, которые имеют место в трудовой сфере и производственных отношениях, особенно ощутимое влияние на человека. Они способны значительно изменять физиологические процессы, вызывать сильные эмоции, а иногда даже стрессы.

С физиологической стороны, труд - рефлекторный процесс, в котором определяющая роль принадлежит условным рефлексам. В осуществлении трудового процесса участвуют и безусловные рефлексы, в частности исследовательский, контрольный, подражания и др.

Трудовые движения, приемы, операции, которые выполняет работник, является внешним проявлением сложных процессов, происходящих в высших отделах нервной системы. Именно в этих отделах централизуется регуляция всех проявлений деятельности организма. Благодаря такой централизации обеспечивается целенаправленная, выборочная регуляция ответных реакций на раздражители.

Центральная нервная регуляция в процессе труда заключается в том, чтобы обеспечивалась точная дифференцированность сигнального стимула и точная дифференцированность ответной реакции в виде конкретного движения, приема, операции. Иначе говоря, чтобы обеспечивалась как можно полнее соответствие между задачей и выполнением.

Трудовой процесс как условно-рефлекторный характеризуется такими особенностями:

● условным раздражителем во время выполнения задания является осознание цели, то есть создания представления об будущий результат труда;

● решающее значение в трудовой деятельности имеют словесные сигналы, которые являются условными раздражителями и условным подкреплением;

● достижения поставленной цели и осознание полезности результатов труда является условным подкреплением.

Любой трудовой процесс или операция состоит из комплекса приемов и действий, упорядоченных по времени и последовательностью выполнения.

Каждое действие можно рассматривать как рефлекс, а всю операцию - как систему рефлексов. Для трудовой деятельности человека типичным является многократное повторение в определенной последовательности этих условных рефлексов. Одни из них связаны с действиями, вторые с прекращением действия. Первые названы положительными, другие - отрицательными рефлексами. Систему положительных и отрицательных рефлексов И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом. В трудовой деятельности динамический стереотип проявляется как система двигательных условных рефлексов, называется двигательным, или рабочим динамическим стереотипом. Эта сложная система рефлексов формируется в процессе производственного обучения и обеспечивает выполнение определенного производственного задания.

В процессе формирования условного рефлекса, который лежит в основе конкретного трудового действия, выделяют две стадии:

1) начальная стадия, для которой характерна иррадиация возбуждения, в результате чего в выполнении того или иного действия принимают участие различные центры коры головного мозга. У работника замечается много лишних движений и усилий, случаются ошибки в работе;

2) стадия усвоения и закрепления правильных приемов работы на основе концентрации возбуждения в немногих клетках коры головного мозга. Иррадиация возбуждения ограничивается, работа характеризуется четкими и экономными движениями, отсутствием ошибок.

В процессе обучения человек, прежде чем приступить к выполнению той или иной операции, обдумывает ее, действует согласно поступающих в кору головного мозга сигналов от внешних и внутренних раздражителей. Нервное возбуждение, возникающее под влиянием каждого трудового действия, не прекращается немедленно, а остается в течение определенного времени в виде постепенно гаснущих следов возбуждения. Однако человек в это время повторяет одни и те же трудовые действия или выполняет другие. Итак, условные рефлексы подкрепляются, а следы возбуждения накапливаются.

Система следов возбуждения, на основе которой происходит программирование рабочих действий, называется интегральным образом рабочих действий. В процессе работы элементы трудовых действий уточняются путем сравнения их с интегральным образом рабочих действий. Это сравнение осуществляется по принципу обратной связи, вследствие чего трудовые действия корректируются в соответствии с программой.

На основе раздражений, которые сигнализируют о правильном выполнении трудовых действий, закрепляются нервные связи, повышается возбудимость и функциональная подвижность в одних нервных центрах и углубляется процесс торможения в других.

После многократного повторения трудовых приемов и усвоения их работник начинает выполнять все элементы операции не по отдельности, а как единый процесс. Переход от одного элемента операции к другой происходит без переключения внимания и мышления на выполнение каждого элемента. Вся система условных рефлексов, из которой состоит операция, приводится в действие только на первый раздражитель этой системы. Это означает, что у работника сформировался рабочий динамический стереотип.

Рабочий динамический стереотип - это устойчивая и согласованная система условных рефлексов, которая образуется в результате многократного повторения условных раздражителей в установленной последовательности и через определенные промежутки времени. С формированием рабочего динамического стереотипа у работника возникает своеобразный автоматизм действий, в основе которого лежит установление временных связей между нервными клетками. Автоматизм действий облегчает выполнение работы и освобождает нервные клетки для творческой деятельности, способствует повышению работоспособности и производительности труда.

Итак, рабочий динамический стереотип - это сложившийся и закрепленный в результате тренировки автоматизированный способ достижения определенной цели и решения поставленной задачи. Устойчивость функционирования рабочего динамического стереотипа характеризуется степенью отклонений трудовой деятельности от программы, а надежность - выполнением ее при наличии неблагоприятных факторов.

Рабочий динамический стереотип является единицей поведения человека как личности. В жизнедеятельности человека динамические стереотипы имеют различные конкретные проявления. В трудовых движениях - это двигательный динамический стереотип; в производственной, трудовой деятельности - это последовательность операций в течение рабочей смены и последовательность элементов в каждой операции; в повседневной деятельности - это суточный стереотип функций.

Рабочие динамические стереотипы отдельных профессий различаются по своим структурами, т.е. соотношением рефлексов и взаимодействием функций организма. Это связано с тем, что рефлекторным путем изменяются вегетативные функции, которые обеспечивают деятельность всего организма и реализацию динамического стереотипа.

Рабочий динамический стереотип реализуется на основе саморегуляции. С. О. Косилов выделяет три цикла саморегуляции [11]. На верхнем уровне регуляции рабочего динамического стереотипа содержится цикл кортикальной саморегуляции, или инициативный цикл. В нем принимают участие нервные центры, связанные с програмуючою деятельностью центральной нервной системы. Функция этих центров заключается в воспроизведении следов возбуждения и формировании интегрального образа рабочих действий. При наличии отклонений в рабочих действиях работника по сравнению с интегральным образом включается цикл плавности, задачей которого является корректировка траектории и силы трудовых движений на основе нервных импульсов, поступающих нервных центров двигательного анализатора. Одновременно с включением циклов саморегуляции двигательной деятельности возникают циклы вегетативных функций (дыхания, кровообращения, терморегуляции и т.д.).

Стереотип проявляется в шаблонности, однообразия выполнения движений и действий. Однако, сохраняя стереотипность, кора головного мозга характеризуется динамизмом, способностью менять стереотипы в зависимости от изменений в характере и составе раздражителей, времени их действия. Способность к развитию, совершенствованию и перестройки динамических стереотипов лежит в основе освоения новых видов деятельности, формирование трудовых навыков и умений, творческого отношения к труду.

В формировании динамического рабочего стереотипа определенную роль играют индивидуальные качества человека - темперамент, характер, способности, направленность интересов. Но в целом его формирования, закрепления и поддержки зависят от объективных условий, которые создаются в процессе обучения и трудовой деятельности. Это следующие условия:

● четкое представление работника о цели и полезность своей работы;

● материальная и моральная заинтересованность работника в результатах труда, которая приобретает значение условно-рефлекторного подкрепления;

● четкий ритм производственного процесса. В ритмичной работе активным раздражителем условных рефлексов является время;

● научно обоснованный режим труда и отдыха, который способствует высокой работоспособности и лабильности нервной системы;

● рациональная организация рабочего места и благоприятные условия труда, исключающие побочные рефлекторные акты, не связанные непосредственно с трудовым процессом;

● физиологически и психологически обоснованные методы и приемы производственного обучения.

Всякая деятельность организма начинается с деятельности центральной нервной системы. Это основное положение современной физиологии имеет огромное значение для физиологии труда, изучающей деятельность целостного организма.

Особенно важна в деятельности организма двигательная функция. Именно эта функция обеспечивает взаимодействие организма и среды, приспособление к среде. Деятельность скелетно-мышечной системы, по выражению И. П. Павлова, является главнейшим проявлением высшей нервной деятельности организма, реакцией на внешний мир. В отличие от деятельности животного двигательная деятельность человека прежде всего определяется социальными условиями и присущими человеку нервными процессами, связанными со второй сигнальной системой.

Физиологической основой двигательной деятельности человека являются сложные безусловные и условные рефлексы, возникающие и формирующиеся благодаря сочетанной деятельности первой и второй сигнальной системы.

Основную роль в образовании двигательных актов человека играет кора головного мозга, в которой сосредоточены решающие звенья рефлекторного процесса. В коре головного мозга образуются временные связи между многочисленными внутренними и внешними раздражителями, связи с исполнительными органами, которые осуществляют двигательное действие, и внутренними органами, обеспечивающими нормальную двигательную функцию (сердечно-сосудистая система, дыхательная система, гормональная система и др.). Они протекают на основе законов иррадиации и концентрации нервных процессов возбуждения и торможения и взаимной индукции. Образование двигательного условного рефлекса можно представить себе следующим образом. Любой внешний раздражитель действует через рецепторные системы на корковый конец соответствующего анализатора. Вследствие выработанной в онтогенезе временной связи возникшее возбуждение иррадиирует на корковый отдел двигательного анализатора и вызывает действие двигательного аппарата. Этот процесс можно назвать пусковым механизмом коры головного мозга, первым этапом ее деятельности в образовании двигательного акта.

Вторым этапом деятельности, наступающим вслед за первым, является включение корригирующего механизма осуществления движения, который связан с развивающимся напряжением мускульного аппарата. Через проприорецепторы мышечное напряжение немедленно сигнализирует корковому отделу двигательного анализатора и приобретает значение специального для самой мышцы условного раздражителя, регулирующего ее деятельность. Подкрепляющим же безусловным раздражителем является достижение цели, т. е. правильное решение задачи путем приспособления скелетно-мышечной и всех прочих систем и органов к выполнению ее. В процессе жизнедеятельности человека вследствие повторения движений (упражнений) образованные временные связи закрепляются, становятся прочными,— формируется, по И. П. Павлову, динамический стереотип. Образование стереотипа является в высшей степени благоприятным фактором в деятельности организма, позволяющим производить работу значительно экономнее в отношении затраты нервной и мышечной энергии. При наличии стереотипа устраняются лишние движения, они становятся более точными, пространственно более короткими, приобретается определенный автоматизм. Значительно облегчается работа коры головного мозга, деятельность всех внутренних органов (сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и др.), повышается коэффициент полезного действия работы мышц. Динамический стереотип, таким образом, является сложной уравновешенной системой всех внутренних процессов, которая легко может быть воспроизведена при повторении условий, вызвавших ее образование. В то же время стереотип характеризуется динамичностью вследствие изменчивости условий существования и деятельности организма. Эта подвижность стереотипа играет большую роль в приспособлении организма к меняющимся условиям внешней среды.

Таким образом, двигательная деятельность является условно-безусловным рефлекторным процессом, в основе которого лежит возникновение и закрепление временных связей в коре головного мозга.

Работа нервной системы, труд и физические упражнения


Мозг человека, его нервная система издавна привлекали умы ученых. Работе мозга посвящены тысячи исследований, так как именно мозг во многом, если не во всем, определяет деятельность нашего организма, его поведение и приспособление к окружающей среде.

Рис. Схема движения сигнала от воспринимающего аппарата — до исполнительного (рефлекторная дуга).

Работа нервной системы представляет собой миллиарды клеток, имеющих многочисленные, порой очень длинные ответвления (корешки), которые протянулись ко всем органам и системам организма. К нервной системе относятся и те образования (рецепторы), которые в процессе развития животных и человека обрели способность воспринимать внешние и внутренние раздражения, например, аппарат слуха или зрения, температурной или тактильной чувствительности, мышечно-суставного чувства (проприоцепторы) и др.

С клетками нервной системы связана наша работоспособность, периодизация и жизненные ритмы функционирования всех органов и систем человека.

Именно нервные клетки на протяжении всей нашей жизни работают с большим напряжением. Они легко ранимы и бы стро истощаются. Поврежденные же клетки практически не восстанавливаются. Все это и заставляет относиться к ним с большой бережливостью, искать, путей сохранения оптимальной работоспособности нервных клеток и расширения функ циональных возможностей нервной системы в целом.

Из рецепторного (воспринимающего) аппарата, нервного проводящего пути и определенных групп мозговых клеток состоит анализатор, через который поступает в центральную нервную систему информация о состоянии наших органов, положении тела в пространстве, окружающих нас предметах, температуре воздуха, атмосферном давлении и т. п.

А — кора головного мозга; Б —подкорковые образования; В — гормональная система; Г — мышечная система.

Многочисленные преемники замечательных отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Веденского, А.А. Ухтомского в своих исследованиях показали многообразие и сложную архитектуру взаимосвязей организма с внешней и внутренней средой, основанную на условно-рефлектор ных реакциях. Последние способны совершенствоваться и закрепляться.

В повседневной жизни человека: в труде, быту, при занятиях спортом, — центральным вопросом остается возможность срочной переработки обильной информации, поступающей с рецепторного аппарата, и тех путей решения, которые возникают перед организмом (его нервной системой) в связи со складывающейся ситуацией в его деятельности.

Современному культурному человеку хорошо известно, что его поведение, деятельность, черты характера обусловлены особенностями функционирования нервной системы, ее био логическими свойствами.

Еще Гиппократ делил всех людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков, имея в виду, что одни горячи, как кровь, другие легко возбудимы, третьи, наоборот, трудно возбудимы, а четвертым присуща уравновешенность характера.

Один из основоположников современного учения о нервизме И. П. Павлов считал, что свойства нервной системы обусловлены такими качествами, как сила нервного процесса, его подвижность и соотношение возбудительных и тормозных процессов.

Работа нервной системы, сила нервного процесса, или степень истощаемости нервной системы, имеет общебиологическое значение и опреде ляет предел работоспособности нервных клеток. Сила нервно го процесса определяет способность человека выполнять боль шой объем работы с сохранением заданного ритма и темпа. Наоборот, при слабости нервного процесса наступает быстрое истощение деятельности, она становится неустойчивой, затухающей, аритмичной.

Второе свойство — подвижность нервных процессов — проявляется в быстроте замыкательных реакций, в скорости смены возбуждения торможением и возврата к первоначальному состоянию. Это скорость распространения (иррадиация) возбудительного процесса по нервной системе, его концентраций; в тех или иных отделах, группах клеток. Функциональная подвижность нервных процессов определяет скорость ответной реакции человека или его различных систем на поступающие сигналы раздражения. Она характеризует перестройку и приспособление организма к меняющимся условиям деятельности быта. От подвижности нервных процессов зависит диапазон устойчивости организма, широта его приспособительных реакций.

Э. Б. Коссовская видит проявление подвижности нервных процессов в том, как быстро человек, его органы и системы могут перестроить свое функционирование от уровня покоя к рабочему состоянию. Или, наоборот, от рабочего уровня перейти к состоянию покоя. Скорость протекания восстановительных процессов в период отдыха также определяется подвижностью нервных процессов.

Человек с высокой подвижностью нервных процессов быстро приспосабливается к новой обстановке, легко овладевает навыками.

Что касается соотношения тормозно-возбудительных процессов, то они могут быть уравновешенными или представлены преобладанием возбуждения над торможением.

По мнению И. П. Павлова, обратного соотношения у бодрствующего организма не может существовать, оно не является биологически оправданным. Вместе с тем в последнее время отдельные исследователи, в частности С. Д. Амром, выделяют лиц с преобладанием именно торможения над возбуждением.

Все эти качества (сила, подвижность и возбудительно-тормозные соотношения) взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют самое прямое отношение к пластическим свойствам нервной системы. Их можно сравнить со скульптором или художником и материалом, из которого создается произведение искусства.

Могут быть прекрасные руки ваятеля и совершенно негодный к творению материал или, наоборот, замечательные краски, глина, камень, но отсутствие таланта у художника. И в том и другом случае возможности к созданию произведения искусства остаются весьма и весьма ограниченными, а могут быть и обреченными на неудачу. Всегда торжествует лишь соединение этих двух факторов. Так и с человеком. Когда его нервная система характеризуется высокими пластическими свойствами (строительный материал!) и большой подвижностью нервных процессов (ваятель!), он быстро ориентируется в окружающей обстановке, легко и хорошо приспосабливается к условиям работы, в короткий промежуток времени и четко переключается с одной деятельности на другую. В организме такого человека быстрее развиваются механизмы защиты против переохлаждения и перегревания, вредного действия различных микробов и т. п.

В работах М. М. Кольцовой, В. Я. Кряжева, А. А. Логинова, В. М. Минаевой, И. Н. Филимонова, Минковского и др. показано, что у человека в первые дни и месяцы его жизни начинают развиваться и дифференцироваться те корковые отделы, которые обеспечивают соответствующее функционирование двигательного и кожного анализаторов. Это лишний раз подтверждает роль функции в развитии нервной системы.

Совершенствование условно рефлекторной деятельности идет по пути развития и шлифовки отдельных качеств, лежащих в основе поведения человека, силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, усиления значения второй сигнальной системы (слова, мышления) и уточнения взаимо действия ее с первой. Для процесса старения организма характерно нарушение деятельности нервной системы. При этом происходящие изменения обусловлены не столько анатомическими, сколько функциональными изменениями основных нервных процессов. С возрастом, когда в силу специфики работы, условий жизни, заболеваний, двигательная активность ухудшается, снижается и деятельность нервной системы: нарушается возбудительно-тормозной баланс, нервные процессы становятся более инертными, сила их падает, страдает замыкательная функция. В поведении такого человека появляется стремление к сохранению сложившихся условий быта, работы. Он менее охотно воспринимает различные реорганизации, внедрение нового, с большим трудом отказывается от привычек и переучивается.

Возрастной процесс совершенствования деятельности нервной системы и последующей ее инволюции при старении показали в своих исследованиях В, И. Великжанина, Н. Н. Заслина, Л. А. Новикова, А. Я- Кудряшова, Н. С. Мирзоянц, Хилла, Монниери и др.

Не будет преувеличением сказать, что бесконечное разнообразие связей организма со средой, непрерывное уравновешивание его функций с последней происходит посредством мышечной деятельности. Правда, в настоящее время такие связи не всегда внешне проявляются достаточно ярко. Это обусловлено эволюцией функций отдельных систем и организма в целом, развитием второй сигнальной системы. И все же работу мышц И. М. Сеченов рассматривает как определенное деятельное состояние мозга.

Единение нервных процессов и мышечных двигательных проявлений, с одной стороны, и подверженность их направленной тренировке, с другой, открывают пути к расширению функциональных возможностей центральной нервной системы.

В разное время Н. А. Грациановым, Р. В. Силлай, Джоне сом, Олсоном, Портером, Терманом и другими исследователями обращалось внимание на взаимосвязь между физическим развитием и умственными способностями.

Профессора 3. И. Бирюкова, М. Я. Горкин, В. В. Розен-блат, А. Д. Слоним, Г. Ф. Фольтборт, Матеев указывают, что определенное чередование повышения нервной деятельности с понижением ее работы, которое бывает при выполнении физических упражнений, оказывает тренирующее влияние на нервные процессы.

Возрастающая функциональная активность нервной системы неразрывно связана и с совершенствованием деятельности наших анализаторов: улучшается глазомер, ориентация в пространстве, точность движений и т. п.

Доказано также, что физические упражнения повышают эффективность последующей работы — особенно сложной, с умственным компонентом.

Физические упражнения и массаж являются эффективными средствами активного отдыха, восстановления работоспособности в первую очередь нервной системы. Влияние активного отдыха на утомленный организм человека сложно и многообразно.

Всякий труд, физический или умственный, неизбежно связан с утомлением, которое проявляется в снижении работо способности. Утомление же рассматривается физиологами как защитная реакция в первую очередь нервной системы против перегрузки. Оно носит временный характер.

Профессором В. Э. Нагорным в лаборатории здорового режима Московского университета было установлено, что под воздействием умственных перегрузок во многих случаях наблюдается значительное повышение тонуса крупных и средних артериальных сосудов головного мозга и увеличение периферического сопротивления мелких сосудов. Данное обстоятельство заставило искать пути улучшения именно мозгового кровообращения в период отдыха.

М. И. Виноградовым, А. Ф. Вербовым, 3. М. Золиной, А. В. Коробковым, И. М. Саркизовым-Серазини, В. Э. Нагорным доказано, что работа нервной системы под влиянием различных физических упражнений массажа эти состояния могут быть в определенных границах изменены в лучшую сторону. А это оказывает существенное влияние на функцию головного мозга, способствует восстановлению его работоспособности.


Рис. 4. Схема взаимного влияния двух очагов возбуждения. Заштрихова ны зоны торможения.

По мнению В. Э. Нагорного, такими упражнениями являются;

а) циклические, выполняемые в медленном и среднем темпе: ходьба, бег и т. п.;

б) вовлекающие в работу мышцы плечевого пояса. Это поднимание рук вперед, в стороны, вверх; дуговые и круговые движения руками и др.;

в) связанные с умеренным раздражением вестибулярного аппарата. Например, наклоны или повороты головы, туловища;

г) все виды упражнений с произвольным расслаблением мышц;

д) вызывающие изменение гидростатического давления крови в сосудах головы (при отсутствии противопоказаний). Имеются в виду переходы от горизонтального положения к положению сидя, стоя, наклоны и др.;

е) различные варианты дыхательных упражнений. Следует иметь в виду, что на мозговое кровообращение оказывает влияние не только характер самих упражнений, но и последовательность их выполнения в комплексе, интенсивность, объем и место их в режиме дня.

Однако было бы глубоко ошибочным думать, что стиму лирующая роль мышц для мозговой деятельности состоит в чисто механическом увеличении притока крови к мозгу. Мозг и мышцы представляют собой функциональное единство. Мышцы не могут сокращаться без нервных импульсов, а мозг, изолированный от влияния мышц, быстро теряет свою возбудимость даже при наличии достаточного кровоснабжения. По мнению М. Р. Могендовича, психический тонус в значительной мере определяется мышечным тонусом, так как у них одна основа — проприоцепция.

Физические упражнения создают мощный поток импульсов в центральную нервную систему. Возникают множественные очаги возбуждения. Отсутствие же или недостаток такой импульсации с мышц ведет к ухудшению работы мозга.

По мнению М. И. Виноградова, Н. В. Зимкина, Ю. К. Заморенова и Б. К. Заморенова, В. В. Розенблата, Г. В. Фольборта, работа нервной системы, а именно важнейшим механизмом улучшения работоспособности после выполнения физических упражнений является углубление торможения уже заторможенных нервных клеток и усиление возбудительного процесса в неработавших участках коры.

Интересно и то обстоятельство, что когда при активном отдыхе упражнения выполняются в медленном темпе, восстановительные процессы идут медленнее., чем при выполнении тех же комплексов, но в среднем или быстром темпе.

Таким образом, физические упражнения, мышечная работ а — неизменный спутник нашей жизни. Это орудие развития организма, совершенствования его функций, приспособления к условиям существования.

С понижением двигательной активности связаны многий заболевания, старение.

Упражнения помогают нам бороться с усталостью, сохранять высокий уровень работоспособности и совершенствовать интеллект.

Статья на тему Работа нервной системы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.