В какой части тела зародыша идет закладка нервной системы


Внутриутробное развитие младенца сравни превращению: из двух маленьких клеток формируется целый организм со сложными системами и нервной регуляцией.

Закладываемая на 19-22 день развития плода нервная трубка обеспечит в дальнейшем всю его мыслительную деятельность, отличающую человека от животных.

Что такое нервная трубка?

Нервной трубкой называют основу будущей нервной системы, формирующейся у плода, которая развивается из наружного клеточного слоя (зародышевого листка — эктодермы) наряду с кожей, в то время как из энтодермы формируется пищеварительная система.

Закладка нервной трубки плода начинается на третьей неделе его развития. Сначала появляется нервная пластинка, затем на ее краях формируются небольшие возвышения, называемые нервными валиками, по центру которых возникает желоб. Он в дальнейшем послужит полостью для органа. Примерно на 24 день пластинка начинает скручиваться и валики смыкаются, образуется форма трубки.


Спереди она расширяется, формируя мозговые пузыри, а остальная часть станет в дальнейшем спинным мозгом. От валиков постепенно отделяются частички ганглиозной пластинки, из которых потом сформируются узлы спинного мозга и ответвления вегетативной части нервной системы. Увидеть появление спинномозговых ганглий у зародыша можно уже через 1,5-2 месяца.

Клетки, образующиеся в ганглиозной пластинке, постепенно перемещаются к ганглиям в симпатическом стволе, мозговому слою надпочечников и стенкам будущего кишечника.

Окончательная сформированность трубки возникает на сроке в 5-8 недель, когда закладывается развитие всех органов плода. В этот момент у младенца формируются сердце, легкие, органы чувств, конечности и прочие системы. Усложняется и сама трубка.

Строение и слои

В процессе развития нервной системы в трубке возникает три слоя:

  • эпендимный или внутренний;
  • мантийный или промежуточный;
  • краевая вуаль или наружный слой.


Первый слой служит основой для нейронов и глиоцитов нервной системы. Часть нейронов переходит в периферическую часть органа, образуя мантийный слой, а остальные формируют клетки глии.

Важнейшие из них – эпендимоциты выстилают внутреннюю часть трубки, которая затем разовьется в центральный спинномозговой канал и стенки желудочков головного мозга.

Во внутреннем слое выделяют отдельные функциональные зоны, которые со временем переходят одна в другую. Зона деления содержит клетки, среди которых находящиеся ближе к центру протягивают отростки к наружному краю и перемещают туда тело нейрона, содержащее ядро.

На участке миграции эти половинки взаимодействуют. Одна из них опять начинает делиться, а другая, используя ее, перемещается к промежуточному слою.

Промежуточный слой возникает благодаря нейробластам – клеткам мигрантам, не потерявшим способность к делению и крепящимся к внутренней части слоя.

Нейробласты постепенно образуют аксоны, которые направляют в наружный слой, формируя таким образом дендритное дерево и превращаясь в нейроны. Не закрепленные клетки преобразуются в спонгиобласты. Из промежуточного слоя формируется такая часть спинномозговой ткани, как серое вещество.

Слой снаружи состоит из отростков нейронов, содержащихся в мантийном слое, и кровеносных сосудов. Он выступает основой для развития белого вещества в мозге.


Формирование спинного мозга

Процесс образования зачатков нервной ткани называется нейруляцией. Основу спинного мозга составляет большая половина трубки, которая не была задействована в образовании головного мозга. Постоянное разделение клеток, находящихся на противоположных концах приводит к образованию формы, напоминающей песочные часы, состоящие из крыловидной (это верхнее утолщение) и базальной пластинки (или нижнее утолщение).

Из первой постепенно образуются задние ответвления спинного мозга, а из второй – передние. Начинается процесс дифференциации. Происходит он благодаря перемещению нейробластов за пределы краевой вуали.

Причины и последствия неправильного развития нервной трубки у плода

Формирование трубки у плода представляет собой сложный и многогранный процесс, сбой хотя бы в одном элементе приводит к тяжелым дефектам развития органа. Они поражают мозг ребенка и его позвоночник, ведь связь нервной трубки и хорды очень плотная.

Образуются дефекты в ситуациях, когда закладка нервной трубки происходит не полностью либо она не закрывается. При этом может возникать:

Причины образования подобных дефектов пока точно не установлены. В какой-то момент онтогенез дает сбой, что в дальнейшем приводит к нарушению всей системы. Поскольку закладывается трубка в поздней гаструле и завершается этот этап на 25 день, механизм его толком не изучен.

Известно, что на вероятность появления дефектов влияют наследственные факторы и заболевания, затрагивающие нервную систему.

Влияет на формирование проблемы и условия окружающей обстановки, а также состояния матери. К негативным моментам, повышающим риск возникновения дефектов нервной трубки можно отнести:

  • радиационное облучение;
  • отравление мышьяком или свинцом;
  • длительная лихорадка у женщины на начальных стадиях беременности;
  • недостаток питания;
  • вирусные инфекции;
  • гипервитаминоз витамина А;
  • лишний вес или диабет у матери;
  • недостаток фолиевой кислоты у беременной женщины;
  • прием женщиной некоторых препаратов.

Состояние матери – первый фактор, который влияет на закладку у плода трубки. Если женщина находится в экологически неблагоприятном районе, где в воздух и воду могут поступать вредные вещества (пестициды, выхлопные газы, нефтепродукты и прочее), она вдыхает их, а вместе с кровью эти продукты попадают в организм младенца.

Для взрослого человека риск меньше, поскольку его организм уже сформирован и способен переработать большинство опасных веществ. В организме зародыша механизмы защиты еще не работают и любое вредное воздействие способно нарушить течение процессов и привести к развитию патологии, в том числе изменению состояния трубки.

Неправильное питание также сказывается отрицательно. Недостаток питательных веществ приводит к нарушению процессов формирования органов, так же как и переизбыток биологически активных компонентов вроде витаминов.


Симптомы дефектов

При наличии дефектов нервной трубки малыш может погибнуть еще не родившись, или в первые часы после рождения. Подобное наблюдается при энцефалоцеле.

Если ребенок появился на свет жизнеспособным, у него могут появляться следующие симптомы:

  • физиологическая деформация (появление спинномозговой ткани в районе поясницы);
  • нарушение функции тазовых органов;
  • паралич и судороги;
  • боль при движении;
  • снижение чувствительности органов;
  • нарушение развития.

Обнаружить проблемы можно и в период внутриутробного развития. Сделать это может врач на УЗИ диагностике, которая происходит на стадии 20-22 недель.

Симптомы последствий аномалии в развитии:

  1. Скрытое несращение позвоночника, расположенное в области поясницы и крестца. Оно не имеет клинических симптомов, обнаруживается обычно случайно на рентгеновском обследовании. При этом не проявляются изменения на коже, за исключением редких пигментных пятен или жировичков. Последствиями подобного дефекта являются нарушения осанки, слабость мышц ног, деформация стоп, боль в пояснице, недержание мочи.
  2. Открытое расщепление проявляется в виде появления кисты — твердой мозговой оболочки, в ней содержится спинномозговая жидкость. Последствия ее зависят от числа пораженных позвонков. Если задето 3-5 штук, то у больного проявляются нарушения мочевыделительной системы, слабость мышц. При поражении 6-8 позвонков просвечивает выпячивание, у пациента может произойти разрыв мешка кисты и протекание жидкости.
  3. Несращение позвоночника и окружающих его мягких тканей приводит к неполному развитию спинного мозга и часто не совместимо с жизнью.

Чаще всего такие отклонения затрагивают поясничный отдел, и крайне редко грудной или шейный. Это связано с вероятностью выживания плода. Поражение шейного отдела часто несовместимо с жизнью, поэтому заканчивается выкидышем.

Лечение и профилактика неправильного развития

В период развития плода женщина должна проходить обследования, которые помогут обнаружить патологии развития. Если дефект обнаружен, и женщина решила сохранить ребенка, ей назначается кесарево сечение. Рождение малыша естественным путем невозможно, поскольку прохождение через родовые пути может привести к дополнительному травмированию спинного мозга.

Также в период вынашивания будущей маме может назначаться специальная лекарственная терапия, помогающая компенсировать нехватку полезных веществ и частично разрешить проблему.

Младенца сразу осматривает неонатолог и детский нейрохирург. В зависимости от состояния ребенка ему назначается лечение. Чаще всего оно происходит в хирургической форме.

Ребенку оперативным способом удаляют грыжевой дефект, восстанавливают физиологически правильное состояние спинного мозга и ушивают окружающие ткани. Проводить операцию желательно сразу после рождения, когда вероятность заражения инфекцией минимальна.

Так как формирование нервной трубки происходит в момент внутриутробного развития, повлиять на ее исправление в будущем сложно.

Поэтому беременной женщине важно позаботиться о профилактике патологии:

  • регулярно проходить обследования;
  • заботиться о собственном здоровье;
  • правильно питаться;
  • постараться избегать стрессов и воздействия других негативных факторов.

Нервная трубка – важный элемент развития плода, от которого зависит возможность выживания ребенка.

a) лизосомы и аппарат Гольджи;

b) вещество Ниссля;

d) фибриллярные структуры

Что находится в синаптических пузырьках?

c) медиатор;

e) ни один из ответов не верен.

Какой из этих отделов головного мозга образуется из переднего мозгового пузыря?

a) варолиев мост;

b) базальные ядра;

20) В состав периферической нервной системы входят:

a) черепные нервы и ганглии, спинномозговые нервы и ганглии;

b) головной мозг, черепные нервы и их ганглии;

c) спинной мозг, спинномозговые ганглии и спинномоз­говые нервы;

d) ни один из ответов не верен.

Чем отличаются сенсорные ядра от моторных?

a) формой составляющих их нейронов;

b) моторные ядра осуществляют связь с эффекторами, а сенсорные ядра воспринимают информацию от рецеп­торов;

c) сенсорные ядра находятся в периферической нервной системе, а моторные ядра в ЦНС;

d) моторные ядра осуществляют рефлекторную функцию, а сенсорные — нет.

Как называется зона, соединяющая гипофиз и гипоталамус?

b) воронка;

d) зрительная хиазма.

Анатомия ЦНС Вариант 3

1) Аксон - это:

a) Цитоплазматический матрикс

b) Короткий протоплазматический отросток нейрона

c) Длинный протоплазматический отрезок нейрона

d) Цитосклет нейрона

2) Воспринимающее поле нейрона представлено:

a) Длинным протоплазматическим отростком

b) Сомой нейрона

c) Дендритным деревом

d) Аксонным холмиком

e) Аксонными терминалями

3) Периферическая соматическая нервная система представлена:

a) Телами и отростками вставочных нейронов

b) Телами и отростками чувствительных нейронов

c) Телами двигательных нейронов

d) Дендритами и аксонами вставочных нейронов

e) Аксонами двигательных нейронов

4) Синоним двигательных нейронов (несколько ответов):

D) Эфферентный

5) Количество сегментов спинного мозга соответствует:

a) Количеству позвонков (33-34)

b) Больше количества позвонков (35-36)

c) Меньше количества позвонков (32-33)

D) Равно 31

6) Какие структуры спинного мозга позволяют вычленить его сегмент:

a) Белое вещество спинного мозга

b) Серое вещество спинного мозга

c) Чувствительный корешок спинного мозга

d) Двигательный корешок спинного мозга

e) Два спиномозговых смешанных нерва

К оболочкам спинного мозга относятся (несколько ответов)

b) Мягкая оболочка с кровеносными сосудами

c) Протоплазматическая оболочка

d) Паутинная оболочка

e) Плотная соединительная ткань

8) К сегментарным структурам мозга относятся:

a) Кора большого мозга

b) Продолговатый мозг

d) Спинной мозг

9) Мозжечок относится к следующему отделу мозга:

c) Заднему

e) Продолговатому мозгу

10) Структура мозга, в которой располагается красное ядро:

a) Продолговатый мозг

d) Ножки мозга

11) Пластинка и бугры четверохолмия располагаются в:

a) Продолговатом мозге

b) Заднем отделе мозга

c) Среднем мозге

d) Промежуточном мозге

e) Конечном мозге

12) Представительство обонятельного анализатора находится в (несколько ответов):

a) Верхней височной извилине

b) Шпорной борозде

c) Гиппокамповой извилине

d) Аммоновом рогу

e) Поясной извилине

13) Эффекторная часть рефлекторной дуги парасимпатического отдела вегетативной нервной системы включает:

a) Аксоны мотонейрона

b) Короткий пре- и длинный постганглионарный волокна

c) Аксоны чувствительного нейрона

d) Длинный пре- и короткий постганглионарный волокна

e) Симпатические ганглии

14) Структуры, входящие в лимбическую систему (несколько ответов):

a) Кора головного мозга

b) Поясная извилина

c) Мост и мозжечок

d) Гиппокампова извилина

Корковое представительство сомато-сенсорной чувствительности находится в

a) Верхне-лобной извилине

b) Верхне-височной извилине

c) Задне-центральной извилине

d) Передне-центральной извилине

e) Поясной извилине

Чем отличается аксон от дендрита?

a) наличием миелиновой оболочки;

b) направлением проведения нервного импульса;

c) аксон всегда длиннее дендрита;

d) у каждого нейрона аксон один, а дендритов несколько

e) аксон имеет больше ветвлений

17) Белое вещество — это:

a) волокна, расположенные в центральной нервной сис­теме;

b) волокна, расположенные в периферической нервной системе;

c) пучки нервных волокон;

d) тела нервных клеток и их короткие отростки

В какой части тела зародыша идет закладка нервной системы?

Центральный и периферический отделы нервной системы че­ловека развиваются из единого эмбрионального источника - эк­тодермы. В процессе развития зародыша она закладывается в ви­де так называемой нервной пластинки - группы высоких, быстро размножающихся клеток по средней линии зародыша. На 3-й не­деле развития нервная пластинка погружается в подлежащую ткань, принимает форму желобка, края которого несколько при­поднимаются над уровнем эктодермы в виде нервных валиков. По мере роста зародыша нервный желобок удлиняется и достигает каудального конца зародыша. На 19-й день развития начинается процесс смыкания нервных валиков над желобком, в результате чего образуется длинная полая трубка - нервная трубка, распола­гающаяся непосредственно под поверхностью эктодермы, но от­дельно от последней.

При замыкании нервного желобка в трубку и срастании его кра­ев материал нервных валиков оказывается зажатым между нервной трубкой и смыкающейся над ней кожной эктодермой. При этом клетки нервных валиков перераспределяются в один слой, образуя ганглиозную пластинку - зачаток с очень широкими потенциями развития. Из этого эмбрионального зачатка образуются все нерв­ные узлы соматической периферической и вегетативной нервных систем, включая внутриорганные нервные элементы.

Процесс замыкания нервной трубки начинается на уровне 5-го сегмента, распространяясь как в головном, так и в каудальном направлении. К 24-му дню развития он заканчивается в головной части, сутками позже в каудальной. Каудальный конец нервной трубки временно смыкается с задней кишкой, образуя нейроэнте-ральный канал.

Сформировавшаяся нервная трубка в головном конце, на месте образования будущего головного мозга, расширяется. Более тон­кая каудальная часть ее преобразуется в спинной мозг.

Параллельно с формированием нервной трубки происходит образование других структур (хорда, мезодерма), которые вместе с нервной трубкой составляют так называемый комплекс осевых зачатков. С образованием комплекса осевых зачатков зародыш человека, лишенный ранее оси симметрии, приобретает билате­ральную симметрию. Теперь уже совершенно отчетливо в нем различимы головной и каудальный отделы, правая и левая поло­вины туловища.

Развитие различных отделов центральной и периферической нервных систем в нре- и постнатальном онтогенезе человека про­исходит неравномерно. Особенно сложный путь развития прохо­дит центральная нервная система.

Клетки сформированной нервной трубки, которые в своем дальнейшем развитии дадут начало как нейронам, так и глиоци-там, носят название медуллобластов. Клеточные элементы ганг-лиозной пластинки, обладающие, по-видимому, такими же гис-тогенетическими потенциями, называются ганглиобластами. Следует отметить, что на начальных этапах дифференцировки нервной трубки и ганглиозной пластинки их клеточный состав однороден.

В своей дальнейшей дифференцировке медуллобласты детер­минируются частью в нейтральном направлении, превращаясь в нейробласты, частью в нейроглиальном направлении, образуя спонгиобласты.

Нейробласты отличаются от нейронов значительно меньшей ве­личиной, отсутствием дендритов и синаптических связей (следова­тельно, они не включены в рефлекторные дуги), а также отсутствием субстанции Ниссля в цитоплазме. Однако они уже имеют слабовы­раженный нейрофибриллярный аппарат, формирующийся аксони характеризуются отсутствием способности к митотическому де­лению.

В социальном отделе первичная нервная трубка рано делится на три слоя: внутренний - эпендимный. промежуточный - ман­тийный (или плащевой) и наружный светлый - краевую вуаль.

Эпендимный слойдает начало нейронам и потальным клеткам (эпендимоглии) центральной нервной системы. К его составе об­наруживаются нсйробласты, которые впоследствии мигрируют в мантийный слой. Остающиеся в эпендимном слое клетки прикреп­ляются к внутренней пограничной мембране, посылают наружу отростки, участвуя тем самым в образовании наружной погра­ничной мембраны. Они носят название спонгиобластов, которые в случае утери связи с внутренней и наружной пограничными мембранами превратятся в астроцитобласты. Те клетки, которые сохранят свою связь с внутренней и наружной пограничными мембранами, превратятся в эпендимные глиоциты, выстилающие у взрослого центральный канал спинного мозга и полости желу­дочков мозга. Они приобретают в процессе дифференцировки реснички, способствующие току цереброспинальной жидкости.

Эпендимный слой нервной трубки как в туловищном, так и в головном ее отделе сохраняет до сравнительно поздних стадий эмбриогенеза потенцию к образованию весьма разнообразных тканевых элементов нервной системы.

В мантийномслое развивающейся нервной трубки располага­ются нейробласты и спонгиобласты дающие при дальнейшей дифференцировке астроглию и олигодендроглию. Этот слой нервной трубки является наиболее широким и насыщенным кле­точными элементами.

Краевая вуаль- наружный, самый светлый слой нервной труб­ки не содержит клеток, будучи выполненным их отростками, кро­веносными сосудами и мезенхимой.

Особенностью клеток ганглиозной пластинки является то, что их дифференцировке предшествует период миграции в более или менее удаленные от первоначальной их локализации участки тела зародыша. Наиболее короткую миграцию претерпевают клетки, составляющие закладку спинномозговых узлов. Они спускаются на незначительное расстояние и располагаются по бокам от нервной трубки сначала в виде рыхлых, а затем более плотных крупных об­разований. У зародыша человека 6-8 нед развития спинномозговые узлы представляют собой очень большие образования, состоящие из крупных отростчатых нейронов, окруженных олигодендроглией. С течением времени нейроны спинномозговых ганглиев преобра­зуются из биполярных в псевдоуниполярные. Дифференцировка клеток внутри ганглиев происходит асинхронно.

Значительно более отделенную миграцию претерпевают те клетки, которые мигрируют из ганглиозной пластинки в ганглии пограничного симпатического ствола, ганглии превертебральной локализации, а также в мозговое вещество надпочечников. Осо­бенно велика протяженность путей миграции нейробластов, все­ляющихся в стенку кишечной трубки. Из ганглиозной пластинки они мигрируют по ветвям блуждающего нерва, достигают желуд­ка, тонкой и наиболее краниальных частей толстой кишки, давая начало интрамуральным ганглиям. Именно столь длительным и сложным путем миграции структур, in situ управляющих процес­сом пищеварения, объясняется частота различного рода пораже­ний этого процесса, возникающих как внутриутробно, так и после малейших нарушений диеты ребенка, особенно новорожденного или ребенка первых месяцев жизни.

Головной конец нервной трубки после ее замыкания очень бы­стро подразделяется на три расширения - первичные мозговые пузыри. Сроки их образования, скорость клеточной дифференцировки и дальнейших преобразований у человека очень велики. Это позволяет рассматривать цефализацию - опережающее и пре­имущественное развитие головного отдела нервной трубки как видовой признак человека.

Полости первичных мозговых пузырей сохраняются в мозге ребенка и взрослого в видоизмененной форме и образуют полости желудочков и сильвиева водопровода.

Самым ростральным отделом нервной трубки является пе­редний мозг (prosencephalon); за ним следует средний (mesencephalon) и задний (rhombencephalon). В последующем развитии пе­редний мозг делится на конечный (telencephalon), включающий полушария большого мозга и некоторые базальные ядра, и про­межуточный (diencephalon). С каждой стороны промежуточного мозга вырастает глазной пузырь, формирующий нервные элемен­ты глаза. Средний мозг сохраняется как единое целое, но в про­цессе развития в нем происходят значительные изменения, свя­занные с образованием специализированных рефлекторных цен­тров, имеющих отношение к работе органов чувств: зрению, слуху, тактильной, болевой и температурной чувствительности.

Ромбовидный мозг делится на задний (metencephalon), вклю­чающий мозжечок и мост, и продолговатый (myelencephalon) мозг.

Одной из важных нейрогистологических характеристик разви­тия нервной системы высших позвоночных является асинхронность дифференцировки ее отделов. Нейроны различных отделов нервной системы и даже нейроны в пределах одного центра диф­ференцируются асинхронно: а) Дифференцировка нейронов вегетативной нервной системы значительно отстает от таковой в ос­новных отделах соматической системы; б) дифференцировка сим­патических нейронов несколько отстает от развития парасимпа­тических.

Раньше всего происходит созревание продолговатого и спин­ного мозга, позже морфологически и функционально развиваются ганглии ствола головного мозга, подкорковые узлы, мозжечок и кора больших полушарий. Каждое из этих образований проходит определенные этапы функционального и структурного развития. Так, в спинном мозге раньше созревают элементы в области шей­ного утолщения, а затем идет постепенное развитие клеточных структур в каудальном направлении; первыми дифференцируются спинальные мотонейроны, позже - чувствительные нейроны и в последнюю очередь - вставочные нейроны и проводящие межсег­ментные пути. Ядра стволовой части головного мозга, промежу­точный мозг, подкорковые ганглии, мозжечок и отдельные слои коры большого мозга структурно развиваются также в опреде­ленной последовательности и в тесной связи друг с другом. Рас­смотрим развитие отдельных областей нервной системы.

Закладка головного и спинного мозга человека представляет собой длительный процесс, поскольку этапы формирования нервной системы — результат улучшения клеточных структур на фоне приспособления организмов к меняющимся условиям среды.


Для понимания ступеней закладки ЦНС важно понимать, сколько этапов эволюции нервной системы выделяют.

У одноклеточных организмов вместо нервной регуляции процессов была гуморальная. В результате усовершенствования появляется нервная регуляция.

Она в результате эволюционного развития проходит несколько этапов:

  1. Сетчатый тип нервной системы представляет собой совокупность клеток и их отростков, которые обеспечивают восприятие внешних раздражителей. Одними из представителей такого типа нервной системы являются кишечнополостные. При раздражении одной точки ответ происходит во всем организме, и животное (гидра пресноводная) реагирует диффузным ответом в виде движения.
  2. В ходе эволюции появляется узловой тип нервной системы. Он характеризуется скоплением клеток в узлы и нервные отростки. Такое строение нервной системы у кольчатых червей. Сегментарное строение тела подразумевает одинаковые отрезки, в которых содержится нервный центр и отходящие от него отростки, по которым идёт волна возбуждения в ответ на внешний раздражитель. Продольные нервные стволы соединяют сегментарное строение в единую систему. В процессе эволюции начинает формироваться головной конец с органами чувств.
  3. Третий этап подразумевает формирование нервной трубки, которая присуща всем позвоночным животным и человеку. Вначале эволюционно было заложено активное усовершенствование двигательных регуляторных центров, поскольку движение обеспечивало питание животному. Так появилась скелетная мускулатура и головной мозг, который обеспечивал её движение и координацию.

Закладка нервной системы

Развитие нервной системы происходит с третьей недели беременности и проходит в несколько этапов:

  1. Первый заключается в формировании нервной трубки. На этом этапе посредине зародыша, который растет быстрыми темпами, формируется плоская пластина, или эмбриональный диск. Пластинка представляет собой скопление быстро размножающихся клеток путем деления и является одним из трёх зародышевых листков – эктодермой. Именно их эктодермы происходит начальный этап формирования трубки на 19-21 день эмбрионального развития. Эмбриональный диск во время активного роста утолщается ближе к краям и приподнимается. Процесс занимает несколько дней, после чего оба края пластинки приближаются друг к другу и срастаются посредине. Так образуется нервная трубка. Позже из клеток одноимённых валиков образуется ганглиозная пластинка, которая дает начало для нервных узлов соматического и вегетативного отдела нервной системы. Достигнув 24-го дня эмбриогенеза, трубка замыкается в головной и концевой части, давая начало закладки мозговых пузырей. Этапы развития нервной системы идут по порядку и следуют один за другим.
  2. Второй этап подразумевает формирование трёх мозговых пузырей в головном конце нервной трубки. Из них впоследствии развивается передний, средний и задний отделы головного мозга. Однако полости никуда не исчезают и дают начало желудочкам больших полушарий. Оставшиеся части трубки образуют спинной мозг.
  3. Третий этап . Из оставшихся клеток трубки образуется нервный гребень, который даёт начало периферической системе, состоящей из волокон и сплетений.

После закладки основных отделов происходит дальнейшая дифференцировка клеток и уже к месяцу эмбрион имеет все отделы нервной системы, включая кору больших полушарий.

Развитие головного мозга

Формирование отделов головного мозга начинается на стадии трёх мозговых пузырей. Позже первый и третий пузырь делятся продольными перетяжками на 2 равные части, образуя суммарно 5 мозговых пузырей. Это происходит на 4-5 неделе эмбрионального развития зародыша. Позже их последнего пузыря начнёт формироваться кора головного мозга с полушариями и подкорковые ядра.


Зрительные бугры, таламус и гипоталамус образуются из промежуточного мозгового пузыря. Четверохолмие, сильвиев водопровод и ножки мозга являются продолжением среднего пузыря, а задний даёт начало мосту и мозжечку, который отвечает за координацию движений, поддержание статической позы тела и ориентирование в пространстве.

Продолговатый мозг формируется из одноимённого мозгового пузыря и является центром регуляции всех жизненно важных функций организма, в нём сосредоточены дыхательные центры.

Задняя часть продолговатого мозга переходит в спинномозговой канал и является продолжением головного мозга.

Конечный мозг проходит ещё несколько стадий в развитии:

  • из него развивается лимбическая система и обонятельная доля головного мозга, которая отвечает за восприятие органами чувств запахов и обработку информации от рецепторов;
  • передний отдел тоже утолщается, клетки его активно делятся и дифференцируются с формированием впоследствии базальных ганглиев, которые дают начало хвостатому ядру, бледному шару и скорлупе. Эти структуры важны и отвечают за координацию работы систем двигательного контроля. Миндалевидное ядро, которое тоже берёт своё начало из конечного мозгового пузыря, отвечает за интеграцию и распределение внутренних адаптивных реакций в ответ на постоянно изменяющиеся условия;
  • конечный мозг даёт начало коре больших полушарий. Здесь же формируются оболочки головного мозга и скопления сплетений с формированием узлов или ганглиев. В процессе эмбриогенеза идёт активный рост полушарий мозга, появляется деление их на доли (лобная, затылочная, теменная и височная), образуются борозды и извилины головного мозга.

Формирование желудочков головного мозга

Боковые желудочки формируются из центральной части коры больших полушарий. Будущее пространство желудочков выстилается клетками внутренне поверхности нервной трубки, и носят название клетки эпендимы. Они соединяются с полостью промежуточного отдела . Эта полость является третьим желудочком, который соединяется через сильвиев водопровод с полостью четвёртого желудочка.

Он переходит в спинной мозг и является его продолжением. Желудочки заполнены жидкостью – эндолимфой, которая благодаря отверстиям Люшка и Мажанди на боковой и верхней стенке полости четвёртого желудочка, сообщается с подпаутинным пространством. Это обеспечивает циркуляцию жидкости и препятствует её скоплению.

Дифференцировка клеток не заканчивается с рождением ребёнка, а продолжается до периода становления организма. Увеличивается количество аксонов и дендритов, улучшается процесс миелинизации, который обеспечивает быстрое движение нервного импульса от раздражителя к отделам ЦНС — головного и спинного мозга. Рост спинномозговых нервов напрямую связан с повышением двигательной активности.

Внешние раздражители формируют повышенную активность и рост волокон, поскольку процесс раздражения рецепторов активирует процесс возникновения импульса и распространение его в головной мозг, стимулируя тем самым его развитие.

Повышается количество отростков, нервная система как субстрат образования нервных связей является единым целостным механизмом в регуляции процессов возбуждения и передачи импульса.

Становление после рождения

К моменту рождения ребёнка ЦНС и её отделы уже сформированы, однако ещё предстоит большая работа по становлению и её интеграции с другими системами. Развитие коры больших полушарий новорожденного организма позволяет осуществлять простейшие действия, такие как глотание, сосание и дыхание.

Позже ребёнок научится регуляции тепла и холода, появятся реакции на различные виды раздражителей. Процесс адаптации происходит быстрее, если закладка нервной системы проходила по графику и организм ребёнка не испытывал недостатка кислорода или питания.

Появляются рефлексы, которые помогают активизировать дуги двигательных нейронов.

Ребёнок учится регулировать мышечный тонус. Увеличивается и масса головного мозга за счёт активного роста борозд и извилин. Полностью этот процесс завершается к 7 годам.

Созревание всех структур головного мозга напрямую зависит от характера импульсов, которые поступают из окружающей среды, поэтому важно окружить ребёнка теплом и заботой, и оградить его от большого количества отрицательных эмоций.

Развитию коры больших полушарий способствует увеличение количества кровеносных сосудов, питающих мозг. Это приводит к разрастанию коры и повышению уровня дифференцировки клеток.

Развитие нервной системы человека является сложным процессом, поскольку любое нарушение на любом этапе эмбриогенеза может привести к серьёзным последствиям.

Становление системы чётко привязано к срокам онтогенеза, поэтому тяжесть и характер повреждения различных врождённых дефектов напрямую зависит от срока беременности и периода развития будущей нервной системы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.