В каком возрасте более выражена иррадиация нервных процессов

Физиологическими основами поведения человека являются два вида нервных процессов: возбуждение и торможение. К чему приводят особенности их возникновения и распространения по отделам нервной системы, прежде всего, в головном и спинном мозге? Рассмотрим это подробнее.


Физиологическая основа распространения нервных импульсов

Возбуждение и торможение обусловливают приспособление органов и систем тела человека к постоянным изменениям внутренней и внешней среды организма. Особенности их протекания в головном мозге изучает физиология. Иррадиация, концентрация, индукция – это виды взаимодействий нервных импульсов, происходящих в центральной нервной системе.

Выдающиеся российские ученые И. П.Павлов и И. М.Сеченов разработали теорию, объясняющую принципы работы высшей нервной деятельности, являющейся базой, на которой возводится надстройка – психические феномены, например, такие, как сознание, память, мышление и речь. Иррадиация – это распространение нервных процессов в центральной нервной системе, обуславливающее проявления высшей нервной деятельности. В данной статье мы выясним ее роль в формировании сложных условных рефлексов и развитии психики человека.

Особенности нервных процессов

Возбуждение и торможение – главные виды нервных импульсов, обуславливающие деятельность головного и спинного мозга, а также всей нервной системы человека. Они не только противоположны, но и взаимосвязаны между собой, функционируя по определенным закономерностям. Охватывая участки в коре больших полушарий, возбуждение и торможение распространяется на другие отделы, происходит их распространение – иррадиация. Это явление, противоположное процессу концентрации, т. е. ограничению очага возбуждения. Физиология высшей нервной деятельности установила, что взаимодействие нервных процессов обеспечивает формирование сложных систем – динамических стереотипов.


Они представляют собой условные рефлексы, приобретенные человеком на протяжении его жизни. Развитие речи, ходьба, игра на музыкальных инструментах и другие виды деятельности, приобретенные в процессе обучения и воспитания – примеры, иллюстрирующие иррадиацию. Это основа образования и сохранения условнорефлекторных актов.

Роль распространения возбуждения в эмоциональных реакциях организма

Если представить себе состояние коры головного мозга бодрствующего человека, то она будет иметь вид мозаики центров возбуждения и торможения, от которых соответствующие нервные процессы иррадиируют на рядом расположенные участки мозга и, далее, по черепно-мозговым или спинномозговым нервам поступают в скелетные мышцы, железы или другие внутренние органы. В момент острого эмоционального аффекта в коре и стволовой части мозга наблюдается появление очагов возбуждения, а также изменение показателей гомеостаза и поведенческих реакций. Например, у человека, попавшего в стрессовую ситуацию, кроме повышения кровяного давления и пульса, регистрируются сильные двигательные реакции: сбивчивость в речи, крик, резкая жестикуляция. Это объясняется тем, что активные очаги в центральной нервной системе распространяют возбуждение к речевым зонам коры и скелетным мышцам.


Распространение болевого синдрома

Негативные ощущения, которые возникают в нашем теле опосредовано и напрямую не связаны с физическим источником, т. е. пораженным органом, – это иррадиация боли. Симптомы боли проявляются как нервные импульсы, возникающие в покровных тканях или внутренних органах, или косвенно – за счет сигнальных молекул, попадающих в кровь вследствие клеточного распада. Места возникновения болезненных ощущений могут находиться далеко от первичного очага патологии. Классическим примером может служить симптоматика при обострении остеохондроза шейного отдела позвоночника. Для него характерна отдающая боль в затылочную и височную часть головы, поражения плечевых суставов и неприятные ощущения под лопаткой. Иррадиация возбуждения – это главная причина болевых симптомов. Она не только истощает физические ресурсы организма, но еще и мешает правильной постановке диагноза, усложняя выработку врачом стратегии лечения.

Релаксация как вид распространения торможения

Как мы выяснили ранее, физиологической основой психики человека являются два взаимосвязанных процесса – возбуждение и торможение, способные иррадиировать по различным отделам нервной системы. Торможение играет важную роль в практиках аутотренинга и упражнениях по релаксации, применяемых в психотерапии. Иррадиация – это форма распространения торможения, возникающая в определенном органе, например, в правой руке под влиянием музыки, аффирмаций или гипноза. Благодаря эффекту генерализации, оно захватывает другие части тела: шею, плечи, ступни ног, приводя весь организм в состояние покоя. Под генерализацией здесь мы понимаем распространение стимула к мышечному расслаблению от двигательных центров головного и спинного мозга.


Физиологической основой иррадиации торможения и возбуждения является наличие в нервной системе разветвлений дендритов и аксонов нейроцитов, а также вставочных нейронов и ретикулярной формации головного мозга. Все эти структуры играют ведущую роль в образовании сложных условных и безусловных рефлексов.

Координация — взаимодействие нейронов, а следовательно и нервных процессов в ЦНС, которое обеспечивает ее согласованную деятельность, направленную на интеграцию функций разных органов и систем организма.

Принципы координации:

1. Принцип конвергенции — концентрация возбуждения от разных нейронов на одном. Импульсы, которые приходят в ЦНС по разным афферентным волокнам могут сходиться (конвергировать) к одним и тем же вставным и эффекторным нейронам. Конвергенция нервных импульсов объясняется тем, что афферентных нейронов в 5раз больше, чем эфферентных.

2. Принцип иррадиации — распространение возбуждения. Импульсы, которые поступают в ЦНС при сильном и длительном раздражении рецепторов, вызывают возбуждение не только данного рефлекторного центра, но и других центров. Процесс иррадиации связан с наличием в ЦНС многочисленных ветвлений аксонов и дендритов, цепей вставных нейронов, которые объединяют друг с другом разные нервные центры. Иррадиация хорошо выражена у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Например, дети при появлении игрушки размахивают руками, громко смеются, прыгают. Иррадиация может быть и торможением в некотором роде. Примером иррадиации торможения может быть подавленное состояние ученика, который получил двойку. Торможение, которое развилось в одном участке коры головного мозга, распространяется на другие центры и вызывает потерю аппетита, апатию, нежелание заниматься любыми делами. Примером иррадиации торможения может служить сонливость ученика на уроке при монотонном, однообразном рассказе учителя.

3. Принцип индукции — наведение одного процесса другим. В естественных условиях, невзирая на широкие возможности иррадиации в ЦНС, возбуждение фактически распространяется в определенных пределах, что обеспечивает возможность осуществления определенных, координированных рефлекторных реакций. Торможение ограничивает иррадиацию возбуждения. В результате этого, возбуждение концентрируется в определенных группах нейронов.

При возбуждении одних нервных центров деятельность других, функционально связанных с ним, затормаживается (негативная индукция). Если в нервном центре возникает торможение, то в функционально связанном — возбуждение (позитивная индукция). Индукция может быть одновременная — если один центр в коре больших полушарий сильно возбужден, то в участках, которые его окружают, развивается торможение и наоборот. Индукция может быть последовательной — возбуждение, которое развилось в одном центре, изменяется торможением, а торможение — возбуждением.

4. Принцип обратной связи. Между ЦНС и рабочими органами осуществляются прямые и обратные связки, благодаря которым мы можем не только делать выводы о результативности действий, но и вносить правки в нашу деятельность, исправлять допущенные ошибки.

5. Принцип доминанты. Этот принцип сформулирован О.О. Ухтомским. Он заключается в том, что в ЦНС всегда есть доминанта — участок повышенной возбудимости нервных центров. Он характеризуется свойствами: повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, способностью к усилению возбуждения (притягивает к себе возбуждение из других участков ЦНС), инерцией (более или менее длительность сохраняется). Доминантный участок возбуждения, который возник в одном центре, вызывает индукцию торможения в соседних центрах ЦНС, изменяя и упорядочивая их работу. Например, голодные дети не могут воспринимать учебный материал на уроке. Попытки учителя создать другие доминанты лишь усиливают чувство голода.

Доминанты могут быть экзогенного и эндогенного происхождения. Экзогенная доминанта возникает под воздействием факторов окружающей среды. Например, когда ребенок читает интересную книгу, то посторонние шумы (музыка по радио) не мешают ему. Эндогенная доминанта возникает под воздействием факторов внутренней среды. Например, при уменьшении концентрации питательных веществ, в крови, происходит возбуждение пищевого центра, возникает пищевая доминанта в ЦНС.

В процессе нервной деятельности одна доминанта изменяет другую. Например, при полном мочевом пузыре возникает доминанта в соответствующем центре и происходит рефлекторная реакция опорожнения мочевого пузыря. Если в этот момент будут поступать импульсы от любых рецепторов, то они лишь будут поддерживать возбуждение данной доминанты. По окончанию реакции доминанта исчезает и возникает новая, связанная с другой, необходимой организму деятельностью. Возникновение в ЦНС более сильной доминанты затормаживает раньше вызванную доминанту по принципу негативной индукции. Чем младший ребенок, тем менее стойкая доминанта и тем легче она тормозится.

По мнению О.О. Ухтомского, принцип доминанты является физиологичной основой акта внимания и предметного мышления. Интересный и эмоциональный рассказ, таблица, опыт, способствуют созданию доминантных отношений во время процесса учебы, которая играет важную роль в процессе усвоения знаний.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое регуляция, какое значение она имеет в жизни человека?

2. Какие регуляторные системы организма Вы знаете?

3. Функции и классификация эндокринной системы.

4. Что называют железами внутренней секреции?

5. Что такое гормоны?

6. Какова роль гормонов в организме человека?

7. В чем особенности действия гормонов?

8. Анатомо-физиологические и возрастные особенности гипофиза.

9. Анатомо-физиологические и возрастные особенности эпифиза.

10. Анатомо-физиологические и возрастные особенности вилочковой железы.

11. Анатомо-физиологические и возрастные особенности надпочечников.

12. Анатомо-физиологические и возрастные особенности щитовидной железы.

13. Анатомо-физиологические и возрастные особенности паращитовидной железы.

14. Анатомо-физиологические и возрастные особенности поджелудочной железы.

15. Анатомо-физиологические и возрастные особенности половых желез.

16. Функции и классификация нервной системы.

17. Нейрон: определение, строение, функции.

18. Анатомо-физиологические и возрастные особенности спинного мозга.

19. Анатомо-физиологические и возрастные особенности головного мозга.

20. Анатомо-физиологические и возрастные особенности ствола мозга.

21. Анатомо-физиологические и возрастные особенности больших полушарий.

22. В чем выражается функциональная асимметрия полушарий головного мозга?

23. Что такое рефлекс? Перечислите звенья рефлекторной дуги.

24. Охарактеризуйте принципы координациифункций организма.

Список литературы:

Закономерности формирования и особенности функционирования организма в процессе онтогенеза. Иррадиация, индукция и доминанта нервных процессов. Особенности онтогенеза нервных процессов человека в препубертатном, пубертатном и старческом периодах.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.04.2014
Размер файла 16,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Координация нервных процессов в разных возрастных периодах

Координация нервных процессов

Введение

Возрастная физиология - наука, изучающая закономерности формирования и особенности функционирования организма в процессе онтогенеза.

Деятельность целостного организма всегда связана со сложной координацией безусловно-рефлекторной и условно-рефлекторной реакций и их двигательных и вегетативных компонентов. Особое значение имеет координация вегетативных функций, выражающаяся в согласованных изменениях дыхания. работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы. деятельности желез внутренней секреции и т. д. Вся совокупность этих изменений связана с энергетическим обеспечением рефлекторных реакций человека на разных этапах его роста и развития и необходима для достижения полезного организму результата в кратчайший срок и с наименьшей энергетической издержкой.

Координация физиологических и биохимических процессов в организме происходит посредством регуляторных систем: нервной и гуморальной.

Главное назначение нервной системы заключается в обеспечении функционирования организма как единого целого через взаимосвязь между отдельными органами и их системами. Нервная система осуществляет восприятие и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и от внутренних органов.

В нервной системе по функциональному и структурному принципу выделяют периферическую и центральную нервную систему. Центральная нервная система осуществляет множество разнообразных рефлексов, отличающихся друг от друга рецепторными, центральными и эффекторными органами, родом, характером, знаком, происхождением, степенью сложности и т.п. Тем не менее, они возникают и протекают не разрозненно и хаотично, а координированно - в определённом составе, порядке и последовательности в соответствии с текущими потребностями организма, т.е. как объединённая целостная приспособительная деятельность.

Координация нервных процессов

Любая реакция представляет собой результат деятельности нервной системы и зависит от функционального состояния многих нервных центров и составляющих их нейронов. Такое согласованное взаимодействие нейронов и нервных процессов называют координацией рефлекторных процессов.

Конвергенция. Иррадиация, индукция и доминанта нервных процессов

Координация нервных процессов, без которой были бы невозможны согласованная деятельность всех органов детского и зрелого организма, его адекватные реакции на воздействие внешней среды, основывается на следующих особенностях или принципах:

Конвергенция нервных процессов.

В связи с широкой межнейронной связью нервные импульсы к одному нейрону могут приходить из различных участков нервной системы. Например, на один и тот же нейрон могут конвертировать импульсы от слуховых, зрительных и кожных рецепторов.

Иррадиация нервных процессов.

Возбуждение или торможение, возникнув в одном нервном центре, могут распространяться на другие нервные центры. Это явление называют иррадиацией.

Индукция нервных процессов.

В каждом нейроне или их скоплениях (нервные центры) один нервный процесс легко переходит в свою противоположность. Если возбуждение сменяется на торможение, говорят об отрицательной индукции. Если вслед за торможением наступает возбуждение, говорят о положительной индукции.

Концентрация нервных процессов.

Явление концентрации противоположно иррадиации. При этом процессы возбуждения или торможения концентрируются в каком-либо участке нервной системы.

Принцип доминанты. Принцип был открыт А.А. Ухтомским и состоит в том, что деятельность нервной системы как целого связана с образованием в отдельных участках нервной системы господствующих очагов возбуждения. При наличии господствующего, или доминантного, очага возбуждения раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только усиливают доминантный очаг. Доминантный очаг вызывает сильная зубная боль. Даже легкое прикосновение к руке больного во время приступов зубной боли усиливает его мучения.

Координация нервных процессов у детей и подростков

Ребенок рождается с далеко несовершенной координацией рефлекторных реакций. Ответная реакция у новорожденного всегда связана с обилием ненужных движений и широкими неэкономичными вегетативными сдвигами.

К моменту рождения ребенка многие периферические и центральные нервные волокна не имеют миелиновой оболочки, обеспечивающей изолированное проведение нервных импульсов. В результате процесс возбуждения с одного нерва легко переходит на соседний. Миелинизация большинства нервных волокон заканчивается к 3 годам постнатального развития, а иногда продолжается до 5-10 лет.

Более высокая, чем у взрослого, иррадиация нервных процессов связана также с тем, что на первых этапах постнатального развития ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельностью имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга.

Дети в сравнении со взрослыми имеют более высокую возбудимость нервной ткани, меньшую специализацию нервных центров, более распространенные явления конвергенции на более выраженные явления индукции нервных процессов.

Доминантный очаг у ребенка возникает быстрее и легче‚ чем у взрослого, с чем в значительной степени связана неустойчивость внимания детей. Новые раздражители легко вызывают и новую доминанту в мозге ребенка.

В процессе развития все недостатки координации рефлекторных процессов у детей и подростков сглаживаются. Своего совершенства координационные процессы достигают только к 18-20 годам.

Возрастные изменения нервных процессов

Старение нервной системы во многом определяет не только старение организма в целом, но и его приспособительные возможности, возрастные изменения поведения, реакции гомеостаза и др.

Постепенно уменьшается число нервных клеток: от 10-20% у 60 летних, до 50% у стариков; нарастают дистрофические изменения в клетках нервной ткани; развивается очаговая демиелинизация нервных волокон, что приводит к замедлению проведения возбуждения по нервному волокну и увеличению времени рефлекса; в различных отделах нервной системы нарушается обмен нейромедиаторов; в конечном мозге отмечаются атрофические изменения извилин, расширяются борозды; ослабляются тормозные влияния коры головного мозга на деятельность подкорковых образований; медленно угасают старые условные рефлексы и трудно вырабатываются новые.

Выводы

онтогенез нервный старческий иррадиация

Ознакомившись с особенностями онтогенеза нервных процессов человека на различных его этапах, мы видим, что онтогенез рисует параболу - т.е возникает восходящая линия (Дети - подростки), затем его пик (зрелый возраст), и нисходящая линия онтогенеза (старение).

Координация нервных процессов в препубертатном и пубертатном периодах растет и развивается, в старческом же периоде процессы снижаются, что негативно отображается на реакциях организма в целом.

Список литературы

1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа. 1985. 384 c.

Функции коры мозга осуществляется двумя нервными процессами– возбуждениеми торможением.

Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Торможение - это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Но не надо считать, что торможение – это прекращение деятельности, пассивное состояние нервных клеток. Торможение также активный процесс, но противоположного характера, чем возбуждение. Торможение обеспечивает необходимые условия для восстановления работоспособности клеток мозга.

Возбуждение или торможение, возникшее в какой-либо клетке или группе клеток мозга, всегда склонны к распространению. Распространение нервного процесса из очага его возникновения на окружающие нервные клетки называется иррадиацией (от лат. irradiare – сиять). После широкой иррадиации наступает сосредоточение, концентрациянервногопроцесса в месте его возникновения. Таким образом, возбуждение и торможение то разливаются (иррадиируют), то сосредоточиваются (концентрируются) в определенных пунктах коры.

Непрерывное взаимодействие движущихся и вызывающих друг друга возбудительных и тормозных процессов создает в высших отделах мозга чрезвычайно тонкую мозаику, колеблющийся узор из переплетения возбужденных и заторможенных нейронов. Такие мозаики лежат в основе различных актов поведения.


Иррадиация (распространение) возбуждения (+) и торможения (-)

Концентрация возбуждения и торможения

Индукцией (от лат. induction – возбуждение) называется свойство каждого из основных нервных процессов вызывать вокруг себя и после себя противоположный процесс.

Явление, при котором процесс торможения порождает процесс возбуждения, называется положительной индукцией.


Процесс, в ходе которого возбуждение вызывает торможение, называется отрицательной индукцией.

Пример положительной индукции: у малыша, утомившегося в течение дня, в коре больших полушарий начинают развиваться процессы торможения. Торможение в коре по закону положительной индукции вызывает возбуждение подкорковых центров. Ребенок начинает либо веселиться, либо капризничать.

Пример отрицательной индукции: ребенку дали суп, он с аппетитом начал его есть, но тут включили телевизор, и ребенок застыл с поднятой ложкой. Произошло знакомое внешнее торможение: сильное возбуждение зрительных центров затормозило пищевой центр.

Известный физиолог А.А. Ухтомский обнаружил, что в головном мозге могут возникать сильные очаги временного возбуждения. Эти временно господствующие очаги возбуждения в ЦНС, способные оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров, были названы доминантами (от лат. dominantis – господствующий).

Особой формой торможения является так называемое охранительное торможение. Оно возникает под влиянием очень сильных или долгих раздражителей, которые вызывают сверхсильное возбуждение нервных клеток. Как только раздражение достигает определенного предела, вступает в действие охранительное торможение. Например, перевозбужденный впечатлениями, переутомленный ребенок быстро засыпает, иногда даже сидя у телевизора. Это проявление охранительного торможения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Индукция (от лат. inductio — наведение, побуждение) в физиологии, динамическое взаимодействие нервных процессов — возбуждения и торможения, выражающееся в том, что торможение в группе нервных клеток вызывает (индуцирует) возбуждение (положительная И.), и наоборот, первично вызванный процесс возбуждения индуцирует торможение (отрицательная И.). Как положительная, так и отрицательная И. могут иметь две формы:

1) одновременную (симультанную) — возбуждение в одном участке индуцирует и усиливает одновременное торможение в окружающих участках, а очаг торможения индуцирует процесс возбуждения;

2) последовательную (сукцессивную), при которой смена отношений протекает во времени — возбуждение в пункте его развития сменяется торможением после прекращения действия раздражителя, и наоборот.

Степень выраженности и длительность И. зависят от силы возбуждения или торможения, от расстояния фокуса первичной активности до индуцируемого пункта и других условий. Явление И. характерно для всех отделов нервной системы. Оно ограничивает распространение (иррадиацию) нервных процессов и способствует их концентрации. Пример отрицательной И.: сильное раздражение слухового центра (резкий звонок) вызывает торможение в других нервных центрах, например в пищевом, что выражается в прекращении слюноотделения.

Иррадиация и индукция взаимно ограничивают друг друга. Как правило, слабые очаги возбуждения и торможения не вызывают значительной индукции, что способствует процессу иррадиации. Чем сильнее очаг возбуждения или торможения, тем интенсивнее проявляется индукция и, следовательно, тем менее благоприятны условия для иррадиации. При очень сильном очаге возбуждения или торможения, наоборот, иррадиация оказывается столь значительной, что преодолевает препятствия, создаваемые индукцией.
Если человек выполняет работу, которая для него важна или 'интересна, либо читает увлекательную книгу, очаги возбуждения в мозге могут оказаться достаточно сильными, чтобы вызвать мощную индукцию. В результате возбудимость многих других участков мозга сильно понижается. Это проявляется в том, что человека не отвлекают посторонние мысли, у него не рассеивается внимание, и он даже не замечает, что происходит вокруг. При действии слабых раздражителей, например при чтении очень скучной книги, внимание, наоборот, легко рассеивается, что связано с превалированием иррадиации возбуждения.
В результате взаимодействия иррадиации и индукции мозг представляет собой как бы мозаику очагов повышенной и пониженной возбудимости. Непрерывная и закономерно протекающая перестройка очагов возбуждения и торможения приводит к созданию самых разнообразных комбинаций согласованной работы органов.

Явления иррадиации и индукции. У детей грудного возраста возбуждение легко иррадиирует. Любые рефлекторные движения обычно захватывают значительную часть мускулатуры. Так, движения рук сопровождаются заметной подвижностью ног. Всякое более или менее значительное раздражение вызывает общую двигательную активность. Крику ребенка также сопутствуют движения всего тела. Рефлекторное смыкание век, например при появлении яркого света, сопровождается сжатием губ, а нередко и сгибанием конечностей. При удивлении или при внимательном разглядывании нового предмета ребенок старшего грудного возраста широко открывает не только глаза, но и рот, растопыривая при этом пальцы. Такие иррадиированные реакции характерны и для детей второго года жизни.
В последующие годы устойчивость нервных клеток повышается. Увеличивается сила процессов возбуждения и торможения, в связи с чем более заметными становятся явления индукции: появление очага возбуждения сопровождается понижением возбудимости или торможением других участков мозга. Таким образом создается препятствие для чрезмерной иррадиации возбуждения. Развитию явлений индукции способствует обучение ходьбе и другим более сложным двигательным актам. При сильном возбуждении, в частности при проявлении радости или огорчения, сохраняется резкая выраженность явлений иррадиации: ребенок прыгает или топает ножками; он весь во власти возбуждения, и никакие уговоры не могут его успокоить.
Дальнейшее усиление явлений взаимной индукции и связанная с этим большая концентрация процессов возбуждения и торможения создают предпосылки для усидчивой целенаправленной деятельности. Этому способствуют воспитание и обучение как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Грудной возраст характеризуется незрелостью клеток коры головного мозга и резким преобладанием процесса возбуждения над торможением, его широкой иррадиацией, вплоть до генерализации (захватом дополнительных центром). Например, можно сравнить реакцию взрослого человека и грудного ребенка на легкий укол руки. Взрослый в этой ситуации лишь отдернет руку. У грудного ребенка будет наблюдаться более выраженная и широкая двигательная активность, изменения дыхания, крик, плач.

В этом возрасте ярко выражено безусловное торможение. Вследствие слабости нервных процессов под действием сильных или длительных раздражителей возбуждение нервных центров легко сменяется запредельным торможением. Например, изменение положения тела ребенка активизирует центр вестибулярного анализатора. Но длительное укачивание приводит к тому, что возбуждение этого центра сменяется запредельным торможением, распространяющимся по коре, и ребенок засыпает.

Индукционное торможение также ярко проявляется с первых дней жизни. Так, ребенок при кормлении не берет грудь, если у него есть очаг болевого раздражения. В свою очередь крик, вызванный болевым воздействием, можно подавить, дав ребенку попить.

В этом возрасте продолжают развиваться интероцептивные условные рефлексы. Условные рефлексы на экстероцептивные (внешние) раздражители - зрительные и слуховые - появляются со 2-3-го месяца развития. Условные рефлексы на зрительные раздражители возникают при их сочетании с кинестетическими, связанными с движениями ребенка. В свою очередь условные рефлексы на звуковые раздражители вырабатываются при их подкреплении зрительными раздражителями.

Таким образом, взаимодействие анализаторов играет важную роль в развитии ВИД уже в первые месяцы жизни ребенка: условные рефлексы у грудничков вырабатываются на комплексные раздражители.

Данные о сроках появления условного торможения интероцеп-тивных рефлексов противоречивы. Отмечается, что уже в возрасте 20 дней ребенок начинает дифференцировать положение для кормления от положения для пеленания. Условное торможение экстеро-цептивных рефлексов начинает формироваться примерно со 2-3-го месяца жизни. В первую очередь это дифференцировочное торможение, несколько позже, с 5-7-месячного возраста, вырабатывается

запаздывающее торможение. На 8-9-м месяце появляются первые признаки условного тормоза. Однако все виды условного торможения слабы и могут легко отменяться под действием внешнего безусловного торможения.

Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются на уровне первой сигнальной системы, т.е. непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. По терминологии А.Г. Иванова-Смоленского, это связи типа Н-Н (непосредственный раздражитель - непосредственная реакция).

По мере развития ребенка все более выраженными становятся коммуникативные реакции. Так, во втором полугодии значительную роль играет подражательный рефлекс. Он имеет большое значение в развитии движений, освоении навыков манипуляций с различными предметами и в формировании речи (моторной речи).

Развитию моторной речи предшествует подготовительная тренировка артикулярного аппарата. Если в первые дни жизни единственной звуковой реакцией является крик, то уже с 2-3 мес у ребенка начинает развиваться гуканье и гуление, заключающееся в повторении отдельных звуков, сначала нечетких, но постепенно дифференцирующихся. При гулении отрабатываются связи слуховых ощущений с комплексом раздражителей от мышц, кожи, слизистой. С 6 мес гуление плавно переходит в лепет, когда самопроизвольно или подражательно ребенок подолгу произносит различные слоги. В отличие от гуления, лепет появляется лишь при условии речевого контакта со взрослыми, т.е. носит условно-рефлекторный характер. Вплоть до окончания грудного периода эти звуковые реакции ребенка не имеют сигнального характера. Роль условно-рефлекторного экспрессивного сигнала с первых месяцев жизни играет крик.

Развитие сенсорной речи приводит к тому, что к концу первого года формируются связи между названием предмета и самим предметом. Ребенок, показывая предмет, пытается его назвать. Таким образом, прибавляется новый тип связей Н-С (непосредственный раздражитель - словесная реакция). Так формируется моторная речь. К окончанию 1-го года жизни активный словарь ребенка может содержать 10-15 слов.

На 1-м году жизни вырабатывается лишь динамический стереотип на время: ребенок болезненно реагирует на нарушение режима сна и питания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.