Визель блиц обследование афазия


Визель Татьяна Григорьевна - доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, профессор Института дефектологии и медицинской психологии.

Сфера профессиональных интересов: нейропсихология, нейролингвистика, дефектология.

Книги (9)

Это итог научных и практических исследований за последние 50 лет выдающегося ученого, мыслителя, авторитета мирового уровня в области нейропсихологии и патологии речи. Благодаря оригинальному подходу к одному из самых сложных и значимых феноменов нарушения речи — афазии раскрыты ее причины, природа и клинические проявления в виде неизвестных ранее вариантов каждой из форм.

Соавтор: Шкловский В.М.

В настоящей работе содержится изложение клинических особенностей разных форм афазии, а также принципов и приемов работы по восстановительному обучению больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы.

Соавтор: Сенкевич Л.В., Янышева В.А., Железнова А.К.

В монографии освещаются актуальные вопросы клинико-психологической и психолого-педагогической диагностики предпосылок, проявлений и факторов отклоняющегося поведения подростков, рассматриваются типологии и классификации нарушенного поведения, анализируются психолого-педагогические характеристики микросоциальных условий жизни девиантных подростков.

В работе представлены результаты экспериментально-психологического исследований социально-средовых и эндогенных факторов отклоняющегося поведения несовершеннолетних, проведенных с помощью патопсихологических, нейропсихологических и проективных методов диагностики познавательной и эмоционально-личностной сферы подростков.

Книга является обобщением многолетнего опыта работы автора с больными, имеющими нарушение речи в виде афазии, возникающей в результате перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы.

В нее включены главы, разъясняющие, что такое инсульт, в чем его причины, предлагаются меры профилактики и помощи больному. Особое место уделяется тому, как следует понимать те или иные ошибки в речи больных и какие методы и конкретные упражнения использовать, чтобы вернуть им речь.

Книга должна явиться важным подспорьем для родственников больных и специалистов, работающих в области афазии.

Материал книги может быть использован также в работе с детьми с задержками речевого развития и другими видами патологии речи.

В пособии изложена авторская методика преодоления заикания у детей дошкольного возраста. Представлены упражнения и практические задания, предназначенные для диагностики и коррекции заикания.

В книгу вошли игры и упражнения для совершенствования темпа и ритма речи, ее плавности и слитности, а также задания, направленные на развитие пространственных и двигательных навыков.

Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр.

Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие.

Учебно-методическое пособие предназначено для преодоления нарушений чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пособие состоит из двух разделов, включающих теоретическую часть, а также занимательные авторские упражнения и задания в стихах, направленные на развитие навыков чтения и письма, логического мышления, пространственного воображения, преодоление орфографических и грамматических ошибок.

Методика развития лексико-грамматических навыков у детей основана на данных современной логопедии, лингвистики и психологии и подтверждена практической работой автора.

Данное пособие представляет собой модификацию нейропсихологической диагностической системы А.Р.Лурия с оригинальными фрагментами, составленную так, чтобы объем тестов был минимальным, но вместе с тем достаточным для адекватной диагностики. Это особенно актуально для практических специалистов.

Для того чтобы пособие было доступно специалистам различных профилей (нейропсихологам, дефектологам, врачам), к каждому тесту прилагается комментарий, содержащий ориентиры по его интерпретации и топической диагностике.

Учебник адресован студентам дефектологических и психологических факультетов вузов, логопедам, педагогам, психологам.

Книги


Т.Г.Визель. Приобретение и распад речи : монография / - Барнаул: АлтГПУ, 2016. - 289 с.

Книга посвящена не раскрытым в литературе аспектам приобретения и распада речи. В ней изложены авторские представления о мозговых механизмах развития речи и ее потери больными с афазией. Акцентируется внимание на видах безречия у детей в разные возрастные периоды и на вариативности форм афазии. Затрагиваются также вопросы диагностики и компенсации речевых расстройств.


Коррекция заикания у детей АСТ, Астрель, ВКТ, 2009 г. Твердый переплет, 224 стр. ISBN 978-5-17-059304-0, 978-5-271-23852-9, 978-5-226-01528-1 Тираж: 4000 экз.

В книге изложена авторская методика преодоления заикания у детей дошкольного возраста. Представлены упражнения и практические задания, предназначенные для диагностики и коррекции заикания. В книгу вошли игры и упражнения для совершенствования темпа и ритма речи, ее плавности и слитности, а также задания, направленные на развитие пространственных и двигательных навыков.


Нейропсихологическое блиц-обследование (Тесты по исследованию высших психических функций). Тв. Центр Сфера, В.Секачев, М.,

Данное пособие представляет собой модификацию нейропсихологической диагностической системы А.Р.Лурия с оригинальными фрагментами, составленную так, чтобы объем тестов был минимальным, но вместе с тем достаточным для адекватной диагностики. Это особенно актуально для практических специалистов.
В целях повышения доступности материала специалистам различных профилей (нейропсихологам, дефектологам, врачам), к каждому тесту прилагается комментарий, содержащий ориентиры по его интерпретации и топической диагностике.


АСТ; Астрель; Транзиткнига 2005 Москва страниц: 127 5000 экз.5-17-031208-3

Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Учебно-методическое пособие предназначено для преодоления нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пособие состоит из двух разделов, включающих теоретическую часть, а также занимательные авторские упражнения и задания в стихах, направленные на развитие навыков чтения и письма, логического мышления, пространственного воображения.Книга адресована родителям и логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, учителям.


Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузов. Аст.Астрель. М., 2005. 383 с.


Шкловский В.М., Визель Т.Г.

В настоящей работе содержится изложение клинических особенностей разных форм афазии, а также принципов и приемов работы по восстановительному обучению больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы.
Пособие рассчитано на специалистов (логопедов, психологов и врачей), работающих в области реабилитации больных с афазией.

Визель Татьяна Григорьевна - доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, профессор Института дефектологии и медицинской психологии.

Сфера профессиональных интересов: нейропсихология, нейролингвистика, дефектология.

Соавтор: Шкловский В.М.

В настоящей работе содержится изложение клинических особенностей разных форм афазии, а также принципов и приемов работы по восстановительному обучению больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы.

Соавтор: Сенкевич Л.В., Янышева В.А., Железнова А.К.

В монографии освещаются актуальные вопросы клинико-психологической и психолого-педагогической диагностики предпосылок, проявлений и факторов отклоняющегося поведения подростков, рассматриваются типологии и классификации нарушенного поведения, анализируются психолого-педагогические характеристики микросоциальных условий жизни девиантных подростков.

В работе представлены результаты экспериментально-психологического исследований социально-средовых и эндогенных факторов отклоняющегося поведения несовершеннолетних, проведенных с помощью патопсихологических, нейропсихологических и проективных методов диагностики познавательной и эмоционально-личностной сферы подростков.

Книга является обобщением многолетнего опыта работы автора с больными, имеющими нарушение речи в виде афазии, возникающей в результате перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы.

В нее включены главы, разъясняющие, что такое инсульт, в чем его причины, предлагаются меры профилактики и помощи больному. Особое место уделяется тому, как следует понимать те или иные ошибки в речи больных и какие методы и конкретные упражнения использовать, чтобы вернуть им речь.

Книга должна явиться важным подспорьем для родственников больных и специалистов, работающих в области афазии.

Материал книги может быть использован также в работе с детьми с задержками речевого развития и другими видами патологии речи.

Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр.

Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие.

Учебно-методическое пособие предназначено для преодоления нарушений чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пособие состоит из двух разделов, включающих теоретическую часть, а также занимательные авторские упражнения и задания в стихах, направленные на развитие навыков чтения и письма, логического мышления, пространственного воображения, преодоление орфографических и грамматических ошибок.

Методика развития лексико-грамматических навыков у детей основана на данных современной логопедии, лингвистики и психологии и подтверждена практической работой автора.

Данное пособие представляет собой модификацию нейропсихологической диагностической системы А.Р.Лурия с оригинальными фрагментами, составленную так, чтобы объем тестов был минимальным, но вместе с тем достаточным для адекватной диагностики. Это особенно актуально для практических специалистов.

Для того чтобы пособие было доступно специалистам различных профилей (нейропсихологам, дефектологам, врачам), к каждому тесту прилагается комментарий, содержащий ориентиры по его интерпретации и топической диагностике.

Учебник адресован студентам дефектологических и психологических факультетов вузов, логопедам, педагогам, психологам.

50 великих книг по психологии

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

Данное пособие представляет собой модификацию нейропсихологической диагностической системы А. Р. Лурия с оригинальными фрагментами, составленную так, чтобы объемтекстов был минимальным, но вместе с тем достаточным для адекватной диагностики. Это особенно актуально для практических специалистов. Для того чтобы пособие былодоступно специалистам различных профилей (нейропсихологам, дефектологам, врачам), к каждому тесту прилагается комментарий, содержащий ориентиры по его интерпретации и топической диагностике.

Издательство: "СФЕРА" (2014)

КнигаОписаниеГодЦенаТип книги
Ребенок и его развитиеВ книге рассматриваются различные виды отклонений в психоречевом развитии детей. Освещаются проявления этих отклонений и их причины. Материал излагается с позиций нейропсихологии в научно-популярной… — Секачев В., - Подробнее. 2016320бумажная книга
Ребенок и его развитиеВ книге рассматриваются различные отклонения в психоречевом развитии детей. Освещаются проявления этих отклонений и их причины. Материал излагается с позиций нейропсихологии в научно-популярной… — Изд. В. Секачев, Подробнее. 2016411бумажная книга
Нейропсихологическое блиц-обследованиеДанное пособие представляет собой модификацию нейропсихологической диагностической системы А. Р. Лурия с оригинальными фрагментами, составленную так, чтобы объемтекстов был минимальным, но вместе с… — Изд. В. Секачев, Подробнее. 2017113бумажная книга
Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речиПредлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеютсянарушения речевого развития в виде… — Изд. В. Секачев, Подробнее. 201675бумажная книга
Как вернуть речьКнига является обобщением многолетнего опыта работы автора с больными, имеющими нарушения речи в виде афазии, возникающей в результате перенесенного инсульта иличерепно-мозговой травмы. В нее… — Изд. В. Секачев, Подробнее. 2016485бумажная книга
Основы нейропсихологии. Учебник для ВУЗов"Основы нейропсихологии" Т. Г. Визель - отечественный учебник для студентов ВУЗов, посвященный изучению высших психических функций человека. Их развитию и нарушению. Учебник адресован студентам… — Изд. В. Секачев, Подробнее. 2016634бумажная книга
Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речиПредлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеютсянарушения речевого развития в виде… — Секачев В. Ю., (формат: 60x88/16, 16 стр.) Логопедам. Педагогам. Родителям Подробнее. 201157бумажная книга
Как вернуть речьКнига является обобщением многолетнего опыта работы автора с больными, имеющими нарушение речи в виде афазии, возникшей в результате перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы. В нее включены… — В. Секачев, (формат: 60x88/16, 216 стр.) Логопедам Подробнее. 2011352бумажная книга
Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузовОсновы нейропсихологии Т. Г. Визель - отечественный учебник для студентов вузов, посвященный изучению высших психических функций человека. Их развитию и нарушениям. В учебнике изложены важнейшие… — В. Секачев, (формат: 60x88/16, 276 стр.) Подробнее. 2013325бумажная книга
Нейропсихологическое блиц-обследованиеДанное пособие представляет собой модификацию нейропсихологической диагностической системы А. Р. Лурия с оригинальными фрагментами, составленную так, чтобы объемтестов был минимальным, но вместе с… — В. Секачев, (формат: 60x88/16, 24 стр.) Логопедам Подробнее. 201181бумажная книга
Ребенок и его развитиеВ книге рассматриваются различные виды отклонений в психоречевом развитии детей. Освещаются проявления этих отклонений и их причины. Материал излагается с позиций нейропсихологии в научно-популярной… — Секачев В., (формат: 60x88/16, 140 стр.) Подробнее. 2016299бумажная книга
Занимательная грамматикаДанная книга рассчитана на оказание помощи детям на пути их речевого развития, в частности овладения родным языком. В шуточной форме в ней представлены основные необходимые ребенку упражнения на этом… — Изд. В. Секачев, Подробнее. 2018448бумажная книга
Занимательная грамматика. Учебно-методическое пособиеДанная книга рассчитана на оказание помощи детям на пути их речевого развития, в частности овладения родным языком. В шуточной форме в ней представлены основные необходимые ребенку упражнения на этом… — Секачев В., - Подробнее. 2018349бумажная книга
Занимательная грамматикаДанная книга рассчитана на оказание помощи детям на пути их речевого развития, в частности овладения родным языком. В шуточной форме в ней представлены основные необходимые ребенку упражнения на этом… — Изд. В. Секачев, (формат: 205x290, 58 стр.) Подробнее. 2018297бумажная книга

СФЕРА — (греч. sphaira шар). 1) твердое тело, в котором все точки поверхности одинаково отдалены от внутренней точки, называемой центром шар; изображение земли в виде глобуса. 2) часть пространства, в котором планета совершает свой путь. 3) в фигуральном … Словарь иностранных слов русского языка

СФЕРА — жен., греч. шар, шарообразное тело или пустота, или изображенье его на бумаге; в приложении к небесным телам: шар обращаемый на оси своей, представляющий землю нашу, или небесную твердь, с означеньем всех воображаемых кругов. Армилярная сфера,… … Толковый словарь Даля

сфера — ы, ж. sphère f. <гр. sphaira. 1. геом. Замкнутая поверхность, все точки которой одинаково удалены от одной точки (центра /. БАС 1. | перен. Сфер десять пролетев воздушных, Узрел вдали питейный дом. И. Наумов Ясон. // Ирои комич. поэма 560. 2.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СФЕРА — сферы, жен. [греч. sphaira шар]. 1. То же, что шар (мат.). 2. перен. Область, место, пределы, в к рых существует, действует, развивается, применяется что н. (книжн.). «Смотря по свойству поэтического таланта и по степени его выработанности, сфера … Толковый словарь Ушакова

СФЕРА — СФЕРА, ы, жен. 1. Область, пределы распространения чего н. С. деятельности. С. влияния. 2. Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах). 3. Замкнутая поверхность, все точки к рой равно удалены… … Толковый словарь Ожегова

сфера — См. область … Словарь синонимов

Сфера — (Хабаровск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Переулок Дежнева 15, Хабаровск … Каталог отелей

-сфера — сфера компонент сложных слов, означающих: 1) одну из оболочек планет и звёзд: астеносфера атмосфера барисфера биосфера геосфера гетеросфера гидросфера гомосфера ионосфера литосфера магнитосфера мезосфера стратосфера субстратосфера… … Википедия

СФЕРА — (от греческого sphaira шар), 1) область действия, пределы распространения чего либо (например, сфера влияния). 2) Общественное окружение, среда, обстановка … Современная энциклопедия

СФЕРА — (от греч. sphaira шар) 1) область действия, пределы распространения чего либо (напр., сфера влияния).2) Общественное окружение, среда, обстановка … Большой Энциклопедический словарь

СФЕРА — замкнутая поверхность, все точки которой одинаково удалены от одной точки (центра сферы). Отрезок, соединяющий центр сферы с какой либо ее точкой (а также его длина), называется радиусом сферы. Площадь поверхности сферы S=4?R2, где R радиус сферы … Большой Энциклопедический словарь

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Э. Р. Кязымова

другие, нельзя считать роковым и предопределяющим патологическое развитие личности учащихся.

При учете индивидуальных особенностей детей с отклоняющимся развитием в процессе обучения и воспитания может быть достигнута их успешная социализация и адаптация к окружающему миру. Л. С. Выготский говорил о том, что центральным вопросом проблемы умственной отсталости должно стать рассмотрение соотношения интеллекта и аффекта, но не просто как явления зависимости первого от второго, а как сложного процесса их внутренних взаимосвязей [1; 2; 5; 8].

Таким образом, обратившись к литературе, посвященной изучению развития детей с интеллектуальным недоразвитием, можно сделать вывод о том, что нарушения, вызванные органическим поражением центрально нервной системы, многообразны и затрагивают как интеллектуальную, так и эмоционально-волевую сферы деятельности. С самого рождения у этой категории детей наблюдается задержанное и недостаточное развитие психических функций, которое без специализированного воздействия педагогов-дефектологов с каждым годом будет все более отличаться от нормального.

1. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987. - 94 с.

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.

3. Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ // Дефектология. - 1977. - № 5. - С. 20-25.

4. Певзнер М.С. Этиопатогенез и классификация олигофрении // Клинико-генетическое исследование олигофрении / под ред. М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, - 1972. - С. 3-22.

5. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно-отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 160 с.

6. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М.: АПН СССР, 1962. - 312 с.

7. Психология лиц с умственной отсталостью: учеб.-метод. пособие / сост. Е.А. Калмыкова. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 121 с.

8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

9. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1965. - 334 с.

Преимущество развития мелкой моторики при афазии

Афазия считается самым тяжелым речевым нарушением. Афазия -это распад языковой системы вследствие очаговых поражений коры головного мозга. Учение об афазиях тесно связано с развитием нейропси-

хологии и формированием представлений о строении речевой функциональной системы [1].

Основные причины афазии:

• нарушение мозгового кровообращения (ишемические или геморрагические инсульты);

• травмы головного мозга (открытые и закрытые);

• опухоли головного мозга (доброкачественные и злокачественные);

• инфекционные заболевания головного мозга (менингиты и энцефалиты различной этиологии) [2].

Афазия сопровождается целым рядом проблем: ^ человек не может понимать речь, или ему сложно ее понять; ^ возникают проблемы с повторением произнесенных слов кем-то другим;

^ больной путает названия предметов, имена людей; ^ даже при сохранении моторики человеку сложно строить сложные предложения;

^ ухудшается произношение, появляются расстройства письма; ^ с трудностью дается выполнение математических операций; ^ проблемы в мелкой моторике.

Афазия обычно сопровождается различными нарушениями функций коры головного мозга (агнозиями, апраксией). При данных расстройствах полностью изменяется мировоззрение, взгляды на семью и даже отношение к самому себе.

Логопедическая работа предполагает развитие мелкой моторики. Степень нарушения письменной речи и чтения зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Восстановление в процессе логопедической работы способности правильно артикулировать звуки приводит и к восстановлению умений чтения и письма. В некоторых случаях наблюдается парадокс: полное отсутствие у больного устной речи, но некоторая сохранность письменной речи, которая служит средством общения с окружающими. В апраксии чаще всего встречаются виды афазии - сенсорная, афферентная, моторная, семантическая, динамическая.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также обычно, зри-

Прежде чем начать занятия по мелкой моторике с афазиками нужно провести с ними оценивание их мелкой моторики. Для этого можно использовать Визель Т.Г. - Нейропсихологическое блиц-обследование. Состояние движений и действий

1. Кинестетический кистевой и пальцевой праксис - воспроизведение отдельных кистевых и пальцевых поз.

Комментарий: ошибки, поиски и отказы от воспроизведения поз свидетельствуют о наличии кинестетической кистевой и пальцевой апрак-сии и, следовательно, о неполноценности функционирования постцентральной (нижнетеменной) области левого полушария.

2. Кинетический (динамический) праксис - воспроизведение серии кистевых, пальцевых поз, симметричное и асимметричное постукивание.

Комментарий: ошибки, поиски и отказы от воспроизведения предъявляемой серии поз свидетельствуют о наличии кинетической кистевой и пальцевой апраксии и, следовательно, о неполноценности функционирования премоторной (прецентральной) области левого полушария.

3. Конструктивный праксис - конструирование из деталей, если больному это доступно, или из кубиков Кооса.

Комментарий: неспособность выполнять здания по конструированию свидетельствует о наличии конструктивной апраксии и соответственно неполноценности функционирования теменной доли левого полушария.

Примечание: потеря способности рисовать не схематически, если она была преморбидно, свидетельствует о неполноценности функционирования теменно-затылочной доли справа.

4. Реципрокная координация (проба Озерецкого).

Комментарий: неспособность к выполнению данной пробы свидетельствует о нарушении межполушарных двигательных координаций и соответственно о плохой проводимости или повреждении мозолистого тела и других межполушарных проводящих путей.

5. Пальцевой гнозис - показ заданного пальца: а) по образцу; б) по названию.

Неспособность показать заданный палец по образцу свидетельствует о наличии пальцевой агнозии и соответственно о неполноценности функционирования теменной доли левого полушария.

Неспособность показать заданный палец по названию может свидетельствовать о наличии пальцевой амнестической афазии (непонимании названий пальцев при понимании названий предметов и других частей тела) и соответственно о неполноценности функционирования височно-теменной доли левого полушария [2].

У людей с афазией речь не восстанавливается сама по себе. Необходимо пройти курс лечения, состоящий из лекарственной терапии, лечебной физкультуры логопедических и психологических занятий. Все виды лечения должны проводиться комплексно.

Задача речевой реабилитации заключается не только в том, чтобы восстановить у человека коммуникативной способности. Главная ее цель - возвратить человека в общество как полноценного члена. Моя

практика показывает что, чем раньше можно начать занятия, тем выше темпы реабилитации и полнее восстанавливаются функции речи.

Чтобы достичь наибольших успехов, коррекцию афазии необходимо начинать в первые три месяца с момента ее появления. Занятиям необходимо уделять от трех часов в неделю на протяжении минимум пяти месяцев. Мой личный опыт и данные зарубежных специалистов показывают что, чем выше интенсивность занятий (в разумных пределах), тем лучше результат. При работе с некоторыми больными улучшения наблюдались и после шести месяцев занятий вплоть до двух лет.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь афазиков потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

^ Массаж кистей и пальцев и т. д.

^ Штриховка в разных направлениях.

^ Доведение линий до конца.

^ Раскрашивание и т. д.

2. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособие / под общ. ред. д.п.н., проф. Г.Б. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2011. - 240 с.

3. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. - М.: В. Секачев.

4. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B 0%D1 %8F %D0%BC%D0%BE%D1 %82%D0%BE%D1 %80%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Т. В. Лисовская, М. Е. Скивицкая

Разноуровневое содержание обучения практической математике взрослых, проживающих в психоневрологических домах-интернатах

Многие из проживающих в интернатных учреждениях по разным жизненным причинам никогда не получали никакого образования (лишь с 2011 г. было принято Положение №48/55 об утверждении инструкции о порядке организации и получении специального образования в учреждениях социальной защиты) [4], в результате чего лишены дееспособности и возможности трудоустройства, так как остается в силе диагнозный подход к определению их трудоспособности. Некоторые проживающие в психоневрологических домах-интернатах не умеют ни читать, ни писать, ни считать, так как никогда этому не обучались или их учили бессистемно, от случая к случаю [3].

Во время проведения анкетирования (июль - август 2015 г.), а также при более близком знакомстве с составом обучающихся, еще до начала обучения, было видно, что в большинстве случаев диагноз утяжелен в отношении степени интеллектуальной недостаточности. В основном это легкая степень интеллектуальной недостаточности или задержка психического развития.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.