Внешние раздражители преобразуются в нервных импульсах в

ОГЭ био вар. 5 1. Какой метод для изу­че­ния по­ве­де­ния пчёл?1) микроскопия2) гибридизация3) вскрытие 4) наблюдение

Сколько хромосом в лейкоцитах крови у внука, если у его дедушки в этих клетках 46 хромосом?1) 0 2) 23 3) 46 4) 92

Волокно как особый вид механической ткани сильно развито в стебле1) льна-долгунца2) кукурузы3) томата4) тюльпана

Какой агротехнический приём используется для усиления отрастания придаточных корней и столонов у картофеля?

Рыхление 2) окучивание 3) пасынкование 4) пикировка

Ель, в отличие от папоротника,1) размножается спорами2) в процессе оплодотворения зависит от воды3) не имеет проводящих сосудов4) размножается семенами

Какой орган млекопитающего изображён на рисунке?1) почка2) матка3) сердце4) печень

Какой фактор эволюции человека относят к социальным?1) наследственная изменчивость2) борьба за существование3) естественный отбор4) развитие речи

Для какой ткани характерно наличие межклеточного вещества в виде жидкости?1) эпителиальной2) хрящевой3) крови4) жировой

Твёрдость костей обеспечивается благодаря1) минеральных солей2) углеводов3) жиров4) белков

Где у человека происходит разрушение эритроцитов?1) в печени2) в почках3) в поджелудочной железе4) в лёгких

Что позволяет определить электрокардиограмма?1) активность различных участков миокарда2) кислородную ёмкость крови3) давление крови после нагрузки4) анатомические размеры сердца

Что происходит в организме человека в процессе пластического обмена?1) поглощение кислорода2) образование из крахмала глюкозы3) окисление органических веществ4) превращение аминокислот в белки

15.Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на струк­ту­ра глаза, на­ру­ше­ние в ко­то­рой может стать одной из при­чин раз­ви­тия близорукости?

Как называют повреждение, обозначенное на рентгеновском снимке буквой А?1) вывих2) перелом3) ушиб4) гематома

18.В тёмном лесу мно­гие рас­те­ния имеют свет­лые цветки. Зна­че­ние этого факта за­клю­ча­ет­ся в том, что эти цветки

1) тенелюбивы2) лучше за­мет­ны для людей3) лучше за­мет­ны для насекомых4) влаголюбивы

21. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

Объект Процесс

Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс

Рабочий орган Непосредственное выполнение команды. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?1) чувствительный нейрон 2) двигательный нейрон 3) нервный центр 4) рецептор

22. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о на­след­ствен­но­сти и есте­ствен­ном отборе?А. На­след­ствен­ность и есте­ствен­ный отбор — это дви­жу­щие силы эволюции .Б. Потом­ству пе­ре­да­ют­ся признаки, при­об­ре­тен­ные ор­га­низ­мом в те­че­ние жизни.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

23.Что ха­рак­те­ри­зу­ет энер­ге­ти­че­ский обмен в клетке? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) по своим ре­зуль­та­там про­ти­во­по­ло­жен биосинтезу2) идёт с по­гло­ще­ни­ем энергии3) за­вер­ша­ет­ся в митохондриях4) за­вер­ша­ет­ся в рибосомах5) со­про­вож­да­ет­ся син­те­зом мо­ле­кул АТФ6) за­вер­ша­ет­ся об­ра­зо­ва­ни­ем кис­ло­ро­да и углеводов

24. Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды от­но­сят­ся к антропогенным? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) температура воздуха2) загрязнение пар­ни­ко­вы­ми газами3) наличие не­пе­ре­ра­ба­ты­ва­е­мо­го мусора4) наличие дороги5) освещённость6) концентрация кислорода

Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

A) не имеют постоянной формы тела Б) в состав входит гемоглобин В) переносят кислород от органов дыхания к клеткам Г) обеспечивают иммунитет Д) в зрелом состоянии имеют ядро 1) эритроциты2) лейкоциты

Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.1) всасывание аминокислот в кровь 2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи 3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны 4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела 5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком

Молекула ДНК — биополимер, мо­но­ме­ра­ми ко­то­ро­го слу­жат __________(А). В со­став мо­но­ме­ра вхо­дят оста­ток фос­фор­ной кислоты, пя­ти­уг­ле­род­ный сахар — __________(Б) и азо­ти­стое основание. Азо­ти­стых ос­но­ва­ний всего четыре: аденин, гуанин, ци­то­зин и __________(В). Бóльшая часть ДНК со­сре­до­то­че­на в ядре, а не­боль­шие её ко­ли­че­ства на­хо­дят­ся в ми­то­хон­дри­ях и _______(Г). 1) рибоза 2) аминокислота 3) рибосома 4) урацил 5) нуклеотид 6) дезоксирибоз а7) пластида 8) тимин

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А. По слож­но­сти околоцветника:1) с про­стым око­ло­цвет­ни­ком (имеются толь­ко лепестки),2) со слож­ным око­ло­цвет­ни­ком (имеют чётко вы­ра­жен­ные ча­шеч­ку и венчик).

Б. По сте­пе­ни раз­ветв­ле­ния соцветий:1) про­стые (на глав­ной оси рас­по­ла­га­ют­ся оди­ноч­ные цветки),2) слож­ные (на глав­ной оси рас­по­ла­га­ют­ся част­ные соцветия).

В. По на­ли­чию цве­то­нож­ки у каж­до­го цветка:1) с си­дя­чи­ми цвет­ка­ми (цветки не­по­сред­ствен­но на стебле),2) с цветками, име­ю­щи­ми цветонос.

Д. На­зва­ние соцветия:

29. Используя со­дер­жа­ние текста "Пчеловодство", от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.1) Как на­зы­ва­ет­ся тип улья в виде вы­долб­лен­ных дуплянок, на­по­ми­нав­ших дупло дерева?2) При каком типе ульев удаётся мак­си­маль­но сохранить чис­лен­ность пчелиной семьи?3) Какие не на­зван­ные в тек­сте продукты пче­ло­вод­ства использует со­вре­мен­ный человек? (Назовите один продукт.)

ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.

Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.

32.Николай увле­ка­ет­ся альпинизмом. Он решил за­пи­сать­ся в группу, по­же­лав­шую со­вер­шить вос­хож­де­ние на Эльбрус.Почему Ни­ко­лай решил взять с собой финики, а не фундук, хотя фун­дук ка­ло­рий­нее более чем в два раза?

Задачи №32(дают три!балла)

1.Какую роль в пи­ще­ва­ре­нии иг­ра­ет со­ля­ная кислота? Ука­жи­те не менее двух её функций.

2.Какие функ­ции в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка вы­пол­ня­ют по­сту­па­ю­щие с пищей жиры? Ука­жи­те не менее двух функций.

3.Какие функ­ции вы­пол­ня­ет кровь человека? На­зо­ви­те не менее 2 функций.

4.Какие функ­ции вы­пол­ня­ет кожа человека? На­зо­ви­те не менее 4 функций.

5.Какой отдел нерв­ной си­сте­мы обес­пе­чи­ва­ет ре­гу­ля­цию об­ме­на жиров? Как обес­пе­чи­ва­ет­ся такая регуляция?

6.В хи­ми­че­ский со­став клет­ки че­ло­ве­ка вхо­дят белки, жиры и углеводы. В пище че­ло­ве­ка долж­ны со­дер­жать­ся эти вещества. Укажите, какие из них могут пре­вра­щать­ся друг в друга, а какие нет.

7.Почему в ра­ци­он ре­бен­ка обя­за­тель­но долж­на вхо­дить пища жи­вот­но­го происхождения? На­зо­ви­те не менее двух причин.

8.Как воз­дей­ству­ет на ор­га­низм че­ло­ве­ка низ­кая дви­га­тель­ная ак­тив­ность — гиподинамия

9.Какое из ор­га­ни­че­ских ве­ществ долж­но пре­об­ла­дать в ра­ци­о­не спортс­ме­на и почему?

Ответ на задание №30. Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.1) I или III.2) Воз­мож­ные варианты

Учащийся дол­жен назвать че­ты­ре любые ва­ри­ан­та из числа возможных.

I (первой)

Ответ на задание 32. 1) Фун­дук со­дер­жит го­раз­до боль­ше жиров по срав­не­нию с финиками.2) И хотя жиры энер­ге­ти­че­ски боле ценны, уг­ле­во­ды быст­рее рас­щеп­ля­ют­ся в ор­га­низ­ме и вса­сы­ва­ют­ся в кровь.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 880 ;

Рецепцией называют процесс восприятия и трансформации (преобразования) энергии внешнего раздражителя в энергию нервного импульса или в сложную последовательность внутриклеточных процессов.

Под клеточной рецепцией понимают процесс восприятия и преобразования химического сигнала в сложную последовательность внутриклеточных химических процессов. Клеточная рецепция обеспечивает возможность обмена информации между клетками, который осуществляется при помощи биологически активных веществ (гормонов, медиаторов). Обязательным этапом такого межклеточного взаимодействия является связывание молекул вещества с соответствующей молекулой клетки-мишени, называемой клеточным рецептором . Роль клеточных рецепторов играют специфические белковые моле­кулы, которые могут быть расположены на поверхности клетки, в ци­топлазме или в ядре. Механизмы рецепции медиаторов и гормонов подробно рассматриваются в соответствующих лекциях.

Сенсорной рецепцией называют процесс восприятия и преобразования энергии раздражителей внешней и внутренней среды организма в энергию нервных импульсов, передаваемую по чувствительным нервам в ЦНС. Сенсорный рецептор представляет собой нервную клетку или комплекс нервной и эпителиальной клетки, специально приспособленный для восприятия определенного типа раздражителей. Сенсорные рецепторы являются начальными звеньями любой рефлек­торной дуги, а также участвуют в оценке параметров полезного при­способительного результата в функциональных системах организма.

По строению рецепторы подразделяют на первичные и вторичные (рис. 1).

• К первичным относят такие сенсорные рецепторы, у которых действие раздражителя воспринимается непосредственно периферическими отростками чувствительного нейрона (нервными окончаниями), которые могут быть:

• свободными, т. е. не имеют дополнительных образований;

• инкапсулированными, т.е. окончания чувствительного нейрона заключены в особые образования, осуществляющие первичное преобразование энергии раздражителя.

• К вторичным относят такие сенсорные рецепторы, у которых действие раздражителя воспринимается специализированной рецептирующей клеткой не нервного происхождения. Возбуждение, возникшее в рецептирующей клетке, передается через синапс на чувствительный нейрон.

Рис. 1. Первичные и вторичные рецепторы.

1 – тело чувствительного нейрона;
2
– периферический отросток чувствительного нейрона (дендрит);
3
– центральный отросток чувствительного нейрона (аксон);
4
– глиальная капсула;
5
– рецептирующая клетка;
6
– синапс между рецептирующей клеткой и чувствительным нейроном.

Тело чувствительного нейрона обычно располагается за преде­лами ЦНС: в спинномозговом или вегетативном ганглии. От такого нейрона отходят два отростка – дендрит, который следует к периферическим органам и тканям, и аксон, который направляется в спинной мозг.

По расположению сенсорные рецепторы подразделяют на:

• экстерорецепторы – воспринимают раздражители из внешней среды организма;

• интерорецепторы – воспринимают раздражители из внутренней среды организма;

• проприорецепторы – специализированные рецепторы опорнодвигательной системы.

По разнообразию воспринимаемых раздражителей сенсорные ре­цепторы подразделяют на:

• мономодальные – приспособлены для восприятия только одного вида раздражителя;

• полимодальные – приспособлены для восприятия различных видов раздражителей.

По модальности сенсорные рецепторы подразделяют на:

• хеморецепторы – воспринимают действие химических веществ;

• фоторецепторы – воспринимают световые раздражители;

• механорецепторы – воспринимают давление, вибрацию, перемещение, степень растяжения;

• терморецепторы – чувствительны к изменениям температуры;

• ноцицепторы – воспринимают болевое раздражение.

• Действие раздражителя. Внешний стимул взаимодействует со специфическими мембранными структурами окончаний чувствительного нейрона (в первичном рецепторе) или рецептирующей клетке (во вторичном рецепторе), что приводит к изменению ионной проницаемости мембраны.

• Генерация рецепторного потенциала. В результате изменения ионной проницаемости происходит изменение мембранного потенциала (деполяризация или гиперполяризация) чувствительного нейрона (в первичном рецепторе) или рецептирующей клетке (во вторичном рецепторе). Изменение мембранного потенциала, наступающее в результате действия раздражителя, называют рецепторным потенциалом (РП) .

• Распространение рецепторного потенциала. В первичном рецепторе РП распространяется электротонически и достигает ближайшего перехвата Ранвье. Во вторичном рецепторе РП электротонически распространяется по мембране рецептирующей клетки и достигает пресинаптической мембраны, где вызывает выделение медиатора. В результате срабатывания синапса (между рецептирующей клеткой и чувствительным нейроном) происходит деполяризация постсинаптической мембраны чувствительного нейрона (ВПСП). Образовавшийся ВПСП распространяется электротонически по дендриту чувствительного нейрона и достигает ближайшего перехвата Ранвье.

• В области перехвата Ранвье РП (в первичном рецепторе) или ВПСП (во вторичном рецепторе) преобразуется в серию ПД (нервных импульсов). Образовавшиеся нервные импульсы проводятся по аксону (центральному отростку) чувствительного нейрона в ЦНС. Поскольку РП генерирует образование серии ПД, его часто называют генераторным потенциалом .

• чем выше сила действующего раздражителя, тем больше амплитуда РП;

• чем больше амплитуда РП, тем больше частота нервных импульсов.

Чувствительность. Количественной мерой чувствительности сенсорного рецептора является абсолютный порог чувствительности – минимальная сила раздражителя, способная вызвать возбуждение рецептора.

Адаптацией называют явление ослабления возбуждения в рецепторе при действии длительного раздражителя постоянной силы.

В зависимости от скорости адаптации рецепторы подразделяют на:

• тонические (пропорциональные) рецепторы генерируют нервные импульсы в течение всего времени действия раздражителя; после высокочастотного залпа в начале действия раздражителя частота нервных импульсов устанавливается на постоянном уровне (рис. 3, А);

• промежуточные (фазнотонические) рецепторы генерируют нервные импульсы в течение всего времени действия раздражителя, однако их частота существенно уменьшается (рис. 3, Б);

• фазные (дифференциальные) рецепторы генерируют нервные импульсы в начальный (ON-ответ) и конечный (OFF-ответ) период действия раздражителя (рис. 4, В).

Рис. 3. Адаптация тонических ( А ), промежуточных ( Б ) и фазных рецепторов ( В ) к длительно действующему раздражителю постоянной силы.

Рецептивным полем нейрона называют множество рецепторов, функционально связанных с этим нейроном. Рецептивное поле нейрона представляет собой динамическое образование – один и тот же нейрон в различные моменты времени может оказаться функционально связанным с различным количеством рецепторов. Максимальная величина рецептивного поля какого-либо нейрона соответствует количеству рецепторов, которые связаны с эти нейроном морфологически, а минимальная величина может ограничиваться всего одним рецептором (рис. 4).

Рис. 4. Рецептивные поля нейронов.

А – максимальное рецептивное поле нейрона 2;
Б – минимальное рецептивное поле нейрона 2;
В – рецептивное поле нейрона 3;
1 – рецептирующая клетка.

Перекрытие рецептивных полей. У первичных рецепторов зоны ветвления периферических отростков чувствительных нейронов могут перекрывать друг друга (рис. 5, А). У вторичных рецепторов одна рецептирующая клетка может контактировать с несколькими чувствительными нейронами, т. е. может входить в состав рецептивных полей различных нейронов (рис. 6.5, Б).

Рис. 5. Перекрытие рецептивных полей чувствительных нейронов первичных и вторичных рецепторов.

Взаимодействие рецепторов в рецептивном поле . При одновременном раздражении нескольких рецепторов, входящих в состав рецептивного поля одного нейрона, в этом нейроне можно получить ответ только от одного рецептора. В других рецептивных полях имеют место более сложные взаимодействия. Например, в сетчатке глаза существуют тормозные взаимодействия между рецепторами, расположенными в центральной и периферической части рецептивного поля.

• Действие раздражителя. Внешний стимул взаимодействует со специфическими мембранными структурами окончаний чувствительного нейрона (в первичном рецепторе) или рецептирующей клетке (во вторичном рецепторе), что приводит к изменению ионной проницаемости мембраны.

• Генерация рецепторного потенциала. В результате изменения ионной проницаемости происходит изменение мембранного потенциала (деполяризация или гиперполяризация) чувствительного нейрона (в первичном рецепторе) или рецептирующей клетке (во вторичном рецепторе). Изменение мембранного потенциала, наступающее в результате действия раздражителя, называют рецепторным потенциалом (РП).

• Распространение рецепторного потенциала. В первичном рецепторе РП распространяется электротонически и достигает ближайшего перехвата Ранвье. Во вторичном рецепторе РП электротонически распространяется по мембране рецептирующей клетки и достигает пресинаптической мембраны, где вызывает выделение медиатора. В результате срабатывания синапса (между рецептирующей клеткой и чувствительным нейроном) происходит деполяризация постсинаптической мембраны чувствительного нейрона (ВПСП). Образовавшийся ВПСП распространяется электротонически по дендриту чувствительного нейрона и достигает ближайшего перехвата Ранвье.

• В области перехвата Ранвье РП (в первичном рецепторе) или ВПСП (во вторичном рецепторе) преобразуется в серию ПД (нервных импульсов). Образовавшиеся нервные импульсы проводятся по аксону (центральному отростку) чувствительного нейрона в ЦНС. Поскольку РП генерирует образование серии ПД, его часто называют генераторным потенциалом.

Закономерности преобразования энергии внешнего раздражителя в серию нервных импульсов (рис. 5.2):

• чем выше сила действующего раздражителя, тем больше амплитуда РП;

• чем больше амплитуда РП, тем больше частота нервных импульсов.


Рис. 5.2. Преобразование энергии внешнего раздражителя в рецепторный потенциал и серию нервных импульсов при действии слабого (А ) и сильного (Б) раздражителя.

Свойства рецепторов

Специфичность. Большинство рецепторов приспособлены для восприятия только одного вида раздражителей (только одной модальности). Специфичность таких мономодальных рецепторов не является абсолютной – практически любой рецептор реагирует на разные раздражители. Однако пороговая сила того раздражителя, к восприятию которого рецептор приспособлен, значительно ниже таковой для всех прочих раздражителей. Рецепторы одной и той же модальности могут подразделяться на несколько групп в зависимости от характеристик воспринимаемого раздражителя. Например, колбочки сетчатки глаза распадаются на 3 подгруппы – колбочки с максимальной чувствительностью к свету с длиной волны 450, 530 и 560 нм.

Чувствительность. Количественной мерой чувствительности сенсорного рецептора является абсолютный порог чувствительности – минимальная сила раздражителя, способная вызвать возбуждение рецептора.

Адаптацией называют явление ослабления возбуждения в рецепторе при действии длительного раздражителя постоянной силы.

В зависимости от скорости адаптации рецепторы подразделяют на:

• тонические (пропорциональные) рецепторы генерируют нервные импульсы в течение всего времени действия раздражителя; после высокочастотного залпа в начале действия раздражителя частота нервных импульсов устанавливается на постоянном уровне (рис. 5.3, А);

• промежуточные (фазнотонические) рецепторы генерируют нервные импульсы в течение всего времени действия раздражителя, однако их частота существенно уменьшается (рис. 5.3, Б);

фазные (дифференциальные) рецепторы генерируют нервные импульсы в начальный (ON-ответ) и конечный (OFF-ответ) период действия раздражителя (рис. 5.3, В).


Рис. 5.3. Адаптация тонических ( А ), промежуточных ( Б ) и фазных рецепторов ( В ) к длительно действующему раздражителю постоянной силы.

Рецептивное поле

Рецептивным полем нейрона называют множество рецепторов, функционально связанных с этим нейроном. Рецептивное поле нейрона представляет собой динамическое образование – один и тот же нейрон в различные моменты времени может оказаться функционально связанным с различным количеством рецепторов. Максимальная величина рецептивного поля какого-либо нейрона соответствует количеству рецепторов, которые связаны с эти нейроном морфологически, а минимальная величина может ограничиваться всего одним рецептором (рис. 5.4).


Рис. 5.4. Рецептивные поля нейронов.А – максимальное рецептивное поле нейрона 2; Б– минимальное рецептивное поле нейрона 2; В– рецептивное поле нейрона 3; 1 – рецептирующая клетка.


Перекрытие рецептивных полей.У первичных рецепторов зоны ветвления периферических отростков чувствительных нейронов могут перекрывать друг друга (рис. 5.5, А). У вторичных рецепторов одна рецептирующая клетка может контактировать с несколькими чувствительными нейронами, т. е. может входить в состав рецептивных полей различных нейронов (рис. 5.5, Б).

Рис. 5.5. Перекрытие рецептивных полей чувствительных нейронов первичных и вторичных рецепторов.

Взаимодействие рецепторов в рецептивном поле. При одновременном раздражении нескольких рецепторов, входящих в состав рецептивного поля одного нейрона, в этом нейроне можно получить ответ только от одного рецептора. В других рецептивных полях имеют место более сложные взаимодействия. Например, в сетчатке глаза существуют тормозные взаимодействия между рецепторами, расположенными в центральной и периферической части рецептивного поля.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Тренировочные тесты по разным разделам биологии. Можно использовать при подготовке ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
trenirovochnye_testy.rar 294.87 КБ

Предварительный просмотр:

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют:

  1. нервным волокном,
  2. центральной нервной системой,
  3. нервом,
  4. анализатором.

А2. Рецепторы слухового анализатора расположены:

  1. во внутреннем ухе,
  2. в среднем ухе,
  3. на барабанной перепонке,
  4. в ушной раковине.

А3. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

  1. затылочную,
  2. теменную,
  3. височную,
  4. лобную.

А4. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

  1. клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку,
  2. рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо,
  3. слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг,
  4. клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг.

А5. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:

  1. C,
  2. D,
  3. B,
  4. A.

А6. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека?

  1. затылочной,
  2. височной,
  3. лобной,
  4. теменной.

А7. Проводниковая часть зрительного анализатора – это:

  1. сетчатка,
  2. зрачок,
  3. зрительный нерв,
  4. зрительная зона коры головного мозга.

А8. Изменения в полукружных каналах приводят к:

  1. нарушению равновесия,
  2. воспалению среднего уха,
  3. ослаблению слуха,
  4. нарушению речи.

А9. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:

  1. изменяющих кривизну хрусталика,
  2. верхних и нижних век,
  3. регулирующих размер зрачка,
  4. изменяющих объём глазного яблока.

А10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека:

  1. слуховой трубой,
  2. ушной раковиной,
  3. перепонкой овального окна,
  4. слуховыми косточками.

А11. Отдел слухового анализатора, проводящий нервные импульсы в головной мозг человека, образован:

  1. слуховыми нервами,
  2. рецепторами улитки,
  3. барабанной перепонкой,
  4. слуховыми косточками.

А12. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

  1. двигательным нейронам,
  2. вставочным нейронам,
  3. чувствительным нейронам,
  4. коротким отросткам двигательных нейронов.

А13. Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

  1. рецепторах,
  2. нервах проводниковой части анализатора,
  3. корковом конце анализатора,
  4. телах нейронов проводниковой части анализатора.

А14. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

  1. нервных волокнах,
  2. телах нейронов ЦНС,
  3. рецепторах,
  4. телах вставочных нейронов.

А15. Анализатор состоит из:

  1. рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,
  2. проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,
  3. участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,
  4. воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

А16. Зрение человека в большой степени зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:

  1. чёрный пигмент поглощает световые лучи,
  2. происходит преломление световых лучей,
  3. энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение,
  4. расположен пигмент, определяющий цвет глаз.

А17. Цвет глаз человека определяется пигментацией:

  1. сетчатки,
  2. хрусталика,
  3. радужной оболочки,
  4. стекловидного тела.

А18. Периферическая часть зрительного анализатора:

  1. зрительный нерв,
  2. зрительные рецепторы,
  3. зрачок и хрусталик,
  4. зрительная зона коры.

А19. Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов:

  1. слуха,
  2. зрения,
  3. речи,
  4. обоняния.

А20. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

  1. внутреннее ухо,
  2. среднее ухо и слуховые косточки,
  3. вестибулярный аппарат,
  4. наружный слуховой проход.

А21. Радужная оболочка:

  1. является основной светопреломляющей структурой глаза,
  2. определяет цвет глаз,
  3. регулирует поток света, поступающего в глаз,
  4. обеспечивает питание глаза.

  1. является основной светопреломляющей структурой глаза,
  2. определяет цвет глаз,
  3. регулирует поток света, поступающего в глаз,
  4. обеспечивает питание глаза.

А23. Во внутреннем ухе располагаются:

  1. барабанная перепонка,
  2. органы равновесия,
  3. слуховые косточки,
  4. все перечисленные органы.

А24. В состав внутреннего уха входит:

  1. костный лабиринт,
  2. улитка,
  3. полукружные канальца,
  4. все перечисленные структуры.

А25. Причиной врождённой дальнозоркости является:

  1. увеличение кривизны хрусталика,
  2. уплощённая форма глазного яблока,
  3. уменьшение кривизны хрусталика,
  4. удлинённая форма глазного яблока.

Задания с выбором нескольких верных ответов .

В1. Рецепторы – это нервные окончания, которые:

А) воспринимают информацию из внешней среды,

Б) воспринимают информацию из внутренней среды,

В) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам,

Г) располагаются в исполнительном органе,

Д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы,

Е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

В2. Дальнозорким людям необходимо использовать очки:

А) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой,

Б) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки,

В) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов,

Г) так как они плохо различают расположенные вдали предметы,

Д) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет,

Е) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

В3. К светопреломляющим структурам глаза относятся:

Г) стекловидное тело,

Задания на установление соответствия .

В4. Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

ФУНКЦИИ ОБОЛОЧЕК ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА

1. защита от механических и химических повреждений, А) белочная,

2. снабжение глазного яблока кровью, Б) сосудистая,

3. поглощение световых лучей, В) сетчатка.

4. участие в восприятии света,

5. преобразование раздражения в нервные импульсы.

В5. Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами.

СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА АНАЛИЗАТОР

1. улитка, А) зрительный,

2. наковальня, Б) слуховой.

3. стекловидное тело,

6. евстахиева труба.

В6. Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА ОТДЕЛЫ АНАЛИЗАТОРА

1. зрительная зона коры больших полушарий А) проводниковый,

головного мозга, Б) периферический,

2. фоторецепторы, В) центральный.

3. обонятельный нерв,

4. слуховая зона коры больших полушарий

6. обонятельные рецепторы.

Задания на установление правильной последовательности.

В6. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

Б) перепонка овального окна,

В) слуховые косточки,

Г) барабанная перепонка,

Д) жидкость в улитке,

Е) рецепторы органа слуха.

В7. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

А) зрительный нерв,

Б) стекловидное тело,

Е) зрительная зона коры мозга.

Задания со свободным ответом .

С1. Почему при взлёте или посадке самолёта пассажирам рекомендуется сосать леденцы?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.