Воронин л г эволюция высшей нервной деятельности м 1977

Александр Борисович Коган

Основы физиологии высшей нервной деятельности

(издание второе, переработанное и дополненное)

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Все это потребовало коренной переработки учебника, замены устаревшего материала новым, пополнения книги накопившимися за это время фактами и идеями. Особое внимание уделено главам частной физиологии высшей нервной деятельности у разных видов животных, где биолог соответствующей специальности (ихтиолог, энтомолог, герпетолог, орнитолог и др.) может получить интересующие его сведения. Основательно переработаны главы физиологии высшей нервной деятельности человека. Они содержат результаты многочисленных, продолжающих накапливаться психофизиологических и нейропсихологических исследований и могут представлять интерес не только для физиологов биологического профиля, но также для психологов, врачей и педагогов.

Конечно, и после такой переработки учебник не лишен некоторых недостатков и погрешностей. Поэтому автор будет признателен всем, кто поможет избежать их в дальнейшем своими замечаниями и советами.

Автор выражает благодарность сотрудникам Института нейрокибернетики и кафедры физиологии человека и животных Ростовского государственного университета им. М.А. Суслова: Т.В Алейниковой, М.X. Закиян, О.Ф. Маркштедер, Т.А. Амелиной, Е.В. Яковлевой, И.Ф. Калмыкову, оказавшим большую помощь в подготовке данного учебника к печати.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Курс физиологии высшей нервной деятельности читается в университетах, педагогических, медицинских и сельскохозяйственных высших учебных заведениях. Однако учебника по этой дисциплине студенты не имеют. Вытекающие отсюда чрезвычайные трудности преподавания побудили к попытке составить такой учебник для биологов.

К настоящему времени накопился громадный материал по частной физиологии высшей нервной деятельности животных и человека. Собрано очень много, правда пока разрозненных, фактов изучения условных рефлексов у животных разных классов, отрядов и видов. В связи с этим встал вопрос и об использовании фактов, накопленных экспериментальной психологией, освободив их от антропоморфических толкований. Наконец, имеется уже немалое число случаев разнообразнейшего прикладного использования условных рефлексов в практике медицины, педагогики, сельского хозяйства. Все эти сведения, несомненно нужные учащемуся, введены в учебник и заняли в нем свое место.

Учебник написан для биологов. Поэтому он построен в сравнительном и, когда это было возможным, в эволюционном плане. Частная физиология высшей нервной деятельности выделена в большой самостоятельный раздел, потребовавший особенно много труда и внимания. В этом разделе мы хотели собрать для биологов разных специальностей конкретный материал описания и, по возможности, физиологического объяснения поведения изучаемых ими животных. Здесь, к примеру, энтомолог должен найти собранные и систематизированные сведения о высшей нервной деятельности насекомых, ихтиолог — о высшей нервной деятельности рыб, орнитолог — птиц и т.д.

Просмотр корректур перед выходом учебника в свет показал, что за время, прошедшее после сдачи рукописи в печать, в области физиологии высшей нервной деятельности появилось много новых фактов и обобщений. К сожалению, по техническим причинам только малую их часть удалось включить дополнительно в текст.

Полностью отдавая себе отчет в слабых местах этого учебника по новой дисциплине, автор с благодарностью примет все замечания и советы, которые ему будут даны.

В процессе тысячевековой эволюции мира животных развивалась их способность гибко адаптировать свое поведение к условиям окружающей среды. Эта способность достигла высочайшего совершенства в функциях нервной системы, особенно с развитием исключительно ценных для выживания свойств: фиксации следов пережитых событий. Такая память, в широком смысле этого слова, позволяла каждой особи действовать, исходя из собственного жизненного опыта, показывала связь событий в окружающем мире, а при формировании мозга человека явилась основой механизмов его мыслительной деятельности.

Над инертными, врожденными, общими для всех особей вида формами поведения, реализуемыми безусловными рефлексами, возникают и развиваются гибкие, приобретаемые путем жизненного опыта индивидуальные формы поведения, которые реализуются в простейших проявлениях в виде условных рефлексов. Такая высшая нервная деятельность развивается и совершенствуется, обеспечивая все более гибкое и тонкое приспособление поведения к меняющимся условиям окружающей среды.

Учение о высшей нервной деятельности, ознаменовавшее материалистический научный подход к пониманию природы разумного поведения и явлений психики, является великим достижением отечественной научной мысли. Его основы заложены трудами И.М. Сеченова и И.П. Павлова, оно творчески развивается в исследованиях советских ученых.

Преподаватель: профессор Латанов А.В.

Программа курса

1. Определение науки о высшей нервной деятельности (ВНД). Основные разделы науки о ВНД: физиология временных связей; физиология анализаторов; функциональные состояния; мотивации и эмоции; память; психофизиология; нейропсихология.

2. Методы исследования ВНД. Метод условных рефлексов (УР); макро- и микроэлектродные исследования (электроэнцефалограмма, активность отдельных нейронов); томография.

3. Развитие представлений о мозге и поведении. Механистическая концепция рефлекса: дуализм Р. Декарта. Биологическое обоснование рефлекса И. Прохазки. Теория специфической энергии органов чувств И.П. Мюллера.

4. Классические условные рефлексы. Теория замены стимула. Рефлексы ассоциативного типа. Правила выработки условных рефлексов (временные и силовые соотношения условного и безусловного стимулов). Классификация условных и безусловных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее (условнорефлекторное) торможение. Виды внутреннего торможения: угасательное, запаздывательное, дифференцировочное, условный тормоз.

5. Инструментальное обучение. Основная концепция бихевиоризма (схема стимул-реакция). Представления бихевиористов об инструментальном научении (Э. Торндайк, Д. Уотсон). Закон пользы, закон эффекта, закон упражнения. Критика основных положений бихевиоризма У. Хантером (отсроченные реакции) и К. Лешли (локализация связей стимул-реакция). Необихевиоризм Э. Толмена. Представления о "молярном" и "молекулярном" принципах поведения. Оперантный подход Б. Скиннера. Активное и рефлексивное поведение. Схема инструментального рефлекса по Ю. Конорскому.

6. Когнитивные аспекты научения. Представления об инсайте В. Келера. Когнитивные карты Э. Толмена. Элементарная рассудочная деятельность (по Л.В. Крушинскому) [8, 14] эмпирические законы окружающей Среды; способность животных к экстраполяции (метод коридора, метод ширмы); оперирование размерностью фигур; способность к рассудочной деятельности как таксономический признак.

7. Врожденные формы поведения. Представления К. Лоренца об инстинктах: поисковое поведение; ключевые стимулы и врожденный разрешающий механизм; завершающий акт (фиксированный комплекс действия). Импринтинг. Свойства и значение импринтинга. Гидравлическая модель (аналогия) инстинкта (по К. Лоренцу). Иерархическая теория инстинкта Н. Тинбергена.

8. Строение центральной нервной системы. Нейрон как основная функциональная единица. Строение и электрические свойства нейрона. Синапсы и медиаторы.

9. Биологические мотивации. Определение мотивации. Роль в осуществлении адаптивного поведения. Физиологические теории мотиваций. Периферические теории (Кэннон). Гуморальные теории мотиваций (теория "голодной крови"). Центральные теории мотиваций: гипоталамическая теория Стеллара (гиперфагия, полидипсия, афагия, адипсия); роль других лимбических образований в регуляции мотивационных состояний; метод электростимуляции для исследования мотивационных состояний (Олдс, Дельгадо).

10. Эмоции. Теории эмоций: Джеймса-Ланге; таламическая теория Кэннона-Барда; активационная теория эмоций Линдсли; круг Папеца; Мак-Лина - "висцеральный мозг"; биологическая теория П.К. Анохина; информационная теория эмоций П.В. Симонова: отражательно-оценочная функция эмоций; переключающая функция эмоций; подкрепляющая функция эмоций.

11. Экспериментальные подходы к изучению роли отделов мозга в эмоциональных проявлениях: самостимуляция (Олдс) и электростимуляция (Дельгадо); опыты с удалением участков мозга (Клювер и Бьюси). Роль лимбической системы в проявлении эмоций. Роль вегетативной нервной системы в эмоциях (значение симпатической и парасимпатической систем в регуляции эмоций).

12. Сон и бодрствование. Измененные состояния сознания у здоровых людей. Представления И.П. Павлова о сне. Электрическая активность (ЭЭГ) во время сна. Стадии сна (по ЭЭГ). Представления о "центрах сна" (Бремер, Мэгун и Моруцци). Биологическое значение сна.

13. Физиологические механизмы памяти. Представления об энграммах. Исследования пространственной организации памяти К. Лешли. Когнитивный подход к исследованию памяти у человека (исследования Г. Эббингауза). Представления об организации памяти (сенсорные регистры, кратковременная и долговременная память). Гипотезы о кодах памяти (гипотезы "эталонов" и "прототипов"). Формы памяти: иконическая, эхоическая и др., кратковременная и долговременная; процедурная и декларативная; эпизодическая и семантическая. Нарушения памяти: болезнь Альцгеймера; синдром Корсакова; электрошоковая терапия; роль гиппокампа в консолидации памяти; роль дорзомедиального ядра таламуса. Нейронные механизмы памяти - "синапс Хебба". Молекулярные механизмы памяти - роль нуклеиновых кислот, пептидов.

14. Восприятие. Сенсорные системы. Иерархическая организация сенсорных систем. Роль движений глаз для зрительного восприятия. Проблема сознания в восприятии.

15. Вторая сигнальная система. Коммуникативные способности у животных как предпосылки возникновения второй сигнальной системы у человека. "Танцы" пчел, акустическая коммуникация у дельфинов. Зачатки речи у шимпанзе. Этапы формирования речи у ребенка. Значение второй сигнальной системы для формирования абстрактно-логического типа мышления у человека. Виды речи у человека.

16. Проблема асимметрии и локализации функций в головном мозге. Взгляды эквипотенциалистов и узких локализационистов. Исследования локализации речевой функции П. Брока и К. Вернике. Локализация в коре головного мозга структур, ответственных за речевые функции. Специализация полушарий коры головного мозга.

17. Эволюция высшей нервной деятельности. Типы конструкций нервной системы: ретикулярный, ядерный и экранный. Основные принципы филогенетического и онтогенетического развития центральной нервной системы. Разнообразие форм сигнальной деятельности.

Рекомендуемая литература

  1. Блюм Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., Мозг, разум, и поведение, "Мир", М., гл. 5-7, 1988.
  2. Воронин Л.Г., Физиология высшей нервн ой деятельности, "Высшая школа", М., 1979.
  3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности, "Учебная литература", М., 1997.
  4. Дьюсбери Д., Поведение животных. Сравнительные аспекты, "Мир", гл. 2, 1981.
  5. Изард К.Е., Эмоции человека, Изд. МГУ, М., 1980.
  6. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. "Мир", М., 1978.
  7. Шульговский В.В., Физиология центральной нервной системы, Изд. МГУ, разд. III, 1997.
  8. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности, Изд. МГУ, М., 1977.
  9. Мак-Фарленд Д., Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция, "Мир", М., разд. II.3, III.1, 1988.
  10. Психология эмоций. Тексты. Изд. МГУ, М., 1984.
  11. Роуз С., Устройство памяти. От молекул к сознанию, "Мир", М., гл. 5, 6, 8, 9, 1995.
  12. Симонов П.В., Эмоции и поведение: потребностно-информационный подход. В кн.: Физиология поведения. Нейрофизилогические закономерности, "Наука", Л., гл. 14., 1987.
  13. Тинберген Н. Изучая мир птенца. В кн.: "Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии", Российское психологическое общество, М., 1997.
  14. Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности, "Наука", Л., гл. 3., 1986.
  15. Частная физиология нервной системы, "Наука", Л., гл. 8, 1983.

Эта книга представляет собой сборник очерков, посвященных разбору идейного наследия Эвальда Васильевича Ильенкова — едва ли не единственного представителя советской философии, идеи которого не только пережили советскую эпоху, но и, судя по тому, что работы его продолжают все активнее переиздаваться. (Подробнее)

Неужели человек — это только электричество между нейронами, биологическая машина, социальное животное? Являются ли наши ценности — вера, любовь, надежда и свобода — всего лишь очень убедительной иллюзией? Неужели современная нейронаука права, и я — это мой мозг?

В своей ломающей стереотипы книге. (Подробнее)

Одни предлагают верить в то, что никакого коронавируса не существует или что его создали искусственно, чтобы обвалить мировую экономику. Другие – что это совершенно невиданный ранее вирус. (Подробнее)

Перед Вами — блистательное исследование чилийских ученых-биологов Умберто Матураны и Франсиско Варелы. В нем представлены основы альтернативной теории познания, главные положения которой противопоставлены классической теории отображения действительности (репрезентационизму).

Сюжетом этой книги. (Подробнее)

В последние 30 лет на передовых рубежах научного знания формируется принципиально новый взгляд на феномен жизни, в рамках которого жизнь предстает как системное явление. Все больше внимания уделяется вопросам, связанным с теорией сложности, с понятиями сетей и моделей организации, что. (Подробнее)

Книга посвящена изучению биосферы и общества как единой системы. В ней дается развернутое изложение мирового эволюционного процесса. Показана общность процессов, протекающих в неживой материи, в биоте и обществе. Значительное место в книге занимает проблема места информатики и вычислительной. (Подробнее)

Т. 1. Процесс производства капитала. 910 с.

Т. 2. Процесс обращения капитала. 648с.

Т. 3 (части 1,2). Процесс капиталистического производства, взятый в целом. 784 с. Издание, подготовленное Ф. Энгельсом. Т. 3, Часть 1, 508с.; Т. 3, Часть 2, 574с.

Эта в своем роде революционно новая книга дает основу для невероятно богатого и глубокого подхода к психике, основанного на объективном знании того, как перевести смысл образов (сновидений, фантазий, образов из фильмов, литературы, искусства и даже последних новостных заголовков) на язык, который. (Подробнее)

Вниманию читателя предлагается книга, в которую включены Конституция СССР (последняя редакция, с изменениями и дополнениями, внесенными Законом СССР от 1 декабря 1988 года), Конституция РСФСР (последняя редакция, с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР 1989 и 1990 годов). (Подробнее)

Перед читателями — научный бестселлер американского писателя Джона Дербишира, удостоенный премии имени Эйлера за лучшее популярное изложение математической проблемы. Книга посвящена великой догадке немецкого математика Бернхарда Римана, выдвинутой им в работе «О числе простых чисел, не превышающих. (Подробнее)

Выберите страну доставки

Для получения полной информации о книгах
нужно указать страну доставки
Вашего возможного заказа:

17. Рассудочная деятельность животных
1. Вудвортс Р. Решение проблем животными. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.,1981.
2. Тих Н.А. Предыстория интеллекта. Л., изд-во ЛГУ, 1970
3. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: МГУ, 1977.
4. Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.:Педагогика-Пресс, 1993.
5. Потебня А. Мысль и язык. Киев. 1993.
6. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. Сайт в Интернете:
ivsoft51.valuehost.ru/docs/animals.html
7. Зорина З.А. Элементарное мышление птиц и млекопитающих: экспериментальный подход. // Язык в океане языков.Новосибирск: Сибирский хронограф. 1993. С.147-155.
8. Учебная литература: Фабри, Мак-Фарленд, Хайнд.

18. Проблема интеллекта животных как проблема “образного” мышления
1. Вертгеймер М. О гештальттеории // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
2. Зинченко В.П. Вступительная статья. // М. Вертгеймер. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.
3. Кёлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М.: 1981
4. Выготский Л.С. Предисловие к русскому изданию книги В. Кёлера.// Собрание сочиний. М.: Педагогика, 1982. Т.1.
5. Тих Н.А. Предыстория интеллекта. Л, изд-во ЛГУ, 1970.
6. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: МГУ, 1977.
7. Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.:Педагогика-Пресс, 1993.
8. Потебня А. Мысль и язык. Киев. 1993.
9. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1985.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1972.
11. Хейнрик Б. Ворон зимой. М.: Мир, 1994. С. 96-101.
12. Зорина З.А. Элементарное мышление птиц и млекопитающих:
13. экспериментальный подход / // Язык в океане языков. Новосибирск: Сибирский хронограф. 1993. С.147-155

4. Сообщества и коммуникация у животных

19. Типы сообществ животных по Н.Тинбергену
1. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993.
2. Тинберген Н. Осы, птицы, люди. М.: Мир, 1970.
3. Рощевский Ю.К. Особенности группового поведения животных. Куйбышев.: КГУ, 1978.
4. Баскин Л.М. Законы стада. М.: Знание, 1971.
5. Групповое поведение животных. Доклады участников П Всесоюзной конференции по поведению животных. М.: Наука, 1976.
6. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М.: Наука, 1983.
7. Дэвис Д.Е., Кристиан Дж. Дж. Регуляция популяций у млекопитающих. // Успехи современной териологии. М.: Наука, 1977. с. 46-54.
8. Якоби В.Э. О приспособительном значении стайного поведения птиц. // Итоги орнитологических исследований в Прибалтике. Тарту 5-10 июля 1963 г. Таллин: Валгус, 1967.
9. Шилов И.А. Эколого-физиологические основы популяционных отношений у животных. М.: МГУ, 1977.
10. Учебная литература: Меннинг, Дьюсбери.

20. Коммуникативная функция языка человека и сигнальные системы высших животных
1. Арутюнова Н.Д. Функции языка. // Русский язык: энциклопедия. М.: Советск. Энциклопедия. 1979.
2. Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1995.
3. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М., 1991.
4. Леонтьев А.А. Мир человека и мир языка. М., 1984.
5. Норман Б.Ю. Язык: знакомый незнакомец. Минск, 1987.
6. Норман Б.Ю. Основы языкознания. Минск, изд-во Фонда Сороса, 1996.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
8. Линден Ю. Обезьяна, человек и язык. М., 1981.
9. Поведение животных и человека: сходства и различия. Пущино, 1989.
10. Котенкова В.Е. Методические подходы к изучению химической коммуникации млекопитающих// Итоги науки и техники. Зоолог. позвон. / М. : ВИНИТИ, 1988, № 15.
11. Наумов Н.П., Гольцман М.Е. Поведенческие и физиологические реакции млекопитающих на запах сородичей по виду// Успехи совр. биологии, 1972, Т 73, № 3, с 427-443.
12. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М.: Знание., 1980.
13. Панов Е.Н. Механизмы коммуникации у птиц. М.: Наука, 1978.
14. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, 1995. с 66-70.
15. Мозговой Д.П., Розенберг Г.С. Сигнальное биологическое поле млекопитающих: теория и практика полевых исследований. Самара, 1992.
16. Степанов Ю.С. Структура современной семиотики и её основные понятия// Материалы к конференции “Язык как знаковая система особого рода”. М., 1967, (с. 76)
17. Поведение и биоакустика китообразных. Сборник статей. М., 1987.
18. Агафонов А.В. Язык дельфинов? // Химия и жизнь. 1989, № 2.

5. Ощущение и восприятие у животных

21. Сенсорно-перцептивные процессы у беспозвоночных и позвоночных животных: сравнительная характеристика
1. Дмитриева Т.М. Основы сенсорной экологии. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1999.
2. Осгуд Ч. Точка зрения гештальттеории// Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975.
3. Осгуд Ч. Перцептивная организация// Там же.
4. Беклемишев В.Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных. Т. 1, М.: Наука, 1964.
5. Леонтьев А.Н. Психология образа// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979.
6. Воронин Л.Г. Эволюция высшей нервной деятельности (очерки). М.: Наука, 1977.
7. Мантейфель Ю.Б. Зрительная система и поведение бесхвостых амфибий. М.: Наука, 1977.

6. Эмоции и мотивации у животных

22. Агрессия у животных
1. Баскин Л.М. Законы стада. М.: Знание, 1971.
2. Лоренц К. Агрессия. Так называемое “зло”. М.: Прогресс, Универс, 1994.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
4. Майнхардт Х. Моя жизнь среди кабанов. М.: Лесная промышленность, 1983.
5. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М.: Наука, 1983.
6. Групповое поведение животных. Доклады участников П Всесоюзной конференции по поведению животных. М.: Наука, 1976.
7. Поведение животных. Экологические и эволюционные аспекты. Мат.-лы Перв. Всесоюзн. совещания по экологич. и эволюцион. аспектам поведения животных. М.: Наука, 1972.
8. Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М.: Селена+, 1995.
9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.
10. Кроукрофт П. Артур, Билл и другие (все о мышах). М.: Мир, 1970.
11. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах. // Природа. 1969. № 11.
12. Учебная литература - Шовен, Мак-Фарленд, Хайнд, Дьюсбери, Меннинг.

23. Работа Ч.Дарвина “Выражение эмоций у человека и животных”
1. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Собрание сочинений, т.5, М., 1953.
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: МГУ, 1986.
3. Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.М.: МГУ, 1993.
4. Вежбицкая А. Толкование эмоциональных концептов. // А.Вежбицкая. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. с.326-375.
5. Учебная литература: Мак-Фарленд, Хайнд.

24. Психологические отличия эмоциональности человека и млекопитающих
1. Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1993.
2. Вежбицкая А. Толкование эмоциональных концептов. // А.Вежбицкая. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. с.326-375.
3. Апресян В.Ю.,Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания, 1993, № 3.
4. Иорданская Л.Н. Лексикографическое описание русских выражений, обозначающих физические симптомы чувств // МППЛ, 1972, Вып. 16.
5. Иорданская Л.Н. Попытка лексикографического толкования группы русских слов со значением чувства // МППЛ, 1970, Вып. 13.

7. Развитие психики в онтогенезе и филогенезе

25. Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты)
1. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
2. Понугаева А.Г. Исследование игровой деятельности крыс и золотистых хомячков. // Сравнительная и возрастная физиология. Л.: Наука, 1968.
3. Фабри К.Э. К проблеме игры у животных.// Бюлл. М.О.И.П., отд. биол., вып.3, 1973.
4. Фабри К.Э. Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты). // Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1993.
5. Учебная литература: Хайнд, Дьюсбери.
6. Крымов А.А. Игра и развитие мотивации поведения у крыс. // Вестн. МГУ, Психол. 1981, №4.
7. Эльконин Д.Б. Проблемы психологии детской игры в работах Л.С. Выготского, его сотрудников и последователей. // “Вопр. психологии”, 1976, № 6.
8. Ладыгина- Коттс Н.Н. Дитя шимпанзе, дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.
9. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

26. Онтогенетические аспекты научения. Периоды чувствительности к научению
1. Фабри К.Э. Основные этапы развития поведения в онтогенезе.// Управление поведением животных. М., Наука, 1977.
2. Фабри К.Э. О закономерностях развития психики в онтогенезе животных. // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.
3. 3.Фабри К.Э. О подражании у животных. // Вопросы психологии. 1974. №2. С.104-115.
4. Крушинский Л.В. Формирование поведения в норме и патологии. М.: МГУ, 1960.
5. Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатлевание). Л.: Наука, 1973.
6. Промптов А.Н. Очерки по проблеме биологической адаптации поведения воробьиных птиц. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
7. Учебная литература: Дьюсбери - гл 16, Хайнд - гл. 23, Меннинг - гл. 2.

27. Развитие психики в онтогенезе животных
1. Слоним А.Д. Среда и поведение. Л.: Наука, 1976.
2. Биология человека. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннер Дж. и др. Пер. с англ. под ред. В.В.Бунака. М., изд-во “Мир”, 1979. Часть 4.
3. 3.Фабри К.Э. О закономерностях развития психики в онтогенезе животных.// Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.
4. Фабри К.Э. Основные этапы развития поведения в онтогенезе.// Управление поведением животных. М., Наука, 1977.
5. Тинберген Н. Мир серебристой чайки. М.: Мир, 1974. с. 176-214.
6. Баскин Л.М. Поведение копытных животных. М.: Наука, 1976.
7. Мина Н.В. Клевезаль Г.А. Рост животных. Анализ на уровне организма. М.: Наука. 1976.
8. Учебная литература: Фабри - часть П, гл. 1, Дьюсбери - гл 8, Меннинг - гл 2.

28. Стадии эволюционного развития психики
1. Северцов А.Н. Эволюция и психика. М., Л.: 1945.
2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1972.
3. Мантейфель Б.П. Экологические и эволюционные аспекты поведения животных. М.: Наука, 1987. Глава 4.
4. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. М.: Наука, 1979.
5. Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса. // Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
6. Пресман А.С. Идеи В.И.Вернадского в современной биологии. М.: Знание, 1976.// Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Биология”, № 9, 1976.
7. 7.Тушмалова Н.А. Основные закономерности эволюции поведения беспозвоночных.// Физиология поведения. Нейробиологические закономерности.
8. Л.: Наука, 1987. С.236-265.
9. Заморский А.Д. Колонии многоклеточных животных. М.: Знание, 1976.
10. Иванов А.В. Происхождение многоклеточных животных. Филогенетичекие очерки. Л.: Наука, 1968.
11. Мальчевский А.С. Отношение животных к территории как фактор эволюции (на примере птиц)// Вестн. Ленинг. ун-та. Серия биологическая, 1974, вып. 1. № 3.
12. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., изд-во “Просвещение”, “Владос”, 1994. гл. 4.
13. Березин С.В., Турусова О.В. Общая психология. Самара.: СамГУ, 1994.
14. Яблоков А.В. О разных формах прогрессивного развития в органической природе. // Проблемы эволюции. Т 1. Новосибирск: Наука, 1968.
15. Учебная литература: Фабри

29. Три основные линии психического развития человека: эволюционная, историческая, онтогенетическая
1. Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.:Педагогика-Пресс, 1993.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Л.С.Выготский. Собр. соч. В 6 т. М., 1983, Т 3.
3. Выготский Л.С. Проблема развития в структурной психологии. // Л.С.Выготский. Собр. соч. В 6 т. М., 1982, Т 1.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Л.С. Выготский. Собр.соч. В 6 т. Т 2.
5. Биология человека. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннер Дж. и др. Пер. с англ. под ред. В.В.Бунака. М., изд-во “Мир”, 1979.
6. Эльконин Д.Б. Проблемы психологии детской игры в работах Л.С. Выготского, его сотрудников и последователей. // “Вопр. психологии”, 1976, № 6.
7. Кёлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М.: 1981
8. Выготский Л.С. Предисловие к русскому изданию книги В. Кёлера.// Собрание сочиний. М.: Педагогика, 1982. Т.1.
9. Тих Н.А. Предыстория общества. (Сравнительно-психологическое исследование). Л, изд-во ЛГУ, 1970.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981., с. 436-480.
11. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4.
12. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах. // Природа, 1969, № 11.
13. Завадский К.М., Георгиевский А.Б. К оценке эволюционных взглядов Л.С. Берга. // Л.С. Берг. Труды по теории эволюции. Л.: Наука, 1977.

1. Вагнер В.А. Биопсихология субъективная и объективная.//Вагнер В.А. Биопсихология и смежные науки. Петроград: КПТ “Образование”, 1923. с. 52-70.
2. Вагнер В.А. От рефлексов до инстинктов. //Вагнер В.А. Возникновение и развитие психических способностей. Вып.3.Ленинград.:КПТ “Начатки знаний”, 1925.с.49-70.
3. Выготский Л.С. Предисловие к русскому изданию книги В.Келера “ Исследование интеллекта человекоподобных обезьян”. В кн.:Выготский Л.С. Предисловие к русскому изданию книги В.Келера. // Cобрание сочинений. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С. 210-237.
4. Гудолл Дж. Манипулирование предметами. // Гудолл Дж. Социальное сознание. В кн.: Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.: Мир, 1992. С. 546-583, 584-589.
5. Дембовский Я. Психика молодого шимпанзе //Дембовский Я. Психология обезьян. М.: Изд-во Иностр. лит-ры. 1963. С. 66-105.
6. Дембовский Ян. Психология дождевого червя. // Дембовский Я. Психология животных. М.: Изд-во Ин. лит-ры, 1959. С. 200-222.
7. Зорина З.А. Элементарное мышление птиц и млекопитающих: экспериментальный подход // Язык в океане языков. Новосиб.: Сибирский хронограф. 1993.С.147-155.
8. Ладыгина-Котс Н.Н. Послесловие к книге Я. Дембовского “Психология обезьян”.
9. Мак-Фарленд Д. Представление о природе сложного поведения.//Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.,изд-во “Мир”, 1988.с 445-479.
10. Мешкова Н.Н. Федорович Е.Ю. Постановка А.Н.Леонтьевым проблемы филогенеза образа мира и современные исследования в зоопсихологии. // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1994. №1. С.3-7.
11. Мешкова Н.Н. Шутова М.И. Особенности психической деятельности серой крысы. // Новые материалы по биологии серой крысы. М.: Изд-во АН СССР, 1990. С.11-88.
12. Мухина В.С. О графической деятельности приматов в связи с генезисом эмоционального отношения к результату действий. // Вопросы психологии. 1964. №4. с. 160-170.
13. Новоселова С.Л. Образование навыка использования палки у шимпанзе.//Вопросы антропологии. 1960. Вып. 2 с. 31-37.
14. Прайор К. Не рычите на собаку //Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М.: Селена+, 1995. с. 11-19.
15. Резникова Ж.И. Поведение муравьев на кормовом участке. // Резникова Ж.И. Межвидовые отношения муравьев.Новосиб.:Наука,1983. С.51-91
16. Северцов А.Н. Эволюция и психика. М.:Издание М. и С.Сабашниковых,1922.54.с.
17. Тинберген Н. Изучая мир птенца.//Тинберген Н. Мир серебристой чайки. М.: Мир, 1974. с. 176-214.
18. Тих Н.А. Формы сотрудничества и взаимопомощи в стаде обезьян.//Тих Н.А. Предыстория общества. Л.: Изд.-во Ленингр. ун-та, 1970. С. 69-91, 230- 233, 254-266.
19. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и человека.// Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. с.63-82.
20. Тушмалова Н.А. Основные закономерности эволюции поведения дождевого червя. //Тушмалова Н.А. Основные закономерности эволюции поведения беспозвоночных. В кн.: Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. Л.: Наука, 1987. С.236-265.
21. Фабри К.Э. О подражании у животных. //Вопросы психологии.1974.№2.С.104-115.
22. Фабри К.Э. Орудийные действия животных. М.:Знание, 1980. 63 с.
23. Хейнрик, Бернд. Разум воронов.//Хейнрик Б. Ворон зимой. М.: Мир, 1994.С. 96-101.
24. Эльконин Д.Б. Теории игры. //Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. С. 65-92.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.