Восстановление устной речи при афазии

Что дает нам возможность выражать свои мысли и чувства, общаться с окружающими? Речь. Ее значение в нашей жизни переоценить невозможно. И поэтому заболевания, связанные с частичной или полной потерей возможности речевого общения, так тяжелы для людей. Чаще всего это происходит вследствие инсульта. Но также нередки случаи возникновения речевых нарушений на фоне медленно растущей опухоли в головном мозгу, деменции, нейроинфекции или черепно-мозговой травмы. Такое нарушение называется афазией.

В зависимости от причин возникновения, афазия может возникнуть внезапно (как, например, при инсульте или черепно-мозговой травме или развиваться постепенно вследствие дегенеративных процессов в головном мозгу или нейроинфекции). Но чаще всего афазия возникает на фоне острого нарушения мозгового кровообращения (инсульт), который бывает двух видов: ишемический и геморрагический. Ишемический инсульт является следствием тромбоза, когда кровь перестает поступать к одному из отделов мозга. Геморрагический инсульт возникает в результате кровоизлияния в мозг.

Далеко не каждый инсульт дает нарушение речи. Принципиальным фактором является локализация очага поражения. Принято считать, что афазия возникает при поражении левого полушария. В зависимости от места повреждения мозговой ткани выделяют следующие виды афазии:

Сенсорная. Возникают трудности понимания речи окружающих вследствие нарушения способности к распознаванию звукового состава речи. Hарушено произношение слов.

Моторная. При относительно сохранном понимании больной испытывает трудности при переходе от одного звука или слова к другому.

Акустико-мнестическая. Нарушено понимание речи в усложненных условиях в следствии сужения объема слухоречевой памяти. Больной испытывает трудности в подборе нужного слова.

Семантическая. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций, предлогов. Возникают значительные трудности в счетных операциях.

Динамическая, при которой страдает активная связная речь как результат нарушения планирования речевого высказывания.

При всех видах афазии также страдает письмо и счет. В зависимости от вида нарушения они имеют свои особенности и пути восстановления.

Особое место в речевой реабилитации при афазии занимает работа с родственниками больного. После выписки из стационара именно они находятся с пациентом большую часть времени. При соблюдении несложных правил общения и выполнении заданий логопеда они могут заметно повлиять на процесс восстановления речи.

Рекомендации, которые логопед обычно дает родственникам пациента с афазией.

1) Использовать в речи простые короткие фразы.
2) Говорить медленно, давая родственнику время для осознания сказанного и обдумывания ответа.
3) При разговоре исключить посторонние шумы, такие как ТВ, радио.
4) Приучать больного к использованию альтернативных средств коммуникации - например, жестов и пиктограмм.
5) Вовлекать человека в беседу, не исправляя его ошибки и не пытаясь договорить фразу за него. Оживлять воспоминания с помощью фото, видеоматериалов.

После проведения активного комплекса восстановительных мероприятий на раннем этапе реабилитации на передний план выходит социально- психологический аспект проблемы. Вследствие резкого изменения социального статуса, человек оказывается вне привычного круга общения : коллеги, друзья. И речь, и часто сопутствующие афазии двигательные нарушения не дают пациенту возможности чувствовать себя как раньше, в центре событий. Следствием часто является депрессия, нежелание продолжать комплекс процедур отсроченной реабилитации и даже отказ от занятий с логопедом.

Для преодоления проблем, связанных с нарушением предметной деятельности, как правило, прибегают к помощи эрготерапевта. Для преодоления проблем речевого общения используют групповые занятия, помощь психолога. Благодаря этому пациенты даже со значительными речевыми нарушениями могут найти себя в новой и непростой для себя социальной ситуации.

Особое место в речевой реабилитации при афазии занимает работа с родственниками больного. После выписки из стационара именно они находятся с пациентом большую часть времени. При соблюдении несложных правил общения и выполнении заданий логопеда они могут заметно повлиять на процесс восстановления речи.

Рекомендации, которые логопед обычно дает родственникам пациента с афазией.

1) Использовать в речи простые короткие фразы.
2) Говорить медленно, давая родственнику время для осознания сказанного и обдумывания ответа.
3) При разговоре исключить посторонние шумы, такие как ТВ, радио.
4) Приучать больного к использованию альтернативных средств коммуникации, например, жестов и пиктограмм.
5) Вовлекать человека в беседу, не исправляя его ошибки и не пытаясь договорить фразу за него. Оживлять воспоминания с помощью фото, видеоматериалов.

После пребывания в больнице и на реабилитации, где занятия проходили ежедневно, очень важно продолжать восстановительное обучение. Приемы работы , используемые специалистами, зависят от степени выраженности речевого дефекта. Но при тяжелой форме афазии будут полезны следующие виды деятельности :

  • Совместное пропевание знакомых песен.
  • Проговаривание известных пациенту стихов.
  • Перечисление дней недели, времен года, месяцев, прямой порядковый счет.
  • Договаривание известных пословиц и поговорок.
  • Подкладывание надписей под изображение различных предметов.
  • Актуализация обобщающих понятий, таких как Овощи. Фрукты, Мебель, Посуда, Деревья и т.п.
  • Припоминание имен членов семьи, родственников, друзей.

Благодаря выполнению этих несложных заданий у пациента восстанавливаются пострадавшие и распавшиеся связи в головном мозгу, оживает чувство языка и появляются предпосылки для восстановления речи.

  • Главная
  • О центре
  • Наши специалисты
  • Цены
  • Ваши вопросы
  • Онлайн-занятия
  • Отзывы
  • Коллегам
  • Публикации
  • Логопед взрослым
  • Логопед детям
  • Логопедический массаж
  • БОС
  • Новости
  • Контакты
  • Психолог

Поражение задних отделов моторно-речевой зоны (нижних отделов постцентральной извилины и прилегающих к ней обла­стей) нарушает кинестетические основы речевых артикуляций и ведет к афферентной (или кинестетической) моторной афазии. Сущность этой афазии заключается в нарушении артикулятор-ного акта, в невозможности найти нужную артикуляцию для произнесения соответствующего звука. Поэтому основная зада­ча логопеда, работающего с такими больными, заключается в том, чтобы восстановить нарушенную речевую артикуляцию, включая ее в доступную для больного деятельность, используя ее как опору (сохранные звенья в структуре речи), с целью восстановления устной разговорной речи.

Для правильной организации восстановительного обучения необходимо учитывать тот факт, что при каждом органическом поражении мозга прежде всего страдают наиболее высокоорга­низованные формы деятельности, осуществление которых было связано с пораженным участком, в то время как более элемен­тарно организованные формы тех же процессов могут оставать­ся относительно сохранными. Поэтому наиболее эффективный путь восстановительного обучения требует от логопеда начинать свою работу с растормаживания у больного непроизвольно про­текающих речевых процессов (привычные речевые стереотипы, привычные ответы на вопросы, пение, называние дней недели и месяцев в прямом порядке и др.). Это и является задачей пер­вой стадии обучения. Существенное значение имеет и включение остатка эмоциональной речи, воспроизведение имен близких больному людей, обозначений, связанных с профессией или лю­бимым делом, и т. д. Очень полезным является прием выделе­ния ритмико-мелодической структуры фразы, остающейся наи­более сохранной у больных с афферентной моторной афазией, а также чтение стихов под аккомпанемент их ритмической структуры, воссоздаваемой голосом с одновременным отстуки­ванием рукой, пение и т. д.

Эффективным приемом является включение больного в по­рядковый пересчет предметов с опорой на пальцы, а позже — на написанные цифры; такую же роль может сыграть беседа о до­ме, о семье, о событиях, близких больному, проводящаяся с опорой на соответствующие теме картинки и отдельные напи­санные слова. Все это способствует оживлению прежних рече­вых связей больного, временно заторможенных патологическим состоянием мозга. Все эти методы и приемы, включенные в различные формы невербальной деятельности (рисование, игры,

После этой предварительной (или первой) стадии обучения, опирающейся на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности и эмоциональную сферу, одинаково необходимую при работе с любой формой моторной афазии, переходят к ре­шению основной задачи обучения больного с афферентной моторной афазией — к восстановлению произнесения слова путем перестройки нарушенной речевой функции. Эта вторая стадияработы начинается с попыток восстановить произнесение слова целиком,без четкой артикуляции составляющих его звуков. Достигается это путем переключения внимания больного с ар-тикуляторной стороны речи на общую смысловую и звуковую структуру слова. Как отмечает ряд авторов (В. М. Коган, 1957, 1962; Л С. Цветкова, 1962, 1972, и др.), работа над смысло­вой структурой слова имеет особенно большое значение. Как правило, лишь то слово, которое включено в целую систему смысловых связей, оказывается готовым для произнесения; од­нако именно эта система смысловых связей слова оказывается особенно нарушенной при афазии. Поэтому основной задачей этой стадии обучения является оживление и обогащение смыс­ловых связей.

Известно, что существует традиционный оптико-тактильный логопедический метод работы, основанный на сознательном вы­полнении пациентом речевых движений. Этот метод, рассчитан­ный на постановку звуков в случаях периферического косно­язычия, в свое время был перенесен в область восстановитель-, ного обучения при афазии. Ведущим звеном в этой методике является организация осознанной артикуляторной деятельности больного: все внимание его направлено на освоение и приме­нение движений губ и языка в процессе речевого общения. Если исходить из положения, выдвинутого еще X. Джексоном <1932), о наибольшей сохранности непроизвольных видов ре­чевой деятельности и о распаде в первую очередь наиболее сложно построенных и менее автоматизированных форм речи, то было бы неправильным, отвлекаясь от этого положения, опи­раться в восстановительной работе на наиболее произвольные, а следовательно, и на менее упроченные речевые формации. По­этому работа с афферентными моторными афазиками и начи­нается (после предварительной стадии) с восстановления про­изнесения целого слова без специальной работы над четкой его артикуляцией.Достигается это путем переключения внимания больного с артикуляторной стороны речи на общую смысловую и звуковую структуру слова.

Этот подход к восстановлению устной речи становится тем более понятным, если вспомнить взаимодействие различных звеньев в сложной структуре речи. Еще И. М. Сеченов, а за-

тем и современные исследователи указывали на тесную взаи­мосвязь речеслухового и речедвигательного компонентов. Кро­ме того, как уже говорилось, в ранний период формирования речи у детей она проходит стадию, когда дети могут назвать лишь тот предмет, который они видят, и не могут назвать пред­меты и явления, находящиеся вне поля зрения. В случаях на­рушения речедвигательного компонента слова восстановление его произношения будет возможным при опоре на сохранные речеслуховой и зрительный компоненты путем оживления смысловой стороны речи. Как отмечает ряд авторов, подгото­вить для произнесения слово — значит включить его в целую систему всевозможных связей.

Зная всю сложность строения речи и речепроизводства, трудно представить себе, что можно восстановить процесс уст­ной речи без учета всех сторон структуры слова, и прежде все­го смысловой стороны речи в процессе коммуникации. Отсюда становится понятным и тот факт, что часто больному с аффе­рентной моторной афазией в процессе обучения оказывается труднее произнести ничего не значащий для него отдельный звук, чем знакомое из прошлого опыта целое слово. Поэтому работа на второй стадии начинается с восстановления произне­сения целого слова на основе отработки системы его смысло­вых связей, при опоре на речеслуховые образы соответствую­щих слов и их предметные изображения.

Для этой цели применяется следующая система методов, в центре которой находится метод смыслослуховой стимуляции слова, разработанный автором.

Перед больным выкладывается небольшая группа картинок, на которых изображены определенный предмет или определен­ное действие, входящие в различные частотные и известные больному ситуации. Каждый предмет или действие последова­тельно вводятся логопедом во всевозможные смысловые связи или контексты, в которых может выступать данное слово. При этом логопед все время сохраняет общую ритмико-мелодиче-скую структуру данного слова.

Приведем пример процедуры применения этого метода.

Больной в это время подбирает соответствующие фразам и всему рассказу картинки. Рассказ составляется и произносится так, чтобы вызвать эмоциональную реакцию больного, общую и речевую активность.

В этих условиях больной произносит вслед за логопедом от. рабатываемое слово, часто воспроизводя лишь его интонацион­но-мелодический рисунок (доступный больному с афферентной моторной афазией), еще без четкой артикуляции составляю­щих его звуков. Этот метод сопровождается рядом приемов; а) классификация предметов и действий, изображенных на кар­тинках, по заданным частным или общим признакам, б) рисо­вание предметов в соответствии с отрабатываемыми словами, в) ощупывание близких к отрабатываемому предметов и т. д. Подобная работа над словом в различных его опосредствова-ниях с опорой на его зрительный, кинестетический и слуховой образы, на этой фазе протекающая еще в условиях отвлечения внимания больного от самого процесса артикуляции, создает благоприятные условия для оживления интонационно-ритмиче­ской и двигательной сторон слова и Побуждает больного к ре­чевому высказыванию.

Пбсле описанной стадии работы, направленной на восста­новление общей смысловой и ритмико-мелодической структуры слова, переходят к следующей, третьей стадии восстановитель­ного обучения, задачей которой является звуко-артикулятор-ный анализ составных элементов слова. Основным методом ра­боты на этом этапе является ритмическое выделение элемйн-тов слова путем отстукивания его слоговой структуры с упраж­нениями в напевном проговаривании. Вначале отрабатываются простые слова, состоящие из двух открытых слогов (ма-ма, ля-ля, дя-дя), с повторяющейся согласной и гласной; только после этого переходят к работе со словами, в которых меняется одна гласная (де-да, ми-мо); позднее отрабатываются слова, вклю­чающие разные, резко отличные по артикуляции звуки (ры-ба, и-ду, хо-чу); и наконец, переходят на отработку более сложных, например трехсложных, слов.

Только после описанных форм работы, являющихся важным звеном восстановления экспрессивной речи, переходят к вос­становлению собственно кинестетических схем артикуляций,

нарушение которых является центральным симптомом для боль­ных с афферентной моторной афазией. Задача четвертой ста­диивосстановительного обучения заключается в том, чтобы пе-

ревести больного от умения вычленять звуко-буквенные эле-

менты слова к умению их артикулировать.

С этой целью в восстановительном обучении применяются все те методы, которые могут обеспечить множество дополни­тельных афферентаций сохранных анализаторов. Одним из ши­роко применяемых методов является метод имитации поз арти-куляторного аппаратапедагога с контролем собственных дви­жений губ и языка через зеркало, а также активная работа по нахождению нужных поз губ и языка с опорой на оральный об­раз и специальные логопедические схемы, на которых изобра­жены положения губ и языка, необходимые для произнесения того или иного звука. Эта активная отработка артикулем про­исходит также с помощью зеркала, обеспечивающего включе­ние зрительного анализатора в речедвигательный процесс. Не менее эффективными средствами отработки четкости произне­сения отдельных звуков является метод выделения звукаиз слова, уже имеющегося в активном словаре больного. Очень полезна при этом опора на соответствующие таблицы, на ко­торых изображены привычные, упроченные в опыте ситуации, смысл которых обычно выражается одним-двумя звуками.

Важное значение приобретает отработка артикуляции одних и тех же звуков при их различной позиции в слове, иначе гово­ря, отработка позиционных вариантов артикулем.Механизм произнесения звука меняется в зависимости от его положения внутри слова (ср.:_роза, рыба, ряд; арык, арбуз, тетрадь). По­этому отработка позиционных вариантов артикуляции одного звука в разных слогах имеет большое значение.

Важным моментом в восстановлении экспрессивной речи является и сличение собственного произнесения звуков или слов с их нормальным произношением. Это возможно с по­мощью записи звуков, слов, а позже и фраз, произносимых больным и здоровым человеком, на магнитофонную ленту; эта запись в данном случае выступает в роли обратной афферен­таций и создает тем самым благоприятные условия для восста­новления четкости произносительной стороны речи. Работа над восстановлением артикулем занимает центральное место при обучении больных с афферентной (кинестетической) моторной афазией, и переход к восстановлению структуры фразы или це­лого высказывания не представляет здесь существенной труд­ности. Поэтому и при работе над восстановлением фразы у боль­ных этой группы основной задачей остается преодоление кине­стетических речедвигательных дефектов. В связи с этим приме­нение методов, облегчающих создание и удержание фразы, с од-

ной стороны, и способствующих восстановлению интонационно-мелодической компоненты высказывания — с другой, служат лишь дополнительными и играют вспомогательную роль.

Связная фразовая речь при афферентной афазии восстанав­ливается, как правило, быстро, вслед за восстановлением си­стемы артикуляции и часто не требует специального обучения.

Таким образом, мы закончили анализ нарушения и методов восстановления устной экспрессивной речи. При всех трех опи­санных формах афазии ведущим дефектом является нарушение устной разговорной речи, которое ведет к снижению уровня (умений) общей и вербальной коммуникации. Как показали исследования последних лет, при этих формах афазии остаются более сохранными невербальные формы поведения, касающие­ся больше не выражения, экспрессии, а импрессивной сторо­ны— понимания, мимики, жеста, пантомимы и др. Тем не ме­нее в синдром этих форм афазии входят и дефекты невербаль­ных форм коммуникации. Эти дефекты проявляются в основ­ном при эфферентной и динамической формах афазии. Задачи и методы восстановительного обучения предусматривают, с од­ной стороны, комплексное воздействие на всю сферу обще­ния— вербального, невербального, социально-ритуализованиых форм поведения и т д., ас другой — делают невербальные формы поведения опорой для восстановления речи.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

Моторная эфферентная афазия (афазия Брока) возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (44-е, частично 45- е поля). Моторная афазия не представляет собой однородную группу речевых расстройств, в её основе лежат совершенно различные нейрофизиологические, психофизиологические, психологические механизмы. Локализация поражений Г. М., при которых возникают моторные афазии, расположена в различных речевых зонах. Экспрессивная речь, представляющая собой сложный двигательный акт, включает в свой состав (на уровне её моторной организации) систему афферентных синтезов, создающих нужные материальные схемы артикуляций, и систему эфферентных аппаратов, реализующих речь и позволяющих превратить её в плавно протекающий кинетический процесс. Этот процесс и нарушается при поражении передних отделов моторно-речевой зоны – зоны Брока (44-е поле).

Таким образом, эфферентная моторная афазия, как и другие формы афазий, представляет собой системное нарушение всех видов и форм речевой деятельности при ведущей роли нарушения одного (кинетического) аспекта речи.

Первичным дефектом при эфферентной моторной афазии является утрата возможного, быстрого и плавного переключения с одного звена артикулируемой речи к последующему звену.

Симптомом имеет место быть патологическая инертность (возникающая в речевых зонах двигательной коры), что проявляется в невозможности больного, хорошо произносящего отдельный звук, перейти к последующему, а вместо этого продолжающего либо артикулировать прежний звук, либо выдавать контаминацию (сплав) предшествующего звука с нужным. В результате таких дефектов нарушаются динамические схемы произносимого слова.

Сохранной остаётся и непроизвольная, автоматизированная речь (стихотворения, тексты песен). У больных с эфферентной афазией имеются трудности включения в активную речь, при попытке спонтанного высказывания, при поиске ответной реплики в диалоге и т. д. они не могут начать фразу. Но как только больному произносят первое слово искомой им фразы, эта трудность исчезает и он может произнести фразу целиком. * Описанный дефект проявляется лишь в случаях лёгкой и средней степени тяжести афазии, в грубых случаях этот симптом маскируется общей грубой картиной нарушения речи. . Полностью сохранным остаётся и понимание речи!

Центральной задачей восстановительного обучения, в частности, при эфферентной моторной афазии является преодоление инертности в речевом процессе.

Цель состоит в восстановленииустной и письменной речи, чтения, счёта. Всё это может быть реализовано через: *общее растормаживание речи, *преодоление персевераций и эхолалий, *восстановление общей психической активности больного и его вербальной активности.

1 стадия обучения: задача на этой стадии заключается в восстановлении у больного способности активного выделения и произнесения слова, при опоре на автоматизированные речевые ряды (песни, счёт…). Целью является снятие грубых пересевераций, эхолалий, растормаживание речи. В этих случаях применяются такие методы обучения, которые способствуют переводу речи больного на произвольный уровень, здесь обучают больного осознанию собственной речи и произвольному говорению. А так же переключают сознание больного с произносительной стороны речи на её смысловую сторону.

Метод повторения.Способы повторения речи (слов, фраз) в начале обучения применяются не одновременно, а строго последовательно (от простого к сложному). Способы: *сопряжённый (совместный с педагогом, логопедом), *сопряжено-отражённый, *отражённый. Повторение должно быть медленным, напевным, протяжным. Психологический смысл этой процедуры заключается в том, что она увеличивает время повторения, в произносительный акт включается дополнительная характеристика речи – напевность, выступающая в качестве опоры для преодоления персевераций.

Ритмико – мелодический метод.Направлен на растормаживание речи (её произносительной стороны) и преодоление инертности. Способы реализации этого метода: *отстукивание рукой ритма слова, фразы, *пропевание голосом ритмической структуры фразы. Материалом для работы обычно является рядовая речь. После успешного усвоения этих методов (при положительных результатах) больной может самостоятельно выделить и отстучать ритмическую и пропеть мелодическую структуру любой фразы, может активно повторять отдельные слова, активно пересчитывать предметы.

Метод заканчивания фраз.Пациенту даются незаконченные фразы, выразительно произнесённые. Больной должен озвучить недостающее слово в конце каждой фразы. (в дополнение могут даваться картинки, соответствующие фразам). Фразы подбираются от простого к сложному (сначала, несколько предложений заканчивающихся одним и тем же словом, затем – разными) и с минимальным количеством альтернатив.

Приём порядкового счёта.В эту систему включается работа по пересчёту различных предметов обстановки, порядковый счёт с опорой на числа (например, начиная с 5ти…). Этот метод эффективен для снятия персевераций и в целях активизации общего речевого процесса.

Приём игр.Игра переключает внимание пациента с речевой деятельности на другую деятельность, делая речь непроизвольной, автоматизированной. В процессе игры у больного могут возникать целые фраз (ситуативная речь). Игра создаёт благоприятный для занятий положительный фон, что способствует растормаживанию речи. Материалом для работы обычно служат шашки, лото, шахматы, конструкторы.

Показателемтого, что задачи 1-ой стадии обучения достигнуты, является произнесение больным отдельного слова, с которым велась работа на этой стадии.

2 стадия обучения: задачей данной стадии является восстановление активного произнесения отдельных слов (не из речевого стереотипа). Материалом здесь сначала является рядовая речь, а затем выделение отдельных слов из ряда

Последовательная активизация речевой деятельности.

Реализация метода: Пациент слушает ряд и ударами рук по столу воспроизводит общую ритмику речевого ряда, фиксирует каждое услышанное им слово. Затем весь речевой ряд проговаривается сопряжено с одновременным отстукиванием ритма. После овладения этими навыками больной обучается операции по дискретному повторению (часть ряда произносит громко и часть шёпотом), далее, громкое повторение постепенно сужается до одного слова, а все остальные слова повторяются сначала громким шёпотом, а потом про себя. Теперь самостоятельное произнесение одного слова (указанного педагогом и всякий раз другого) громко, а речевого ряда шёпотом. Все эти процедуры способствуют созданию у больного способа активного произнесения слов, снятию персевераций.

Метод семантических связей слова.Данный метод применяется для снятия инертности речевых процессов. Семантические поля в русском языке складываются: * по семантической общности (родовая, категориальная), * по морфологическому признаку (однокоренные слова), * по оппозиции (белый – чёрный)… В реализации метода участвует как слуховое предъявление, так и зрительное (затем и без него). Процедура проводится с помощью сетки (таблицы) противопоставлений.

Показатель того, что 2-ая стадия пройдена – есть возможность больного самостоятельно произносить отдельные слова.

3 стадия обучения: задачей этой стадии обучения является восстановление предикативности речи, и глагольной структуры фразы.

Метод заканчивания фразы.Больному предлагается закончить фразу одним недостающим словом, естественно - глаголом. Материалом могут служить, знакомые больному стихи и песни.

Метод вербализации собственных действий.Психологическая суть данного метода заключается в связи слова с конкретным предметным действием и с вербализацией этой связи. Задание может даваться педагогом, от простого к сложному (в начале одно, и выполняется сопряжено, а затем несколько и самостоятельно).

Метод семантической сетки.Работа ведётся над одним и тем же словом, но в разных семантических связях по принципу глагол – существительное – глагол - существительное… С целью преодоления экспрессивного аграмматизма (снижение доли глаголов в речи) – должна проводиться на всех стадиях восстановительного обучения. Больной сначала ищет предметные и сюжетные картинки к исходному слову, затем записывает обнаруженные связи в виде схемы, и наконец, в виде предложений. (в работу должны быть включены слова, которые отрабатывались на предыдущих стадиях, слова из профессионального и бытового словаря больного).

Метод активных действий с предметом в соответствии с речевой инструкцией.

Метод классификации окончаний.Больному даются сюжетные картинки или фраза, в которой пропущено окончание. И несколько групп окончаний, среди которых есть нужное. Пациент должен выбрать подходящее окончание, фразы записываются, читаются, повторяются.

Показатель выполнения поставленной задачи 3-его этапа: человек может контролировать персеверации, ответить короткой фразой, понять и исправить ошибку.

4 стадия обучения: задачей этой стадии является восстановление связной монологической фразовой речи. Расширяем так же и активный словарный запас, преодоление аграмматизма.

Составление рассказа.Возможность составления текста рассказа по сюжетной картинке.

Разбор предложенияБольному предлагается разобрать предложение по частям речи, выделяя все её формы.

Метод письма и чтения.Здесь уже чтение и письмо выступают не как объекты, нуждающиеся в восстановлении, а как приём восстановления и закрепления связной фразовой речи. (например, больному даётся задание восстановить порядок фраз в тексте, для облегчения – по сюжетной картинке).

Метод диалога.Практически применяется в процессе всего цикла обучения, начиная с первой стадии (растормаживающая речь). Однако, меняются задачи этого метода, усложняется процедура и материал, хотя цель остаётся одной и той же – восстановление устной связной речи, вербального общения. Здесь этот метод применяется для восстановления полной коммуникации. Больного учат произносить фразы, связанные по смыслу с репликами собеседника, с постепенным усложнением диалога (сюжетная картинка, а затем темы семьи, работы, хобби человека).

Метод ролевых игр. Данный метод как бы продолжает приём диалога, но увеличивает элемент самостоятельности в речи больного. (работа с баснями, чтение их по ролям, роли покупателя в аптеке, пассажира в транспорте). Целью этого метода служит – адаптация к жизни, социализация. Эта система приёмов направлена на восстановление способа использования связной речи – знание контекста (замысла высказывания), использование лексики и грамматического построения из реплик партнёра, использование простых нераспространённых предложений.

Показателемвыполнения задач является произнесение фразы (немного с аграмматизмами), контроль персевераций (даже при учёте замедленной речи).Вывод: основной задачей по восстановлению и обучению больных эфферентной моторной афазией является: обучение их фразовой речи, её восстановление, а так же письма, чтения, счёта, общей коммуникативной способности и вербальной активности.

Афферентная моторная афазия: Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), 40-го поля.

Эта форма афазии связана с нарушением кинестетической речевой афферентации, поступления ощущений от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. Возникают нарушения произношения слов вследствие трудности различения близких артикулем (по типу литеральных парафазий, паралексии, параграфии….звуки: д-л-н). Больные не только неправильно произносят близкие артикулемы, но и неправильно воспринимают их, что ведет к вторичному нарушению функций слуховой системы.

Нередко у этих больных нарушается и неречевой оральный праксис, но иногда афферентная моторная афазия может протекать на фоне полностью сохранного орального праксиса. При повторении близких в артикуляционном отношении гласных, согласных, при произнесении сложных слов больные фиксируют свои ошибки, но не могут исправить, их рот как бы не подчиняется волевым усилиям. Вследствие кинестетического дефекта вторично нарушаются письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции обычно ухудшает написание слов; при чтении привычные слова произносятся правильно, а сложные слова произносятся неверно, с литеральными заменами.

* Нарушена устная и (письменная речь, чтение нарушаются из-за дефектов кинестетических основ речи, не могут нащупать слово, проговорить) – спонтанная , диалогическая, монологическая, повторения, называние и тд.

Нарушения речи идут в синдроме расстройств двигательной сферы – праксиса позы , орального , пространственного праксиса.

Основная задача: восстановление способности артикулировать звуки, слова, включая их в доступную для больного деятельность. Идёт опора на сохранный речевой ритм, мелодию, интонацию.

1 стадия обучения:

Задача: растормаживание речи с опорой на значение и смысл слова Использование интонации, мелодики, ритма (если они сохранны-задняя речевая зона, нарушены-передняя речевая зона).

Методы для активации эмоциональной и интонационной сферы больного и желания говорить

Интонационно-мелодический метод: фразу произносят человеку, он должен найти соответствующую интонации картинку. Затем производится работа над интонацией и связями с соответствующими предложениями. Метод самостоятельного интонирования: заданных в письменной форме предложений или на основе картинок с эмоциональным сюжетом.

Метод озвученного чтения (эмоциональные методы): читаем насыщенный событиями и эмоциями рассказ, текст, подкрепляем эмоциональной картинкой, начинает появляться ах- и ай=) Ритмичное проговаривание с одновременным отстукиванием. + диалог на эмоционально значимые темы, актуализация прошлых воспоминаний, вопросы о профессии, именах близких.

Невербальные методы: оживление образно предметной сферы (опосредованно воздействуем на речь)

Метод классов и предметов: даётся признак классификации.

Метод рисования по инструкции: рисуют конкретные слова по заданному признаку (усложняя: стол…мебель….) затем опять классификация этих предметов по признакам.

Четвёртый лишний: из лежащих картинок больной выбирает предмет (невербальный вариант)

Составление целого из частей: из картона. Все эти методы направлены на растормаживание моторной стороны соответствующих слов и предложений, на основе актуализации в предметной деятельности значений и смысла предметов, с которыми больной работает. + домино, шашки, шахматы, лото…

Вербальные методы: для растормаживания произвольной речи.

Метод проговаривания автоматизированных рядов: речевые стереотипы, от простого к сложному. Начиная с сопряжённого проговаривания, затем сопряжено-отражённого, затем самостоятельное проговаривание.

Чтение стихотворений: способствует мнестической и ритмико-милодической основе актуализации упроченной речи.

Метод диалога: используется так же рядовая и автоматизированная речь (введение в контекст-о чём будет идти диалог, а затем вопросы привычные с односложным ответом).

Цифровой метод: отвлечение от самой речи, артикуляции и переключение внимания на операции с числами (так же как и в рисовании, игре, конструировании).Составление чисел из цифр и произведение арифметических действий. –активизация непроизвольной речи.

2 стадия обучения: задача-восстановление умения произносить отдельные слова, отвлечение внимания от артикуляции.

Смыслослуховой метод: обогащение смысловых связей(так как нарушена многозначность слова) и произнесение слова целиком. Переключение внимания больного с артикуляционной стороны речи на слуховую (звуковую) и семантическую. (если затормозить двигательный компонент речи, то слуховой становится сильнее. (лимон: много предложений эмоциональных и действенных с этим словом, и педагог эмоционально читает их) – в конце произносит слово лимон!

Классификация предметов: разложить по определённым свойствам предметы: сладкие и кислые,жёлтые и красные, круглые и квадратные. Этот метод идёт в связке с рисованием: самостоятельное или дорисовка предмета до целого.+игра в предметное лото.

Показателемвыполнения задач является – человек может произносить отдельные слова при смысловой стимуляции.

3 стадия обучения: восстановление и увеличение объёма активного словаря.Смыслослуховой метод: здесь мы не произносим слово и не даём предложений, а говорим его признаки – перед больным выкладываем картинки, на одной из них отрабатываемое слово. Закрепление идёт методом беседы, включение слов в другие контексты, связи ,с зарисовыванием.

Показателемвыполнения задач 3ёх стадий является: восстановление общего модуса работы артикуляционного аппарата, появление вербальной активности, стремление к вербальному общению, умение произносить отдельные слова, восстановление незначительного пассивного и активного словаря.

4 стадия обучения: восстановление точного произнесения звуков.Произнесение отдельного слога: выделение ритмической структуры слова, чтение близких по артикуляции слов. Подключение письма и чтения, как методов обучения устной речи. (можно операться на буквы разрезной азбуки) – услышать, записать, прочитать, самостоятельно произнести без всех этих предварительных операций и составить предложения. (от простого к сложному с папы и мамы=) Итог: пациент может правильно говорить

5 стадия обучения: восстановление артикуляции отдельного звука и фразовой речи (дабы избавиться от аграмматизмов и закрепился способ высказывания).Оптико –тактильный метод: с зеркалом+логопедические схемы с положениями губ, языка…здесь же работа с письменной речью, так как возникают вторичные аргамматизмы (падежи, окончания). Артикуляционный механизм произнесения звука меняется в зависимости от его положения внутри слова. (кит, кекс, окно)

Пропуски окончаний: предлагают 2 варианта человек выбираетМетод повторения фраз: на основе отработки содержания сюжетной картинки, повтор-запись-чтение-составление фраз с заданным словом.+снятие аграмматизма, восстановление порядка слов, расширение словаря. Метод составления фраз по заданным словам: сначала на основе картинки, затем записать и сам пересказать картинку. Метод диалога: стимуляция речевой активности больного. Вначале вводят в контекст, подготавливают лексический и карточный материал, Переключение с одной темы на другую, просим внимательно вслушиваться больного и подключение новых участников. Показателемвыполнения задач является восстановление коммуникации! Многое зависит от мотивации больных.

Дата добавления: 2015-01-24 ; просмотров: 7452 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.