Возрастные и половые особенности проявления свойств нервной системы

Вопреки бытующему мнению, что типологические особенности свойств нервной системы, как и темперамент, остаются в течение жизни неизменными, исследования показывают, что это далеко не так. В ряде работ выявлено, что они изменяются в различные возрастные периоды становления человека.

И
зменение силы нервной системы.По данным А. П. Крючковой и И. М. Островской (1957), к концу первого года жизни ребенка сила нервной системы увеличивается. В. Э. Чудновский (1963) отмечает, что у дошкольников имеется слабость нервной системы, которая выражена тем меньше, чем меньше возраст детей. Таким образом, уже из этих данных следует: чем старше возраст детей, тем сильнее становится их нервная система. Исследование А. М. Сухаревой (1972) данного вопроса при обращении к школьникам подтвердило эту закономерность. Как видно на рис. 5.8, от 7 до 16—17 лет количество учащихся, имеющих слабую нервную систему, уменьшается, а имеющих сильную и среднюю нервную систему увеличивается. Эта закономерность выражена как у лиц мужского, так и женского пола, но у последних более ярко (девочек 7–8 лет со слабой нервной системой больше, чем их сверстников – мальчиков). Снижение среди девочек от 7 до 17 лет числа лиц со слабой нервной системой выявлено и Ж. Е. Фирилевой (1974). В возрасте 18—25 лет происходит некоторая стабилизация числа лиц с сильной и слабой нервной системой. При этом исчезают и различия в количестве людей с сильной и слабой нервной системой между мужчинами и женщинами.

Рис. 5.8. Изменение с возрастом количества лиц с различной силой нервной системы. По горизонтали – возраст, годы; по вертикали – число случаев, %. Сплошная линия – сильная нервная система, пунктирная – средняя сила,штрихпунктирная – слабая нервная система. А – данные для лиц мужского пола, Б – данные для лиц женского пола.

Изменение подвижности нервных процессов. Существует ряд работ, в которых свойство подвижности изучалось у людей разного возраста. Однако сопоставить эти данные и вынести суждения о закономерностях возрастных изменений такого свойства нервной системы сложно потому, что в этих исследованиях использовались разные показатели, не являющиеся прямыми показателями подвижности и поэтому выделенные в послепавловский период в отдельные динамические характеристики. Например, Л. Н. Куркчи и Г. В. Попов (1968), Н. В. Кольченко (1967), С. И Молдавская (1965) использовали максимальный темп, который может усвоить испытуемый. По усвоению заданного темпа зрительных сигналов судил о подвижности и Р. Л. Рабинович (1965). Понятно тогда и различие в мнениях относительно того, как с возрастом изменяется свойство подвижности.

Вместе с тем быстроту исчезновения нервных процессов в качестве критерия подвижности – инертности изучали немногие авторы. А. И. Шлемин (1968) измерял реакцию последействия при предъявлении тормозного раздражителя детям 11—16 лет. Более высокая подвижность отмечена им в возрасте 13—14 лет. Уменьшение времени последействия в возрасте с 5 до 17 лет отмечена П. П. Балевским (1963). В то же время Н. И. Касаткин (1948) утверждал, что подвижность нервных процессов с возрастом ухудшается.

Б
олее полная картина возрастных изменений подвижности возбуждения и торможения (по длительности реакции последействия) представлена в работах Н. Е. Высотской (1972б), А. Г. Пинчукова (1974а) и Ж. Е. Фирилевой (1974), обследовавших в общей сложности около 2500 человек. Этими авторами выявлена одна и та же закономерность: снижение подвижности возбуждения у детей в период от 6–7 лет к 8–9 годам, затем рост подвижности во время полового созревания (11—14 лет), новое, но менее выраженное снижение подвижности с 14 до 16 лет и некоторая стабилизация в возрасте 17—20 лет (см. рис. 5.9). Почти такая же динамика прослеживается и в отношении подвижности торможения.

Рис. 5.9. Изменение с возрастом подвижности возбуждения. По горизонтали – возраст, годы; по вертикали – количество лиц, %. Сплошная линия – данные Н. Е. Высотской, пунктирная – Ж. Е. Фирилевой, шрихпунктирная – А. Г. Пинчукова.

О
бращает на себя внимание тот факт, что среди мальчиков 7–16 лет количество лиц с подвижностью нервных процессов больше, чем среди девочек (рис. 5.10).

Рис. 5.10. Изменение с возрастом подвижности возбуждения у лиц мужского и женского пола (Н. Е. Высотская, 1972). По горизонтали – возраст, годы; по вертикали – степень подвижности (в условных единицах). Сплошная линия – данные лиц мужского пола, пунктирная – данные лиц женского пола.

Можно предполагать, что выявленное в ряде работ увеличение числа детей 6– 7 лет с подвижностью нервных процессов (по сравнению с 5-летними и 8–9-летними детьми) тоже связано с гормональным всплеском, так как в этом возрасте, по данным возрастной физиологии, усиливается выработка в организме мужского полового гормона.

Изменение баланса нервных процессов. По поводу возрастных изменений баланса нервных процессов также имеются противоречивые свидетельства, во многом связанные с различием методических приемов его изучения. Некоторыми авторами отмечается наличие большого количества детей с преобладанием возбуждения в период полового созревания (Г. П. Антонова, 1968; А. И. Шлемин, 1968;

П. П. Балевский, 1963), что затрудняет образование у этих детей дифференцировок при выработке условных рефлексов. По данным сотрудников А. Г. Иванова-Смоленского, в возрасте от 5 до 12 лет усиливается внутреннее торможение, что приводит к все большей уравновешенности нервных процессов.

О
днако с 10 лет у девочек и с 11 лет у мальчиков соотношение между этими типологическими группами начинает изменяться в сторону увеличения числа детей с преобладанием возбуждения (сначала за счет уменьшения числа тех, у кого преобладает торможение, а затем и за счет снижения числа их сверстников с уравновешенностью). Максимальное возрастание количества детей с преобладанием возбуждения приходится у девочек на возраст 14 лет, а у мальчиков – на возраст 15 лет, т. е. на период полового созревания.

Тогда же начинает проявляться качественно новый сдвиг баланса в обратную сторону: на фоне большого числа лиц с преобладанием возбуждения увеличивается количество тех, у кого отмечается преобладание торможения. Особенно заметен этот процесс у девушек. В возрастной период от 14—15 лет до 18—19 лет резко снижается количество лиц с уравновешенностью нервных процессов.

Пол и гендер

Жизнестойкость, аномалии развития и заболеваемость мужчин и женщин

Особенности строения и функционирования мозга

Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента

Половые различия в темпах моторного развития

Пол и гендер

Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. (соотношение понятий пол и гендер)

Под понятием "половой диморфизм" понимают различное строение женских и мужских организмов, феномен, который имеет место и в мире животных.

В настоящее время актуальным является вопрос о половом диморфизме мозга человека.

Известно, что мужской и женский мозг человека отличается по весу. Относительный вес мозга у мужчин больше, чем у женщин. Однако у женщин в неокортексе больше плотность нейронов по сравнению с мужчинами. Поэтому малый вес мозга у женщин не обусловлен меньшим количеством нейронов.

2 .Половые различия в темпах моторного развития

Половые различия в психомоторике начинают проявляться у детей уже на безусловно-рефлекторном уровне. Так, у девочек по таким рефлексам, как

· глоточный (рвотный при прикосновении к заднему небу),

· хоботковый (выпячивание губ малыша в виде своеобразного "хоботка" в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним),

· Майера (суставной рефлекс пальцев),

· Кернига (выражается в трудном разгибании ноги в колене, когда она согнута в тазобедренном сочленении),

· контрлатеральный щечный Брудзинского,

гипо- и арефлексия наблюдается чаще, чем у мальчиков.

И только по рефлексу Тромнера (сгибание пальцев кисти при ударе по ладонной поверхности) гипо- и арефлексия чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек.

Мальчики на 2-3 месяца позже, чем девочки, начинают ходить, и на 4-6 месяцев позже — говорить. Однако сроки моторного развития мальчиков и девочек грудного возраста во многом зависят от типа телосложения и в связи с этим могут сильно варьировать.

Во многом благодаря морфологическим и физиологическим различиям, проявляющимся после периода полового созревания, по мышечной силе и быстроте, а также аэробной выносливости лица мужского пола превосходят лиц женского пола (подробности в след лекции).

Сила нервной системы.Необходимо отметить, что существует понятие врожденной слабости нервной системы (недостаточно развиты процессы).В целомдевочек 7-8 лет со слабой нервной системой больше, чем мальчиков того же возраста. Увеличение с возрастом количества лиц, имеющих большую и среднюю силу нервной системы, выражено как у лиц мужского, так и женского пола, но у последних более ярко.

В возрасте 18-25 лет различий между лицами мужского и женского пола в количестве лиц с сильной и слабой нервной системой нет.

Подвижность нервных процессов.Среди мальчиков 7-16 лет количество лиц с подвижностью как возбуждения, так и торможения больше, чем среди девочек. Затем лиц с подвижностью возбуждения больше становится среди женщин.

Баланс нервных процессов.Существенных различий между мальчиками и девочками школьного возраста по балансу нет. До периода полового созревания лиц с преобладанием торможения несколько больше среди девочек.

В пубертатном возрасте лиц с преобладанием торможения больше среди мальчиков.

Возможно, это связано с тем, что этот период наступает раньше у девочек и, следовательно, у них раньше уменьшается (в связи со сдвигом баланса в сторону возбуждения) число лиц с преобладанием торможения.

По количеству лиц с преобладанием возбуждения различий между лицами мужского и женского пола практически не было во всех возрастных группах.

Лабильность ( - Подвижность безусловного возбуждения и торможения, хар-ет уровень активированности). Cущественных различий по лабильности между мужчинами и женщинами нет: лабильность на свет была в среднем равна. Однако были выявленны статистически достоверные различия по КЧМ (критическая частота мелькания) в пользу мужчин.

Свойства темперамента.Установлено, используя опросник Д. Кейрси для выявления типов темперамента, что в выборке мужчин оказалось вдвое больше лиц сенсорного планирующего и вчетверо — интуитивного мыслительного типа.

В группе женщин — вдвое больше лиц интуитивного эмоционального типа. Девушки оказались более экстравертированными, эмоциональными, с более развитой интуицией, и более спонтанными, чем юноши. Юноши же отличались мыслительностью и планомерностью.

Распространенность типов с акцентуацией характера по А. Е. Личко.Выявлено, что у юношей достоверно чаще, чем у девушек, встречается эпилептоидный и гипертимный типы, а у девушек — лабильный и психастенический типы. Остальные типы представлены у тех и других практически одинаково. (циклоидный, астено-невротический, сенситивный, шизоидный, истероидный, неустойчивый, смешанный)

| следующая лекция ==>
| Особенности строения и функционирования мозга

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие о свойстван НС и типологических особенностях проявления.

Понятие о свойствах нервной системы введено в физиологию И П Павловым. Б. М. Теплов под свойствами нервной системы понимал ее природные, врожденные особенности, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых индивидуальных различий способностей и характера (у человека). Свойства нервной системы - это физиологические свойства часто называемые еще нейродинамическими.

Таким образом, если для И. П. Павлова и Б. М. Теплова свойства нервной системы - реальность, то для В. С. Мерлина (1973) это лишь субъективный продукт нашего мышления, наша выдумка, иными словами - условность.

Однако и при таком понимании сложности с интерпретацией получаемых данных не заканчиваются. Еще со времен Н.Е. Введенского существует точка зрения? что процесса торможения как такового нет и его заменяет процесс возбуждения, принимающий характер застойного на определенном участке нервной системы. Этот очаг (стойкий, не распространяющийся в отличие от обычного процесса возбуждения) трансформирует частотную характеристику волнового возбуждения, проходящего по этому участку, уменьшая частоту импульсации. А поскольку сила раздражения кодируется через частоту возникающих импульсов возбуждения, уменьшается интенсивность приходящего к эффектору сигнала, и реакция ослабляется либо по интенсивности, либо по быстроте.

В конце концов, дело может кончиться полной блокадой волн возбуждения этим стационарным очагом возбуждения. Возникает торможение функции, отражающее пессимальное торможение в центральной нервной системе.

Следует вспомнить и точку зрения П. К. Анохина (1968), который считал, что в центральной нервной системе есть только один процесс - возбуждение, который включает в работу как возбудительные, так и тормозные системы.

В связи со сказанным, вероятно, некорректно говорить о балансе между возбуждением и торможением, а следовало бы рассуждать о соотношении возбудительных и тормозных реакций. До сих пор, однако, пользуются устоявшейся павловской терминологией и не потому, что не понимают сложности вопроса: эта терминология удобна в практическом отношении (хотя бы ради сокращения времени на изложение мыслей). Кроме того, отказ от нее станет возможным, когда новая терминология сможет реально отразить сущность изучаемых нами явлений (иначе есть опасность замены одной гипотетической терминологии другой).

Какие же из перечисленных свойств нервной системы изучаются в настоящее время?
Если исходить из существа изучаемых явлений, то можно выделить такие свойства как:
- усвоение ритма приходящих к тканям импульсов (лабильность);
- наличие следовых процессов (подвижность - инертность);
- фоновая активность (активированность, сила - слабость).

Классификация свойств НС.

И. П. Павлов, выделив три свойства нервной системы — силу, подвижность и уравновешенность, считал их рядоположными, не разделяя на первичные и вторичные. Правда, в работах 1930-х гг. он говорил уже не просто об уравновешенности возбуждения и торможения, а об их уравновешенности по силе нервной системы, что привело к необходимости считать исходными, первичными силу нервной системы по возбуждению и силу нервной системы по торможению, а баланс между ними расценивать как вторичное свойство, производное от соотношения первичных.

Следующим шагом стало постулирование В. К. Красуским (1963) баланса по подвижности возбуждения и подвижности торможения. В то же время от баланса по силе он отказался, не найдя надежного способа выявления силы тормозного процесса.

Наиболее полную и гипотетически стройную структуру свойств нервной системы предложил В. Д. Небылицын (1966). Он исходил из того, что существуют четыре первичных свойства нервной системы — сила, подвижность, динамичность и лабильность, которые характеризуют как возбуждение, так и торможение. Соотношение между нервными процессами по этим свойствам дает возможность говорить о четырех вторичных свойствах:

• балансу по силе,

• балансу по подвижности,

• балансу по динамичности,

• балансу по лабильности.

Таким образом,«по В. Д. Небылицыну, существует 8 первичных свойств нервной системы (учитывая, что каждое относится и к возбуждению, и к торможению) и 4 вторичных — всего 12 свойств.

Однако практическое использование этой логически завершенной классификации свойств нервной системы встречает серьезные трудности, обусловленные рядом причин.
Первая причина состоит в том, что до сих пор вопрос о наличии силы нервной системы по торможению остается нерешенным. Предпринимаемые некоторыми исследователями попытки выявить его с помощью опросников не могут считаться удачными.
Вторая причина состоит в том, что лабильность как физиологическое свойство не может рассматриваться применительно к каждому процессу возбуждения или торможения отдельно, она есть сочетание быстроты протекания того и другого.
Третья причина состоит в том, что вопрос о наличии свойства динамичности тоже дискуссионен. Судя по высказываниям В. Д. Небылицына, он связывал с динамичностью быстроту научения, быстроту формирования условных рефлексов, быстроту формирования возбудительных и тормозных функциональных систем, быстроту возникновения возбуждения и торможения. Здесь-то и проявляется одна из слабостей представления В. Д. Небылицына о свойстве динамичности, так как перечисленные физиологические явления нельзя рассматривать как рядоположные и тем более как тождественные.
Выделение нового свойства нервной системы требует безусловных доказательств его монометричности, независимости от других свойств. Иначе может случиться так, что специфичное проявление какого-то свойства мы примем за новое свойство.

Возрастные и половые особенности свойств НС.

Вопреки бытующему мнению, что типологические особенности свойств нервной системы, как и темперамент, остаются в течение жизни неизменными, исследования показывают, что это далеко не так. В ряде работ выявлено, что они изменяются в различные возрастные периоды становления человека.


Изменение силы нервной системы.По данным А. П. Крючковой и И. М. Островской (1957), к концу первого года жизни ребенка сила нервной системы увеличивается. В. Э. Чудновский (1963) отмечает, что у дошкольников имеется слабость нервной системы, которая выражена тем меньше, чем меньше возраст детей. Таким образом, уже из этих данных следует: чем старше возраст детей, тем сильнее становится их нервная система. Исследование А. М. Сухаревой (1972) данного вопроса при обращении к школьникам подтвердило эту закономерность. Как видно на рис. 5.8, от 7 до 16-17 лет количество учащихся, имеющих слабую нервную систему, уменьшается, а имеющих сильную и среднюю нервную систему увеличивается. Эта закономерность выражена как у лиц мужского, так и женского пола, но у последних более ярко (девочек 7-8 лет со слабой нервной системой больше, чем их сверстников — мальчиков). Снижение среди девочек от 7 до 17 лет числа лиц со слабой нервной системой выявлено и Ж. Е. Фирилевой (1974). В возрасте 18-25 лет происходит некоторая стабилизация числа лиц с сильной и слабой нервной системой. При этом исчезают и различия в количестве людей с сильной и слабой нервной системой между мужчинами и женщинами.


Изменение подвижности нервных процессов.Существует ряд работ, в которых свойство подвижности изучалось у людей разного возраста. Однако сопоставить эти данные и вынести суждения о закономерностях возрастных изменений такого свойства нервной системы сложно потому, что в этих исследованиях использовались разные показатели, не являющиеся прямыми показателями подвижности и поэтому выделенные в послепавловский период в отдельные динамические характеристики. Например, Л. Н. Куркчи и Г. В. Попов (1968), Н. В. Коль-ченко (1967), С. И Молдавская (1965) использовали максимальный темп, который может усвоить испытуемый. По усвоению заданного темпа зрительных сигналов судил о подвижности и Р. Л. Рабинович (1965). Понятно тогда и различие в мнениях относительно того, как с возрастом изменяется свойство подвижности.

Вместе с тем быстроту исчезновения нервных процессов в качестве критерия подвижности — инертности изучали немногие авторы. А. И. Шлемин (1968) измерял реакцию последействия при предъявлении тормозного раздражителя детям 11-16 лет. Более высокая подвижность отмечена им в возрасте 13-14 лет. Уменьшение времени последействия в возрасте с 5 до 17 лет отмечена П. П. Ба-левским (1963). В то же время Н. И. Касаткин (1948) утверждал, что подвижность нервных процессов с возрастом ухудшается.

Более полная картина возрастных изменений подвижности возбуждения и торможения (по длительности реакции последействия) представлена в работах Н. Е. Высотской (19726), А. Г. Пинчукова (1974а) и Ж. Е. Фирилевой (1974), обследовавших в общей сложности около 2500 человек. Этими авторами выявлена одна и та же закономерность: снижение подвижности возбуждения у детей в период от 6-7 лет к 8-9 годам, затем рост подвижности во время полового созревания (11-14 лет), новое, но менее выраженное снижение подвижности с 14 до 16 лет и некоторая стабилизация в возрасте 17-20 лет. Почти такая же динамика прослеживается и в отношении подвижности торможения.

Обращает на себя внимание тот факт, что среди мальчиков 7-16 лет количество лиц с подвижностью нервных процессов больше, чем среди девочек.

Можно предполагать, что выявленное в ряде работ увеличение числа детей 6-7 лет с подвижностью нервных процессов (по сравнению с 5-летними и 8-9-летними детьми) тоже связано с гормональным всплеском, так как в этом возрасте, по данным возрастной физиологии, усиливается выработка в организме мужского полового гормона.


Изменение баланса нервных процессов.По поводу возрастных изменений баланса нервных процессов также имеются противоречивые свидетельства, во многом связанные с различием методических приемов его изучения. Некоторыми авторами отмечается наличие большого количества детей с преобладанием возбуждения в период полового созревания (Г. П. Антонова, 1968; А. И. Шлемин, 1968; П. П. Балевский, 1963), что затрудняет образование у этих детей дифференциро-вок при выработке условных рефлексов. По данным сотрудников А. Г. Иванова-Смоленского, в возрасте от 5 до 12 лет усиливается внутреннее торможение, что приводит к все большей уравновешенности нервных процессов.

Однако с 10 лет у девочек и с 11 лет у мальчиков соотношение между этими типологическими группами начинает изменяться в сторону увеличения числа детей с преобладанием возбуждения (сначала за счет уменьшения числа тех, у кого преобладает торможение, а затем и за счет снижения числа их сверстников с уравновешенностью). Максимальное возрастание количества детей с преобладанием возбуждения приходится у девочек на возраст 14 лет, а у мальчиков — на возраст 15 лет, т. е. на период полового созревания.

Тогда же начинает проявляться качественно новый сдвиг баланса в обратную сторону: на фоне большого числа лиц с преобладанием возбуждения увеличивается количество тех, у кого отмечается преобладание торможения. Особенно заметен этот процесс у девушек. В возрастной период от 14-15 лет до 18-19 лет резко снижается количество лиц с уравновешенностью нервных процессов.

Методы изучения свойств НС.

Разнообразие методик, а также заложенных в них критериев отнесения обследуемых к той или иной типологической группе, создает дополнительные трудности, поскольку из-за различной жесткости критериев возникают расхождения в диагнозах при обследовании одних и тех же людей.

Существенно изменились и методические установки изучения свойств нервной системы. В связи с этим возникла необходимость критически рассмотреть ряд соответствующих положений, сформулированных в свое время Б. М. Тепловым, а также систематизировать имеющиеся в литературе сведения о различных методиках изучения свойств нервной системы и их физиологическом обосновании.

Основное внимание я уделил портативным экспресс-методикам, широко используемым в настоящее время как в лабораторных, так и в полевых условиях. Их относительная простота и непродолжительность затрачиваемого на проведение тестирования времени позволяют обследовать большой контингент людей, а следовательно, затронуть многие вопросы, которые раньше из-за технических сложностей и небольших контингентов испытуемых изучены быть не могли.

Далее приводится по несколько методик выявления каждого свойства. Это обусловлено тем, что у исследователей может оказаться под рукой разная аппаратура.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 558 ;

Индивидуально-психологические различия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

В психологии существуют два главных направления исследования личности. В основе первого лежит выделение в личности тех или иных свойств, в основе второго - определение типов личности. В первом случае личность выступает как бы вместилищем набора качеств (А.В. Петровский). Второе направление представлено работами К. Юнга, Э. Кречмера, У.Шелдона, К. Конрада, В.Н. Мясищева, А.Г. Ковалева, А.Ф. Лазурского, А.Е. Личко.

Согласно концепции К.К. Платонова низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента (К.К. Платонов, 1965).

И.П. Павлов сформулировал нейрофизиологическую основу темперамента, дав анализ его физиологических закономерностей. До И.П.Павлова проблема о темпераменте разрешалась преимущественно догматически, субъективно и не экспериментально. Павлов и его сотрудники экспериментальным путем в течение многолетних исследований обнаружили ряд свойств высшей нервной деятельности и установили закономерные связи, обуславливающие тип нервной системы. Его учение о темпераментах явилось итогом этой научно-исследовательской работы.

Согласно этому учению основными процессами высшей нервной деятельности животных и человека является раздражение и торможение. Процессы раздражения и торможения представляются, с одной стороны как противоположные, которые в результате борьбы, протекающей между ними, получают уравновешивание отношения живого индивидуума со средой, с другой стороны - имеется достаточное основание принимать и тождество этих процессов.

Типология И.П. Павлова основывается, прежде всего, на силе нервных процессов, при этом различаются сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, причем неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижных и инертных, когда основанием деления является подвижность нервных процессов. В результате классификация И.П. Павлова выглядит следующим образом:

-Сильный - неуравновешенный - холерик.

-Сильный - уравновешенный - подвижный - сангвиник.

-Сильный - уравновешенный - медленный - флегматик

Ученик И. П. Павлова А.Г. Иванов-Смоленский (1953) пошел по пути построения фенотипических разновидностей темперамента, то есть учитывал в них не только врожденное, но и приобретаемое людьми в течение жизни. Принимая во внимание легкость и быстроту образования условных рефлексов А.Г. Иванов-Смоленский выделил четыре типа темперамента. Его классификация в основном совпадала с классификацией типов темперамента И.П. Павлова. Возбудимый тип соответствовал безудержному, тормозимый тип - слабому, лабильный - уравновешенному. Некоторые расхождения были с определением инерционного типа: И.П. Павлов ведущим и положительным для этого типа свойства считал уравновешенность нервных процессов, а А.Г. Иванов-Смоленский - инертность нервных процессов.

Отличительной особенностью классификации А.Г. Иванова-Смоленского является полное игнорирование им свойства - силы нервной системы.

В 1930-х годах исследование типов нервной системы у детей продолжил Н.И. Красногорский (1953, 1958). Основываясь на исследованиях безусловных и условных рефлексов, речевых реакций детей, он выделил четыре основных типа нервной системы, которым, как и у И.П. Павлова, соответствует четыре типа темперамента. Н.И. Красногорский построил классификацию типов не на соотношении возбуждения и торможения, а исходя из соотношения корковых и подкорковых влияний и связанных с ними первой и второй сигнальной системой, имея при этом в виду, что раздражение и торможение - это единый процесс, характеризующий степень возбудимости (интенсивность возбуждения). Выделенные им типы нервной системы получают характеристики:

Сангвиник - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии.

Флегматик - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип.

Холерик - сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный тип.

Меланхолик - слабый, понижено возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов.

Несмотря на тщательность разработки этой классификации она, как и классификация А.Г. Иванова-Смоленского, не получила широкого распространения. Так, отрицая, наличие двух процессов - возбуждения и торможения, Н.И. Красногорский говорит о нарушении равновесия между ними; в одних случаях он оперирует характеристиками только условных рефлексов, в других - характеристиками и состояниями, и нервных процессов, из-за чего вся классификация носит феноменологический, описательный характер. В то же время его попытка связать общие типы высшей нервной деятельности со специально-человеческими типами (соотношением первой и второй сигнальной систем) представляется интересной.

Экспериментально-психологическое исследование свойств нервной системы с точки зрения индивидуальных особенностей было продолжено Б.М. Тепловым (1896-1965), В.Д. Небылициным (1930-1972), B.C. Мерлиным (1898-1982), Б.Г. Ананьевым (1907-1972), К.М. Гуревичем, Э.А. Голубевой (1995) и другими исследователями.

В школах Б.М. Теплова и В.Д. Небылицьша показана методологическая неприемлемость типологий, полученных при изучении условных рефлексов.

Оказалось, что этот подход выявляет не общие свойства нервной системы, как первоначально полагал И.П. Павлов, а частные свойства анализаторов, слабо коррелирующие между собой. В ходе работы перечень основных свойств нервной системы был значительно увеличен, и было обнаружено, что наиболее часто встречающиеся сочетания свойств не соответствуют схемам И.П. Павлова и его ортодоксальных последователей (В.Д. Небылицын, 1976).

Крупнейшим отечественным исследователем темперамента был В.С.Мерлин (1964, 1986), основатель пермской психологической школы. Он полагал, что понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента (1964). B.C. Мерлин относил к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые: 1)регулируют динамику психической деятельности; 2) характеризуют динамику отдельных психических процессов; 3) устойчивы, постоянны и длительно сохра-няются в процессе развития; 4) находятся в строго закономерном соотношении и 5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Таким образом, B.C. Мерлин считал первым основным признаком темперамента его обусловленность свойствами нервной системы (1964). На основании разработанных критериев B.C. Мерлин и его последователи (Белоус В.В., 1983, Вяткин Б.А., 1981) выделили ряд основных свойств темперамента: экстра-интроверсию, импульсивность- рефлексивность, активность-реактивность, эмоциональную возбудимость - эмоциональную устойчивость, тревожность и др., показали основные функции темперамента в структуре интегральной индивидуальности.

Благодаря системному обобщению, первоначально генетически заданная система индивидуальных биологических свойств человека, с изначальной иерархией потребностей, планом и способом действий, включаясь в самые различные виды деятельности, постоянно трансформируется и образует, независимо от содержания самой деятельности, обобщенную качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или формально-динамических свойств индивидуального поведения. Таким образом, темперамент - это особая психобиологическия категория, охватывающая обобщенные формально-динамические аспекты поведения человека (Русалов В.М., 1985, 1991).

Именно благодаря работам Мерлина B.C., а также все более широкому применению принципов и методов системного подхода (Ломов Б.Ф., 1984) стала очевидной необходимость детальной разработки проблемы темперамента и его места в структуре интегральной индивидуальности (Русалов В.М., 1996). Таким образом, проблема темперамента, которая традиционно являлась одной из ключевых в психологии индивидуальных различий, выделилась в относительно самостоятельный предмет исследований, что привело к созданию специальной теории индивидуальности, рассматривающей систему формально-динамических свойств психики в качестве основного источника индивидуально-психологических различий.

Использование функционально-системной концепции П.К.Анохина (Анохин П.К., 1968, 1975) позволило, с одной стороны, выйти из тупика проблемы общих свойств нервной системы, раскрыв соотношение между частными и общими свойствами. Общие свойства нервной системы - это функционально-системные свойства, отражающие интегративную деятельность всего мозга, а частные свойства - это свойства разных структур мозга, в том числе и анализаторов, и передних отделов мозга. С другой стороны, использование модели П.К. Анохина позволило теоретически обосновать количество первичных, эволюционно целесообразных важнейших параметров темперамента и раскрыть механизм их функционирования.

Разрабатывая принципы специальной теории индивидуальности, В.М.Русалов выдвигает ряд основных положений. В соответствии с первым из них, только формально-динамические свойства психики могут быть соотнесены с биологическими свойствами, т.е. именно система формально-динамических характеристик является тем опосредующим звеном, через которое осуществляется взаимодействие биологически и социально обусловленных свойств человека.

Обобщая выдвинутые положения, автор определяет набор необходимых и достаточных требований, которым должно отвечать то или иное психическое свойство, входящее в структуру темперамента. К темпераменту следует относить только такое психологическое свойство, которое: не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. отражает функциональный аспект деятельности; характеризует индивидуально характерную, типичную для индивида меру динамического напряжения отношений его к миру, людям, себе, деятельности; является универсальной и проявляется во всех сферах деятельности; может проявляться уже в детстве; устойчиво в течение длительного периода жизни человека; высоко коррелирует со свойствами нервной системы и других биологических подсистем; является наследуемым.

Таким образом, типологические свойства нервной системы, создавая, с одной стороны, неповторимую индивидуальность личности и являясь природной основой темперамента, характера, способностей, с другой стороны, подвергаясь негативному воздействию дизэмбриогенеза и дизонтогенеза, способствуют аномальной изменчивости высшей нервной деятельности и личности, формируя конституционально-континуальное пространство.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.