Возрастные изменения высшей нервной деятельности

Самыми ранними проявлениями ВНД у человека являют­ся проприоцептивные условные рефлексы.

Уже с первых дней после рождения у ребенка начинают образовываться натуральные условные рефлексы. В недельном возрасте вырабатываются двигательные пищевые рефлексы на условный раздражитель, состоящий из комплекса кожных, проприоцептивных и вестибулярных раздражений, возникаю­щих у ребенка в положении для кормления. Искусственные условные рефлексы (мигательные, сосательные) на непосред­ственные раздражители начинают вырабатываться у ребенка со второй недели жизни. Образуются они медленно. В отчет­ливой и более или менее постоянной форме условные рефлек­сы начинают проявляться на втором, а иногда на третьем-четвертом месяце жизни. Сравнительно рано вырабатываются условные пищевые рефлексы на вкусовые и запаховые раздра­жители (в конце первого или в начале второго месяца жизни), а также на вестибулярные раздражители, например, на пока­чивание (появляются на второй-четвертой неделе, упрочива­ются на втором месяце).

В первые полгода развиваются различные формы торможе­ния условных рефлексов, к одному году у ребенка уже выраба­тывается много условных рефлексов, и положительных, и тор­мозных. Постепенно слово приобретает значение самостоя­тельного сигнала. Одновременно с развитием речи образуются условные рефлексы на отношения. Овладение действиями и предметами оказывает решающее влияние и на формирование речевых обобщений. На 2-м и 3-м году поведение отличается настойчивой исследовательской деятельностью, вырабатывает­ся большое количество стереотипов. Системы условных свя­зей, созданные в это время, отличаются особой прочностью и сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни. В 5—6 лет дети способны сосредоточивать внимание в течение 15—20 минут, формируются механизмы внутреннего торможе­ния, увеличиваются сила и подвижность нервных процессов, возрастает функциональное значение второй сигнальной си­стемы.

В 6—7 лет ребенок обретает способность к абстрагирова­нию. К 10 годам за счет повышения устойчивости доминанты увеличивается продолжительность активного внимания до 20— 25 минут, отчетливо проявляются типы ВНД, хотя окончатель­ное формирование типа завершается только после полного со­зревания нервной системы. До 10 лет у детей еще преобладает активность правого полушария, даже при усвоении словесной информации. В течение препубертатного периода, особенно в возрасте 10—11 лет, отмечается общее повышение возбудимости ЦНС при одновременном ослаблении тормозных процес­сов. Особенно страдает дифференцировочное торможение. В по­ведении преобладают признаки психической неуравновешен­ности.

После 12 лет формируется свойственная взрослому чело­веку пространственно-временная организация корковых про­цессов. При этом активно включаются в деятельность лобные отделы, играющие ведущую роль в установлении системы межцентральной интеграции. В старшем школьном возрасте (после 15 лет) снова упорядочиваются взаимоотношения коры и подкорки, усиливаются тормозные процессы. Внимание ста­новится все более избирательным, зависящим от направлен­ности интересов. Идет интенсивное формирование интеллек­та, оптимум которого приходится на возраст 19-20 лет.

Интенсивность интеллектуальных функций человека зави­сит от двух основных факторов: внутреннего (одаренность) и внешнего (образование). Постоянная умственная деятельность замедляет инволюционные процессы в коре головного мозга. У взрослых типологические особенности ВИД отличаются большой вариативностью. До 50 лет отношения между сиг­нальными системами наиболее устойчивы с четким преоблада­нием второй сигнальной системы. Имеются половые различия в характере ВНД - женщины отличаются большей скоростью замыкания положительных связей, мужчины - большей ско­ростью выработки дифференцировок. Считается, что вербально-психические функции возрастают в зрелом возрасте, дости­гая максимума к 40 годам, и начинают снижаться после 60 лет. В этом возрасте затруднено длительное удержание доминанты, начинают нарушаться процессы сосредоточения и концентра­ции внимания. Показатели памяти, достигающие максималь­ных значений в 20—25 лет, сохраняются на этом уровне при­близительно до 50 лет, а затем постепенно ухудшаются, причем преимущественно страдает память на текущие события. Одна­ко ослабление механического запоминания, как правило, ком­пенсируется сохранением и развитием логической памяти, по­вышением мотивации. Долго поддерживается на высоком уровне память профессиональная, особенно у людей творче­ского труда. Например, Л.Н. Толстой имел прекрасную память до конца жизни, прожив 82 года; И.П. Павлов обладал высокой умственной работоспособностью и отличной памятью в 86 лет.

Условно-рефлекторная деятельность человека в возрасте до 65—70 лет может не иметь существенных отличий от моло­дых. Лишь после 70 лет отмечаются непрочность и непостоян­ство новых условных рефлексов, тогда как старые, давно обра­зованные рефлексы достаточно стабильны. В это время в связи с изменением интегративной деятельности нервной системы медленнее образуются условные рефлексы, снижаются под­вижность, сила, концентрация и устойчивость нервных про­цессов, особенно — тормозных. Основным фактором перечис­ленных изменений прежде всего является снижение тонуса коры больших полушарий. Этим объясняется уменьшение фи­зической и психической активности, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, снижение мнестической дея­тельности (приема, хранения и воспроизведения информа­ции), усиление процессов забывания.

Рассеянность внимания в старческом возрасте И.П. Пав­лов считал следствием выраженной отрицательной индукции. Ослаблением тормозных процессов могут быть объяснены эмоциональная неустойчивость, раздражительность, повышен­ная разговорчивость. Особенно велики у старых людей инди­видуальные различия в состоянии интеллекта. Снижение ин­теллектуальных функций сопровождается ухудшением наход­чивости, воображения и изобретательности, снижением абст­рактного анализа, сложных мыслительных операций. Однако пожилые люди легко решают некоторые проблемы на основе жизненного опыта, знаний, большого объема накопленной информации и словарного запаса. Активная жизненная пози­ция человека, систематический умственный и физический труд существенно отодвигают и уменьшают все геронтологические проблемы [11].

| следующая лекция ==>
Развитие центральной нервной системы и нервной регуляции функций | Возрастные изменения эндокринной системы

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Изучение процессов старения называется геронтологией. Для процессов старения характерным является гетерогенность, что выражается в разновременности начала, разной скорости развития, различной направленности изменений в различных органах. Причем эти изменения начинают развиваться не всегда в одних и тех же органах. У одних людей в первую очередь они затрагивают различные структуры ЦНС, у других – эндокринную систему, у третьих – систему кровообращения. Совершенно очевидно, что это неизбежно должно привести к разнообразным вариантам течения старения у конкретного человека на фоне некоторых общих, фундаментальных механизмов этого процесса.

Наиболее типичным изменением структуры различных органов, развивающимся при старении, является постепенное уменьшение клеточного состава их. При этом оставшиеся клетки вынуждены компенсировать недостающие, и в них можно обна­ружить явления, характеризующие гипертрофию клеток в целом или отдельных структурных элементов их.

Изменения при старении возникают в различных структурах клетки – ядре, митохондриях, эндоплазматическом ретикулуме, мембранах. Особое влияние на изменения клеток оказывают перестройки мембранных структур клеток. В мембранах нарушается соотношение различных липидных компонентов, что изменяет подвижность и активность рецепторов, ионных каналов и насосов, связанных с ними ферментов, вторичных посредников.

После 50-60 лет суммарная потеря нейронов может достигать 1,4% в год. Но изменения в различных отделах ЦНС происходят неравномерно, и в ряде областей они более выражены, в других – едва заметны. И, к примеру, к 80 годам количество нейронов в спинномозговых ганглиях уменьшается на 30%, а в ряде подкорковых нервных центров, мозжечке они еще более выражены. В коре головного мозга наибольшая убыль нейронов отмечается в верхней височной извилине, в то время как в постцентральной – потери менее значительны. Результатом уменьшения коры больших полушарий является расширение и углубление борозд, сужение извилин.

Вместе с тем во многих нейронах можно обнаружить адаптационные изменения, направленные на сохранение функциональной активности. В этих нейронах об интенсификации обменных процессов свидетельствует увеличение объема ядер, ядрышек, усложнение контуров ядра, увеличение и расширение ядерных пор, развитие эндоплазматической сети, обилие рибосом, гиперплазия комплекса Гольджи, гипертрофия митохондрий и активация ферментов их. На это же направлена активация метаболизма в разрастающихся нейроглиальных структурах.

В большинстве сохраняющихся нейронов мембранный потенциал остается на прежнем уровне, хотя в некоторых нейронах он может несколько снижаться. Одна­ко в целом в нейронах снижаются функциональные возможности, что особенно на­глядно проявляется, когда необходима максимальная их активность. Показателем этого является существенное снижение лабильности, то есть способности к воспро­изведению максимальной частоты импульсов.

Изменения интеллектуальных процессов. Нужно иметь в виду, что, несмотря на указанные выше изменения, у пожилых людей далеко не всегда (конечно, если отсутствуют патологические нарушения самих нейронов или кровеносных сосудов) снижаются интеллектуальные способности. А изменения отдельных процессов, о которых речь пойдет ниже, тоже выражены у различных людей неодинаково.

Состояние эмоциональной сферы. В лимбической системе также происходят существенные изменения. Так, в гиппокампе при старении уменьшается число нейронов, снижается плотность синапсов. Функции гиппокампа модулируются аминоспецифическими структурами, к медиаторам которых уменьшается чувствительность гиппокампа. При старении в септальных отделах, регулирующих активность гиппокампа, уменьшается число клеток со спонтанной активностью, снижается частота их разрядов. Снижение функциональной активности нейронов медиального ядра перегородки, вероятно, является одной из причин того, что при старении значительно легче возникают отрицательные эмоции, к тому же след положительных стирается очень быстро. Неравномерность изменений, возникающих в лимбической системе, приводит к тому, что создаются предпосылки для дискоординации ее, что имеет последствия для различных видов поведения, памяти, мотиваций. Меняется и вегетативное обеспечение эмоций и указанных реакций. С возрастом изменяются и корково-подкорковые взаимоотношения. И, к примеру, ослабление тормозящего влияния коры на лимбическую систему приводит к неустойчивости настроения, вспыльчивости, эмоциональной неадекватности в оценке реальной действительности.

Возрастные изменения афферентации затрагивают и подкорковый коллектор сенсорных путей – таламус. Здесь снижается способность усваивать ритм раздражения, снижается активность тормозных механизмов, блокирующих поступление части информации в кору больших полушарий. В результате страдает обработка и отбор нужной информации, а это приводит к неадекватным реакциям на раздражитель.


Психофизиологическая эволюция человека в геронтогенезе

В механизме возрастных изменений функциональной активности психической деятельности большое значение имеет динамика основных нервных процессов при старении. Первые исследования в этом направлении были начаты еще Павловым и его сотрудниками.

Изучение условной и безусловнорефлекторной деятельности свидетельствовало об ослаблении реактивности коры больших полушарий у старых животных, вследствие чего они были не способны выдерживать сложную систему раздражителей и адекватно реагировали только на стереотип, состоящий из двух раздражителей, а в дальнейшем и эта задача становилась для них непосильной (Тонких, 1912; Андреев, 1926; Соловейчик, 1938). Особенно трудно вырабатывались разные виды тормозных условных рефлексов.

Тормозный процесс, особенно корковое внутреннее торможение, страдал раньше и в большей степени, чем раздражительный, что, согласно Павлову (1938), объясняется его большей лабильностью и филогенетически более поздним развитием. Характерной чертой высшей нервной деятельности старых животных явились также ослабление подвижности нервных процессов в коре головного мозга, развитие инертности как раздражительного, так и тормозного процессов.

Все это ведет к снижению величины условных рефлексов и трудности их выработки (Подкопаев, 1938; Федоров, 1951). Закономерности условнорефлекторной деятельности, полученные в эксперименте, нашли свое подтверждение и при обследовании людей пожилого и старческого возраста (Михайлова-Лукашева, 1968). Применение двигательных методик показало, что в первую очередь ослабевает процесс внутреннего торможения: дифференцировки вырабатываются с трудом и остаются непрочными.

В словесном эксперименте слабость внутреннего торможения проявилась невозможностью следовать инструкции, отвечать одним словом при правильном понимании поставленной задачи. Наряду с этим отмечена (Греков, 1968) высокая сохранность смысловой структуры речи, что указывает на значительную стойкость и усиление роли второй сигнальной системы в условнорефлекторной деятельности человека с возрастом.

Одна из важных особенностей изменений основных физиологических процессов в коре головного мозга — снижение функциональной подвижности, Трошихин и сотр. (1978) показали, что если средний показатель функциональной подвижности (методика Хильченко с применением словесных раздражителей) в 20—24 года принять за 100%, то этот показатель в группе 50—59 лет составляет 84%, 60—69 лет — 80.5%, 70—79 лет — 69%, а в группе 80—90 лет — всего 60%.

Эти данные нашли подтверждение в эксперименте (Танин, 1970), показавшем ослабление влияния восходящей и нисходящей систем ретикулярной формации ствола мозга и изменение характера регуляции кортикальных влияний в связи с собственными структурно-функциональными сдвигами.

В старости падает работоспособность нервных клеток. Фольборт и Семернина (1940) выявили отставание процессов восстановления от процессов истощения. Ослабление положительного влияния торможения на течение восстановительных процессов приводит к снижению работоспособности клеточных элементов.

В ходе старения изменяется течение возбудительного и тормозного процессов в нервных клетках.

Сдвиги в энергетике нейрона, в активном транспорте ионов, в состоянии клеточной мембраны приводят к увеличению периода реполяризации, к большей длительности потенциала действия, к снижению лабильности нейрона.

Клеточный механизм развития торможения связан с гиперполяризацией мембраны, с ростом порога возбудимости клетки. Процесс гиперполяризации в свою очередь связан не только со сдвигами в процессе генерации энергии клеткой, но и с изменениями биосинтеза белка (Фролькис, 1978).

Число таких пауз — перерывов растет в каждом последующем десятилетии от 8+0.8 в 20—29 лет до 42.5+5 в возрасте 90 лет и старше. Это снижение имеет как бы двухфазный характер, оптимум которого приходится на период пятого и второй половины восьмого десятилетия. Установлено также, что в процессе тренировок у лиц всех возрастных групп происходит повышение лабильности нервных элементов рабочей структурно-динамической системы.

В работах, относящихся к 30—50-м годам, явно преобладала тенденция к утверждению негативных проявлений в психофизиологических, интеллектуальных и личностных характеристиках стареющего человека.

Указывалось на прогрессирующее снижение почти всех способностей человека после 18—25 лет. Возрастная динамика психической деятельности сравнивалась с развитием деменции, и отличие от последней усматривалось в основном в темпе и степени выраженности этих изменений.

Они показывают, что при старении происходит постоянное сочетание возрастных изменений с приспособительными механизмами интеллектуальных процессов, обеспечивающих стабилизацию психической деятельности на новом уровне. Разноречивость мнений в отношении интеллектуальных функций при старении во многом определяется методическим уровнем и методологическим подходом.

Трудности, возникающие при изучении умственных способностей и возможностей (capacity a. ability) пожилых и старых людей, прежде всего обусловлены тем, что большинство тестов разработано для лиц молодого возраста, и поэтому эти тесты часто не соответствуют установкам и интересам лиц старшего поколения, возрастным физиологическим изменениям их сенсорных систем (в частности, зрения, слуха) и т. п.

Обзор литературы (Маньковский, Минц, 1972; Fozard, 1972; Botwinick, 1978) позволяет сделать вывод о том, что степень выраженности возрастных изменений функциональной активности психической деятельности зависит от предъявляемых задач.

И наоборот, наиболее сохранными и стабильными по отношению к возрастному фактору являются задачи, построенные на использовании опыта, в частности приобретенного запаса слов, прочно усвоенных арифметических знаний, накопленной в течение жизни информации, т. е. опыта; на выделении существенного, определении сходства и т. п.

Вербальный интеллект отличается большей стабилизацией, чем невербальный. Снижение невербальных функций, включающих в себя перцептуально-моторные и скоростные процессы, начинается в возрасте 30—35 лет, в то время как вербальнологические функции с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40—45 лет.

Шоемфельдт и Овенс (Schoemfeldt, Owens, 1966), обследуя людей умственного труда, получили картину стационарного состояния интеллекта в возрастном диапазоне 18—60 лет. Лонгитудинальное исследование, проведенное на людях в 20—30 лет, а затем повторенное спустя 35—40 лет, также не выявило снижения интеллектуальных способностей (Gilbert, 1973).

В возрасте старше 60 лет за десятилетний промежуток времени констатировано снижение оценок по шкале Векслера на 2.6 в 60—69 лет и на 7.3 — в 70—79 лет, причем в седьмом десятилетии снижение оценок шло в основном за счет невербальных, моторных реакций, а в восьмом десятилетии снижение одинаково касалось как вербальных, так и невербальных функций (Eisdorfer, Wilkie, 1973). В старческом возрасте наступает уже общее, а не дифференцированное снижение психических процессов (Blum et al., 1972; Jarvik, 1973).

Приведенные данное согласуются с результатами, полученными при иссдедовании условнорефлекторной деятельности при старении. Михайлова-Лукашева (1968) показала, что у практически здоровых людей 60—65 лет по сравнению с молодыми не было обнаружено существенных изменений: в возрасте 67—70 лет уже отмечалась недостаточная концентрация нервных процессов, преобладание процессов торможения, особенно во второй сигнальной системе, при растормаживании дифференцировок и увеличении латентного периода в словесно ответной реакции.

У обследуемых старше 75 лет наблюдались четкие изменения как силы, так и подвижности и уравновешенности основных нервных процессов. В программе Американской психологической ассоциации, изучающей проблемы старения, говорится, что в большинстве случаев радение интеллектуальных способностей, наблюдаемое среди пожилых людей, можно отнести за счет слабого здоровья, экономических трудностей, социальной изоляции, низкого образования или других переменных величин, не связанных непосредственно с процессом старения.

Такой подход к оценке, причин, ведущих к снижению интеллектуальной деятельности, предполагает, что там, где имеются выраженные негативные сдвиги в интеллекте индивидуума, нельзя относить их просто за счет старения, а нужно искать причину внутри или вне организма.

Имеется умного фактов, свидетельствующих о зависимости состояния интеллектуальной активности от соматического здоровья (Reimanis, Green, 1971). Резкое падение оценок в основном по вербальным тестам, особенно у людей моложе 60 лет, расценивается как неблагоприятный признак в отношении прогноза жизни, как терминальное снижение (Riegel, Riegel, 1972).

Среди факторов, усиливающих или тормозящих ход онтогенетической эволюции интеллектуальных функций, важнейшее значение имеет степень активности человека, его жизненный путь, совершенствование профессиональной и познавательной деятельности.

В этих условиях пик функционального развития специализированных функций может совпадать с начавшимся снижением общих свойств этих функций, например когда все возрастающий объем и совершенствование профессиональной памяти совмещаются с общим снижением мнемической функции. Проблема памяти и ее возрастных изменений занимает значительное место в литературе по психологии старения. Жалобы на ослабление памяти являются одним из наиболее частых симптомов старческого возраста.

При физиологическом старении и ослаблении памяти обнаруживаются несомненные общие закономерности, сформулированные еще Рибо. Страдают память на недавние события, фиксация свежих впечатлений и селективная репродукция. Отмечено, что снижение различных функций памяти в процессе старения идет неодинаково.

Так, в пробе на заучивание слов или чисел успешность запоминания падает медленнее, чем его продуктивность. По данным теста Мучника—Смирнова, показатель кратковременной памяти, а также объем непосредственной памяти ухудшаются медленнее, чем оперативная память. Забывание больше всего проявляется там, где материал не организован по смыслу.

В логико-смысловой памяти нарушения мнестической деятельности прежде всего касаются запоминания наиболее сложных и реже употребляемых логико-смысловых структур. Установлено, что основными причинами нарушений кратковременной памяти при старении являются повышенная тормозимость следов побочными интерферирующими воздействиями и инертность следа, что указывает на изменения процессов корковой нейродинамики.

Память на прошлое, сохранение условнорефлекторных систем, упроченных в течение жизни, снижается только в глубоко старческом возрасте и, можно полагать, обусловлена структурно-функциональными изменениями кортикальной деятельности (Литовченко, Машек, 1971; Маньковский, Минц, 1972).

Выраженность возрастного снижения памяти зависит от степени ее тренированности в течение жизни; кроме того, оптимизация памяти в старости достигается включением большего количества анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного) в организацию процесса запоминания, смысловой организацией, установлением различных логических опор и эмоциональной значимости материала, а также более медленным, чем в молодые годы, темпом восприятия информации.

Установлено, что при неудовлетворительных результатах многих опытов речь идет только о снижении скорости умственной работы без заметного снижения ее уровня. Поэтому не все согласны с тем, чтобы тесты, включающие в себя перцептуально-моторные функции и скоростные реакции, расценивались как интеллект.

Увеличение времени реакции с возрастом рассматривается как наиболее общий и универсальный признак старения (Birren, 1964). В замедлении темпа психической деятельности имеют значение не столько периферические факторы, т. е. задержка импульса в афферентных и эфферентных путях периферической нервной системы, сколько формирование реакции в центральном интегративном аппарате мозга.

Данные зрительно-моторной реакции на одиночный и дифференцировоч-ный раздражитель показали, что тенденция к увеличению времени реакции (BP) с возрастом происходит как за счет снижения восприятия, так и за счет моторной ригидности.

Н.И. Аринчин, И.А. Аршавский, Г.Д. Бердышев, Н.С. Верхратский, В.М. Дильман, А.И. Зотин, Н.Б. Маньковский, В.Н. Никитин, Б.В. Пугач, В.В. Фролькис, Д.Ф. Чеботарев, Н.М. Эмануэль

Меню навигации

  • Книги о мозге
  • Карта сайта
  • Основные метки записей сайта
  • Информация для посетителей
  • Нервная система
    • Центральная нервная система (ЦНС)
    • Вегетативная нервная система
      • Симпатическая нервная система
      • Парасимпатическая нервная система
      • Энтеральная нервная система
        • Мейсснерово сплетение
        • Ауэрбахово сплетение
    • Эндокринная система
    • Иммунная система
  • Болезни головного мозга
    • Опухоль головного мозга
      • Диагностика опухоли головного мозга
      • Лечение опухоли головного мозга
        • Лучевая терапия (радиотерапия)
        • Химиотерапия
    • Рассеянный склероз
      • Клинические проявления рассеянного склероза
      • Диагностика рассеянного склероза
      • Лечение рассеянного склероза
    • Атаксия
    • Инсульт
      • Виды инсульта
      • Клиническая картина инсульта
      • Диагностика инсульта
      • Первая помощь при инсульте
      • Лечение инсульта
    • Афазия. Классификация
    • Алалия
    • Апраксия
    • Акалькулия
    • Дизартрия
    • Гидранэнцефалия
    • Гидроцефалия
  • Методы исследования головного мозга
    • Реоэнцефалография
    • Пневмоэнцефалография
    • Ангиография
    • Электроэнцефалография (ЭЭГ)
  • Строение и функции мозга
    • Мозговой ствол
      • Ромбовидная ямка
    • Средний мозг
    • Мозжечок
      • Анатомия мозжечка человека
        • Кровоснабжение мозжечка
      • Гистология мозжечка
      • Нейрофизиология мозжечка
      • Симптоматика поражений мозжечка
      • Патологии мозжечка
        • Синдром Денди — Уокера
      • История изучения мозжечка
    • Экстрапирамидная система
      • Патологии и методы исследования экстрапирамидной системы
    • Пирамидная система
      • Патологии пирамидной системы и методы диагностики пирамидной недостаточности
      • Клетка Беца
    • Черепные нервы
      • Обонятельный нерв
  • Кровоснабжение головного мозга
  • Нейрон. Строение нервной клетки
    • Аксон
    • Дендрит
    • Синапс
    • Нервные волокна
    • Нервный импульс
    • Потенциал действия
    • Ганглий
    • Шванновские клетки
  • Мышление
    • Высшие психические функции (ВПФ)
    • Типология мышления
      • Абстрактно-логическое мышление
      • Атактическое мышление
      • Визуальное мышление
      • Дивергентное мышление
      • Логическое мышление
      • Наглядно-образное мышление
      • Позитивное мышление
      • Раздельное мышление
      • Комбинаторное мышление
  • Воображение
  • Творчество
  • Каталог медицинских сайтов
    • Пища для ума
    • Интерес и знания
    • Чего можно добиться с помощью положительного подкрепления
    • Механический запуск для умственного двигателя
    • Рефлекс дознания
    • Асимметрии в онтогенезе
    • Запечатление - удержание
    • Установка
    • Тело
    • Первая перинатальная матрица (БПМ-I)



  • Возрастные особенности деятельности мозга у человека в период зрелости изучены сравнительно мало. Наиболее систематические исследования касаются изучения типологических свойств нервной системы.

    Довольно большое количество исследований посвящено изучению взаимодействия сигнальных систем у взрослого человека. Показано большое влияние слове6сных воздействий на ориентировочные и двигательные условные рефлексы. Если непосредственному раздражителю с помощью словесной инструкции придается сигнальное значение, то это приводит к понижению порогов и укорочению латентных периодов компонентов ориентировочного рефлекса, что свидетельствует о повышении возбудимости соответствующих отделов центральной нервной системы. Интересно, что в настоящее время ряд американских психологов обращаются к условнорефлекторным методикам для определения функционального уровня деятельности мозга.

    Человек в пожилом возрасте

    Павлов живо интересовался проблемой изменений высшей нервной деятельности у человека при старении, сопоставляя данные отдельных клинических наблюдений, иногда из самонаблюдений, с результатами, полученными на животных. Он считал, что при наступлении старости происходит ослабление основных нервных процессов, особенно тормозного, а также уменьшение их подвижности, развивается инертность процесса. Характерным для старости ослабление процесса торможения Павлов объяснял старческую болтливость и фантастичность.

    У лиц пожилого возраста тормозятся мигательные условные рефлексы при относительно большей сохранности речевых реакций. В глубокой старости имели место обратные отношения. Систематическое применение словесных и непосредственных раздражителей с отдыхом в 1-2 дня способствовало улучшению функций обеих сигнальных систем.

    В процессе старения наблюдалось не только нарушение комплексного реагирования, но и изменение свойств нервных процессов. У людей в возрасте от 60-90 лет вырабатывали двигательные условные рефлексы при электрокожном подкреплении.

    При двусторонней переделке сигнальных значений ассоциированной пары условных раздражители на обратные выявилась особенная трудность переделки положительного условного рефлекса в тормозный. Все это говорит об инертности и ослаблении раздражительного процесса в старости.

    Исследование подвижности нервных процессов речевой системы показало, что при эксперименте удлинение латентных периодов (до 2 – 6 сек.) словесных реакций часто сопровождалось повторными ответами. Объективно регистрируемые движение нижней челюсти не прекращались сразу после словесного ответа, как у более молодых испытуемых, а продолжались в течение нескольких секунд после нее, что указывает на инертность раздражительного процесса в речедвигательном анализаторе.

    У ряда исследуемых лиц старческого возраста интерес к окружающей действительности преобладает над другими безусловными рефлексами, а речевая деятельность сохраняет ведущее значение. Вегетативные нарушения у лиц старческого возраста в виде сосудистой ареактивности, изменения дыхания, принимающего волнообразный характер, зависит, видимо, от ослабления регулирующей функции коры больших полушарий головного мозга.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.