Введение в изучение нервной системы

Чудина Н.А., ЧУДИНА Ю.А.

Анатомия нервной системы человека

Пособие для студентов-психологов

Конспект лекций

МОСКВА

Издательство Российского университета дружбы народов


Оглавление
Тема 1. Введение в анатомию центральной нервной системы….
Тема 2. Строение нервной ткани. Нервные элементы…………….
Тема 3. Строение спинного мозга…………………………………..
Тема 4. Строение рефлекторной дуги, типы рефлексов…………..
Тема 5. Ромбовидный мозг: строение продолговатого и заднего мозга……………………………………………………….
Тема 6. Строение и функции среднего мозга…………………….
Тема 7. Лимбическая система (строение и функциональное значение)…………………………………………………..
Тема 8. Передний мозг (большие полушария, белое и серое вещество больших полушарий)………………………….
Тема 9. Типы организации нейронов головного и спинного мозга (сетевидная, корковая, ядерная)…………………..
Тема 10. Черепные нервы, расположение, состав и функции…….
Тема 11. Спинномозговые нервы………………………………….
Тема 12. Строение вегетативной нервной системы……………….
Тема 13. Проводящие пути спинного и головного мозга…………
Тема 14. Образование и формирование нервной системы в филогенезе и онтогенезе………………………………….
Тема 15. Вспомогательные элементы нервной ткани (нейроглия оболочки мозга, сосудистые элементы)…………………
Тема 16. Строение и функции анализаторов. Распределение функций в коре……………………………………………
Тема 17. Строение органа зрения, слуха и равновесия…………
Указатель терминов………………………………………………….
Литература………………………………………………………….

Тема 1. Введение в анатомию центральной нервной системы

Анатомия – как наука. Что изучает анатомия ЦНС. Представления о нервной системе.

В биологии различают два основных раздела: морфологию и физиологию. Морфология изучает форму и строение, а физиология - жизнедеятельность и функции живых организмов. Анатомия является частью морфологии. Анатомия человека –это наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его органов и систем.

Иерархия структурной организации человеческого тела.

Анатомия нервной системы является разделом анатомии человека. Анатомия нервной системы изучает строение и функции нервной системы. Нервная система - это система, которая управляет деятельностью различных органов и систем, составляющих целостный организм, осуществляет его связь с внешней средой, координирует процессы, протекающие в организме в зависимости от состояния внешней и внутренней среды.

Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Функции ЦНС.

Нервная система выполняет следующие функции:

1. Осуществляет регуляцию функций органов и систем органов организма;

2. Координирует деятельность всех органов и систем в зависимости от условий внутренней и внешней среды;

3. Обеспечивает взаимодействие с окружающей средой по адаптивному принципу (приспособление);

4. Контролирует внутриутробное развитие плода. Нервная система максимально экономно расходует энергию организма матери для благоприятного развития плода.

Функции неотрывно связаны со структурой, и исходя из принципа единства структуры и функций, для того, чтобы понять функцию необходимо изучить структуру.

Основные анатомические понятия и термины.

Анатомы пользуются обозначением перпендикулярных плоскостей, которые делят тело человека по толщине, высоте и длине. Выделяют три такие плоскости:

1.Сагиттальная плоскость - разделяет тело в вертикальном направлении на правую и левую части. Если данная плоскость проходит строго по середине, то ее называют медиальной [medialis] плоскостью, а части тела, расположенные справа и слева - латеральными [lateralis] (боковыми).

2.Фронтальная плоскость - делит тело на брюшную (вентральную) и спинную (дорсальную) части, то есть на переднюю [anterior] и заднюю [posterior] части. Фронтальные плоскости расположены параллельно лбу.

3.Трансверзальная плоскость - поперечная, горизонтальная плоскость разделяет тело на верхнюю [superior] (краниальную) и нижнюю [inferior] (каудальную) части.

Также различают наружные[externus] и внутренние[internus] части.

Методы исследования анатомии НС.

Метод расчленения – самый древний метод, используется для изучения строения тела человека и отдельных его органов и тканей еще древними врачами и исследователями.

Метод наполнения полых органов –состоит в наполнении полых органов различными затвердевающими массами с последующим получением слепков. Эти слепки служат наглядными пособиями при изучении строения данных частей тела или мозга.

Метод антропометрии (морфометрия) – этот метод заключается в измерении тела человека и его частей. При сопоставлении полученных величин рассчитываются различные показатели, индексы, которые широко используются для определения типов телосложения, относительных размеров той или иной части тела.

Метод структурной томографии. Суть томографических методов исследования – получение срезов тела, в том числе мозга, искусственным путем. Для построения срезов используется либо послойное просвечивание рентгеновскими лучами, либо улавливание излучения от изотопов, предварительно введенных в мозг. Этот методов позволяет по множеству томографических изображений срезов органа восстановить его структуру.

Методом пластической реконструкции. С помощью данного метода можно изготовить объемные модели органа или его части из тонких восковых пластинок определенной толщины. Этот метод состоит в том, что орган сначала помещают в различные среды (формалин, спирт, хлороформ, толуол), затем помещают в парафин, нарезают и окрашивают.

Гистологические методы. Для изучения особенностей клеточного строения органов используют методы окрашивания отдельной клетки и ее частей (тела, отростков). Участок ткани окрашивают и замораживают, а затем изучают под микроскопом.

Классификации нервной системы. По расположению в нервной системе выделяют центральную и периферическую части. Центральная нервная система (ЦНС) включает спинной и головной мозг. Периферическая нервная система (ПНС) включает нервные узлы, нервы и нервные окончания (рецепторы и эффекторы).

В нервной системе по функциям различают соматическую и вегетативную части. Соматическая нервная система управляет и контролирует мышцы тела и конечностей (скелетные) и кожу. Вегетативная нервная система (ВНС) управляет и контролирует активность всех внутренних органов и обеспечивает обменные процессы в организме.

Нервная система. Вопросы по нервной системе. Экспресс контроль лекции по теме: Введение в неврологию.. Строение ЦНС, ПНС, нейроны, синапсы…

1. Функции нервной системы

1) Регуляции всех функций организма, а также обеспечивает целостность организма, интеграцию организма (взаимосвязь всех органов и систем).

2) Координация, согласует функции всех органов и систем, связь организма с внешней средой. В процессе эволюции нервная система в первую очередь возникла для связи с внешней средой.

3) Кора головного мозга является основой мышления. У животных образное мышление, у человека мысли в речевой оболочке.

4) Память – хранение информации.

2. Основные этапы эволюции нервной системы

Сначала — гуморальная регуляция — это способность некоторых клеток воспринимать раздражение и проводить импульсы. Затем:

• Сетевидная (диффузная) нервная система (гидра).

• Узловая нервная система. Нервные клетки стали концентрироваться и специализироваться, следовательно, начинается образование нервных узлов и нервов.

• Трубчатая нервная система (хордовые).

• Цефализация – появление головного мозга. Впервые — у низших рыб.

• Кортикализация – на поверхности полушарий большого мозга образуется кора.

Отличие человеческого мозга — речевые центры (сенсорный и моторный), развитие логического мышления. Лобные доли отвечают за развитие интеллекта.

3. Какие факторы обусловили формирование трубчатой нервной системы, цефализацию и кортикализацию?

• Трубчатая нервная система (хордовые). Возникла из-за усложнения двигательной активности.

• Цефализация – появление головного мозга. Впервые — у низших рыб (из-за формирования лидирующего переднего конца, там — органы чувств, это привело к усиленному развитию и появлению головного мозга).

• Кортикализация – на поверхности полушарий большого мозга образуется кора из-за изменения среды обитания (земноводные). У птиц меньше в сравнении с рептилиями.

4. По каким причинам и как осуществляется классификация нервной системы.

По топографии:

• ЦНС – находятся нервные центры.

• ПНС – 31 пара спинномозговых нервов + 12 пар черепных нервов (связь ЦНС с организмом).

По функции:

• соматическая (сознательная) — регуляция функций скелетной мускулатуры

• вегетативная (бессознательная) — регуляция функций внутренних органов, желез, ССС.

СНС и ВНС имеют:
— центры в головном мозге
— нервы в составе черепных нервов
— нервы в составе спинномозговых нервов.

5. Что такое нейрон? Его строение.

Нервная система состоит из нервной ткани. Ткань образуется нервными клетками – нейроны и нейроглии.

Нейрон структурно-функциональная единица нервной системы.

Составляет основу строения нервной системы и обеспечивает возбуждение и проведение.

Нейрон имеет:

• тело (нейролемма, нейроплазма, специфические органоиды). Содержит темный пигмент – меланин (нейроплазма) серого цвета.

а) Дендриты – древовидно ветвящиеся. Их может быть много. Импульс проводит к телу (центростремительно).

б) Аксон – осевой отросток. Есть только конечное ответвление. Импульс проводит от тела. (центробежно).

Отростки заключены в миелиновую оболочку белого цвета (продукт нейроглий).

6. Классификация нейронов по строению.

1) Одноотросчатые (униполярные) – от тела один отросток: палочки и колбочки сетчатки.

2) Двуотросчатые (биполярные) – в сетчатке.

3) Ложные одноотросчатые (псевдоуниполярные) – один отросток делится на дендрит и аксон. Чувствительные узлы спинномозговых и черепных нервов.

4) Многоотросчатые (мультиполярные).

5) Безотросчатые – стволовые нервные клетки эмбриона.

7. Классификация нейронов по функциям.

1) Чувствительные нейроны (афферентные).

  • псевдоуниполярные,
  • тела — в чувствительных узлах спинномозговых и черепных нервов,
  • дендриты на периферии — заканчиваются рецепторами (восприятие раздражения и преобразование в импульс),
  • дендриты проводят импульс центростремительно.

2) Двигательные нейроны (эфферентные).

  • мультиполярные,
  • тела — в двигательных ядрах спинномозговых и черепных нервов,
  • аксоны заканчиваются в мышцах,
  • аксон проводит импульс, происходит сокращение мышцы.

3) Вставочные нейроны (ассоциативные).

  • мультиполярные,
  • тела — в ядрах спинного мозга, ствола конечного мозга, коре,
  • обеспечение связи двух нейронов, тела вставочных нейронов
  • образуют нервные центры (кроме двигательных ядер)

4) Нейросекреторные нейроны – выработка гормонов и регуляция всех функций организма.

8. Узлы, ядра, кора: их сходство и отличия.

Скопление тел имеет три разновидности: узлы, ядра, кора.

Они отличаются по локализации:

  • Узлы – скопление тел на периферии в составе ПНС (за пределами ЦНС).
  • Ядра – скопление тел внутри головного и спинного мозга.
  • Кора – скопление тел на поверхности полушарий.

  • чувствительные,
  • вегетативные.

  • чувствительные,
  • вегетативные,
  • двигательные.

  • чувствительные зоны,
  • двигательные зоны,
  • ассоциативные поля.

9. Что такое нервное волокно. Как образуются нервы и проводящие пути, их назначение.

Скопление отростков образует белое вещество. Существует в виде проводящих путей и нервов.

Проводящие пути – скопление отростков внутри спинного и головного мозга. Связывают различные нервные центры друг с другом. Бывают чувствительными и двигательными.

Нервы – скопление отростков на периферии вне спинного и головного мозга.

Связывают нервные центры со всем организмом. По составу волокон нервы: двигательные, чувствительные, смешанные.

Нервные волокна — это скопление отростков нервных клеток, которые окружены оболочкой из олигодендроцитов (клетки Шванна).

10. На какие делятся по составу волокон нервы и проводящие пути.

• Нисходящие – двигательные нервы:

11. Что такое синапс? Его разновидности.

Синапсы — места контактов нейронов.

Виды (морфологические + функциональные контакты):

  • Аксосоматические,
  • Аксодендритические,
  • Аксоаксиальные,
  • Дендродендритические.

12. Что такое рефлекс? Что является его морфологическим субстратом?

Основа деятельности нервной системы — рефлекс. Это ответная реакция организма на раздражение.

Виды ответной реакции:

Морфологический субстрат рефлексов — рефлекторная дуга. Это цепь нейронов, контактирующих друг с другом в области синапсов.

По количеству нейронов дуги:

• Простые – два или три нейрона,

• Сложные – из большого количества.

13. Начертите схему 3-х нейронной рефлекторной дуги. Чем отличается от рефлекторной дуги рефлекторное кольцо?


В любой рефлекторной дуге есть обратная связь – образуется рефлекторное кольцо, это обеспечивает анализ полученных данных.

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

1.1. История анатомии ЦНС
1.2. Методы исследования в анатомии
1.3. Анатомическая терминология

Анатомия человека — наука, изучающая строение человеческого организма и закономерности развития этого строения.
Современная анатомия, являясь частью морфологии, не только исследует строение, но и старается объяснить принципы и закономерности формирования определенных структур. Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) является частью анатомии человека. Знание анатомии ЦНС необходимо для понимания связи психологических процессов с теми или иными морфологическими структурами как в норме, так и при патологии.

1.1. История анатомии ЦНС
Уже в первобытные времена существовало знание о расположении жизненно важных органов человека и животных, о чем свидетельствуют наскальные рисунки. В Древнем мире, особенно в Египте, в связи с мумификацией трупов, были описаны некоторые органы, но их функции представлялись не всегда правильно.

Анатомы эпохи Возрождения добились разрешения на проведение вскрытий. Благодаря этому были созданы анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Зачинателем этого титанического труда явился Леонардо да Винчи, а основоположником анатомии как самостоятельной науки— Андрей Везалий (1514-1564). Андрей Везалий изучал медицину в Сорбоннском университете и очень скоро осознал недостаточность существовавших тогда анатомических знаний для практической деятельности врача. Положение осложнялось запретом церкви на вскрытие трупов - единственный источник изучения человеческого тела в то время. Везалий, несмотря на реальную опасность со стороны инквизиции, систематически изучал строение человека и создал первый действительно научный атлас человеческого тела. Для этого ему приходилось тайком выкапывать свежезахоронеиные трупы казненных преступников и на них проводить свои исследования. При этом он разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена, чем заложил аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера. В своих трудах Везалий уделил основное внимание планомерному описанию всех органов человека, в результате чего ему удалось открыть и описать много новых анатомических фактов (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Рисунок вскрытого мозга из атласа Андрея Везалия (1543 г.):

За свою деятельность Андрей Везалий подвергся преследованию со стороны церкви, был отправлен на покаяние в Палестину, попал в кораблекрушение и умер на острове Занте в 1564 г.

После работ А. Везалия анатомия стала развиваться более быстрыми темпами, кроме того, церковь уже не так жестко преследовала вскрытие трупов врачами и анатомами. В результате изучение анатомии стало неотъемлемой частью подготовки врачей во всех университетах Европы (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Рембрандт Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Тульпа (конец XVII века):

Попытки связать анатомические структуры с психической деятельностью породили в конце XVIII века такую науку, как френология. Ее основатель, австрийский анатом Франц Галь, пытался доказать наличие жестко определенных связей между особенностью строения черепа и психическими особенностями людей. Однако спустя некоторое время объективные исследования показали необоснованность френологических утверждений (рис. 1.3).

Следующие открытия в области анатомии ЦНС были связаны с совершенствованием микроскопической техники. Сначала Август фон Валлер предложил свой метод валлеровской дегенерации, позволяющий прослеживать пути нервных волокон в организме человека, а затем открытие новых способов окрашивания нервных структур Э. Гольджи и С. Рамон-и-Кахалом позволило выяснить, что помимо нейронов в нервной системе существует еще огромное количество вспомогательных клеток — нейроглий.

Вспоминая историю анатомических исследований ЦНС, следует отметить, что такой выдающийся психолог, как Зигмунд Фрейд, начинал свою карьеру в медицине именно как невролог — т. е. исследователь анатомии нервной системы.

В России развитие анатомии было тесно связано с концепцией нервизма, провозглашающей преимущественное значение нервной системы в регулировании физиологических функций. В середине XIX века киевский анатом В. Бец (1834-1894) открыл в V слое коры головного мозга гигантские пирамидные клетки (клетки Беца) и выявил различие в клеточном составе разных участков мозговой коры. Тем самым он положил начало учению о цитоархитектонике мозговой коры.

Крупный вклад в анатомию головного и спинного мозга внес выдающийся невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев (1857-1927), который расширил учение о локализации функций в коре мозга, углубил рефлекторную теорию и создал анатомо-физиологическую базу для диагностики и понимания проявлений нервных болезней. Кроме того, В. М. Бехтерев открыл ряд мозговых центров и проводников.

В настоящее время фокус анатомических исследований нервной системы из макромира переместился в микромир. Ныне наиболее значительные открытия совершаются в области микроскопии не только отдельных клеток и их органоидов, но и на уровне отдельных биомакромолекул.

1.2. Методы исследования в анатомии
Все анатомические методы можно условно разделить на макроскопические, которые изучают весь организм целиком, системы органов, отдельные органы или их части, и на микроскопические, объектом которых являются ткани и клетки организма человека и клеточные органеллы. В последнем случае анатомические методы смыкаются с методами таких наук, как гистология (наука о тканях) и цитология (наука о клетке) (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Основные группы методов исследования морфологии ЦНС:

В свою очередь, макроскопические и микроскопические исследования состоят из набора различных методических приемов, позволяющих изучать различные аспекты морфологических образований в нервной системе в целом, в отдельных участках нервной ткани или даже в отдельном нейроне. Соответственно, можно выделить набор макроскопических (рис. 1.5) и микроскопических (рис. 1.6) методов исследования морфологии ЦНС

Рис. 1.5. Макроскопические методы исследования нервной системы:

Рис. 1.6. Микроскопические методы исследования нервной системы:

Так как задачей анатомического исследования (с точки зрения психологии) является выявление связей анатомических структур с психическими процессами, то к методам исследования морфологии (структуры) ЦНС можно подключить несколько методов из арсенала физиологии (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Общие методы для физиологии и анатомии ЦНС:


1.3. Анатомическая терминология
Для правильного представления о структурах головного и спинного мозга необходимо знать некоторые элементы анатомической номенклатуры.

Тело человека представлено в трех плоскостях, соответственно горизонтальной, сагиттальной и фронтальной.
Горизонтальная плоскость проходит, как следует из ее названия, параллельно горизонту, сагиттальная делит тело человека на две симметричные половины (правую и левую), фронтальная плоскость разделяет тело на переднюю и заднюю части.

В горизонтальной плоскости выделяют две оси. Если объект находится ближе к спине, то о нем говорят, что он расположен дорсально, если ближе к животу — вентрально. Если объект расположен ближе к средней линии, к плоскости симметрии человека, то о нем говорят как о расположенном медиально, если дальше — то латерально.

Во фронтальной плоскости также выделяют две оси: медио-латеральную и ростро-каудальную. Если объект расположен ближе к нижней части тела (у животных — к задней, или хвостовой), то о нем говорят как о каудальном, а если к верхней (ближе к голове) — то он расположен рострально.

В сагиттальной плоскости человека также выделяют две оси; ростро-каудальную и дорсо-вентральную. Таким образом, взаиморасположение любых анатомических объектов можно охарактеризовать их взаиморасположением в трех плоскостях и осях.

Второе высшее образование "психология" в формате MBA
предмет: Анатомия и эволюция нервной системы человека.
Методичка "Анатомия центральной нервной системы"

Openedu.ru


  • 12 недель
  • 3 зачётных единицы

Курс дает представление о базовых понятиях физиологии центральной нервной системы (ЦНС), достижениях и практической значимости этой области биологической науки.

Курс включает сведения о современных методах изучения ЦНС; информацию, характеризующую строение и свойства мозга человека и животных на различных уровнях организации (синаптическом, клеточном, нейросетей, макроструктурном).

В ходе курса слушатели узнают о вкладе нейронов, медиаторных систем, различных областей и структур ЦНС в реализацию физиологических и психологических процессов разной степени сложности в норме и при ряде нарушений (вегетативная и нейроэндокринная регуляция, организация движений, патологические процессы, формирование зависимостей и др.).В структуре курса можно выделить разделы и темы, посвященные:• общим вопросам физиологии ЦНС (базовые принципы электрической и синаптической активности нервных клеток);• функционированию важнейших нейромедиаторов, а также свойствам соединений, изменяющих состояние нейромедиаторных систем (введение в психофармакологию);• деятельности основных структур ЦНС (спинной мозг, средни мозг, гипоталамус, большие полушария и т.д.);

• работе ключевых функциональных блоков ЦНС (память, эмоции, потребности, принятие решений и др.).

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.

Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные развернутые ответы, подкрепленные примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.

Курс является общеобразовательным, требует лишь базовых биологических знаний и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.

Имеются в виду, прежде всего, студенты (бакалавры, магистры, специалисты), учебные планы которых включают дисциплины, связанные со строением и функционирование нервной системы – биологи, психологи, медики, педагоги и др.

Предлагаемые материалы будут полезны также преподавателям вузов и учителям биологии средних школ. Наконец, курс способен привлечь внимание всех, кто интересуется деятельностью мозга (и круг таких пользователей Интернета растет изо дня в день).

Тема 1. Нервная клетка. Цепи и сети нейронов ЦНС. Рефлекторная дуга. Краткая характеристика основных отделов ЦНС и их функций
Тема 2. Химический состав живых организмов. Структура и разнообразие белков. Внутреннее строение нейронов. Потенциал покоя нервных клеток.
Тема 3.

Потенциал действия нервных клеток, порог запуска и фазы. Свойства электрочувствительных Na+ и К+-каналов. Проведение ПД, роль глиальных клеток. Пейсмекеры; местные анестетики; электрические синапсы.
Тема 4. Химический синапс. Жизненный цикл медиатора: синтез, выброс в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами, инактивация.

Постсинапти-ческие потенциалы и запуск ПД. Вторичные посредники. Агонисты и антагонисты медиаторов.
Тема 5. Ацетилхолин (Ацх), его синтез. Никотиновые и мускариновые рецепторы, их антагонисты. Нервно-мышечный синапс. Роль Ацх в ВНС и ЦНС. Никотиновая зависимость. Ацх-эстераза и ее блокаторы.
Тема 6.

Норадреналин (NЕ), его синтез. Типы адренорецепторов, их агонисты и антагонисты. Симпатические эффекты NЕ (регуляция функций внутренних органов). NЕ в головном мозге: роль голубого пятна. NЕ, адреналин и реакция на стресс.
Тема 7. Глутаминовая кислота и ГАМК – главные медиаторы ЦНС: синтез, типы рецепторов, инактивация.

Нарушение баланса медиаторов-аминокислот как причина многих отклонений деятельности мозга. Ноотропы, транквилизаторы, снотворные и антиэпилептические препараты. СДВГ.
Тема 8. Дофамин: синтез, типы рецепторов. Черная субстанция; паркинсонизм и его лечение. Шизофрения и нейролептики. Психомоторные стимуляторы.

Серотонин: периферические и центральные эффекты. 5-НТ-рецепторы, их разнообразие и функции. МАО и антидепрессанты.
Тема 9. Глицин и гистамин – медиаторы ЦНС. Энкефалины и опиоиды. Вещество Р, другие регуляторные пептиды. Аденозин и кофеин. Каннабиноиды. Факторы роста нервов (нейротрофины), стволовые клетки нервной ткани. Мозг и алкоголь.

Тема 10. Продолговатый мозг и мост: дыхательный и сосудодвигательный центры; проведение вкусовых, слуховых и вестибулярных сигналов. Центры сна и бодрствования, стадии сна. Средний мозг и ориентировочный рефлекс. Экстрапирамидные тракты. Терморегуляторная функция гипоталамуса.
Тема 11.

Гипоталамус и гипофиз: нейроэндокринная регуляция. Либерины, статины, тропные гормоны. Влияние гормонов на функции ЦНС. Гипоталамус и миндалина: биологические потребности. Центры голода, жажды, полового и родительского поведения, страха, агрессии.
Тема 12. Центры подкрепления, прилежащее ядро.

Кора больших полушарий: механизмы обучения; гиппокамп. Миндалина, ассоциативная лобная кора, поясная извилина: запуск и оценка результатов поведения. Ассоциативная теменная кора: центры речи и мышления.

В результате освоения курса слушатели должны знать:

— функции основных структур ЦНС, в т.ч.

спинного мозга, мозжечка, таламуса и гипоталамуса, различных отделов коры больших полушарий;— свойства и роль в деятельности мозга главных групп медиаторов (аминокислот, ацетилхолина, моноаминов, регуляторных пептидов);— основные группы соединений с нейротропной активностью (транквилизаторы, анксиолитики, антидепрессанты и др.), механизмы их влияния на работу мозга;— строение и функционирование ЦНС на уровне синапсов (в т.ч. синаптическую основу процессов обучения);— основные электрические явления, обеспечивающие функционирование мозга (потенциалы покоя и действия, проведение ПД, постсинаптические потенциалы);— основные принципы работы вегетативной нервной системы (управление функциями внутренних органов) и нейроэндокринного взаимодействия;

— механизмы развития наиболее распространенных нейро- и психопатологий, способы диагностики и принципы лечения.

Анатомия ЦНС для психологов. Анатомическая терминология


Анатомия – это раздел морфологии, изучающий форму и строение отдельных органов и систем организма целом.

Анатомия ЦНС – это раздел науки, изучающий строение центральной нервной системы человека (головного и спинного мозга) на органном уровне.

Анатомия ЦНС изучает ряд вопросов, связанных с особенностями строения и физиологическими свойствами нейронов и нервной ткани, структуры межнейрональных связей, морфофункциональной организации отделов нервной системы, закономерностей дифференцировки и созревания нервной системы в онтогенезе.

Нервная система: функции, отделы, принцип работы

Сложно представить, что подобный предмет необходим для будущих психологов. Но это так. Многие расстройства, с которыми будут сталкиваться психологи, будут связаны с проблемами в организме, которые так или иначе связаны с мозгом и нервной системой. Чтобы лучше понимать подобные проблемы, очень важно знать, как и почему они возникают.

Вы изучаете проблемы не только внешне (если ребенок не может говорить, мы можем обратить внимание на его окружение и изучить ситуации, в которые он попадал, чтобы выявить причины подобного явления), но и внутренне (возможны нарушения определенных центов речи в мозге ребенка).

Психологи не врачи, но они должны знать симптомы и механизм подобных проблем, чтобы иметь возможность вовремя отправить клиента к нужному специалисту.

Предмет анатомии ЦНС – это структурная организация центральной нервной системы.

Анатомия ЦНС тесно связана с другими учебными дисциплинами, например, физиологией ЦНС, психофизиологией, нейрофизиологией, дифференциальной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, психофармакологией и др.

  • метод наблюдения;
  • метод экстирпации (удаления органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей);
  • метод поперечных перерезок (перерезают центральную нервную систему на различных уровнях);
  • метод раздражения (раздражение рецепторов или зоны центральной нервной системы для определения местоположения возбуждения и наблюдения за ответной реакцией);
  • метод условных рефлексов (методика выработки и изучения временных связей; включает методические приемы — экстирпацию и раздражение различных участков коры, регистрацию электрических явлений в коре, клинические наблюдения над больными с различными корковыми заболеваниями и т. д.).

Также в анатомии применяются следующие методы:

  • Вскрытия, распила (метод распиливания замороженных тел — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела);
  • Инъекции (инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.);
  • Коррозионный (метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований);
  • Микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.
    — рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;
    — соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;
    — антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
    — эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.

На этих терминах строится описание многих лекций и статей. Их нужно хорошо знать, чтобы определять положение разных органов в теле и уметь объясняться по данной тематике. Знание терминологии необходимо не только студентам-медикам, но и студентам-психологам, ведь они будут встречаться вам в анатомии ЦНС, психофизиологии, нейропсихологии, психогенетике и др.

Примеры высказываний с анатомической терминологией:

  • Дорсальная поверхность моста образует верхнюю часть ромбовидной ямки.
  • Рострально спинной мозг переходит в продолговатый мозг, верхняя граница лежит на уровне верхнего края I шейного позвонка, каудально — на уровне II поясничного позвонка.

Термины, описывающие положение относительно центра масс и продольной оси тела.

Абаксиальный (антоним: адаксиальный) — располагающийся дальше от оси.

Апикальный (антоним: базальный) — располагающийся у вершины.

Базальный — располагающийся у основания.

Дистальный (антоним: проксимальный) — дальний.

Латеральный (антоним: медиальный) — боковой, в сторону.

Медиальный — серединный, ближе к центру.

Термины, описывающие положение относительно основных частей тела.

Аборальный (антоним: адоральный) — располагающийся на противоположном рту полюсе тела.

Ростральный (адоральный, оральный) – носовой, ближе к голове или переднему концу тела, располагающийся вблизи рта.

Вентральный (антоним: дорсальный) — брюшной, к животу.

Дорсальный — спинной, к спине.

Каудальный (антоним: краниальный) — хвостовой, располагающийся ближе к хвосту (у животных) или к заднему концу тела.

Краниальный — головной, располагающийся ближе к голове или к переднему концу тела.

Основные плоскости и разрезы:

Сагиттальный (вертикальный) — разрез, идущий в плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на левую и правую части.

Парасагиттальный (горизонтальный) — разрез, идущий параллельно плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на кранильную и каудальную части.

Фронтальный — разрез, идущий вдоль передне-задней оси тела перпендикулярно сагиттальному. Разделяет тело на дорсальную и вентральную части.

Аксиальный (трансверзальный) – разрез, идущий в поперечной плоскости тела

Гомолатеральный, реже ипсилатеральный т.е. расположенный на той же стороне.

Контрлатеральный — расположенный на противоположной стороне.

Билатерально — расположение по обе стороны.

Верхний – соответствует понятию краниальный.

Нижний — понятию каудальный.

Передний – соответствует понятию вентральный.

Висцеральный (viscerus —внутренность) обозначают принадлежность и близкое расположение с каким-либо органом.

Париетальный (paries — стенка) значит имеющий отношение к какой-либо стенке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.