Высокочувствительная нервная система ребенка


Кто такие высокочувствительные дети, что делать, чтобы определить гиперчуствительныйваш ребенок или нет, а также, как ему почь.

Высокочувствительные дети рождаются со способностью замечать больше в окружающей их среде и глубоко размышлять обо всем, прежде чем действовать, они более чувствительны к внешним раздражителям, чем остальные, более эмпатичны, а также очень ранимы и раздражительны.

Высокая чувствительность - это врожденное свойство темперамента, качество, которое передается генетически и, как правило, сопровождает человека всю жизнь.

Как помочь высокочувствительному ребенку справиться со своими эмоциями и что для этого нужно делать, читайте в нашей статье.

Что такое высокая чувствительность

Высокочувствительный ребенок - это не диагноз и не изъян, а врожденное свойство темперамента. Это способность нервной системы человека воспринимать различные стимулы, поступающие извне, и реагировать на них.

Около 20% детей рождаются с предрасположенностью быть высокочувствительными.

Может показаться, что высокочувствительные дети - интроверты. Однако психолог Элейн Эйрон пришла к выводам, что интровертность - это не высокая чувствительность.

Только 70% из наблюдаемых действительно были интровертами, что легко объясняется их потребностью в снижении уровня раздражения.

Но все же остается еще 30% экстравертов. Чаще всего это дети из семей, где культивируются общение, социализация, поэтому многое зависит от атмосферы в семье.


Высокочувствительные дети: признаки

Признаки высокой чувствительности у ребенка:

  • частые перемены настроения,
  • тактильная сверхчувствительность (объятия, поглаживания, дотрагивания),
  • их собственные чувства и эмоциональные реакции очень яркие,
  • быстрая утомляемость,
  • склонность к страхам и навязчивостям,
  • мнительность и застенчивость,
  • выбросы из сна, тяжело засыпать без родителей,
  • плаксивость, особенно в незнакомой обстановке (садик, школа, чужие люди).

Вероятно, высокочувствительные дети очень впечатлительны и им, больше чем другим детям, важна надежно сформированная привязанность к родителям.

Но несмотря на все эти особенности, высокочувствительность - не синдром и не состояние, это не проходит и не нуждается в коррекции или лечении.

Это уникальные дети, которые глубоко чувствуют мир. Они поражают своих родителей многочисленными талантами: у них отлично развито воображение, творческие, художественные, музыкальные, или актерские способности.

Скорее всего, такие дети очень ласковые, добрые, отзывчивые, дружелюбны по отношению к другим детям и животным.

Для них могут идеально подойти такие профессии, как: ветеринар, врач, психолог, учитель, работник социальной службы. Там, где они смогут реализовать свой потенциал, помогать и быть полезными.

Вы можете пройти "Высокочувствительный ребенок: тест онлайн".

Как помочь высокочувствительному ребенку

Прежде всего понять, что ваш ребенок не больной и лечить его не нужно, у него просто особое восприятие мира. Попытайтесь помочь ему не бояться своих эмоций и принять этот мир с любовь и благодарностью, как безопасное место.

Вот некоторые рекомендации в отношении высокочувствительных детей (ВЧД):

  1. У высокочувствительного ребёнка должна быть возможность отдыхать в тишине, без лишних раздражителей в виде гаджетов, телевизора, людей. Это нормально, так успокаивается его психика.
  2. Предсказуемые эмоциональные реакции родителей. Чем спокойнее будет атмосфера дома, тем легче будет малышу.
  3. Важно помогать таким детям справляться с их чувствами, не подавлять их. Спрашивать, что чувствует ваш ребенок и почему, быть эмоционально близкими друг с другом, сопереживать и поддерживать.
  4. ВЧД быстрее устают, интервалы между сном и бодрствованием должны быть короче.
  5. Таким детя нужен четкий план, они как бы знают, что будет дальше и меньше тревожатся. Нарушение режима, новая обстановка приводят к излишнему эмоциональному возбуждению.
  6. Спорт, различные танцевальные кружки, плаванье - прекрасно помогают снизить агрессию и повысить настроение.
  7. Старайтесь не прививать малышу ваши страхи. В раннем детстве он не знает, что везде опасно, люди злые, а мир жесток. Чувствительные дети очень хорошо запоминают такие фразы и наставления, что быстро закрепляется и переходит в ложные убеждения. Дайте ребенку возможность "научиться ходить" и не бояться падать.
  8. Социализируйте своего ребенка. Если он не может адаптироваться в школе, помогайте это делать альтернативными способами: общение с детьми во дворе, поездки в лагерь, спортивные секции.

Что читать: книги о высокочувствительных детях

Есть несколько книг, которые можно порекомендовать почитать о высокочувствительных детях. Это и детские книги, чтобы помочь детям понять, что с ними происходит. И книги для взрослых, которые дают не только теоретическую, но и практическую информацию о ВЧР.


Детская книга "Про це говорять лише з кроликами"

Чтобы объяснить высокочувствительному ребенку то, как он устроен, и почему он чувствует все несколько иначе, чем другие дети, дайте ему почитать книгу "Про це говорять лише з кроликами" Анны Хёглунд. Это история об очень чувствиельном кролике, которому одиноко из-за того, что никто не понимает: как одновременно он может страдать от шума и избытка впечталений, и в то же время мечтать быть душой компании. Мама говорит ему "не будь таким чувствительным", но это не помогает, а, наоборот, усугубляет пропасть непонимания.

Купить книгу с доставкой можно здесь.



Заказать книгу можно по ссылке.



В книге просто и наглядно разобраны частые конфликтные ситуации, которые возникают между гиепрчувствительными детьми и их родителями, чувства детей, которые могут стоять за тем или иным поведение, а также конкретные предложения для родителей, что стоит говорить ребёнку и что стоит делать.

Купить книгу можно здесь.


Теперь вы знаете, кто такие высокочувствительные дети и чем им помочь, а также что можно почитать по этой теме.

Экология сознания: Дети. Высокочувствительность у ребенка – это не изъян и не диагноз. Это особенность, которую можно и нужно ценить.

Высокочувствительность у ребенка – это не изъян и не диагноз. Это особенность, которую можно и нужно ценить.

Саша Паис, мама детей с повышенной чувствительностью, делится личным опытом и тем, как можно помочь ребенку:


"Моя маленькая дочь поднимает цунами и дерется из-за техники очистки мандарина, а через три-пять минут обнимает меня с такой силой, что трещат ребра. Старшая предпочитает ездить в трамваях, потому что запах в машинах ей не подходит.

Младшая радостно показывает прохожим игрушку, но если с ней заговорят в ответ, будет паниковать и в ужасе лезть мне на голову. Старшая в ответ на комплимент или замечание от постороннего делает покерфейс, но помнит сказанное дословно спустя полгода.

Младшая сто пятьдесят раз просыпается ночью без видимых причин, чтобы именно я или папа положили ее в кровать и полежали рядом пару минут.

Старшая долго переваривает вопросы и просьбы, как-будто поднимается на поверхность из глубокого нырка, а потом делает все быстро и отвечает четко.

Все это иногда утомляет, раздражает и злит. Но я сама ничем не лучше со своей коллекцией странностей и не знаю людей без них. Мы в семье стараемся друг друга слышать и понимать, живем не на радуге, но у ее подножия. Словом, справляемся.

Тем не менее, около года я ловила себя на чувстве, будто упускаю нечто важное с детьми. Статьи и книги про воспитание надоели. Было время, когда я по необходимости читала только их, а потом стала сознательно избегать — получала мало пользы.



рисунок (с) Lawrence Yang
Как это понять?

Высокая чувствительность — врожденная особенность, которая делает нервную систему человека крайне восприимчивой к физической и эмоциональной среде обитания. Такой уровень чувствительности наблюдается примерно у 20% людей и почти у всех животных.
Это не изъян, не синдром и не состояние, это не проходит и не нуждается в коррекции или лечении.

Доктор Элейн Эйрон составила два теста на высокую чувствительность для детей и взрослых, которые заодно дают представление об этой особенности личности. В каждом тесте около 20 пунктов, положительным результат считается, если вы поставили галочку больше 13 раз. Важно, что если отмечен всего один пункт (или два-три), но он предельно точно описывает особенность человека, тест также может считаться положительным.

Понять, что с детьми и со мной все в порядке, что я не ужасная нервная мать, которая растит странных и нервных детей, было бесценно. Когда стало ясно, что их заморочки и капризы в большинстве случаев — небезосновательные потребности, мы всей семьей ещё немного придвинулись к радуге.

Что делать?



рисунок (с) Lawrence Yang

Со мной периодически происходит то же самое, и тогда становится сложно нести три ведра с песком. Зато я живо представляю, как чувствуют себя мои дети, и это помогает находить решения.

Эти советы применимы к любым детям, потому что основаны на внимательности, терпении, заботе и сочувствии:

Воспринимать высокую чувствительность как дар

Развитая интуиция, проницательность, воображение, чуткость — отличительные черты высокочувствительных личностей. Возможно, в семье растет изобретатель и визионер, а со спиральной очисткой апельсинов можно смириться.

Учить ребенка радоваться высокой чувствительности

В процессе взросления эта особенность может мешать и раздражать. Важно показывать детям сильные стороны этого явления, учить принимать и любить себя.

Помнить о степени чувствительности ребенка (и каждого члена семьи)

И учитывать ее при планировании дня, активностей, жизни. Не загромождать время с утра до ночи беспрерывной деятельностью. Обязательно учитывать время на отдых, уединение, быть готовыми отказаться от каких-то планов, если ребенок устал.


Избегать толпы и больших скоплений людей

Большинство высокочувствительных людей боятся или чувствуют дискомфорт в таких местах, особенно, если присутствует яркое освещение или громкие звуки. Я стараюсь не брать детей в супермаркеты. При этом, небольшие магазины и уютные кафе им нравятся и не утомляют.

Стараться чаще бывать на природе, если живете в городе

Даже после прогулки в большом парке мои дети притихшие и довольные. Не только от кислорода, но от звуков, запахов и тактильного опыта, недоступного на площадке и дома.

Быть с ребенком партнерами и не винить себя за провалы

Чаще играть с ребенком

Чем больше и качественнее времени вы проводите вместе, тем легче будет ребенку справляться со своими бурями. Это наблюдают психологи, наблюдаю я сама. За дни, когда у меня нет времени толком пообщаться с детьми, они устают и ссорятся больше.

Предоставлять выбор

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:


  • конспект
  • воспитание
  • инста
  • ВЧЛ
  • ВЧР
  • родители и дети


Высокочувствительные люди (ВЧЛ) рождаются со способностью замечать больше в окружающей среде и глубоко размышлять обо всём, прежде чем действовать. Эти люди эмпатичны, умны, обладают хорошей интуицией и творческими способностями, заботливы и сознательны. Но их легко выводит из строя слишком большой объём поступающей одновременно информации.

Этой чертой обладают примерно 20% детей (в равной степени девочек и мальчиков). Процент слишком велик, чтобы быть просто недостатком: эволюция бы такого не допустила. Высокая чувствительность — это один из нормальных вариантов врождённого темперамента. Примерно такая же доля чувствительных особей обнаружена у всех видов животных, которые были исследованы.

С самого начала родители высокочувствительного ребёнка (ВЧР) знают, что у них необычный ребёнок. Любой новорождённый может быть беспокойным или мучиться от колик, но высокочувствительные младенцы плачут главным образом, когда слишком много всего происходит на протяжении слишком длительного периода времени.

Эти дети легко пугаются и плачут, если яркий свет попадает в глаза; жалуются на колючую одежду, бирки, швы, трудно засыпают после бурного дня

Становясь старше, часто проявляют эмоциональную чувствительность: быстро начинают плакать, если их чувства задеты, больше тревожатся — или могут быть настолько счастливы, что не в силах вынести этого.

Они долго размышляют, прежде чем что-то сделать, поэтому их часто считают застенчивыми или пугливыми. Наказание и даже просто критика их подавляют. Когда они подрастают, то часто выделяются добротой и сознательностью, расстраиваясь от несправедливости, жестокости и безответственности.


Ребёнок должен иметь свободу выражать свои чувства: злиться, раздражаться, расстраиваться, испытывать боль, страх, потрясение. Когда они находят выход, опытные родители учат ребёнка, как с ними справляться. Менее отзывчивые заставляют детей скрывать свои чувства, чтобы соответствовать окружению и не причинять хлопот, но так ребёнок не учится управлять ими.

В ходе исследования Эйрон слышала от участников опроса много печальных историй об их трудном детстве, когда родители с самыми лучшими намерениями причиняли им огромную боль, потому что не знали, как растить высокочувствительного ребёнка. Многие родители могут не знать, как ужиться с ВЧР, и в отчаянии мечтают, чтобы их ребёнок стал другим.


Одна из главных проблем высокочувствительных детей — сверхраздражение. Им мешают вещи, которых другие могут даже не заметить. Стараясь справиться со сверхраздражением, одни устраивают истерики или впадают в ярость, другие стараются быть идеально послушными в надежде, что их никто не будет трогать. Третьи прилипают к книгам или компьютеру, создавая свой маленький мир. Некоторые начинают изо всех сил компенсировать то, что считают своими недостатками, и стараются достичь совершенства.


Бывает, что дети в ситуации сверхраздражения теряют самоконтроль и у них начинают подозревать синдром дефицита внимания — хотя у них всё в порядке, если они не перевозбуждены и порядок не нарушен. Иногда они совершенно слетают с катушек, укладываются на пол и начинают кричать. Другие дети в перевозбужденном состоянии реагируют телом — у них начинает болеть голова или живот. Некоторые решают, что они попробовали всё, и сдаются. Становятся пугливыми, отстранёнными и отчаявшимися.


Важно сформировать надёжную привязанность между вами и ребёнком — это создаст у него базовое чувство безопасности к миру.

Чувствительные дети не чувствуют себя уверенно рядом с агрессивной, наказывающей, утомленной, негибкой матерью. В этом они ничуть не отличаются от других

После трёх лет главная задача — научить не бояться новых людей и ситуаций. Важно говорить с ним о его чувствах: страхе, интересе, волнении, радости. Можно упомянуть, что смешанные чувства — это нормально, особенно в новых ситуациях. Маленькие группы и порядок в детском саду помогут вашему ребёнку сохранить оптимальный уровень возбуждения и при этом вести социальную жизнь.

В школьные годы родители отмечают любознательность, креативность, нестандартное мышление своих детей. Но они всё ещё уязвимы к стрессу (нет хорошего друга в школе, живут в одном доме с серьёзной больным человеком, в семье не хватает денег). Они не могут просто отбросить страхи и неприятности, как делают многие другие. А длительный страх легко перерастает в постоянную тревогу.

Поэтому в трудных ситуациях у высокочувствительных детей повышена склонность к тревоге и депрессии

Важная задача родителя — помочь ребёнку обрести смелость и научить рационально жить со своими страхами. Так он сможет управлять поведением.

Помогите ребёнку осознать, что обычно улучшает его настроение. Учите его, как решать проблемы и обращаться к другим за помощью. Снизить уровень стресса в жизни ребёнка можно, построив день так, чтобы в нём были частые паузы для отдыха. Проявляйте больше заботы в трудные дни. Всегда заботьтесь о качественном сне — хронический недосып особенно вреден.


Психосоматика: что это такое и почему бывает у детей

Несмотря на то что ваш подросток теперь ведёт себя очень смело, говорит уверенно и убедительно, придерживайтесь следующих принципов:

1. Следите за тем, чтобы у него было с кем поговорить.

2. Продолжайте помогать ему справляться с перевозбуждением: вашему ребёнку необходимо понимать, каких жизненных условий требует его особенность, — достаточный отдых, уменьшение количества стимулов, контроль уровня возбуждения.


Выявите сильную сторону вашего ребёнка и начинайте этим заниматься. Важно, чтобы поначалу каждая попытка была успешной. Выделите сферы, в которых ребёнок настолько натренирован и умел, что ничто не смутит его. Помогите ему получать удовольствие от этих занятий в обычной обстановке — петь можно в машине, ставить представление — для бабушек. А в кружок записываться не обязательно.

Интенсивные реакции проявляются бессознательно — уже в младенчестве. Дети постарше могут не осознавать их или подавлять, если они кажутся недопустимыми. Здесь важно, как родители научили ребёнка работать с его эмоциями. Позволяйте ребёнку выразить свои чувства. Говорите о них, учитесь читать эмоциональные сигналы, чтобы помочь распознать чувства.

На подобных детей сильнее воздействует психологическая отчужденность значимых взрослых и ненадёжная связь с матерью. Важнее всего для родителя — создать атмосферу принятия. Пробуйте ценить чувствительность ребёнка по отношению к вам — главному ответственному.

Люди часто отрицают, что боятся или злятся, чтобы избежать неловкости или потому, что сами в эти моменты не замечают своих чувств. Вашему ребёнку будет намного легче, если вы сами умеете идентифицировать свои чувства и не скрываете их.

В нашем обществе чувствительные дети не вызывают восторгов. Однако есть культуры, где эта черта ценится выше. Чувствительность вашего ребёнка — это не нарушение или неспособность фильтровать поступающую информацию. Попытки излечить, искоренить или скрыть признаки чувствительности приведут к большим проблемам.

Не бойтесь говорить с другими — и с самим ребёнком — о его чувствительности. Учителя, сверстники и родственники могут оценить многие черты, выделяющего вашего ребёнка среди других. Они помогут вашему ребёнку укрепить самооценку и поддержат его.


Высокочувствительные дети много берут на себя и остро реагируют на слова и поступки других людей, поэтому нуждаются в помощи с установлением границ больше, чем другие дети. В итоге ваш ребёнок будет уверенно принимать себя и фильтровать дурное, потому что его не так-то просто будет убедить в том, что он плох или не достоин иметь своё мнение и потребности. Он будет знать, что у него есть право отсекать всё плохое.

Слишком много критики — и ВЧР решит, что лучше считать себя заведомо неправым. Им часто она вообще не нужна — они сами себя накажут: когда им говорят, что они совершили ошибку, они глубоко это обдумывают и всесторонне анализируют.

Такие дети склонны к депрессивному реализму в оценке их действий или мнения окружающих о них. Они стремятся делать всё правильно с первой попытки. Важно относиться с уважением к чувствам, потребностям, мнениям и решениям ребёнка.

Вы не можете контролировать всё, что ваш ребёнок услышит от других, поэтому важно научить его правильно интерпретировать услышанное. Нужно помочь сформулировать ответы и выработать механизм защиты. Во взрослом возрасте непроработанные стыд и низкая самооценка будут причинять ему ежедневную мучительную эмоциональную боль.

Стыд — это гораздо больше, чем низкая самооценка: разрушающее чувство, что ты весь плох. Он может вызвать неистовую враждебность по отношению к другим или к самому себе. Стыдящийся человек пассивен и беспомощен. Одна из ситуаций, вызывающих у ВЧР ярость и взрывное поведение, — это чувство стыда, которое он не в силах вынести.


Важно быть осторожным в сравнениях ВЧР с другими — они должны быть подтверждающими, а не стыдящими. Стоит избегать подтруниваний в семье: иногда во внешне беззлобной форме подаётся замаскированная враждебность. Говорите с ребёнком о происходящем, если в семье есть проблемы. Дети не должны винить себя в них.

Если у ребёнка стали часто возникать приступы непослушания или эмоциональные срывы, вероятно, вы слишком многого от него хотите, не учитывая возраст и темперамент.


Высокочувствительность и гиперчувстивительность – эти явления действительно существуют или это модные термины, которыми взрослые пытаются объяснить избалованность ребенка? Откуда возникают высокая чувствительность и гиперчувствительность и как они связаны с сенсорной перегрузкой? Об этом статья Натальи Лысак.

Для чего люди учатся? Кто-то для диплома, чтобы получить хорошую работу. Кто-то нашел дело своей мечты и хочет досконально изучить все, что с этим связано. А кому-то нужно пойти учиться, потому что без этого просто невозможно – жизнь заставляет. Вот так случилось со мной после рождения младшего сына. Когда ему было 2 года, я узнала о том, что есть дети с повышенной чувствительностью. И стала читать и изучать все, что только могла найти по этой теме. Многое становилось понятно, но вот что со всем этим делать?

Когда моему мальчику исполнилось 3,5 года, я уже практически окончательно зашла в тупик, но оставаться там не входило в мои планы. Я хотела помочь своему ребенку и себе. Так в моей жизни появился Институт Ньюфелда. Вот тогда я смогла наконец выдохнуть. Не то что бы все изменилось и стало по-другому. Изменился мой взгляд на ситуацию, а вместе с ним пришли изменения и в нашу жизнь.

Не секрет, что несмотря на то, что все мы получаем из окружающего мира одни и те же сигналы, воспринимаем их мы все по-разному. И зависит это восприятие от работы нашего мозга, нервной системы, типа кожи, терморегуляции и еще массы факторов. Именно из-за своих различий, из-за своей уникальности каждый из нас реагирует на внешний мир по-своему: один и тот же звук для кого-то будет нормальным, а для кого-то чересчур интенсивным. Кто-то будет бегать зимой в тонкой куртке, а кому-то и в шубе будет холодно. Одно и то же событие для кого-то окажется незначительным, а для другого может стать очень волнующим переживанием.

Cистема регулирования сенсорной информации

Но СРСИ может быть слабой или дисфункциональной. Как сито может быть с мелкими и частыми ячейками, может быть с крупными, а может и вовсе быть дырявым решетом. В таком случае в мозг поступает больше сигналов или гораздо больше, чем нужно и чем он в состоянии обработать. Но так как мозг эволюционно не создан для этого, он оказывается перегружен сенсорными сигналами, что в свою очередь вызывает моторную и эмоциональную перегрузку.


Что свойственно детям с высокой и гиперчувствительностью

Итак, в зависимости от того, слабая СРСИ или дисфункциональная, мы и будем иметь дело с высокой или гиперчувствительностью. При гиперчувствительности мозг переполнен сенсорными сигналами сверх нормы и, следовательно, не может их интерпретировать и обработать. Система регулирования сенсорной информации не выполняет свою защитную функцию.

При высокой чувствительности есть повышенная чувствительность к сенсорной информации, но нет признаков дисфункции системы регулирования сенсорной информации. Мозг пропускает больше внешних сигналов, но не больше, чем он может обработать, и поэтому сенсорная перегрузка не наступает. В этом случае мы говорим о высокочувствительной СРСИ.

Т.е. гиперчувствительность и высокая чувствительность – это два разных континуума, но есть то, что их объединяет. При обоих этих состояниях мозгу нужно больше отдыха из-за повышенной нагрузки. И это может обеспечить не только сон, но и свободная игра – активированный отдых.


Этих детей легче встревожить, поэтому они склонны к уходу в альфу. Когда мир предстает для тебя угрожающим, держать все под контролем кажется правильным выходом. Но, увы, это не так. Дети не должны заботиться о своей безопасности, и в итоге стремление к всеобщему контролю только усиливает тревогу.

У них более активная иммунная система – как часть системы тревоги. Когда информации слишком много, мозг пытается лихорадочно дать всему определение – та ли это еда, та ли эта одежда. Эти бирки – трут или нет. Мозг буквально мечется в поиске ответов, что ему подходит, а что нет. И вот, в конце концов, чему-то присваивается статус врага и появляется аллергия.

У детей с повышенной чувствительностью больше проблем с интеграцией, с сенсорной и моторной. Чем больше сигналов и чем они интенсивнее – тем сложнее их смешать. Также зоны мозга, отвечающие за интеграцию, смешивание чувств, растут медленнее – отсюда импульсивность, агрессивность.

У них больше проблем с адаптацией. Смысл процесса адаптации – принять в жизни огромное количество того, что не работает, что не соответствует ожиданиям. Но ирония и парадокс заключаются в том, что чувствительные дети гораздо больше других нуждаются в адаптации, потому что у них гораздо больше того, к чему нужно адаптироваться. Но как раз с этим у них огромные проблемы. Их невероятно сложно подвести к чувству тщетности и слезам. При классическом аутизме и у детей в спектре широко распространен бесслезный синдром.

Задачи СРСИ

Если СРСИ не способна установить приоритеты внимания, ребенок не тянется к привязанностям, не проявляет осторожность там, где нужно. Если ребенок к нам не тянется, то это уже задевает наши чувства. И нам самим порой тяжело заботиться о таком ребенке. Такие дети могут теряться, что часто бывает в случаях классического аутизма, т.к. не могут выделить свои привязанности в общем потоке. Также у таких детей может не возникать автоматически внимание к базовым жизненным потребностям.

В третьих, СРСИ привзвана защищать чувства. Периодически у нас возникает защитная слепота, как шоры на глаза у лошади. Это просто необходимо, что мы могли функционировать в ранящих ситуациях. Нам всем необходим защитный механизм от того, чтобы быть раненым. Отфильтровывать любые сенсорные сигналы, которые мешали бы нам функционировать в ранящем мире (тревожные воспоминания, признаки отвержения, чувство незащищенности), – тогда они с меньшей вероятностью смогут причинить вред. Защищать чувства – от того, чтобы быть раненым, – значит, ЗАЩИЩАТЬ ОТ того, что может причинить боль.

При неработающей СРСИ мозг не может защитить себя от слишком сильных чувств, от того, что невыносимо. Мы зачастую не можем вспомнить какие-то тревожащие, ранящие события из своей жизни. Но эти дети помнят, что случилось 10 лет назад. В мельчайших деталях. И как именно это на них подействовало, как задело, потому что у них нет защиты от этого. И на них накатывают эти чувства снова, и снова, и снова. Они не могут защититься от ранящих воспоминаний.

Как помочь высокочувствительным или гиперчувствительным детям?

И вот у нас есть такой ребенок – для которого этот мир слишком интенсивный, который воздействует на него гораздо сильнее, чем на других (и чем нам, может быть, хотелось бы). Что мы, как родители, можем сделать для такого ребенка, как мы можем ему помочь?

Будьте по одну сторону, несмотря на отличия, а также на то, что может казаться в ребенке непонятным, может пугать. В подходе развития на основе привязанности мы даем ребенку два приглашения. Первое – просто быть в нашей жизни, и второе – быть самим собой. И принимать отличия – это как раз о втором приглашении в жизни – приглашать ребенка в свое сердце таким, какой он есть, с тем мозгом, который у него есть. И это – первое па в нашем танце привязанности! Это закладывает основу для отношений и создает контекст для развития, для раскрытия внутреннего потенциала именно этого ребенка.

Джонатан Муни, человек с дислексией и СДВГ, активный защитник прав людей с особенностями развития говорит:

Мы должны стать для ребенка надежным проводником, бережно ведя его по уязвимой территории, и надежным щитом, закрывающим от ранящих стрел внешнего мира.


И вот когда мы осознали и приняли тот факт, что у ребенка слабая или неработающая СРСИ, как только мы адаптировались к этому, ситуация сразу выглядит по-другому. Это как с незрелыми детьми, когда мы берем на себя работу сознательной части мозга, так и в этом случае – становимся виртуальной кожей, буфером между ребенком и окружающим миром. Пытаемся, насколько это возможно, сами выполнять работу СРСИ.


Самым волнующим переживанием для любого человека являются социальные контакты. Поэтому, если социальное взаимодействие вызывает у ребенка слишком интенсивные реакции, следует сокращать их по возможности. И всегда чутко следить за тем, сколько ребенку по силам.

Мы устанавливаем приоритеты внимания на привязанности и тревоге. Помогаем справляться с тревожащими ситуациями. Создавая ритуалы и привычки, поддерживающие привязанность, мы также помогаем детям преодолевать их тревогу. Если есть что-то неизменное, это дает чувство стабильности и безопасности, например, еда, одевание, совместные занятия.

«Статистика показывает, что дети с синдромом Аспергера подвержены самому высокому риску травли. До 94% детей с синдромом Аспергера были жертвами травли.

И защищать чувства – это не о том, чтобы оградить ребенка от всего, держать его в изоляции и под гиперопекой, как многие ошибочно полагают. Это именно о том, чтобы оградить от излишней стимуляции, которая вызывает сенсорную перегрузку. Это не о том, чтобы не огорчать ребенка никогда, это о щадящем режиме для детей, уровень уязвимости которых очень высок.

Дети с повышенной чувствительностью более подвержены проблемам с привязанностью


Но при гиперчувствительности они активируются по другим причинам и выполняют другие функции. Вот эти защиты привязанности при гиперчувствительности:
– деперсонализация,
– защитная альфа,
– защитное отчуждение.

Деперсонализация в отношениях

Привязанность – наш базовый инстинкт. Привязываться к тем, кто о нас заботится, – жизненно важная необходимость, потому что привязанность равна выживанию. Но для гиперчувствительного мозга это выглядит по-другому. Привязаться к кому-то – значит подвергнуть себя риску душевной боли, получить душевные раны.

Защитная альфа

Защитное отчуждение

Вместо того чтобы стремиться к близости с нами, ребенок разворачивается на 180 градусов. Не дает прикасаться, не смотрит в глаза. Убегает, отталкивает, игнорирует. И нам важно помнить, что ребенок не делает это нарочно! Это вызвано тем, что поломки в фильтрах вынуждают его мозг прибегать к этой защите.


Все эти защиты привязанности наносят огромный вред не только развитию ребенка, но и влияют на тех, кто заботится о таких детях. Потому что действительно очень тяжело взаимодействовать с ребенком, который не тянется к тебе и не принимает твою заботу.

И создавать контекст отношений. Это, безусловно, не так просто сделать. Но трудно, даже очень трудно, – не значит, что невозможно. Потому что все эти защиты привязанности – это функциональные защиты. И смягчив их, развернув их, мы сможем помочь мозгу найти обходные пути для развития.

Деперсонализация. Отвоевывайте ребенка у конкурирующих привязанностей – игр, предметов, навязчивых стремлений и действий. Ребенок нуждается в нас. Нуждается в естественной иерархии взрослый-ребенок, где один принимает заботу, а второй ее дает. И дает именно взрослый.

Нам нужно буквально вдохновлять ребенка к зависимости, щедро приглашать в свою жизнь. И давать чувство безопасности. Потому что безопасность в привязанности – одно из основных условий. Для ребенка крайне важно быть привязанным глубоко, безопасно и из правильной позиции. Все это убирает порыв к контролю со стороны чувствительного ребенка, снижает тревогу.

И здесь нет никакой инструкции, которая бы подсказала, что нам точно нужно делать. Нас ведут наши желание помочь ребенку и интуиция, понимание того, с каким мозгом мы имеем дело. И здесь у нас есть замечательный помощник – завладевание. Простые ритуалы привязанности – покормить, одеть, помочь даже с тем, что ребенок умеет делать сам. И считывать нужды, давая понять, что мы знаем, как о ребенке нужно заботиться. И не задавать много уточняющих вопросов.

Мозг детей с повышенной чувствительностью отчаянно нуждается в том, чтобы расслабиться в зависимости. И если нам удается повести их за собой, все начинает успокаиваться. И мы всегда должны помнить о том, что при их нужде в привязанности мы – источник комфорта и покоя. И они нуждаются в нас более, чем какие-либо другие дети нуждаются в своих родителях.

Конечно, мы не можем избежать всего разделения. И с тем, которого не избежать, используем перекрывание. И это главное вмешательство не только при столкновении с разделением, но и при смягчении всех защит привязанности.

Для чувствительных детей столкновение с разделением поистине носит устрашающий характер. Поэтому перекрывание так важно! Перекрывание спасает при проблемном поведении. Мы с ребенком на одной стороне, а его проблемы – на другой. Мы не одобряем того, что он делает, но это не может нас разделить и не разделяет. Не даем проблемному поведению, защитному отчуждению, ошибкам и проступкам встать между нами и ребенком. Перекрываем все это, подчеркивая, что наши отношения намного больше и важнее, чем проблема, что мы выдержим.

И это помогает убирать разделение из наших отношений. Пока их привязанность к нам не разовьется достаточно глубоко и настолько, чтобы они могли держаться за нас, когда мы не вместе. Когда их сердце принадлежит нам, когда у нас есть глубокая эмоциональная связь. И конечно, перекрываем защитное отчуждение – не принимаем на свой счет, несмотря на то что порой это очень тяжело.

Наталья Лысак

Дорогие читатели, возможно, вам захочется прочесть и другие материалы по этой теме.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.