Высшая нервная деятельность детей а р лурия

Автор предисловия Е.Д. Хомская

Эта книга, издаваемая к 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия, предназначена для студентов в качестве учебного пособия еще самим автором. Она построена как учебный курс, в котором кратко излагается содержание нейропсихологии как учебной дисциплины. Автор подробно анализирует психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов - восприятия, произвольных движений и действий, внимания, памяти, речи, мышления. Раскрывает популярную сегодня среди нейропсихологов и клиницистов модель трех основных блоков мозга, в которой реализованы представления автора о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов и об основных типах их нарушений.

Может быть интересна нейропсихологам разных поколений, а также медикам - невропатологам, нейрохирургам, психиатрам.

Предисловие к второму изданию. Е.Д.Хомская. 3

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА И ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (основные принципы)

Глава I. Три источника знаний о функциональной организации мозга. 11

1. Сравнительно-анатомические данные. 11

Основные принципы эволюции и строения мозга как органа психики. 12

Структурная и функциональная организация коры головного мозга. 22

2. Физиологические данные: метод раздражения. 45

Опыты с непосредственным раздражением коры. 45

Опыты с непрямой стимуляцией коры. 53

Опыты с анализом функций отдельных нейронов. 57

3. Физиологические данные: метод разрушения. 60

Глава II. Локальные поражения мозга и основные принципы локализации функций. 67

1. Ранние решения. 67

3. Пересмотр основных понятий. 74

4. Синдромный анализ и системная организация психических процессов. 84

Глава III. Три основных функциональных блока мозга. 88

1. Блок регуляции тонуса и бодрствования. 88

2. Блок приема, переработки и хранения информации. 101

3. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. 111

4. Взаимодействия трех основных функциональных блоков мозга. 126

ЛОКАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ МОЗГА И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Вступительные замечания. 130

Глава I. Затылочные отделы мозга и организация зрительного восприятия. 132

1. Первичные зоны затылочной коры и элементарные функции зрения. 132

2. Вторичные отделы затылочной коры и оптико-гностические функции. 135

Глава II. Височные отделы мозга и организация слухового восприятия. 149

1. Первичные зоны височной коры и элементарные функции слуха. 149

2. Вторичные отделы височной коры и акустико-гностические функции. 151

3. Системное влияние нарушений речевого слуха на другие психические процессы. 156

Глава III. Третичные зоны коры и организация симультанных синтезов. 163

1. Третичные зоны коры и организация наглядных пространственных синтезов. 163

2. Третичные зоны коры и организация символических (квазипространственных) синтезов. 167

3. Третичные зоны коры и процессы речевой памяти. 170

4. Теменно-затылочные зоны правого (субдоминантного) полушария и их функции. 173

Глава IV. Сенсомоторные и премоторные отделы мозга и организация движений. 175

1. Постцентральные зоны коры и афферентная организация движений. 175

2. Премоторные зоны коры и эфферентная организация движений. 180

Глава V. Лобные доли мозга и регуляция психической деятельности. 189

1. Лобные доли и регуляция состояний активности. 190

2. Лобные доли и регуляция движений и действий. 199

3. Лобные доли и регуляция мнестических и интеллектуальных действий. 209

4. Функциональная организация лобных долей и варианты лобного синдрома. 216

Глава VI. Медиобазальные отделы коры, правое полушарие мозга. 220

1. Медиальные отделы коры и их роль в регуляции психических состояний. 220

2. Субдоминантное полушарие и его роль в организации психических процессов. 225

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


Где находятся истоки особенностей поведения личности и как можно объяснить закономерности психических процессов? Ответы на эти вопросы дает нейропсихология – наука, функционирующая на стыке нейробиологических открытий, клинической неврологической практики и психологии.

Нейропсихологические открытия Александра Романовича Лурии связывают нематериальную психику и ее материальный субстрат – головной мозг. Изменения в функциональной активности клеток коры головного мозга вызывают расстройства поведенческих реакций и нарушают взаимодействие организма с окружающим миром. В научном труде Лурия показывает, что высшая психическая деятельность человека связана с особенностями работы нейронов коры головного мозга. Постулаты нейропсихологии открывают новые возможности для клинических психологов и максимально приближают эту сферу к медицинским дисциплинам и нейрофизиологии. Читая книгу, невольно задумываешься: а не нужна ли при расстройствах поведения в первую очередь медицинская помощь?

Системная динамическая локализация

Психические функции характеризуют человека как неповторимую и самобытную личность. Такие индивидуальные характеристики, как память, внимание, мышление, речевая активность, эмоции, имеют базу в цитоархитектонике серого вещества коры головного мозга.

Нейронные связи между отдельными клеточными структурами создают устойчивые функциональные блоки, которые несут непосредственную ответственность за адекватные реакции на внешние раздражители. Большинство психических функций не имеют четкого анатомического представительства в головном мозге, часто межнейронные связи образуются между его разными отделами.

Александр Романович Лурия объединяет положения теорий узкого локализационизма и антилокализационизма психических процессов. Пересматриваются такие фундаментальные понятия, как симптом и функция. Доминирующее значение для определения субстрата высшей нервной деятельности придается следующим определениям:

  • синдром;
  • функциональная система;
  • нейропсихологический фактор.

Лурия вводит принципиально новое понятие – структурно-физиологические блоки головного мозга.

Концепция трех структурно-функциональных блоков головного мозга

Головной мозг человека – это сложная высокоорганизованная система. Высшая нервная деятельность осуществляется благодаря интеграции трех блоков головного мозга. Каждый блок – звено в цепи единого процесса. Нарушение каждой из структурных единиц приводит к сбою и патологическим изменениям. Любая разновидность психической деятельности возможна при последовательном включении трех функционально-структурных блоков:

  1. Первый несет ответственность за активацию мозговых структур в состоянии бодрствования.
  2. Второй перерабатывает информационный поток из внешней среды и хранит полученные данные.
  3. Третий блок отвечает за планирование предполагаемых действий, регулирует и контролирует психическую деятельность.

Благодаря блокам головной мозг человека функционирует как единая интегральная система, которая превосходит по эффективности самый совершенный компьютер.

Все звенья перечисленной функциональной системы пластичны и взаимозаменяемы. На формирование связей между ними оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Интегральная система головного мозга не несет на себе печать детерминированности, это расширяет возможности педагогики и медицины.

Два полушария: единство и противоположность

Головной мозг функционирует как единая система двух полушарий. Правая и левая половины большого мозга выполняют разные задачи, но воспроизведение психических функций невозможно при изолированной их работе. Расщепленный мозг неполноценен, при патоморфологических и функциональных изменениях в них развиваются патологические расстройства.

Левое полушарие отвечает за логику и математические способности. Центр речи обусловливает понимание и воспроизведение речевых конструкций, его работа обеспечивает общение людей между собой, передачу опыта и знаний. Нарушение работы соответствующей части левого полушария вызывает афазию. Расстройство приводит к нарушению воспроизведения речи и понимания ее смысла.

Правая часть большого мозга несет ответственность за ассоциативную деятельность, творческие способности, интуицию. Человек с правополушарной активностью проявляет интерес к музыке, поэзии и живописи.

Нейропсихологический фактор

Понятие нейропсихологического фактора необходимо рассматривать как основную структурно-функциональную единицу осуществления психических функций.

Гнозис и праксис – основы жизнедеятельности человека

С помощью трех структурных блоков головного мозга человек получает всестороннюю информацию об окружающем мире. Познавание происходит с помощью чувствительных анализаторов: зрительного, слухового, обонятельного, вкусового и тактильного. Гнозис (познавание мира) наиболее активно функционирует в детском возрасте. В современном мире поток информации приобрел небывалую интенсивность, это значит, гностическая деятельность должна продолжаться на протяжении всей жизни. Расстройство познавания называется агнозия, которая приводит к нарушению узнавания знакомых раньше лиц и предметов.

Для того чтобы действовать и применять на практике полученные знания, функционирует праксис. Все бытовые и профессиональные навыки возможны при активном функционировании соответствующих участков лобных долей. При патологических изменениях в них человек теряет способность выполнять привычные действия, развивается апраксия.

Для полноценного существования и саморазвития необходимо развивать каждое из полушарий и координировать их взаимодействие. Стимуляция неактивных нейронов приводит к повышению эффективности психической деятельности.

Значение основных концепций нейропсихологии

  • 1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – Москва. - Издательский центр Академия 2013 г., 384 стр.
  • 2. Хомская Е. Д. Нейропсихология. - Издательство Питер. - 2018 г., 496 стр.
  • 3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов ВУЗов., Москва. - АСТ Астрель Транзиткнига, 2005, 384 стр.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

" в конце слова из фразы. Например:

" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:


Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка [Текст] : [Сборник статей] / Отв. ред. действ. чл. АПН РСФСР проф. А. Р. Лурия ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956-1958. - 2 т.; 26 см.
Высшая нервная деятельность у детей - Сборники

LDR01157nam#a22002292ia4500
001005585097
003ELAR
00520121020161210.0
008121020m19561958ru#|||||#||||||||#||rus#d
035##
$a (RuMoELAR)1946-68-237491
040##
$a RuMoRGB
$b rus
$c ELAR
$e rcr
0410#
$a rus
044##
$a ru
24500
$a Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка
$h [Текст] :
$b [Сборник статей]
$c Отв. ред. действ. чл. АПН РСФСР проф. А. Р. Лурия ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии
260##
$a Москва
$b Изд-во Акад. пед. наук РСФСР
$c 1956-1958
300##
$a 2 т.
$c 26 см
504##
$a Библиогр. в конце статей
546##
$a Резюме статей на англ. яз.
650#7
$a Высшая нервная деятельность у детей - Сборники
$2 RKP
7001#
$a Лурия, Александр Романович
$e Редактор
7102#
$a Институт дефектологии (Москва)
979##
$a fb20vrus
ЗаглавиеПроблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка [Текст] : [Сборник статей]
Дата поступления в ЭК 20.10.2012
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственностиОтв. ред. действ. чл. АПН РСФСР проф. А. Р. Лурия ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии
Выходные данныеМосква : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956-1958
Физическое описание2 т.; 26 см
ТемаВысшая нервная деятельность у детей - Сборники
ЯзыкРусский

Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка [Текст] : [Сборник статей] / Отв. ред. действ. чл. АПН РСФСР проф. А. Р. Лурия ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956-1958. - 2 т.; 26 см.
[Т.] 1. - 1956. - 420 с. : схем.

Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка [Текст] : [Сборник статей] / Отв. ред. действ. чл. АПН РСФСР проф. А. Р. Лурия ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956-1958. - 2 т.; 26 см.
[Т.] 2. - 1958. - 455 с. : черт.

Описание книги

Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.


Ни одной рецензии нет











  • ТОП-15 лучших книг 2020 года
  • Что в имени тебе моем.
  • Заразительное одиночество
  • Все дороги ведут домой
  • 75 ракурсов Победы. ТОП-ВОВ-75 от ведущих издательств
  • Юмор всему голова
  • ТОП-20 Новинки ведущих издательств
  • Самоизоляция. Как провести время, чтобы оно не провело тебя. Советы от Book24 и Litres
  • Вирусы. Пограничники жизни
  • Вирус-вдохновитель
  • Читаем первыми. ТОП-15 новейших книг 2020 года
  • От классического до военного. Заведи свой роман
  • детская литература
  • Сказки и мифы
  • Феминизм
  • О любви
  • юмор
  • ветеринария
  • Исторические книги
  • 10 книг, которые помогут разобраться в медицине
  • Нумизматика
  • рисование
  • Биографии
  • Деньги
  • F.A.Q.
  • О проекте
  • Пользовательское соглашение
  • Помощь и контакты
  • Все 0
  • Друзья 0
  • Похожие 0

Если у Вас возникли вопросы по работе сайта - напишите нам!




Для восстановления обратитесь к администратору

Уважаемые пользователи!

На нашем сайте происходят большие изменения: мы усиленно работаем над улучшением дизайна и логики сайта, а также пополняем базу новыми книгами.

Администрация сайта приносит свои глубочайшие извинения всем пользователям.

1. Назовите основные недостатки высшей нервной деятельности учащихся вспомогательных школ.

2. Что такое фазовые состояния и каковы их проявления в учебной деятельности учеников вспомогательных школ?

Красногорский Н. И. Труды по изучению высшей нервной деятель ности человека и животных. М, 1S54, т. I.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж. И. Шиф М, 1965, гл. I.

Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка /Под ред. А. Р. Лурия. М., 1956, т. 1 — 11.

Глава 5 РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

Представления о прямой зависимости недоразвития мышления от неполноценности корковой деятельности. Теория Л. С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных особенностях психики.

Как и всякие другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Это положение настолько очевидно для всех, что его нет необходимости доказывать.

Даже самые ограниченные из педологов, представлявшие себе развитие ребенка как процесс увеличения знании и умений, при котором у ребенка на протяжении всех лет жизни сохраняется постоянный коэффициент ума (IQ), все же признают некоторую возможность подлинного развития психики у умственно отсталого ребенка.

Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Даже при тяжелых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, приводящих к неуклонному распаду психики, т. е. при деменции, распад как бы переплетается с развитием. Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжкую патологию организма.

За последние годы область изучения развития психики обогатилась многими новыми данными. Справедливо будет сказать, что закономерности развития психики в филогенезе и онтогенезе являются одной из наиболее изученных и интересных глав именно советской психологии (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Но многие из этих данных опубликованы только в теоретических монографиях и еще не вошли в учебники психологии. Между тем правильное понимание своеобразия психического развития умственно отсталого ребенка невозможно без учета общих закономерностей развития психики. Это обстоятельство вызывает необходимость дать краткое, неизбежно схематичное изложение материала проблем развития психики (по крайней мере некоторых ее аспектов).

Попытаемся дать краткое изложение этой проблемы.

По мере развития живых организмов в филогенезе происходит изменение, усовершенствование их нервной системы. Это усовершенствование связано с изменением локализации функций, с их кортикализацией, т. е. перемещением из стволовых отделов мозга в кору. Так, например, если у голубя разрушить кору головного мозга, он продолжает видеть. Между тем зрительное отражение ребенком окружающего возможно лишь при сохранности затылочных долей коры головного мозга. Другим примером является функция локомоцни (передвижения). Различные способы передвижения у животных формируются в основном за счет coзревания к моменту рождения подкорковых структур мозга, в то время как у ребенка становление локомоции происходит при непосредственном участии коры головного мозга.

Совместив знания из области медицины и психологии, Александр Романович Лурия, основал новую науку – нейропсихологию. Если вам интересно, как устроена работа головного мозга, стоит прочитать эту статью. Она посвящена методике Лурии, которая успешно используется по сей день, и его главной теоретической модели.

Непризнанный гений


Активно научной деятельностью Лурия занимался в первой половине ХХ века. Его прогрессивные идеи опережали советскую действительность, поэтому не были приняты обществом. Но признание он получил за рубежом.

Прежде чем перейти к изучению концепции Лурии, отметим интересные факты из жизни учёного:

Таким образом, непризнанный в родных пенатах гений, оказался услышанным за рубежом. Более того, там его труды высоко ценились и использовались как в медицине, так и в психологии.

Что такое нейропсихология?

Эта наука изучает взаимосвязи между структурным и функциональным строением головного мозга и поведением субъекта. Первое изучает медицина, а второе – психология. По мнению Лурии, цель нейропсихологии – понять, какие функции мозга нарушены в результате повреждения, как это нарушение влияет на остальные процессы, и как с помощью здоровых участков мозга восстановить работу повреждённых.

Лурия разработал концепцию в нейропсихологии, которая помогала восстанавливать работу мозга многим пациентам, раненым во время войны. Благодаря этой концепции он стал выдающимся учёным двадцатого века.

Основы нейропсихического анализа Лурии

Согласно концепции Лурии о функциональных блоках мозга, структура этого органа представлена следующим образом:

  • энергетический блок, отвечающий за регуляцию, поддержание тонуса и бодрствование;
  • операционный блок, отвечающий за органы чувств;
  • блок программирования психических процессов.

Задача энергетического блока – обработка информации интероцептивного характера, то есть той, что поступает в мозг от внутренних органов. Главная функция этого блока – обеспечение примитивных механизмов, поддерживающих организм в тонусе и режиме бодрствования. Благодаря работе энергетического блока происходит активация организма. Если его работа нарушается, то человек становится вялым, истощенным, ухудшается его память, внимание, теряется равновесие эмоционального состояния.

Операциональный блок принимает, перерабатывает и хранит экстероцептивную информацию – ту, которая поступает из внешней среды. То есть, он тесно связан с органами чувств. Затылочная часть головного мозга отвечает за зрение, теменная – за осязание, височная – за слуховые сигналы. Соответственно, от локации повреждения зависит то, в каких органах чувств будет сбой.

Блок программирования психических процессов располагается в лобных долях головного мозга. Он работает на основе целей и замыслов, четко поставленных сознанием. Когда происходит поражение данного участка, страдают двигательные навыки и деятельность, основанная на целеполагании. Движения теряют плавность, человек не может ставить цели, строить планы, находить решения и средства для реализации задач.

Все три блока тесно взаимосвязаны, и только при совместной их работе обеспечивается нормальное психическое поведение. Однако советский ученый доказал, что многие нарушения работы головного мозга можно устранить путем усиленного развития неповрежденных участков. Яркий пример можно привести со времен войны. Первым пациентом Лурии стал Лев Засецкий, получивший серьезное ранение в голову, в результате которого он перестал читать, потерял память и ориентацию в пространстве. Исследования показали, что у пациента не поражен участок головного мозга, отвечающий за письмо. На этом и был сделан упор. Засецкий исписал тысячи листов прежде, чем смог вернуться к нормальной жизни. Развивая письменный навык, он смог частично восстановить работу других отделов мозга. В результате ему даже отказали в постановке первой группы инвалидности после выздоровления.

Методика оценки памяти

Еще одно значимое достижение Лурии – разработка эффективной методики заучивания слов. Сегодня она в основном используется для оценки памяти и диагностики отклонений в работе головного мозга у детей. Суть методики состоит в следующем:

  • выбирают 10 никак не связанных между собой слов;
  • проверяющий зачитывает слова ребенку и просит повторить то, что он запомнил;
  • процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не повторит все произнесенные слова.

Если с первого раза ребенок запомнил 4-5 слов, а все слова произнес после 3-5 повторов, его память работает хорошо, и функции мозга в норме. О нарушениях нервной системы и дисфункциях мозга, пусть даже незначительных, будет говорить тот факт, что после 5 повторов ребенок не смог произнести все 10 слов.

Такой тест можно провести и со взрослым. При этом если возникают проблемы с повторением слов, то это в большинстве случаев указывает не на плохую память, а на расстройство внимания.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:25, реферат

Высшая нервная деятельность ребенка раннего возраста имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Какие же это особенности?
Условные рефлексы возникают у детей сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Многие условные рефлексы, а, следовательно, умения, привычки, усвоенные правила поведения даже к трем годам не являются достаточно устойчивыми. И если их не подкреплять, они легко разрушаются.

анатомия и физиология.docx

Концепция А.Р. Лурия о системной динамической локализации высших психических функций открыла новые возможности для изучения проблемы “мозг и психика” с чисто материалистических позиций. Если прежде (до А.Р. Лурия) никто не сомневался в возможности локализации (т.е. в четком соотнесении с определенными мозговыми образованиями) так называемых элементарных сенсорных и моторных процессов (зрительных, слуховых ощущений, моторных реакций и т.д.), однако оставался открытым вопрос о возможностях локализации высших психических функций (восприятия, памяти, речи и др.), то после работ А.Р. Лурия этот вопрос был в принципе решен. Факторный анализ нарушений высших психических функций позволил по-новому объяснить их мозговую организацию и открыл широкие перспективы дальнейших исследований в этой области.

А.Р. Лурия, разрабатывая нейропсихологию как новую отрасль психологической науки, намеренно ограничивал сферу своих интересов высшими психическими функциями (когнитивными, двигательными), что отразилось и на названии теории, объясняющей соотношение мозга и психики (“теория системной динамической локализации вьющих психических функций”). Эмоционально-личностные явления и сознание, как предметы специальных нейропсихологических исследований в его трудах, если и встречаются, то только в контексте общего описания нейропсихологических синдромов. Их изучение должно стать следующим этапом развития нейропсихологии. Однако А.Р. Лурия не сомневался в безусловной необходимости и принципиальной возможности изучения проблем личности и сознания с позиций нейропсихологии.

Относительно нейропсихологии личности (или эмоционально-личностной сферы) А.Р. Лурия говорил, что в истории науки известны неудачные попытки связать понятия “личность” и “мозг” в виде “неоклейстизма” (одного из вариантов узкого локализационизма) или апелляции к исключительно надматериальной духовной природе личности. Решение этой проблемы он видел лишь в рамках теории системной динамической локализации психических функций, считая, что признание прижизненного формирования личности и поиски системной динамической мозговой организации ее различных составляющих (параметров, компонентов, аспектов) являются необходимыми условиями нейропсихологического рассмотрения проблемы. Учитывая большой вклад Б.В. Зейгарник в изучение проблемы личности, патологии мотивов деятельности и их иерархии, А.Р. Лурия указывал на необходимость строго дифференцировать в личности то, что связано с органической патологией мозга, и то, что обусловлено социальными факторами жизни, преломленными через ситуацию болезни. К личностным дефектам, как известно, А.Р. Лурия относил нарушения саморегуляции поведения, расстройства произвольного контроля, нарушения критики, которые он связывал с патологией третьего блока мозга, а также эмоциональные и мотивационные нарушения, возникающие при поражении и третьего, и первого блоков. Он считал, что “вопрос об отношении нейропсихологии к проблеме личности является очень сложным, однако крайне актуальным. Его решения требует само развитие и нейропсихологии, и общей психологии”.

Эти и другие высказывания А.Р. Лурия относительно нейропсихологического анализа эмоционально-личностной сферы не оставляют сомнения в том, что он был убежден в возможностях решения этого круга проблем с естественнонаучных позиций.

На современном этапе развития нейропсихологии весьма актуальными становятся вопросы о мозговой организации наиболее сложных форм психической реальности – эмоционально-личностной сферы и сознания. И вновь раздаются голоса о принципиальной недопустимости самой постановки вопроса об их мозговой организации (или локализации), о невозможности связывать эти сложные психические явления с какими-либо конкретными мозговыми образованиями. Вновь дискутируются вопросы об общественно-исторических, социальных и биологических, генетических детерминантах психики, причем в процессе таких дискуссий нередко смешиваются вопросы о содержании психических явлений (определяемом социальными факторами) и способах их реализации (с помощью конкретных мозговых механизмов). При решении этих проблем в рамках нейронаук на современном уровне вновь всплывают упрощенные представления о материальных основах психики (идеи о мозговых “центрах” эмоций, центрэнцефалическая теория сознания), с одной стороны, и современные “эквипотенциальные” теории (голографические концепции работы мозга) – с другой. Наряду с этими концепциями достаточно распространены и представления о принципиальной невозможности естественнонаучного объяснения таких сложных психических явлений, как личность и сознание в естественнонаучной материалистической парадигме.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ. 1976.

Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 ч. Ч. 2. М.: Педагогика, 1970.

Нейропсихология: Тексты / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ. 1984.

5. Индивидуально - типологические особенности – это своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Считается, что темперамент обозначает динамические и содержательные аспекты поведения.

Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Так о природе темперамента высказывались различные точки зрения, начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли и до наших дней и используются в исследованиях современных психологов); Э.Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К.Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций.

Но наибольшее внимание привлекла к себе в 20 г. ХХ в., после того, как И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом. Он теоретически обосновал и экспериментально подтвердил взаимосвязь темперамента и динамических свойств центральной нервной системы. Им было выделено три основных свойства нервной системы: сила (возбуждения – торможения), уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Теплов Б. М. сформулировал предположение о том, что темперамент определяется свойствами нервной системы. Он предложил трехфакторную структуру темперамента, которая состоит из следующих компонентов:

1) эмоциональная возбудимость; 2) выражение эмоций; 3) общая быстрота движений. При этом Б.М. Теплов отмечал, что достаточные основания для синтеза имеющегося знания относительно психодинамических и нейродинамических характеристик темперамента еще не определены и предупреждал о возможности ошибочного отождествления психологических характеристик и свойств нервной системы в определении темперамента.

В. Д. Небылицын, а позднее и его ученик В. М. Русалов (1985) две подструктуры: общую активность и эмоциональность. Первая представляет, по В. М. Русалову, компонент более высокоорганизованной структуры — интеллекта, а вторая — компонент характера.

Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию В.С. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности.

Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы современных логопсихологов – Л.Н. Собчик, Е. М. Мастюкова, Н.В.Черепкова, и др.

В основе индивидуальности ребенка лежат его природные особенности, обусловленные всевозможными комбинациями человеческих генов, некоторыми анатомо - физиологическими особенностями организма, головного мозга, органов чувств, а также типологическими свойствами нервной системы, т.е. типом высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности в психологии рассматривается как физиологическая основа темперамента

Е.М. Мастюкова считает, что психофизиологические и психолого-педагогические исследования, а также наблюдения специалистов по речи свидетельствует о том, что детям с речевой патологией свойственны особенности и своеобразие индивидуально-типологических особенностей.

Согласно взглядам темперамент не определяет возникновение того или иного дефекта, а именно дефект вызывает такие изменения характеристик темперамента, при которых их общая комбинация укладывается в рамки нового стиля поведения.

Исследования Черепковой Н.В. показывают, что умеренно-выраженная конституционально- типологическая недостаточность высшей нервной деятельности и личности, взаимодействуя с неблагоприятными внешними факторами (социальными, экологическими), способствует негативному дрейфу психотипологических особенностей из диапазона нормы в сторону границ диапазона пограничной аномальной личности органического происхождения; выраженная конституционально- типологическая недостаточность формирует гротескную психотипологическую и личностную изменчивость органического происхождения диапазона пограничной аномальной личности и является условием для негативного дрейфа в конституционально- континуальном пространстве к границам диапазона психопатии

Индивидуальные особенности развития ребенка, которые могут существенно влиять на поведение и эмоциональное состояние, в значительной степени взаимосвязаны с речевым развитием индивида.

Следовательно, проблема влияния речевого дефекта на индивидуально - типологические особенности детей является актуальной.

При проведении исследования необходимо было выяснить, отличаются ли индивидуально-типологические особенности детей, развивающихся в норме от индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями. Для этого были подобраны методики и на основе их результатов подведены итоги, дан количественный и качественный анализ проявлений индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи и детей с нормальным речевым развитием.

В контрольной группе сангвиники образовали 25%, они охотно включались в игру, рвались выполнять задания в числе первых. Первые неудачи не смущали их. Они были энергичны и веселы, охвачены азартом, уверены в успехе. После 2-3 неудачных попыток азарт пропадал, а с ним исчезало и желание продолжать борьбу. Ребенок терял интерес, дальнейшее участие в игре кажется ему ненужным и бессмысленным. А у детей экспериментальной группы сангвиники составили, 25%, такие дети не зациклены на своем дефекте, они психически уравновешенны.

В экспериментальной группе преобладают флегматики. В начале проведения методики они не сразу включались в игру. Они присматривались, как играют другие ребята, не суетились, не стремились выполнить задание быстрее всех. На неудачи не обращали внимания, продолжали делать новые попытки так же усердно и сосредоточенно и добивались положительного результата. Это все потому что они имеют нарушения речи. А у детей контрольной группы флегматический тип темперамента составил 25%, что может говорить о том, что они могут выдерживать значительные психические нагрузки. Однако отличаются большой неустойчивостью и повышенной раздражительностью.

Холерический тип темперамента преобладает в контрольной группе, так как они наиболее настойчивы и азартны, первыми включаются в игру, но дольше всех в ней задерживаются. В экспериментальной же группе, дети имеющие нарушения речи, холерики были выявлены у 25 % испытуемых, это можно объяснить тем, что дети с нарушениями речи более застенчивы.

Так же в ходе исследования был проведен теппинг- тест О. Черниковой, исходя из полученных дающий вывод, что типы нервной системы детей с речевыми нарушениями отличаются от свойств детей с нормальным развитием речи меньшей силой корковых процессов - они более чувствительны, у них наблюдается низкая подвижность. Дети экспериментальной группы не проявляют высокой целеустремленности, количество безразличных и заинтересованных детей оказалось равным, а значит, многие дети равнодушны к своему дефекту и не проявляют достаточных активности и стремления для его преодоления. Сниженные адаптивность, предсказуемость физиологических процессов, интерес к новому, частая смена настроения в сочетании с достаточной интенсивностью реакций. Им необходима постоянная стимуляция деятельности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.