Высшая нервная деятельность план

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

"Отец русской физиологии" - И.М. Сеченов написал книгу "Рефлексы головного мозга", где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.


Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным - постоянным, а другая - приобретенным.

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы - врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.


Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.


Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет - палочками и колбочками сетчатки.

Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды - они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.

С корой - без коры

Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное - запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.


Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного - включение лампочки.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.


Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой - происходит замыкание и формирование условного рефлекса.

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.


Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Павлов описан два вида коркового торможения:

  • Безусловное (внешнее)
  • Условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).


Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет - это и есть условное торможение.

Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание - исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.


У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук - они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .


Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.


В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.


Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик - легко возбудимый тип, сангвиник - уравновешенный. Флегматик - процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик - процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы - весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.


Эмоции - субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.

Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей - в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).


Память - способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.


Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

Фаза быстрого сна - именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные "умные" будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.


Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания - осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.


Сомнамбулизм (устаревшее - лунатизм) - болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Предмет физиологии ВНД.

Условнорефлекторная деятельность. Образование условных рефлексов.

Понятие динамического стереотипа.

Торможение условных рефлексов.

Сигнальная деятельность мозга. Сигнальные системы действительности.

Возрастные особенности сигнальных систем.

Понятие типов ВНД. Классификация типов ВНД.

1. Предмет физиологии внд

Предметом физиологии ВНД есть изучение закономерностей и функциональных механизмов мозга, обеспечивающих наиболее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Этот раздел физиологии раскрывает физиологические основы процессов обучения и воспитания.

И.П. Павловым был открыт метод объективного изучения психической деятельности человека – метод условных рефлексов. Деятельность И.П. Павлова и его учеников позволила создать принципиально новое направление в исследовании физиологии нервной системы – учение о ВНД.

2. Условнорефлекторная деятельность. Образование условных рефлексов

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс. Материальной базой рефлекса есть рефлекторная дуга. По происхождению рефлекторных дуг, все рефлексы можно поделить на безусловные и условные рефлексы.

Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов.

Рефлекторные дуги врожденные, генетически обусловленные

Рефлекторные дуги формируются в постнатальный период развития

Рефлекторные дуги относительно постоянны, рефлексы сохраняются на протяжении всей жизни

Рефлекторные дуги изменяющиеся, подвижны, формируются на базе дуг безусловных рефлексов

Образование условных рефлексов.

Рассмотрим пример условного рефлекса и его выработки: формирование реакции слюноотделения при виде лимона (натуральный условный рефлекс).

У человека, никогда не пробовавшего лимон, никаких реакций не возникает, кроме любопытства – ориентировочный рефлекс. Слюноотделение, как безусловно-рефлекторный акт возникает при раздражении рецепторов полости рта пищей – при попадании лимона в ротовую полость.

При формировании условного слюноотделительного рефлекса в качестве условного раздражителя (сигнал) выступает лимон, его вид. В качестве безусловного раздражителя (подкрепления) – вкус лимона.

Таким образом, условия образования условного рефлекса таковы:

1. Наличие условного раздражителя (сигнала) и безусловного раздражителя (подкрепления),

2. Условный раздражитель по силе своего воздействия слабее подкрепления.

3. Совместное или при отставании в 1-5 сек неоднократное действие сигнала и подкрепления.

4. Нормальное, деятельное функциональное состояние нервной системы, прежде всего головного мозга.

У ребенка до 3 лет для выработки полезных рефлексов ведущее значение имеет еще пищевое подкрепление. В дальнейшем большее значение приобретает словесное поощрение. В процессе обучения и воспитания не следует преувеличивать роль биологического (пищевое подкрепление, болевое раздражение), необходимо учитывать и роль социальных факторов в процессе формирования личности.

Особое значение имеют рефлексы на время, что лежит в основе организации режима дня ребенка, школьника. Эти рефлексы можно отнести к следовым.

Различают условные рефлексы 1,2, 3 и т.д. порядков. У животных возможно выработать условный рефлекс 3-4 порядка, у человека более высокого порядка.

Таким образом, условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни (уход от опасности, ориентировка во времени и пространстве и др.)


Урок обобщения и систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
vysshaya_nervnaya_deyatelnost.ppt 640.5 КБ
gruppa_1.docx 13.3 КБ
gruppa_2_prilozhenie_lyusher.docx 16.54 КБ
gruppa_2.docx 13.19 КБ
gruppa_3._prilozhenie.docx 80.05 КБ
gruppa_4.docx 15.7 КБ
gruppa_5.docx 14.8 КБ
otkrytyy_urok_vnd_cheloveka_sidorets_29.docx 391.29 КБ

Подписи к слайдам:

Упражнение В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенные слова и постарайтесь запомнить их. В течении 2 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке. Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл. Полученный результат сравните с таблицей и сделайте вывод.

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Определение характеристик объёма кратковременной памяти Число баллов Характеристика памяти 6 и меньше Объём памяти низкий. Желательно регулярно тренировать память. 7-12 Объём памяти чуть ниже среднего. 13 - 17 Объём памяти хороший. 18 - 21 Объём памяти отличный. Свыше 21 Ваша память феноменальна

Высшая нервная деятельность Основы поведения человека

Алгоритм защиты проекта 1.Цель вашего исследования 2. Методика 3. Данные, которые получили 4. Общий вывод

Группа 1. Проверка рефлексов участников группы, определение условных и безусловных Название рефлекса Вид рефлекса Способ вызывания Проявление ответной реакции Способы приобретения Подверженность затуханию Значение Надбровный Короткий удар неврологическим молоточком по краю надбровной дуги Быстрое смыкание век (мигание) Зрачковый на свет Больной смотрит на источник света, глаза открыты; исследующий плотно прикрывает ладонями оба глаза больного, затем быстро отводит руку Сужение зрачка при внезапном освещении его после затемнения Рефлекс Геринга – Брейера Сделать максимально большой вдох Рефлекторный выдох Лимон Понюхать нарезанный лимон Обильное выделение слюны Болевой Уколоть руку иглой (острым карандашом) Отдергивание руки

Группа 1. Проверка рефлексов участников группы, определение условных и безусловных Название рефлекса Вид рефлекса Способ вызывания Проявление ответной реакции Способы приобретения Подверженность затуханию Значение Надбровный Безусловный Короткий удар неврологическим молоточком по краю надбровной дуги Быстрое смыкание век (мигание) Врожденный Не затухает Защитный Зрачковый на свет Безусловный Больной смотрит на источник света, глаза открыты; исследующий плотно прикрывает ладонями оба глаза больного, затем быстро отводит руку Сужение зрачка при внезапном освещении его после затемнения Врожденный Не затухает Защитный Рефлекс Геринга – Брейера Безусловный Сделать максимально большой вдох Рефлекторный выдох Врожденный Не затухает Дыхательный Лимон Условный Понюхать нарезанный лимон Обильное выделение слюны Приобретенный Может затухнуть Пищевой Болевой Условный Уколоть руку иглой (острым карандашом) Отдергивание руки Приобретенный Может затухнуть Защитный

Группа 2. Определить эмоциональное состояние группы с помощью теста Люшера

Группа 3. Определить уровень интеллекта в группе используя краткий IQ-тест, составить план повышения интеллектуальных способностей коллектива Краткий ориентировочный тест (КОТ) где а — количество набранных баллов, в — максимальный балл по тесту (50). Полученный результат анализируется относительно социально–психологического норматива, условно рассматриваемого как 100% выполнения заданий теста и соотносится со шкалой дифференциации:

Группа 4 . Определение преобладающего типа мышления в группе (право- или левополушарные) Правополушарные: обладают конкретным и в то же время образным мышлением. Среди них много художников, артистов, исполнителей эстрадной музыки. Их речь эмоциональна и часто сопровождается жестикуляцией. Они откровенны, непосредственны в эмоциях, доверчивы, внушаемы и даже наивны. Левополушарные: рациональны, склонны к формальной логике, много и охотно пишут, свободно владеют иностранными языками, имеют грамматически правильно построенную речь. Среди них много инженеров, математиков, философов, лингвистов.

Группа 5. Определение преобладающего типа темперамента в группе

Высшая нервная деятельность Рефлекс – это наиболее правильная, чаще всего встречающаяся реакция на раздражители. Все рефлексы, возникающие в организме И.М.Сеченов подразделил на безусловные и условные. Безусловные рефлексы – это рефлексы, приобретенные в течение жизни. Совокупность происходящих в периферической нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма называют сигнальной системой. Животные, в отличие от человека, обладают только второй сигнальной системой. Интеллект характеризуется тремя основными чертами: способностью познавать, всеобщностью и ненаследуемостью. Чем ниже коэффициент IQ , тем выше считаются интеллектуальные способности человека. Существует три основных типа нервной деятельности: сангвиник, меланхолик, холерик. Самый сильный и уравновешенный из них меланхолик.

Высшая нервная деятельность Рефлекс – это наиболее правильная, чаще всего встречающаяся реакция на раздражители. Все рефлексы, возникающие в организме И.П.Павлов подразделил на безусловные и условные. Безусловные рефлексы – это рефлексы, наследуемые с рождения . Совокупность происходящих в центральной нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма называют сигнальной системой. Животные, в отличие от человека, обладают только первой сигнальной системой. Интеллект характеризуется тремя основными чертами: способностью познавать, всеобщностью и наследуемостью. Чем выше коэффициент IQ , тем выше считаются интеллектуальные способности человека. Существует четыре основных типа нервной деятельности: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик. Самый сильный и уравновешенный из них сангвиник .

1. Предмет физиологии внд

Предметом физиологии ВНД есть изучение закономерностей и функциональных механизмов мозга, обеспечивающих наиболее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Этот раздел физиологии раскрывает физиологические основы процессов обучения и воспитания.

И.П. Павловым был открыт метод объективного изучения психической деятельности человека – метод условных рефлексов. Деятельность И.П. Павлова и его учеников позволила создать принципиально новое направление в исследовании физиологии нервной системы – учение о ВНД.

2. Условнорефлекторная деятельность. Образование условных рефлексов

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс. Материальной базой рефлекса есть рефлекторная дуга. По происхождению рефлекторных дуг, все рефлексы можно поделить на безусловные и условные рефлексы.

Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов.

Рефлекторные дуги врожденные, генетически обусловленные

Рефлекторные дуги формируются в постнатальный период развития

Рефлекторные дуги относительно постоянны, рефлексы сохраняются на протяжении всей жизни

Рефлекторные дуги изменяющиеся, подвижны, формируются на базе дуг безусловных рефлексов

Образование условных рефлексов.

Рассмотрим пример условного рефлекса и его выработки: формирование реакции слюноотделения при виде лимона (натуральный условный рефлекс).

У человека, никогда не пробовавшего лимон, никаких реакций не возникает, кроме любопытства – ориентировочный рефлекс. Слюноотделение, как безусловно-рефлекторный акт возникает при раздражении рецепторов полости рта пищей – при попадании лимона в ротовую полость.

При формировании условного слюноотделительного рефлекса в качестве условного раздражителя (сигнал) выступает лимон, его вид. В качестве безусловного раздражителя (подкрепления) – вкус лимона.

Вид лимона приводит к возникновению очага возбуждения в корковом центре зрительного анализатора (затылочная область).

Таким образом, условия образования условного рефлекса таковы:

1. Наличие условного раздражителя (сигнала) и безусловного раздражителя (подкрепления),

2. Условный раздражитель по силе своего воздействия слабее подкрепления.

3. Совместное или при отставании в 1-5 сек неоднократное действие сигнала и подкрепления.

4. Нормальное, деятельное функциональное состояние нервной системы, прежде всего головного мозга.

У ребенка до 3 лет для выработки полезных рефлексов ведущее значение имеет еще пищевое подкрепление. В дальнейшем большее значение приобретает словесное поощрение. В процессе обучения и воспитания не следует преувеличивать роль биологического (пищевое подкрепление, болевое раздражение), необходимо учитывать и роль социальных факторов в процессе формирования личности.

Особое значение имеют рефлексы на время, что лежит в основе организации режима дня ребенка, школьника. Эти рефлексы можно отнести к следовым.

Благодаря экстраполяционным рефлексом формируется способность на основе анализа окружающей среды предвидеть результаты своей деятельности или события.

Различают условные рефлексы 1,2, 3 и т.д. порядков. У животных возможно выработать условный рефлекс 3-4 порядка, у человека более высокого порядка.

Таким образом, условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни (уход от опасности, ориентировка во времени и пространстве и др.)

3. Понятие динамического стереотипа

Последовательная цепь условнорефлекторных актов, осуществляемая в строго определенном порядке во времени и пространстве называется динамическим стереотипом. Выработка стереотипа – сложная синтезирующая деятельность коры. Стереотип трудно вырабатывается, но его поддержание при выработке не требует значительного напряжения кокковой деятельности. Стереотипные действия легки в выполнении (письмо, трудовые операции и т.д.).

Динамический стереотип является у человека основой образования привычек, лежит в основе режима дня. Стереотипы устойчивы, они составляют основу человеческого поведения. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особое внимание на правильность выполнения тех или иных действий, операций, поступков, на правильность приемов обучения и воспитания.

4. Торможение условных рефлексов

Безусловное (внешнее) торможение условных рефлексов.

Торможение возможно, когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, более сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом.

А) Индукционное торможение – новый очаг возбуждения вызывает понижение возбудимости в участках коры больших полушарий, связанных с осуществлением условного рефлекса. Например, при осуществлении условного слюноотделительного рефлекса у животного на свет, включение звонка станет причиной торможения этого рефлекса. Болезненный воспалительный очаг, переполненный мочевой пузырь способны затормозить условный рефлекс.

Б) Запредельное торможение проявляется при чрезмерном увеличении силы или времени действия условного раздражителя, при этом условный рефлекс ослабевает и может перестать иметь место. Это торможение имеет охранительное значение.

Условное (внутреннее) торможение условных рефлексов.

Торможение развивается внутри дуги условного рефлекса, в нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса. Внутреннее торможение необходимо вырабатывать, оно возникает при определенных условиях, требует для выработки иногда длительного времени.

А) Угасание условного рефлекса.. При многократном не подкреплении действия условного раздражителя (при выработанном условном рефлексе) через какой-то промежуток времени рефлекс не проявляется – угасает. Например, утрата навыка игры на музыкальном инструменте, непрочность знания учебного материала. У детей угасание формируется медленнее, чем у взрослых (затормозить проявление вредных привычек у детей труднее).

Значение этого вида торможения условных рефлексов состоит в том, что благодаря угасанию организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение (лишние движения при письме, трудовых операциях, физических упражнениях и др.).

Б) Торможение запаздывание условных рефлексов развивается, если отставить во времени подкрепление условного раздражителя безусловным. Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом, под влиянием воспитания и тренировки. Например, поднятая рука первоклассника и умение сдерживать свои желания, формирование силы воли старшеклассника.

В) Точный анализ сходных раздражителей обеспечивает биологически целесообразные реакции: различение, разделение сигналов, дифференцировка сходных воздействий на организм. Дифференцировка сходных условных раздражителей вырабатывается путем подкрепления одних и не подкрепления других раздражителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители. Благодаря этому торможению мы различаем шумы, цвета, форму, похожие предметы и т.д.. Дифференцировка у ребенка вырабатывается с первых дней жизни.

Г) Условный тормоз. Близок к дифференцировочному торможению. Выработка его происходит в том случае, если к условному сигналу присоединяют добавочный индифферентный раздражитель и их действие не сопровождают подкреплением. При этом условный раздражитель без дополнительного индифферентного продолжают подкреплять безусловным.

5. Сигнальная деятельность мозга. Сигнальные системы действительности

В условных рефлексах отражается сигнальность как совершенная ее форма. Принцип сигнальности отражает фактор будущего, обеспечивает готовность к тому, что будет или не будет. Способность человека прогнозировать будущее – наивысшая форма проявления этого принципа.

Сигналы – это те раздражители, которые приобрели свое сигнальное значение при выработке условного рефлекса.

И.П.Павлов обнаружил различия при действии сигнальных раздражителей. Среди них можно выделить группу конкретных раздражителей и абстрактных. Конкретные, по словам И.П.Павлова, это раздражения и следы их действия в больших полушариях, приходящие в специальные клетки – рецепторы. Абстрактные раздражители обозначают конкретные раздражители, сигналы сигналов, смысловая нагрузка слова.

Общими для человека и животных являются анализ и синтез конкретных сигналов, что составляет первую сигнальную систему действительности.

Вторая сигнальная система действительности, свойственна только человеку — абстрактные раздражители и условные рефлексы, которые вырабатываются на их действие.

Первая и вторая сигнальные системы действительности функционируют совместно. И.П. Павлов отмечал, что через первую сигнальную систему организм приспосабливается к среде, через вторую становится ее хозяином.

Люди, с преобладанием первой сигнальной системы более охотно реагируют на конкретные раздражители, для них предпочтительнее действие конкретного раздражителя, чем абстрактного – словесное объяснение, охотнее воспринимают информацию, представленную в таблицах, в виде графиков. У людей с преобладанием второй сигнальной системы быстрее и прочнее формируются условные рефлексы на действие абстрактных раздражителей.

Возможно выявление преобладания (доминирования) первой или второй сигнальной системы в условиях наблюдения или эксперимента, в том случае, если мозг будет поставлен в условия выбора.

6. Возрастные особенности сигнальных систем

7. Понятие о типах внд. Классификация типов внд

Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Совокупность этих свойств называют называют типом высшей нервной деятельности (тип ВНД).

В основе типа ВНД лежат особенности протекания в мозге процессов возбуждения и торможения. Ведущими по мненияю И.П.Павлова являются следующие свойства:

А) Сила процессов возбуждения и торможения – работоспособность корковых клеток, которая определяется длительностью нервного напряжения.

Б) Уравновешенность – соотношение процессов возбуждения и торможения по силе.

На основании проявления этих свойств И.П.Павлов выделил четыре типа ВНД:

1. Сильный неуравновешенный (преобладает возбуждение над торможением);

2. Сильный уравновешенный (большая подвижность нервных прцессов);

3. Сильный с малой подвижностью нервных процессов (инертный);

4. Слабый тип характеризуется быстрой истощаемостью нервных клеток.

В реальной действительности типов ВНД значительно больше.

И.П. Павлов считал, что основные типы ВНД, обнаруженные и описанные по результатам экспериментов и наблюдений за животными, совпадают с темпераментами, установленными у людей Гиппократом.

Сильный неуравновешенный тип ВНД соответствует холерическому темпераменту, сильный уравновешенный – сангвиническому, инертный – флегматическому, слабый – меланхолическому.

По особенностям функционирования сигнальных систем у людей можно выделить следующие типы ВНД: художественный и мыслительный.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.