Высшая нервная деятельность поведение психика презентация

Данная презентация, применяется при изучении темы- высшая нервная деятельность человека, на уроках биологии в 8 классе . Она включает в себя основные понятия связанные с данной темой, а также тесты на определение различных видов памяти и внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
vysshaya_nervnaya_deyatelnost.ppt 478 КБ

Подписи к слайдам:

Тема урока: Высшая нервная деятельность Цели урока: - дать определение высшей нервной деятельности человека и рассмотреть её проявления - охарактеризовать различные проявления высшей нервной деятельности (мышление, речь, память и т.д.) и установить их роль в жизни человека - провести тесты позволяющие оценить характеристики различных видов памяти и устойчивость внимания

Высшая нервная деятельность человека – это деятельность мозга связанная с его психикой. Основные проявления высшей нервной деятельности: Мышление Речь Память Внимание Эмоции Воля

Мышление – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающей связи и отношения между познавательными процессами. Виды мышления: По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. По характеру задач: теоретическое, практическое По степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

Мыслительные операции: Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в целое. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции речи: В общении: Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств. Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена. В мышлении: Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Виды памяти: По длительности сохранения: долговременная, кратковременная оперативная. По преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая, двигательная. По уровню организации: наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная

Опыт №1 Выявление объёма кратковременной памяти В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенные слова и постарайтесь запомнить их. В течении 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке. Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл. Полученный результат сравните с таблицей и сделайте вывод.

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Определение характеристик объёма памяти Число баллов Характеристика памяти 6 и меньше Объём памяти низкий. Желательно регулярно тренировать память. 7-12 Объём памяти чуть ниже среднего. 13 - 17 Объём памяти хороший. 18 - 21 Объём памяти отличный. Свыше 21 Ваша память феноменальна

Опыт №2 Определение объёма зрительной памяти Определите объём своей зрительной памяти: в течении 1 минуты изучите фигуры на рисунке №1, а затем найдите их на рисунке №2. Подсчитайте процент фигур названных правильно.

Показатели зрительной памяти 90 – 100 % - отлично 70 – 90 % - очень хорошо 50 – 70 % - хорошо 30 – 50 % - удовлетворительно 10 -30 % - плохо 0 -10 % - очень плохо

Опыт №3 Изучение устойчивости внимания Внимательно присмотритесь к рисунку на котором изображена проекция усечён- ной пирамиды в течении 30 секунд. При каждом изменении восприятия не глядя в тетрадь делаете штрих. После оконча – ния опыта результат удваиваете и сравниваете с таблицей.

Оценка характера устойчивости внимания Частота изменения изображения Характеристика внимания Не более 11 раз Очень устойчивое 12 -20 раз Средней устойчивости Более 20 раз Недостаточно устойчивое

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация по теме ВНД человека.

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Презентация к уроку.

Примеры заданий для осуществления контроля знаний учащихся(дифференцированные).

Курс предназначен для осуществления в 9 классе в качестве предпрофильной подгтовки и в 10-11 классах в качестве элективного курса, поддерживающего естественнонаучный профиль.

В данном материале представлены тестовые задания с одним выбором ответа, с несколькими ответами, задания на соответствие и развернутый ответ. Данный материал поможет учащимся 9-х классов повторить дан.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемДмитрий Багреев

Презентация на тему: " Высшая нервная деятельность. Высшая нервная деятельность (ВНД) нервные процессы, лежащие в основе поведения человека и обеспечивающих приспособляемость." — Транскрипт:

1 Высшая нервная деятельность

2 Высшая нервная деятельность (ВНД) нервные процессы, лежащие в основе поведения человека и обеспечивающих приспособляемость к условиям среды. Основоположником учения о ВНД является И.М. Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.

3 Создание учения о ВНД. Рефлексы И.П. Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М. Сеченова и создал учение об условных и безусловных рефлексах. Рефлекс – реакция организма на внешние раздражители. И.П. Павлов

4 Безусловный рефлекс – реакция организма на строго определенные внешние раздражители. К безусловным рефлексам относятся: пищевые, дыхательные, оборонительные, половые, ориентировочные.

5 Инстинкт - определенная последовательность безусловных рефлексов, определяющая некоторые формы поведения. Например построение ловчей сети пауком- крестовиком, плотины бобрами.

6 Условные рефлексы – приобретенные в течение жизни реакции, с помощью которых происходит приспособление организма к воздействиям среды. Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным. Для образования прочной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным. FLASH

7 Условные и безусловные рефлексы Безусловные Условные * Являются врожденными * Вырабатываются в течение всей жизни * Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида * Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта * Постоянны и не затухают в течение жизни * Непостоянны, могут исчезать (тормозиться)

8 Условные и безусловные рефлексы Безусловные Условные * Осуществляются в ответ на определенное раздражение * Формируются на основе безусловных рефлексов * Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга * Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга

9 Торможение рефлексов В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы торможения. Различают два вида торможения внешнее и внутреннее. 1. Внешнее торможение (безусловное). Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.

10 2. Внутреннее торможение развивается только в коре. А) Условное - неподкрепление условного раздражителя безусловным. Например: * Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает. * Пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем.

11 Б) Дифференцировка. Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел свои или чужие.

12 А.А. Ухтомский разработал основы учения о доминанте: в мозге временно господствует какой-то один очаг возбуждения, в результате обеспечивается выполнение одного жизненно важного в данный момент рефлекса. Различают оборонительные, пищевые, половые и другие виды доминант.

13 ВНД человека и животных Важную роль при рождении играет импринтинг – запечатлевание. У животных проявляется в реакции следования новорожденных за первым движущимся объектом. Например, К Лоренц и гуси….

14 Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть). Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. Так, ставшая знаменитой обезьяна Имо вместо выбирания зерен из песка бросила их смесь в воду, после чего собрала зерна с поверхности.

16 Бодрствование и сон

17 Сон - защитное приспособление организма от переутомления, охранительное торможение коры головного мозга. Во время сна клетки мозга восстанавливают работоспособность.

18 Биологические ритмы Регулярная смена сна и бодрствования - это необходимый суточный цикл любого живого организма. 1/3 жизни человек проводит во сне.

20 Продолжительность сна в разном возрасте

22 Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - график электрической активности головного мозга. Он показывает, что процесс сна разбивается на несколько циклов, продолжительность которых примерно 90 минут.

23 Фазы сна 1) Медленный сон: * Длится минут * Снижается мышечный и сосудистый тонус * Дыхание ровное

24 2) Быстрый сон: * минут * Сопровождается непроизвольным движением глаз, пальцев * Учащается пульс и дыхание. * В эту фазу человек видит сны, в коре появляются мелкие и быстрые электрические волны.

25 В течение 6-8 ч сна фазы быстрого сна появляются 4-5 раз, делаясь все более продолжительными. В целом быстрый сон занимает около 20% времени. Человек обычно просыпается в фазе быстрого сна.

26 Нарушения сна Недосыпание, как и длительный сон, вредно организму. Взрослый человек в среднем должен спать 7-8 часов. Недосыпание и длительный сон делают человека вялым, ленивым.

27 Бессонница (инсомния) – невозможность заснуть или частые пробуждения среди сна. Причина: стрессы, неврозы, смена частая часовых поясов. Сонливость (гиперсомния), часто объясняется плохим ночным сном. Но есть редкое заболевание – летаргия (человек может проспать несколько лет).

29 Женщина-феномен Назира Рустемова, которая заснула в четырехлетнем возрасте и проспала летаргическим сном 16 лет

30 Какое отношение к природным биоритмам имеет смена сна и бодрствования? Что происходит во время сна? Чем быстрый сон отличается от медленного? Каково значение сна? Сновидений?















Описание презентации по отдельным слайдам:

Высшая нервная деятельность человека

Рефлекс, как одно из важнейших компонентов ВНД Рефлекс — реакция организма на раздражитель с участием нервной системы и под её контролем. Они начинаются раздражением рецепторов органов чувств и заканчиваются мышечным движением. Рефлексы делятся две большие группы-безусловные и условные рефлексы.

Безусловные рефлексы Безусловные рефлексы (врожденные рефлексы) — постоянные врожденные реакции организма на определенные изменения окружающей среды, осуществляемые при участии нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения. Безусловные рефлексы очень разнообразны, но в стоит выделить несколько: Простые Сложные Пищевые Оборонительные Ориентировочно-исследовательские

Условные рефлескы Условные (приобретенные) рефлексы — реакции организма на определенные изменения окружающей среды, приобретенные в течение жизни. Эти рефлексы классифицируются по различным признакам: Натуральные рефлексы Искусственные рефлексы Положительные рефлексы (условные рефлексы, в динамике которых проявляется активность организма в виде двигательных или секреторных реакций;) Отрицательные (тормозные) рефлексы (условные рефлексы, связанные с угнетением двигательных или секреторных реакций)

Сигнальные системы ВНД В основе поведения человека и животных лежит большое кол-во условных рефлексов. Поэтому все компоненты, явления и свойства окружающего нас мира, оказывающие воздействие на рецепторы органов чувств и вызывающие ответную рефлекторную реакцию организма, составляют первую сигнальную систему. В дополнение к первой сигнальной системе у человека есть вторая сигнальная система, позволяющая любое действие и предмет обозначить словом.

Первая сигнальная система человека Первая сигнальная система — это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира. Первая сигнальная система есть и у животных и у человека, она является основой для адаптивного поведения.

Вторая сигнальная система человека Вторая сигнальная система — словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом. С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность образования понятий и представлений. Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Человек может оперировать не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами. Эта сигнальная система получила развитие у человека в связи с коллективным образом жизни, при котором служит главным средством общения. Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми словами, служит основой мыслительной деятельности.

Мышление — основа ВНД Мышление — высшая форма анализа и синтеза, способность мозга отражать действительность. Это способность человека познавать окружающий мир и представлять свое отношение к действительности с помощью слов и образов. Существует понятие абстрактное мышление, оно характеризуется так: получение новых знаний при мысленном отвлечении от конкретной действительности. Также существует понятие рассудочная деятельность — способности высокоразвитой нервной системы переносить уже имеющиеся навыки в новые условия, решать логические и абстрактные задачи, делать выводы. Мышление является продуктом деятельности всего мозга,но, что интересно, правое и левое полушария могут отвечать за совершение различных операций. Мышление представляет собой самую сложную форму психической деятельности человека, вершину её эволюционного развития.

Темперамент Темпера́мент — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу формирования и развития характера. Выделяют четыре основных типа темперамента: Холерик: сильный, неуравновешенный человек; характеризуется сильным раздражительным и слабым тормозным процессом, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Флегматик: сильный, уравновешенный, инертный человек; с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. Меланхолик: слабый; характеризуется слабостью и возбуждения, и торможения; плохо приспосабливается к условиям окружающей среды человек. Сангвиник: сильный, уравновешенный, подвижный; имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.

Память Память это одно из основных свойств нервной системы, заключающееся долгое время сохранять накопленную информацию и многократно воспроизводить её. Без памяти невозможно мышление и обучение. Память складывается из 3 взаимосвязанных этапов: запоминание, хранение и воспроизведение информации. Различают следующие виды памяти: Сенсорная Оперативная Кратковременная Долговременная

Эмоции Эмоции — внешнее выражение отношения человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоциональные состояния реализуются в определённых поведенческих реакциях. Эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при удовлетворении этих потребностей. Различают эмоции положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, грусть). Также выделяют: Низшие эмоции (связаны с физиологическими потребностями) Высшие эмоции (возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и духовных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции)

Сон Сон — это особое, периодически наступающие состояние мозга и организма в целом. В состоянии сна человек проводит одну треть своей жизни. Лишение сна переносится организмом тяжелее, чем лишение пищи. Физиологические особенности состояния сна: отсутствие реакций на внешние раздражители; торможение условных рефлексов; уменьшение частоты и силы сердечных сокращений; снижение артериального давления; уменьшение частоты и глубины дыхания; снижение скорости обмена веществ; понижение температуры тела.


  • Скачать презентацию (0.19 Мб) 45 загрузок 3.3 оценка




















  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация "Высшая нервная деятельность" описывает различные процессы, протекающие в ЦНС человека и влияющие на его поведение (рефлексы), психическое развитие и изменения, рассудочную и познавательную деятельность (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение).

  • Поведение;
  • Сеченов И.М. и Павлов И.П.;
  • Виды рефлексов;
  • Психика;
  • Рассудочная деятельность;
  • Психические познавательные процессы.

Для проведения урока учителем

Содержание


Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.
Материальная основа ВНД:

  • кора больших полушарий
  • подкорковые ядра
  • образования промежуточного мозга

Поведение — целенаправленная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.

Что рефлексы головного мозга включают три звена:

  • Возбуждение в органах чувств
  • Процессы возбуждения и торможения в мозгу
  • Движения и действия человека, т.е. поведение

  • Основоположник физиологии поведения
  • Создал учение о безусловных и условных рефлексах

  • Это свойство высоко организованной материи мозга
  • Это субъективное отражение объективного мира
  • Отражение действительности в мозге

  • Способность животных и человека улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях
  • Уровень рассудочной деятельности у животных связан с развитием нервной системы
  • Высшего развития она достигает у человека и проявляется в виде мышления

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление (речь)
  • Воображение

Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

  • Процесс формирования образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.
  • В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия представлен весь предмет.

Контрольные вопросы позволяют выявить искренность ответов.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком ранее пережитых им чувств, мыслей, образов прежде воспринятых предметов и явлений.

  • Кратковременная
    Очень краткое сохранение материала (в первые секунды после восприятия)
  • Долговременная
    Длительное сохранение материала после многократного сохранения и воспроизведения

  • Отсутствует специальная цель что-либо запомнить
  • Формируется основная часть жизненного опыта

  • Присутствует специальная цель что-либо запомнить
  • Формируются профессиональные и другие специальные знания

  • Высший психический процесс, оперирование понятиями, выраженными в речи
  • Понятие – это общее и существенное в различных предметах, явлениях и событиях
  • Самое сложное в понятии – абстракция
  • Абстрагирование - отказ от дополнительных и несущественных качеств предмета

  • Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
  • Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, накапливать их для передачи последующим поколениям.

Высшая нервная деятельность

Особенности ВНД человека

Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека. Первая и вторая сигнальная система Формирование динамического стереотипа Сознание как специфическое свойство человека. Особенности бессознательных подсознательных процессов.

Используя знания о социальных факторах эволюции человека, объяснить причины возникновения сознания как исключительного свойства человека. Задачи: Развивать знания о высшей нервной деятельности на основе рассмотрения особенностей ВНД человека. Формировать умения сравнивать.

Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку

Коллективная трудовая деятельность Общение – Речь Сознание

Ощущение – воздействие на рецептор Восприятие – основа представлений Образ

Сеченов И. М. 1829-1905 г.г.

Принцип причинности: нервные явления не происходят без причины Принцип структурности: функциям происходящим в головном мозге соответствует ее материальный носитель - элемент нервной системы Принцип единства анализа и синтеза: работа мозга строится на основе анализа и синтеза. Организм извлекает полезную информацию, перерабатывает ее формирует ответные действия.

Что рефлексы головного мозга включают три звена: Возбуждение в органах чувств Процессы возбуждения и торможения в мозгу Движения и действия человека, т.е. поведение

Павлов И. П. 1849-1936 г.г.

Открыл вторую сигнальную систему Поведение – это сочетание условных и безусловных рефлексов Создал учение о безусловных и условных рефлексах

Реакция на внешние воздействие (шум) – безусловный рефлекс – условный рефлекс (ориентировочный). Условный рефлекс – временная связь на время действия условий. Условный рефлекс составляет основу учения и воспитания.

- связующее звено между врожденными и приобретенными формами поведения Значение: Запоминание родителей; Перенимают навыки поведения; Формирование личности человека;

Слова – вторые сигналы – сигналы сигналов. Слова формируются в процессе общения Слово – мышление – познание.

Объединение в динамическую цепочку несколько условных рефлексов. Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега. Основа поведения человека Препятствует преодолению вредных привычек.

Сознательная деятельность: Составляет план. Обдумывает способы осуществления плана. Опирается на опыт других людей (или советуется). Добивается поставленной цели.

У человека Память. Воображение Мышление

У животных Рассудочная деятельность Конкретное мышление

Пример: а) сосредоточение внимания, б) способность человека к волевым усилиям.

Доминанта – главенствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе

А.А. Ухтомский, физиолог

Это все процессы доведенные до автоматизма.

Обучение (чему-либо) Активный сознательный процесс Выполнение без участия сознания, т.е. автоматически.

Сигнальные системы действительности

Презентацию на тему "Высшая нервная деятельность. поведение" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Биология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 19 слайд(ов).

Слайды презентации


Высшая нервная деятельность


Высшая нервная деятельность(ВНД)

Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде Материальная основа ВНД: +Кора больших полушарий + подкорковые ядра + образования промежуточного мозга


Поведение — целенаправленная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.


Сеченов И. М. 1829-1905 г.г.


Что рефлексы головного мозга включают три звена: Возбуждение в органах чувств Процессы возбуждения и торможения в мозгу Движения и действия человека, т.е. поведение


Основоположник физиологии поведения Создал учение о безусловных и условных рефлексах

Павлов И. П. 1849-1936 г.г.



Это свойство высоко организованной материи мозга Это субъективное отражение объективного мира Отражение действительности в мозге


Способность животных и человека улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях Уровень рассудочной деятельности у животных связан с развитием нервной системы Высшего развития она достигает у человека и проявляется в виде мышления


Психические познавательные процессы

Ощущение Восприятие Внимание Память Мышление (речь) Воображение


отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.


Процесс формирования образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия представлен весь предмет.



Изучение свойств внимания

Контрольные вопросы позволяют выявить искренность ответов


– запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком ранее пережитых им чувств, мыслей, образов прежде воспринятых предметов и явлений


Виды памяти (по продолжительности сохранения материала)

Кратковременная Очень краткое сохранение материала (в первые секунды после восприятия)

Долговременная Длительное сохранение материала после многократного сохранения и воспроизведения


Виды памяти (по характеру целей запоминания)

Непроизвольная Отсутствует специальная цель что-либо запомнить

Произвольная Присутствует Специальная цель что-либо запомнить

Формируется основная часть жизненного опыта

Формируются профессиональные и другие специальные знания


Высший психический процесс, оперирование понятиями, выраженными в речи Понятие – это общее и существенное в различных предметах, явлениях и событиях Самое сложное в понятии – абстракция Абстрагирование - отказ от дополнительных и несущественных качеств предмета


исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, накапливать их для передачи последующим поколениям.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.