Взаимодействие между различными уровнями цнс в процессе регуляции функций

Координационная деятельность (КД) ЦНС представляет собой согласованную работу нейронов ЦНС, основанную на взаимодействии нейронов между собой.

Функции КД:

1) обеспечивает четкое выполнение определенных функций, рефлексов;

2) обеспечивает последовательное включение в работу различных нервных центров для обеспечения сложных форм деятельности;

3) обеспечивает согласованную работу различных нервных центров (при акте глотания в момент глотания задерживается дыхание, при возбуждении центра глотания тормозится центр дыхания).

Основные принципы КД ЦНС и их нейронные механизмы.

1. Принцип иррадиации (распространения). При возбуждении небольших групп нейронов возбуждение распространяется на значительное количество нейронов. Иррадиация объясняется:

1) наличием ветвистых окончаний аксонов и дендритов, за счет разветвлений импульсы распространяются на большое количество нейронов;

2) наличием вставочных нейронов в ЦНС, которые обеспечивают передачу импульсов от клетки к клетке. Иррадиация имеет границы, которая обеспечивается тормозным нейроном.

2. Принцип конвергенции. При возбуждении большого количества нейронов возбуждение может сходиться к одной группе нервных клеток.

3. Принцип реципрокности – согласованная работа нервных центров, особенно у противоположных рефлексов (сгибание, разгибание и т. д.).

4. Принцип доминанты. Доминанта– господствующий очаг возбуждения в ЦНС в данный момент. Это очаг стойкого, неколеблющегося, нераспространяющегося возбуждения. Он имеет определенные свойства: подавляет активность других нервных центров, имеет повышенную возбудимость, притягивает нервные импульсы из других очагов, суммирует нервные импульсы. Очаги доминанты бывают двух видов: экзогенного происхождения (вызванные факторами внешней среды) и эндогенными (вызванные факторами внутренней среды). Доминанта лежит в основе формирования условного рефлекса.

5. Принцип обратной связи. Обратная связь – поток импульсов в нервную систему, который информирует ЦНС о том, как осуществляется ответная реакция, достаточна она или нет. Различают два вида обратной связи:

1) положительная обратная связь, вызывающая усиление ответной реакции со стороны нервной системы. Лежит в основе порочного круга, который приводит к развитию заболеваний;

2) отрицательная обратная связь, снижающая активность нейронов ЦНС и ответную реакцию. Лежит в основе саморегуляции.

6. Принцип субординации. В ЦНС существует определенная подчиненность отделов друг другу, высшим отделом является кора головного мозга.

7. Принцип взаимодействия процессов возбуждения и торможения. ЦНС координирует процессы возбуждения и торможения:

оба процесса способны к конвергенции, процесс возбуждения и в меньшей степени торможения способны к иррадиации. Торможение и возбуждение связаны индукционными взаимоотношениями. Процесс возбуждения индуцирует торможение, и наоборот. Различаются два вида индукции:

1) последовательная. Процесс возбуждения и торможения сменяют друг друга по времени;

2) взаимная. Одновременно существует два процесса – возбуждения и торможения. Взаимная индукция осуществляется путем положительной и отрицательной взаимной индукции: если в группе нейронов возникает торможение, то вокруг него возникают очаги возбуждения (положительная взаимная индукция), и наоборот.

По определению И. П. Павлова, возбуждение и торможение – это две стороны одного и того же процесса. Координационная деятельность ЦНС обеспечивает четкое взаимодействие между отдельными нервными клетками и отдельными группами нервных клеток. Выделяют три уровня интеграции.

Первый уровень обеспечивается за счет того, что на теле одного нейрона могут сходиться импульсы от разных нейронов, в результате происходит или суммирование, или снижение возбуждения.

Второй уровень обеспечивает взаимодействиями между отдельными группами клеток.

Третий уровень обеспечивается клетками коры головного мозга, которые способствуют более совершенному уровню приспособления деятельности ЦНС к потребностям организма.

Интегрирующая роль ЦНС – это соподчинение и объединение тканей и органов в центрально-периферическую систему, деятельность которой направлена на достижение полезного для организма приспособительного результата.

Такое объединение становится возможным благодаря участию ЦНС в управлении опорно-двигательным аппаратом с помощью соматической нервной системы, благодаря регуляции функций всех тканей и внутренних органов с помощью вегетативной

нервной системы и эндокринной системы, благодаря наличию обширнейших афферентных связей ЦНС со всеми соматическими и вегетативными эффекторами.

Можно выделить четыре основных уровня ЦНС, каждый из которых вносит свой вклад в обеспечение интегративных процессов.

Первый уровень — нейрон . Благодаря множеству возбуждающих и тормозящих синапсов на нейроне он превратился в ходе эволюции в решающее устройство. Взаимодействие возбуждающих и тормозящих входов, взаимодействие субсинаптических нейрохимических процессов в протоплазме в конечном итоге определяют, возникнет ли та или иная последовательность ПД на выходе нейрона или нет, т.е. будет ли дана

команда другому нейрону, рабочему органу или нет.

Второй уровень — нейрональный ансамбль ( модуль ) , обладающий качественно новыми свойствами, отсутствующими у отдельных нейронов, позволяющими ему включаться в различные более сложные разновидности реакций ЦНС.

Третий уровень — нервный центр . Благодаря наличию множественных прямых, обратных, реципрокных связей в ЦНС, наличию прямых и обратных связей с периферическими органами нервные центры часто выступают как автономные командные устройства, реализующие управление тем или иным процессом на периферии в составе саморегулирующейся, самовосстанавливающейся, самовоспроизводящейся системы — организма.

Четвертый уровень — высший уровень интеграции , объединяющий все центры регуляции в единую регулирующую систему, а отдельные органы и системы— в единую физиологическую систему — организм. Это достигается взаимодействием главных систем ЦНС — лимбической, ретикулярной формации, подкорковых образований и неокортекса как высшего отдела ЦНС, организующего поведенческие реакции и их вегетативное обеспечение.

О.С. Адриановым была разработана концепция о структурно-системной организации мозга как субстрата психической деятельности. В соответствии с этой концепцией структурно-системная организация мозга включает проекционные, ассоциативные, интегративно-пусковые, каждая из которых выполняет свои функции.


6)Системная организация функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегративно-пусковых систем. Функциональный элемент мозга.

Проекционные системы мозга – системы, которые обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности информации.
Ассоциативные системы мозга – системы, которые связаны с анализом и синтезом разномодальных возбуждений.
Интегративно-пусковые системы мозга – системы, для которых характерен синтез возбуждений различной модальности с биологически значимыми сигналами и мотивационными влияниями, а также окончательная трансформация афферентных влияний в качественно новую форму деятельности, направленную на быстрейший выход возбуждений на периферию (т.е. на аппараты, реализующие конечную стадию приспособительного поведения).

Все эти системы мозга работают либо одновременно, либо последовательно в тесном взаимодействии друг с другом. Работа каждой системы, процессы взаимодействия систем имеют не жестко закрепленный, а динамический характер. Динамичность эта определяется особенностями поступающих афферентных импульсов и спецификой реакции организма. Она проявляется на поведенческом, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях. Различным образованиям и системам мозга в разной степени свойственны две основные формы строения и деятельности – инвариантные, генетически детерминированные и подвижные, вероятностно-детерминированные (концепция О.С.Адрианова), что согласуется с идеями Н.П.Бехтеревой о существовании “жестких” и “гибких” звеньев систем мозгового обеспечения психической деятельности человека.

В соответствии с концепцией О.С.Адрианова, несмотря на врожденную, достаточно жесткую организацию макросистем, им присуща определенная приспособительная изменчивость, которая проявляется на уровне микроструктур мозга. Каждая микросистема, входящая в ту или иную макросистему, динамична по своей структуре нервных и глиальных клеток, по их метаболизмам, синаптическим связям, кровоснабжению – по тем элементам, из которых складывается та или иная макросистема. Динамичность макросистем – важнейшее условие реализации как простых, так и более сложных физиологических процессов, лежащих в основе психической деятельности.

Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма. Характеристика спинальных животных. Принципы работы спинного мозга. Клинически важные спинальные рефлексы.

С участием СМ осуществляются примитивные процессы регуляции деятельности скелетных мышц, позволяющие выполнить фазные движения типа сгибания или разгибания в соответствующих суставах, а также регулирующие тонус мышц. Регуляция тонуса мышц осуществляется с участием 2х видов рефлексов СМ: миотатических и позно-тонических. Миотатические рефлексы (сухожильные) – играют важную роль в поддержании тонуса мышцы, равновесия. Позно-тонические – направлены на поддержание позы, с их помощью регулируется тонус мышц.

Принцип работы сегментарного аппарата спинного мозга — рефлекторные дуги. Основная схема рефлекторной дуги спинного мозга: информация от рецептора идет по чувствительному нейрону, тот переключается на вставочный нейрон, тот в свою очередь на мотонейрон, который несет информацию к эффекторному органу. Для рефлекторной дуги характерен сенсорный вход, непроизвольность, межсегментарность, моторный выход.

Проводниковая организация спинного мозга:

Аксоны спинальных ганглиев и серого вещества спинного мозга идут в его белое вещество, а затем в другие структуры ЦНС, создавая тем самым так называемые проводящие пути, функционально подразделяющиеся на проприоцептивные, спиноцеребральные (восходящие) и цереброспинальные (нисходящие). Проприоспинальные пути связывают между собой нейроны одного или разных сегментов спинного мозга. Функция таких связей ассоциативная и заключается в координации позы, тонуса мышц, движений различных метамеров тела. Один метамер включает себя 1 пару спинномозговых нервов и участок тела иннервируемый им.
Спиноцеребральные пути соединяют сегменты спинного мозга со структурами головного мозга. Они представлены проприоцептивным, спиноталамическим, спиномозжечковым и спиноретикулярным путями. Цереброспинальные пути начинаются от нейронов структур головного мозга и заканчиваются на нейронах сегментов спинного мозга. К ним относятся пути: кортикоспинальный путь, обеспечивающий регуляцию произвольных движений, руброспинальный, вестибулоспинальный и ретикулоспинальный пути, регулирующие тонус мускулатуры. Объединяющим для этих путей является то, что конечным пунктом для них являются мотонейроны передних рогов спинного мозга.


Спинальные рефлексы.

Спинальные рефлексы подразделяют на соматические (двигательные) и вегетативные.
Двигательные рефлексы в свою очередь делятся на тонические (направлены на поддержание мышечного тонуса, поддержание конечностей и всего туловища в определенном статическом положении) и фазические (обеспечивают движение конечностей и туловища).
К тоническим относятся: миотатический рефлекс, шейные тонические рефлексы положения, рефлекс опоры, сгибательный тонический рефлекс.
К фазическим рефлексам относят: сухожильные рефлексы, рефлексы на укорочение с телец Гольджи, подошвенные, брюшные, сгибательные защитные, разгибательный перекрестный, ритмические.
Миотатический рефлекс – рефлекс растяжения, например, когда человек занимает вертикальное положение, то за счет гравитационных сил он может упасть (сгибание в суставах нижних конечностей), но с участием миотатических рефлексов это не происходит, т.к. при растяжении мышцы активируются мышечные веретена, которые расположены параллельно экстрафузальным волокнам скелетной мышцы. Миотатический рефлекс свойственен всем мышцам, хорошо выражен и легко вызывается у мышц сгибателей, направлен против гравитационных сил, для поддержания равновесия, мышечного тонуса.
Рецептивным полем шейных тонических рефлексов положения являются проприорецепторы мышц шеи и фасций, покрывающих шейный участок позвоночника.
Рефлекс опоры (отталкивания) – при стоянии на поверхности усиливается тонус мышц разгибателей.
Сгибательный тонический рефлекс наблюдается, например, у лягушки или у кролика, при котором характерно подогнутое положение конечностей. Этот рефлекс направлен на поддержание определенной позы, что возможно при наличии определенного тонуса мышц.
Сухожильный рефлекс – рефлекс на укорочение с телец Гольджи.
Подошвенный рефлекс – раздражение кожи стопы приводит к подошвенному сгибанию пальцев и стопы нижней конечности.
Брюшные рефлексы – напряжение брюшных мышц, возникающее при ноцицептивных афферентных влияниях. Это защитный рефлекс.
Сгибательные защитные рефлексы - возникают при раздражении болевых рецепторов кожи, мышц и внутренних органов направлены на избежание различных повреждающих воздействий.
Разгибательный перекрестный рефлекс: рефлекторное сгибание одной из конечностей нередко сопровождается сокращением контрлатеральной конечности, на которую в естественных условиях (при ходьбе) переносится дополнительный вес тела.
Вегетативные спинальные рефлексы: сосудистые, потоотделение, мочеиспускание, дефекация. Вегетативные рефлексы обеспечивают реакцию внутренних органов, сосудистой системы на раздражение висцеральных, мышечных, кожных рецепторов.

Спинальное животное - животное (чаще лягушка, собака, кошка), у которого для физиологических исследований путём поперечной перерезки спинного мозга разобщается его связь с головным мозгом. В результате этого части тела животного, иннервируемые волокнами, отходящими от сегментов спинного мозга, расположенных ниже перерезанного участка, могут функционировать рефлекторно лишь в ответ на импульсы, поступающие в эти же сегменты. С. ж. может жить долго, если перерезка сделана ниже 5—6-го шейного сегмента, т. е. не привела к отъединению от дыхательного центра нервных клеток спинного мозга, иннервирующих дыхательную мускулатуру.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

АНАЛИЗАТОРЫ

Учебное пособие модульного типа

Для самостоятельной работы

Студентов педиатрического факультета

Тюмень, 2016

Центральная нервная система. Вегетативная нервная система. Анализаторы/ В.В.Колпаков, Е.А.Томилова, Н.Ю. Ларькина, А.А. Ткачук, Т.А. Веснина, М.В. Столбов, Е.В.Чибулаева и др.: под редакцией профессора В.В.Колпакова.- ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России, Тюмень, 2017.-207 с.

к.б.н., доцент кафедры биохимия ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России Е.Л.Рудзевич

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.. 10

I.ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.. 14

1.1 Современное представление об интегральной деятельности ЦНС. Взаимодействие между различными уровнями ЦНС в процессе регуляции функций. 14

1.2. Системная организация функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегративно-пусковых систем. Функциональный элемент мозга. 16

1.3. Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма. Характеристика спинальных животных. Принципы работы спинного мозга. Клинически важные спинальные рефлексы. 18

1.4. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений. 23

1.5.Продолговатый мозг и мост, участие их центров в процессах саморегуляции функций. 24

1.6.Физиология среднего мозга, его рефлекторная деятельность и участие в процессах саморегуляции функций. 29

1.7. Децеребрационная ригидность и механизм ее возникновения. Роль среднего и продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса. 31

1.9. Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегетативные функции организма. 34

1.10. Особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга и ее нисходящее влияние на рефлекторную деятельность спинного мозга. Восходящие активирующие влияния ретикулярной формации ствола мозга на кору больших полушарий. Участие ретикулярной формации в формировании целостной деятельности организма. 39

1.11. Гипоталамус. Характеристика основных ядерных групп. Роль гипоталамуса в интеграции вегетативных, соматических и эндокринных функций, в формировании эмоций, мотиваций, стресса, биоритмов. 43

1.12. Таламус. Функциональная характеристика и особенности ядерных групп таламуса. 47

1.8.Лимбическая система мозга. Ее роль в формировании мотиваций, эмоций, организации памяти, саморегуляции вегетативных функций. 50

1.13. Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных актов. 52

1.14. Современное представление о локализации функций в коре полушарий. Полифункциональность корковых областей. Пластичность коры. 55

1.15. Парность в деятельности коры больших полушарий. Функциональная ассиметрия, доминантность полушарий и ее роль в реализации высших психических функций (речь, мышление и др.). 60

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 62

2.1. Сухожильные рефлексы у человека. 62

2.2. Определение времени реакции у человека. 64

2.3. Мозжечковые пробы у человека. 64

2.4 . Методы исследования центральной нервной системы. 65

II. ФИЗИОЛОГИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. 73

1.1.Структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы, основные виды рецептивных субстанций. 73

1.2.Сравнительная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, синергизм и относительный антагонизм их влияния на иннервируемые органы. 74

1.3.Механизм передачи возбуждения в вегетативных ганглиях. Медиаторы вегетативной нервной системы. Передача возбуждения с постганглионарных волокон на рабочие органы. 76

1.4. Холинэргические и адренэргические нервы. Биохимический механизм передачи возбуждения в холинэргических и адренэргических нервах. М- и Н-холинореактивные системы. 80

1.5. Химическая передача возбуждения в ганглиях симпатической нервной системы. Ацетинхолин как передатчик возбуждения в ганглиях. Роль холиностеразы. Ганглиоблокирующие вещества и их роль в лекарственной терапии. 81

1.6. Значение вегетативной нервной системы в деятельности целого организма. Адаптационно-трофическое значение вегетативной нервной системы организма. 83

1.7. Участие вегетативной нервной системы в формировании целостных поведенческих реакций. 84

1.8. Роль ретикулярной формации, лимбической системы, гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций. Роль вегетативных центров различных отделов ЦНС в регуляции вегетативных функций. Вегетативные компоненты поведения. 85

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 87

2.1. Оценка вегетативного статуса методом самооценки. 87

2.2.Изменение работы сердца, дыхания, потоотделения при физической нагрузке (проба минора). 90

III. ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ. 94

1.1.Учение И.П.Павлова об анализаторах. 94

1.2.Рецепторный отдел анализаторов. Классификация, функциональные свойства и особенности рецепторов. Функциональная мобильность (П.Г.Снякин). 96

1.3.Проводниковый отдел анализаторов. Особенности проведения афферентных возбуждений. Участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений. 96

1.4.Корковый отдел анализаторов (И.П.Павлов). Процессы высшего коркового анализа афферентных возбуждений. Взаимодействие анализаторов. 97

1.5.Системный характер восприятия. Влияние биологических и социальных мотиваций на состояние анализаторов. 98

1.6.Адаптация анализаторов, ее периферические и центральные механизмы. 98

1.7.Характеристика зрительного анализатора. Рецепторный аппарат. Фотохимические процессы в сетчатке при действии света. 99

1.8.Восприятие цвета (М.В.Ломоносов, Г.Гельмгольц, И.П.Лазарев). Основные формы нарушения цветового зрения. Современные представления о восприятии цвета. 102

1.9.Физиологические механизмы аккомодации глаза. Адаптация зрительного анализатора. Формирование зрительного образа. Роль правого и левого полушарий в зрительном восприятии. 103

1.10.Слуховой анализатор. Звукоулавливающий и звукопроводящий аппарат. Рецепторный отдел слухового анализатора. Механизм возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках спирального органа. Теория восприятия звуков (Г.Гельмгольц, Г.Бекеши). Особенности проводникового и коркового отделов слухового анализатора. 105

1.11. Роль вестибулярного анализатора в восприятии и оценке положения тела в пространстве и при его перемещении. Особенности деятельности вестибулярного анализатора при ускорениях и в состоянии невесомости. 107

1.12.Двигательный анализатор, его роль в восприятии и оценке положения тела в пространстве и в формировании движений. 108

1.13.Тактильный анализатор. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы анализатора. 110

1.14.Роль температурного анализатора в восприятии температуры внешней и внутренней среды организма. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы температурного анализатора. 110

1.15.Физиологическая характеристика обонятельного анализатора. Классификация запахов, механизм их восприятия. 111

1.16.Физиологическая характеристика вкусового анализатора. Рецепторный, проводниковый и корковые отделы. Классификация вкусовых ощущений. 112

1.17.Роль интероцептивного анализатора в поддержании постоянства внутренней среды организма, его структура. Классификация интерорецепторов, особенности их функционирования. 113

1.18.Биологическое значение боли. Современные представление о ноцицепции и центральных механизмах боли. Антиноцицептивная система. Нейрохимические механизмы антиноцицепции. 114

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 116

2.1.Определение остроты зрения. 116

2.2. Определение полей зрения. 116

2.3. Исследование цветового зрения . 118

2.4.Наблюдение оптических обманов. 119

2.5. Влияние изменения интенсивности освещения на ширину зрачка. 120

2.6 . Изменение ширины зрачка при конвергенции. 120

2.7. Демонстрация слепого пятна на сетчатке глаза (опыт мариотта). 120

2.8. Наблюдение сферической абберации. 121

2.9. Исследование явлений бинокулярного зрения. 121

2.10. Сравнение воздушной и костной проводимости (опыт рине). 121

2.11. Латерализация звука (опыт вебера). 122

2.12. Исследование бинаурального слуха. 122

2.13. Использование слухового аппарата для коррекции слуха. 122

2.14. Оптокинетический нистагм. 123

2.15. Вращательный нистагм. 123

2.16. Локализация тепловых и холодовых точек на коже. 123

2.17. Нулевой температурный уровень и его адаптационные сдвиги. 123

2.18. Определение пространственного порога тактильной чувствительности. 124

2.19. Локализация болевых раздражений. 124

IV. ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.. 125

1.1.Морфофункциональные особенности центральной нервной системы в детском возрасте. 125

1.2.Структурно-функциональная характеристика цнс плода, двигательная активность плода. 132

1.3.Структурно-функциональная характеристика . 134

ЦНС новорожденного . 134

1.4.Характеристика рефлексов новорожденного. 137

1.5.Структурно-функциональная характеристика цнс детей грудного возраста. особенности гематоэнцефалического барьера. 139

1.6.Этапы развития двигательных навыков у ребенка грудного возраста. 143

1.7.Двигательные навыки в другие возрастные периоды. 145

1.8. Особенности ЭЭГ в различные возрастные периоды .. 147

1.9.Структурно-функциональная характеристика вегетативной нервной системы детей различного возраста. 148

1.10. Возрастные особенности сенсорных систем . 151

1.11.Особенности зрительного анализатора у детей дальнозоркость и близорукость, их причины .. 155

1.12. Возрастные особенности слухового анализатора. 159

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 161

ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ. 161

1.1.Контроль знаний – теоретическая часть. 161

Профильные вопросы для студентов педиатрического факультета . 165

1.2. Контроль знаний – практическая часть. 165

1.3. Контроль знаний –компьютерное тестирование. 166

1.4. Ситуационные задачи. 166

1.5. Тестовые задания. 178

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 197

Материально-техническое обеспечение программы.. 198

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 200

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АКТГ адренокортикотропный гормон
ВНС вегетативная нервная система
КБП кора больших полушарий
ЛГ лютеинизирующий гормон
МАО моноаминоксидаза
ПД потенциал действия
РФ ретикулярная формация
ТТГ тиреотропный гормон
ФСГ фоликулостимулирующий гормон
ЦНС центральная нервная система
ЭЭГ электроэнцефалография

ВВЕДЕНИЕ

Центральная нервная система (ЦНС) связывает в единое целое все клетки, ткани и органы организма. ЦНС играет ведущую роль в регуляции и координации всех сторон жизнедеятельности, обеспечивая взаимодействие организма со средой. Это взаимодействие осуществляется благодаря формированию как простейших рефлекторных реакций, так и сложных поведенческих актов, включая психическую деятельность человека.

Вегетативная нервная система (ВНС) — отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Под контролем вегетативной нервной системы находятся органы кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и рост. Фактически эфферентный отдел ВНС осуществляет нервную регуляцию функций всех органов и тканей, кроме скелетных мышц, которыми управляет соматическая нервная система.

Анализаторы — представляют собой сложные физиологические структуры, которые воспринимают различные раздражения, преобразуют их в нервные импульсы, проводят в соответствующие центры ЦНС, где обеспечивается анализ информации.

Таким образом, изучениеособенностейморфофункциональной организации и регуляции центральной, вегетативной нервной систем и анализаторов, а также основные методики исследования функций данных систем, обеспечит формирование компетенций различного уровня у студентов педиатрического факультета для последующего изучения клинических дисциплин и формированию врачебного мышления.

В результате освоения данной темы студент должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями:

- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);

общепрофессиональными компетенциями:

- готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7);

- способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);

профессиональными компетенциями:

- способностью к участию в проведении научных исследований (ПК-21);

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- особенности и закономерности функционирования ЦНС;

- структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы;

-механизмы сенсорного восприятия и его роль деятельности целостного организма;

- методы исследования функций ЦНС, ВНС и анализаторов в эксперименте, а также проведения исследований на человеке, используемых с целью диагностики в клинической практике.

Уметь:

- самостоятельно работать с научной, учебной, справочной и учебно-методической литературой;

- интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах детей и подростков;

- оценивать состояние рефлекторной деятельности нервной системы и вегетативной реактивности;

- оценивать функции сенсорных систем и болевой чувствительности;

Владеть:

- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет и др.;

- навыками интерпретировать и объяснять информационную (системную) ценность различных показателей (констант) и механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, орга­нов, физиологических систем и целостного организма.

I.ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.