Заболевания нервной системы и эндокринной системы в детском возрасте

  • Виды заболеваний
  • Распространенные болезни
    • Аффективно-респираторные приступы (задержка дыхания)
    • Нарушения сна
    • Неловкость
    • Повышенная возбудимость
  • Основные причины заболеваний нервной системы
  • Профилактика

Нервную систему подразделяют на центральную (ЦНС) и периферическую. Ее деятельность отвечает за работу всего человеческого организма и обеспечивает взаимосвязь всех систем и органов. Благодаря нервным окончаниям обеспечивается чувствительность тела человека и его способность к движению.

важноКак показывает медицинская практика, не существует таких детских болезней, которые не отражались бы на нервной системе. Чем младше пациент, тем более своеобразно реагирует и нервная система.

Реакция может быть разной: от нарушения дыхания и кровообращения до поражения мозга и его оболочек. Нервная система детей уязвима настолько, что даже самые малые ее патологии ведут к серьезным заболеваниям.

Виды заболеваний

  • Наследственные или хромосомные (например, синдром Дауна) вызывают нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы.
  • Травматические возникают вследствие полученных травм, ушибов и сотрясений головного мозга. Для этих заболеваний характерны головокружение, тошнота, рвота, потеря сознания.
  • Инфекционные проявляются на фоне вирусов, бактерий и паразитов. У ребенка наблюдается головная боль, помутнение сознания, повышение температуры тела, рвота. Примерами такого рода заболеваний являются корь, менингит, малярия, микроцефалия.
  • Сосудистые заболевания являются, как правило, следствием родовой травмы. У маленьких детей вызвать поражение нервной системы может гипертоническая болезнь. Это ведет к нарушениям кровоснабжения мозга и сосудисто-мозговой недостаточности. К основным симптомам относят головную боль, ухудшение двигательной активности и снижение чувствительности.
  • Хронические заболевания, такие как миастения, являются следствием индивидуальных особенностей строения нервной системы, а также нарушением процессов обмена в организме ребенка.

Распространенные заболевания нервной системы у детей

Далее описаны наиболее часто встречающиеся у ребенка болезни нервной системы.

Когда ребенок плачет, происходит задержка дыхания, в легких не хватает воздуха, отмечается покраснение, затем посинение, и малыш перестает дышать. В таком случае возможно кислородное голодание, а иногда и судороги.

Лечение: предоставить доступ свежего воздуха, перевернуть ребенка так, чтобы запавший язык не препятствовал дыханию.

информацияМожно умыть ребенка холодной водой, но не предлагать пить, потому что малыш во время приступа не может глотать.

Чтобы не допустить задержку дыхания, нужно отвлечь ребенка и избегать конфликтных ситуаций. В этом случае нужно проконсультироваться с врачом во избежание эпилепсии и нарушения ритма сердца.

  • Ночные кошмары. Возникают при нарушениях дыхания (астма, заложенность носа, аллергия), травмах, если в помещении душно или жарко. Такие нарушения случаются в возрасте 8-9 лет.
  • Страхи: малыш просыпается с криками, не узнает окружающих, его трудно успокоить, у него учащенное сердцебиение, расширены зрачки, искажено выражение лица. Через пару минут ребенок успокаивается и сам засыпает. Проявляются в 4-7 лет.
  • Лунатизм (хождение во сне, сомнамбулизм): ребенок поднимается с кровати, ходит по комнате, разговаривает, может сходить в туалет и снова укладывается спать в свою или другую постель.

Лечение: при ночных страхах, снохождении и кошмарах необходимо успокоить ребенка, уложить в кроватку, но не будить. Необходима консультация врача, который назначит легкие успокоительные препараты. Не допускайте, чтобы перед сном малыш смотрел фильмы или сказки, которые могут испугать его, не оставляйте открытыми двери и окна, придерживайтесь режима дня. Все активные и подвижные игры оставьте на утро, вечером почитайте сказку, послушайте спокойную музыку.

Все малыши слегка неловки, что проявляется, когда ребенок учится самостоятельно одеваться, ходить держать ложку и т.д. Но когда неудачи ребенка вызывают у него раздражительность и беспокойство, родителям следует обращаться к специалистам: невропатологу и психологу с целью определить причину и характер нарушений как можно раньше. В случае если обнаружено поражение мозга, не стоит отчаиваться, т.к. существует множество способов коррекции и лечения таких нарушений.

Характеризуется не только подвижностью, но и беспокойством ребенка. Таким детям трудно сконцентрироваться, они совершают много лишних движений, когда что-то делают, у них происходит быстрая перемена настроения, случаются частые приступы гнева.

важноОчень важно провести коррекцию такого поведения как можно раньше, т.к. оно может стать причиной антисоциальных поступков в более взрослом возрасте.

Аллергия может стать причиной для подобного расстройства. При необходимости можно обратиться за помощью к психиатру, невропатологу или аллергологу.

Основные причины заболеваний нервной системы

  • Наследственность: когда в близком окружении ребенка есть случаи алкогольной или наркозависимости, психические расстройства, болезни нервной системы.
  • Экология: большое значение имеет та экологическая обстановка, в которой находится будущая мама малыша.
  • Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной в период беременности и в раннем возрасте ребенка.
  • Психоэмоциональные потрясения, недосыпание.
  • Воздействие ядов и токсических веществ.
  • Различного рода опухоли.
  • Недостаток витаминов и питательных веществ.
  • Слабый иммунитет, что характерно для маленьких детей.
  • Психотип ребенка: у легковозбудимых детей случаи расстройства нервной системы отмечаются намного чаще.

Профилактика

Самой лучшей профилактикой болезней является укрепление НС детей. Разработан эффективный комплекс способов, использование которого не только успокоит вашего ребенка, но и улучшит его психическое, эмоциональное и нервное состояние. Эти методы ориентированы на вызов положительных эмоций, включают расслабляющий массаж, правильное питание, корректировку режима сна и отдыха для маленьких пациентов, лечебную физкультуру.

Чтобы ваше чадо было эмоционально уравновешенным и психически здоровым, наблюдайте за малейшими изменениями в его поведении и вовремя консультируйтесь со специалистами. Как известно, ранняя диагностика заболевания — залог успешного исхода его лечения.

готовлюсь к экзамену.и вот статья интересная попалась.там и про энурез, недержание мочи… и про анонизм ранний.как бороться.почитайте интересно.хоть и много… Но для мальчиков особенно полезно… и девочек тоже))))я на воспитателя учусь и вот дети возраста дет.садовского особенно близки к этим проблемам.

кстати и написано про битье ногами о пол)))чего я боюсь)

Заболевания нервной системы у детей, их предупреждение

При детской нервности речь идет о функциональных нарушениях нервной системы, которые не связаны с ее органическими изменениями.

Причины, лежащие в основе неврозов:

1) наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголиков, наркоманов и т.д.);

2) отсутствие или нарушение правильного режима;

3) заболевания острые и хронические;

4) всякие длительно действующие раздражители постоянные или сверхпороговые (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки со стороны окружающих, чувство страха);

5) отрицательные эмоции, которые могут иметь постоянный характер (положительные эмоции, даже при их большой силе, стрессовых состояний не вызывают), психические травмы.

В принципе неврозы излечимы, так как они в большинстве своем имеют функциональный характер.

Неврозы чаще развиваются у детей, имеющих слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: долго не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых (частые ссоры, неровное отношение к детям — быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, бесконечные запреты, подавление инициативы и др.), а также частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка. Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы.

При легковозбудимой нервной системе тормозной процесс резко ослаблен: дети недисциплинированны, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны. У детей с уравновешенно подвижным и уравновешенно медленным типом высшей нервной деятельности невроз наблюдается значительно реже и проявляется менее заметно.

При неврозах у детей наблюдается не только повышенная нервность, но и расстройства функций разных органов (речи, мочевыделения, пищеварения и др.). Детям, страдающим неврозами, свойственны необоснованные страхи, нарушение сна, навязчивые движения, анорексия, рвота, энурез и т.д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других — несколько. Все расстройства нервной системы протекают на фоне резкого изменения поведения ребенка.

Остановимся на особенностях поведения нервных детей. Большинству нервных детей свойственны повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, реагируют на шум, яркий свет, изменения температуры воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения у них сменяются периодами угнетения, вследствие чего настроение и поведение их все время меняются. Другие дети совершенно не могут управлять своими эмоциями: у них часты вспышки гнева, агрессии; инстинкты (пищевые, половые) берут над ними полную власть.

Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный протест (ребенок кричит, топает ногами, пытается драться), способствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всем поступать наперекор взрослым: отказываются от пищи, одевания, прогулок, бросают подаренные им игрушки, на все предложения взрослых отвечают отказом. Такое поведение ребенка называется негативизмом.Повелительный тон, насилие взрослых при проявлении ребенком негативизма не только не помогут, Но и усилят это болезненное состояние. В случаях проявления упрямства лучше либо не обращать на ребенка внимания, либо переключить его на другую деятельность.

Существует три основных типа неврозов у детей: истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний.

Истерия— заболевание, возникающее в связи с психотравмирующей обстановкой. Она может возникнуть у детей с особым складом характера, склонным к истерическим проявлениям, и ранее здоровых под влиянием тяжелых психотравмирующих условий. Истерия рассматривается как своего рода защитная реакция на какую-либо психологическую вредность. Это своего рода сознательная попытка разрешить различные трудности и конфликты путем ухода в болезнь.

Неврастения— одна из форм неврозов, при которой повышенная возбудимость сочетается с раздражительностью, слабостью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустойчивым настроением. Развивается неврастения в случае, если ребенок живет в постоянном чувстве страха, неуверенности в себе, тревоге, напряжении. Причиной истерии может стать излишняя мягкотелость в воспитании, а неврастения встречается в семьях с излишне строгим воспитанием.

Различают две формы неврастении: гиперстеническую и астеническую. Для первой характерны повышенная возбудимость, вспыльчивость, упрямство и другие симптомы, для второй — плаксивость, боязливость, повышенная утомляемость. Довольно часто обе формы сочетаются. Нарушение сна — одно из наиболее ранних и специфических проявлений неврастении. Больной неврастенией ребенок может испытывать ряд тревожащих его ощущений: головные боли, сердцебиение, дрожания, жара в различных участках тела. Детей с неврастенией нельзя держать в постоянном чувстве страха, вызывать у них чувство жалости для послушания (начнет презирать родителей за слабость), не говорить о болезнях, так как подробное словесное описание может привести к симптомам заболевания.

Неврозы навязчивых состояний у детей раннего и дошкольного возраста чаще всего проявляются в виде навязчивых страхов или навязчивых движений. Последние формируются преимущественно у детей старше 4 лет, но некоторые элементы навязчивых движений могут быть замечены и раньше. У детей младшего возраста любая неожиданность может вызвать испуг: внезапно выскочившая из-за угла собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. Такой испуг совершенно естествен и у здоровых детей и быстро проходит. У нервного ребенка чувство пережитого испуга может остаться и трансформироваться в чувство страха. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, пугаются громких звуков (даже повторных), боятся домашних животных, безобидных насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы и т.д. Никакие уговоры, ласки и даже наказания не могут преодолеть этот страх, а иногда даже усиливают его. По-видимому, если какое-либо явление, заключающее в себе угрозу, сочетается одновременно с другим, вполне безобидным, то последнее приобретает характер условного раздражителя, появление которого и вызывает страх у ребенка.

Навязчивые состояния в виде движений могут носить самый разнообразный характер: подергивание головой, причмокивание, частое моргание и др. Судорожные проявления навязчивых состояний носят название тиков, которые проявляются в молниеносном сокращении мышц. Эти сокращения напоминают целесообразные движения. Всегда при внимательном наблюдении за ребенком можно установить первоначальную причину подобных явлений. Так, дети с мигательным тиком перенесли конъюнктивит с ощущением инородного тела в глазу, подергиванию головой предшествовал тесный воротник рубашки. При возникновении тиков ребенка необходимо направить к врачу, который назначит соответствующее лечение.

Онанизм, или мастурбация, — искусственное раздражение эрогенных зон с целью вызывания оргазма. Занятие онанизмом у детей вызывает приятные ощущения, которые ребенок впоследствии стремится возобновить, намеренно раздражая свои половые органы. Дети могут заниматься онанизмом не только в период полового созревания, но и в любом возрасте, даже в раннем.

В ряде случаев дети могут научиться онанизму у сверстников. Первый раз их толкает на это любопытство, стремление испытать новые ощущения, а впоследствии дурная привычка закрепляется

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что до 80 % детей дошкольного возраста занимаются онанизмом. У девочек первых семи лет вследствие более высоких темпов физического развит это явление встречается чаще, чем у мальчиков. Согласно существующему мнению, которое поддерживается большинством психологов и психоневрологов, онанизм не вреден, если он не становится навязчивой идеей и не мешает физическому и психическому развитию ребенка. Некоторая часть психологов рассматривает онанизм у детей в качестве возрастной особенности, обусловленной физиологическими причинами, которая не требует медицинского вмешательства.

Предупреждать и устранять эту дурную привычку у детей необходимо и возможно. Хороший эффект оказывают упорядоченный режим сна и бодрствования, сон на жесткой постели, мытье ног перед сном или на ночь прохладной водой, быстрый подъем с постели после пробуждения. Очень важно обеспечить ребенку достаточно подвижный образ жизни, общение с коллективом, приучать его к закаливанию и занятиям спортом.

Психиатры обычно рекомендуют меры воспитательной коррекции: наладить режим дня, больше бывать на свежем воздухе, правильно одевать ребенка (следить, чтобы он не перегревался).

Для предупреждения онанизма ребенка следует укладывать спать так, чтобы его руки находились поверх одеяла; одежда не должна быть тесной; нижнее белье надо менять 2 — 3 раза в неделю, а лучше ежедневно. В течение месяца следует сидеть рядом с ребенком до тех пор, пока он не уснет. Существенное значение в предупреждении онанизма у детей имеет изгнание глистов. Из пищевого рациона следует исключить блюда с острыми пряными приправами, крепкий чай, кофе, не перегружать желудок перед сном.

Настой из успокоительных трав, а также лечебные ванны, включающие валериану, пустырник, шалфей, зверобой, можно использовать только при согласовании с врачом, потому что у многих детей какой-то из компонентов сбора, например валериана, способен вызвать аллергию.

В большинстве случаев этого достаточно, чтобы избавить ребенка от этой дурной привычки. Если все перечисленное не помогает и ребенок продолжает с упорством заниматься онанизмом, необходимо проконсультироваться с детским психоневрологом.

Расстройство речи у детей, посещающих детское учреждение, требует особого внимания. Таких детей могут дразнить в группе другие дети, что может вызвать у нездорового ребенка чувство неполноценности, постоянной угнетенности; ребенку с расстройством речи могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Чаще всего заикание возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет), когда ребенок начинает произносить слова и фразы. При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги либо делают внезапную остановку в начале, середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становится неровным, прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергивание мышц лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, движения рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, предпочитает молчать или говорит шепотом. Иногда вместо слов он пытается объясняться жестами. Заикающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. Такого ребенка изолировать от детей всей группы не следует (только ребенка с крайне тяжелым заиканием переводят в логопедические группы или сады). Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их товарища исправится, если они к нему будут хорошо относиться. Разговаривать с таким ребенком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги, не говорить при нем о его недостатке. По поводу заикания необходимо посоветоваться с врачом-невропатологом, показать ребенка специалисту-логопеду.

Существует явная наследственная предрасположенность к первичной, функциональной форме ночного энуреза. Если один из Родителей страдал этим недугом, то вероятность появления у ребенка составляет 45%, а если оба родителя — 75%.Заболевание чаще возникает у детей с отягощенным анамнезом (токсикоз у матери во время беременности, угроза выкидыша, слабость родовой деятельности, асфиксия, низкая оценка по шкал Апгар и др.). Энурез может быть также следствием психологической травмы, конфликтов в семье, неправильно прививаем навыков опрятности, общей задержки физического развития.

Есть сведения о наличии двух хромосом, которые могут вызвать генетическую предрасположенность к развитию энуреза.

Вторичная, или органическая, форма энуреза встречается при дефектах развития, наличии патологических изменений спинного мозга.

Энурез оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки товарищей, упреки взрослых, у них развиваются робость, неуверенность в себе.

Низкая самооценка может отрицательно повлиять на развитие ребенка и вызвать психологические нарушения в последующей жизни.

Существует две точки зрения на предмет необходимости подъема детей ночью.

Согласно первой из них, принудительное пробуждение ребенка во время ночного сна недопустимо, так как это вызывает нарушение структуры сна и затрудняет выработку и закрепление активного пробуждения в ответ на позыв к мочеиспусканию.

При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать свое белье. Надо убедить его в том, что это явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьезно лечить. В настоящее время специалистами осуществляется комплексное лечение энуреза современными фармацевтическими препаратами с большим терапевтическим эффектом (адиуретин, минирин).

Детей с энурезом нельзя наказывать за ночное недержание мочи. Необходимо заботиться, чтобы эта проблема не подавляла ребенка психически. Огромное значение имеет эмоциональный настрой в семье. Надо понимать, как важно для ребенка чувствовать заботу, нежность, ласку и доброту со стороны обоих родителей. Нетрудно представить, как ребенок переживает и стыдиться этого. Родители в такой ситуации должны проявить терпение, уделять больше внимания ребенку, помочь ему почувствовать, что он, Несмотря ни на что, любим и всегда найдет у них поддержку.

Функциональная форма энуреза может исчезнуть даже без медикаментозного лечения к 16—18 годам у юношей и у девушек с появлением первых менструаций. Вместе с тем от энуреза страдает примерно от 0,5 до 1 % взрослого населения.

Депрессивные расстройства у дошкольников встречаются гораздо чаще, чем их диагностируют. Признаки таких расстройств обнаруживают у каждого третьего ребенка, количество таких детей постоянно растет.

Выявить депрессивное расстройство в дошкольном возрасте очень сложно, так как в отличие от взрослых, у которых депрессия исходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном, моторном), у детей симптомы этого заболевания маскируются: многими неприятными ощущениями или поведенческими нарушениями. Наиболее часто такие дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон и отсутствие аппетита. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению. Изменяется их внешний вид: они отличаются бледностью кожных покровов, вялостью, шаркающей походкой, производят впечатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

У многих детей депрессивное состояние проявляется в ярко выраженной тревоге, нарастающей, как правило, в вечернее время. Неопределенная, беспредметная тревога, сопровождающаяся общим беспокойством, превращается часто в конкретный страхах (мама потеряется, не придет в детский сад).

Для детей с депрессией характерна повышенная слезливость. Причем чем меньше ребенок, тем сильнее это проявляется (повышенная чувствительность, жалостливость, одушевление неживых предметов). Дети в состоянии депрессии не отпускают от себя мать, просят взять их на руки; в их речи появляются младенческие интонации. У младших дошкольников, страдающих депрессией, также наблюдаются расстройства речи и мышления. Это выражается в односложности ответов, замедленности речи, отказе от игр, требующих даже минимального умственного напряжения и внимания, нежелании слушать чтение книг, даже ранее любимых.

Старшие дети очень быстро выключаются из процесса обучения: отвлекаются на занятиях, демонстрируют нежелание заниматься, с трудом вспоминают выученные ранее стихотворения и усвоенный материал. У них возникают или возобновляются вредные привычки. Чем более запущено состояние, тем более регрессируют навыки и умения. Как правило, такие дети становятся изгоями: их не понимают взрослые, отвергают сверстники.

В состоянии депрессии у детей возникает повышенное стремление к рисованию, причем они изображают свои страхи (Бабу Ягу, пожар, чудовищ); выбирают карандаши темных цветов (черный, синий, коричневый; иногда черный и красный). Это свойственно депрессивным состояниям злобной направленности. При депрессивных состояниях с преобладанием заторможенности и вялости рисунки просты, схематичны; для них характерны слабый нажим карандаша, незаконченность штриховки; цвет, как правило, один: синий или черный. Такие дети очень эмоциональны, впечатлительны и беззащитны. Они не могут постоять на себя, ответить за оскорбление, теряются (молчат или горько плачут).

Дети в состоянии депрессии не могут сразу начать или вовремя закончить какое-либо дело, переключиться с одного дела на другое. Это объясняется повышенным чувством долга, боязнью сделать что-то не так, растерянностью от неожиданно данного задания, флегматическими чертами темперамента, переутомлением, неуверенностью в своих силах и нерешительностью. Пытаясь доказать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие дети впадают в состояние аффекта, которое проявляется в отчаянии, а затем в отказе от контактов, капризах, страхах, подавленности, чувстве обособленности, непонятности и одиночества. На этой основе развиваются настороженность, недоверчивость и эгоцентризм. Депрессия развивается также из-за неуверенного характера взаимоотношений детей с близкими взрослыми, а также психологической неготовностью к дошкольному учреждению.

Даже при правильно и своевременно поставленном диагнозе назначенное лечение будет малоэффективным, если не изменить условия жизнедеятельности детей. Специализированных дошкольных учреждений для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено; спецгрупп на базе массовых детских садов нет, так как пограничное психическое состояние, к которым относятся депрессии, не считается болезнью в традиционном понимании. Поэтому воспитатели и педагоги должны взять на себя особую психотерапевтическую — роль путем установления контактов с родителями и создания комфортной атмосферы в группе.


Эндокринная система у детей обеспечивает рост тела и интенсивный обмен веществ. Активно функционирует гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, тимус. С началом полового созревания включаются в работу яички и яичники. Гормональный сбой проявляется в снижении или повышении уровня гормонов.

Эндокринные заболевания детей: гипоталамический синдром, карликовость, гигантизм, гипотиреоз, гипертиреоз, патологии надпочечников (Иценко-Кушинга, адреногенитальный синдром). Родителям нужно обратить внимание на аппетит, активность, рост, вес тела, колебания давления, несвоевременное половое развитие и обратиться при их изменениях к врачу-эндокринологу.

Эндокринная система у детей в зависимости от возраста

Эндокринная система у младенцев, детей и подростков является выработка гормон с разной интенсивностью. Это отражается на половом созревании, росте и развитии.

В крови ребенка находятся гормоны, полученные от матери, а также начинается интенсивная работа своих желез. Для первых дней жизни характерны:

  • Повышенные женские гормоны – вызывают криз (нагрубание грудных желез, выделения из влагалища у девочек, отечность мошонки у мальчика).
  • Крайне высокие гормоны стресса. Помогают приспособиться к новой обстановке, запустить обменные процессы, усвоение пищи, регулировать температуру, давление крови.
  • Увеличена функция щитовидной железы. Это нужно для роста и работы нервной системы. Кальцитонин укрепляет кости, а тироксин и трийодтиронин обеспечивают организм энергией, ускоряя обменные процессы.

А здесь подробнее о гипоталамическом пубертатном синдроме.

До подросткового возраста важен рост тела и внутренних органов, формирование нервной системы и иммунной защиты. Поэтому у ребенка активно работает:

С максимальной интенсивностью функционируют надпочечники, они вырабатывают гормоны стресса и половые. Снижается активность вилочковой железы и эпифиза, синтезирующего мелатонин (гормон сна). Это помогает запустить образование гонадолиберина гипоталамуса. Он и является тем фактором, который обеспечивает половое созревание.

Гипофиз в ответ начинает в увеличенных количествах продуцировать фоллитропин и лютропин. Включаются в работу яички и яичники. Они вырабатывают необходимые стероиды (тестостерон у мальчиков, эстрадиол и прогестерон у девочек), а также сперматозоиды и яйцеклетки.

Гормональные изменения у подростков проходят не плавно, а сопровождаются колебаниями уровня гормонов, а также повышается чувствительность головного мозга и остальных клеток к их действию. С этим связаны внешние изменения: рост волос на теле, формирование женственной фигуры или по мужскому типу, угревая сыпь, жирность волос. Всплески гормонов провоцируют перепады настроения, раздражительность, неуверенность в себе, агрессию, ухудшение обучаемости.

Особенности эндокринной системы у детей

Особенностью эндокринной системы у детей является ее незрелость. Это означает, что связи между ее отделами еще недостаточно сформированы. При этом вилочковая железа и эпифиз наиболее активны у ребенка, для щитовидной и надпочечников есть два всплеска (новорожденные и подростки), а половые до начала подросткового периода функционируют слабо.

Отвечает за голод, жажду, потоотделение и поддержание температуры, давление крови. Он анализирует состав крови и меняет активность гипофиза для исправления обнаруженных отклонений. У новорожденного ребенка этот процесс не полностью отлажен, поэтому гипоталамус работает с низкой эффективностью.

К концу первого года связи со щитовидной железой и надпочечниками уже хорошо сформированы. К моменту полового созревания клетки этого органа имеют высокую чувствительность к изменениям мужских и женских гормонов.

Активнее всего работают клетки, образующие гормоны роста, а также влияющие на функции надпочечников, щитовидной железы:

  • Соматотропин – увеличивает длину тела, внутренних органов, стимулирует у детей иммунитет, синтез белка из аминокислот пищи, повышение объема мышечной ткани, использование жира для продукции энергии. Вырабатывается в период глубокого ночного сна.
  • Тиреотропин – нужен для функции щитовидной железы. Имеет два пика – после рождения (приспособление к новой внешней среде) и перед началом полового созревания (участвует в гормональной перестройке).
  • Кортикотропин – стимулирует корковый слой надпочечников для образования кортизола. Имеет высокие показатели при рождении и у подростков.

Гормоны, регулирующие половые функции (пролактин, фоллитропин, лютропин), возрастают к подростковому периоду, а реакция на окситоцин появляется только после его окончания. В постоянных количествах образуется вазопрессин, меняющий водно-солевой обмен, и интермедин (меланоцитостимулирующий гормон), отвечающий за пигментацию кожи, радужки.

Шишковидная железа растет до 10-12 лет, затем размеры остаются постоянными. Ее клетки вырабатывают гормон сна мелатонин. Он тормозит половую активность, щитовидную железу. Перед половым созреванием (с 5-7 лет) продукция его падает, что стимулирует развитие яичек, яичников.

До трех-пяти лет клетки учатся распознавать свои и чужие белки, запоминают информацию о том, как нужно на них реагировать. После повышения уровня половых гормонов тимус уменьшается в размере, его функции постепенно снижаются.

У новорожденного уже активно работает, затем ее деятельность у детей младшего возраста стабилизируется. У подростков вновь возрастает образование гормонов, и она увеличивается в размерах. Максимальные показатели тироксина и трийодтиронина бывают к концу полового созревания (17-19 лет). Женские гормоны стимулируют железу, а мужские подавляют.

Вырабатывают паратгормон, который нужен для поддержания высокого уровня кальция в крови и обновления кости. Под его влиянием старая костная ткань разрушается, а на ее месте формируется новая. Самый высокий уровень активности желез – первые два года, затем он немного ослабевает к 7 годам.

После пика кортизола в первые дни жизни он немного снижается. Большие количества гормона поступают в кровь на 1-3 году жизни. Начиная с 12 лет, эти железы усиленно работают до окончания полового созревания. Причем у мальчиков их гормональная активность выше. Мозговое вещество уже у новорожденного в ответ на стресс реагирует выбросом адреналина и норадреналина, у подростков эта реакция более выражена.

Яички и яичники относятся к смешанным железам, так как вырабатывают половые клетки и гормоны. У ребенка их функционирование заторможено из-за отсутствия стимула от гипоталамуса и гипофиза. Они активно включаются в работу с началом созревания – 10-14 лет у мальчиков и 9-13 лет у девочек.

Что означает сбой эндокринной системы у детей

Гормональный сбой у ребенка – это снижение или повышение уровня гормонов в крови, вырабатываемых эндокринной системой. Это состояние бывает обратимым при инфекции, отравлении, неправильном питании или применении медикаментов. Если вовремя не выявить изменение, то нехватка или избыток гормонов запускают цепь обменных нарушений, приводят к клиническим проявлениям болезней.

Заподозрить нарушения работы эндокринной системы можно по таким признакам:

Заболевания эндокринной системы у детей и подростков

К распространенным заболеваниям важных желез эндокринной системы у детей относятся гипоталамический синдром, изменения функции щитовидной, околощитовидных и надпочечных желез. В детском возрасте проявляется нарушение роста, а в подростковом – полового созревания.

Так называется нарушение функции гипоталамуса. Его признаки:

  • приступы голода, переедание, ожирение;
  • постоянная жажда;
  • повышение температуры (без инфекции и воспаления);
  • усиленное потоотделение;
  • перепады артериального давления.

Симптомы нарастают очень быстро обычно после инфекции или травмы головного мозга.

У детей чаще обнаруживают:

  • изменения уровня гормона роста – карликовость (отставание) или гигантизм (высокорослость);
  • повышение кортикотропина – болезнь Иценко-Кушинга. Избыток кортизола приводит к ожирению, гипертонии, усиленному росту волос у девочек, сбою цикла, запоздалому созреванию мальчиков, подъему сахара в крови;
  • нехватка вазопрессина – несахарный диабет с неукротимой жаждой и повышенным мочевыделением.

Нехватка гормонов щитовидной железы (тироксин и трийодтиронин) часто обнаруживается у детей. Гипотиреоз бывает врожденным или появляется при нехватке йода, воспалении. В первом случае при позднем выявлении развивается умственная отсталость. Заподозрить болезнь можно по длительной желтухе и слабому аппетиту, нарушению дыхания носом, вялости ребенка.

Признаками приобретенных форм бывают:

  • увеличение щитовидки (зоб);
  • мышечная слабость;
  • заторможенность;
  • слабая успеваемость в школе;
  • отечность голеней и лица;
  • отставание в росте тела.

К симптомам избытка гормонов (тиреотоксикоза) относятся потливость, потеря веса при хорошем аппетите, дрожание рук, возбудимость, нервозность, плаксивость. Типично выпячивание глазных яблок.

Низкая функция надпочечников может проявиться кризом:

  • падением давления;
  • нитевидным слабым пульсом;
  • низким сахаром в крови;
  • обморочным состоянием.

При хронической недостаточности дети худеют, темнеет кожа, отмечается сильная слабость. При повышенной функции возникает синдром Иценко-Кушинга с теми же проявлениями, что и при высоком кортикотропине.

Врожденное разрастание коркового слоя (гиперплазия) тяжело протекает у девочек:

  • рождаются с крупным клитором, половые губы похожи на мошонку;
  • возникает неукротимая рвота, обезвоживание;
  • в более старшем возрасте усиленно растут волосы на лице, теле, рано начинаются менструации.

Симптомы низкой функции паращитовидных желез (гипопаратиреоз):

  • склонность к судорогам и мышечным спазмам;
  • кости размягчаются;
  • возможны искривления конечностей, переломы.

При повышенном уровне паратгормона у детей возникает мочекаменная болезнь, гастрит, язвенные поражения органов пищеварения.

Выделяют раннее и позднее появление вторичных половых признаков. Для девочек это менструации, увеличение грудных желез, рост волос над лобком. Допустимый интервал – 9,5-13,5 лет.

У мальчиков имеет значение несвоевременное (до 10 и после 14 лет):

  • изменение размеров яичек, пениса;
  • оволосение лица, промежности, подмышечной области;
  • поллюции (выделения спермы по ночам).

Обследование эндокринной системы у детей

Вначале обследования у детей при подозрении на заболевания эндокринной системы проходит сбор жалоб и осмотр ребенка, измерения веса и роста. Обязательно нужно выяснить у родителей случаи подобных болезней в семье и течение беременности у матери. Для лабораторного обследования назначают анализы на гормоны:

  • гипофиза – соматотропин, кортикотропин, тиреотропин, пролактин, фоллитропин и лютропин;
  • щитовидной железы – свободный тироксин;
  • надпочечников – кортизол;
  • половые – тестостерон, эстрадиол;
  • околощитовидных желез – паратгормон.

Обычно их дополняют анализами на глюкозу, липидный и белковый спектр, электролиты. Для инструментальной диагностики применяют УЗИ, томографию, рентгенографию. При подозрении на генетические заболевания показана консультация генетика.

Смотрите на видео об исследовании эндокринной системы у детей:

Профилактика сбоя эндокринной системы у детей

Так как органы внутренней секреции закладываются еще в период внутриутробного развития, то для профилактики сбоев в эндокринной системе у детей беременным надо избегать:

  • контакта с больными вирусными инфекциями;
  • курения, приема алкоголя, медикаментов без назначения врача;
  • действия облучения;
  • работы на вредном производстве.

В питании должно быть достаточно йода, белка, молочных продуктов, свежих овощей и фруктов. Требуется подготовка к беременности и обследование у эндокринолога при семейных формах гормональных нарушений. Для профилактики сбоя ребенку важно кормление грудью, своевременное введение прикорма, обращение к врачу при медленном, быстром росте, наборе массы тела.

А здесь подробнее об увеличении гипофиза.

Эндокринная система детей отличается активной работой щитовидной железы, паращитовидных, надпочечников, тимуса, синтезом гормона роста. С началом полового созревания образуются гормоны яичек и яичников. При снижении или повышении функции желез возникает гормональный сбой. Раннее обращение к врачу увеличивает шанс на нормализацию уровня гормонов.

Для профилактики эндокринных заболеваний важна правильная подготовка к беременности и своевременное обследование.

С первых дней определяют гормоны у детей. От того, как они влияют, их уровня зависит рост, интеллект, работа органов у ребёнка. Какие нужно сдавать? О чём расскажет расшифровка (норма, почему повышен, понижен уровень)?

Возникает гипоталамический пубертатный синдром из-за нервных и эндокринных нарушений. Если не начать своевременное лечение в юношеский период у мальчиков и девочек, последствиями станут ожирение, бесплодие и другие проблемы.

Есть множество факторов, которые могут вызвать увеличение гипофиза. К основным причинам относятся гормональные колебания, а также синуситы, риниты. Симптомы зависят от размеров, их может не быть вообще. Признаки изменения вертикального размера видны на рентгене. Последствия без лечения тяжелые, вплоть до слепоты и перерастания в аденому.

Констатируется гиперфункция вилочковой железы преимущественно при наличии опухоли. Обратное состояние тимуса - гипофункция, которая также мало хорошего несет больному вне зависимости от возраста.

Злокачественная множественная эндокринная неоплазия считается генетическим заболеванием, которое возникает у детей и в 20-30 лет. Эпидемиология - европейские страны, Африка и Азия. Всего в 10% случаев причины не наследственные.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.