Запоры у детей поражение цнс

В лекции рассматривается проблема запоров, рутинно встречающихся в нейропедиатрии. Представлены современные принципы подхода к их диагностике и лечению у пациентов педиатрического возраста.

The problem of constipation, known to be regularly encountered in neuropediatrics is covered in the lecture. Contemporary principles of approach to its diagnostics and management in pediatric patients are considered.

Запоры — одно из частых проявлений при многих видах патологии нервной системы. В частности, хронические запоры относятся к симптомам целого ряда патологических состояний и синдромальных состояний с поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Запоры практически любой этиологии и выраженности полностью или частично поддаются методам диетической коррекции, то есть частично сопряжены с концепцией нейродиетологии [1]. Игнорировать органические или функциональные запоры не рекомендуется, поскольку при отсутствии их систематической коррекции могут появляться патологические изменения со стороны ЦНС, а также других органов и систем [1, 2].

Запор — это задержка или трудность при дефекации, присутствующая в течение двух и более недель, достаточно сильно выраженная, чтобы вызывать значительный дискомфорт и нарушения состояния здоровья у пациента.

В норме способность к удержанию каловых масс обеспечивается непроизвольными и произвольными сокращениями мышц. Внутренний анальный сфинктер обладает непроизвольным тонусом покоя, который снижается при попадании стула в прямую кишку. Наружный анальный сфинктер находится под произвольным контролем. Позыв к дефекации запускается, когда кал вступает в контакт со слизистой нижнего отдела прямой кишки [1, 2].

Определенное значение для акта дефекации имеет и гастроколический рефлекс (волна перистальтики, возникающая в ободочной кишке при попадании пищи в желудок или вскоре после этого), механизм которого объясняется воздействием нейроэндокринной системы (ряда нейротрансмиттеров и гормонов). При этом желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) как бы стремится освободить место для новой пищи. У детей грудного и раннего возраста физиологический гастроколический рефлекс после первого приема пищи в утренние часы выражен значительно сильнее, чем в более старшем возрасте [1, 2].

Дефекация совершается частично произвольно; происходит сокращение мышц брюшной стенки и диафрагмы в совокупности с расслаблением наружной кольцевой мышцы (сфинктера) анального отверстия. Непроизвольный компонент процесса дефекации обеспечивается расслаблением внутреннего сфинктера и сокращением толстой и прямой кишок, при этом происходит выдавливание ректального содержимого наружу.

Вообще позывы к опорожнению кишечника обусловлены растяжением прямой кишки, стимулирующим нервы, расположенные в ее стенке. Если ребенок игнорирует этот сигнал, то прямая кишка адаптируется к своему увеличенному объему, и стимул, ослабевая, в конце концов исчезает [1, 2].

По мнению M. Fontana и соавт. (1989), нормальная частота дефекаций у детей различного возраста такова: в возрасте 0–3 мес — 2 раза в сутки и 5–40 раз в неделю (при грудном вскармливании) или 2 раза в сутки и 5–28 раз в неделю (при искусственном вскармливании), 6–12 мес — 1,8 раза в сутки и 5–28 раз в недедю, 12–26 мес — 1,4 раза в сутки и 4–21 раз в неделю, > 36 мес — 1 раз в день и 3–14 раз в неделю [3].

В основе развития запоров обычно выделяют три основных патогенетических механизма (в отдельности или в сочетании): 1) повышенное всасывание воды в толстой кишке; 2) замедленный транзит каловых масс по толстой кишке; 3) неспособность пациента провести акт дефекации [1, 2].

Определенное значение имеют дискоординация ректосфинктерного рефлекса, а также напряжение тазового дна во время акта дефекации (вместо релаксации).

Этиологически можно выделить несколько возрастзависимых причин возникновения запоров у детей. В частности, у детей периода новорожденности и грудного возраста причинами запоров могут служить лактобезоары (плотные образования, состоящие из створоженного молока, формирующиеся в просвете ЖКТ вследствие попадания туда плохо перевариваемых компонентов молочной пищи); обычно лактобезоары встречаются у недоношенных детей, получающих искусственное вскармливание [1, 2].

Единой общепринятой классификации запоров у детей или взрослых в настоящее время не существует, хотя во многих попытках систематизации этих форм патологии вполне адекватно отображены многие этиопатогенетические и клинические варианты течения запоров в различном возрасте.

Острый (временный) запор — это отсутствие дефекации в течение нескольких дней. Временную задержку стула следует рассматривать в качестве функциональной.

В настоящее время в РФ считается, что хронический запор — это стойкое или периодическое (в течение более 3 мес) урежение дефекации: у детей до 3-летнего возраста — менее 6 раз в неделю, у детей старше 3 лет — менее 3 раз в неделю (сопровождающееся вынужденным натуживанием, чувством неполного опорожнения кишечника, изменениями формы и характера стула).

Неоднократно пересматриваемые Римские критерии позволяют установить диагноз хронического запора при наличии не менее двух симптомов из нижеперечисленных: отсутствие дефекации на протяжении не менее 25% нормального времени испражнения; наличие запора не менее 12 мес без применения слабительных; необходимость в натуживании; стул твердый или комковатый; ощущение неполного опорожнения; две и меньше дефекации в неделю [1].

Cреди хронических запоров J. E. Lennard-Jones (1993) предлaгает рассматривать следующие их разновидности:

Функциональные запоры у детей являются следствием привычного подавления рефлексов к дефекации, что со временем приводит к ослаблению нормальной перистальтики кишечника (без органической причины). Органические запоры чаще обнаруживаются у новорожденных и грудных детей, являясь следствием следующих состояний: болезнь Гиршпрунга, врожденные аноректальные мальформации, неврологические нарушения (различные), энцефалопатия, патология спинного мозга (миеломенингоцеле, spina bifida и т. д.), муковисцидоз, метаболические нарушения (гипотиреоз, гиперкальциемия, гипокалиемия, несахарный диабет), отравление тяжелыми металлами, побочные эффекты медикаментов [1, 2].

Считается, что у детей старше одного года функциональные запоры встречаются в 95% случаев, а оставшиеся 5% запоров объясняются органическими причинами (болезнь Гиршпрунга, метаболические нарушения, муковисцидоз, целиакия, травма или повреждения спинного мозга, нейрофиброматоз, отравление тяжелыми металлами, побочные эффекты медикаментов, отставание в развитии, а также сексуальное надругательство) [1].

К психогенным и нейрогенным запорам относятся функциональные запоры, обусловленные нарушениями со стороны ЦНС, представленные выше в классификации J. E. Lennard-Jones (1993) [4].

В основе атонического запора лежит угасание рефлекса на дефекацию, сопровождающееся снижением моторной активности прямой кишки, а спастический запор — это одна из разновидностей синдрома раздраженной толстой кишки [1, 2].

А. И. Хавкин (2000) предложил вариант рабочей классификации запоров у детей, в соответствии с которой запоры следует рассматривать по группам признаков. Так, по течению запоры бывают острыми или хроническими (более 3 мес); по механизму развития: кологенные (с гипер- или гипомоторной дискинезией) или проктогенные; по стадии течения: компенсированные (только диетическая коррекция), субкомпенсированные (диетическая и медикаментозная коррекция), декомпенсированные (необходимы очистительные клизмы); по этиологическим и патогенетическим механизмам: алиментарные, нейрогенные, дискинетические (первичная дискинезия кишечника на фоне резидуально-органического поражения ЦНС), привычные (вследствие подавления физиологических позывов на дефекацию, психического перенапряжения, недостатка гигиенических навыков; пролонгированный акт дефекации у невропатов и т. д.), рефлекторные (вторичная дискинезия при различных заболеваниях — органов пищеварения и др.), вследствие органических заболеваний ЦНС (невриты, миелиты, миопатии), инфекционные (после перенесенной инфекции — болезнь Шагаса, дизентерия и др.), воспалительные, психогенные, гиподинамические, механические (препятствия на пути продвижения каловых масс), вследствие аномалии развития толстой кишки (врожденный мегаколон, подвижная слепая или сигмовидная кишка, синдром Пайра, долихосигма, спланхноптоз, гипо- и аганглиоз), токсические (отравления свинцом, ртутью, таллием, никотином, чаем, какао), эндокринные (гиперпаратиреоз, гипертиреоз, аддисонова болезнь, гипофизарные расстройства, сахарный диабет, феохромоцитома, гиперэстрогенемия), медикаментозные (употребление миорелаксантов, ганглио­блокаторов, холинолитиков, опиатов, противосудорожных средств, антацидов, мочегонных, барбитуратов, препаратов железа и кальция, блокаторов кальциевых каналов и др.), вследствие нарушений водно-электролитного обмена (при потере большого количества жидкости, дефиците витаминов группы В и К, холестазе) [5].

Как указывалось выше, запоры нередко сопутствуют многим видам психоневрологической патологии. В частности, это происходит при детском церебральном параличе, миеломенингоцеле, рассеянном склерозе, болезни Вильсона–Коновалова, синдроме Дауна, синдроме Рубинштейна–Тэйби, синдроме Вильямса, синдроме Ретта, нервной анорексии, врожденном гипотиреозе и т. д. [1, 2].

При рассмотрении функциональных запоров, вызванных приемом лекарств, необходимо помнить о соответствующих свойствах, присущих следующим препаратам: активированный уголь, некоторые средства от простуды, обволакивающие, препараты кальция и др. Они сравнительно часто используются в педиатрии, что не исключает развития запоров у части детей даже при соблюдении правил применения, рекомендуемых производителями.

Для детских неврологов следует помнить о возможности индукции запоров (ятрогенных) целым рядом препаратов, рутинно используемых в лечении патологии нервной системы:

  • антихолинэргические средства (спазмо­литики);
  • дофаминэргические препараты (бромокриптин);
  • антидепрессанты (имипрамин, амитриптилин, флуоксетин);
  • симпатомиметики (амезин);
  • антиэпилептические средства (этосуксимид, топирамат);
  • нейролептики (фенотиазины);
  • транквилизаторы (клобазам, буспирон);
  • миорелаксанты (баклофен) и т. д. [1].

Гиподинамия (снижение двигательной активности) также может приводить к развитию запоров. Фактически любое неврологическое заболевание, сопровождающееся частичной или полной обездвиженностью, а также требующее ограничения двигательной активности или продолжительного соблюдения постельного режима, потенциально служит фактором риска по формированию запоров у детей и подростков [1, 2].

Помимо собственно задержки стула у детей с хроническими запорами отмечаются следующие симптомы и субъективные ощущения: вялость, снижение аппетита, тошнота, неприятный вкус во рту, боли в животе (спастического характера), вздутие живота, ощущение тяжести и чувство переполненности в брюшной полости.

Диагноз основывается на данных анамнеза, жалобах пациента, клинических признаках, результатах пальцевого ректального исследования (для определения тонуса сфинктера), а также (при необходимости) данных дополнительных исследований. Дополнительные исследования: ректороманоскопия и рентгеноконтрастное исследование толстой кишки с барием (для дифференциальной диагностики с аномалиями развития — болезнь Гиршпрунга и др.). При функциональных запорах специфических изменений при этих исследованиях обычно не обнаруживается [1, 2].

Методы нейровизуализации применяются для выявления врожденных дефектов иннервации тазовых органов (спинномозговые грыжи и иные повреждения спинного мозга.

При запорах проводится дифференцированная комплексная терапия, нацеленная на обеспечение регулярного и эффективного опорожнения кишечника при отсутствии неприятных субъективных ощущений у пациента.

Применение слабительных средств показано лишь детям и подросткам, у которых диетические методы коррекции запоров оказываются не эффективными. В настоящее время доступны следующие слабительные средства: объемные (натуральные или синтетически модифицированные полисахариды, являющиеся малоперевариваемыми или неперевариваемыми и маловсасывающимися); осмотические (сахара или многоатомные спирты — сорбитол, маннитол, лактитол, лактоза, полиэтиленгликоль, лактулоза); солевые (магния и натрия сульфат, натрия фосфат, натрия цитрат); антиабсорбенты (вещества, стимулирующие секрецию, — антрахиноны, производ­ные дифенолэтана: бисакодил); другие средства (пре- и пробиотики) [1, 2].

Средства-детергенты (натрия докузат, жидкий парафин, минеральные масла) и прокинетики (холинэргические средства, агонисты 5-НТ4-рецепторов) эффективны в лечении запоров, но детям назначаются сравнительно редко (ввиду возрастных ограничений и вероятности побочных реакций) [1].

В ряде случаев используют такие терапевтические методы, как лаваж (оральное промывание с использованием, например, касторового масла и т. д.), очистительные клизмы и лечебные ректальные свечи (содержащие бисакодил, лактулозу, сорбитол и т. д.). Сообщается об эффективности использования поведенческой терапии запоров и применении системы биологической обратной связи. По показаниям осуществляется хирургическое лечение инертной толстой кишки. В РФ имеется опыт применения ноотропных и нейрометаболических препаратов в лечении функциональных запоров в детском возрасте. Необходимо обеспечить максимально возможный уровень физической активности, не приводящий к утомляемости ребенка. Используются массаж и ЛФК [1, 2].

Диетотерапия при запорах традиционно считается одним из основных методов комплексного воздействия на ЖКТ и ЦНС. Адекватная диета в ряде случаев позволяет регулировать функции кишечника без использования медикаментозных слабительных средств. В лечении запоров основными моментами являются повышенное потребление жидкости и пищевых волокон (наряду с адекватным уровнем физической активности) [1, 2].

Диета № 3 предназначена для коррекции запоров (функциональных) у детей. Она физиологически полноценна по содержанию основных веществ и энергии; обеспечивает повышенное введение химических и механических стимуляторов моторики кишечника, а также исключение продуктов и блюд, усиливающих процессы брожения и гниения, а также сильных стимуляторов желчеотделения, секреции желудка и поджелудочной железы. Рекомендуемые состав и ограничения диеты № 3 представлены в доступной литературе.

Пищевые волокна, удерживая воду, способствуют улучшению опорожнения кишечника (стимуляция дефекации) и детоксикации организма. Пищевые волокна (клетчатка) сокращают время пребывания пищи в ЖКТ и усиливают тонус мышц кишечника. Так, применение пшеничных отрубей в количестве 30 г/сут увеличивает объем каловых масс более чем на 50%, а общее время транзита кишечного содержимого по толстой кишке сокращается примерно в 2 раза. В сутки детям с запорами рекомендуется потреблять 15–50 г пищевых волокон [1].

Овощи, фрукты и ягоды являются важнейшими компонентами рациона питания при запорах. Содержащиеся в них пищевые волокна и органические кислоты способствуют усилению перистальтики кишечника. Кроме того, в клеточных оболочках сырых фруктов и овощей имеются белки и углеводы, которые медленно и не полностью перерабатываются под воздействием пищеварительных ферментов. Помимо свежих фруктов, овощей, ягод, а также соков и салатов из них, детям с запорами показано потребление сухофруктов (инжир, чернослив) [1].

Умеренным слабительным эффектом обладают кисломолочные жидкие продукты (с кислотностью > 90–100o по Turner), кефир, биокефир, простокваша и др. Ценным свойством кисломолочных продуктов является способность к поддержанию нормального пейзажа кишечной микрофлоры [1].

Дети и подростки с запорами должны потреблять достаточное количество жидкости. В качестве основных напитков рекомендуются вода (обычная и минеральная), соки из фруктов, овощей и ягод. Питье дается детям с запорами регулярно и часто (натощак, во время еды, в интервалах между приемом пищи).

Для детей с гипермоторными запорами предусмотрено применение слабо минерализованных щелочных минеральных вод (Славяновская, Смирновская, Ессентуки № 4), а при гипомоторных запорах используют газированные воды с высокой минерализацией (Ессентуки № 17). Воды даются в негазированном виде и не холодными (комнатной температуры или немного подогретыми). Предпочтителен прием минеральных вод до еды (за 30–90 мин). Суточная норма минеральной воды определяется из расчета 3–5 мл/кг (в 2–3 приема). Для пациентов, страдающих функциональными запорами, принято также рекомендовать воду Донат Mg [1].

Чай обладает закрепляющим действием, то есть в ряде случаев может приводить к развитию запоров.

В целях алиментарной коррекции зaпоров у детей в возрасте старше 3 лет предусмотрено применение плодов аниса обыкновенного (Anis vulgaris), жостера слабительного (Rhamnus cathartica L.), рябины обыкновенной (Sorbus aucuparia L.), щавеля конского (Rumex confertus Willd), корней солодки голой (Glycyrrhiza glabra L.) и стальника полевого (Ononis arvensis L.), листьев мелиссы лекарственной (Melissa officinalis L.), золототысячника обыкновенного (Centaurium erytbraea), одуванчика лекарственного (Taraxacum officinale Wigg.), коры крушины ольховидной (Frangula ainus Mill.) [1, 2, 6].

В дополнение к ним P. A. Balch (2006) рекомендует использовать при запорах следующие съедобные лекарственные растения: экстракт люцерны полевой (Medicago L.), алоэ вера (Aloe vera L.), а также жостер Пурша (Сascara sagrada), желтокорень (Hydrastis), корень ревня (Rheum L.) и др. [6, 7].

Для коррекции запоров сравнительно широко применяется морская капуста (Laminaria) и другие водоросли морского происхождения, в изобилии содержащие слизистые вещества (муцилагиназы). Ее использование ограничивается или полностью исключается у пациентов с идиосинкратическими реакциями к йоду [1].

Для оценки эффективности диетотерапии при запорах у детей различного возраста необходимо контролировать количество потребляемой жидкости и качественный состав рациона.

Литература

  1. Запоры. Гл. 52. В кн.: Нейродиетология детского возраста / Под ред. Студеникина В. М. М.: Династия, 2012. 565–75.
  2. Nelson textbook of pediatrics. Kliegman R. M., Stanton B. F., St. Geme III J. W. et al., eds. 20th ed. Philadelphia. Elsevier. 2016. 3474.
  3. Fontana M., Bianchi C., Cataldo F., Conti Nibali S., Cucchiara S, Gobio Casali L., Iacono G., Sanfilippo N., TorreG. Bowel frequency in healthy children // Acta Paediatr. Scand. 1989; 78 (5): 682–684.
  4. Lennard-Jones J. E. Clinical management of constipation // Pharmacology. 1993; 47 (Suppl. 1): 216–223.
  5. Хавкин А. И. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста. М.: Правда, 2000. 72 с.
  6. Нутриенты, условные нутриенты и антинутриенты в нейродиетологии детского возраста (справочник) / Под ред. Студеникина В. М. М.: Династия, 2016. 184 с.
  7. Balch P. A. Constipation. In: Prescription for nutritional healing. A practical A-to-Z reference to drug-free remedies using vitamins, minerals, herbs & food supplements. 4th ed. New York. Avery. 2006. 335–339.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕ и МАЕ

Запоры у детей: взгляд невролога/ В. М. Студеникин
Для цитирования: Лечащий врач № 1/2019; Номера страниц в выпуске: 20-23
Теги: кишечник, дефекация, грудные дети, ректосфинктерный рефлекс


Запор у ребёнка - это нарушение акта дефекации, что выражается в отсутствии самостоятельного отхождения стула на протяжении суток или более. Стоит отметить, что подобное расстройство встречается практически у каждого 3 малыша, в особенности дошкольного возраста.

Вызвать расстройство опорожнения кишечника может широкий спектр предрасполагающих факторов, который далеко не всегда имеет под собой патологическую основу. Причиной может послужить нерациональное питание, стрессовые ситуации и передозировка лекарственными препаратами.

Клиническими проявлениями запоров являются снижение частоты дефекации за сутки, твёрдая консистенция каловых масс, напряжение, беспокойство и болевые ощущения в процессе дефекации.

Осуществление диагностических мероприятий при запоре направлено на выяснение причин возникновения такого нарушения. Основу диагностики составляют лабораторные и инструментальные обследования, а также ректальное исследование.

Способы, как помочь ребёнку при запоре, сводятся к применению консервативных методик терапии, среди которых соблюдение щадящего рациона, приём медикаментов и физиотерапевтические процедуры.

Этиология

Широкая распространённость недостаточного опорожнения кишечника и изменения характера каловых масс обуславливается частым перинатальным повреждением ЦНС, низким уровнем естественного вскармливания, а также влиянием разнообразных патологических, психических и физиологических причин. В независимости от провоцирующего фактора запоры негативно отражаются на детях - замедляют рост и развитие, а также значительно ухудшают качество жизни и приводят к формированию осложнений.

В подавляющем большинстве ситуаций, запор у ребёнка 2 лет и старше провоцируют такие заболевания и расстройства:

  • ферментная недостаточность - она может быть врождённой или приобретённой, но в любом случае развивается на фоне недугов ЖКТ и чревата тем, что пища будет плохо перерабатываться кишечником;
  • дисбаланс кишечной микрофлоры - приводящий к возникновению процесса гниения продуктов и снижению кишечной перистальтики;
  • глистные или паразитарные инвазии;
  • нарушение функционирования щитовидной железы, а именно понижение выделения ею гормонов;
  • поражение ЦНС - это опасно тем, что нарушается рефлекс опорожнения;
  • рахит, сопровождающийся понижением тонуса мышц и тканей, в том числе локализующихся в кишечнике;
  • формирование полипов, рубцов, свищей, злокачественных или доброкачественных опухолей в аноректальной зоне;
  • протекание спаечной болезни или атрезии прямой кишки;
  • болезнь Гиршпрунга и миастения;
  • язвенное поражение ДПК или желудка;
  • хроническое протекание гастродуоденита;
  • гипотрофия и ДЦП;
  • дизентерия и неспецифический язвенный колит;
  • отравление химикатами и ядовитыми веществами;
  • сахарный диабет и надпочечниковая недостаточность;
  • феохромоцитома и гигантизм;
  • анальные трещины и парапроктит;
  • наружные или внутренние геморроидальные узлы;
  • острые лихорадочные состояния.


Физиологические запоры у ребёнка зачастую обусловлены:

Отдельно стоит отметить причины запора у грудного ребёнка, которые включают в себя:

  • лактазную недостаточность;
  • нарушение диеты матерью, осуществляющей грудное вскармливание;
  • ранний ввод прикорма;
  • недостаточное потребление жидкости;
  • получение малышом незначительного количества грудного молока - к этому приводит гипогалактия у матери, слабый сосательный рефлекс, частые срыгивания и врождённые расщелины губы или неба. В таких ситуациях говорят про псевдозапор или ложный запор;
  • пелёночный дерматит, который в своей клинической картине имеет такой симптом, как раздражение кожного покрова в зоне ануса;
  • принудительное приучение ребёнка к горшку в раннем возрасте;
  • длительное пребывание младенца в чужой для него обстановке;
  • насильственное отлучение от груди;
  • изменение состава нормальной кишечной микрофлоры.

Запор у месячного ребёнка, так же как и у старших детей, может быть вызван генетической предрасположенностью.

Классификация

Разделение подобного патологического состояния в зависимости от времени его появления:

  • врождённое - зачастую обуславливается влиянием отягощённой наследственности, первичными аномалиями развития или функционирования ЖКТ, а также широким спектром генетических недугов;
  • приобретённое - зачастую имеет под собой патологическую основу, отчего является вторичным. Послужить источником также может хирургическое вмешательство, неправильное питание и стрессы.

Приобретённый запор у детей любой возрастной категории имеет собственную классификацию и делится на:

  • органический - связан с пороками развития одного из отделов кишечника;
  • функциональный - диагностируется наиболее часто, поскольку является следствием неправильной регуляции органов пищеварительной системы;
  • условно-рефлекторный - развивается на фоне протекания любых недугов, негативно влияющих на толстую кишку;
  • психогенный;
  • интоксикационный.

По характеру течения различают:

  • острый запор у ребёнка - является таковым, если выражается впервые или протекает не более месяца;
  • хронический запор у ребёнка - основная и сопутствующая симптоматика сохраняется на протяжении длительного промежутка времени. В таких случаях расстройство носит рецидивирующий характер.

Симптоматика


Главным клиническим проявлением является отсутствие отхождения каловых масс на протяжении суток или более. Тем не менее родителям стоит знать про норму частоты стула, которая отличается по возрасту:

  • для грудничка вполне допустимо иметь стул не меньше 2 раз в сутки;
  • для младенцев до 1 года нормальное суточное количество испражнений достигает одного раза;
  • для малышей, которым уже исполнился год, свойственно опорожняться раз в день;
  • для детей после трёх лет нормальная частота опорожнения достигает не меньше 3 раз в неделю;
  • для детей школьного возраста норма составляет от 4 раз в неделю;
  • для подростков характерно осуществление опорожнения кишечника от 5 и более раз за 7 дней.

Любая ситуация, при которой происходит дефекация реже вышеуказанных показателей, считается запором.

В качестве дополнительных симптомов запора у ребёнка 3 года и старше выступают такие признаки:

  • болевые ощущение различной степени выраженности, проявляющиеся во время дефекации;
  • выделение твёрдого по консистенции стула;
  • присутствие патологических примесей в каловых массах;
  • чувство неполного опорожнения кишечника;
  • увеличение размеров передней стенки брюшной полости;
  • приступы головных болей.

У младенцев и детей до 3 лет вышеуказанная симптоматика может дополняться:

  • незначительным повышением температурных показателей;
  • отсутствием аппетита;
  • нарушением сна;
  • повышенной капризностью и плаксивостью;
  • вздутием живота;
  • обильным газообразованием;
  • понижением физической активности;
  • слабостью и вялостью.

Родителям также стоит обращать внимание на тот факт, что ребёнок самостоятельно отказывается от посещения туалетной комнаты для осуществления опорожнения кишечника - это вызвано тем, что большое количество симптомов возникает в процессе или после дефекации.

Диагностика

Что делать, если у ребёнка запор, как его правильно диагностировать и установить причины возникновения знает педиатр, детский гастроэнтеролог или проктолог. Прежде всего, клиницисту необходимо:

  • изучить историю болезни малыша - это может указать на протекание базового заболевания, изменившего консистенцию фекалий;
  • ознакомиться с анамнезом жизни пациента - для установления характера питания, влияния стресса или передозировки медикаментами;
  • тщательно осмотреть ребёнка, а также провести пальпацию и перкуссию живота;
  • осуществить пальцевое исследование прямой кишки;
  • детально опросить родителей больного - для составления полной симптоматической картины и первого времени появления подобного нарушения.

Методы лабораторных исследований при запорах у детей включают в себя:

  • биохимию крови;
  • общеклинический анализ крови;
  • копрограмму;
  • анализ фекалий на яйца гельминтов и дисбактериоз.

Что касается инструментальных обследований, то наибольшей диагностической ценностью обладают:

  • УЗИ брюшины и толстого кишечника;
  • рентгенография с применением контрастного вещества;
  • ЭГДС;
  • энтероколоносцинтиграфия;
  • ректороманоскопия и колоноскопия;
  • манометрия и сфинктерометрия;
  • биопсия.


Лечение

Для устранения подобного нарушения у детей наиболее часто прибегают к осуществлению консервативных методик. Основные принципы того, что делать при запорах у ребёнка 2 года и старше заключаются в соблюдении щадящего рациона. Диетотерапия обладает такими правилами:

  • частое и дробное потребление пищи;
  • контроль родителей над температурным режимом блюд - пища не должна быть чрезмерно холодной или сильно горячей. Допустимой температурой считается от 15 до 60 градусов;
  • тщательное измельчение готовых ингредиентов блюд;
  • приготовление блюд наиболее щадящими способами, а именно путём варки и пропаривания. Тушёная и запечённая пища разрешена детям не более одного раза в неделю;
  • обогащение меню клетчаткой, витаминами и питательными микроэлементами;
  • введение привычки осуществлять трапезы ежедневно в одно и то же время;
  • последний приём пищи должен быть проведён минимум за 3 часа до сна.

Остальные рекомендации касательно диеты при запорах у детей полностью соответствуют диетическому столу №3.

Медикаментозное лечение предполагает применение:

  • препаратов с содержанием пищевых волокон;
  • слабительных средств при запорах и пребиотиков;
  • регуляторов моторики толстой кишки;
  • спазмолитиков и пробиотиков;
  • биовеществ для восстановления нормальной кишечной микрофлоры;
  • желчегонные и ферментативные средства.

Кроме этого, показано использование местных средств терапии - это клизмы и свечи от запора у детей.

Дополнительное консервативное лечение недуга может быть направлено на осуществление:

  • лечебного массажа живота;
  • физиотерапевтических процедур;
  • иглорефлексотерапии;
  • ЛФК.

В некоторых случаях показана работа детского психолога с пациентом и непродолжительные курсы клизм, которые могут быть очистительными, гипертоническими или масляными.

При органической природе подобного нарушения тактика того, что делать, если запор у ребёнка 5 лет или любого иного возраста, направлена на проведение хирургического вмешательства.

Профилактика и прогноз

Во избежание развития запоров у детей, профилактические мероприятия должны осуществляться и строго контролироваться родителями. В качестве основных рекомендаций выступают:

  • максимально долгое грудное кормление;
  • правильное и сбалансированное питание;
  • обеспечение поступления достаточного объёма жидкости в детский организм - суточной нормой считаются 40 миллилитров воды на килограмм массы тела ребёнка в независимости от возраста;
  • домашнее проведение общеукрепляющего массажа;
  • ведение активного образа жизни;
  • создание благоприятной психологической атмосферы;
  • применение медикаментов только по предписанию клинициста;
  • раннее выявление и полноценная терапия недугов, провоцирующих запоры;
  • регулярное обследование у педиатра.

Исход запоров напрямую зависит от этиологического фактора и времени начала терапии, но зачастую такое состояние имеет благоприятный прогноз. Однако полное отсутствие лечения запоров у детей чревато развитием кишечной непроходимости, выпадением прямой кишки, анальными трещинами, метаболическим синдромом, недержанием кала и иными осложнениями.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.