Значение нервной системы урок в коррекционной школе

Разделы: Биология

Задачи урока:

  1. раскрыть значение нервной системы;
  2. систематизировать знания о строении нейрона;
  3. углубить понятие о рефлексе;
  4. установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

А. Значение нервной системы.
Человек существо биологическое. Имеет клеточное строение, тело человека состоит из более чем ста триллионов клеток.

Каким образом обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем органов?

Как человек реагирует на изменения окружающей среды?

Эти функции в организме человека выполняет нервная система.

Итак, какие же функции выполняет нервная система? (1-й слайд).

Б. Типы нервной системы у животных.

В процессе эволюции изменялась организация организмов, изменялось и строение нервной системы.

– Давайте вспомним какие типы нс различают у животных. (2-й слайд).

Черви, членистоногие – узловая.

Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод:

Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нерсной системы.

– Какой тканью образована нервная система? (3-й слайд).

– Какое строение имеет нервная ткань?

Нейроны различаются по форме, бывают – овальные, круглые, треугольные, звездчатые.

Отличительной особенностью нервных клеток является наличие у них отростков.

– Какое значение имеют отростки?

У нейронов два вида отростков, которые отличаются друг от друга. (4-й и 5-й слайды).

Мы с вами сказали, что нервные клетки контактируют друг с другом при помощи отростков. В результате этого они обладают очень важными свойствами – возбудимостью и проводимостью.

Передача возбуждения от одной клетки к другой происходит в месте контакта клеток, которые называются – синапсами.

Нервная система осуществляет очень важные функции в нашем организме.

– А что лежит в основе деятельности нервной системы? (6-й слайд).

– Что такое рефлекс? (7-й слайд).

– При помощи чего осуществляется рефлекс?

– Рефлекторная дуга – это…

– Нервный импульс – это…

– Откуда берется нервный импульс?

Сгибательный рефлекс. (8-й слайд).

По своему строению нервная система делится на 2 части. Какие? (9-й слайд).

3. Обобщение изученного материала.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели значение, строение и функционирование нервной системы.

Мы познакомились с понятием рефлекса, узнали как он функционирует, но не сказали кто впервые ввел понятие рефлекса. Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно разгадать кроссворд. Если мы правильно это сделаем, то по диагонали прочитаем имя этого ученого.

  1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной клетки. (Дендрит).
  2. Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной нервной системы. (Рефлекс).
  3. Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от тела нервной клетки. (Аксон).
  4. Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными клетками и клетками исполнительного органа, обеспечивающие передачу нервных импульсов. (Синапс).
  5. Название нервной клетки. (Нейрон).
  6. Часть головного мозга, которая граничит с продолговатым мозгом; она свойственна лишь млекопитающим и наибольшего развития достигла у человека. (Мост).

Назовите мне имя французского философа и математика, жившего в XVII в. (Р.Декарт).

Тест

  1. Что осуществляет в организме рецептор?
  2. Что такое рецептор? (глаз, ухо, язык, клетка с окончаниями нервных волокон).
  3. Как называется отдел нервной системы, состоящий из головного и спинного мозга?
  4. Какую функцию в организме выполняют клетки-спутники?
  5. Что является структурной единицей нервной ткани?

4. Домашнее задание.

В приложении находится презентация к уроку.


Урок биологии в 8 классе "Значение и строение нервной системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
ns.docx 29.96 КБ

Предварительный просмотр:

1. Способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток.

2.Развивающая: продолжить обучение умениям находить сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи.

3.Воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Методы урока : работа в группах, в парах, индивидуально, устный опрос.

Оборудование: Мультмедийная презентация, т аблица: Строение нервной системы.

( Устный опрос: отличия желез внешней , внутренней и смешанной секреции, гормоны гипофиза, щитовидной железы ) и задания для НУО, ДУО ( на рисунке отметить надпочечники, щитовидную железу и т.д.)

Главный вопрос пот теме домашнего задания.

Мы все очень волнуемся, у нас стучит сердце, мы часто дышим и частично не слышим. Какой гормон на нас так влияет? Где он образуется и на какую систему оказывает влияние .

III. Изучение нового материала ( слайд №1).

В течении 5-х минут заполните таблицу(2 столбец, можете его озаглавить знаю ) о нервной системе .( слайд №2)

Основа работы н.с.

Какую роль нервная система играет в организме? ( слайд №4)

Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Представьте, если бы в нашем организме сокращение и расслабление мышц осуществлялось произвольно, а изменение частоты дыхания и ритма сокращений сердца не было связано с процессами, происходящими в других органах, наша гибель была бы неизбежной. Поэтому трудно переоценить значение нервной системы, которая контролирует функции всех органов нашего организма

Запишите функции н.с . ( слайд№5)

Докажите, что информация на слайде – правильная.( ОТВЕТЫ учащихся)

- Как называются клеточные элементы нервной системы?

Нейрон – это основная структурная и функциональная единица нервной системы

Какие функции они выполняют?

Основные функции восприятие, передача и хранение информации . (слайд№6)

В нем различают тело – сома, от которого отходят отростки. Один длинный, мало ветвящийся отросток – аксон и много коротких сильно ветвящихся отростков – дендритов . К ним подходят окончания (конечные участки дендритов и аксонов) других нервных клеток. Они подобно антеннам принимают сигналы от аксонов других клеток и передают их соме

Нервы ( слайд №7 ) – пучки длинных отростков, обернутых миелиновой оболочкой и выходящие за пределы головного и спинного мозга .

Для чего в нервах кровеносные сосуды?

Значение миелиновой оболочки?

Нервная ткань состоит из нервных клеток – нейронов и вспомогательных нейроглиальных клеток, или клеток-спутниц. Вспомогательные клетки располагаются между нейронами и составляют межклеточное вещество нервной ткани .( слайд № 8)

Давайте вспомним как работает нервная система на раздражение? ( слайд № 9).

Как процесс называется? ( слайд №10)

Дайте определение рефлекса.

Как видите в рефлекторную дугу входит 3 вида нейронов.

Какую функцию выполняет каждый из нейронов.? ( слайд №11, 2 клика )

Передача сигнала от клетки к клетки осуществляется в особых образованиях – синапсах . Такое название им дал в 1897 г. Чарлз Шеррингтон.

Электрический сигнал, передающийся по нервным клеткам, называется нервным импульсом . Электрический сигнал, возникающий в нейроне, бежит от концов дендритов к телу клетки, затем пробегает по всей длине аксона к его окончанию (рецептор). Окончания аксонов подходят к другим нервным клеткам, и образует специализированные контакты – синапсы , которые передают нервные импульсы от одной нервной клетки к другой ( слайд № 12)

Давайте проведкем эксперимент и ответим на вопрос: Действительно ли так быстро передается информация, которая двигается по длинным нервам?

Проведение эксперимента по определению скорости передачи нервного импульса в организме ( слайд №13)

Эксперимент: из класса удаляются 1 желающий из 2-х пар учеников( 2 парты друг за другом) за дверь (волонтер).

Среди 3 выбирается испытатель, задача которого щелкнуть волонтера по носу , а затем тихонько ущипнуть за голень( как можно ниже).

2 наблюдателя могут засекать время, как быстро почувствует раздражение волонтер.

Наблюдателей просят сделать вывод о скорости проведения импульса.

Вывод эксперимента: импульсы по телу распространяются с огромной скоростью. Время засечь невозможно.

Давайте убедимся в правильности нашего эксперимента и вывода. (слайд №14).

Нервная система – очень сложный коплекс. И как она работает и где находится – следующий наш этап.

Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на 2 отдела ( слайд № 15).

Кто был очень внимателен и успел увидеть на какие 2 отдела делится?

Нервная система делится на центральную и переферическую. ( запись под рисунком)

Кто внимательно рассмотрел: что входит в цнс и пнс?

К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.

По функциям нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную ).( слайд № 16).

Почему один из отделов называется соматический?

III. Закрепление :(слайд №17- 22)

  1. Работа с терминами.

Например, нейрон – аксон,

нерв – нервное волокно,

синапс- аксон, пузырек,

ЦНС- головной мозг.

Подведение итогов : кто из вас заполнил таблицу? Какие новые знания вы

Д/ з. & 46 – читать, заполнить таблицу до конца Стр. 190, вопрос 4 и 6 ( по желанию) - письменно

1. Базедова болезнь, сопровождаемая повышением частоты сердечных сокращений, кровяного давления, возбудимости нервной системы, возникает у человека при нарушении функций

3) поджелудочной железы

4) щитовидной железы

2. Гормоны — это биологически активные вещества, которые вырабатываются в железах

1) слюнных и сальных

3) внутренней секреции

4) слезных и потовых

3. Поджелудочная железа вырабатывает не только поджелудочный сок, но и гормоны, участвующие в обмене

3) углеводов ( сахаров)

4) минеральных веществ

4. Больным диабетом вводят в кровь

2) гормон щитовидной железы

4) половые гормоны

5. Избыток сахара в крови и моче свидетельствует о нарушениях в деятельности

Урок биологии. 9 класс

Собраться вместе — это начало.

Держаться вместе — это прогресс.

Работать вместе — это успех.

Цели и задачи урока:

сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;

развивать умения решать схемы и головоломки, анализировать, сопоставлять и делать выводы;

воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви и бережному отношению к своему организму.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический, поисковый, игровой.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

раздаточный материал для команд.

Тип урока: контрольно – обобщающий (с применением игровой формы)

Литература: В.И. Сивоглазов Естествознание: Учебник для 9 класса вспомогательной школы. М: Просвещение,1990, для учащихся.

Структура урока:

Вступительное слово учителя (значение материала изученной темы, сообщение цели и плана урока).

Представление групп обучающихся (название и девиз).

Ход игры (выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания на основе фактов и явлений). Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

Формулирование выводов по изученному материалу.

Оценка результатов и подведение итогов урока.

Подготовительная работа:

1.Организационный момент

Акцентирование внимания обучающихся на необычности данного урока. Объяснение хода и правил игры.

2.Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке нам предстоит обобщить изученный материал, привести знания в систему. Будем работать как в группах, так и индивидуально.

Функции нервной системы

Выберите правильные ответы на вопрос: каково значение нервной системы?

регулирует работу органов;

поддерживает относительное постоянство внутренней среды организма;

обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма;

обеспечивает связь организма с внешней средой;

защищает организм от повреждений;

обеспечивает организм питательными веществами и кислородом;

является опорой тела;

служит основой психической деятельности: речи, памяти, мысли, чувства.

Назовите основные отделы нервной системы (работа с таблицей).

Поясните, какой термин зашифрован.

Работа с терминами

Нервная система состоит из (головного мозга, спинного мозга, нервов)

Какой тканью образована нервная система? (нервной)

Назовите главные клетки нервной ткани? (нейроны)

Назовите 2 свойства нервной ткани (возбудимость, проводимость)

Как называется ответная реакция организма на раздражении? (рефлекс)

Путь, по которому проходят нервные импульсы при осуществлении рефлекса? (рефлекторная дуга)

Большие полушария покрыты …(корой)

Что является основой высшей нервной деятельности? (рефлекс)

Какой отдел головного мозга является продолжением спинного мозга? (продолговатый мозг)

Точный распорядок труда, отдыха, приема пищи, отхода ко сну? (режим дня)

Каково строение спинного мозга?


Выберите правильные ответы на вопрос: каково значение спинного мозга?

связывает головной мозг с органами тела;

участвует в регуляции движений туловища и конечностей и работы внутренних органов;

обеспечивает согласованность движений и равновесие тела;

зависит отделение пота, сокращение диафрагмы, кровеносных сосудов;

обеспечивает сознание, память, внимание, речь.

Строение головного мозга

Подпишите отделы головного мозга, которые мы изучили (на экране)



(6 карточек) – соединить

связывает головной мозг со спинным;

управляет сердечной деятельностью, дыханием, пищеварением, потоотделением

обеспечивает согласованность движений и равновесие тела

Большие полушария - кора

обеспечивает сознание, память, речь, мышление, трудовую деятельность

Среди предложенных вам образцов тканей, выберите нервную ткань. Объясните свое решение

(слайд 14)





Назовите главные клетки нервной ткани. Подпишите все его части


( слайд 15)


(по выполняемым функциям)



(по выполняемым функциям)




чувствительные вставочные двигательные

чувствительные нейроны проводят импульс от рецепторов – нервных окончаний в ЦНС;

двигательные нейроны проводят импульс из ЦНС к органу;

вставочные нейроны соединяют между собой чувствительные и двигательные пути.

Работа с таблицей.

Что такое рефлекс?

Что такое рефлекторная дуга?

Объясните схему работы рефлекторной дуги.

Расположите по порядку (от спинного мозга) отделы мозга?

Расположите в порядке осуществления рефлекса?

2- вставочный нейрон

Расположите в порядке увеличения размеров мозга:

2- большие полушария

3- продолговатый мозг

Из какого вещества образована кора больших полушарий?

В состав нейрона не входит?

1- длинный отросток

2- короткие отростки

Делят полушария на доли?

Наиболее чувствительные к алкоголю клетки?

Белое вещество спинного мозга образовано ?

1- вставочными нейронами

3- длинными отростками нейронов

Нервный импульс - это

1- химическое взаимодействие клеток в организме

2- условный рефлекс

3- взаимодействие клеток организма через н/с

4- электрическая волна, распространяющаяся по клеточным мембранам

Вставочные нейроны передают импульсы от…?

1- спинного и головного мозга к мышцам

2- рецепторов в ЦНС

3- от чувствительных нейронов к двигательным

4- рецепторов к мышцам

Диаметр спинного мозга взрослого человека

В какой доле коры больших полушарий головного мозга расположена зрительная зона

Рефлекс – это:

1-путь, по которому нервное возбуждение воспринимается и передается рабочему органу

2-ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая нервной системой

3- передача возбуждения к рабочему органу

Функции нервных окончаний:

1- несут возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу

2- воспринимают раздражение

3- переключают возбуждение с чувствительных нейронов на вставочные

4- переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные

Свойство нервной ткани:

1-возбудимость и сократимость

2- возбудимость и проводимость

4 - только возбудимость

Нервной клеткой называется

Рецептор - это

1- нервный импульс

3- нервное окончание

В спинном мозге бабочку напоминает

1- белое вещество

2- серое вещество

3- красное вещество

4- золотое вещество

В каком отделе головного мозга находится дыхательный центр

1- в промежуточном мозге

2- в среднем мозге

4- в продолговатом мозге

Воспаление мозговых оболочек - это

Рецепт здорового образа жизни. Режим дня. Найдите правильные варианты ответа (слайды 37-43)

Обучающимся после школы рекомендуется сразу делать уроки (отдыхать)

Отдых должен быть пассивным (активным).

Во время занятий ничто не должно отвлекать вашего внимания.

Приготовление уроков начинать с устных предметов (письменных предметов средней сложности).

Неправильно (правильно) организованный режим дня обеспечивает нормальное развитие организма, сохраняет здоровье.

Режим дня вырабатывает вредные (полезные) привычки.

Ребенок страдает (не страдает) от нехватки времени.

Длина спинного мозга (45см)

Масса головного мозга (1300-1400г)

Организм должен отдыхать через (35- 40 минут)

Короткий перерыв составляет (5-10 минут)

Диаметр спинного мозга взрослого человека (1 см)

Взрослому школьнику достаточно спать (7-8 часов)

Ужинать необходимо за (1,5-2 часа до сна).

Вставьте в предложения пропущенные слова

Гигиена сна

Ложиться спать в … … (одно время).

Перед сном полезно совершить … (прогулку).

Рекомендуется ужинать за … часа до сна (1,5).

На ужин употреблять … , … … пищу (легкую, хорошо усваиваемую).

Гигиенические процедуры совершать … … (перед сном) .

Вредно спать на … матраце и … подушке (мягком высокой)

Ложиться нужно на …. бок (правый).

Полезно спать при … …. . (открытой форточке).

Менять постельное белье через … дней (10).

Матрац чистить …раза в месяц … (1-2) .

Иссушил меня проклятый злодей,

Нету больше светлых идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет поменял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок,

И внимания, и памяти нет –

Все от этих проклятых сигарет.

Не искупить бедой вину –

За страсть к курению

Пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма.

Найдите правильные варианты ответа:

(слайды 51-53)

Вызывает в головном мозге торможение.

Вызывает в головном мозге возбуждение.

Утомляется и истощается головной мозг.

Слабеет память, внимание, снижается работоспособность.

Не влияет на память, внимание, работоспособность.

Улучшается общее состояние организма.

Появляется бессонница, боль, раздражительность.

Нарушается работа мозга.

Найдите правильные варианты ответа:

(слайды 54-55)

Нарушается работа нервных клеток.

Не влияет на работу нервных клеток.

Изменяется поведение человека.

Становятся развязными, самонадеянными.

Разумно мыслят, рассуждают.

Не способны разумно мыслить и рассуждать.

Изменяется острота зрения, нарушается координация движения.

Толкает людей на преступление.

Резко снижаются умственные способности.

Не влияет на умственные способности .

5. Подведение итогов урока. Формулирование выводов по изученному материалу.

Учитель предлагает сделать выводы по обобщению материала.

6.Оценка результатов.

Учитель предлагает командам оценить свою работу на уроке, выставить оценки.

Организует беседу с классом по вопросам:

Достигли ли вы цели урока?

Что было главным на уроке?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересным?

Завершение урока:

Учитель благодарит учащихся за игру!

Список литературы

1Сивоглазов В.И. Естествознание. Человек- М. Просвещение, 1990.

2 .Романов И. В., И.Б. Агафонова Биология . Человек . 9 класс – М. Дрофа 2009.

3. . Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология . Человек . 9 класс . Учебник для специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида. Биология . Человек .

Урок: Значение, строение и функционирование нервной системы.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления значения нервной системы для организма человека, особенностей её строения; развивать навыки анализа текста и навыки перевода учебной информации из текста в схему; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями нервной системы.

Задачи урока:

образовательные:

способствовать формированию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток (познавательные УУД);

развивающие:

способствовать развитию у учащихся УУД оценивания ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики (регулятивные УУД)

анализировать в процессе парно-групповой работы содержание текста с целью составления схемы строения нервной ткани ;

развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями на примере нервной системы.

продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника

способствовать развитию у учащихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);

способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).

Оборудование: таблица, тексты с заданием, тесты, презентация, проектор.

Повторение опрных знаний. Тест по теме: "Эндокринная система"

Изучение нового материала:

- Функции нервной системы

- Строение нервной ткани

- Строение нервной системы

- Рефлекс. Рефлекторная дуга

- Принцип обратных связей

I . Повторение опорных знаний

Тест по теме: "Эндокринная система"

I вариант

а ) белки, катализирующие химические реакции

б ) биологически активные вещества, поступающие с пищей

в ) соединения белков и витаминов

г ) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом

2. К железам смешанной секреции относится:

а ) гипофиз в) щитовидная железа

б ) поджелудочная железа г) надпочечники

3. Какие эндокринные железы вырабатывают адреналин?

а ) гипофиз в) надпочечники

б ) щитовидная железа г) половые железы

4. Какая из эндокринных желез вырабатывает гормон, недостаток которого приводит к кретинизму?

а ) гипофиз в) щитовидная железа

б ) поджелудочная железа г) надпочечники

5. Регуляция уровня гормонов в крови осуществляется:

а ) только нервным механизмом в) нейрогуморальным механизмом

б ) только гуморальным механизмом г) инъекциями

II вариант

1. Какова функция эндокринной системы в организме человека

а ) функция размножения в) регуляторная

б ) двигательная г) защитная

2. К железам внутренней секреции относится

а ) слюнные железы в) щитовидная железа

б ) половые железы г) слезные железы

3. Тироксин – это гормон:

а ) поджелудочной железы в) половых желез

б ) щитовидной железы г) надпочечников

4. С нарушением функций какой железы связан гигантизм?

а ) гипофиз в) щитовидная железа

б ) поджелудочная железа г) надпочечники

5. Признаком сахарного диабета считается:

а ) понижение уровня инсулина в крови

б ) увеличение величины кровяного давления

в ) уменьшение уровня глюкозы в крови

г ) увеличение содержания глюкозы в моче

По завершении теста выполняется взаимопроверка с использованием презентации 1

II . Изучение нового материала

Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. И не только эндокринная система регулирует процессы происходящие в нашем организме. Представьте, если бы в нашем организме сокращение и расслабление мышц осуществлялось произвольно, а изменение частоты дыхания и ритма сокращений сердца не было связано с процессами, происходящими в других органах, наша гибель была бы неизбежной. Поэтому трудно переоценить значение нервной системы, которая контролирует функции всех органов нашего организма.

Итак, тема нашего урока "Строение и функции нервной системы" (Презентация 2 слайд 1)

1. Функции нервной системы

- Какую роль нервная система играет в организме? Обучающие предлагают свои варианты, на их основе делается вывод о функциях нервной системы

Нервная система – анализирует раздражения, поступающие извне и изнутри организма, и организует соответствующие реакции, приспосабливающие организм к меняющимся условиям жизни

Функции нервной системы (слайд 2):

- Согласование работы всех органов и систем организма

- Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма

- Ориентация организма во внешней среде

- Служит основой психической деятельности: речь, память, мысли, чувства

2. Строение нервных клеток Работа с текстом.

Строение нервной ткани (154 слова)

Нервная система образована нервной тканью, которая состоит из нейронов и нейроглии. Нейроны – главные клетки нервной ткани: они обеспечивают функции нервной системы. Нейроглия – это клетки – спутники, которые окружают нейроны, выполняя питательную, опорную и защитную функции. Их в 10 раз больше, чем нейронов.

Нейрон состоит из тела и отростков. Различают два типа отростков: дендриты и аксоны. Большинство дендритов – короткие сильно ветвящиеся отростки. У одного нейрона их может быть несколько. Дендриты воспринимают раздражение и передают нервные импульсы к телу нервной клетки. Аксон – длинный, чаще всего мало ветвящийся отросток, по которому импульсы от тела клетки передаются другим нейронам. Каждая нервная клетка имеет только один аксон, длина которого может достигать нескольких десятков сантиметров. По длинным отросткам нервных клеток импульсы в организме могут передаваться на большие расстояния.

Длинные отростки часто покрыты миелиновой оболочкой (жироподобное вещество белого цвета). Их скопления в центральной нервной системе образуют белое вещество. Короткие отростки и тела нейронов такой оболочки не имеют. Их скопления образуют серое вещество.

(2 мин.) Составьте схему в тетради, заполняя пропуски:

( 12 мин ) Выпишите определения:

д) белое вещество –

е) серое вещество -

По завершении работы проверка с помощью презентации (слайды 3-5)

3. Строение нервной системы Рассказ учителя с заполнением схемы (слайд 6 с анимацией) .

Нервную систему ( по месту расположения ) подразделяют на центральную и периферическую. К центрально нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.

Нервы – пучки длинных отростков, выходящие за пределы головного и спинного мозга.

Нервные узлы – это скопления тел нейронов вне ЦНС.

Нервные окончания – разветвления отростков нейронов, служат для приема или передачи сигналов.

По функциям нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную)

Соматическая нервная система (от греческого "сома" - тело) регулирует работу скелетных мышц и органов чувств. Она обеспечивает связь организма с внешней средой и адекватное реагирование на ее изменение. Путем сокращения скелетных мышц выполняются, прежде всего защитные движения. Функции соматической нервной системы подконтрольны нашему сознанию.

Деятельностью внутренних органов управляет автономная или вегетативная нервная система. Ее название происходит от греческого слова "автономия" - самоуправление. Работа этой системы не подчиняется воле человека. Нельзя, например, по желанию ускорить процесс пищеварения или сузить кровеносные сосуды.

Автономная система представлена двумя отделами – симпатическим и парасимпатическим. Симпатический отдел (система сложных ситуаций) включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии (что-то услышал неожиданное: расширяются зрачки, возрастает частота сокращений сердца, замедляется деятельность пищеварительной системы, учащается дыхание). Парасимпатический отдел можно назвать системой отбоя. Она возвращает организм в состояние покоя, создает условия для отдыха и восстановления организма.


4. Рефлексы. Рассказ с элементами беседы и зарисовкой рефлекторной дуги

Деятельность нервной системы человека достигла большого совершенства и сложности. В основе ее лежит рефлекс.

- Что такое рефлекс?

- Какие рефлексы вы знаете?

Рефлекс (от лат. "рефлексус" - отражение) – ответная реакция организма на раздражитель, поступающей из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

Безусловные (врожденные) рефлексы – относительно постоянные, наследственно закрепленные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые с помощью нервной системы. Например, мигание, сосание у новорожденных

Условные рефлексы – рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта. Например, слюноотделение на запах пищи, точные движения при письме, игре на фортепиано и т. д. (помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды).

Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга, которая состоит из чувствительного, одного или нескольких вставочных и двигательного нейронов.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса (слайд 7).

1. Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс

2. Чувствительный нейрон – передает нервный импульс в ЦНС

3. Вставочный нейрон – обработка полученной информации, передача информации двигательному нейрону

4. Двигательный нейрон – несет сигнал к рабочему органу

5. Реагирует на полученное раздражение

5. Принцип обратной связи (практическая работа)

Информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр для того, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости, скоординировать её.

Вывод: чтобы деятельность организма была координированной, недостаточно только прямых связей от мозга к рабочему органу, важны и обратные связи (рабочий орган – мозг, по которому идут импульсы, сигнализирующие о правильности или ошибочности выполняемого действия). Поэтому правильно говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце или рефлекторной цепи . В этом можно убедиться, выполнив практическую работу на стр. 180

Практическая работа

Действие прямых и обратных связей

Сядьте на стул. Скрестите руки на груди. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом. Попробуйте встать со стула.

Теперь проделайте тоже самое с прямой спиной, не наклоняясь вперед. Почему у вас это не получилось?

Вывод: Встать со стула в данном случае можно в два этапа. На первом этапе необходимо наклонить туловище так, чтобы центр тяжести находился над точкой опоры и после этого можно подняться на ноги. Встать без наклона не удается, так как по обратным связям в мозг пришла команда, что первая, вспомогательная часть рефлекторного действия не выполнена

Потоки обратной информации от всех органов непрерывно поступают в мозг в виде бодрого самочувствия или недомогания, если человек устал или не совсем здоров.

III. Закрепление

1. Работа с терминами (слайды 8-10).

Аксон – дендрит ,

возбуждение – торможение ,

чувствительный нейрон – исполнительный нейрон ,

соматичевский отдел – вегетативный отдел ,

прямые связи – обратные связи .

Есть одна русская пословица. Прокомментируйте, как вы поняли.

Самый хороший друг и самый злейший враг – это наши нервы.

2. Выводы (в ходе беседы учащиеся формулирую выводы по уроку, это сопровождается показом слайда 11 с анимацией):

Нервная система анализирует раздражения, которые поступают из внутренней и внешней среды организма, и организует соответствующие реакции, приспосабливающие организм к меняющимся условиям жизни

Основные клеточные элементы нервной системы называются нейронами

Работу мышц регулирует соматическая, а деятельность внутренних органов управляет вегетативная нервная система

Основной принцип работы нервной системы – рефлекторный. Любая ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая нервной системой, называется рефлексом. Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга.

В рефлекторной деятельности различают прямые и обратные связи.

IV . Домашнее задание : § 47 зад. 6 .

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология: Человек. 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2010.

Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.