Значение правильного режима в охране нервной системы детей

Министерство образования и наук Республики Татарстан

Контрольная работа по анатомии

Преподователь: Шигапова Наиля Назиповна

Студент: Шаймарданова Марина

1. Значение режима в охране нервной системы ребёнка.

2. Гигиена учебной деятельности.

3. Гигиенические требования к трудовой деятельности.

4. Гигиенические требования к прогулкам и экскурсиям

5. Гигиенические требования к организации сна.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

2) регулярное питание;

3) полноценный сон;

4) достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Правильный режим дня - это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте -раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением.

Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон.

Целесообразно воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка какого-либо серьезного заболевания.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

Режим дня ребенка от 2 до 7 лет разнообразнее, чем детей более раннего возраста.

Организация утреннего приема детей имеет большое значение. Начало дня, первый разговор с воспитателем, характер игры, трудовой деятельности - все это оказывает большое влияние на самочувствие ребенка и его поведение в течение дня.

Утром, до завтрака, дети младшего возраста могут играть с игрушками, старшим дошкольникам дают строительный материал, кроме того, в эти часы они выполняют трудовые поручения: ухаживают за растениями, животными, дежурят в столовой и в уголке природы, готовят пособия для занятий.

Если сбор детей происходит на участке, зимой можно покормить птиц, размести от снега дорожки, летом - полить растения, собрать сухой мусор, поиграть песком и т. д.

Как физический, так и умственный труд по характеру и объему должны соответствовать возрастным особенностям детей. Организуя деятельность ребенка, необходимо помнить о сохранении его работоспособности в течение всего дня, что достигается чередованием труда и отдыха разных видов деятельности, т. е. поочередным включением в работу разных органов и систем.

В детском саду проводятся занятия по ознакомлению с окружающей общественной жизнью и природой, развитию речи, подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, конструированию, физкультурные занятия.

Длительность и характер занятий изменяются в зависимости от возраста детей.

Организация занятий требует определенных условий для охраны здоровья детей. Исследования показали, что, если занятия связаны с некоторым напряжением зрения, у детей снижаются функции зрительного аппарата, изменяется полноценность восприятия, что выражается в падении работоспособности к концу занятия.

У ослабленных, перенесших заболевания детей утомление может возникнуть даже и в результате обычной, небольшой нагрузки, так как функциональные возможности у них более ограничены. Поэтому эти дети нуждаются в индивидуальном подходе, требования к ним должны быть легко выполнимыми.

Если запредельное торможение возникает у многих детей, то это сигнал нерационально построенного, непосильного занятия. Например, удлинение его свыше времени, предусмотренного программой, не только утомляет детей, но и нарушает режим дня, в результате сокращается время для пребывания детей на воздухе.

На занятиях должна быть создана обстановка, исключающая побочные раздражители, и прежде всего должна быть создана тишина.

Нельзя допускать посторонних разговоров взрослых, музыки, шума (от уборки помещения, мытья посуды), так как всякий такой раздражитель отвлекает внимание детей.

Внешнее торможение может возникнуть и при длительном мышечном напряжении в результате неудобной позы, вызванной неправильно подобранной (не по размеру) мебелью или напряжением зрения, связанным с недостаточным или неправильным освещением.

Во время занятий воспитатель должен чувствовать настроение детей, при надобности активизировать их деятельность, избегать однообразия в работе, не заставлять их многократно повторять один и тот же текст, движения, песни.

Занятия лучше начинать с легкой деятельности и постепенно переходить к более трудной.

В воспитательно-образовательной работе большое значение приобретает чередование различных видов деятельности и своевременного отдыха, т. е. изменение характера деятельности.

Если на занятиях ребенок был занят умственной деятельностью, то отдых должен быть насыщен движениями, играми. Перед занятиями, которые не требуют двигательной активности, нужно предоставить детям возможность поиграть в подвижные игры, не допуская при этом их перевозбуждения. И наоборот, перед музыкальными занятиями или гимнастикой рекомендуется дать детям спокойные, тихие игры.

Такое чередование обеспечит лучшие условия отдыха - снимет или предупредит утомление детей во время занятий. Этот так называемый активный отдых наиболее эффективен. При активном отдыхе клетки и участки коры мозга, охваченные ранее возбуждением (т. е. находившиеся в рабочем состоянии), переходят в тормозное состояние (нерабочее), и, наобо-рота, начинают активно работать все клетки, которые ранее бездействовали.

Для лучшего усвоения материала на занятиях с детьми используют наглядные пособия и образцы (при рисовании, лепке, конструировании и др.)- Работа с наглядными пособиями должна удовлетворять определенным гигиеническим требованиям.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является охрана нервной системы ребенка от переутомления и перевозбуждения.

Но наблюдения за воспитанием детей в семье показывают, что на гигиену нервной системы родители часто не обращают должного внимания, а между тем нельзя не учитывать, что нервная система ребенка, очень ранима. Малышу свойственно общая неустойчивость, повышенная возбудимость, чувствительность и быстрая утомляемость.

Отсутствие правильного чередования сна и бодрствования, занятий и отдыха, недостаточное пребывание на свежем воздухе, напряженная обстановка в семье – все это зачастую является источником ранней детской нервности.

Причиной детской нервности является неправильное обращение с детьми. В одних случаях родители держат детей в чрезмерной строгости, очень требовательны к ним. Ребенок в таких семьях только и слышит окрики, запреты, если провинится, его наказывают, применяя даже физические наказания.

В таких условиях его еще не окрепшая нервная система находиться в постоянном напряжении, и ребенок становиться раздражительным, упрямым или, наоборот вялым.

В других семьях, особенно если ребенок единственный, его постоянно ласкают, хвалят, выполняют все его желания. Заласканный и изнеженный ребенок так же становиться чувствительным, расслабленным, ни к чему не способным. Существует еще один путь воспитания, который приводит к детской нервозности. Он заключается в постоянных переходах от чрезмерной строгости к излишним ласкам и нежностям. Ребенок никогда не знает, что его ждет, он всегда в возбужденном состоянии.

Раздражительность, капризы, неуравновешенное поведение появляются так же в результате перегрузки ребенка впечатлениями, развлечениями, от сильного испуга, перенесенного заболевания.

Чтобы предупредить детскую нервозность, если она уже появилась, устранить её необходимо спокойная окружающая обстановка, внимательное отношение взрослых к ребенку. Родители должны осознавать свою ответственность за воспитание детей, должны владеть собой, своими чувствами, управлять своим поведением. Важно установить четкий распорядок дня, в котором бы, период бодрствования не превышал установленной для его возраста нормы. Укреплению нервной системы способствует также закаливания детей.

Таким образом, только правильное воспитание в семье может предупредить у ребенка развитие нервности.

Охрана нервной системы ребенка. Памятка для родителей Нервная система ребенка слаба и несовершенна, поэтому родитель и воспитатель должны создать для детей наиболее благоприятные условия, которые.

Охрана прав и достоинств маленького ребенка. Презентация "Охрана прав и достоинств маленького ребенка" 1 слайд Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие.

Профилактика сердечно-сосудистой системы у ребенка. Консультация для родителей КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕТЕЙ Залогом здоровья сердечно-сосудистой системы является забота о ней в течение всей жизни, начиная с рождения ребенка.


Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является охрана нервной системы ребенка от переутомления и перевозбуждения.

Однако, наблюдение за воспитанием детей в семье показывает, что на гигиену нервной системы родители часто не обращают должного внимания, а между тем нельзя не учитывать, что нервная система ребёнка, особенно младшего дошкольного возраста, очень ранима. Малышу свойственна общая неустойчивость, повышенная возбудимость, чувствительность и быстрая утомляемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.docx 12.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является охрана нервной системы ребенка от переутомления и перевозбуждения.

Однако, наблюдение за воспитанием детей в семье показывает, что на гигиену нервной системы родители часто не обращают должного внимания, а между тем нельзя не учитывать, что нервная система ребёнка, особенно младшего дошкольного возраста, очень ранима. Малышу свойственна общая неустойчивость, повышенная возбудимость, чувствительность и быстрая утомляемость.

Отсутствие правильного чередования сна и бодрствования, занятия и отдыха, недостаточное пребывание на свежем воздухе, напряженная обстановка в семье – всё это зачастую является источником ранней детской нервности.

Причиной детской нервности является неправильное обращение с детьми. В одних случаях родители держат детей в чрезмерной строгости, очень требовательны к ним. Ребенок в таких семьях только и слышит окрики, запреты, если провинится – его наказывают, применяя даже физическое наказание. В таких условиях его еще не окрепшая нервная система находится в постоянном напряжении, и ребенок становится раздражительным, упрямым; или наоборот, вялым. В других семьях, особенно если ребенок единственный, его постоянно ласкают, хвалят, выполняют все его желания. Заласканный и изнеженный ребенок также становится чувствительным, расслабленным, ни к чему не приспособленным.

Существует еще один путь воспитания, который приводит к детской нервозности. Он заключается в постоянных переходах от чрезмерной строгости к излишним ласкам и нежностям. Ребенок никогда не знает, что его ждет, он всегда в возбужденном состоянии. Раздражительность, капризы, неуравновешенное поведение появляются также в результате перегрузки ребенка впечатлениями, развлечениями, от сильного испуга, перенесенного заболевания.

Чтобы предупредить детскую нервность, или, если она уже проявилась, устранить ее, необходима спокойная окружающая обстановка, ровное внимательное отношение взрослых к ребенку. Родители должны осознавать свою ответственность за воспитание детей, должны уметь владеть собой, своими чувствами, управлять своим поведением. Важно организовать четкий распорядок дня, в котором бы период бодрствования не превышал установленной для его возраста нормы, предусматривалось длительное пребывание на свежем воздухе, достаточно продолжительный спокойный сон. Укреплению нервной системы способствует также закаливание детей.

Таким образом, только правильное воспитание в семье может предупредить у ребенка развитие нервности.

  • О семейном воспитании (10)
  • О пользе прогулок с детьми (8)
  • Консультации (46)
  • Речевое развитие дошкольников (8)
  • Всё о здоровье (29)
  • Основы безопасности (27)
  • Самообразование (2)

Одной из важных задач, стоящих перед ДОУ и семьёй, является охрана нервно - психического здоровья детей, а основное условие охраны психологического здоровья детей – укрепление их нервной системы через создание спокойной, доброжелательной обстановки в детском саду и дома, удовлетворения их эмоциональных потребностей и соблюдение режима дня.

Если задать вопрос, что самое важное в сохранении и укреплении здоровья ребёнка, то многие дадут однозначный ответ – выполнение режима дня. Это положение уже стало аксиомой. Проверенной и доказанной длительной практикой и общественного и семейного воспитания.

Они подтвердили, что для того, чтобы у детей было хорошее самочувствие, эмоциональное благополучие, правильно протекало физическое, психологическое и социальное развитие, в семье и ДОУ должны быть созданы условия для:

 развития у детей жизнерадостности, веры в себя, свои силы и возможности;

 увлекательной творческой деятельности детей;

 соблюдение режима дня, питания, жизнедеятельности детей.

Режим всегда был и остаётся основой полноценного физического развития детей. Не случайно замечено воспитателями детских садов – самые нервозные, трудные дети бывают по понедельникам. Наверное потому, что в воскресенье ребята отходят от привычного режима и живут по расписанию взрослых: поздно встают, не гуляют, к ночи (из – за гостей) укладываются спать. И мы ещё удивляемся, почему же они так капризны – а потому, что нарушается весь устоявшийся стереотип детского организма.

Известно, какое значение придавал режиму дня выдающийся педагог А.С.Макаренко, он считал, что режим – это средство воспитания. Правильный режим должен отличаться определённостью, точностью и не допускать исключений.

Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивают сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность, но и эмоциональный комфорт.

Регулярность питания благоприятствует хорошему аппетиту, так как у ребёнка через определённый промежуток времени появляется потребность в пище, а это способствует полноценному усвоению всех её компонентов.

Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы формирует у ребёнка привычку засыпать быстро, без каких – либо дополнительных воздействий, что является одним из важнейших условий спокойного, глубокого сна, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребёнка.

Таким образом, считал А.С.Макаренко, рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное влияние на его эмоциональную сферу.

При нарушении режима у детей наблюдается сильное волнение, возбуждение. Утомление, возникает избыточное напряжение. Ребёнок начинает нервничать, что приводит к напряжению разных групп мышц и способствует возникновению заболеваний (неврозы, гипертония, сердечные недуги и т.д.).

Ребёнок начинает испытывать чувство тревоги, одиночества, окружающие воспринимаются, как источник возможной опасности, что сказывается на формировании межличностных связей, нарушается способность достаточно критически подходить к оценке себя, как личности.

Подобная ситуация препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей детей, ведёт к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребёнка.

Незначительное происшествие может привести к переживаниям детьми негативных эмоциональных состояний, вызвать страх, перевозбуждение, раздражение и открытую агрессию.

Соблюдение режима дня поможет расслабиться, а расслабление создаст условия для нормальной работы всего организма, так как в процессе релаксации энергия перераспределяется, что приводит тело к равновесию и гармонии. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы, здоровье и эмоциональное состояние.

Нельзя забывать, что возможности растущего организма не безграничны, а его психика качественно отличается от психики взрослого. Развитие определяется последовательностью изменений психики. Самое важное – создать условия, приводящие к тому, чтобы ребёнок был спокойным, с эмоциональным положительным настроем. А так как режим предполагает смену деятельности с активной на более спокойную, то это предотвращает переутомление, нарушение эмоционального настроя ребёнка, способствует формированию норм здорового образа жизни. Таким образом системный подход позволяет добиваться хороших результатов по сохранению и укреплению здоровья детей, помогает обеспечивать стабильный эмоциональный комфорт.

Итак, рациональный режим дня, построенный в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями дошкольника, включающий разумное распределение часов, отведённых для приёма пищи, сна, правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений в жизнедеятельности детей обеспечивает условия для оптимальной ритмичности процессов в растущем организме, способствует всестороннему и гармоничному развитию здорового ребёнка, его эмоциональному благополучию.

Общие требования. Для нормального развития нервной системы детей и подростков огромное значение имеют правильная организация режима дня, рациональное питание, правильно поставленное физическое воспитание, посильный физический труд.

Гигиена нервной системы детей и подростков неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Чистота и порядок в школе и дома, благожелательное и ровное обращение с детьми — все это содействует нормальному развитию нервной системы.

Категорически запрещается давать детям алкогольные напитки. Алкоголь, действующий вредно на все органы, особенно вред но влияет на нервную систему, вызывая вначале чрезмерное возбуждение ее, а затем депрессию. При употреблении алкогольных напитков может произойти перерождение нервных клеток и мозговых сосудов, что неблагоприятно сказывается на психической деятельности.

Вредно также курение подростками табака. Никотин, содержащийся в табаке, вызывает у подростков головную боль, тошноту, слюнотечение и т. д.

Профилактика утомления и переутомления детей и подростков

Любая форма деятельности через определенное время приводит к утомлению. Утомление — временное понижение работоспособности организма, которое прежде всего связано с изменениями в центральной нервной системе. Торможение центральной нервной системы является первым сигналом наступающего у человека утомления. Вместе с тем развивающееся торможение при утомлении выполняет охранительную роль, защищая нервные клетки от перенапряжения, разрушения. Поэтому требования гигиены состоят в том, чтобы разумной организацией труда и отдыха отдалить наступление утомления и обеспечить наилучшие условия для восстановления работоспособности организма.

Утомление как правило, сопровождается чувством усталости. Усталость — субъективное выражение утомления. Она может проявляться даже утром на первом уроке как следствие плохого ночного сна или как результат неинтересного, однообразного построения урока.

Начальным признаком утомления является общее двигательное беспокойство. Если теперь не переключить учащихся на другие виды деятельности, то начальная фаза утомления перейдет в последующую, выражающуюся в развитии общей вялости и сонливости.

Обычно после дневного или ночного сна утомление проходит. При недостаточном отдыхе утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению. При этом нарушаются восприятие, память, внимание, развиваются головные боли, нарушается нормальный сон, аппетит. Переутомление может возникнуть при перегрузке умственной работой, недосыпании, нерациональном питании. Переутомление требует особого режима, лечения, иногда даже временного прекращения занятий в школе.

В профилактике переутомления и повышении работоспособности учащихся особое значение имеет организация правильного режима дня с соблюдением требований гигиены. Чередование видов деятельности, смена умственного труда физическим очень важны в защите центральной нервной системы от нарастания утомления. Бодрое настроение, интересная работа вызывают положительные эмоции и делают труд менее утомительным.

Гигиенические требования к режиму. Правильно организованный режим учащихся является одним из основных условий успешной учебно-воспитательной работы и сохранения здоровья

учащихся. Выполнение режима приводит к образованию в коре больших полушарий прочных стереотипов, облегчающих переход от одного вида деятельности к другому.

При построении режима учитывают продолжительность различных видов учебной и внеучебной деятельности при их рациональном чередовании, пребывание на свежем воздухе, питание, полноценный сон.

В связи с возрастными особенностями детей устанавливается различный режим школьных занятий учащихся младших, средних и старших классов.

Статья на тему Гигиена нервной системы человека

Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а распространяются по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.

Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.

Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, рабо­тоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Режим сна. Поскольку дети легко утомляются, для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный сон. Общая суточная продолжительность сна и частота его в днев­ное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается (табл. 5).

Таблица 5.

Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес. до 7 лет

Возраст Кол-во периодов сна Длительность периода (ч) Длительность в сутки
2,5мес. – 5 мес. 4 – 3 2 – 1,5 17,5 – 17
5 мес. – 10 мес. 3 2 – 1,5 16,5 – 16
10 мес. – 1 год 2 2,5 – 2 15 – 14,5
1 – 1,5 года 2 2 – 1,5 14,5 – 14
1, 5 – 2 года 1 3 14 – 13,5
2 – 3 года 1 2,5 13,5 – 12,5
3 – 4 года 1 2 ч 20 мин 13 ч 20 мин – 12 ч 20 мин
4 – 5 лет 1 2 ч 10 мин 13 ч 10 мин –12 ч 10 мин
5 – 6 лет 1 1 ч 50 мин 12 ч 35 мин – 11 ч 35 мин
6 – 7 лет 1 1 ч 45 мин 12 ч 30 мин – 11 ч 30 мин

В теплое время года дети спят в легком белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни – в одних трусах. Дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна при температуре воздуха 16 – 18°С, получая при этом воздушные ванны.

Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с го­ловой, на животе, уткнувшись но­сом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребен­ка. Вредно детям долго лежать на одном боку. Длительное пребыва­ние тела ребенка в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности его костей) привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника, таза.

Чтобы дети быстро засыпали и крепко спали, их укладывают всегда в одно и то же время. При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры, другие шумы. Детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки, недопустимы подвижные игры, просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым. Очень важно также, чтобы дома у ребенка была своя кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для полноценного отдыха, способствует за­ражению инфекционными болезнями, может привести к прежде­временному пробуждению полового чувства.

Режим питания. Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны есть в точно установленное время. К моменту приема пищи возбудимость пищеварительных желез возрастает, они начинают усиленно вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу. Продукты питания, посту­пившие в желудочно-кишечный тракт, быстро обрабатываются соками и хорошо усваиваются организмом.

Частота приемов пищи. Дети первых месяцев жизни получают пищу 7 раз в сутки, от 2,5 – 3 мес. до 5 – 6 мес. – 6 раз, от 6 мес. до 9 – 10 мес. – 5 раз, от 9 – 10 мес. до 1 г – 5 – 4 раза, от 1 г до 7 лет – 4 раза. Соответственно продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4 – 4,5 ч.

Пониженный аппетит (анорексия) – частое явление у детей, особенно раннего возраста. Анорексия нередко возникает в ре­зультате кормления ребенка против его желания, а также под воздействием какого-либо раздражителя (например, ожог рта слишком горячей пищей, резкие замечания взрослых во время еды и т. д.). В некоторых случаях анорексия сопровождается тошнотой и рвотой (особенно тогда, когда ребенка кормят на­сильно).

Во время приема пищи важно создать спокойную, добро­желательную обстановку, поддержать у детей хорошее настрое­ние. Не следует проявлять нетерпение, если ребенок ест медленно, запрещать во время еды обращаться с просьбой к товарищу или взрослому, делать частые замечания, объяснять, как себя вести за столом. (Навык поведения за столом при приеме пищи вырабатывается в процессе воспитания культуры поведения.) Это отвлекает, нервирует детей, снижает аппетит и отрицательно сказывается на усвоении организмом питательных веществ.

Режим бодрствования. Во время бодрствования с новорожденными детьми необходимо как можно больше гулять. Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, можно проводят игры и занятия. Дети старше 1,5 лет гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй – после полдника (2 – 3 ч). Общая продолжительность прогулок 4 – 5 ч.

Прогулка при правильной ее организации является одним из важнейших моментов закаливания детей.

Перед прогулкой важно одеть и обуть ребенка в соответст­вии с сезоном и погодой, чтобы обеспечить ему свободу движе­ния и необходимый тепловой комфорт.

Дети до 3 лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже – 15°С, а 4 – 7 лет – при температуре до -18 –22°С. При низких температурах время прогулки сокра­щается.

Летом вся жизнь детей должна, по возможности, проходить на воздухе. Одежда постепенно облегчается (в жаркое время дети гуляют в одних трусах). С раннего детства детей приу­чают самостоятельно одеваться и раздеваться. На первых по­рах взрослый показывает, как это надо делать, и помогает ребенку.

Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. Дети получают много впечатлений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигаться. В зависимости от возраста де­тей, климата, погоды и условий функционирования детского учреждения во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках), труд на участке. Помимо познавательного значения, прогулки тренируют сердечно-сосудистую систему и двигательный аппарат.

У детей старше 3 лет, посещающих детское учреждение, свободное время после завтрака, на прогулках, после полдника за­полняется не только играми. Часть его отводится на самообслужи­вание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для вы­полнения трудовых поручений.

В теплое время года рекомендуется увеличивать пребывание де­тей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятель­ности на участке.

Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др.), долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но правильно организованные виды деятельно­сти могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка необходи­мо строго соблюдать гигиенические требования. Преодоление во время деятельности незначительного утомления для ребенка может быть полезным: оно способствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга, тренирует нервную систему, повышает ее устойчивость и работо­способность.

Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт. Дети первого, второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь тогда, когда они выспались, сыты, сухие, т. е. тогда, когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухуд­шения настроения у ребенка первого и второго года жизни – его вялости, сонливости или перевозбуждения – игры-занятия следует прекратить.

Следует также хорошо продумать чередование видов деятель­ности. После занятий, игр, требующих значительного умствен­ного и волевого напряжения, малоподвижного состояния, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с боль­шими усилиями. Спокойные игры после энергичных движений, сильного возбуждения являются для них отдыхом.

На самочувствии сказываются и условия, в которых дети занимаются. Недостаточное освещение, духота, не­правильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, малокровие. Дети дошкольного возраста значи­тельно быстрее взрослых утомляются в душном, плохо проветренном поме­щении. Объясняется это тем, что благо­даря усиленному росту и развитию организма потребность в кислороде у них значительно выше, а сопротив­ляемость неблагоприятным влияниям среды ниже, чем у взрослых. Поэто­му помещение, где проводятся занятия, должно хорошо проветриваться, иметь температуру воздуха 20 – 21°, относи­тельную влажность – 30 – 60%.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.