Болит голова и температура ребенок гомеопатия

Голова у ребенка может заболеть от эмоционального перенапряжения, неприятностей в школе или дома, чрезмерным употреблением некачественной пищи, нарушением пищеварения, запором, слишком долгим пребыванием на солнце и многим другим. У детей, часто болеющих простудой, может возникнуть боль в лобной или надбровной части головы из-за насморка. В период полового созревания у многих девочек голова болит из-за гормональной перестройки.

Ниже я привожу рекомендации по приему гомеопатических препаратов для лечения головной боли, вызванной острым расстройством.

Дети, часто страдающие от головных болей, не связанных с какими-либо острыми заболеваниями, такими как грипп или простуда, нуждаются в конституциональном лечении у профессионального гомеопата.

Арсеникум альбум (Arsenicum album) – При головной боли, вызванной пищевым отравлением и сопровождающейся беспокойством и возбуждением. Ребенка знобит. Жажда, при этом ребенок пьет часто и маленькими глотками.

Белладонна (Belladonna) – Сильная пульсирующая головная боль. Ребенок не может выносить свет, движение, шум или причиняемое ему беспокойство. Ребенку хуже, когда он лежит, лучше, когда сидит. Лицо может гореть. Головная боль может быть связана с высокой температурой. Зрачки могут быть расширены. Боль часто бывает с правой стороны. Голова может быть горячей, а руки и ноги — холодными. Головная боль, вызванная пребыванием на солнце.

Бриония (Bryonia) – Ребенку хуже при малейшем движении; даже движение глаз может усилить боль. Боль часто начинается с левой стороны (около левого глаза) и перемещается по голове (или даже по всему телу). Ребенок раздражителен, хочет, чтобы его оставили в покое. Головная боль может сопровождаться тошнотой, рвотой и запором. Жажда.

Гельсемиум (Gelsemium) – Боль из области затылка и шеи перемещается на лоб. Ребенок сонный, вялый, плохо себя чувствует. Трудно держать глаза открытыми. Головная боль может быть вызвана слишком долгим пребыванием на солнце и сопровождаться чувством тяжести. Головная боль может быть связана с лихорадкой или гриппом. Боль может пройти после мочеиспускания. Ребенок вялый, хочет, чтобы его оставили в покое.

Игнация (Ignatia)
– При горе, потере любимого человека или домашнего любимца. Боль ощущается так, будто в голове гвоздь.

Натрум муриатикум (Natrum muriaticum)
– Боль такая, будто в голове колотят маленькие молоточки. Обычно боль начинается утром и проходит поздно вечером. Дети закрытые, испытывают эмоциональное напряжение, но ни с кем не делятся своими переживаниями.

Нукс вомика (Nux vomica) – Головная боль на фоне раздражительности. Хуже при перегревании. Хуже при движении головой или встрясках. Может сопровождаться запором.

Пульсатилла (Pulsatilla) – Препарат показан чувствительным, плаксивым детям, которые любят ласку. Препарат может пригодиться девочкам в период полового созревания, если возникают проблемы с менструацией. Хуже после жирной пищи или мороженого. Эта головная боль может сопровождаться проблемами с пищеварением. Ребенку лучше на свежем воздухе и от прохладных компрессов.

Стафизагрия (Staphisagria) – Препарат показан детям, у которых головные боли возникают после ссор или семейных скандалов, особенно если они подавляют свои эмоции. Препарат подходит детям, с которыми плохо обращаются в школе и которые лишены возможности выразить свои чувства. Головная боль после гнева или при его подавлении.

Можно по-разному относиться к гриппу. Вы наверняка слышали, что нелеченный грипп продолжается неделю, зато при лечении он проходит за 7 дней. Кто-то воспринимает грипп, как серьезное и достаточно опасное заболевание, кто-то - как повод сделать паузу и недельку посидеть дома, отдохнуть от работы и лишних контактов. Для кого-то грипп – происки зловредного вируса, каковому следует противостоять всеми возможными средствами, кому-то очевидно, что грипп не более, чем способ некой разгрузки организма, пройдя которую, человек становится свежей и здоровей. В общем, правильней всего было бы не лечиться от гриппа при относительно нетяжелом его течении. Однако, многие достаточно тяжело переносят его, кроме того, нередко грипп протекает достаточно тяжело, а иногда переходит в затяжные формы. И здесь все-таки следует применить лечение. И в этом может помочь гомеопатия.


Ниже приведены описание симптоматики основных гомеопатических средств, традиционно применяемых при лечении гриппа или ОРЗ. Описание препаратов составлено по ряду классических источников и является традиционным в гомеопатии, хотя достаточно непривычным для несведущего человека. Вы можете попытаться самостоятельно выбрать подходящее лекарство, хотя это требует определенной наблюдательности и анализа. (Врачи-гомеопаты долго учатся этому). При самостоятельном лечении выбранный препарат надежнее применять в 3 или в 6 потенции (гельземинум в 30), предварительно разведя в стакане воды, по 2-3 глотка за 1 раз несколько раз в течение дня. При наступлении отчетливого улучшения прием следует прекратить, при отсутствии эффекта в течение суток (в острой стадии болезни) дальнейший прием, как правило, нецелесообразен. Препараты можно приобрести в гомеопатических аптеках обычно без рецепта.

Альтернативой данному, классическому, подходу является лечение гомеопатическими комплексными препаратами, которые составляются, как правило, по старым апробированным рецептурам. Эти препараты Вы сможете приобрести в аптеках. Однако, с затяжными и тяжелыми формами гриппа справиться с помощью комплексных препаратов не всегда удастся, поскольку они не индивидуально подобраны.

Ни тот, ни другой лечебные подходы ни в коей мере не заменяют врачебного осмотра и наблюдения, поскольку ваши собственные умозаключения о характере и тяжести заболевания могут оказаться ложными.

Аконит

Начало заболевания – после пребывания на холодном сквозном ветру, в сухую холодную погоду.
Назначается в острой стадии острого заболевания, затем подбирается другое лекарство.
Внезапно, остро и бурно развившаяся лихорадка, чаще вечером.
Чередование лихорадки и озноба, более тягостна стадия озноба, сопровождается жаждой, озноб волнами ходит по телу, усиливается при раскрывании и малейшем движении.
Сильная жажда холодной воды в период жара – пьет ее в больших количествах, все, кроме воды представляется горьким.
Первоначально холодный пот – ледяной холод лица и рук.
Двигательное и психическое беспокойство, тревога, страх при любом проявлении болезни вплоть, до страха умереть.
Узкие зрачки чаще.
Ощущение сухости и жара в глазах, будто засыпаны песком.
Крайняя краснота лица, иногда одна щека красная, вторая бледная, лицо немедленно бледнеет при присаживании, головокружение при вставании.
Тяжелая отупевшая голова с набуханием сосудов.
Гусиная кожа, ощущение мурашек и онемение.
Тяжелая голова, ощущение, что голова разрывается.
Грубый сухой свистящий кашель с ухудшением по ночам и близко к полуночи, ребенок хватается за горло.
Кашель со стеснением в груди только в период жара.
Напряженный, учащенный, скачущий пульс.
Ребенок хватается ручками за больное место.
Ухудшение от шорохов, музыки, в теплом помещении, вечером и ночью.
Улучшение после пропотевания, на свежем воздухе.

Белладонна

Начало воспалительного процесса – внезапно, после мытья головы, стрижки волос, переохлаждения, нахождения на сквозняке, гнева.
Обострение общей чувствительности, чувствительность к прикосновению, шуму, свету, движению, головная боль от этих возбуждений.
Высокая лихорадка с возможными судорогами, бредом, галлюцинациями, возбуждением, с незначительной интоксикацией.
Сильный жар, горячая кожа, прилив крови к голове, горячее пылающее лицо – воспалительный румянец щек, либо чередование красноты и бледности.
Ледяной холод рук и ног с горячей головой.
Сухость кожи с возможной испариной в складках.
Расширение зрачков.
Сухой короткий раздражающий щекочущий кашель, сильнее ночью.
Ощущение сжатия горла с чувством царапания, желанием постоянно сглатывать.
Набухшие миндалины, с затруднением глотания жидкостей.
Боли рвущие и пульсирующие в наружном и среднем ухе, чаще ночью, ребенок плачет.
Ухудшение от прикосновения, сотрясения, шума, сквозняка, в момент пробуждения, в послеполуденные часы.
Улучшение от возвышенного положения головы.

Феррум фосфорикум

Начальный период лихорадки и воспаления.
Эффективен у анемичных, ослабленных, легко утомляющихся субъектов.
Жар с покраснением лица, затем лицо бледнеет и краснеет поочередно.
Красные пятна на одной щеке.
Сухость кожи, затем обильные ночные поты, не дающие облегчения.
Жажда, но питье не приносит облегчения.
Ослаблен голос – не может говорить.
Сильное изнеможение, едва может передвигаться, желание лечь.
Жар с потливостью кистей.
Озноб с желанием потянуться, часто в 13 часов.
Покрасневшие воспаленные глаза с непереносимостью света и слезотечением, ощущение песка под веками.
Пульсирующие головные боли с красным лицом.
Короткий, болезненный, щекочущий, отрывистый, мучительный спастический кашель с колющими болями и возможным непроизвольным отхождением мочи.
Боли в горле усиливаются при пустом глотательном движении.
Ревматические боли в правом плече.
Ухудшение – ночью, от движения, шума, сотрясения, прекращения потоотделения, на открытом воздухе.
Улучшение – при медленном движении.


Бриония

Заболевание развивается постепенно, после переохлаждения, но не в первый день, несколько дней неудовлетворительного самочувствия.
Первоначально озноб с сухим кашлем и колющими болями в груди.
Сухость всех слизистых, сухие потрескавшиеся губы.
Жгучая жажда с желанием пить холодную воду большими глотками.
Чрезвычайная раздражительность по мелочам, желание быть одному.
Слабость, тошнота и дурнота при вставании с постели.
Стремится лежать на больной стороне.
Разрывающие лобные головные боли.
Сухой отрывистый болезненный кашель по ночам, вынуждающий садиться в постели, кашель усиливается при переходе из холода в тепло, с колющими болями в любой части тела – придерживает грудную клетку при кашле руками.
Затрудненное дыхание с глубокими вздохами.
Сухость и покалывание в горле при глотании, с царапаньем и ощущением сдавливания.
Кислый пот при незначительном напряжении.
Ревматические боли.
Ухудшение – от любого движения, при прикосновении, при телесном напряжении, от тепла, в жаркую погоду, во время и после еды.
Улучшение - при лежании на больной стороне, при давлении, в покое, от холодных напитков, в 21 час.

Рус токсикодендрон

Развитие после пребывания на сыром холоде, промокания.
Затяжное течение с рецидивами лихорадки.
Крайнее беспокойство, мечется в постели.
Тревога, печаль, уныние усиливается ночью.
Озноб с ощущением, как будто его облили холодной водой или холодная вода течет по венам, озноб в отдельных частях тела, желание согреться.
Желание потягиваться при ознобе.
Движение затруднены и болезненны.
Затруднение сосредоточивания.
Потливость при минимальном напряжении.
Сухой, сиплый разрывающий кашель от щекотания в верхней части грудины, с привкусом крови, усиливается при ознобе и при раскрывании даже одной части тела (высовывании рук из-под одеяла).
Охриплость от перенапряжения голоса.
Герпетические высыпания при лихорадке, на нижней губе или в окружности рта.
Затруднение при глотании твердой пищи.
Скованность шеи с напряжением и болью при движении.
Красный треугольник на кончике языка, налет на языке по диагонали или с одной стороны.
Желание холодного питья, холодного молока.
Ухудшение – от сырости, холода, сквозняка, при раскрывании части тела, при напряжении, начале движения, после полуночи.
Улучшение – от горячей ванны, продолжительного движения, теплого укутывания, придерживания болезненной части тела, вытягивания конечностей, в сухую теплую погоду.

Баптизия

Внезапное бурное начало с очень высокой температурой и резкой слабостью.
Лихорадка начинается ознобом и ревматическими болями чаще в 11 часов утра.
Абдоминальная форма гриппа с диареей.
Резкая слабость и прострация.
Безразличие, ничего не хочет делать, не в состоянии сконцентрироваться, отупение и спутанность сознания.
Засыпает, когда с ним разговаривают или в середине собственного ответа.
Бредовые идеи – ощущение, что распался на несколько кусков.
Зловонные необлегчающие поты, неприятный запах из рта, зловонность всех выделений.
Пылающее, темно-красное лицо с тупым отсутствующим выражением.
Мышечные боли, ломота в области крестца.
Все места, соприкасающиеся с постелью болят и покрываются синяками, поминутно меняет свое место в постели.
Растресканный язык.
Миндалины темно-красные опухшие, темно-красные все слизистые.

Гельземинум

Развитие после переохлаждения, затяжное течение, рецидивы на 4-5 день, слабость и утомляемость.
Тупое осоловелое выражение лица, удивленный взгляд.
Оцепенение, прострация с сонливостью, тупость, апатия, безразличие.
Желание одиночества, требует, чтобы его оставили в покое, не хочет разговаривать.
Тяжесть в веках, не может держать глаза открытыми.
Мышечная слабость и дрожание, особенно ног, языка, рук, всего тела, не может твердо держаться на ногах, нуждается в поддержке, боится падения.
Недостаточная согласованность сокращения мышц.
Разбитость и мышечная боль, особенно спины.
Головная боль, проходит после мочеиспускания.
Ощущение, что сердце останавливается с потребностью двигаться, чтобы привести его в движение.
Озноб вдоль позвоночника быстрыми волнами от крестца к затылку.
Боли во всем теле, в суставах, мышцах, в голове, при движении глаз.
Ухудшение – от волнующих известий, испуга, жара, летней жары.
Улучшение – на свежем воздухе, при обильном мочеиспускании.

Евпаториум перфолиатум

Лихорадка с ознобом, чувством разбитости, сопровождается жесткими тупыми продолжительными болями в мышцах, суставах и костях.
Озноб начинается с поясницы.
Стонет при ломоте.
Горечь во рту, тошнота, боли в области печени.
Характерна периодичность возникновения симптомов - каждые 2 недели, каждый 3-4 день предшествующая ознобу сильная жажда и тошнота.
Охриплость и кашель с болезненностью в грудной клетке, держится за нее руками, ухудшение по ночам, облегчение, стоя на четвереньках.
Головные боли с болезненностью глазных яблок, ощущение металлического шлема на голове, трещины в углах рта.
Ухудшение - от давления одежды, с 7 до 9 часов утра, от запаха или вида пищи, во влажной местности, от тесной одежды.
Улучшение - согнув локти и колени, при отвлекающих беседах.

Кадмиум сульфурикум

Депрессивное состояние после перенесенного гриппа.
Полная душевная апатия в сочетании с крайним упадком сил.
Испытывает ужас перед одиночеством и работой.
Слабость и обморочное состояние при вставании.
Ледяной холод в теле даже у огня при лихорадке.
Страстное желание пить холодную воду маленькими глотками.
Удушье при засыпании, пациент боится засыпать.
Ощущение онемения и ползания мурашек.
Ухудшение - когда несет что-нибудь, от малейшего движения, при ходьбе.
Улучшение - в покое, при еде.

Нукс вомика

Гриппозное состояние у сверхчувствительных людей.
Сверхчувствительность к шороху, свету, запахам, сильная раздражительность.
После злоупотребления различными лечебными средствами.
Повышение температуры по утрам с преобладанием озноба.
Озноб как только окажется неукрытым, а укрыть себя не дает.
Озноб вечером при укладывании в постель в области груди и спины, при укрывании появляется ощущение жара - пациент раскрывается вновь.
Тело горит и пылает, особенно лицо, но раскрыться не может без ощущения озноба.
Бессонница после 3 до утра, потом просыпается в тягостном настроении.
Пот на одной стороне тела.
Синюшность ногтей и ног в острой стадии.
Нос заложен, особенно ночью, при этом днем может быть жидкий насморк, выделения с одной стороны, жестокое чихание.
Охриплость с царапаньем в горле.
Зуд в области евстахиевых труб.
Колющая боль в ухе при глотании.
Кашель вызывает головные боли и боли в области желудка.
Боль в спине и конечностях при лихорадке.
Ухудшение - утром , от стимулирующих средств, от холода, в сухую погоду.
Улучшение - от короткого сна, если не будят, в теплую влажную погоду, от теплого укутывания головы.

Дулькамара

Заболевание от внезапной перемены температуры воздуха, от сырого холода, пребывания в погребе, в сырой постели, сидения на сырой земле, от замерзания после перегревания, от охлаждения стоп,в жаркие дни и холодные ночи летом.
Озноб начинается в спине, не уменьшается от тепла, усиливается к вечеру, сопровождается позывом на стул и мочеиспускание.
Воспаление глаз при любой простуде.
Заложенность носа в сырую холодную погоду.
Поясничная область и крестец мерзнут.
Жгучая жажда с желанием холодных напитков.
Кашель с легко отходящей мокротой и чувством щекотания в горле.
Простуды, возникающие летом, сопровождаются поносом.

М.Ляхович, главный врач Гомеопатического Центра реабилитации и здоровья. Редактор сайта "Мир гомеопатии"

При повышении температуры у взрослого, а тем более у ребенка, многие испытывают сомнения: сбивать жар или нет. Стоит ли вмешиваться в естественный процесс течения заболевания, мешая организму самому справиться с болезнью.

Поскольку сама по себе температура - это не болезнь, а лишь симптом, следствие борьбы иммунной системы с бактериями и вирусами, сбивая ее, мы зачастую лишаем организм возможности сопротивляться болезни.

Причины повышения температуры

Иммунная система человека реагирует на вторжение инфекций и вирусов путем выделения тепла и повышением температуры.

Температура также может повышаться из-за стресса, эмоционального напряжения, двигательной активности, физических упражнений, перегрева на солнце, слишком теплой одежды, жары в помещении, приема горячей пищи, питья, купания в горячей воде и т. п.

Причинами резкого и значительного повышения могут быть:

  • Бактериальные воспалительные процессы (пневмония, сепсис, аднексит).
  • Грибковые и вирусные болезни (малярия, кандидоз).
  • Онкология.
  • Инфекционные болезни (туберкулёз, ВИЧ).
  • Воспалительные процессы (ревматизм, полиартрит).
  • Эндокринные заболевания (тиреотоксикоз).
  • Термоневроз при вегетососудистой дистонии и др.

Примечательно, что банальной причиной может быть испорченный градусник! Кстати, самым точным считают ушное измерение температуры, которое требует использования специального прибора и соблюдения инструкции к нему.

Детский организм может реагировать повышением температуры на любые изменения, с которыми он неизбежно сталкивается в процессе формирования. Таким образом он приспосабливается к окружающему и вырабатывает определенные реакции и отношение к новому, а это, в свою очередь, способствует укреплению иммунитета. Следовательно, повышение температуры у детей может быть вызвано не наличием инфекции, а причинами, которые вообще невозможно установить.

Это может быть банальные причины:

  • перегрев,
  • излишняя подвижность,
  • переутомление,
  • стресс,
  • прорезывание зубов и т. п.

А могут быть и более серьезные причины – почечные, сердечные, вирусные инфекционные болезни, аллергии.


Во многих случаях проявление жара не требует вмешательства. Однако, все случаи индивидуальны. Необходимо обращать внимание на поведение, наличие симптомов заболевания, аппетит, подвижность заболевшего. Источник: flickr (At Burn).

Срочные меры стоит принимать лишь при значительном повышении температуры до 39 градусов, хотя в большинстве случаев это не означает, что нужно тут же глотать антибиотики..

Плюсы гомеопатического лекарства

Гомеопатия, как дисциплина холистическая, рассматривает организм человека, как целостную структуру, где душа и тело связаны неразрывно. После тщательного опроса и осмотра больного гомеопат подбирает наиболее подходящее средство, опираясь на индивидуальные симптомы, и это позволяет мобилизовать защитные силы организма и корректирует их.

Гомеопатическое лечение бывает более эффективным в лечении инфекционных и вирусных заболеваний, сопровождающихся высокой температурой.

Большинство традиционных медицинских препаратов прошли испытания на взрослых и не всегда оправданы для детского применения при таких распространенных симптомах, как кашель, насморк, озноб, воспаление горла, имеют ряд противопоказаний или неэффективны. Правильно подобранный гомеопатический препарат лечит человека в целом, а не только сбивает температуру.

Главными плюсами гомеопатического лечения можно смело назвать:

  • устранение первопричины болезни и ее перерастания в хроническую форму;
  • оздоровление всего организма;
  • безопасность, так как если следовать назначению и рекомендациям врача-гомеопата, не нарушать дозировку, лекарство будет либо эффективным, либо не приведет ни к каким негативным серьезным последствиям благодаря мизерным дозам.

Важно! Однако, в случае повышения температуры при серьезных инфекционных заболеваниях, когда организм пациента не отвечает на гомеопатическое лечение вследствие каких-либо причин, стоит незамедлительно обратиться к врачу.

Гомеопатические средства от температуры

Еще Гиппократ говорил: "Дай мне лихорадку, и я вылечу любое заболевание". Повышение температуры помогает выздоровлению, потому что стимулирует иммунную систему и не дает развиваться микроорганизмам. Организм при этом вырабатывает антитела и повышает уровень лейкоцитов и вырабатывает интерферон.


Рекомендации гомеопатов при повышении температуры обычно ограничиваются тем, что нужно пить как можно больше жидкости и наблюдать за состоянием. Источник: pixabay (aedrozda).

А чтобы помочь организму справиться с причиной повышенной температуры в своей гомеопатической аптечке стоит иметь следующие препараты:

  • Беладонну (Belladonna). Применять при резком повышении температуры от ангины, ушных болезней. Когда ребенок беспокоен или, наоборот, вял, безразличен, пышет жаром, бредит во сне. Голова горячая, а конечности холодные, воспалена правая сторона тела.
  • Хину (China). Повышение повторяется в одно и то же время каждый день и быстро нормализуется.
  • Аконит (Aconite) гомеопатия рекомендует давать детям при повышении температуры, вызванным стрессом, испугом, шоком. Ребенок встревожен, беспокоится, постоянно хочет пить.
  • Феррум фосфорикум (Ferrum phosphoricum) принимают на ранней стадии болезни, при медленном, бессимптомном, незначительном повышении температуры. Так часто проявляется воспаление миндалин, уха.
  • Пульсатиллу (Pulsatilla). Умеренная и сильная лихорадка при повышенной чувствительности, плаксивости, перепадах настроения у ребенка. Жажда может отсутствовать.

Эти средства нельзя назвать просто жаропонижающими, они воздействуют, скорее, на причину расстройства, которое вызвало жар.

Например, многие дети реагируют повышением температуры, когда идут в ясли. В данном случае, жар - это симптом расстройства при расставании с родителями. Гомеопат порекомендует родителям дать ребенку Пульсатиллу, т. к. ее основной симптом – ощущение покинутости. Аконит (Aconitum) - не только средство от лихорадки, но и препарат, успокаивающей любое общее возбуждение, а Белладонна (Belladonna) , в отличие от Аконита - действует на начальной стадии возбуждения, она противодействует его яркому развитию.

Способы и нормы приема

При первом знакомстве с гомеопатическими лекарствами следует начинать с мягкой дозировки С30.

Детям гомеопатический препарат дают в виде 1 крупинки под язык. Малышам до 3 лет делают раствор 1 – 2 крупинок на стакан воды по 1 ч. ложке 3 раза через каждые 2 – 4 часа, при улучшении реже. Далее принимают 2 – 3 раза в день. Повторение актуально, если имеется возврат симптомов. При отсутствии улучшения после трехразового приема, совместно со специалистом выбирается другое средство.

Президент Британского гомеопатического общества попросил меня предоставить для дискуссии на вашем конгрессе некоторые материалы по особенно интересующей меня части моей работы, связанной с расстройствами здоровья у детей. Я быстро согласился на его просьбу, а сейчас прошу вашего снисхождения к весьма посредственному и только наполовину готовому докладу по данному вопросу. В моем распоряжении немного времени, и я очень занят в своей профессиональной сфере. Может быть, это оправдает меня.

Тема — гомеопатическое лечение головной боли у детей. Я думаю, что терапевтическое лечение головной боли как у взрослых, так и у детей представляется собой область, где триумф гомеопатов над старой школой выражен особенно значительно. Лечение головной боли у взрослых — хороший пример огромного значения чисто субъективных симптомов, но в то же самое время мы рискуем быть сбитыми с правильного пути рассказом нашего пациента. Последний может аккуратно описать и локализовать свою головную боль со всеми сопровождающими ее симптомами, и этот рассказ может даже превзойти описание испытателя лекарств, который правдиво сообщает о всех ощущениях со стороны головы, появившихся во время прувинга.

Эта незаурядность привносит дополнительные трудности, поскольку мы получаем такой избыток симптомов со стороны головы, подходящих почти под каждое испытанное лекарство, что выбрать среди них нужный препарат становится невероятно сложной задачей.

Недавно я интересовался лечением головной боли в аллопатии, и мои друзья-аллопаты рассказали мне, что помимо обычных наркотиков, cпособных, как они согласны, только облегчить симптомы, у них появилось несколько новых лекарств, которые они назвали специфичными для некоторых видов головной боли. Обнаружены они были "чисто эмпирически", но я замечу, что очень симпатичные патологические теории создаются позднее, под факты успеха, сопровождающего применение этих лекарств. Нам, как гомеопатам, будет интересно узнать у наших друзей что-то новенькое. Итак, вот эти лекарства: Aconitum, Belladonna, Gelsemium, Phosphorous и Nitroglycerinum.

При работе с детьми у нас не возникает трудностей с неспособностью пациента точно и подробно изложить симптомы, рассказать о свойствах боли, если только страдание достаточно выражено. Но у нас возникает бóльшая проблема — наши маленькие пациенты дают нам бессловесные и безличные описания всех своих ощущений. Когда ребенок достаточно большой, чтобы дать нам подсказку, его описание оказывается более правдиво, чем у обычного взрослого больного, менее преувеличенно и часто очень картинно. Так было в одном моем случае, когда маленькая девочка сказала, что у ее головы "глаза двигались, как будто налитые свинцом как у куколки", и этот вес не давал им шевелиться и царапал внутри лба.

Но как правило с детьми мы вынуждены опираться главным образом на объективные симптомы, и я предполагаю, что с этим связан наш относительный неуспех в лечении головной боли у детей. Мы склонны строить слишком много на патологических теориях — этот недостаток нетипичен для гомеопатии, где мы в целом стараемся отрицать патологические рассуждения при нашем лечении.

Я не стремлюсь классифицировать головную боль у детей, это было бы произвольно и искусственно, но есть некоторые отправные точки, которые, по моему опыту, могут оказаться достаточно ценными. Я придерживаюсь мнения, может быть и не вполне обоснованного, что лобные головные боли у детей наиболее часто являются результатом некоего отдаленного влияния, конституционального расстройства или нарушений в крови. В то же время затылочные головные боли появляются чаще вследствие местных причин, в большинстве случаев глазных, или в результате травмы. Наследственные головные боли имеют тенденцию к локализации в одной ограниченной области, обычно они односторонние, супраорбитальные или височные.

Одна из наиболее частых причин для ошибки в лечении (я говорю о себе), это терапия, основанная на предположении, что эта боль должна быть связана с церебральной гиперемией или противоположным ей состоянием, анемией. Нам часто попадаются дети с головной болью, сопровождающейся румяным лицом, яркостью глаз и двигательным беспокойством, при том что обычно они анемичны. Мой опыт подсказывает, что мы не добьемся большого успеха, используя здесь Belladonna и Aconitum. Наиболее часто свою ценность докажут гомеопатические средства, направленные на конституциональное состояние, такие как Ferrum или Arsenicum.

У анемичных детей с предположительно конгестивными головными болями, вы обычно обнаружите, что эти боли ослабляются питательной горячей едой, такой как молоко или суп, хотя при истинной конгестивной головной боли такое блюдо могло бы даже усилить боль.

Я думаю, что исследование мочи могло бы быть полезно в большинстве случаев головной боли у детей. У многих анемичных детей во время головной боли обнаруживается транзиторное появление фосфатов и уратов, и этот факт для нас будет ценной подсказкой в отношении диеты.

У меня был очень трудный случай постоянной головной боли у ребенка. При обильном мочеиспускании у него обнаруживалось большое количество фосфатов. Ребенок был депрессивным и глуповатым, у него была сильная боль в области почек, рвота пищей, румяное лицо, а также были фотофобия, головокружение и пошатывание. Многие лекарства были безуспешно перепробованы, но одно, довольно необычное, Helonias, данное в шестой потенции, оказалось целебным.

У меня есть запись другого случая, который может оказаться поучительным. Мальчик 9 лет, у которого головные боли сопровождались носовым кровотечением, однако этот симптом не мог быть использован как указание на застой крови у бледного и явно анемичного ребенка; у него было также сильное сердцебиение, аускультативно выслушивалась митральная недостаточность. Ему помог Lachesis 12. Я упоминаю этот случай как пример ошибочной интерпретации симптомов, обычно характерных для церебральной гиперемии и всегда указывающих на это состояние. Осмелюсь заметить, что мы слишком часто смотрим на носовое кровотечение как на доказательство ненормального переполнения церебральных сосудов. У детей мы можем пренебречь возможностью кровотечения из-за заболеваний сосудистой стенки, так как эта болезнь характерна для взрослых, но мы должны быть очень внимательны и помнить, что носовое кровотечение у ребенка может быть признаком конституциональной анемии или венозного застоя крови из-за болезни клапанов сердца.

То, что называется "школьные головные боли", накладывает на нас огромную ответственность. Нас призывают давать советы по характеру и объему обучения, которые способен вынести ребенок, и, если мы ошибемся, то можем причинить большой вред его будущей жизни. Любой, кто позволяет ребенку пропускать занятия, берет на себя колоссальную ответственность, так как в этот период легче всего приобретаются навыки мышления и памяти. С другой стороны, не меньшую ошибку можно допустить, если пойти в противоположном направлении — пренебрегать школьными головными болями, тем самым подрывая страданием способности мозга и превращая счастливое детство в несчастное. По моему опыту, благодаря современной развивающейся образовательной системе, постепенно ведущей ребенка от игры к "игре-работе" и так далее, вплоть до упражнений памяти и восприятия небольшими и легкими шагами, у нас стало гораздо меньше случаев истинной головной боли школьников. Под ними я понимаю головные боли, являющиеся результатом перенапряжения способностей мозга. Тем не менее, у детей еще очень часто в школе болит голова. Даже исключив ошибки "зубрежки" и приведя гигиенические условия детей в школе к современным научным стандартам, у нас все еще слишком много таких случаев. Наши дети, я имею в виду только английских детей, временами бывают очень рады уйти из школы раньше положенного времени. Если они выбирают симуляцию в качестве средства для достижения этой цели, то они достаточно умны, чтобы остановиться на болезнях, которые по вполне очевидным причинам диагностируются только по субъективным симптомам. Это первый вид головной боли, который требует нашего внимания.

Не хочу показаться невежливым, предположив, что и американский ребенок когда-либо притворяется, но в ваших школах английские дети, и, если они будут слишком часто уходить из школы с головной болью, в один прекрасный момент выяснится, что голова заболела в самом начале уроков. Непонятно, но, уйдя с уроков, ребенок может читать развлекательные книги или заниматься чем-нибудь другим, требующим значительной концентрации и глаз, и памяти, без намека на возврат или усиление головной боли. Я обнаружил, что перемещение ребенка из класса, в котором он учится в школе, в специальный достаточно большой класс без нарушения обычного школьного расписания — это то лечение, которое стоит попробовать при данных обстоятельствах. Дети долго не выдерживают, если им приходится симулировать в удалении от своих обычных занятий.

Но тот факт, что дети знают, что такое головная боль от чтения, указывает, что это не является необычной формой заболевания, и я думаю, что значительная доля школьных головных болей связана со зрительным напряжением.

Головные боли от зрительного напряжения, как я заметил, чаще затылочные, нежели лобные или теменные; значительного успеха в их излечении удается добиться, уделяя внимание общегигиеническим принципам. Но так называемое "общеукрепляющее лечение" никогда не бывает более, чем паллиативным. Головная боль может надолго исчезнуть, пока сохраняется искусственная стимуляция, но стоит эту стимуляцию прекратить, как головная боль возвращается. Когда ребенок в исключительно хорошем самочувствии, головная боль может отсутствовать, как после выходных, но как только школьные нагрузки возрастают, проблема возвращается. В таких случаях зрение обычно бывает в норме, за исключением тех случаев, когда осмотр производится во время головной боли или рефракция может быть нарушена от усталости или под влиянием закапанного атропина. В обычных условиях ребенок способен к нормальной аккомодации, когда это делается бессознательно, но от ребенка требуется гораздо больше, чем способна вынести эта система, и при плохом самочувствии или длительной нагрузке это напряжение приводит к головной боли.

У меня был случай 12-летней девочки, страдающей от очень сильной невралгической боли в шее, иррадиировавшей по шейным нервам вниз в обе стороны. К этой боли приводило исключительно напряжение глаз, и она была вылечена подбором правильных очков.

Я не сомневаюсь, что гомеопатическое лечение таких состояний хорошо известно всем присутствующим, но вы добьетесь немногого, если пренебрегать хорошо подобранными очками (только не пенсне, которое само может иногда вызывать головную боль у чувствительных детей из-за давления на переносицу, а очки в легкой оправе). Существует три лекарства, лидирующих в применении, первое из которых Acidum picricum, быть может не в достаточной мере оцененное. Патогенез этого лекарства охватывает и головную боль, и глазные симптомы; я использую его в высоких потенциях, под которыми я понимаю от 12 до 30; Argentum nitricum и Cimicifuga. Я упоминаю два последних лекарства в данной ситуации, хотя обычно они не считаются лекарствами, связанными с головной болью, но мне они были полезными. Я применял их в разных потенциях, но Cimicifuga в более низких, 3X или что-то около этого.

Я думаю, что головные боли у девочек при приближении пубертатного периода становятся все более обычным явлением в наше время; новый физический режим еще не универсально адаптирован, хотя в семьях, где он практикуется с детства, я встречал меньше девочек, начинающих болеть с началом менструального периода. Причина головной боли у девочки в этот период жизни обычно легко распознается ее матерью, которая бдительна к необходимости физиологического покоя в это время. Я не буду задерживаться на лечении этих состояний, скажу только одну вещь, чтобы привлечь ваше внимание на появившееся у некоторых увлекающихся гомеопатией мам заблуждении насчет Pulsatilla при таких проблемах их дочерей. Представляется, что она склонна действовать на яичники слишком сильно, а учитывая тенденцию у большинства девочек к скорее сильному кровотечению при первых нескольких циклах, нежели наоборот (по моему опыту), Pulsatilla чрезмерно усиливает эту тенденцию. Coffea и Ferrum представляются очень часто полезными.

"Половые головные боли" у мальчиков в пубертатном периоде часто приводят к большим страданиям, и во всех случаях трудноизлечимой головной боли у мальчиков возможному приближению периода полового созревания должно уделяться внимание. Есть еще и другая проблема — по моему опыту, фимоз нередко становится причиной головной боли у мальчиков, как и многих других нервных симптомов. Вы все, без сомнения, вспомните эти случаи, когда обрезание разрешало такого рода проблемы. Мне известны несколько случаев с наиболее счастливыми результатами излечения головной боли после обрезания.

Я не буду говорить о головной боли при лихорадочных состояниях, поскольку тогда наше внимание обращено больше на лихорадку, нежели на изолированную головную боль, но бывают головные боли, которые сопровождающаются лихорадкой, а также возникают из-за малярии, и тогда головная боль является основным ведущим симптомом. Я полагаю, что эти боли обычно перемежающиеся, а также очень общие и неопределенные по местоположению или иногда могут носить невралгический характер — боль будет связана с тем или иным черепным нервом или по меньшей мере чувствоваться на поверхности в зоне иннервации (возможно, в супраорбитальной области). В таком случае перед нами сфера действия хинина для гомеопатического использования.

Возможно, я расхожусь с кем-то во мнении, когда утверждаю, что не думаю, что мы можем часто встретить у детей "мигрень". Мы определенно видим головную боль у детей, чьи родители страдают от мигреней, но я обычно обнаруживаю сопровождающее ее пищеварительное расстройство, и если присутствует рвота, то она чаще контролируется средствами, действующими на желудок, чем теми, которые выбирают из предположения о мозговой причине рвоты. Я признаю, что эти предположения о патологии не свойственны гомеопатии, практикуемой многими, но я думаю, что в большинстве случаев вы найдете, что лекарство, выбранное на основе совокупности симптомов, оказывается при дальнейшем рассмотрении также сходным и по патологии.

Кроме того, есть случаи головной боли у детей, когда перед приступом боли мы слышим о различных предупреждающих симптомах, таких как вспышки света перед глазами или ощущение затуманенности зрения, или в некоторых случаях слабость, или паралич руки или ноги — двигательный, чувствительный или оба сразу. Тогда головная боль локализуется в основном в определенном месте с одной стороны лба, а после ее наступления бывает рвота. Такие головные боли, если они бывают часто и приступами, возможно, являются настоящей мигренью, не связанной с диспептическими расстройствами, и могут быть наследственными. Первым делом нужно исключить возможность напряжения глаз как более частой причины возникновения мигрени, чем это иногда предполагается. В случаях истинной мигрени у детей мне надежно служат Coffea 6 и Acidum carbolicum 12.

Вряд ли нужно упоминать о серьезности головной боли, когда она ощущается рядом с сосцевидным отростком или вокруг уха, указывая на заболевание уха. Я встречался с пренебрежением своевременным хирургическим вмешательством по крайней мере в трех таких случаях. Эта боль не головная, хотя обычно описывается как такая.

И мы всегда должны быть настороже, когда встречаемся с серьезными неврологическими симптомами, такими как спазмы мышц шеи или позвоночника, параличи мышц, подергивания или конвульсии, связанные с детскими головными болями. Они указывают на возможное поражение мозга, туберкулезный бугорок или опухоль, всем нам, конечно, известные.

Наконец, я не могу не коснуться головной боли, связанной с нарушением работы почек. Я рекомендовал бы регулярно исследовать мочу во всех случаях головной боли у детей. Ведь в случае сочетания боли с уремией или альбуминурией наши лекарства не будут эффективны до тех пор, пока не поставим эти симптомы во главе составляемой совокупности.

Дамы и господа, я прошу вашего снисхождения к этой поспешной, неполной и очень ненаучной статье.

Феб Дж. Б. Вейт, M. D.: Последняя прочитанная статья была особенно интересна, потому что я считаю, что многие дети страдают от головной боли в то время, как их можно было бы вылечить, и одна причина, стоящая выше всех других и причиняющая страдания детям, это напряжение глаз. Как только детей отдают в школу, глаза начинают ослабевать. Если у ребенка близорукость, то просят посадить его в первых рядах, но никто не задумывается о ребенке с дальнозоркостью. Я полагаю, что применением офтальмоскопа и обнаружением этой слабости мы сможем продлить жизни детей. Многие дети страдают от головных болей, но у нас есть Pulsatilla и другие препараты, чтобы помочь им. Если ваш ребенок страдает от головной боли, не забудьте отвести его к окулисту.

Д-р Даффилд: Многие случаи близорукости могут быть вылечены, если бы пациент просто приучал сам себя смотреть на отдаленные объекты. Вывезите его за город, получая эластичные мышцы, и в любом случае это хорошая нервная тренировка. Я вылечивал пациентов с близорукостью, просто заставляя их жить в сельской местности, и таким образом приспосабливая глаз к большим расстояниям.

Врач из публики: Мне вспомнился случай, который у меня был несколько лет назад. У девочки, страдающей эпилепсией, судороги были раз в восемь дней. При опросе я выяснил, что она употребляла слишком много сахара, а когда ей его не давали, то судороги исчезали на два или три месяца. Существует сильная связь с диетой. Другая причина головной боли заключается в отсутствии вентиляции в учебных классах. Большинство из наших классов очень плохо вентилируются. Здесь нужно в корне менять положение вещей. Мы должны уделять гораздо больше внимания методам гигиены.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.