Что делать если каждый день болит голова после учебы

Скорее всего, у вас головные боли напряжения. Это один из частых и самых неприятных видов головной боли. Они возникают после напряжённой умственной работы, или при работе, связанной с длительным нахождением за компьютером. Справиться с ними довольно легко, болеутоляющие препараты действуют эффективно, но голова болит с завидной регулярностью, и при этом может возникнуть слабость, усталость, немотивированное раздражение.

Причины головных болей напряжения

То, что после работы или учёбы болит голова, возникают усталость и слабость, вызвано целым рядом причин:

  • Информационная перегрузка
  • Эмоциональная перегрузка
  • Зрительное перенапряжение при работе за компьютером
  • Проявление стресса при интенсивной работе.

К этим факторам могут добавляться и другие: недосыпание, нарушение режима питания, употребление недостаточного количества жидкости, работа в плохо проветриваемом душном помещении, курение.

Информационная перегрузка

К ней может присоединиться слабость – это может быть связано с недостатком физических нагрузок, и с нарушениями в питании, ведь большое потребление мозгом глюкозы во время работы должно компенсироваться её поступлением с пищей. Боль может быть локализована в различных зонах головы, но чаще всего – в височной или лобной области. Интенсивность боли может меняться, возможен её очень резкий, пульсирующий характер. Она может пройти сама после отдыха, или потребовать приёма обезболивающих препаратов.

Эмоциональная перегрузка


Умственная деятельность связана не только с работой с информацией, но и со значительными эмоциональными нагрузками. Эмоциональное возбуждение вызывает повышение количества адреналина и серотонина, которые мобилизуют ресурсы организма, помогают сделать интеллектуальный труд более эффективным, но вместе с тем запускают механизм стресса, и после фазы мобилизации наступает фаза истощения, в которую болит голова и развивается слабость. Боль при эмоциональной перегрузке не имеет чёткой локализации, может охватывать всю голову и быть достаточно интенсивной. Против этого типа болей эффективно сочетание болеутоляющих и успокоительных препаратов.

Зрительное перенапряжение при работе с компьютером

О работе с компьютером и головной боли после неё стоит упомянуть отдельно. Компьютер стал рабочим инструментом людей различных профессий, и работа с ним – неотъемлемая часть умственного труда.

Поэтому причин того, почему болит голова после работы за компьютером, может быть несколько:

  • Во-первых, это уже перечисленные информационная и эмоциональная перегрузка, которые возникают всегда при умственной работе и никак не связаны с компьютером
  • Но, во-вторых, экран компьютера, в отличие, например, от страниц книги, подвержен эффекту мерцания. Суть его состоит в том, что изображение на экране постоянно обновляется, при этом экран мерцает с очень высокой частотой. Для мозга эта частота незаметна, но тем не менее она намного увеличивает нагрузку на глаза во время работы за компьютером. Производители компьютерных и телевизионных экранов стараются минимизировать этот эффект, но полностью устранить его пока не удалось.

Проявление стресса

Головная боль как проявление стресса имеет много общего с эмоциональной и информационной перегрузкой. В этом случае голова болит из-за того, что избыток раздражителей становится настолько большим, что превращается в стрессовый фактор, а эмоциональное напряжение заставляет выделяться большие количества адреналина. Возникающее в фазу мобилизации повышение артериального давления может стать причиной головной боли, а в фазу истощения боль и слабость – следствие того, что головной мозг потратил очень много ресурсов на преодоление стрессовой ситуации.

Головной мозг, как и любой другой орган, устаёт после интенсивной работы, и симптомы его усталости – головная боль, слабость и плохое настроение. Универсальных рецептов того, как избавиться от такого явления, не существует. Рекомендация сменить род деятельности далеко не всегда будет уместной. Но понимание того, почему так происходит, может помочь более рационально распределить нагрузки и снизить частоту возникновения головной боли напряжения.


Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:


16 сентября в Новосибирске на уроке танцев умерла 13-летняя девочка. Врачи полагают, что причиной внезапной смерти может быть и сердечная аритмия, а она, в свою очередь, появляется из-за нарушений нервной системы.

Сначала предполагалось, что у девочки не было справки, дающей ей разрешение заниматься в танцевальном клубе. Однако выяснилось, что документы школьница предоставляла и была, согласно им, здорова. Как сообщал Лайф ранее, причиной внезапной смерти могла быть аритмия, порок сердца (если его вовремя не диагностировали), инфекция или оторвавшийся тромб.

Более 40% учащихся 6—9-х классов общеобразовательных школ в конце дня испытывают "из-за учёбы" головные боли. Об этом свидетельствуют данные исследования старшего преподавателя кафедры психологии образования Иркутского государственного университета Елены Аршинской (документ есть в распоряжении Лайфа). Оказалось, что больше всего страдают от усталости и больших учебных нагрузок восьмиклассники — они же чаще других (56%) иногда недосыпают из-за того, что нужно делать домашнее задание.

В исследовании приняла участие одна тысяча школьников — учащихся 6—9-х классов. Часть из них училась в обычных общеобразовательных школах, часть — в лицеях или гимназиях, а некоторые — в школах с углублённым изучением предметов. Выяснилось, что дети из последних двух групп устают от занятий меньше, несмотря на то что учебные нагрузки сильнее.

В конце рабочего дня более чем у половины опрошенных болит голова и больше 40% учеников общеобразовательных школ связывают недомогание с учёбой. Так ответило около 30% учащихся школ с углублённым изучением предметов и 35% лицеистов.

Чаще всего испытывают недомогания восьмиклассники — в некоторых обыкновенных школах число жалующихся на головные боли достигает 84%. Эта же группа детей из-за того, что нужно делать домашнее задание, иногда недосыпает (56%). При этом самыми сонными на уроки приходят ученики 9-х классов — 41% таких ребят практически всегда жалуются на недостаток сна.

К концу недели чувствуют себя усталыми примерно одинаково все дети. И с возрастом уставших становится больше.

— Я всю неделю жду выходных. Мама говорит, что я — сова: мне совсем не хочется спать после 11 вечера, и я не хочу вставать в 7 утра из-за учёбы. То есть я встаю, но мне тяжело. И эта усталость копится, — рассказывает ученик 6-го класса столичной школы Игорь. — После того как я прихожу из школы, мама просит меня делать уроки сразу, "чтобы вечер был свободный". Но я хочу отдохнуть и пытаюсь по-всякому отложить. В итоге мама жалеет меня, разрешает, но всё заканчивается тем, что я в половину одиннадцатого ночи ещё решаю задачи. Мама не отдыхает, и я над уроками уже сплю. Поэтому всегда жду субботы.

Автор исследования отмечает, что образовательный процесс можно назвать одним из факторов возникновения болезней, связанных с интеллектуальным перенапряжением. Причина многих недомоганий — неправильное распределение нагрузки в средней школе. При этом педагог обращает внимание, что эта проблема существовала всегда, в том числе и в XX веке.

По мнению Аршинской, детей нужно учить "здоровьесбережению" — способности понимать свой организм и регулировать поведение, образ жизни в целях сохранения хорошего самочувствия и качества жизни.

Однако это не так просто. Согласно результатам опроса, чем старше ребёнок становится, тем реже он выходит гулять. И апогея эта негативная тенденция достигает снова у замученных уроками восьмиклассников. Только 27% из них заявили, что регулярно выходят на улицу.

Возможно, дело в том, что школьников 12—14 лет родители ещё могут затащить в парки, а в 15 у подростков появляются уже наверняка свои интересы, которые редко лежат "в плоскости" тихих прогулок. Выходит, действительно, либо "куча домашки", либо — пора в кино, за компьютер или с друзьями в кафе.

Автор утверждает, что психологическому состоянию ребёнка уделяется мало внимания. Родители, педагоги и сами школьники думают прежде всего о физических недомоганиях. А потому страдает голова. Только 17% учеников общеобразовательных школ получают положительные эмоции от учёбы. Среди учеников спецшкол процент тех, кто любит ходить на занятия, также невелик — их 20—30%.

Детский врач-невролог Павел Соколов подтвердил, что усталость от занятий может привести к головным болям. При этом специалист также отметил, что это чревато более серьёзными заболеваниями для подростков.

— Но не нужно всем сразу пенять на школу. Проблема прежде всего не в уроках, а дополнительных кружках. То есть первопричина — родители. Они сверх основной учёбы говорят детям ходить ещё куда-то. Усталость может породить невроз, а он уже, в свою очередь, нарушения вегетативной нервной системы, а она влияет на функционирование всего организма. Это чревато другими тяжёлыми заболеваниями — тут и гастрит, и язва, и сердечная аритмия.

В свою очередь, врач-терапевт Рина Заславская считает, что нельзя обобщать школьников. По её словам, нужно учитывать регионы, в которых проживают дети (климатические условия), количество уроков в каждой отдельной школе, а также индивидуальные особенности организма. Причин, из-за чего болит голова, немало.

В 6—9-х классах у подростков начинается переходный возраст, то есть особый гормональный фон, который может у разных детей по-разному проявляться. Надо смотреть на каждого конкретного ребёнка — нельзя прогнозировать просто так развитие каких-то заболеваний, — сказала Заславская.

Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин согласился с результатами исследования, однако отметил, что ответственность за перенагрузку лежит не только на системе образования и взрослых.

— Виноваты нередко и сами подростки: они неправильно распределяют своё время. Из-за чего, например, домашнее задание им приходится делать поздно вечером. Научившимся управлять этим временем уже в студенчестве будет проще, — говорит Панин. — Тем не менее нужно всё-таки после уроков детям хотя бы 1,5—2 часа отдыхать. Смена деятельности необходима.

При этом он отметил, что и в школах ученики должны разгружаться и помогать им должны в этом непосредственно учителя.

Дети должны переключаться с одной деятельности на другую не только на переменах, но и во время уроков. И педагоги должны об этом заботиться. Например, для начальной школы есть норма, что во время занятий должна быть спортивная пятиминутка. Когда активность переключается с умственной на физическую, дети испытывают эмоциональную разгрузку.

Иногда, конечно, ребята могут не успевать делать вовремя уроки, если они, например, два часа после школы отдыхают, но это нужно. Усталость приводит к тому, что усвоение материала замедляется, к стрессам и уже, как следствие, к нехорошим заболеваниям.

Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.

Порочный круг

Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как "тупая", "давящая", "распирающая" или "сжимающая" наподобие тесной шапки или шлема.

Ее предвестники - тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.

Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.

Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно. В общем, порочный круг.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль - это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете - невозможность добиться успехов.

Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.

Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.

С чего начать

Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый - оптимизировать нагрузки, второй - с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.

Итак, ваш первый шаг:

Учебные нагрузки придется пересмотреть. Исходите из правила приоритета. Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо хотя бы на время отказаться. Для вас главное - успехи ребенка в музыке, спорте или знание китайского? Тогда не обращайте внимания на тройки в школе. Но, как показывает практика, чаще всего бывает достаточно отказаться лишь от "китайского", то есть не загружать ребенка тем, что ему не так уж нужно и что трудно дается.

Вам кажется, что ребенок ленится, а он утверждает, что ему тяжело? Самостоятельно этот спор вы разрешить не сможете. Ребенок - всегда заложник родительских амбиций. Но те надежды, которые мы на детей возлагаем, часто оказываются для них непосильной ношей. Обратитесь к психологам, у них есть методики, чтобы определить, не предъявляете ли вы к наследнику завышенные требования, и есть схемы, которые помогут вам преодолеть конфликт.

Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать "разгрузочный" день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не ходите в кино или в театр, не разрешайте весь день сидеть у телевизора. Вечером приготовьте уроки на следующий день. Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но "разгрузочные" дни не стоит устраивать слишком часто и принимать решение об их проведении должны только вы лично, иначе рискуете постоянно выслушивать: "А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую".

Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три непреложных правила:

    1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.

2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.

3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.

Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления - и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.

Учимся расслабляться

Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг - приступать к лечению.

В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно "поймать". Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.

И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.

Прямая зависимость

Чем больше у ребенка неврологических проблем - у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию - тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.

Тревожный симптом

Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:

Ребенок от боли запрокидывает голову.

Резкая головная боль возникла на фоне заболевания.

Боль уменьшается при изменении положения головы.

Голова болит утром и сопровождается рвотой.

На фоне головной боли ребенок ощущает головокружение, у него нарушены координация движений, зрение или слух, он апатичен или, наоборот, сильно возбужден.

Голова заболела впервые в жизни.

Головная боль возникает при физической нагрузке.

Ваш ребенок говорит, что ТАК голова у него еще никогда не болела.

Боли у ребенка всегда являются сигналом неблагополучия. Если у подростка болит голова, родителям не стоит сразу паниковать. Но и пускать на самотек его здоровье тоже будет неверной тактикой. Родителям надо вместе с тинейджером разобраться в ситуации, найти причину, вызывающую головную боль, и устранить ее.

Почему головная боль в подростковом возрасте учащается?

Подростковый период является сложным для ребенка. Он характеризуется быстрым ростом скелета, интенсивным обменом веществ и нагрузками. Темпы физического развития намного опережают психическое развитие и становление регулирующих систем.

Возникает нарушение равновесия между физически сформированным телом взрослого человека и гормональным фоном ребенка. В этот переходный период он уязвим. Поэтому у подростка часто болит голова.

Причины головной боли у подростка

Факторы и заболевания, приводящие к подростковой цефалгии.

Мигрень очень часто дебютирует в подростковом возрасте. Цефалгия характеризуется односторонней локализацией боли, пульсирующим характером, возникновению которой предшествуют ауры. Подростку иногда бывает трудно связать возникновение головной боли с какими-либо причинами.

Задачей взрослого является выявление триггеров мигрени, чтобы по возможности уберечь ребенка от частых приступов. После приступа организм подростка находится в стадии истощения, и он засыпает. Родителям нужно подтвердить или исключить мигрень, потому что заболевание требует назначения специфического лечения. Антимигренозные препараты показаны только при гемикранических приступах головной боли.

  • Мышечное перенапряжение.

Голова у подростка может болеть из-за неудобной позы во время занятий, при перенапряжении мышц скелета в шейном отделе позвоночника, из-за длительного фиксированного положения.

  • Психическое переутомление.

Головные боли у подростка также могут быть связаны с процессом обучения и усвоения материала. Занятия в школе, работа над уроками дома и с репетиторами вызывают психоэмоциональное истощение центральной нервной системы. Дефицит сил вызывает гипоксические изменения в тканях мозга, что также ведет к головной боли.

Для этой формы цефалгии типична симметричная локализация боли в области лба, висков, теменных долей. Неприятные ощущения могут появиться с самого утра и не пройти даже к вечеру. Подросток жалуется родителям, что учеба провоцирует ее возникновение. Конечно, в этом случае им следует разобраться, не пытается ли он таким образом замаскировать свое отрицательное отношение к учебе.

Подростковый период – это типичное время формирования проблем с позвоночником. Кости скелета выросли в длину, а мышечный корсет еще не окреп, чтобы поддерживать его в правильном положении. Как следствие, формируются сколиозы, кифозы и лордозы.

Для патогенеза головной боли типичной причиной служит сколиоз шейного отдела позвоночника. Искривление в церебральных позвонках приводит к нарушению кровообращения в этом отделе. Нарушение кровообращения провоцирует возникновение транзиторной ишемии мозга. Недоокисленные продукты скапливаются в нервной ткани и вызывают боль. Отличительным признаком данной формы цефалгии является ее возникновение после наклонов головы вперед, во время работы за компьютером или партой.

Голодные головные боли возникают в ответ на снижение уровня глюкозы в крови. В головной мозг поступает кровь, небогатая энергетическими субстратами. Мозг испытывает дефицит питательных веществ для полноценной работы. В ответ на голод нервные клетки генерируют болевые импульсы, сигнализирующие о недостаточном питании.

Родителям следует обратить внимание на вес их ребенка, нет ли патологической худобы. В этом возрасте подростки часто не довольны своей внешностью и весом. В погоне за стандартами красоты они могут истязать себя голодными диетами. При этом дети будут испытывать головные боли, которые проходят после еды.

Хронические воспалительные процессы в носовых пазухах после стихания явлений обострения могут напоминать о себе постоянными головными болями. Цефалгия при болезнях уха, горла и носа возникает из-за сдавления нервных окончаний отечными тканями.

При этих заболеваниях головная боль также может быть следствием активации биологически активных аминов – медиаторов воспаления. Подросткам необходимо обратиться за консультацией к оториноларингологу для назначения специфического лечения. После стабилизации хронической патологии головные боли перестанут беспокоить каждый день.

Образ жизни современного подростка заставляет его быть активным с самого утра. Он идет в школу, затем в какие-либо секции, потом выполняет домашнее задание. Чтобы соответствовать данному ритму жизни, он должен ложиться спать достаточно рано.

Не все дети следуют этим рекомендациям, предпочитая до глубокой ночи сидеть за компьютером. Сбой хронотипа ведет к развитию сонливости, слабости и появлению головных болей у подростка.

Эссенциальная гипертония для подросткового возраста не характерна. Тем не менее, подростки могут испытывать цефалгии, вызванные подъемом артериального давления. Самым распространенным состоянием в этом периоде для них является вегето-сосудистая дистония.

Она возникает из-за незрелости вегетативной нервной системы, которая пока еще не в состоянии держать сосуды в тонусе. Возникновение данного болевого симптома происходит в момент подъема артериального давления.

При нарушениях ритма сердца должна быть проведена тщательная диагностика. Подросток самостоятельно не всегда замечает, что его сердце работает неритмично. Единственное, на что он может пожаловаться, это ощущение перебоя в работе сердца.

Нарушение сердечного ритма приводит к нерегулярной циркуляции крови по сосудам. В головной мозг кровь поступает дробно, вызывая его гипоксию, что сопровождается сильной цефалгией.

Нарушение функции зрительного анализатора из-за возрастающих нагрузок в школе приводит к возникновению головных болей у подростка. Спазм и перенапряжение мышц, удерживающих глазное яблоко, инициируют сильные и регулярные цефалгии.

Многие опухолевые заболевания головного мозга сопровождаются повышением внутричерепного давления. На этом фоне возникает рвота, происходит повышение общей температуры тела.

Подросток жалуется на ощущение постоянной головной боли. Родителям следует немедленно обратиться к врачу неврологу. Повышенное внутричерепное давление может оказаться смертельно опасным состоянием.

Родители могут заподозрить, что их ребенок начинает приобретать вредные привычки (курить, употреблять алкоголь или наркотики) по возникновению головной боли на фоне абсолютного его здоровья.

Никотин, алкоголь и другие токсические вещества на начальной стадии привыкания к ним помимо интоксикации инициируют возникновение головной боли. В беседе с ребенком может потребоваться помощь психолога о необходимости ведения здорового образа жизни и правильного питания.

Вредные продукты, токсические вещества, поступающие с пищей, вдыхаемым воздухом, водой вызывают отравление организма. Подросток жалуется на головную боль, повышение температуры тела, тошноту, иногда галлюцинации. В этом случае важно обеспечить больному обильное питье. После детоксикации все проходит.

Острые и хронические стрессы приводят к выбросу большого количества гормонов надпочечников. Они вызывают спазм сосудов головного мозга. Вазоспазм виновен в формировании головной боли.

Как лечить головную боль у подростка?

Тактика при головной боли у подростков зависит от причины, которая ее вызвала.

  1. При мигрени назначаются обезболивающие препараты (цитрамон, нурофен) и антимигренозные средства (суматриптан).
  2. Для купирования головной боли напряжения будет достаточно расслабляющего массажа, теплой ванны, прогулки на свежем воздухе. При неэффективности немедикаментозных средств можно дать анальгетик в соответствии с возрастом.
  3. При сколиозе шейного отдела позвоночника показана лечебная физкультура, занятия в бассейне.
  4. Регулярное питание, без длительных периодов голода.
  5. Лечение хронических заболеваний ЛОР органов.
  6. Соблюдение режима дня, полноценный ночной отдых.
  7. При гипертонии и нарушениях сердечного ритма лечение проводится кардиологом.
  8. Коррекция остроты зрения.
  9. При подозрении на повышение внутричерепного давления лечение проводится у невролога или уже нейрохирурга.
  10. Отказ от вредных привычек, хронических интоксикаций.
  11. Психотерапия.


Головная боль у ребенка 3 лет: причины, лечение, профилактика


Ребенок жалуется на головную боль: причины и лечение


Почему у ребенка болит голова в затылочной части?


Почему после оргазма болит голова: причины и лечение коитальной цефалгии


Болит голова, а давление в норме: причины и лечение

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.