Головная боль от гиперактивности

Гиперактивность может проявляться неуживчивостью ребёнка, агрессивным поведением с окружающими, такой ребёнок шумит, гремит, разговаривает без остановки. Дополнительно может присоединиться нарушение сна. Таким детям очень трудно усваивать новый материал. При этом умственные способности и память у ребёнка не нарушены. Часто СДВГ может сохраняться и во взрослом состоянии.

Симптомы СДВГ

Основыми проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности являются:

  1. Нарушение внимания и концентрации. Ребенку трудно удерживать внимание на одном занятии или сконцентрироваться на игре. Ему постоянно необходима смена деятельности, активности. Это помогает снять возрастающее эмоциональное и нервное напряжение. Такая неспособность сконцентрироваться приводит к тому, что такой ребенок склонен с снижению способности к запоминанию, рассеянности, трудности в планировании и организации.
  2. Гиперактивность. Характеризуется беспокойныйм поведением, избыточной двигательной активностью. Иногда у таких детей можно наблюдать самопроизвольные повторяющиеся движения, подергивания, тики.
  3. Имульсивность, повышенная эмоциональность. Выражается в избыточных эмоциональных реакциях, невозможности успокоиться, раздражительности, агрессии. Ребенок с гиперактивностью чаще идет на конфликт с другими детьми.

Головная боль, тошнота, утомляемость, инфантильность, сонливость также могут признаками СДВГ. Так гиперактивность является лишь одним из возможных проявлений какой-либо проблемы у ребенка. Так у СДВГ чаще выявляется у детей, которые имели следующие проблемы в младенчестве:

Проялениями этих проблем помимо гиперактивности в более старшем возрасте могут быть: задержка речевого развития, хождение на носочках, трудности обучения, нервные тики, дислексия, ночной энурез и другие. Поэтому важно при помощи остеопатического лечения справиться с нарушениями в работе орагнизма, для решения целого ряда проблем у ребенка.


Причиной СДВГ могут быть такие факторы:

  1. Родовая травма шейного отдела позвоночника, в результате чего ткани головного мозга страдают, не получая достаточного питания через вертебральные артерии.
  2. Нарушение нормальной конфигурации черепа в результате нефизиологических родов (кесарево сечение, вакуум-экстракция, стремительные роды, обвитие пуповины). В данном случае могут пострадать участки головного мозга, отвечающие за концентрацию внимания, память, способность к обучению.
  3. Состояния после перенесённой гипоксии, головной мозг испытывает кислородное голодание и дефицит питания вследствие чего нарушаются его функции.

Лечение СДВГ должно быть комплексным и включать в себя:

  • восстановление работы сосудов шейного отдела, устранение компрессии и деформации черепа (в этом вам поможет врач-остеопат)
  • нейропсихологическая коррекция
  • в некоторых случаях может быть добавлена фармакологическая поддержка (по назначению невролога)
  • также важно исключить из питания ребёнка продукты, усиливающие гиперактивность (сахар, шоколад, пищевые красители, цитрусовые, пшеница).

Остеопатическое лечение гиперактивности в клинике Неонатус Санус на Васильевском острове в СПб


Остеопатическое лечение гиперактивности (СДВГ) имеет ряд преимуществ перед альтернативными методами. Остеопатический подход позволяет определить и скорректировать первопричину недуга. Устранение функциональных нарушений улучшает питание мозга, его ликвородинамику, питание нервных клеток, для того чтобы нервная система восстанавливалась и хорошо работала.

В нашей клинике работают опытные врачи-остеопаты, лучшие в Санкт-Петербурге специалисты в своем деле.

У нас вы можете получить качественное обследование, лечение и рекомендации от ведущих специалистов Санкт-Петербурга.

Клинические примеры и отызвы пациентов о лечении гиперактивности и нарушении поведения в клинике Неонатус Санус

Беспокойство младенца никогда не бывает без причины. Задачей остеопатии является найти причину беспокойства и устранить ее.

В 4 месяца и 10 дней мы впервые познакомились с Мироном, которого родители привезли к нам из города Норильск. Их очень беспокоил сон ребёнка: спал он только с мамой, просыпаясь при этом каждый час. Также родители обратили наше внимание на асимметрию черепа у ребёнка. Родился ребёнок в результате срочных родов с применением эпидуральной анестезии. В первые дни жизни отмечалось вялое сосание, во время УЗИ головного мозга были выявлены постгеморрагические проявления.

Во время остеопатического осмотра действительно была выявлена асимметрия черепа, отмечался наклон головы влево и ротация вправо, отмечался выраженный гипертонус мышц.

В результате остеопатического лечения имеющиеся нарушения были устранены и состояние Мирона значительно улучшилось, он стал спокойнее, сон нормализовался, появился скачок в двигательном развитии.

Чаще всего связаны с нарушением кровообращения головного мозга.

Никита впервые попал в наш центр в возрасте 9 лет. Основной проблемой был затруднённый процесс обучения, этому способствовало заикание, головная боль, нарушение осанки.

В результате остеопатического обследования была выявлена компрессия швов черепа, аномалия развития шейного отдела позвоночника, сколиоз позвоночника.

В процессе остеопатического лечения было восстановлено полноценное кровоснабжение головного мозга, что благотворно отразилось на процессе обучения.

Иногда родители не обращают внимания, если их ребенок ни секунды не сидит на месте и постоянно переключается с занятия на занятие. Но оказывается, за таким поведением может скрываться серьезная болезнь. Причем, если вовремя не выявить этот недуг и не приступить к лечению, последствия могут быть самыми плачевными.

Репортаж Елены Борисовой.

Она никак не может смириться: еe сына не стало полгода назад, а она по-прежнему говорит о нeм не в прошедшем, только в настоящем времени. Самое сложное для Манушан – поверить в слишком нелепую смерть ее ребенка. Шестилетний Саша утонул в бассейне на глазах у тренера. Игрушки, фотографии и видео - единственное, что осталось от сына.

Вот их Саша на новогоднем утреннике в костюме медведя. Про таких говорят: слишком непоседливый и слишком активный ребeнок. Его мама винит в трагедии то себя, то тренера. Не досмотрели.

Манушан Григорян, мама погибшего Саши: "Сказала: "Вы берeте?" перед тем, как оплатить за месяц. Говорят: "Берeм!". Я говорю: "Он мальчик такой активный, за ним глаз да глаз надо". А они: "Ничего, всякие были, нормально всe будет".

О том, что такое детская гиперактивность и к чему она может привести, хорошо знают в Зеленоградском медико-социальном центре. Доктора уверяют: синдром дефицита внимания и гиперактивности - это заболевание. Такие дети отличаются повышенной импульсивностью и невнимательностью.

Уточнить диагноз можно с помощью простой электроэнцефалограммы. Но часто симптомы заболевания можно заметить, и не используя сложные приборы.

Чтобы поставить диагноз Мише и Саше, никаких обследований делать не надо. Они не могут оставаться на месте ни секунды. Это - классический пример гиперактивности. Такие дети способны сконцентрироваться только на восемь минут. Ровно на 22 минуты меньше, чем все остальные.

Доктора уверяют: тут главное – понимать, что лет в шесть это ещe можно списать на детскую непосредственность, но у подростка объяснить такое поведение можно только заболеванием. Исповедь 13-летнего Дениса - лишнее тому подтверждение.

Денис, пациент: "Когда я в школу ходил, мне трудно было найти общий язык со своими одноклассниками. Мальчишки меня постоянно отвергали, а девочки терпеть не могли. Во мне вдруг включается какой-то голосок и говорит мне: "Денис, хватит терпеть!"

Юрий Белехов, директор Зеленоградского Центра психолого-медико-социального сопровождения: "Импульсивность действий, отсутствие цели действий, делает их социально-опасными для себя и для окружающих. Они не становятся личностями в возрастном плане, они не социализируются, они становятся изгоями в средней школе. Вот их беда".

В пятигорском психоневрологическом санатории, напротив, считают: таким детям хоть и трудно усидеть на месте, но ущербными их точно не назовeшь. Поведение легко поддаeтся коррекции. Никаких таблеток не надо, только расслабляющие процедуры и занятия на тренировку внимания.

Для маленького Димы самое сложное в жизни - молчать, когда хочется говорить, или сидеть, когда хочется бегать. Запрет для него - настоящая пытка.

Лариса Виноградская, врач-психотерапевт детского психоневрологического санатория: "И подраться не прочь, и прыгнуть - чем выше, тем лучше, и со ступенек - не через три, а через пять. Они очень неудобны окружающим. Но это очень интересные дети, это очень талантливые дети. Как правило, у них нестандартное мышление".

Чтобы доказать, что гиперактивность - это не приговор, а всего лишь физиологическая особенность, родители таких детей даже создали специальную общественную организацию. Три года они со взрослым упорством отстаивают детские интересы.

Светлана Рулeва, представитель общественной организации родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: "То есть, это очень большие проблемы. Как таким детям получить образование, чтобы они были успешные? То есть, нужно создавать школы для таких детей. Мы просто помогаем. Мы показываем, что есть люди, такие же, как они".

Сын Светланы ещe не понимает, в чeм его особенность и почему таких детей, как он, выгоняют из школы или из детского сада. Сейчас Никите приходится проходить школьную программу дома.

Ещe несколько сотен таких же мам и пап, как Светлана, почти каждому объясняют: активность - не порок, просто это не совсем обычные дети.

Ведущая: Что же делать, если ваш ребенок не секунды не может усидеть на месте, и чем опасно такое поведение малыша? Об этом поговорим с кандидатом медицинских наук, врачом-психотерапевтом Ириной Панюковой. Скажите, гиперактивность - это болезнь или, все-таки, свойство характера?

- Гость: Повышенная активность может быть как свойством характера, так и симптомом болезни. Всe зависит от того, в сочетании с какими другими признаками проявляется гиперактивность, к каким последствиям для ребенка и для окружающих она приводит и мешает или не мешает ребенку адаптироваться к обычной жизни.

Ведущая: Как определить, где болезнь, а где просто неусидчивость?

Гость: Детей с гиперактивностью легко отличить по следующим признакам. Их активность проявляется в хаотичности, нецеленаправленности, незавершенности действий. То есть, такой ребенок хватается за всe, что попадает в поле его зрения, начинает одно действие, и не закончив, бросает его. Такие дети беспокойны, eрзают на стуле, не могут посидеть спокойно ни минутки.

Ведущая: С чем это может быть связано?

Гость: Более чем у пятидесяти процентов детей с гиперактивностью схожие симптомы отмечались в детстве у родителей. Может быть, она связана с патологией родов, с ранними детскими инфекциями и интоксикациями, с травмами головы, а также с такими факторами, как аллергические заболевания, различные невротические состояния. Это могут быть погрешности в диете, или увлечение просмотром большого количества телепрограмм и компьютерных игр.

Ведущая: Если ребенок гиперактивность приобрел - переволновался, пересмотрел этих программ, может быть, какие-то события были в его жизни. Что предпринять?

Гость: Нужно его максимально удалить от того места, где он перевозбудился. Если это какое-то зрелищное мероприятие или скопление людей, увести его. Можно его взять на руки, что-то ему напевать, постепенно постараться переключить его внимание на спокойные игры. И самое главное при этом - оставаться спокойным самому. Потому что гиперактивные дети реагируют на окрики и на одергивания только еще большим усилением гиперактивности.

Ведущая: В каком возрасте чаще всего проявляется излишняя активность, и когда, наоборот, она может сойти на нет?

Гость: Пик гиперактивности обычно относят к возрасту от четырех-пяти до семи-девяти лет. То есть, это возраст старшей подготовительной группы детского сада и первые годы обучения в школе. И тогда же гиперактивность приносит максимальный вред. Поэтому программа обучения должна быть простой, и чем больше возможностей у ребенка проводить на свежем воздухе, заниматься физкультурой, тем легче пройдет адаптация к школе.

Ведущая: Если вовремя не предпринять никаких мер, чем это грозит?

Гость: Во-первых, они достаточно часто действуют по первому порыву, который у них возникает. Например, ребенок с гиперактивностью может внезапно выскочить на проезжую часть. Дети с гиперактивностью часто не чувствительны к боли и одновременно раздражительны и агрессивны. Именно дети с синдромом гиперактивности дерутся в школе наиболее жестоко. В силу своих особенностей поведения и того, что в школьном коллективе они удерживаются плохо, они представляют собой группу риска по раннему вовлечению во всякого рода криминальные компании и по раннему употреблению алкоголя, наркотиков.

Повышенная активность бывает и у абсолютно здоровых детей. К примеру, если ваш малыш никогда не сидит на месте, но при этом все успевает - никаких поводов для беспокойства нет. А вот если ребенок хватается за несколько дел сразу, но ни одного не доводит до конца - возможно, виной проблемы со здоровьем.

Гиперактивность у ребенка может быть вызвана и стрессом, и плохой наследственностью, и даже аллергическими заболеваниями. Выяснить истинные причины такого поведения по силам лишь профессиональному психологу и педиатру.

Дети с повышенной активностью обычно отстают в учебе. Они, как правило, не могут сосредоточиться на занятиях и удерживать в памяти большой объем информации. Так что медики не рекомендуют отдавать таких ребят в школы с усложненной программой.

К тому же такие дети могут представлять опасность и для окружающих. Они зачастую бывают очень раздражительны и агрессивны. При этом на замечания или окрики, обычно не реагируют. Поэтому говорить с ними лучше мягко и не повышая голоса.

Медики советуют приучать гиперактивных детей к занятиям спортом. Тогда значительную часть своей энергии они будут тратить на физические упражнения, а значит, смогут стать более спокойными и усидчивыми.

Причиной психологических и поведенческих расстройств у ребенка может выступать синдром дефицита внимания, который часто сопровождается гиперактивностью. По статистике нарушения работы ЦНС, провоцирующие чрезмерную подвижность, невнимательность и раздражительность детей, диагностируются у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Патологические изменения в поведении поддаются терапии, а методы психологической коррекции способствуют успешной адаптации ребенка в обществе.


Причины появления у детей СДВГ и его симптомы

Проведенные научные исследования позволяют выделить несколько причин и факторов, провоцирующих появление у детей СДВГ:

  • Наследственность — генетическая предрасположенность в 50% случаев;
  • Полученные микротравмы и повреждения ЦНС эмбриона вследствие патологий беременности и внутриутробных инфекций;
  • Осложненные и преждевременные роды;
  • Алкогольный синдром плода, курение и употребление будущей матерью токсичных веществ;
  • Перинатальная гипоксия новорожденного;
  • Прием в пищу еды, выращенной с применением пестицидов;
  • Окружение и воспитание малыша — нездоровая остановка в семье: частые скандалы, крики, демонстрация близкими примеров нетерпимости в отношении других людей;
  • Наличие у ребенка астмы, аллергии, хронических заболеваний, которые усиливают внутренний дисбаланс и отрицательно влияют на его поведение и социализацию.

За проявление эмоций, оценку ситуации и прогнозирование последствий своих поступков отвечают лобные доли головного мозга. Контроль движений, обучение, а также развитие и функционирование речи, памяти, мышления и внимания обеспечивается работой базальных ядер. У детей с СДВГ функционирование данных областей мозга нарушено. Это происходит из-за блокировки поступающими в организм вместе с едой пестицидами важного для нервной системы фермента — ацетилхолинэстеразы. Следствием нарушений также является ослабление действий нейромедиаторов, отвечающих за передачу информации между различными структурами головного мозга.

Видео синдром гиперактивности у детей

Основные симптомы СДВГ у ребенка

  1. Повышенная речевая и двигательная активность. Малыш чрезмерно болтлив, постоянно издает нечленораздельные звуки (хмыкает, хрюкает, покашливает, тяжело и громко вздыхает), говорит резко, прерывисто и часто заикается. Ребенок не может спокойно усидеть на месте даже в короткий промежуток времени — он крутится на стуле, совершает непроизвольные движениями плечами, кистями рук и стопами ног, хлопает в ладоши.
  2. Импульсивность поведения. Ребенок беспричинно совершает хаотичные движения, постоянно пытается куда-то убежать, залезть, запрыгнуть, а также плохо и мало спит. Во время школьного урока дети с СДВГ часто встают со своего места и бесцельно ходят по классу, отвечают на вопросы учителя, не задумываясь и не дослушав до конца.
  3. Дефицит внимания — отсутствие возможности сконцентрироваться на чем-либо, как следствие — плохая успеваемость в школе. Гиперактивные дети не в состоянии совершать цепочку из последовательно идущих действий, соблюдать правила, придерживаться инструкций, они не владеют навыками самоорганизации.
  4. Неуравновешенность, вспыльчивость и агрессивное поведение в отношении окружающих людей из-за запоздалого эмоционального развития в возрасте 5-6 лет.
  5. Нервный тик (подергивание мышц лица и тела, мигание глазами), головные боли, наличие беспричинных страхов и фобий.

Насторожить родителей должна небольшая задержка в развитии у малыша 1-3 лет речи, наличие неловкости и неуклюжести на фоне ровесников, которые уже овладели положенными для этого возраста моторными навыками. Из-за известного периода развития детей, именуемого кризисом 3-х лет, особенности поведения малыша списываются на нигилизм, строптивость и негативизм переломного возрастного момента. Однако часто расторможенность и неуправляемость являются симптомами гиперактивности и СДВГ. При наличии нервного тика самым ранним нарушением является постоянное откашливание, не спровоцированное физиологическим дискомфортом и болями в горле. Непроизвольные, регулярно повторяющиеся движения мышц лица и тела со временем становятся более сложными — ребенок начинает постоянно теребить нос, поправлять челку, похлопывать себя по животу или дуть на ладони.

У детей может наблюдаться гиперактивность без СДВГ. Такой малыш часто суетлив, легкомысленен, многословен, желает все время находиться в центре внимания. Эти черты характера и поведения провоцируют тягу к авантюрам и неоправданному риску, что приводит к созданию опасных для жизни и здоровья ситуации.

Синдром дефицита внимания не всегда сопровождается гиперактивностью. В этом случае у детей не наблюдается явно выраженного поведенческого расстройства, однако ребенок с таким диагнозом не слушает собеседника, не реагирует на замечания, не может сосредоточиться и выполнить задание, быстро забывает смысл услышанного.


Лечение и профилактика синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

Вовремя не диагностированный СДВГ может спровоцировать у ребенка появление в будущем негативных особенностей психики, которые не будут поддаваться коррекции. От 25% до 45% детей с синдромом очень рано начинают употреблять алкоголь, принимать наркотики, совершают попытки к суициду, а 20% демонстрируют физическую агрессию в адрес окружающих. Гиперактивный ребенок имеет сложности с социальной адаптацией, во взрослом возрасте у человека с СДВГ часто не складывается личная жизнь.

Диагностика синдрома происходит в процессе наблюдения неврологом, детским психологом или психиатром за поведением юного пациента. Врач делает выводы после бесед с родителями, которые высказывают свои опасения и мнение о развитии малыша, а также на основе результатов МРТ головного мозга, электроэнцефалограммы и анализов крови:

  • На гормоны щитовидной железы;
  • Наличие свинца при вероятности интоксикации организма;
  • Определения уровня железа для исключения развития анемии.

Врач выясняет детали течения беременности и родов, уточняет список перенесенных малышом заболеваний. С ребенком проводится специальное психологическое тестирование.

После постановки диагноза назначается медикаментозное лечение с применением трициклических антидепрессантов, психостимуляторов и препаратов, содержащих атомоксетина (томоксетина) гидрохлорид.

Психологическая коррекция как часть лечения и профилактики появления синдрома включает в себя применение различных педагогических мер, направленных на преодоление ребенком сложностей общения с окружающими. Детей с СДВГ необходимо чаще хвалить и обращать внимание на положительные черты их характера. Малыша с 2-х лет нужно приучать к распорядку дня, а к 5 годам организовать ему личное жизненное пространство (уголок или отдельную комнату). Гиперактивым детям рекомендуют чаще гулять на улице, ходить на занятия в спортивные секции, чередовать спокойные настольные игры с подвижными.

СДВГ часто встречается у современных детей и не должны пугать родителей. Эти синдромы давно изучены учеными и хорошо поддаются коррекции и терапии.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Дата публикации: 02.09.2018

Дата проверки статьи: 02.12.2019

Гиперактивность — это патологически повышенная активность и возбудимость, которая выражается в поведении, поступках, отсутствии сосредоточенности и концентрации внимания. Пациентам с такой болезнью свойственны импульсивность, вспыльчивость, двигательные способности выше нормы. Патология говорит о серьёзных нарушениях нервной системы. Медицинское название заболевания — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Чаще проявляется у детей и подростков, что мешает обучению и общению со сверстниками. Появление СДВГ обусловлено преимущественно проблемами во время беременности и родов. Чтобы вылечить недуг, следует обращаться к неврологу.

  • Симптомы гиперактивности
  • Причины
  • Стадии развития гиперактивности
  • Разновидности
  • Диагностика
  • К какому врачу обратиться
  • Лечение гиперактивности
  • Осложнения
  • Профилактика гиперактивности

Симптомы гиперактивности

Синдром ДВГ может возникнуть как у ребёнка, так и у взрослых, независимо от возраста. Часто родители не считают нужным показать малыша специалистам, обосновывая гиперактивное поведение обычной активностью и подвижностью. Рекомендуется обращаться к врачу при появлении таких симптомов у детей:

  • неловкие, неуклюжие движения, частые падения;
  • желание сломать игрушки, навредить окружающим;
  • необоснованная агрессия, вспыльчивость, раздражительность;
  • неусидчивость, трудности с выполнением однотипных заданий;
  • непослушание, резкая смена настроения и поведения;
  • низкая успеваемость в школе;
  • невнимательность, плохая память, сниженная концентрация внимания.

У взрослых наблюдаются подобные признаки, а также другие симптомы:

  • импульсивность в принятии решений;
  • отсутствие собранности;
  • перепады эмоционального состояния;
  • патологическая забывчивость;
  • отсутствие мотивации и стремлений;
  • хаотичный ритм жизни;
  • регулярная смена места работы или учёбы;
  • алкогольная или наркотическая зависимость.

Причины

Стадии развития гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности формируется в детстве. Если болезнь была диагностирована в зрелом возрасте, это значит, что в детстве родители не обратили внимание на симптомы СДВГ. Заболевание развивается в три стадии:

  1. Начальная. Первые признаки можно обнаружить в возрасте 3-5 лет. Характеризуется излишней болтливостью ребёнка, чрезмерной подвижностью, капризами и приступами агрессии.
  2. Средняя. Обострение наступает в период полового созревания, что часто списывают на скачки гормонального фона. Выражается в частых переменах настроения, раздражительности, снижении успеваемости в школе.
  3. Третья. Возникает в зрелом возрасте. Симптомы обостряются после сильного потрясения — психозов, травм, депрессий. Взрослые быстро переключаются между делами, что приводит к нервным расстройствам и нарушениям памяти.

Разновидности

СДВГ разделяют на две классификации. Одна предусматривает три вида заболевания, другая — шесть разновидностей.

  • Гиперактивно-импульсивная. Протекает без нарушения внимания. Сопровождается неусидчивостью, шумным активным поведением, громкой речью и повышенной разговорчивостью, внезапными импульсивными поступками и решениями, суетливостью.
  • Невнимательная. Проходит без выраженных двигательных способностей, но с нарушением концентрации внимания. Сопровождается частыми ошибками в учёбе, нежеланием искать сложные решения проблем, непониманием элементарных задач, быстрым переключением между делами и разговорами, забывчивостью.
  • Комбинированная. Смешанный тип патологии, который сочетает одновременно признаки двух видов СДВГ, отсутствие самоконтроля и организованности.
  • Классическая. Стандартная форма болезни, которая легко поддаётся лечебной терапии.
  • Невнимательная. Проявляется в делах, требующих усидчивости и внимания.
  • Сосредоточенная. Выражается в постоянном несогласии с простыми фактами.
  • Лимбическая. Атипичная форма, при которой больной проявляет сниженную активность.
  • Огненный пояс. Присутствуют признаки начальной степени биполярного расстройства, проявляется агрессия, вспыльчивость, раздражительность.
  • Височной доли. Сочетание огненного пояса с невнимательным типом патологии.

Диагностика

Поставить диагноз может невролог или психиатр. На первой консультации врач оценивает такие характеристики:

  • продолжительность выраженности симптоматики;
  • сопровождающие проблемы в социальной среде;
  • влияние патологии на обучение и профессиональную деятельность;
  • наличие других отклонений в психике.

Дополнительно назначают инструментальную диагностику — компьютерную и магнитно-резонансную томографию головного мозга. Чтобы пройти обследования, обращайтесь в сеть клиник ЦМРТ:


Гиперактивность у взрослых – состояние, активно влияющее на сосредоточенность, память и поведение. К симптомам относят невнимательность, импульсивность, чрезмерную подвижность и недостаток внимания. Опытные специалисты способны диагностировать синдром гиперактивности в детском возрасте, однако его не всегда удается выявить в связи с особенностями характера каждой личности. Так, многие взрослые даже не подозревают о наличии проблемы.

Активность: где грань и откуда формируется?

Если на уроках физкультуры энергичность получает положительную оценку от преподавателя, то на рабочем месте от сформировавшегося человека требуют придерживаться компетентности, вежливости и моральных норм поведения в обществе. Выраженная неусидчивость воспринимается как инициативность, но она же и негативно влияет на жизнедеятельность индивида.

Точная причина возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых неизвестна, но отмечается, что состояние часто проявляется на генетическом уровне. Исследования в области клинической психологии демонстрируют и различия в мозговой активности пациентов.

Существует также ряд возможных факторов, которые могут повлиять на возникновение синдрома:

  • Недоношенность младенца. Ранние роды.
  • Маленький вес при рождении.
  • Злоупотребление алкоголем, курением, наркотиками в период беременности.


Распространенным заблуждением остается, что энергичные дети перерастают синдром гиперактивности. На самом деле не существует периода затишья, поскольку симптомы проявляются и в зрелом возрасте. Среди студентов отмечена тенденция плохой успеваемости из-за невозможности сосредоточиться на учебном материале, что приводит к трудностям в получении образования. Гиперактивность у взрослых встречается повсеместно вне зависимости от интеллектуальных способностей и коммуникативных навыков.

Нейроповеденческое расстройство влияет на повседневное функционирование человека в различных условиях. Синдром ярко выражается в личных отношениях, где пациенты жалуются на инфантильность партнера, а также в обществе, когда кажется, что коллеги, друзья и знакомые слишком медлительны.

Важно придерживаться правильного лечения, которое поможет в дальнейшем вписываться в нормы общества. В настоящее время разрабатываются стратегии для лечения гиперактивности у взрослых для преодоления жизненных трудностей, проблем и непредвиденных ситуаций, поджидающих на каждом углу.

Особенности организма

Генетическая предрасположенность является одной из популярных причин возникновения расстройства, но не единственной. Корректнее выделить, что на гиперактивность у взрослого человека влияет сочетание факторов, корни которых берут начало из разных особенностей.

Современные исследования демонстрируют ряд отличий в мозговой активности среди людей с расстройством и теми, у кого отсутствует заболевание. Проведенное сканирование демонстрирует уменьшение некоторых областей и, напротив, увеличение других. Связано это в первую очередь с тем, что синдром указывает на существующий дисбаланс в уровне нейротрансмиттеров в мозге, что приводит к недостаточной работоспособности химических веществ в организме человека.

Другие факторы


Считается, что некоторые группы подвержены большему риску гиперактивности во взрослом возрасте, особенно если имеют другие проблемы:

  • Тревожное расстройство. Стрессовые ситуации заставляют беспокоиться, нервничать и повышают частоту сердцебиения, вызывая головокружение, потливость или физические изменения в виде истощения при недостаточной строгости к регулярному приему пищи.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство. Негативное, импульсивное поведение. Проявляется, в частности, к авторитетным фигурам: родителям, начальству, руководителю, куратору, декану.
  • Расстройство поведения. Антиобщественные действия, противоречащие моральным нормам. Люди, склонные к деструктивному поведению, нередко связаны с воровством, борьбой, вандализмом, а также могут причинить физический вред человеку или животному.
  • Депрессия. Подавленное состояние, апатия, равнодушие к окружающим переживаниям.
  • Проблемы со сном. Невозможность расслабиться, бессонница.
  • Расстройство аутистического спектра. Влияет на социальное взаимодействие, общение, интересы и поведение.
  • Синдром гиперактивности бронхов. У взрослых проявляется чаще, чем у детей. Характерный признак — постоянный кашель, особенно летом. При неправильной работе бронхов в них не только попадает кислород, но и оседает пыль, вещества, раздражающие слизистую оболочку.
  • Эпилепсия. Состояние, при котором происходит влияние на мозговые процессы. Человек может переживать неконтролируемые судороги или упасть в обморок.
  • Синдром Туретта. Нарушение в нервной системе, характеризующееся постоянными моторными тиками и непроизвольными шумами. Например, человек может одновременно дергать головой, свистеть или несдержанно ругаться.
  • Трудности в усвоении материала. Характерна дислексия — невозможность сосредоточиться на чтении или записать слова так, чтобы в процессе буквы не перемешались.

При наличии одного или нескольких факторов повышается риск обнаружения синдрома гиперактивности у взрослых. Для выявления расстройства следует обратиться к специалисту. Лечение назначается в индивидуальном порядке.

Признаки заболевания


Главными симптомами синдрома гиперактивности у взрослых являются невнимательность, чрезмерная энергичность и импульсивность. Нередко они заходят за грань допустимых возможностей и сильно утомляют организм человека, а также окружающих людей, вызывая головные боли, апатию или пресыщение общением. При этом активность пациента может резко переходить в агрессивное настроение. Некоторые клинические психологи ошибочно относят синдром к биполярному расстройству, для которого характерны схожие черты.

Следует подробнее изучить симптомы гиперактивности у взрослых для того, чтобы убедиться в наличии заболевания.

Примерами невнимательности могут стать:

  • Неспособность сосредоточиться на задаче в течение длительного времени.
  • Плохое внимание к деталям.
  • Неорганизованность. Например, неспособность регулярно вести дневник или ежедневник.
  • Рассеянность, забывчивость.
  • Быстрое переключение внимания с одного на другое.
  • Откладывание дел.
  • Ненадежные рабочие привычки.
  • Равнодушие к планированию встреч, частые переносы.
  • Выполнение дел в последний момент: форс-мажоры, ночь перед дедлайном.
  • Мечтательность, погружение в воображаемый мир.
  • Неспособность грамотно распорядиться собственным временем.

Известны случаи, когда признаки гиперактивности у взрослых не мешали им сосредоточиться на увлечениях и хобби, однако невнимательность возвращалась в тот момент, когда интерес к занятию пропадал. Скука – основной мотиватор к переключению внимания на другой объект, потому выявлена непостоянность и в досуговой деятельности.


Нередко люди с расстройством подвержены импульсивным действиям, таким как:

  • Неумение выслушивать до конца.
  • Бросать дела, так и не заканчивая их.
  • Невозможность просчитать последствия своих действий.
  • Постоянные проблемы с деньгами из-за непредвиденных затрат.
  • Брать слишком много задач на себя, чтобы доказать превосходство.
  • Частая смена работы из-за скуки и однообразия.
  • Употребление наркотиков или алкоголя.
  • Темпераментный характер, включающий раздражительность, быстрый переход в состояние агрессии.

Симптомы гиперактивности у взрослых проявляются в следующих признаках:

  • Взволнованность, частые переживания.
  • Неусидчивость.
  • Отсутствие чувства опасности.
  • Быстрые мысли, неспособность расслабиться перед сном при стрессовой ситуации или проблеме.
  • Отсутствие долгой концентрации на одном предмете.
  • Невозможность стоять в очередях и ждать.
  • Беспрерывные разговоры, неумение хранить секреты.

Нередко человек, переживающий все перечисленные проблемы, сталкивается с трудностями в социальном взаимодействии с окружающими. Постоянные стрессовые ситуации, желание поставить в жесткие рамки и принудительно научить дисциплине воспринимается пациентом импульсивно. Потому следует придерживаться рекомендаций специалиста: проходить терапию или принимать лекарства.

Положительные стороны


Довольно часто синдром гиперактивности у взрослых приводит к злоупотреблению алкоголем или наркотиками. Отмечаются случаи аварий в нетрезвом состоянии, когда человек садится за руль импульсивно, желая доказать правоту или сбежать от проблем.

Тем не менее гиперактивность не окрашена исключительно темными красками, а имеет ряд преимуществ. К ним относятся:

  • Высокая энергичность.
  • Творческий подход к решению проблем.
  • Повышенная эмпатия, интуиция и проницательность.
  • Хорошее чувство юмора.
  • Предприимчивость.
  • Безграничное упорство.
  • Сосредоточенность на любимом увлечении.

Диагностирование заболевания

Не существует единого тестирования, указывающего на гиперактивность у взрослого человека, однако с помощью опытного специалиста получится узнать о наличии или отсутствии расстройства. Процесс диагностирования может состоять из одного или нескольких подходов:

  • Психологические тесты. Определяют особенности мышления, тип темперамента и склонность к деструктивному поведению.
  • Вопросы о детстве. Фрейд утверждал, что в первые годы жизни можно обнаружить ряд отличительных особенностей и выявить причины врожденных или приобретенных моральных травм.
  • Проведение интервью с партнером, близким другом или родителем о поведении пациента.
  • Физическое обследование. Включает тестирование сердца, анализ крови и сканирование коры головного мозга.
  • Обзор документов. Школьные грамоты, благодарности.

Нередки случаи, когда проведение диагностирования указывает на наличие гиперактивности в ранние годы. Однако некомпетентность специалистов или невнимательность родителей ставит взрослого человека перед фактом шокирующей реальности много лет спустя.

Так, синдром оказывает влияние на различные спектры жизни, включая:

  • Трудности во взаимоотношениях с близкими или отсутствие друзей.
  • Неуспешность в рабочей деятельности или в учебе.
  • Опасные ситуации за рулем.
  • Сложности в любви. Постоянная смена партнеров.

Важно учитывать, что при наличии нескольких признаков гиперактивности у взрослых необязательно должно диагностироваться расстройство. Только с помощью индивидуального подхода, учитывая все особенности личности, можно сделать объективный вывод о состоянии.

Способы лечения


Медицина давно продвинулась вперед, а современные специалисты в клинической психологии могут похвастаться безграничным опытом практик за плечами. Имея представление о похожих ситуациях, накопленных столетиями, они разработали ряд эффективных методов, позволяющих узнать, как лечить гиперактивность у взрослых, и помочь наслаждаться жизнью. Не рекомендуется самостоятельно ставить диагноз и пытаться избавиться от расстройства.

Медикаментозное лечение

Лекарственные препараты признаны наиболее действенным способом, поскольку способны уменьшить проявления импульсивности, помочь сконцентрировать внимание и снизить уровень энергичности. Исследования показывают улучшения пациентов в двух из трех случаев. Тем не менее человеку могут отказать в использовании препаратов из-за прошлого злоупотребления психотропными веществами или наркотиками. Беспокоясь о повторении ситуации, доктора прибегают к другим методикам.

Сеансы терапии

Подходы к устранению гиперактивности у взрослых нередко включают комбинированные способы. Пациента одновременно направляют на поведенческую терапию и выписывают рецепт на препараты. Лечение происходит исключительно с учетом индивидуальных проблем:

  • Тренировки на расслабление и управление стрессом. Уменьшают беспокойство и напряжение.
  • Индивидуальная когнитивная и поведенческая терапия для повышения самооценки.
  • Наставничество. Помогает поддерживать деловые отношения и улучшает производительность на рабочем месте.
  • Терапия по семейным проблемам.
  • Обучение человека стратегиям организации домашних и рабочих мероприятий.

При выявлении ранних этапов гиперактивности поведение возможно урегулировать в максимально короткие сроки, однако при игнорировании ситуации степень сложности расстройства может повыситься, а на лечение уйдут многие годы. При быстром вмешательстве взрослые люди могут избавиться от психологических трудностей и эмоциональных порывов.

Жить дальше: рекомендации и советы

Заболевание, которое невозможно устранить хирургическим путем, нередко шокирует пациентов. Так, наиболее частыми причинами гиперактивности у взрослых является генетическая предрасположенность или наличие смежного заболевания, повышающего риск возникновения расстройства, как, например, синдром Туретта или депрессия. Тем не менее жизнь не стоит на месте и неумолимо движется вперед. Специалисты в области клинической психологии предоставляют ряд советов, которые помогут не опустить руки и снизить проявление симптомов.


  • Рацион питания. Следует избавиться от кофеина и других возбудителей нервной системы. Некоторые продукты питания также оказывают похожий эффект, тонизируя сознание и повышая энергичность. Рекомендуется составить сбалансированное, здоровое меню. Специалисты советуют обзавестись тетрадью, где человек будет записывать основные продукты, которые съел в течение дня.
  • Расслабление перед сном. Нередко люди с гиперактивностью страдают бессонницей, поскольку не могут успокоиться. Шумные вечеринки, компьютерные игры или просмотр боевика негативно сказываются на отдыхе. Пациентам рекомендуется придерживаться рутины за несколько часов до сна, а также ложиться и вставать в одно время.
  • В современном мире гиперактивность не приговор для любого человека. Следуя советам специалистов в области клинической психологии, правильно установив диагноз и придерживаясь курса лечения, с расстройством можно жить и избавиться от него в будущем.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.