Головные боли при сдвг

В статье рассматриваются вопросы коморбидности трудностей школьного обучения (дислексия), синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и первичных головных болей у детей и подростков, которые приводят к дополнительным сложностям внутрисемейной, школьной и социальной адаптации. Поскольку у многих пациентов с СДВГ и дислексией имеются предрасполагающие факторы к развитию головной боли напряжения (ГБН) (влияние стрессов, сопутствующие тревожные расстройства, трудности в учебе), обсуждаются патогенез и особенности лечения ГБН. При выборе лекарственной терапии ГБН при СДВГ преимуществом обладают препараты с комплексным действием, а именно метаболические, которые улучшают обменные процессы в головном мозге, повышают устойчивость нервной системы к нагрузкам, степень бодрости, оказывают антиастеническое действие и улучшают состояние когнитивных функций. В работе представлены данные собственного исследования эффективности препарата Нооклерин (деанола ацеглумат) в профилактической терапии ГБН.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, дислексия, первичные головные боли, головные боли напряжения, диагноз, лечение.
Для цитирования: Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е., Шипилова Е.М., Суворинова Н.Ю. Трудности школьного обучения и головные боли у детей и подростков // РМЖ. 2016. № 15. С. 1–1.

Zavadenko N.N., Nesterovskiy Yu.E., Shipilova E.M., Suvorinova N.Yu.
Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow

The paper addresses the comorbidity of schooling difficulties (dyslexia), attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and primary headaches in children and adolescents, leading to additional complications of intrafamily, school and social adaptation. As many patients with ADHD and dyslexia have predisposing factors to the development of tension headache (TH) (the impact of stress, accompanying anxiety disorders, learning difficulties), pathogenesis and treatment of TH are discussed. Drugs with complex action have benefits in TH treatment in patients with ADHD, namely metabolic, improving metabolic processes in the brain, increase the stability of nervous system to stress, vivacity level, have antiasthenic action and improve cognitive functions. The paper presents results of original research on the effectiveness of Nooclerin® (INN Deanol aceglumate) ) in preventive treatment of TH.
Key words: attention deficit hyperactivity disorder (ADHD), dyslexia, primary headaches, tension headaches, diagnosis, treatment.
For citation: Zavadenko N.N., Nesterovskiy Yu.E., Shipilova E.M., Suvorinova N.Yu. The difficulties of schooling and headaches in children and adolescents // RMJ. 2016. № 15. P. 1–1.

По данным эпидемиологических исследований, специфические трудности обучения (дислексия, дисграфия, дискалькулия) встречаются у 5–15% школьников, а частота СДВГ среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 3 до 7% [1–4].

Н.Ю. Будчанова и соавт. [5] оценили распространенность и структуру первичных головных болей среди учеников 1–11 классов городских общеобразовательных учреждений в возрасте 7–17 лет, диагноз устанавливался в соответствии с критериями МКГБ II [6]. Обследовано 959 детей (432 мальчика и 527 девочек). Жалобы на головные боли предъявляли 26,2% школьников. Частота первичных головных болей среди обследованных школьников составила 23,1%, среди девочек – 28,5%, среди мальчиков – 16,7%. Среди всех первичных головных болей у детей и подростков преобладала головная боль напряжения (ГБН), которая диагностирована в 74,2% случаев. На долю мигрени приходилось 19,4% случаев, сочетания ГБН и мигрени – 2,3%, редких форм первичных головных болей – 4,1%.

Таким образом, как специфические трудности школьного обучения и СДВГ, так и первичные головные боли (мигрень и ГБН) широко распространены среди детей и подростков. Представляется актуальным изучение сочетания трудностей обучения и СДВГ с первичными головными болями, поскольку среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [7]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [8], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.

J. Genizi и соавт. [9] обследовали группу из 243 детей в возрасте 6–18 лет с первичными головными болями, из них 108 мальчиков и 135 девочек. У 44% (n=107) диагностирована мигрень и у 47,7% (n=116) – ГБН. Одновременно авторы проанализировали, какие психоневрологические нарушения имелись у детей данной группы до проведения обследования по поводу головных болей. Оказалось, что в связи с СДВГ наблюдались 28% детей с первичными головными болями. СДВГ у пациентов с ГБН наблюдался чаще, чем с мигренью (36,5% vs. 19,8%, p=0,006). При этом трудности школьного обучения отмечались у 24,7% пациентов с первичными головными болями. Таким образом, как СДВГ, так и трудности школьного обучения обнаруживались среди пациентов с первичными головными болями чаще, чем в общей детской популяции.

Особенности клинических проявлений первичных головных болей у детей и подростков представлены в таблице 1.

Таблица 1. Клинические характеристики приступов головной боли напряжения и мигрени у детей и подростков

Клинические характеристики Головная боль напряжения Мигрень
Интенсивность, характер боли Легкая или средняя, меняется в течение дня; тупая, сжимающая, давящая Средняя или сильная, пульсирующая
Локализация Двусторонняя или односторонняя Гемикрания, чередование сторон, может быть двусторонней у детей дошкольного возраста и начальных классов
Частота От 1–3-х раз в неделю до ежедневной 1–2, реже 3–4 раза в месяц
Продол-
жительность
Варьирует от 30 мин до нескольких часов или дней (до недели) От 30 мин до 72 ч, без применения лекарственных средств – в среднем 5 ч
Время возникновения приступа Обычно во второй половине дня; головная боль после 3–6 школьных уроков. Утренняя гемикрания обычно связана с повышенной чувствительностью перикрани-альной мускулатуры Внезапно, в любое время суток
Аура Не отмечается Непосредственно перед или во время приступа может отмечаться зрительная аура (мерцание световых пятен, зигзагообразных линий, частичное выпадение полей зрения), парестезии, онемение, нарушения речи
Влияние физической нагрузки Головная боль не усиливается Головная боль усиливается
Сопутствующие симптомы Головокружение, утомляемость, тревожность, подав-ленное настроение, при усилении боли – свето- или звукобоязнь, анорексия. Не характерны рвота, бледность кожных покровов Рвота, как правило, на пике приступа. Свето- и звукобоязнь

Между тем результаты изучения коморбидности СДВГ и первичных головных болей фрагментарны и довольно противоречивы. По данным специального эпидемиологического исследования, в котором оценивалась возможная ассоциация между СДВГ и первичными головными болями, сделан вывод, что мигрень и ГБН коморбидны не с СДВГ как таковым, а с гиперактивно-импульсивным поведением [10].

С другой стороны, в исследованиях D. Riva и соавт. [11] продемонстрирована взаимосвязь между расстройствами внимания у детей и обоими основными типами первичных головных болей – мигренью и ГБН. Высказывается предположение о том, что мигрень и ГБН формируют континуум, который может иметь некоторые общие патофизиологические механизмы, а комплексы мозговых структур, которые обеспечивают механизмы внимания, особенности профиля личности и механизмы головной боли, могут перекрываться [9].

Достаточно убедительными представляются результаты исследований, в которых обнаружена более высокая частота встречаемости СДВГ у пациентов с ГБН, чем у пациентов с мигренью [9, 12]. Среди обследованных нами 204 детей с СДВГ в возрасте от 5 до 13 лет (170 мальчиков и 34 девочки) головные боли наблюдались у 51% мальчиков и 53% девочек и имели характер ГБН [13]. Вполне возможно, что связанные с СДВГ трудности школьного обучения и проблемы поведения, которые сопровождаются длительными и многочисленными стрессами в семье, школе, взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми, через влияние повторяющихся стрессов способствуют формированию ГБН.

ГБН характерны и для детей с дислексией. При обследовании 103 пациентов с дислексией в возрасте от 7 до 12 лет показано, что среди основных жалоб 11,6% из них сообщали о головных болях, которые имели характер ГБН [14]. Известно, что ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической зашиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных, с точки зрения взрослых, стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия).

Тревожные расстройства часто сопутствуют как СДВГ, так и дислексии. Среди 103 детей с дислексией у 31(30,1%) ребенка отмечалась тревожность, которая у 25 (24,3%) проявлялась в виде школьной тревожности [14]: неуверенности в себе, повышенной потребности в одобрении, боязни ответов у доски, контрольных работ и новых ситуаций, нежеланием посещать школу, частыми соматическими жалобы в учебные дни.

Кроме того, у 23 (22,3%) детей с дислексией имелись жалобы на повышенную нервно-психическую утомляемость и снижение умственной работоспособности [14], которые сопровождались увеличением количества ошибок и снижением темпа работы во время школьных занятий при переходе от первого к последующим урокам и при выполнении длительных заданий. Данные жалобы правомерно рассматривать в качестве проявлений церебрастенического синдрома, который, как известно, способствует утяжелению течения головных болей у детей и подростков.

Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с дисфункцией антиноцицептивных систем. Недостаточность центральных противоболевых тормозных механизмов способствует интерпретации даже слабых потоков импульсов с периферии как болевых. Периферические (сегментарно-рефлекторные) факторы – болевая импульсация, связанная с местными причинами − включают нарушения рефракции, нефизиологические позы (например, долгая работа в статических, неудобных позах за столом, с компьютером с избыточным напряжением мышц шеи, спины, глаз), а также неудобное положение головы во время сна. Длительные локальные перегрузки перикраниальных мышц могут способствовать микротравмам с выделением биологически активных метаболитов и сенситизацией периферических ноцицепторов.

В межприступном периоде, в отличие от мигрени, ГБН вызывает боль и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания и глотания, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологические изменения не определяются. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна, и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие бодрости после ночного сна и дневная сонливость.

ГБН имеет тесную связь с астеническими расстройствами. Астенические расстройства, ослабляя психологическую устойчивость ребенка к повседневным нагрузкам и стрессовым факторам, ведут к развитию хронического стресса, который лежит в основе развития ГБН.

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии. Часто возникают нарушения сна в связи с наличием повышенной тревожности у этих пациентов. Нарушение ритма сна приводит к появлению дневной сонливости, снижению социальной активности и тем самым ухудшает качество жизни пациента.

Лечение ГБН. Согласно современным Европейским рекомендациям [15, 16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2-х раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза не более 30 мг/кг массы тела, интервал между приемами 6–8 часов). При эпизодической ГБН с частотой более 2-х дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно индуцированной головной боли.

Оптимальный подход к профилактическому лечению ГБН заключается в применении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в головном мозге, повышают устойчивость нервной системы к нагрузкам, степень бодрости, оказывают антиастеническое действие и улучшают состояние когнитивных функций.

Нооклерин (деанола ацеглумат) – нейрометаболический препарат комплексного действия, оказывает церебропротективное, ноотропное, психостимулирующее действие, облегчает процессы фиксации, консолидации и воспроизведения информации, улучшает способность к обучению. Активное вещество аналогично естественным метаболитам ЦНС (ГАМК и глутаминовая кислота). Нооклерин − непрямой активатор метаботропных глутаматных рецепторов (3-го типа) и предшественник холина и ацетилхолина − влияет на обмен нейромедиаторов в ЦНС, обладает нейропротекторной активностью, повышает энергообеспечение мозга и устойчивость к гипоксии, улучшает усвоение глюкозы нейронами, модулирует дезинтоксицирующую функцию печени [17, 18].

Нами проведено исследование с целью оценки эффективности препарата Нооклерин (деанола ацеглумат) в профилактической терапии ГБН в группе из 40 пациентов (15 мальчиков и 25 девочек) в возрасте 9–16 лет, рандомизированных на 2 группы по 20 человек (с назначением Нооклерина и препарата плацебо в 1-й и 2-й группе соответственно) [19]. Нооклерин (в форме раствора для приема внутрь во флаконах по 100 мл) назначался как монотерапия: пациентам 9–12 лет − по 2,5 мл (500 мг) 2 раза в день, пациентам старше 12 лет – по 5 мл (1000 мг) 2 раза в день (утром и днем) независимо от приема пищи в течение 2-х месяцев.

На фоне лечения Нооклерином у пациентов 1-й группы за 1 мес наряду с существенным уменьшением частоты (более чем на 35%) и продолжительности ГБН (более чем на 25%) отмечалось снижение интенсивности ГБН при оценке по ВАШ (более чем на 20%). Эти позитивные изменения в течении ГБН сопровождались отчетливой положительной динамикой показателей качества жизни и повседневной активности пациентов при оценке по методике HIT-6, о чем свидетельствовало снижение общей балльной оценки с 55,8±6,1 до 50,4±4,9 (p

Гиперактивность может проявляться неуживчивостью ребёнка, агрессивным поведением с окружающими, такой ребёнок шумит, гремит, разговаривает без остановки. Дополнительно может присоединиться нарушение сна. Таким детям очень трудно усваивать новый материал. При этом умственные способности и память у ребёнка не нарушены. Часто СДВГ может сохраняться и во взрослом состоянии.

Симптомы СДВГ

Основыми проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности являются:

  1. Нарушение внимания и концентрации. Ребенку трудно удерживать внимание на одном занятии или сконцентрироваться на игре. Ему постоянно необходима смена деятельности, активности. Это помогает снять возрастающее эмоциональное и нервное напряжение. Такая неспособность сконцентрироваться приводит к тому, что такой ребенок склонен с снижению способности к запоминанию, рассеянности, трудности в планировании и организации.
  2. Гиперактивность. Характеризуется беспокойныйм поведением, избыточной двигательной активностью. Иногда у таких детей можно наблюдать самопроизвольные повторяющиеся движения, подергивания, тики.
  3. Имульсивность, повышенная эмоциональность. Выражается в избыточных эмоциональных реакциях, невозможности успокоиться, раздражительности, агрессии. Ребенок с гиперактивностью чаще идет на конфликт с другими детьми.

Головная боль, тошнота, утомляемость, инфантильность, сонливость также могут признаками СДВГ. Так гиперактивность является лишь одним из возможных проявлений какой-либо проблемы у ребенка. Так у СДВГ чаще выявляется у детей, которые имели следующие проблемы в младенчестве:

Проялениями этих проблем помимо гиперактивности в более старшем возрасте могут быть: задержка речевого развития, хождение на носочках, трудности обучения, нервные тики, дислексия, ночной энурез и другие. Поэтому важно при помощи остеопатического лечения справиться с нарушениями в работе орагнизма, для решения целого ряда проблем у ребенка.


Причиной СДВГ могут быть такие факторы:

  1. Родовая травма шейного отдела позвоночника, в результате чего ткани головного мозга страдают, не получая достаточного питания через вертебральные артерии.
  2. Нарушение нормальной конфигурации черепа в результате нефизиологических родов (кесарево сечение, вакуум-экстракция, стремительные роды, обвитие пуповины). В данном случае могут пострадать участки головного мозга, отвечающие за концентрацию внимания, память, способность к обучению.
  3. Состояния после перенесённой гипоксии, головной мозг испытывает кислородное голодание и дефицит питания вследствие чего нарушаются его функции.

Лечение СДВГ должно быть комплексным и включать в себя:

  • восстановление работы сосудов шейного отдела, устранение компрессии и деформации черепа (в этом вам поможет врач-остеопат)
  • нейропсихологическая коррекция
  • в некоторых случаях может быть добавлена фармакологическая поддержка (по назначению невролога)
  • также важно исключить из питания ребёнка продукты, усиливающие гиперактивность (сахар, шоколад, пищевые красители, цитрусовые, пшеница).

Остеопатическое лечение гиперактивности в клинике Неонатус Санус на Васильевском острове в СПб


Остеопатическое лечение гиперактивности (СДВГ) имеет ряд преимуществ перед альтернативными методами. Остеопатический подход позволяет определить и скорректировать первопричину недуга. Устранение функциональных нарушений улучшает питание мозга, его ликвородинамику, питание нервных клеток, для того чтобы нервная система восстанавливалась и хорошо работала.

В нашей клинике работают опытные врачи-остеопаты, лучшие в Санкт-Петербурге специалисты в своем деле.

У нас вы можете получить качественное обследование, лечение и рекомендации от ведущих специалистов Санкт-Петербурга.

Клинические примеры и отызвы пациентов о лечении гиперактивности и нарушении поведения в клинике Неонатус Санус

Беспокойство младенца никогда не бывает без причины. Задачей остеопатии является найти причину беспокойства и устранить ее.

В 4 месяца и 10 дней мы впервые познакомились с Мироном, которого родители привезли к нам из города Норильск. Их очень беспокоил сон ребёнка: спал он только с мамой, просыпаясь при этом каждый час. Также родители обратили наше внимание на асимметрию черепа у ребёнка. Родился ребёнок в результате срочных родов с применением эпидуральной анестезии. В первые дни жизни отмечалось вялое сосание, во время УЗИ головного мозга были выявлены постгеморрагические проявления.

Во время остеопатического осмотра действительно была выявлена асимметрия черепа, отмечался наклон головы влево и ротация вправо, отмечался выраженный гипертонус мышц.

В результате остеопатического лечения имеющиеся нарушения были устранены и состояние Мирона значительно улучшилось, он стал спокойнее, сон нормализовался, появился скачок в двигательном развитии.

Чаще всего связаны с нарушением кровообращения головного мозга.

Никита впервые попал в наш центр в возрасте 9 лет. Основной проблемой был затруднённый процесс обучения, этому способствовало заикание, головная боль, нарушение осанки.

В результате остеопатического обследования была выявлена компрессия швов черепа, аномалия развития шейного отдела позвоночника, сколиоз позвоночника.

В процессе остеопатического лечения было восстановлено полноценное кровоснабжение головного мозга, что благотворно отразилось на процессе обучения.


Синдром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как правило, такой диагноз ставится детям. СДВ проявляется в виде повышенной отвлеченности, отсутствием сосредоточения. Например, ребенок сидит спокойно, не двигается, при этом заторможен, когда даешь ему задачки, он начинает что-то делать, но выполнить задание не может.


Также этот диагноз характеризуется высокой импульсивностью и гиперактивностью. Тогда говорят о синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это проявляется в том, что ребенок не удерживает внимание, не может сосредоточиться на чем-то, постоянно перепрыгивает с одного места на другое, не отслеживает задания, у него повышенная двигательная активность.

Определить СДВ/СДВГ можно со 100% точностью лишь в школьном возрасте, так как в этот период оцениваются его поведенческие реакции, а также умственное и физическое развитие.

У взрослых людей СДВГ симптомы встречаются нечасто. Многие из них прошли курс терапии в детстве, другие просто приспособились к жизни в современном обществе, а некоторые из них вовсе не догадываются о наличии психического расстройства.


Причины

Причина большинства случаев СДВГ не известна; тем не менее, предполагается причастность окружающей среды. Определенные случаи связаны с ранее перенесенной инфекцией или травмой головного мозга.

Выделяют следующие факторы риска заболевания:

  • Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
  • Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
  • Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.

Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.


Симптомы

Обычно симптомы появляются в детском возрасте и при правильной коррекции у взрослого практически незаметны. Считается, что с возрастом человеку удается адаптироваться, нервная система перестраивается и СДВГ уже не так влияет на повседневную жизнь. Однако если ребенку с таким диагнозом не помогать, то вероятность сохранения симптомов во взрослом возрасте составляет 60 %.

Наиболее неприятным симптомом является снижение внимания. Таким людям трудно дослушать собеседника, досмотреть фильм, дочитать книгу, возникают трудности при обучении. У взрослых это может проявиться в неспособности планировать расходы, выполнять монотонную работу и т. д. Им бывает трудно создать прочный долговременный брак или добиться повышения по службе.


Типы СДВГ

Традиционно выделяют СДВГ с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) и комбинированный тип заболевания. Последний тип является более распространенным. Дети с СДВГ-Н производят впечатление заторможенных, спящих на ходу. Они медленнее своих сверстников воспринимают информацию, хуже запоминают. Такие дети производят впечатление сонливых, робких, застенчивых, апатичных.


Классификация СДВГ

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания;
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  • Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.


Диагностика

Дети. Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

  1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
  2. Исследование дофаминового обмена.
  3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
  5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
  6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
  7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

Взрослые. Для оценки взрослых с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD) доступны несколько инструментов скрининга, самопроверки или контрольные перечни, отчеты о супружеских судах и вопросники с родительским отчетом, включая оценочную шкалу Коннорса, контрольный список симптомов самодостаточности СДВГ взрослых взрослых и другие.).

В настоящее время нет анализов крови, генетических тестов или исследований изображений, которые могут точно диагностировать СДВГ.


Лечение СДВГ

Дети. Большинство специалистов считают, что синдром дефицита внимания является заболеванием неизлечимым. Невзирая на это, есть и те, кто уверен, что это миф, и предлагают для лечения СДВГ определенные меры.

Лечение СДВГ предполагает применение кратковременной и долговременной лекарственной терапии и коррекцию поведения при помощи психотерапии. Основными лекарствами в этом случае служат психостимуляторы наподобие Декстроамфетамина-амфетамина, Лиздексамфетамина и Метилфенидата, воздействующих на нейромедиаторы с целью нормализации внимания и снижения гиперактивности. Нередко используются и антидепрессанты, но их действие происходит гораздо медленнее.

Взрослые. Множество взрослых, у которых в детстве не выявили СДВГ, не понимают, что именно данный недуг является причиной большинства их трудностей в жизни, проблем со вниманием и усвоением нового материала, сложностей во взаимоотношениях с окружающими людьми.


Современные способы лечения гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей

В последнее время стали появляться научные исследования (которые основаны на наблюдении за больными СДВГ на протяжении 10-20 лет), которые утверждают о безрезультативности и неэффективности методов фармокоррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Таким образом, главная роль в наше время отводится нефармакологическим подходам к лечению гиперактивности у детей. К таким подходам относятся:

  • Бихевиоральная (то есть поведенческая) психотерапия;
  • Нейропсихологическая коррекция (при помощи различных упражнений);
  • Нутрициальный метод лечения (в рамках которого в организме ребенка восполняется дефицит тех или иных макронутриентов);
  • Семейная терапия (которая дает родителям конкретные рекомендации о том, как им следует наладить быт и общение с ребенком, чтобы, несмотря на недуг, он смог полноценно развиваться и адаптироваться в социуме).


Способы лечения у взрослых

Ведущую роль при коррекции такого расстройства, как синдром дефицита внимания у взрослых людей, является психотерапия. Наиболее эффективную методику психотерапевт подбирает исходя из индивидуальных особенностей пациента и тяжести его состояния:

  1. Когнитивная и поведенческая терапия позволяет поднять самооценку пациента и способствует его самоутверждению.
  2. Полезны расслабляющие тренинги, используя их человек может снять груз тяжелых психоэмоциональных нагрузок.
  3. Поведенческие курсы помогают пациенту научиться организовывать свою жизнь, с максимальной пользой использовать свое время, а также распределять его между работой и отдыхом.
  4. Семейная психотерапия позволит наладить взаимоотношения между супругами, один из которых страдает СДВГ. Для нормализации профессиональной сферы используются рабочие тренинги.


Прогноз при СДВГ

Прогноз относительно благоприятен, у значительной части детей даже без лечения симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.

  1. ГиполибидемияСнижение полового влечения (гиполибидемия) частая форма расстройства половой функции у мужчин.
  2. Деменция или слабоумие: стадии, причины и лечениеДеменцией в научной среде называют приобретенное в течение жизни слабоумие.
  3. Лечение фобий медикаментамиФобия – это вид тревожного расстройства, определяемый состоянием устойчивой боязни. Фобия.
  4. Первичные тики или тиковые расстройстваПод первичными тиками подразумевают наследственные, с клинических позиций целесообразно составление.

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.