Головные боли у студентов


Причины возникновения головных болей

Головная боль считается одной из самых распространенных проблем современного общества, так как ее возникновение непредсказуемо. Небольшое психологическое напряжение и вы чувствуете головную боль. Головные боли у студентов зачастую происходят в период повышенной утомляемости, например, в период сдачи экзаменов и сессии.

Основными причинами, по которым возникают головные боли у студентов, являются повышение артериального давления, перемена погодных условий и климатических показателей, травмы головы в разное время, вегето-сосудистая дистония, длительное пребывание в напряженном состоянии, перенесенные стрессы и эмоциональные волнения, зачастую перетекающие в депрессию. Очень важно, чтобы каждый студент обращал внимание на свое поведение, так как любые эмоциональные потрясения могут негативным образом отразиться в любой части организма, в том числе это и головные боли у студентов, которые мешают активному образу жизни и получению необходимых знаний. Головные боли свойственны именно той категории населения, которая непосредственно связана с умственными нагрузками и психологическим переутомлением. Любые негативные эмоции, особенно которые приходится длительное время сдерживать внутри себя, образуют почву для возникновения головных болей у человека.

Методы борьбы с болями

Любые головные боли у студентов необходимо вовремя остановить для возобновления активной деятельности и эффективного усвоения информации, связанной с обучающим процессом. Для выявления метода лечения предварительно нужно понять причину, по которой возникли головные боли у студентов, так как каждая причина влечет за собой индивидуальный подход в лечении.

Если головные боли у студентов возникли по причине перенесенного стрессового состояния, то необходимо постараться устранить причину нервного перенапряжения, а значит вернуть эмоциональное успокоение, восстановить деятельность головного мозга. В случае возникновения головных болей из-за длительного депрессивного состояния человеческого организма, целесообразно настроить человека на позитивные эмоции, что повлечет собой снятие головного напряжения и устранение болей в области головы. При климатическом воздействии на организм человека достаточно сложно контролировать головные боли, так как подобная причина не подвергается человеческому вмешательству, возможно только ослабление реакции организма на изменение метеорологических условий.

Резкие перепады артериального давления распространены даже в молодом возрасте, поэтому необходимо, вовремя обратиться к врачу, который пропишет лечение, способное восстановить нормальный уровень давления и избавит от головных болей. В некоторых случаях головные боли возникают в результате реакции на конкретные условия, поэтому очень важно, вовремя выявить время и место появления неприятных ощущений, которые могут вывести специалиста на правильный путь для эффективной борьбы с заболеванием в зависимости от направленности и степени сложности заболевания.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Камаев И. А., Гурьянов М. С., Иванов А. А., Миронов С. В., Егорова Е. А.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Камаев И. А., Гурьянов М. С., Иванов А. А., Миронов С. В., Егорова Е. А.

Prevalence and structure of headache among students

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И СТРУКТУРА ГОЛОВНОЙ БОЛИ У СТУДЕНТОВ

И.А. Камаев, М.С. Гурьянов, А.А. Иванов

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Нижегородская государственная медицинская академия ул. Родионова, 190, Нижний Новгород, Россия, 603126 тел. +79114636467, эл. почта: somvoz@live.ru

Кафедра хирургии ул. Ильинская, 14, Нижний Новгород, Россия, 603005 тел. +79114636467, эл. почта: somvoz@live.ru

Е.А. Егорова, В.Н. Григорьева

Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики пл. Минина, 10/1, Нижний Новгород, Россия, 603005 тел. +79114636467, эл. почта: somvoz@live.ru

Ключевые слова: студенты, головная боль, скрининг, медицинский осмотр.

Головная боль, является мультидисциплинарной проблемой, затрагивающей медицинские и социально-экономические аспекты. Затраты, которые несет общество, связаны с распространенностью головной боли в трудоспособном возрасте, ограничением в учебной и трудовой деятельности, семейной жизни и значительным снижением качества жизни [1]. Вместе с тем в доступной отечественной литературе недостаточно представлены материалы клинико-эпидемиологических исследований распространенности головной боли в различных социальных и возрастных группах. Данная проблема практически не изучена среди студентов.

При анализе первичной медицинской документации выявили, что распространенность головной боли тесно связана с распространенностью вегетативно-сосудистой дистонии. При обращении студентов по поводу вегетативной дисфункции у всех в анамнезе были жалобы на головные боли разной локализации и ин-

тенсивности. Действительно, при головной боли напряжения, особенно мигрени, постоянно присутствуют вегетативно-сосудистые нарушения, и, наоборот, при синдроме вегетативной дисфункции, как правило, наблюдается цефалгия [2]. Уровень распространенности головной боли составил 37,7 ± 4,3%о, что составляет 80,9% в структуре всех обращений по поводу нервных болезней. Распространенность головной боли у юношей — 27,1 ± 6,9%, что составляет 83,3% всех обращений к неврологу. У девушек данный показатель составил 42,0 ± 5,4%, или 79,1% всех обращений к неврологу. Заметим, что девушки в 1,5 раза чаще, чем юноши, обращаются по поводу головной боли в поликлинику ($ Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диагноз Доля, в % Место

Частая эпизодическая головная боль напряжения 28,5 1

Неуточненный цефалгический синдром 17,9 2

Слабая цервикогенная головная боль 16,3 3

Мигрень без ауры 10,0 4

Редкая эпизодическая головная боль напряжения 8,4 5

Хроническая головная боль напряжения 5,7 6—7

Мигрень с аурой 5,7 6—7

Краниальные невралгии (тригеминальная невралгия) 4,3 8

Сильная цервикогенная головная боль 3,2 9

Камаев И.А. и др. Распространенность и структура головной боли у студентов

В связи с полученными данными считаем необходимым создание комплексной программы, направленной на раннее выявление и профилактику головной боли у студентов, а также обучение студентов навыкам здорового образа жизни, умению помогать себе в стрессовой ситуации, снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение.

[1] Gobel H., Buscmann P., Heinze A. Epidemiologie und sozioekonomische Konsequenzen von Migrane und Kopfschmerzerkrankungen // Versicherungsmedizin. — 2000. — Bd. 52. — N 1. — S. 19—23.

[2] Вшивкина Г.А. Возрастная динамика и интегративно-восстановительная терапия головной боли детей и подростков: Автореф. дисс. . канд. мед. наук. — Н.Новгород, 2004. — 14 с.

[3] Вейн А.М., Колосова О.А. Головная боль (классификация, клиника, диагностика, лечение). — М.: Медицина, 1994. — 162 с.

PREVALENCE AND STRUCTURE OF HEADACHE AMONG STUDENTS

I.A. Kamaev, M.S. Guryanov, A.A. Ivanov

Department of public health and public health service Nizhegorodskaya state medical academy Rodionova str. 190, Nizhniy Novgorod, Russia, 603126 tel. +79114636467, email: somvoz@live.ru

Department of surgery Ilinskaya str., 14, Nizhniy Novgorod, Russia, 603005 tel. +79114636467, email: somvoz@live.ru

E.A. Egorova, V.N. Grigoryeva

Department of neurology, neurosurgery and clinical genetics Мinina sq., 10/1, Nizhniy Novgorod, Russia,603005 tel. +79114636467, email: somvoz@live.ru

Key words: students, headache, screening, medical examination.

Очередная публикация врача-невролога, кандидата медицинских наук, остеопата и руководителя спа-направления клиники Luciano Иванова Александра посвящена проблеме головной боли. Оказывается, мигренью страдает каждый десятый человек на планете. От нее мучились Юлий Цезарь, Фридрих Ницше, Карл Маркс и Альфред Нобель. Так действительно ли головная боль — это своего рода плата за успех, который сопутствует человеку в жизни?

СВЯЗЬ ЭМОЦИЙ И ГОЛОВНОЙ БОЛИ

Тема головной боли всегда была для меня близка и интересна, поскольку я сам до недавнего времени мучился ужасной мигренью. Может быть, именно это предопределило мой профессиональный путь — я изучал неврологию, моя кандидатская диссертация была посвящена вопросам профилактики головной боли у студентов, а сейчас продолжаю развиваться в области интересной науки — остеопатии, которая весьма эффективна в лечении головной боли.


ОБРУЧ, СЖИМАЮЩИЙ ГОЛОВУ

Головную боль напряжения можно назвать главной, потому что она встречается чаще всего. Наверное, на планете Земля нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не испытал на себе кратковременной головной боли напряжения. Это нудная, постоянная головная боль, давящая или сжимающая голову, как обруч, которая может продолжаться днями или даже неделями, снижая качество жизни человека. Головная боль напряжения непосредственно связана с психологическим состоянием человека и постоянным спутником цивилизованной жизни — стрессом. Хронический стресс приводит к перенапряжению мышц шеи и головы (смотрите мою статью о причинах стресса). Страдают такой головной болью чаще всего работники умственного труда: руководители, офисные работники, бухгалтеры, педагоги, врачи.


Рисунок 1

МИГРЕНЬ — АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

По медицинской статистике, каждый десятый человек на планете страдает мигренью, однако к врачу за помощью обращаются не все. В зоне риска чаще всего молодые женщины. Для мигрени характерны преимущественно односторонние головные боли, чаще в области виска, лба и глаза. Мигрень проявляется приступами головной боли, которые периодически наступают и снижают качество жизни больного, в остальные периоды жизни человек имеет хорошее самочувствие. Мигрень многолика. Как правило, в 80% случаев помимо сильной головной боли она может сопровождаться тошнотой, рвотой, непереносимостью запахов, звуков, света, сонливостью и усилением боли при движениях. В возникновении мигрени важную роль играет наследственность. Если оба родителя страдают мигренью, есть высокая вероятность (до 90%) развития заболевания у ребенка. Факторы, провоцирующие мигрень, можно увидеть на рис. 1.

Известно, что многие выдающиеся исторические личности страдали от мигрени — Юлий Цезарь, Льиюс Кэрролл, Фридрих Ницше, Эммануил Кант, Фредерик Шопен, Чарльз Дарвин, Карл Маркс, Петр Чайковский, Альфред Нобель, Лев Толстой и другие. Считается, что головная боль у таких людей — это своего рода плата за успех, который им сопутствует в жизни. Однако в возникновении у гениальных людей головной боли нет ничего удивительного, т. к. в основном мигренью страдают люди с активной жизненной позицией, амбициозные и целеустремленные. Наличие мигрени не является признаком гениальности или таланта, поскольку процент заболеваний мигренью среди одаренных и обыкновенных людей одинаков.

МЕТАФИЗИКА ГОЛОВНОЙ БОЛИ

Мигрень часто возникает у людей, которые не дают себе возможность быть самими собой. Такие пациенты занимаются работой или учебой не по душе. Например, ребенок хочет стать музыкантом, а родители направляют его в экономический институт.

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ — ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ. К КАКОМУ ВРАЧУ ИДТИ?

Многие из нас самостоятельно справляются с головной болью, принимая доступные лекарства. Но есть ситуации, когда обратиться к врачу просто необходимо. Запишитесь на прием к неврологу, если головная боль сопровождается тошнотой, рвотой, светобоязнью и звукобоязнью, не снимается лекарственными препаратами, участились приступы и их продолжительность, если головная боль мешает выполнять профессиональные и иные обязанности и если она возникла после травмы головы. Выявить причину, поставить диагноз и назначить адекватное лечение может только квалифицированный врач.

К какому врачу обращаться при головной боли? Проблемой головной боли обычно занимается невролог, и обращаться логичнее к нему. Он проведет осмотр и при необходимости назначит дополнительные методы исследования. При помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ) врач может увидеть нарушения строения тканей мозга, его оболочек, черепа и даже отдельных сосудов. В некоторых случаях назначают ультразвуковое допплерографическое исследование (УЗДГ) сосудов шеи и головы. При помощи УЗДГ врач может оценить скорость тока крови по отдельным сосудам. Есть и функциональные методы оценки работы головного мозга — например электроэнцефалография (ЭЭГ), то есть исследование, которое позволяет оценить работу головного мозга по его биотокам. Работа спинного мозга и его корешков оценивается с помощью нейромиографии.

В некоторых случаях для уточнения диагноза и выявления первопричины неврологу могут потребоваться дополнительные консультации терапевта или других узких специалистов, например кардиолога, ЛОР-врача, офтальмолога, стоматолога, остеопата и даже психотерапевта.

Кардиолог обследует сердечно-сосудистую систему, измерит артериальное давление, назначит электрокардиографию (ЭКГ) для оценки функционального состояния сердца. Повышенное артериальное давление (гипертония) или, наоборот, низкое артериальное давление (гипотония) может быть причиной головной боли. При гипертонии головные боли, как правило, носят пульсирующий характер, локализованы в области затылка и при нормализации давления обычно проходят. Бесполезно лечить головную боль анальгетиками, когда ее причина в повышенном артериальном давлении! Соответственно, задача кардиолога — лечить в первую очередь гипертонию.

Врач-офтальмолог исключит влияние со стороны зрительного аппарата. При глаукоме могут быть головные боли в лобно-височной области. Такая головная боль может сопровождаться тошнотой. Кроме того, головную боль могут провоцировать неправильно подобранная оптика и некоторые другие офтальмологические заболевания (увеит, аметропия). На приеме врач проведет полное офтальмологическое обследование при необходимости назначит КТ- или МРТ-диагностику.

При осмотре ЛОР-врач исключит свою патологию. При головной боли в области виска или лба, а также при наличии выделений из полости носа, снижении слуха или обоняния проблема может быть в пазухах (гайморит, синусит, фронтит).

При проблемах зубочелюстной системы, неправильном прикусе или после манипуляции на зубах (лечение, протезирование) вероятно появление болей в области виска и затылка, поэтому может потребоваться консультация стоматолога с соответствующим лечением.

Врач-психотерапевт (клинический психолог) поможет выявить психосоматические причины головной боли — повышенную тревожность, апатию, депрессию. Он научит справляться с ними, например, с помощью методов аутотренинга или арт-терапии. В некоторых случаях может потребоваться медикаментозная терапия.

Участие врача-остеопата рекомендуется в лечении головной боли практически любого происхождения. Врач проводит остеопатическое обследование, которое заключается в пальпации (выполняется с помощью чувствительных рук врача) и выявлении зон ограничений в области швов черепа, подвижности позвонков, напряжении мышц и их оболочек. Остеопат может расслабить глубокие мышцы и фасции, улучшить венозный отток из полости черепа, восстановить биомеханику движения костей черепа, позвоночника, улучшить приток крови к головному мозгу, тем самым устранив первопричину головной боли или облегчив процесс лечения другим врачам. Остеопатия эффективна при лечении и профилактике как головных болей напряжения, так и мигрени.

Александр Иванов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Введение.

Эпидемиологические исследования хронических болевых синдромов выявляют, что первые два места среди них стабильно занимают болевые синдромы, связанные с патологией позвоночника и головная боль (ГБ). Периодические ГБ вносящие дискомфорт в повседневную жизнь испытывают от 30 до 78% населения (1). У 10-20% населения ГБ является прямой причиной снижения качества жизни и работоспособности. Исследования этой проблемы применительно к учащейся молодежи, несомненно, имеют и медицинское и социальное значение.

Методы

Наблюдались 213 студентов лечившихся в студенческом санатории-профилактории МГАУ им. В. П. Горячкина за период одного учебного года. Студенты по собственному желанию подавали заявки на бесплатное санаторно-курортное лечение. После общего обследования, студенты направлялись студенческой поликлиникой в санаторий. Поликлиника и санаторий структурно не связаны, врачи поликлиники, и студенты не знали о предстоящем анализе заболеваемости по ГБ.

Все студенты, поступившие на лечение в санаторий, были опрошены на предмет наличия ГБ и вертеброгенных болевых синдромов. Для дальнейшей диагностики, отбирали только случаи с частотой ГБ более 1 раза в месяц, длительностью не менее 6 месяцев, а так же если студент считал, что ГБ снижает качество жизни и, в частности, мешает учебе. Диагноз мигрени (М) и головной боли напряжения (ГБН) поставлен на основании критериев IHS (1). В основе диагноза цервикогенной ГБ лежали критерии Sjaastad (2).

Студенты с болевыми синдромами обследовались на наличие перикраниальных и шейных мышечных расстройств методами пальпации, гониометрии подвижности С1-2 позвонков и микроволновой термометрии на диагностическом отечественном комплексе РТМ-01-РЭС по ранее описанным методикам (3,4). Обнаружение аномалийного температурного очага на комплексе РТМ-01-РЭС возможно на глубине до 5 см. Способ диагностики шейных мышечных расстройств при ГБ рекомендован МЗ РФ к применению (4).

Результаты лечения оценивали через 3 месяца после терапевтического курса на основании общей оценке результата лечения, динамике числа дней ГБ и интенсивности боли (3).

Данные представлены как М± стандартное отклонение.

Результаты

Анализ поликлинических санаторно-курортных карт с которыми студенты направлялись в санаторий выявил, что диагноз ГБ, по частоте (23,5%, 50 человек) занимает третье место после заболеваний опорно-двигательного аппарата (65,2%, 139 человек) и заболеваний желудочно-кишечного тракта (40,8%, 87 человек). Из 50 человек с ГБ, у 39 пациентов также поставлены различные диагнозы заболеваний опорно-двигательного аппарата.

При направленном опросе в санатории-профилактории, ГБ выявлена у 61 человека (28,6%). Из них 49, так же предъявляли жалобы на болевые синдромы вертеброгенного генеза. Среднее число дней ГБ в месяц составило 9,5±7,47. У 11 из 61 человека число дней ГБ было 15 и более в месяц. То есть у 18% пациентов с ГБ, или у 5% от их общего числа, отмечена ее хроническая форма. В таб. 1 представлено распределение ГБ по диагнозам.

Таб.1. Диагностическое распределение головной боли
Мигрень (1.1.) * ГБН (2.2.1 или 2.3.2) ** ГБН (2.2.2) *** Цервикогенная ГБ **** Всего
Количество 4 42 2 13 61
% 6.6 68,8 3,3 21,3 100

* - мигрень без ауры (код по ICHD - 1.1).

**частая эпизодическая или хроническая головная боль напряжения ассоциированная с болезненностью перикраниальных мышц (код по ICHD – 2.2.1 и 2.3.2).

*** - частая эпизодическая головная боль напряжения не ассоциированная с болезненностью перикраниальных мышц (код по ICHD - 2.2.2).

**** – цервикогенная ГБ по критериям Sjaastad.

Из 61 пациента с ГБ, у 55 (90,2%), методом пальпации, микроволновой термометрии и гониометрии С1-2 позвонков выявлены мышечно-фасциальные расстройства перикраниальной и шейной областей, биомеханические нарушения С1-2 позвонков. У этих пациентов был применен комплекс лечения ГБ.

Из 152 человек без ГБ, аналогичные расстройства выявлены у 44 (28,9%). У этих пациентов был применен тот же комплекс с профилактической целью.

У пациентов с ГБ согласно общей оценке результата лечения через 3 месяца после курса, хорошие и отличные результаты отмечены в 78.2 %, средние в 12,7%, отсутствие результатов в 9,1 % случаев. Через 3 месяца после лечения число дней ГБ (2,4±1,56) в сравнении с исходом (9,5±7,47) было на 74,7 % меньше (p

Лукина Е. В., Русанова А. М.

Резюме

Цель: Оценить профиль (виды, особенности протекания, сопутствующие проявления, взаимосвязь с другими факторами) головной боли у очно обучающихся молодых людей.
Под наблюдением находилось 150 респондентов от 16 до 25 лет, обучающихся очно. Наши респонденты не имели грубых органических неврологических, соматических расстройств, у соответствующих специалистов не наблюдались.

Cреди обучающихся лиц большинство опрошенных испытывают головную боль (ГБ), как минимум раз в месяц и чаще, но жаловались на ГБ лишь 38% из них, что свидетельствует о субъективном восприятии данного недуга и добавляет дополнительную сложность в его анализе и оценке. Провокаторами ГБ является умственная нагрузка, стресс, физическая нагрузка. Для борьбы с ГБ, многие молодые люди принимают обезболивающие препараты, тем самым не оказывая влияния на ФР.

Ключевые слова

Статья

По данным ВОЗ головная боль является одной из наиболее распространенных жалоб в общемедицинской практике. 47% взрослого населения в мире страдают головной болью, возникающей, как минимум, один раз месяц [1]. Наиболее часто встречающиеся варианты головной боли, такие как мигрень, головная боль напряжения, кластерная головная боль, синдром хронической ежедневной головной боли, могут приводить к значительному снижению уровня качества жизни. Кроме того, головная боль может быть симптомом многих органических неврологических, соматических, психогенных заболеваний. В течение последних десяти лет наука произвела существенный прорыв в понимании этиопатогенетических факторов цефалгий. И в настоящее время имеются достаточно эффективные виды лечения от многих типов головной боли. Однако, только очень незначительная часть страдающих от этого недуга по всему миру получает полноценную диагностику и своевременную терапию цефалгий. Именно с этой целью и существует МКГБ, которая подвергается постоянному пересмотру для уточнения правильного этиопатогенетического подхода к этой серьезной проблеме [2]. Кроме того, головная боль имеет свои особенности в зависимости от возраста, пола, образа жизни, сопутствующей патологии. Поэтому важной задачей врача является выявление групп риска именно среди населения молодого возраста, ведение активной профилактической деятельности, а также своевременная диагностика и адекватная терапия головной боли.

Цель работы: Оценить профиль (виды, особенности протекания, сопутствующие проявления, взаимосвязь с другими факторами) головной боли у очно обучающихся молодых людей.

  • Оценить частоту встречаемости головной боли у очно обучающихся молодых людей.
  • Выявить факторы, провоцирующие цефалгию у данной категории больных.
  • Выявить сопутствующую цефалгии симптоматику и оценить ее взаимосвязь с характером головной боли.
  • Установить, какие основные методы борьбы с головной болью используются среди обучающихся молодого возраста, готовность пациентов к профилактическим мероприятиям.
  • Оценить уровень осведомленности обучающихся молодого возраста по вопросам факторов риска, методов диагностики и лечения головной боли.

Под нашим наблюдением находилось 150 респондентов в возрасте от 16 до 25 лет, обучающихся в школах, колледжах и ВУЗах на очных отделениях. Наши респонденты считали себя вполне здоровыми, т.е. не имели грубых органических неврологических, соматических расстройств и у соответствующих специалистов не наблюдались.

Была создана оригинальная анкета, состоящая из 45 вопросов, которая включала следующие разделы

  • Общие сведения
  • Вопросы об индивидуальном характере, частоте встречаемости, сопровождении головной боли [3]
  • Вопросы о понятии ЗОЖ и здоровье у наших респондентов [4]
  • Самооценка тревожности (шкала Цунга) [5]
  • Визуальная аналоговая шкала самооценки головной боли

Среди наших респондентов 99 человек (66%) составили лица женского пола, остальные 51 человек (34%) – мужского. Большинство респондентов 90 человек (60%) являются учащимися школ и колледжей, 42 человека (28%) – студенты очных отделений ВУЗов. В течение дня все респонденты обучаются в учебных заведениях, а во второй половине дня выполняют домашнее задание.
Все наши респонденты были разделены на 2 группы, 1 группу (58 человек) составили респонденты, предъявляющие жалобы на головную боль, 2-ую группу – 92 человек – не предъявляющие жалобы на головную боль. Обе группы соответствовали друг другу по полу и возрасту. Мы сравнивали частоту встречаемости головной боли в этих группах в зависимости от успеваемости, уровня тревожности, образа жизни и др.

По результатам нашего опроса самым частым провоцирующим фактором является именно умственная нагрузка (у 60 респондентов, 41%) и эмоциональный стресс (у 57 респондентов, 39%), а также не последнюю роль играет физическая нагрузка (у 25 респондентов, 18%). Среди лиц, жалующихся на головную боль, почти половина опрошенных имеет средний балл 4 - 4.5, (46%), троечники и отличники жалуются на головную боль приблизительно одинаково. Стоит отметить, что среди лиц, не жалующихся на головную боль процентное соотношение по успеваемости такое же (Рис.4). Поэтому можно сделать вывод об отсутствии чёткой взаимосвязи головной боли и успеваемости у данной категории больных.Обращает на себя внимание, что 43% опрошенных в группе жалующихся на головную боль имеют тревожное расстройство, причем 4% средне-тяжелой степени. Среди лиц, не жалующихся на головную боль, тревожное расстройство легкой степени наблюдается в два раза реже (17%), чем в 1 группе (Рис.5). Полученные данные могут свидетельствовать о наличие четкой взаимосвязи между явлением головной боли и тревожными особенностями личности.
Касаясь образа жизни опрашиваемых, был задан вопрос, как часто используется телефон/компьютер/планшет, телевизор в повседневной жизни. Среди группы опрошенных, которые жалуются на головную боль, 39 человек – 75% постоянно контактируют с электронными устройствами, во второй группе – не предъявляющих жалобы на головную боль, постоянно контактирует с электронными устройствами несколько меньшее число опрошенных – 60 человек, что составило 64% (Рис.6).
Те, кто практически никак не контактируют ни с какими устройствами, таких 3 человека (1%), жалоб на головную боль не предъявляют, и если все же она возникает, то ее интенсивность в среднем составляет 1 балл по ВАШ и максимально достигает 3,5 баллов, что ниже чем у всех остальных. (Рис.7)
В настоящее время более половины опрошенных (85 человек, 57%) не смотрят телевизор или смотрят его менее 1 часа в сутки. Однако, среди тех, кто постоянно контактирует с электронными устройствами и смотрит телевизор более 3 часов в день (22 человека, 14,6%) более половины (12 человек) жалуются на головную боль.
Таким образом, выраженной зависимости головной боли от контакта с гаджетами не выявлено, но нельзя полностью исключить их влияние на возникновение и интенсивность цефалгии. Несмотря на то, что в современном обществе молодым людям, получающим очное образование, полностью исключить контакт с гаджетами не представляется возможным, регулировать эти взаимоотношения, режим работы и активного отдыха не только можно, но и нужно. Что далеко не всегда соблюдается и осознается молодыми людьми.

Среди наших респондентов, укачивание в транспорте отмечают 72% (48 человек) из 1 группы (жалующихся на головную боль), также факт укачивания в машине отмечают 50% (45 человек) из 2 группы. Всех пациентов в каждой группе мы условно разделили еще на 2 в зависимости от наличия в анамнезе укачивания в транспорте. Получилось 4 группы:

  • жалобы на ГБ и укачивание в транспорте в анамнезе 1А 72%
  • жалобы на ГБ, нет укачивания в транспорте в анамнезе 1Б 28%
  • нет жалоб на ГБ, укачивание в транспорте в анамнезе 2А 48%
  • ет жалоб на головную боль, нет укачивания в транспорте 2Б 52% (рис. 8)

Опрошенные, предъявляющие жалобы на головную боль и отмечающие факт укачивания в транспорте, 1А подгруппа, значительно преобладают над подгруппой 1Б. Почти все указывают умственную или эмоциональную нагрузку в качестве причины головной боли в подгруппе 1А. Респонденты, которых не укачивало в транспорте, но которые предъявляют жалобы на головную боль (1Б подгруппа) указывают, что их недуг возникает в большинстве случаев самопроизвольно, не имея связи с чем-либо. Частота возникновения и интенсивность цефалгии примерно одинакова в обеих подгруппах 1А и 1Б. Рассмотрев тех, кто не предъявляет жалоб на головную боль, выяснено, что большинство все же отмечают цефалгию от нескольких раз в неделю до нескольких раз в месяц в обеих подгруппах, между 2А и 2Б нет существенной разницы по частоте возникновения головной боли, интенсивности, провоцирующим факторам. Таким образом, существует положительная зависимость между анамнестическим фактором укачивания в транспорте и частоте встречаемости жалоб на головную боль, (однако ее характер по данным нашего опроса установить было затруднительно). У лиц, которых головная боль не беспокоит, подобной зависимости не прослеживается.

Литература

3) Н.Н. Заваденко, Ю.Е. Нестеровский, Г.Ш. Хондкарян, Е.М. Шипилова, А.А. Холин. Первичные головные боли у детей и подростков. – М: Антидор, 2015 г. – 89 с

4) Лисицын Ю.П. Образ жизни как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости: проблемная статья. / Ю.П.Лисицын. – Медицинская газета, № 19 – С. 12. 2010 г.

5) Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации: под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. – М: Антидор, 2002 г. – 440 с.

6) В.В. Осипова, Г.Р. Табеева. Первичные головные боли (практическое руководство), – Медицинское информационное агентство, 2007 г. – 142 с.

7) А.П. Рачин, Т.Г. Авдеева, А.В. Сергеев. Головная боль у детей (лекция для неврологов и педиатров), – Медицинское информационное агентство, 2004 г. – 212.

8) Headache Classification Committee of the International Headache Society (IHS) The International Classification of Headache Disorders, 3rd edition 2013.–International Headache Society, С. 180, 2013

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.