Лечение по сунне пророка от головных болей

Лечитесь хной – она делает ваш разум светлым, а сердце чистым

В предыдущих материалах мы много говорили о фруктах и овощах, упомянутых в Коране и хадисах. Теперь пришло время поговорить о тех средствах для украшения своей внешности, о которых говорится в пророческих сообщениях. Самое известное вещество, о котором там сказано – это хна .

Мы знаем ее как краску черного или красного цвета для окрашивания волос или рук. Но мало кто знает, что это еще и прекрасное лечебное средство, о котором знали врачи еще с глубокой древности – сам Пророк (мир ему) рекомендовал верующим пользоваться ею от различных недугов.

Итак, что же такое вообще хна и из чего ее получают?

Хна – это красящее вещество природного происхождения, получаемое из растения лавсония. Лавсония представляет собой довольно высокий кустарник высотой порядка двух метров, который растёт в зонах жаркого и сухого климата. По ночам он выделяет специфический запах. Распространён он во многих странах Северной Африки и Среднего Востока. Выращивается в основном в Индии, Судане и Египте.

Его бело-розовые цветы используются для изготовления масла. Листья собирают во время цветения, их высушивают и растирают в порошок, из которого изготавливается краска. Листья, растущие на высоких ветках, используют для росписи по коже (мехенди), поскольку они обладают более сильной окрашивающей способностью. Нижние листья идут на изготовления краски для волос, так что их перемалывают более крупно.

Что говорится о применении порошка хны в медицине?

Как мы уже сказали, самое известное применение хны – в качестве природного красителя для окрашивания волос и бровей или для нанесения рисунка на кисти рук или ступни ног.

Однако, этим применение хны далеко не ограничивается. Медики Древнего мира уже знали о пользе хны и пользовались ею для лечения разных недугов. Первое документально подтвержденное упоминание хны в качестве медицинского средства относится к XVI веку до нашей эры и содержится в египетском папирусе Эберса.

Хна содержит органические кислоты, танины, полисахариды, смолистые и жировые вещества, витамины С и К, следы эфирного масла. Интересно, что обычные синтетические краски проникают внутрь волоса, а краситель хны не внедряется в структуру волоса, а покрывает его водопроницаемой пленкой и надолго окрашивает.

Хна обладает антисептическими, противовоспалительными, отхаркивающими, противоопухолевыми и другими полезными свойствами. По этой причине она с древности широко применялась для лечения ран, ожогов, против различных заболеваний кожи. Отвар хны использовался как полоскание при воспалениях и язвах полости рта.

При ангине и других простудных заболеваниях полезно полоскать горло раствором порошка хны. Даже при окрашивании волос хной, она не только придаст вашим волосам приятный цвет, но окажется весьма полезной для лечения перхоти, снятия воспалений кожи головы, профилактики и лечения выпадения волос.

Нанесение хны создает успокоительный эффект при острых воспаления и абсцессах. При боли в спине очень эффективно нанесение смеси, полученной из розового масла, натурального воска и экстракта хны в масле. Если пасту из листьев лавсонии нанести на язвы человека, болеющего ветрянкой или оспой, то они быстро высохнут.

Можно увеличить блеск ногтей, если нанести на них пасту хны – поэтому арабские или индийские женщины часто используют не лак для ногтей, а обычную хну для придания ногтям красивого цвета. После инфекции ногтей можно восстановить прежний вид повреждённого ногтя, если наносить хну с уксусом.

При болях в спине хорошо помогает нанесение на больной участок смеси из экстракта хны, розового масла и натурального воска.

В народной медицине хна применяется для профилактики и лечения болезней сердечно-сосудистой системы, артериальной гипертензии, эпилепсии, головных болей; для очищения крови, укрепления костей и суставов, лечения болезней печени и селезёнки.

Для мусульман очень важен тот факт, что наличие хны на коже не препятствует проникновению воды, поэтому ее применение не портит ни малого, ни большого омовения. Именно поэтому мусульманки отдают предпочтение украшению ногтей и кистей рук именно хной.

Что говорится об использовании хны в хадисах Пророка (мир ему)

Пророк (мир ему) часто использовал хну для окрашивания волос:

Вышеперечисленные свойства хны – как прекрасного ранозаживляющего и противовоспалительного средства были хорошо известны арабам во времена Пророка (мир ему).

Своим последователям Пророк (мир ему) давал общий совет о пользе хны:

Как мы видим, хна – это очень эффективное и полезное вещество, которое можно использовать как для украшения своей внешности, так и для лечения. Используя ее, мы не только, по милости Всевышнего, приобретаем красоту и здоровье, но и следуем Сунне Пророка (мир ему), так что следует пользоваться ею как можно чаще.

Также по этой теме читайте:


Все, что вы еще не знали о медицине Пророка Мухаммада (мир ему)


Обращаться к врачам или молиться?


Антидепрессант из Сунны, или пища пророков. Что это?

  1. Форум
  2. → ЛИЧНОСТЬ МУСУЛЬМАНКИ
  3. → Здоровье мусульманки и её семьи
  4. → Лечение по Корану и Сунне











  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • О наставлении при лечении головной боли

    В сборнике Ибн Маджа передается, что Пророк, когда у него болела голова, наносил на головуr хенну и говорил: 'Она, с дозволения Всевышнего, помогает от головной боли'.
    Также передается в хадисе от Ибн 'Аббаса, что они видели, как при головной боли rПосланник Аллаха обвязывал голову.

    Головная боль - характерное болевое ощущение при различных патологических состояниях организма, один из наиболее часто встречающихся симптомов заболеваний внутренних органов и нервной системы, некоторых отравлений и инфекций. В зависимости от локализации болевых рецепторов источником головной боли могут служить как вне-, так и внутричерепные образования. Головная боль наблюдается нередко при механических повреждениях и воспалительных поражениях мягких тканей головы и лица, органов чувств, желез, костных пазух. Чаще всего возникает при растяжении внутричерепных сосудов, при натяжении оболочечных артерий или крупных артериальных стволов основания мозга и вен, впадающих в венозные пазухи. Повышение внутричерепного давления, обусловленное застоем крови, избыточным образованием или замедленным оттоком спинномозговой жидкости, также может вызвать головную боль, связанную с натяжением мозговых оболочек с их нервами и сосудами или со сдавлением чувствительных нервных стволов. Одной из причин головной боли является также нарушение мозгового кровообращения, переполнение кровью и усиленная пульсация сосудов мозга. Существует предположение, что определенные виды головной боли могут возникать при избыточном накоплении гистамина в организме.
    Болевые ощущения при головной боли проецируются в разные части головы, чаще всего в область лба, темени и затылка. Лечение, как и разновидности головной боли, варьируется. Нередко головная боль при неврастении, переутомлении, вегетативном неврозе и т.п. благополучно проходит при отдыхе, упорядочении режима, сна и питания. В медицине существует большое количество средств, облегчающих или снижающих головную боль. К ним относятся различные местные воздействия (тепло, холод, пиявки, горчичники, повязки), различные процедуры (ванны, души, массажи), в современной медицине - всевозможные фармакологические средства.
    Лечение хенной - одно из средств. Если причина головной боли - воспаление, то тампон (повязка) - отличное для него средство, так как хенна обладает уникальным укрепляющим (вяжущим) свойством. Такое же воздействие она оказывает на нервы и на органы.
    В книге 'История' аль-Бухари, а также в сборнике Абу Дауда, на головную боль, он говорил:rговорится, что кто бы ни жаловался Пророку 'Примени хиджаму', и кто бы ни жаловался ему на боли в ногах, он советовал: '(Примени) нанеси хенну'.
    Передается также в сборнике Тирмизи, хадисе от rСалма умму Рафи', служанки Пророка: 'Какая бы (резаная или колотая) рана ни постигала бы Пророка, он обязательно наносил на нее хенну'.
    Хенна имеет холодно-сухое свойство. Помогает при ожогах; повязки (тампоны) из хенны благоприятно воздействуют на нервную систему; жвачка из хенны помогает от язв и нарывов в ротовой полости; вперемешку с очищенным воском и маслом шиповника (розы) благоприятно воздействует при плеврите. Также помогает при оспе.

    • Наверх


  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • О наставлении при лечении заболевания сердца

    В сборнике Абу Дауда, хадисе . 'Онrот Саада передается, что он как-то заболел, и его пришел навестить Пророк положил мне руку на грудь так, что я даже почувствовал ее холод'. 'У тебя повышенное сердцебиение. Позови Хариса бин Каляда из Сакифа, он лечит. Пусть возьмет фиников (семь штук) (Гаджва Медины), сделает из них настой и поит тебя им'.
    В сборниках Бухари и Муслима от Саада бин Аби Ваккаса передается, что Посланник Аллаха сказал: 'Кто начинает утро семью финиками аль-Галия (высшегоr качества), в этот день тому не навредит ни отрава, ни колдовство'.

    Сердцебиение - неприятное ощущение сокращений сердца, наблюдающееся при различных заболеваниях как самого сердца, так и других органов (нервной системы, желез внутренней секреции, при туберкулезе легких и пр.). У здоровых людей сокращения сердца не вызывают никаких субъективных ощущений, и сердцебиение может появиться лишь при значительном физическом напряжении (что чаще бывает у нетренированных лиц) или при сильных эмоциональных переживаниях (страх, испуг, гнев). В патологических условиях (нарушение кровообращения, неврозы сердца и пр.) ощущение сердцебиения может появиться уже при незначительном физическом напряжении или даже в покое. Помимо учащения сердечных сокращений, ощущение сердцебиения может быть вызвано также наличием некоторых нарушений сердечного ритма.
    Настой из свежих фиников (не обязательно Мединских или разновидности Гаджва) можно применять при функциональных расстройствах сердечной деятельности и кровообращения - при учащенном сердцебиении, как средство, слегка понижающее кровяное давление, снимающее аритмию, при атеросклерозе. Также успокаивающе действует на центральную нервную систему, при повышенной возбудимости и бессоннице.
    Количество числом семь, названное в хадисе, упоминается и во многих других случаях и предначертано как предопределением, так и Шариатом. Так Аллах создал семь небес и семь земель:

    'Аллах есть Тот, Кто создал семь небес и столько же земель. Меж ними повеления Его нисходят, чтоб знали вы всю силу Его мощи и всеобъемлющий охват Его познанья!' Ат-Талак, 12

    'И те, кто на пути Господнем расходует из своего добра, тому единому зерну подобны, что породило семь колосьев, хранящих сто таких же зерен в каждом:' Аль-Бакара, 261

    'И царь сказал: поистине, (во сне) я видел семь упитанных коров, которых семь худых коров съедают, а также семь зеленых колосков и семь других - пожатых'. 'Юсуф сказал: 'Вы сеять будете семь лет обычным образом для вас. И то, что будете сжинать - в колосьях оставляйте, помимо лишь немногого в еду. А после этого семь тяжких лет наступят, которые поглотят все, что про запас вы отложили, кроме немногого того, что сбережете вы (для будущего сева)' Йусуф, 43, 47

    'Погублены за это были и адиты, стремительным, ревущим ураганом. Аллах заставил бушевать его над ними семь дней и восемь ночей подряд' Аль-Хакка, 6-7

    rВ сунне же Пророка числом семь определены круги обхода вокруг Каабы, ас-Са'и между Сафа и Марва, количество камней при кидании и Такбиры на праздничной молитве - Аллах предписал их семью разами. Говорится также в хадисе, где о детях сказано: 'Приказывайте им выстаивать молитву после семи (лет)'. И также при разводе родителей: 'И когда мальчик достигает семи лет, может выбрать между отцом и матерью'. Также сказано в хадисе, где говорится, что из этой уммы (общины мусульман), семьдесят тысяч в Рай войдут безо всякого расчета.

    • Наверх


  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
    • Наверх


  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • О наставлении при воспалении миндалин

    В сборнике Бухари сказал: 'Не мучайте своих детей, у которыхrговорится, что Посланник Аллаха воспаляются миндалины (пытаясь всячески отвратить процесс), а используйте курения ладана'.
    Также в сборнике Ахмада, хадисе Джабира бин 'Абдаллы пришел навестить 'Аишу, рядом с ней находилсяrговорится, что однажды Пророк ребенок, у которого кровоточил нос. На вопрос: 'Что с ним?' - ему ответили, что сказал:rу него либо воспаление миндалин, либо недуг в голове. На что Пророк 'Не следует (всячески) мучить ребенка, если у него воспалились миндалины или недуг в голове. Пусть возьмут индийский ладан, натрут его и накуривают этим ребенка'. 'Аиша передала эти слова матери ребенка. После выполнения этих у ребенка наступило выздоровление.rнаставлений Пророка

    Миндалины - миндалевидные образования аденоидной (лимфоидной) ткани, расположенные в стенках глотки. Носоглоточная, небные и язычная миндалины окружают зев, образуя так называемое глоточное лимфоидное кольцо. В глубоких карманах и щелях миндалин обычно находится значительное количество патогенных микробов, не вызывающих, однако, каких-либо патологических явлений.
    Под влиянием внешних факторов при неблагоприятных для организма условиях (простуда, ослабление его сопротивляемости) микробы могут стать вирулентными и вызвать острое или хроническое воспаление миндалин.

    В сборнике Бухари передается, что Посланник Аллаха сказал: 'Вам следует пользоваться (этим) индийским ладаном,r ибо он исцеляет от семи недугов, и его курения можно вдыхать тем, у кого болит горло, и пить микстурой тем, кто страдает плевритом'.

    О лечении ишиаса

    В сборнике Ибн Маджи, хадисе Анаса бин Малика передается, что rПосланник Аллаха сказал: 'Лекарство от ишиаса - растопленный курдюк дикой овцы, который делится на три части и в горячем виде намазывается на больные места три (раза) дня подряд'.

    Ишиас - заболевание седалищного нерва, характеризующееся сильными болями в области поясницы, в задней поверхности бедра, наружной стороне голени и стопы. Обычно болезнь развивается постепенно, реже - внезапно. Для ишиаса показательны резкие боли, возникающие при надавливании в местах, где нерв легче всего прижать к кости (посередине ягодицы, задней поверхности бедра, в подколенной ямке, позади наружного мыщелка голени), и боль, сопутствующая растяжению нерва при поднимании выпрямленной ноги или разгибании голени при согнутом в тазобедренном суставе бедре. Боли усиливаются при длительном стоянии, ходьбе, пребывании в холодном сыром помещении. В затянувшихся случаях наблюдается похудание мышц ноги и искривление поясничного отдела позвоночника. Болезнь длится несколько дней или месяцев. Часто после более или менее длительного периода наступает рецидив. Ишиас - одно из наиболее частых заболеваний нервной системы. Встречается обычно в возрасте 30-50 лет; дети болеют крайне редко. Причины болезни разнообразны: инфекции, расстройства обмена веществ (подагра, диабет), охлаждение, чрезмерное физическое напряжение, ушибы.
    Средство (мазь), упомянутое в хадисе, имеет смягчающее свойство, а также свойство 'доведения' до кондиции и свойство 'разрешения'. Поэтому при ишиасе является уникальным средством.
    При лечении ишиаса в остром его периоде рекомендованы также постельный режим, потогонные процедуры, а также тепло, массажи и грязелечение.


    Книги ученых по пророческой медицине

    Авторами книг об исламской медицине и лечении болезней стали такие ученые, как Абу Нуайм аль-Асбахани и ибн Сина, аль-Камил ибн Тархан и ат-Тайфаши, а также многие другие.

    Основы исламской медицины

    В достоверном хадисе сказано, что Пророк Мухаммед ﷺ говорил, обращаясь к рабам Аллаха, что они должны лечиться, поскольку, посылая болезнь, Всевышний посылал своим рабам к этой болезни и лечение. Этот хадис упоминается в сборниках хадисов имама Бухари, имама Муслима, имама ибн Маджа. В нем не только содержится очевидный призыв к тому, что мусульмане должны лечиться и не обращаться за исцелением к колдовству и шарлатанам, а также и призыв к тому, чтобы исламские ученые врачи проводили больше исследований в области медицины в поисках новых путей лечения болезней, в поисках новых лекарств для лечения таких болезней, какие ранее известны не были.

    Ислам ставит своей целью сохранить жизнь и здоровье человека полностью, чтобы он мог обрести счастливую жизнь не только в земном мире, но и в мире небесном. По Исламу, для человека гарантируется сохранение религии, души и тела, чести, а также его имущества и его разума, и три пункта из перечисленных имеют непосредственное отношение к здоровью.

    Цель исламской медицины – сохранить здоровье человека и защитить его от болезней.

    По словам имама аш-Шафии, в людском обществе есть необходимость в ученых, потому что они сохраняют религию, и во врачах, потому что они сохраняют здоровье. Он не признавал другой науки кроме медицины и знаний о хараме и халяле, то есть о запретном и дозволенном.

    Средства медицины Пророка

    Сам Пророк Мухаммед ﷺ лечил себя, а также своих жен, представителей своего семейства и сподвижников, используя те полезные методы и свойства, которые были известны в то время, когда жил Пророк Мухаммед ﷺ. Все эти методы и полезные свойства были позже подтверждены врачами, медицинской наукой.

    Мед – одно из древнейших средств лечения, которое, являясь натуральным, позволяет здоровому человеку при условии регулярного его приема сохранять свое здоровье и вообще в течение жизни обходиться без лекарств. В меде содержится фруктоза и глюкоза, полезные минералы и витамины. Как и в древние времена, современные люди используют мед не только в лечении, но в косметологии, и в кулинарии.

    Также в доказательство того, что мед является важнейшим средством исламской медицины, приводят хадис, который передал в своем сборнике ибн Маджа, в нем сообщается о словах Пророка Мухаммеда ﷺ о том, что человеку Всевышним Аллахом даровано два исцеляющих средства, и одно из этих средств – Священна Книга Коран, а второе – мед.

    Еще одним средством для лечения Посланник Аллаха ﷺ рекомендовал черный тмин, то есть семена этого растения. Начиная со второй половины двадцатого века было проведено две сотни исследований в различных международных университетах, в которых были опубликованы результаты в виде докладов и статей в СМИ, где наукой была подтверждена польза черного тмина и его важное значение для человеческого здоровья. Об этой пользе еще четырнадцать веков назад говорил Пророк Всевышнего ﷺ, утверждая, что в черном тмине содержится лекарство от всех болезней, кроме смерти.

    Еще одним важным средством для лечения разных заболеваний Посланник Аллаха ﷺ называл оливковое масло. По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, которые приводит Абу Сайид аль-Ансари, оливковое масло следует вкушать и втирать в тело, поскольку оливковое дерево является деревом священным. С помощью оливкового масла можно излечить ожирение, провести профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, оно исправляет загустение крови и стимулирует движение крови по сосудам. Оливковое масло помогает снизить высокое давление. Процент людей, которые страдают ожирением, существенно ниже в тех странах мира, где использование оливкового масла является традиционным. По мнению современных врачей, оно играет важную роль в профилактике раковых заболеваний: с его помощью можно снизить воздействие на человеческий организм свободных радикалов.

    Чеснок также является тем средством, которое рекомендовал Пророк Мухаммад ﷺ как причина для лечения. Однажды Пророк Мухаммед ﷺ посоветовал Али ибн Абу Талибу есть чеснок и сказал, что и сам бы его ел, если бы не общался с ангелами. Целебные свойства чеснока сомнению не подлежат и подтверждены врачами: запах у него не очень приятный, но он обладает сильными антибактериальными свойствами, хорошо помогает для лечения цинги. С помощью чеснока укрепляют капилляры сосудов, он является хорошим адаптогеном.

    Пророк Мухаммед ﷺ также однажды указал на то, что является для человека лучшей пищей. Он сказал, что для жителей Рая первой пищей станет лучшая часть от печени кита, и это следует рассматривать как прямое указание на пользу для человеческого здоровья рыбьего жира. И европейские, и американские ученые давно подтвердили, что в рыбьем жире заключена огромная польза, поскольку в нем содержатся полиненасыщенные кислоты Омега-3, которые являются чрезвычайно эффективным средством для профилактики избыточного веса и сердечно-сосудистых заболеваний.


    Таким же продуктом, который обладает лечебными свойствами и был рекомендован Пророком Мухаммедом ﷺ в качестве лекарства, можно назвать финик. По поводу финика Пророк Мухаммед ﷺ говорил, что человек, которые съедает с утра семь фиников, защищает себя от яда и колдовства в течение дня.

    Пророк Мухаммад ﷺ упоминал в качестве одного из замечательных исцеляющих лекарств алоэ, который он рекомендовал применять для лечения заболеваний глаз. С его помощью излечивают язву желудка и гастрит, запоры, а также используют для исцеления заболеваний на коже – язв, незаживающих ран, лучевого поражения кожи и различных ожогов.

    Медицина Пророка Мухаммеда ﷺ также рекомендует для лечения обратиться к имбирю, который как лекарство обладает массой полезных свойств и состоит из таких компонентов, как цинеол и феландрин, камфин и гингерол, борнеол и цитрал, эфирные масла и аминокислоты – фениланин, лейзин и метионин.

    Медицина Пророка Мухаммеда ﷺ указывает на использование сивака, и это средство могло бы быть фарзом (обязательным), настолько часто упоминается он подобным же образом в качестве лекарства в хадисах Пророка Мухаммеда ﷺ.

    Исламская медицина Пророка ﷺ дает ответы на многие вопросы, на самые востребованные и часто встречающиеся симптомы у медицины Пророка Мухаммада ﷺ есть свои ответы и рекомендации. Много сказано и о лечении головной боли, поскольку такой симптом встречается наиболее часто и может указывать как на определенные заболевания, так и являться последствием отравлений, расстройств нервной системы или инфекций.


    В одном из хадисов приводится пример, когда Пророк Мухаммад ﷺ избавлял от головной боли себя, нанеся на голову хну, и пояснял, что хна помогает от головной боли. Такая повязка помогает в тех случаях, когда головная боль появляется по причине воспаления.В хадисе аль-Бухари приводится случай, когда Пророк Мухаммед ﷺ советовал тем, кто жалуется на головную боль, применять хиджаму. А вот повязку с хной медицина Пророка ﷺ рекомендует для снятия воспаления прикладывать даже к ранам.

    Еще один способ лечения головной боли, который советовала медицина Пророка Мухаммада ﷺ, - это массаж. Чтобы ослабить головную боль, следует массировать ту зону активным образом в том месте, где большой палец и указательный сходятся. Если массировать точки на линии роста бровей или на переносице, то это также поможет ослабить головную боль.

    Пожалуй одним из самых важных средств для профилактики и лечения многих заболеваний является хиджама (кровопускание) о которой сообщено во многих хадисах. Сами ангелы рекомендовали данное средство Пророку Мухаммаду ﷺ и в его медицине - хиджама является одним из частых использованных методов.

    Даем возможность каждому жертвовать на образование! Пожертвовать Закят


    От Аиши (да будет доволен ей Аллах) передается, что она сказала:

    Ибн ас-Сунни передал от одной из жен пророка ﷺ, что она сказала: «Ко мне вошел посланник Аллаха ﷺ, и у меня на пальце вышел нарыв. Он спросил:

    Он сказал:

    ضعيها عليها وقولي: اللهم مصغر الكبير ومكبر الصغير صغر ما بي

    «Положи её на него (нарыв) и скажи:

    Аллахумма, мусаггыра-ль-кабири ва мукаббира-с-сагыри, саггыр ма би

    От одной из жен пророка ﷺ приводится, что к ней зашел посланник Аллаха ﷺ и спросил:

    اللهم مصغر الكبير ومكبر الصغير أطفئها عني

    Аллахумма мусаггир ль-кабир уа мукаббер сагир атфи’ха анни, и он прошел (хадис привел имам Ахмад).

    Латинское название зариры (аир): Acorus calamus, Calamus odaratus.
    На западе используют названия: Seet Flag, Seet Sedge, Grass Myirtle. Myrtle Flag, Sweet Grass, Sweet Myrtle, Sweet Rush, Sweet Root, Sweet cane, Gladdon, Myrtle Sedge, Cinnamon Sedge.

    Описание растения: оно похоже на обычную осоку, но если присмотреться то можно увидеть что та часть растения которая выступит из воды окрашена розовым цветом. Если отломить листья от корня на месте их соединения то можно ощутить чудесный аромат.

    Распространение: Это многолетнее травянистое растение из семейства аридных, достигающее высоты 100-120 см, произрастает по берегам озер, рек, прудов, на болотистых лугах и в стоячих водах в СНГ, в Средней Азии, Индии, Китае. Считается, что вода, где растет аир, обычно чиста и пригодна для питья.

    Применяемая часть: Корень с приятным терпким запахом. В медицинской практике употребляют корневища аира тростникового — Rhizoma Calami, которые заготовляют осенью и быстро сушат.

    Препараты из корневищ аира используют в качестве горько-пряного средства, повышающего аппетит и улучшающего деятельность желудочно-кишечного тракта. Они полезны больным с пониженной кислотностью, снижают артериальное давление, обладают анальгитическим и седативным действием, фунгистатической и антибактериальной активностью.

    Экспериментально установлено, что содержащийся в корневищах аира горький гликозид акорин повышает возбудимость окончаний вкусовых нервов, усиливает рефлекторное отделение желудочного сока, особенно соляной кислоты, повышает желчевыделительную функцию печени, тонус желчного пузыря и диурез. Помимо этого, корневище аира оказывает противовоспалительное действие.

    Заготовка корневищ аира ведется в конце лета — начале осени, а кое-где и ранней весной. Выкопанные корни отмывают в холодной воде, режут на куски длиною до 20 см, но не очищают от пробкового слоя. Сначала корни подвяливают в тени, затем ножом счищают кожу и досушивают под навесом или на чердаке. Можно сушить и в сушилках, но при температуре не выше 30-35°С.

    Корневища аира содержат до 5% эфирного масла, в состав которого входят азарон (73%), сесквитерпеновые кетоны — акорон, калакен, камфора, элемен, камфен, проазулен, а также борнеол. Кроме эфирного масла в корневищах находится горький гликозид акорин, дубильные вещества, аскорбиновая кислота.

    В народной медицине порошок из корневищ используют при изжоге, цинге, для заживления гноящихся ран, язв, при болях в суставах, водянке, простудных заболеваниях (мокротном удушье), воспалении почечных лоханок, во время эпидемий как профилактическое средство от холеры и тифа. Жуют корневище при изжоге, зубной боли, для профилактики гриппа, укрепления десен, предохранения зубов от разрушения. При жевании корневищ усиливается рвотный рефлекс, что раньше использовали желающие избавиться от привычки курения. Отвар, настойка — при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, почек, мочевого пузыря, нервной системы, сопровождающихся судорогами; как антисептическое и отхаркивающее средство при абсцессах и воспалении легких; при ревматизме натирают больные суставы; при женских заболеваниях делают спринцевания отваром или сидячие ванны. Отваром корневищ моют голову для укрепления волос или же в смеси с корневищем репейничка и “шишками” хмеля используют при выпадении волос, а также пьют при лишаях и промывают пораженные ими участки. Настой, отвар — при лихорадке (вместо коры хинного дерева), гриппе. Отвар с молоком дают детям при эпилепсии. Сок — как средство, улучшающее зрение и память.

    В корейской медицине — как тонизирующее и ароматическое желудочное средство, а также при дистонии, потере памяти, ослаблении зрения, хроническом гастрите, болях в животе, вспученности живота, снижении аппетита, несварении желудка, кардионеврозе, ревматическом артрите, а в виде порошка — при фурункулезе и ссадинах.

    В китайской медицине — при эпилепсии, ревматизме, как жаропонижающее и бактерицидное при холере; для улучшения и обострения слуха.

    В индийской — как бактерицидное средство, убивающее туберкулезные палочки.

    В тибетской — как эффективное средство при язвах в горле и гастроэнтеритах.

    В болгарской народной медицине — при малокровии, как средство, регулирующее менструации, при заболевании почек, печени и желчного пузыря; аирное масло — при истерии и желудочных коликах.

    Применение в медицине:

    В настоящее время корневища аира применяют внутрь как горечь для возбуждения аппетита при желудочно-кишечных заболеваниях, особенно гастритах, протекающих с пониженной кислотностью, коликах, гепатитах и холециститах.

    Раньше это растение считалось сильным желудочным средством, особенно на Востоке; оно служило для приготовления конфет, употреблявшихся при эпидемиях. Использовали его и для воскурения, добавления в пудру, в зубные порошки. У персов и арабов аир считался сильным афродизическим средством.

    С глубокой древности и до сих пор во многих местах аир считается универсальным домашним средством. Вот что о свойствах корня аира также писал Ибн Сина:

    Авиценна также подчеркивал афродизические свойства аира. Он писал:

    Содержащиеся в корнях аира эфирное масло и гликозид акорин, воздействуя на окончания вкусовых нервов, повышают аппетит, улучшают пищеварение и усиливают выделение соляной кислоты в желудке, что особенно полезно для больных с пониженной секрецией желудочного сока. В настоящее время препараты ирного корня применяют при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Горький гликозид корневища аира акорин повышает желчевыделительную функцию печени и тонуса желчного пузыря. Препараты аира назначают при болезни почек и желтухе, малярии и рахите, при болезнях мочевого пузыря и эксудативном диатезе, как мочегонное средство. Отвар корневища обладает болеутоляющим, отхаркивающим и дезинфицирующим действием. Препараты корневища аира болотного применяются для лечения хронических гастритов, при ахилии, поносах различного происхождения, при других нарушениях пищеварения.

    Препараты аира входят в состав желудочных, слабительных, отхаркивающих и дезинфицирующих средств. Аирное масло входит в состав препарата олиметин, применяемого для лечения желчно- и почечнокаменной болезни. Раньше ирный корень применяли при нервных заболеваниях, сопровождающихся судорогами, при хронических заболеваниях спинного мозга с потерей чувствительности, для снижения артериального давления, при сердцебиениях. А.Д.Турова отмечает, что раньше сок корня применяли как средство, улучшающее зрение и память. Препараты корня иногда применяются при коликах, гепатитах и холециститах. В народной медицине сваренный в сахаре корень используется как желудочное средство.

    Довольно широкое применение ирный корень имеет и для приготовления в наружных средствах. Отвар из сухих измельченных корней используется для мытья головы при выпадении волос, а также в виде обмываний и примочек при лечении гнойных ран и язв. Застаревшие раны и язвы присыпают также толченым корнем. Для сохранения в отваре действующих веществ, его надо готовить следующим образом: ирный корень измельчают, заливают кипятком и кипятят 10-15 минут. Затем добавляют цветы и листья аира и кипятят еще 5 минут. Микстуру эту лучше применять в свежем виде (А.Д.Турова).

    Отвар ирного корня пьют при зубной боли или полощут им рот. Отвар хорош также для приготовления ароматических ванн.

    При заболеваниях спинного мозга с потерей чувствительности рекомендуется пить настой растения, делать примочки и жевать корни. Пьют отвар корня при гриппе, холере, тифе как дезинфицирующее средство, а также жуют его для профилактики этих заболеваний.

    При грибковых поражениях кожи принимают внутрь настой и делают примочки из отвара растения. Настой употребляют при нерегулярных менструациях.

    Ванны с отваром корня и листьев аира, рекомендуют и при хронических артритах, полиартритах. Они обладает противоартритным и жаропонижающим действием, помогают также при лечении рахита и поражений костной ткани.

    При укусе змеи пьют отвар и делают примочки из сока или отвара растения.

    Ирный корень входит также в состав некоторых сборных чаев, отваров, настоек, а также других препаратов (мазей, пластырей).

    Корневища аира с древних времен причисляли и к пряностям, соперничающим, например, с лавровым лактом, имбирем, корицей, мускатным орехом. Он придает блюдам приятный вкус и запах. В Индии он добавляется к мясным и рыбным блюдам. В некоторых странах Европы ирный корень используется при приготовлении пудингов и печенья, его добавляют в пищевой крахмал.

    Парфюмеры используют ирный корень при изготовлении зубных порошков и паст, настоек для полоскания рта при плохом запахе из него, а эфирное масло — для выделки помад и мыла. Толченый корень аира добавляют в пудру.

    Ирный корень предохраняет человека от заболевания при эпидемиях тифа, гриппа, холеры. Для этого корни аира нужно жевать.

    Довольно широко использовались в прошлом корни и другие части аира в ветеринарии: его давали животным для возбуждения аппетита, при глистах, ревматизме, воспалении легких, при сапе. Наружно в ветеринарии аир применяют при ушибах, накладывают на раны и язвы, на опухоли. Аир охотно поедается многими дикими животными.

    Как отмечено выше, в некоторых местах (Китай) душистые листья аира помещаются в жилых помещениях (в спальнях) для аромата, а также для борьбы с различными домашними паразитами.

    В сельской местности листья аира используются для конопачения кадок, ушатов, чанов.

    Аира масло (Acorus Calamus Oil) — эфирное масло из сухих кор­ней аира болотного (Acorus calamus), растения семейства аронниковых. Вязкая жидкость желто-коричневого цвета со своеобразным пря­ным запахом.

    Масло содержит b-азарон в качестве основного компо­нента, а также декадиеналь, ряд сесквитерпеноидов, которые и определяют запах аирного масла.

    Используется в парфюмерных ком­позициях, отдушках для туалетного мыла, в косметике — в незначи­тельных количествах в средствах по уходу за жирной кожей. Уста­новленная канцерогенность ß-азарона вызвала жесткое ограничение на применение масла в ароматерапии и в пищевых продуктов.

    Целители рекомендуют настои, отвары и настойки из Аира Болотного (Calamus) для лечения истерии, неврастении, водянки, бронхопневмонии, плеврита, язвы желудка, поносов.

    Родина аира обыкновенного — Китай и Индия. С Востока он попал в высушенном виде в Древнюю Грецию и Рим. Еще Гиппократ писал о прекрасных лекарствах из ирного корня (аира). В средние века ароматный корень привозили через Турцию в Европу только в засахаренном виде как восточную сладость, и тайну этой “трости благовония” турки тщательно хранили. Все же в 1574 году австрийскому послу в Турции удалось прислать ботанику Клаузиусу, директору Венского ботанического сада, посылку с душистыми корневищами аира, годными для посадки. Оказалось, что для Восточной Европы это вовсе не экзотическое растение, а обычное, известное под названием “татарская трава” или татарское зелье. Считается, что аир обыкновенный был завезен в Европу в XIII веке, во времена татаро-монгольского нашествия. Татары считали аир растением, очищающим воду, и были убеждены, что там, где он растет, можно пить ее без всякого риска для здоровья. Для этого татарские конники возили с собой кусочки живых корневищ и бросали их во все водоемы, встречавшиеся на пути. Корневища быстро укоренялись, и вскоре берега водоемов зарастали сплошным поясом ароматного растения. Поэтому уже в XIII веке аир хорошо знали на территории Украины, в Литве и Польше.

    Целебные свойства: были известны еще древнеиндийским лекарям задолго до нашей эры. Растение описал в своих трудах ученый и врач Древнего Рима Плиний Старший. Использовал это растение и Диоскорид из Древней Греции, который рекомендовал применять его при заболеваниях печени, селезенки, дыхательных путей, а также как мочегонное и тонизирующее средство.

    Аир и гнойные раны — возьмите столовую ложку измельченных корневищ аира и залейте их стаканом кипятка. Затем выдержите эту смесь на водяной бане в течение десяти минут и настаивайте в течение часа. Полученный настой необходимо процедить. Применяют его при обмывании язв, фурункулов и ран. Порошком из корневищ присыпают гноящиеся раны и язвы.

    При часто повторяющихся, хронических ангинах ежедневно жевать корень аира 5-6 раз в день по маленькому кусочку. При этом держать корень во рту 10 — 15 минут.

    При хроническом тонзиллите 2 столовые ложки корней аира болотного залить 1 стаканом кипятка, закрыть крышкой и поставить в кипящую водяную баню. Парить 20-30 минут, процедить. Полоскать горло как можно чаще.

    Против коклюша. Немного порошка из жженого аира принимать с одной чайной ложкой меда. Средство, обладая антиспазматическим и успокаивающим действием, поможет избежать больному мучительных приступов кашля. При приготовлении для детей дозу нужно уменьшать пропорционально.

    Для лечения импотенции, половой слабости залить 1 литром масла 100 гр. корня аира болотного и настоять 2 недели в темном месте при комнатной температуре. Пить по чайной ложке 3 раза в день.

    Лечение стоматита: Чайную ложку корня аира залить стаканом кипятка, настоять. Полоскать ещё тёплым настоем при воспалении слизистой оболочки рта и дёсен.

    При нарушении пищеварения, нерегулярных менструациях, желтухе, малярии, экссудативном диатезе, рахите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, поносе, метеоризме, анемии, кровотечении, а также для улучшении слуха, зрения, памяти. Настой: 2 ч.л. измельченного корневища аира на 250 мл кипятка, настаивают на водяной бане 40 минут, процеживают. Принимают в теплом виде по 50 мл 4 раза в день.

    Настой ирного корня готовят и иным способом: берут 2 ст. ложки сырья, заливают 1 стаканом крутого кипятка, посуду закрывают крышкой и ставят ее в водяную баню на 15 минут, затем охлаждают при комнатной температуре в течение 45 минут, процеживают, отжимая при этом сырье. Употреблять такой настой лучше сразу; хранить не более 1,5-2 суток. Принимать этот настой рекомендуется в теплом виде по 1/4 стакана 3-4 раза в день за 20-30 минут до еды.

    Порошок из корневища аира принимают внутрь на кончике чайной ложки при повышенной кислотности желудочного сока и изжоге. Порошком натирают десны при их кровоточивости, рыхлости и зубной боли.

    Добавка для ванн: Кипятят примерно 100 г корневища в 1 л воды и добавляют в ванну. Как добавка для ванн корень аира используется при обморожениях, ревматизме, сахарной болезни, опоясывающем лишае, перхоти головы, кожных лишаях.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.