От проектора болит голова

Читая материалы о проекторах и технологиях в журналах и Интернете, вы найдете очень много хвалебных статей о DLP-проекторах: мол, они и самые современные, и самые лучшие. Но это просто красивый миф. И возник он прежде всего благодаря очень грамотной и агрессивной политике американских фирм Texas Instruments, монопольного производителя специальных зеркальных микросхем для таких проекторов, и InFocus - крупнейшего производителя DLP-проекторов для массового спроса. В реальности любая технология имеет свои достоинства и недостатки. Так как о достоинствах написано уже огромное количество статей, основное внимание я уделю недостаткам.

Эту статью я решил написать примерно год назад, после участия в массовых тестированиях проекторов для журналов "Техника кино и телевидение", "Потребитель "Video & Audio", "PC Magazine/RE". Обращаю внимание читателей на то, что, хотя некоторые результаты тестирований могут показаться невероятными, все приводимые характеристики достоверны: они измерены инструментально и не были опротестованы фирмами - поставщиками оборудования.

Принцип DLP-технологии

В основе DLP-технологии лежит специальная микросхема, или цифровой микрозеркальный прибор - DMD (Digital Micromirror Device). Верхняя поверхность микросхемы - прозрачное стекло, под которым расположен зеркальный рабочий слой (рис. 1). Современный чип состоит примерно из миллиона микрозеркал размером 14x14 мкм каждое, зазор между зеркалами - 1 мкм (рис. 2). Каждое зеркало может находиться только в двух положениях: включено и выключено (соответственно +120 и -120 к вертикали).

Принцип работы простой: один пиксел изображения соответствует одному микрозеркалу. Чем больше разрешение изображения, тем больше необходимо микрозеркал и тем больше размер микросхемы. В положении "включено" отраженный от микрозеркала свет попадает в объектив, в положении "выключено" - в ловушку (рис. 3). Такая технология называется Digital Light Processing (DLP) - цифровая обработка света, потому что зеркало, как и любой цифровой сигнал, имеет только два состояния: "0" и "1".



Прежде чем перейти к устройству проекторов, вспомним основы физиологии зрения. Известно, что за зрение отвечают не только глаза - это совместная работа глаз и головного мозга. Зрение человека инерционно, время инерции примерно 1/25 с, на этом явлении построен современный кинематограф. Кроме инерционности, человеческое зрение обладает способностью суммирования по цветам и по времени, или интегральными свойствами. Интегрирование по цвету заключается в том, что три разных цвета (Red (красный), Green (зеленый) и Blue (синий) - RGB), показанных одновременно, человек воспринимает как один смешанный. Любой оттенок можно воспроизвести, комбинируя эти три основных цвета. Интегрирование по времени заключается в том, что одна и та же точка на экране, светящаяся в течение 1 мс, будет казаться ярче в 10 раз, чем точка, светящаяся в течение 0,1 мс. В DLP-проекторах используются обе интегральные способности зрения человека: на экран последовательно выводят основные цвета (RGB) в течение разного времени, передавая изображение желаемого цвета и яркости.


Чем дольше микрозеркало находится в положении "включено", тем ярче человеку кажется этот пиксел. При этом понятно, что реальная яркость точки на экране неизменна, меняется только продолжительность ее свечения. Живое существо, с другой физиологией зрения, увидит просто набор коротких вспышек чистых цветов (красный, зеленый, синий), причем все вспышки одного цвета будут иметь одинаковую яркость.
Принцип работы трехчиповых DLP-проекторов достаточно физиологичен и похож на принцип работы трехпанельных LCD-проекторов (рис. 4), поэтому мы его рассматривать не будем.
Остановимся подробнее на принципе работы одночиповых DLP-проекторов (рис. 5). С целью воспроизведения цветной картинки такие проекторы передают на экран в течение очень короткого времени последовательно красное (R), зеленое (G) и синее (B) изображения. Интегрированное цветное изображение, еще раз подчеркиваю, воссоздается только в голове человека, но не на экране. Если у вас есть DLP-проектор и современная цифровая камера с маленькой выдержкой, то вы это можете сами проверить. Выведите белый фон на экран и сделайте несколько снимков подряд с минимальной выдержкой, практически все ваши кадры будут окрашены в основные цвета.
Последовательная передача цветов происходит с помощью цветного колеса, состоящего из трех цветных секторов-фильтров (рис. 6). Колесо первых проекторов вращалось с частотой 60 оборотов в секунду, или 3600 оборотов в минуту. Выбор такой частоты вращения очевиден для США, страны, в которой частота переменного тока 60 Гц и стандарт видео/телевидения NTSC подразумевает 30 кадров в секунду или 60 полукадров. Проекторы с такими колесами в специальной литературе обозначаются как проекторы с однократной скоростью (1х).

Практически все современные проекторы имеют колесо с удвоенной частотой вращения (2х), т. е. 7200 оборотов в минуту. Появление проекторов с реальной тройной частотой вращения - 10800 оборотов в минуту - маловероятно из-за того, что технически сложно изготовить цветное колесо требуемой прочности и малошумные подшипники, работающие длительное время на таких частотах. Однако выпускаются проекторы со скоростью 4х. Реально эти проекторы имеют колесо с удвоенной частотой вращения, но не с тремя цветными секторами, а с шестью. Для чего все это делается? Для уменьшения времени формирования цветной точки, которое на проекторах 1х и 2х происходит за один оборот колеса - соответственно за 17 и 8 мс, а для проекторов 4х - за пол - оборота, т. е. за 4 мс (рис. 7).

С какой целью создатели стремятся сократить время формирования цветной точки? Для уменьшения эффекта "радуги", который заключается в том, что человек видит вместо однотонного цвета различные цветные вспышки. В первую очередь это относится к людям молодым, у которых хорошее быстродействие зрения. Часто такие вспышки можно заметить, если быстро переводить взгляд с одного участка изображения на другое, например по диагонали, или просто быстро махать перед глазами ладонью с раздвинутыми пальцами. Причина эффекта - в последовательном формировании цвета. Предположим, у нас есть изображение с белым фоном, например электронная таблица или текстовый файл, а на колесе секторы находятся в таком порядке: красный - зеленый - синий. Если мы посмотрим на левый нижний угол и в момент прохождения зеленого сегмента переведем взгляд на правый верхний угол и обратно, то нам может показаться, что первый угол не белый, а цветной с нехваткой синего, и второй угол тоже цветной с нехваткой зеленого. Когда мы машем ладонью перед глазами, то в момент прохождения одного из цветных секторов пальцы закрывают от нас на короткое время фрагмент изображения, вырезая одну из цветовых составляющих.



DLP-технология одна, а DLP-устройств много

Условно всю DLP-технику можно разделить на проекторы (классы 1 - 3) и специализированные устройства (классы 4 - 5).

  • 1-й класс - одночиповые ультрапортативные или портативные DLP-проекторы для широкого потребления, рассчитанные прежде всего на показ компьютерных презентаций в офисных помещениях при искусственном освещении.
  • 2-й класс - одночиповые проекторы, специально разработанные для домашнего кинотеатра. Как правило, это громоздкие, с низким световым потоком, дорогие устройства. Их массовое производство налажено около двух лет назад.
  • 3-й класс - это трехчиповые, очень дорогие проекторы для больших залов и цифрового кинематографа. Такие проекторы пока еще нельзя увидеть в демозалах нашей страны, скорее всего они появятся у нас только через несколько лет, когда подешевеют хотя бы до уровня 20 тыс. долл.
  • 4-й класс - модули для видеокубов и проекционных телевизоров.
  • 5-й класс - специальные устройства на основе DLP-технологии (оптические коммутаторы, полиграфические машины и т. д.).

Знать класс устройства очень важно, так как многие недостатки и достоинства технологии относятся не ко всем DLP-проекторам, а лишь к отдельным классам. Далее в статье под DLP-проекторами имеются в виду только аппараты 1-го класса, если специально не оговорено иное.


Минздрав России предупреждает:
использование DLP-проекторов
вредит вашему здоровью?

Весной 2002 г. к нам на фирму заехал один из наших старых военных заказчиков, постоянный слушатель семинаров, полковник N. Пару лет назад он купил у нас несколько проекторов для ситуационного центра, который теперь было решено модернизировать. Официальный поставщик этого ведомства начал привозить им разные проекторы для испытаний в реальных условиях. И однажды произошло вот что. Привезли проектор, включили. Картинка нормальная - яркая и контрастная - никаких замечаний. Но примерно через 40 мин. у всей смены появились какие-то неприятные ощущения в глазах: жжение, резь, головная боль. Обращаю внимание, это случилось с молодыми мужчинами, которые находятся на боевом дежурстве и, надо думать, прошли все медкомиссии. Я спросил у N: "А что это был за проектор?". Оказалось - DLP-проектор известной фирмы на букву "I". Тут в моей голове что-то щелкнуло, и я впервые подумал о том, что эффект "радуги", вызывающий подобные ощущения, - это только вершина айсберга, а проблема гораздо глубже.

Об эффекте "радуги" ранее было не принято упоминать в компьютерной прессе, хотя некоторые уважаемые эксперты считают, что около 20% людей наблюдают его даже при использовании современных проекторов с частотой вращения колеса 2х . В последние год-два об этом начали писать специализированные журналы, посвященные аудио-, видеотехнике. Это связано с тем, что теперь даже в зарубежных рекламных материалах по проекторам 2-го класса указывается, что в предлагаемом устройстве эффекта "радуги" нет, так как используется 6-сегментное колесо. Так неявное стало явным.

Но эффект "радуги" - это только одно из проявлений последовательного формирования цветной точки, у многих людей болит голова, возникают другие неприятные ощущения. Еще неизвестно, что происходит с человеком, который ничего не чувствует. Не исключено, что в результате увлечения просмотром фильмов на DLP-проекторе у него может ускориться развитие катаракты или других недугов. Это всего лишь предположение. Четких данных о том, насколько вредно воздействие DLP-технологии на человека, до сих пор нет, хотя в мире уже продано более 2 млн DLP-проекторов.

Попытка научного исследования влияния просмотра DLP-изображения на зрение была осуществлена в специализированной лаборатории ВНИИТР. Исследование позволило сделать предварительный вывод о том, что длительный просмотр изображений на DLP-проекторах вызывает большую утомляемость у зрителей, нежели аналогичная работа с LCD-проекторами.

В чем может быть вредное воздействие этой технологии? Во-первых, сам последовательный принцип формирования цветной точки противоестественен - он отсутствует в природе. Последствия здесь неопределенны. Во-вторых, время вспышки одного пиксела современных проекторов находится в диапазоне 4-1000 мкс и имеет тенденцию к уменьшению. Где тот безопасный предел минимального времени вспышки для зрения? Могут ли люди, склонные к эпилепсии, смотреть такое изображение? Насколько адекватно преобразовывает человеческий мозг набор коротких вспышек в цветную точку? Воздействие изображения на мозг человека - вопрос сложный, но актуальный для современного человека. Ведь был реальный случай в Японии, когда после просмотра одного мультфильма по телевидению произошло несколько смертей.

Мне кажется, что в независимой медицинской экспертизе заинтересованы все стороны, в том числе и производители DLP-проекторов и фирма TI. Современная история США знает случаи, когда потребители получали фантастические выплаты с табачных компаний за утерянное здоровье, хотя вред табака - это очевидная истина, известная всем. В случае с DLP-технологией американский потребитель имеет больше шансов выиграть иск о потерянном здоровье, так как о вреде технологии нигде не говорится открыто.

Я уверен, что скоро, когда будут созданы дешевые проекторы 3-го класса, в США практически прекратится использование проекторов 1-го и 2-го классов. На фирменном семинаре фирмы TI по DLP-технологии в рамках выставки Infocomm'2003 были объявлены приоритеты развития технологии на этот год. Один из них - создание дешевого трехчипового конструктива для массового производства проекторов 3-го класса. Уделом слаборазвитых и бедных стран останется, как обычно, терять здоровье своего населения и одновременно обогащать транснациональные монополии.

Глаза утомляются от любого дисплея, будь то телевизор или проекционная система. Однако именно DLP-технология, особенно в своих ранних воплощениях, заставила обратить усиленное внимание на данный фактор. Очевидно, сложный механизм синтеза изображения на экране, сопровождающийся яркими вспышками отдельных пикселов, который зрительный механизм интегрирует во времени, плюс последовательное наложение цветовых полей, не говоря уже о пиксельной структуре (особенно при невысоком разрешении матрицы), и являются причиной того, что даже при хороших цветопередаче и четкости зритель иногда чувствует некий дискомфорт. Этот эффект носит субъективный характер, но все же одни модели проекторов оцениваются как "утомительные" большим количеством людей, чем другие. Иногда у зрителя складывается ощущение, что он надел чужие очки: наступает легкое головокружение, глаз как будто все время пытается подстроиться под экран, будучи не в силах "поймать фокус", хотя проектор сфокусирован идеально. LCD-проекция, безусловно, обладает гораздо более естественным механизмом получения изображения, практически аналогичным кинопленке (Андрей Журавлев, Артур Фрунджян. Кинопробы: часть вторая. Эра DVD, апрель-май 2003).

  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Google


На сколько я знаю, на усталость (и как следствие на нагрузку на глаза) помимо мерцания и избытка синего в спектре влияют яркость, контрастность и чёткость. Понятно, что мерцания быть не должно, синего должно быть в норме, а контрастность и чёткость должны быть высокими.

А вот яркость должна соответствовать фоновому освещению. То есть, если к монитор поднести белый лист бумаги и вывести белый цвет на монитор, то они должны иметь примерно одинаковую яркость. На проекторе такого добиться не возможно. У вас либо яркость будет слишком высокой, либо контрастность слишком низкой.

Мерцание в проекторах тоже может быть. Если это DLP проектор, то он мерцает, потому что технология такая. Если LCD, то зависит от подсветки. Светодиодная может так же мерцать, как и на мониторе. Если подсветка на метал-галогенной лампе, то она не мерцает, но такие лампы вам придётся менять каждый год, а то и чаще. Мониторы есть и не мерцающие. Смотрите обзоры -=DEAD=- а на overclockers.ru. Там же можно найти и выраженность кристаллического эффекта, который некоторых сильно утомляет.

Чёткость и контрастность проектора не могут сравниться с монитором. Они сильно зависят от оптики, экрана и уровня освещения. Но в целом проектор будет хуже.

Уровень синего тоже зависит от подсветки. См. выше.

Итого. У проектора только одно преимущество перед монитором - его можно отодвинуть по-дальше. Но с этим справится и обычный монитор большой диагонали. Достаточно монитора 27-30 дюймов, и отодвинуть его на метр от глаз. Тогда и чёткость будет высокая, и расстояние не будет способствовать развитию близорукости.

  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Google


Если делать небольшие перерывы и не сидеть близко у монитора, то всё будет хорошо.
Что касается разницы между проектором и монитором - разницы особой нет. Вред зрению раньше приносили старые трубчатые мониторы, но современные ЖК мониторы особого вреда не несут.

Собственно, если копнуть глубже в суть проблемы, то вред зрению наносит не сам монитор (речь про современные), а нагрузка на глаза, которую создает человек во время работы. Здесь может быть что угодно, чтение книги, работа за компьютером, что-нибудь еще. Если близко находиться к монитору - разовьется близорукость. Аналогично, если беспрерывно смотреть в одну точку, зрение также можно потерять (а так же может появиться головная боль, что нередко).

Лично я вижу преимущество проектора только в том, что изображение можно сделать в разы больше, подальше сесть и наслаждаться большой приятной картинкой.


Вот только время не стоит на месте, и современный проектор легко можно сделать полноценным домашним центром развлечений (ну или ключевой его частью).

А продемонстрировать возможности проекторов решили необычным способом – путем развеивания семи самых популярных мифов, которые часто останавливают покупателей от приобретения проекторного оборудования для дома.
Поехали.

1. Домашние проекторы не дают качественного изображения в светлом помещении


Многие опасаются, что в родных четырех стенах толку от проектора будет мало, мол, картинка будет блеклая и все такое.

Очень однобокое утверждение. Правильно будет сказать, что не все проекторы одинаково хороши в светлом помещении.
Как понять, подойдет ли приглянувшаяся модель проектора для светлой гостиной? Довольно просто – достаточно найти в характеристиках такой параметр как яркость.

Проекторы с яркостью от 2000 люмен и выше специально созданы для работы в условиях умеренной освещенности. Чем светлее в помещении, тем яркость должна быть выше – тогда картинка будет сочной и четкой. Совсем удачный вариант – проектор с яркостью в районе 3000 лм. Яркости такого проектора хватит даже с запасом.

К примеру, проектор для дома Epson EH-TW5400 выдает картинку яркостью 2500 люмен и разрешением Full HD. В сочетании с высокой контрастностью 30 000:1 это позволяет получить яркое изображение с глубоким черным цветом в темноте или просто яркую картинку в освещенной комнате.

P.S. Кстати, еще одна возможность увеличить яркость картинки днем – использовать специальный световозвращающий экран (можно такой сделать и самому). На Youtube есть множество видеороликов, посвященных этой теме, но это, как говорится, по желанию.

2. Разобраться в технологиях современного проектора нереально


Все слишком сложно (на самом деле, нет).

Сегодня старейший электронно-лучевой способ визуализации практически не используется в проекторах, на его замену пришли сразу несколько технологий:

  • Жидкие кристаллы на просвет (технология 3LCD). Проекторы дают хорошую яркость изображения и большое количество оттенков.
  • Микрозеркала (технология DLP). Проекторы выдают картинку с высоким контрастом и делают акцент на черном, часто – в ущерб качеству цветопередачи.
  • Жидкие кристаллы на отражение (технологии LCOS, D-ILA, SXRD, 3LCD Reflective). Проекторы создают яркую картинку с высокой контрастностью, но отличаются не очень демократичными ценами.

В итоге, если реально оценивать покупку проектора для дома, в ходу две технологии: 3LCD и DLP. Главное отличие – в принципе формирования картинки. Вот довольно наглядное видео, рассказывающее о преимуществах и недостатках каждой из технологий.

3. К проекторам требуется покупка дополнительной акустики


Проекторы – это множество дополнительных трат?

Все зависит от личных предпочтений. Кому-то достаточно будет встроенного звука, который имеется у большинства проекторов, кроме инсталляционных и домашних премиум-класса. Чаще всего речь идет об одном динамике мощностью от 2 до 16 Ватт. Пример – Epson EH-TW6700, он оснащен встроенными стереодинамиками в задней части корпуса.

4. Подстроить проектор под свое помещение – настоящая головная боль


Нужна ли комната с идеальными размерами?

Это дает большую свободу в настройке изображения.

Например, с того же Epson EH-TW6700 можно получить геометрически правильное изображение на стене меньше, чем за минуту, с помощью широкого диапазона сдвига линз, оптического зума, вертикальной и горизонтальной коррекции трапецеидальных искажений.

А есть и такой тип проектора, что ставится непосредственно возле стены. Например, лазерный ультракороткофокусный Epson EH-LS100 будучи установленным на тумбу создаст изображение диагональю 90 дюймов на расстоянии всего 53(!) см от стены.

5. Посмотреть на проекторе фильм с ноутбука – проблема


Многие уверены, что перед кинопросмотром нужно будет устраивать танцы с бубнами.

Современные проекторы можно легко подключить к домашней сети, некоторые модели также поддерживают беспроводное подключение. Т.е. к проекторам без проблем подключаются не только любой компьютер из сети, но и мобильные устройства и игровые приставки, откуда можно демонстрировать фото или видеоконтент, ну и играть, конечно, на большом экране-то.
Кроме того, у все большего числа проекторов появляется возможность подключения USB-флешек.

6. Нормальные проекторы стоят космических денег


Один из самых распространённых мифов.

На самом же деле, цены на современные проекторы массового производства вполне сравнимы с телевизорами не самых больших диагоналей.

Например, универсальный проектор EH-TW610 с HD разрешением (1920×1080), яркостью 3000 люмен, возможностью передачи изображения по беспроводной сети Wi-Fi стоит в районе 47000 рублей. Ресурс лампы этой модели, в частности, позволяет смотреть по фильму каждый день на протяжении 11 лет.

Короче говоря – нет. Уже давно не стоят.

7. Качественное видео на проекторе не посмотришь


Но нужно помнить, что разрешение напрямую влияет на четкость изображения. Поэтому при размере экрана шириной от 3 м рекомендуется использовать проекторы с разрешением как минимум Full HD, так как только они способны обеспечить детальную картинку на большой площади экрана.

Большинство современных проекторов способны конвертировать стандартное 2D-видео в 3D-формат. А выводить контент в 3D-режиме большинство проекторов в состоянии благодаря высокому запасу яркости (ибо не секрет, что в 3D-очках яркость картинки заметно снижается, поэтому нужно компенсировать).


Мелочь, а приятно. Так что удачного выбора и приятного просмотра!

Многие люди замечают, что у них устают глаза от экранов одних телевизоров, проекторов, мониторов и ноутбуков, при этом не устают от других. Причиной усталости глаз может быть пульсация света, излучаемого экранами, но производители мониторов и ноутбуков уже давно обратили внимание на эту проблему и выпускают модели без пульсации с пометкой "flicker free". С телевизорами дело обстоит гораздо хуже

Все современные телевизоры с ЖК-экранами используют светодиодную подсветку. Когда яркость подсветки установлена на 100%, пульсация обычно отсутствует – светодиоды питаются от постоянного напряжения. Но стопроцентная подсветка хороша лишь в магазине – дома такая яркость оказывается избыточной, ее приходится уменьшать. Для регулировки яркости подсветки почти всегда используется широтно-импульсная модуляция (ШИМ) – светодиоды включаются и выключаются с частотой от ста до нескольких тысяч раз в секунду. Соотношение времени, когда светодиоды горят (длина импульса включения), и времени, когда они выключены (длина паузы между импульсами), определяет среднюю яркость.

Когда частота импульсов небольшая (100 или 120 герц), пульсацию света можно заметить боковым зрением или при быстром переводе взгляда с одной точки на другую. Считается, что пульсация с частотой до 300 Гц вызывает усталость глаз и мозга и может приводить к головным болям и обострению нервных заболеваний. Кроме того, есть мнение, что снижение яркости с помощью ШИМ вызывает раздражение сетчатки глаза из-за того, что зрачок расширяется, ориентируясь на средний уровень освещения, а сетчатка получает "удары" импульсами света максимальной яркости.


Смотрим тесты телевизоров.



У телевизоров Sony пульсации нет.

У китайских дешманских телевизоров пульсации нет, также нет регулировки яркости подсветки. Светодиоды жарят на максимальной яркости, через несколько месяцев работы светодиоды начнут подыхать.

У телевизоров Samsung 6-й серии, нет пульсации при уровне яркости подсветки от 100 до 50 процентов. При дальнейшем снижении яркости, появляется пульсация.

У AMOLED-телевизоров есть слабая пульсация.

не знаю про тв, а вот про мониторы опыт имею - за мониторами NEC у меня глаза не устают, а за разными гнусмасами и лыжами - через пару часов глазки уже выпасть хотят.
Поэтому как-то вышло, что с момента появления в обиходе лсд мониторов я пользуюсь только нэком.
Модели простые, за сотни бакс, не за тысячи, в принципе не дороже тех же корейцев, но вот разницу я вижу.
Точнее чувствую. Логично объяснить не могу.

Когда были еще элт мониторы, то я видел мерцание даже при 120 Гц, хотя тогда теоретеги писали, что мол человек больше 70 Гц мигание не видит. Ну да, кто-то и мигание совецкого тв не видел, а я видел всегда.

А щас вона видишь - уже про 300 Гц пишут.

Кста, мигание неоновых ламп я тоже видел всегда и меня оно жутко раздражало.


Почти половина людей получает представление об объемных свойствах картинки не за счет разницы изображений для левого и правого глаза (параллакс), а с помощью других зрительных данных. Этот феномен, названный стереослепотой, ученые считают одной из причин неприятных ощущений при просмотре 3D-кино. Впрочем, со временем глаза и мозг кинозрителей адаптируются к восприятию стереоизображения.


Теория и практика 3D-кино основаны на том, что человек способен ощущать объем, прежде всего благодаря так называемому бинокулярному зрению. Этот психофизиологический механизм основан на параллаксе — небольшом различии картинок, наблюдаемых левым и правым глазом, которое интерпретируется мозгом человека как представление об объемных свойствах предмета.

Но почему часть зрителей после просмотра 3D-фильмов жалуется на головную боль и резь в глазах? Ученые решили понять природу этих явлений. В Институте проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН провели исследования того, как глаза воспринимают динамическую стереокартинку.

Выяснилось, что только половина зрителей видят объем с помощью бинокулярного зрения. Мозг же других строит объемную интерпретацию картинки, опираясь на разные признаки пространственного расположения предметов: заслонение дальних объектов ближними, геометрию теней, различия в расстояниях наземных объектов от линии горизонта, перспективную трансформацию объектов. Всего ученые выявили примерно полтора десятка подобных критериев.

У таких зрителей в условиях просмотра динамичных кадров стереофильмов возникает так называемая стереослепота — отказ мозга воспринимать объем, несмотря на наличие бинокулярных параллаксов. Причем подобная киношная стереослепота может присутствовать даже у людей, способных ощущать стереоэффект при просмотре неподвижных картинок в стереоскопе.

— Полученные нами результаты серьезно меняют представления ученых о причинах зрительного дискомфорта при просмотре стереокино, — считает руководитель работ, главный научный сотрудник лаборатории зрительных систем ИППИ РАН Галина Рожкова.



По мнению Дмитрия Ватолина, главная причина таких ошибок — не беспечность, а профессиональная деформация восприятия кинематографистов, работающих с 3D. Они во время работы настолько привыкают к динамической стереокартинке, что некоторые проблемы, хорошо ощущаемые неискушенным зрителем, перестают вызывать беспокойство у профессионалов.

К счастью, стойкие привычки и навыки просмотра трехмерных динамических сцен, считает Галина Рожкова, — дело наживное, — и в самом ближайшем времени их в полной мере обретут не только профессионалы, но и большинство самых обычных зрителей. Более того, по ее мнению, стереофильмы должны создавать гораздо меньшую психофизиологическую нагрузку на зрителя, чем обычные двумерные. Просто к 2D-формату мы привыкали с детства, а к 3D еще только адаптируемся.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.