Почему на последних уроках начинает болеть голова


Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:


16 сентября в Новосибирске на уроке танцев умерла 13-летняя девочка. Врачи полагают, что причиной внезапной смерти может быть и сердечная аритмия, а она, в свою очередь, появляется из-за нарушений нервной системы.

Сначала предполагалось, что у девочки не было справки, дающей ей разрешение заниматься в танцевальном клубе. Однако выяснилось, что документы школьница предоставляла и была, согласно им, здорова. Как сообщал Лайф ранее, причиной внезапной смерти могла быть аритмия, порок сердца (если его вовремя не диагностировали), инфекция или оторвавшийся тромб.

Более 40% учащихся 6—9-х классов общеобразовательных школ в конце дня испытывают "из-за учёбы" головные боли. Об этом свидетельствуют данные исследования старшего преподавателя кафедры психологии образования Иркутского государственного университета Елены Аршинской (документ есть в распоряжении Лайфа). Оказалось, что больше всего страдают от усталости и больших учебных нагрузок восьмиклассники — они же чаще других (56%) иногда недосыпают из-за того, что нужно делать домашнее задание.

В исследовании приняла участие одна тысяча школьников — учащихся 6—9-х классов. Часть из них училась в обычных общеобразовательных школах, часть — в лицеях или гимназиях, а некоторые — в школах с углублённым изучением предметов. Выяснилось, что дети из последних двух групп устают от занятий меньше, несмотря на то что учебные нагрузки сильнее.

В конце рабочего дня более чем у половины опрошенных болит голова и больше 40% учеников общеобразовательных школ связывают недомогание с учёбой. Так ответило около 30% учащихся школ с углублённым изучением предметов и 35% лицеистов.

Чаще всего испытывают недомогания восьмиклассники — в некоторых обыкновенных школах число жалующихся на головные боли достигает 84%. Эта же группа детей из-за того, что нужно делать домашнее задание, иногда недосыпает (56%). При этом самыми сонными на уроки приходят ученики 9-х классов — 41% таких ребят практически всегда жалуются на недостаток сна.

К концу недели чувствуют себя усталыми примерно одинаково все дети. И с возрастом уставших становится больше.

— Я всю неделю жду выходных. Мама говорит, что я — сова: мне совсем не хочется спать после 11 вечера, и я не хочу вставать в 7 утра из-за учёбы. То есть я встаю, но мне тяжело. И эта усталость копится, — рассказывает ученик 6-го класса столичной школы Игорь. — После того как я прихожу из школы, мама просит меня делать уроки сразу, "чтобы вечер был свободный". Но я хочу отдохнуть и пытаюсь по-всякому отложить. В итоге мама жалеет меня, разрешает, но всё заканчивается тем, что я в половину одиннадцатого ночи ещё решаю задачи. Мама не отдыхает, и я над уроками уже сплю. Поэтому всегда жду субботы.

Автор исследования отмечает, что образовательный процесс можно назвать одним из факторов возникновения болезней, связанных с интеллектуальным перенапряжением. Причина многих недомоганий — неправильное распределение нагрузки в средней школе. При этом педагог обращает внимание, что эта проблема существовала всегда, в том числе и в XX веке.

По мнению Аршинской, детей нужно учить "здоровьесбережению" — способности понимать свой организм и регулировать поведение, образ жизни в целях сохранения хорошего самочувствия и качества жизни.

Однако это не так просто. Согласно результатам опроса, чем старше ребёнок становится, тем реже он выходит гулять. И апогея эта негативная тенденция достигает снова у замученных уроками восьмиклассников. Только 27% из них заявили, что регулярно выходят на улицу.

Возможно, дело в том, что школьников 12—14 лет родители ещё могут затащить в парки, а в 15 у подростков появляются уже наверняка свои интересы, которые редко лежат "в плоскости" тихих прогулок. Выходит, действительно, либо "куча домашки", либо — пора в кино, за компьютер или с друзьями в кафе.

Автор утверждает, что психологическому состоянию ребёнка уделяется мало внимания. Родители, педагоги и сами школьники думают прежде всего о физических недомоганиях. А потому страдает голова. Только 17% учеников общеобразовательных школ получают положительные эмоции от учёбы. Среди учеников спецшкол процент тех, кто любит ходить на занятия, также невелик — их 20—30%.

Детский врач-невролог Павел Соколов подтвердил, что усталость от занятий может привести к головным болям. При этом специалист также отметил, что это чревато более серьёзными заболеваниями для подростков.

— Но не нужно всем сразу пенять на школу. Проблема прежде всего не в уроках, а дополнительных кружках. То есть первопричина — родители. Они сверх основной учёбы говорят детям ходить ещё куда-то. Усталость может породить невроз, а он уже, в свою очередь, нарушения вегетативной нервной системы, а она влияет на функционирование всего организма. Это чревато другими тяжёлыми заболеваниями — тут и гастрит, и язва, и сердечная аритмия.

В свою очередь, врач-терапевт Рина Заславская считает, что нельзя обобщать школьников. По её словам, нужно учитывать регионы, в которых проживают дети (климатические условия), количество уроков в каждой отдельной школе, а также индивидуальные особенности организма. Причин, из-за чего болит голова, немало.

В 6—9-х классах у подростков начинается переходный возраст, то есть особый гормональный фон, который может у разных детей по-разному проявляться. Надо смотреть на каждого конкретного ребёнка — нельзя прогнозировать просто так развитие каких-то заболеваний, — сказала Заславская.

Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин согласился с результатами исследования, однако отметил, что ответственность за перенагрузку лежит не только на системе образования и взрослых.

— Виноваты нередко и сами подростки: они неправильно распределяют своё время. Из-за чего, например, домашнее задание им приходится делать поздно вечером. Научившимся управлять этим временем уже в студенчестве будет проще, — говорит Панин. — Тем не менее нужно всё-таки после уроков детям хотя бы 1,5—2 часа отдыхать. Смена деятельности необходима.

При этом он отметил, что и в школах ученики должны разгружаться и помогать им должны в этом непосредственно учителя.

Дети должны переключаться с одной деятельности на другую не только на переменах, но и во время уроков. И педагоги должны об этом заботиться. Например, для начальной школы есть норма, что во время занятий должна быть спортивная пятиминутка. Когда активность переключается с умственной на физическую, дети испытывают эмоциональную разгрузку.

Иногда, конечно, ребята могут не успевать делать вовремя уроки, если они, например, два часа после школы отдыхают, но это нужно. Усталость приводит к тому, что усвоение материала замедляется, к стрессам и уже, как следствие, к нехорошим заболеваниям.

Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.

Порочный круг

Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как "тупая", "давящая", "распирающая" или "сжимающая" наподобие тесной шапки или шлема.

Ее предвестники - тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.

Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.

Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно. В общем, порочный круг.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль - это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете - невозможность добиться успехов.

Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.

Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.

С чего начать

Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый - оптимизировать нагрузки, второй - с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.

Итак, ваш первый шаг:

Учебные нагрузки придется пересмотреть. Исходите из правила приоритета. Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо хотя бы на время отказаться. Для вас главное - успехи ребенка в музыке, спорте или знание китайского? Тогда не обращайте внимания на тройки в школе. Но, как показывает практика, чаще всего бывает достаточно отказаться лишь от "китайского", то есть не загружать ребенка тем, что ему не так уж нужно и что трудно дается.

Вам кажется, что ребенок ленится, а он утверждает, что ему тяжело? Самостоятельно этот спор вы разрешить не сможете. Ребенок - всегда заложник родительских амбиций. Но те надежды, которые мы на детей возлагаем, часто оказываются для них непосильной ношей. Обратитесь к психологам, у них есть методики, чтобы определить, не предъявляете ли вы к наследнику завышенные требования, и есть схемы, которые помогут вам преодолеть конфликт.

Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать "разгрузочный" день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не ходите в кино или в театр, не разрешайте весь день сидеть у телевизора. Вечером приготовьте уроки на следующий день. Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но "разгрузочные" дни не стоит устраивать слишком часто и принимать решение об их проведении должны только вы лично, иначе рискуете постоянно выслушивать: "А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую".

Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три непреложных правила:

    1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.

2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.

3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.

Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления - и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.

Учимся расслабляться

Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг - приступать к лечению.

В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно "поймать". Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.

И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.

Прямая зависимость

Чем больше у ребенка неврологических проблем - у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию - тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.

Тревожный симптом

Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:

Ребенок от боли запрокидывает голову.

Резкая головная боль возникла на фоне заболевания.

Боль уменьшается при изменении положения головы.

Голова болит утром и сопровождается рвотой.

На фоне головной боли ребенок ощущает головокружение, у него нарушены координация движений, зрение или слух, он апатичен или, наоборот, сильно возбужден.

Голова заболела впервые в жизни.

Головная боль возникает при физической нагрузке.

Ваш ребенок говорит, что ТАК голова у него еще никогда не болела.

Лечение головной боли: массаж и упражнения в домашних условиях


Илья Бурлаковский врач, биохакер, автор метода по разблокировке атланто-аксиального сустава

Даже минимальная головная боль значительно портит качество жизни. Что говорить о боли, которая не дает полноценно работать, выполнять бытовые действия или даже просто встать с кровати. Если вам надоело пить таблетки "от головы", настало время разобраться в причинах головной боли и, возможно, помочь себе самостоятельно — с помощью массажа и упражнений.

Для современного человека головная боль стала штатной ситуацией, на которую нет смысла тратить время и проще запить дискомфорт таблетками. На самом деле, как и любая боль, головная сигнализирует о проблемах в организме — она бывает первичной и вторичной, когда сопутствует другому заболеванию.

Причин головной боли намного больше, чем те, о которых мы расскажем. Чтобы поставить точный диагноз, необходимо понимать локализацию, характер, продолжительность боли, сдать анализы и обследоваться у врача. При некоторых видах головной боли вы можете сами себе помочь: мы даем эффективные упражнения, которые помогут при регулярных тренировках.

Итак, выясним, почему у вас болит голова?

Головная боль напряжения

Тупая монотонная боль охватывает голову с двух сторон, словно обручем. Если такая боль преследует вас больше, чем 15 дней в месяц, то уже считается хронической. "Каска невротика" — еще так называют этот вид головной боли — чаще настигает людей, часто переживающих стресс, эмоциональное напряжение и переутомление.

Напряженные мышцы шеи в течение длительного времени тоже провоцируют эту боль, поэтому офисные сотрудники, сидящие весь день за компьютером и телефоном, всегда носят с собой Цитрамон. Кстати, при частом применении анальгетики будут вызывать абузусную головную боль, вы знали?

Что делать? Заварите чай с ромашкой, включите успокаивающую музыку, наполните комнату приятными запахами, глубоко продышитесь и попробуйте эти упражнения.


  1. Раскрыв ладони, надавливать на виски кончиками пальцев. Массировать небольшими круговыми движениями.


  1. Округлить ладонь в виде краба. Обхватить пальцами рук виски и лобные доли черепа. Массировать с мягким нажатием.


  1. Раскрытой ладонью обхватить виски и надавливать, меняя интенсивность.

Вегето-сосудистая дистония

Боль пульсирует в висках, общее состояние разбитое, лицо выглядит опухшим, как будто вы кутили всю ночь. Боль может охватывать сразу две части головы, отдавая в затылок, лоб, виски, глазные яблоки. Чаще всего голова при ВСД болит утром или ночью.

Часто такая боль настигает в момент смены погоды, у женщин взаимосвязана с менструальным циклом. Может, ваши сосуды спазмированы или резко скачет артериальное давление — при ВСД головная боль вторична и чаще всего служит признаком сбоя в центральной и вегетативной нервной системе.

Что делать? Исключите кофеин из рациона, займитесь плаванием, сделайте влажный компресс и изучите комплекс процедур.


  1. Подушечками вытянутых пальцев надавливать горизонтальными движениями на мышцы шеи на уровне линии роста волос


  1. Соединить указательный и средний палец. Массировать снизу короткими круговыми движениями точку, где по ощущениям начинаются кости черепа. Чтобы ее нащупать, откиньте голову назад — она будет где-то на линии сгиба.


  1. Соединить указательный и средний палец. Массировать сверху короткими круговыми движениями точку, где по ощущениям начинаются кости черепа. Чтобы ее нащупать, откиньте голову назад — она будет где-то на линии сгиба.


  1. Поставить пальцы рук на мыщцы шеи, обхватывающие линию позвоночника. Давить кончиками пальцев захватным движением, меняя интенсивность.

Остеохондроз шейного отдела позвоночника

Головная боль при остеохондрозе приходит внезапно в затылочную часть, а затем распространяется на весь череп. Характерные сопутствующие симптомы — онемение и покалывание пальцев рук, головокружение, ухудшение органов чувств, ощутимые спазмы в области шеи. В процессе заболеваний шейного отдела нарушается кровообращение, происходит защемление нервов и артерий из-за смещения позвонков.

Для 90% владельцев телефонов и гаджетов актуальна формулировка "смартфонная" шея, ведь под конец рабочего дня спазмы в шейном отделе при таком образе жизни просто неизбежны.



Правка атланта медицинским стилусом

Что делать? Оздоровление всего позвоночника — единственно верный вариант лечения остеохондроза. Начните с посещения мануального терапевта, который может выполнить правку первого шейного позвонка (атланта), или хотя бы с растяжки по утрам.


Приступ мигрени

Эта болезнь просто не оставляет шансов на полноценную жизнь. В дни приступов мигрени человек абсолютно нетрудоспособен, ведь невыносимая боль строго в одной половине головы буквально валит с ног. Часто это наследственное заболевание, больше характерное для женщин. Врачи связывают эту патологию с нарушением обмена серотонина — вещества, участвующего в передаче нервных импульсов.

Приступ мигрени длится от 4 часов до 3 суток, его можно предугадать по типичным признакам — перед глазами начинают прыгать яркие вспышки, поле зрения сужается и затуманивается, картинка двоится.

Лечение мигрени назначает строго врач, никакое самолечение здесь не поможет, потому что на разных стадиях мигрени используются разные препараты.

Что делать? Как только почувствуете приближающиеся симптомы, заранее отведите себе время для пережидания бури — умеренное освещение, постельный режим, теплая ванна. Достоверно установлено, что помогает жесткий массаж пальцев, затылка и таблетки.

  1. Кулаком левой руки обхватить кулак правой. Большой палец правой руки положить сверху. Крепко сдавливать кулаки вместе в течение минуты, затем менять руки.


  1. Указательным и большим пальцем сдавливать мышцу, приводящую большой палец, другой руки. Поочередно менять ладони.


  1. Большим и указательным пальцем массировать подушечки пальцев другой руки. Менять руки и силу нажатия по ощущениям.


  1. Всеми пальцами руки (кроме большого) ухватиться за пальцы другой руки, образуя полукулак. Большие пальцы на обеих руках прижаты к ладони. Надавливать пульсирующими движениями.


  1. Оттянуть назад пальцы рук, за исключением большого, растягивая мышцы запястья до болевых ощущений. Менять руки.


  1. Средний палец завести за безымянный, потянуть назад. Поменять руки.


  1. Большим и указательным пальцем массировать средние фаланги пальцев другой руки. Менять руки и силу нажатия по ощущениям.


  1. Оттягивать назад по очереди пальцы на руке. Немного задержать растяжку в нижней точке натяжения. Менять руки по ощущениям.


  1. Большим и указательным пальцем массировать нижние фаланги пальцев другой руки. Менять руки и силу нажатия по ощущениям.


  1. Большим и указательным пальцем массировать центральную точку на ладони другой руки. Менять руки и силу нажатия по ощущениям.


Повышенное внутричерепное давление

Боли давящего и распирающего характера часто наблюдаются после родовой или черепно-мозговой травмы. Без опыта можно спутать с приступом мигрени — также непереносимость яркого света, тошнота, ухудшение зрения.

Из-за усиленного давления внутри черепа боли очень сильные по всей поверхности головы, иногда отдают в область вокруг глаз. Боли из-за ВЧД нарастают постепенно, не за один день. Настигает чаще всего по утрам, сопровождаются рвотой, отеками, снижением либидо.

Что делать? Электрофорез и иглоукалывание обязательно делать у квалифицированного специалиста, а помочь себе в домашних условиях можно простыми упражнениями: наклоны головы вверх-вниз, вправо-влево.



Вирусное или бактериальное заболевание

Головная боль в этом случае является вторичным симптомом, а интенсивность варьируется от вялотекущей боли при ОРВИ до острой и пульсирующей при менингите. Последний пример, кстати, является поводом для срочной госпитализации.

В легких случаях голова быстро проходит по мере выздоровления или принятия жаропонижающих. Если вы подхватили инфекцию, то помимо головных болей будет температура и озноб — организм всеми силами борется с инородными "захватчиками".

Головная боль с неврологическими симптомами сопровождает меннингит, пневмонию, малярию и тиф.

Что делать? Физические упражнения для избавления от такой головной боли не подойдут, необходимо лечить первичную болезнь.

Воспаление носовых пазух

Головная боль, возникающая из-за воспаления в области носовых пазух, приходит вместе с заложенностью носа и насморком. Она глубокая и постоянная, по ощущениям больного, располагается в верхнечелюстной, параназальной или околоносовой области. Отек лица, спазмы на лбу и скулах, при резких движениях головная боль усиливается — все это признаки воспаления синусов.

Синусная головная боль проходит вместе с основным заболеванием — аллергией, инфекцией или новообразованием.

Что делать? За точным диагнозом, как и методом лечения — к врачу.

Невралгия тройничного нерва

Вы распознаете эту боль как короткую, но мучительную вспышку, которая возникает в любой области лица совершенно внезапно. Интервал приступа от 10 секунд до 2 минут, и никакие таблетки не помогут — нужно просто переждать. Мышцы лица могут судорожно и неконтролируемо сокращаться, а точки боли мигрировать от приступа к приступу.

Так поражается тройничный нерв из-за кариеса, стоматита и даже неправильного прикуса. Потенциально никто не застрахован от таких приступов. Боли идут снизу челюсти, в области шеи и подбородка, если задета нижняя челюстная ветвь, а если отдает в область носа, то еще и верхняя челюстная.

Самые сильные боли появляются, когда задействована еще и глазная область вместе с висками, лбом и бровями.

Что делать? Срочно идти к врачу, потому что причины заболевания могут быть очень разными — стоматологические заболевания, подорванный метаболизм, аневризм сосудов головного мозга и другое.

Кластерная головная боль

Это та самая боль, из-за которой люди готовы пойти на суицид — такая она невыносимо болезненная. По ощущениям похожа на процесс прокалывания глаза изнутри. Кластерная боль концентрируется всего в одной точке на лице, чаще это лоб или глаз. Сопровождается покраснениями глаз, заложенностью носа, усиленным потоотделением. Приступы от 15 минут до 2 часов приходят серийно — 2-3 раза в день на протяжении недель или месяцев, а затем отступают на несколько лет. Обострения выпадают на демисезон, и по статистике чаще страдают мужчины.

Что делать? Вести здоровый образ жизни, пройти поведенческую терапию и пить таблетки после обсуждения с врачом.

Кофеиновая игла

Мы уже упоминали про абузусную головную боль, которая возникает в случае отказа от привычных таблеток. То же самое происходит с организмом при отказе от любого другого "наркотика" — кофе, газировки или чая. На резкий отказ от таких допингов организм реагирует пульсирующими головными болями в височных областях, слабостью, раздражением, рассеянностью, тревогой, страхом, нарушением сна и тошнотой.

Что делать? Вместе с соблюдением сбалансированной диеты с исключением вредных продуктов попробуйте фитотерапию и кинезиотерапию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.