Почему при изучении нового материала начинает голова болеть

Лечение головной боли: массаж и упражнения в домашних условиях


Илья Бурлаковский врач, биохакер, автор метода по разблокировке атланто-аксиального сустава

Даже минимальная головная боль значительно портит качество жизни. Что говорить о боли, которая не дает полноценно работать, выполнять бытовые действия или даже просто встать с кровати. Если вам надоело пить таблетки "от головы", настало время разобраться в причинах головной боли и, возможно, помочь себе самостоятельно — с помощью массажа и упражнений.

Для современного человека головная боль стала штатной ситуацией, на которую нет смысла тратить время и проще запить дискомфорт таблетками. На самом деле, как и любая боль, головная сигнализирует о проблемах в организме — она бывает первичной и вторичной, когда сопутствует другому заболеванию.

Причин головной боли намного больше, чем те, о которых мы расскажем. Чтобы поставить точный диагноз, необходимо понимать локализацию, характер, продолжительность боли, сдать анализы и обследоваться у врача. При некоторых видах головной боли вы можете сами себе помочь: мы даем эффективные упражнения, которые помогут при регулярных тренировках.

Итак, выясним, почему у вас болит голова?

Головная боль напряжения

Тупая монотонная боль охватывает голову с двух сторон, словно обручем. Если такая боль преследует вас больше, чем 15 дней в месяц, то уже считается хронической. "Каска невротика" — еще так называют этот вид головной боли — чаще настигает людей, часто переживающих стресс, эмоциональное напряжение и переутомление.

Напряженные мышцы шеи в течение длительного времени тоже провоцируют эту боль, поэтому офисные сотрудники, сидящие весь день за компьютером и телефоном, всегда носят с собой Цитрамон. Кстати, при частом применении анальгетики будут вызывать абузусную головную боль, вы знали?

Что делать? Заварите чай с ромашкой, включите успокаивающую музыку, наполните комнату приятными запахами, глубоко продышитесь и попробуйте эти упражнения.


  1. Раскрыв ладони, надавливать на виски кончиками пальцев. Массировать небольшими круговыми движениями.


  1. Округлить ладонь в виде краба. Обхватить пальцами рук виски и лобные доли черепа. Массировать с мягким нажатием.


  1. Раскрытой ладонью обхватить виски и надавливать, меняя интенсивность.

Вегето-сосудистая дистония

Боль пульсирует в висках, общее состояние разбитое, лицо выглядит опухшим, как будто вы кутили всю ночь. Боль может охватывать сразу две части головы, отдавая в затылок, лоб, виски, глазные яблоки. Чаще всего голова при ВСД болит утром или ночью.

Часто такая боль настигает в момент смены погоды, у женщин взаимосвязана с менструальным циклом. Может, ваши сосуды спазмированы или резко скачет артериальное давление — при ВСД головная боль вторична и чаще всего служит признаком сбоя в центральной и вегетативной нервной системе.

Что делать? Исключите кофеин из рациона, займитесь плаванием, сделайте влажный компресс и изучите комплекс процедур.


  1. Подушечками вытянутых пальцев надавливать горизонтальными движениями на мышцы шеи на уровне линии роста волос


  1. Соединить указательный и средний палец. Массировать снизу короткими круговыми движениями точку, где по ощущениям начинаются кости черепа. Чтобы ее нащупать, откиньте голову назад — она будет где-то на линии сгиба.


  1. Соединить указательный и средний палец. Массировать сверху короткими круговыми движениями точку, где по ощущениям начинаются кости черепа. Чтобы ее нащупать, откиньте голову назад — она будет где-то на линии сгиба.


  1. Поставить пальцы рук на мыщцы шеи, обхватывающие линию позвоночника. Давить кончиками пальцев захватным движением, меняя интенсивность.

Остеохондроз шейного отдела позвоночника

Головная боль при остеохондрозе приходит внезапно в затылочную часть, а затем распространяется на весь череп. Характерные сопутствующие симптомы — онемение и покалывание пальцев рук, головокружение, ухудшение органов чувств, ощутимые спазмы в области шеи. В процессе заболеваний шейного отдела нарушается кровообращение, происходит защемление нервов и артерий из-за смещения позвонков.

Для 90% владельцев телефонов и гаджетов актуальна формулировка "смартфонная" шея, ведь под конец рабочего дня спазмы в шейном отделе при таком образе жизни просто неизбежны.



Правка атланта медицинским стилусом

Что делать? Оздоровление всего позвоночника — единственно верный вариант лечения остеохондроза. Начните с посещения мануального терапевта, который может выполнить правку первого шейного позвонка (атланта), или хотя бы с растяжки по утрам.


Приступ мигрени

Эта болезнь просто не оставляет шансов на полноценную жизнь. В дни приступов мигрени человек абсолютно нетрудоспособен, ведь невыносимая боль строго в одной половине головы буквально валит с ног. Часто это наследственное заболевание, больше характерное для женщин. Врачи связывают эту патологию с нарушением обмена серотонина — вещества, участвующего в передаче нервных импульсов.

Приступ мигрени длится от 4 часов до 3 суток, его можно предугадать по типичным признакам — перед глазами начинают прыгать яркие вспышки, поле зрения сужается и затуманивается, картинка двоится.

Лечение мигрени назначает строго врач, никакое самолечение здесь не поможет, потому что на разных стадиях мигрени используются разные препараты.

Что делать? Как только почувствуете приближающиеся симптомы, заранее отведите себе время для пережидания бури — умеренное освещение, постельный режим, теплая ванна. Достоверно установлено, что помогает жесткий массаж пальцев, затылка и таблетки.

  1. Кулаком левой руки обхватить кулак правой. Большой палец правой руки положить сверху. Крепко сдавливать кулаки вместе в течение минуты, затем менять руки.


  1. Указательным и большим пальцем сдавливать мышцу, приводящую большой палец, другой руки. Поочередно менять ладони.


  1. Большим и указательным пальцем массировать подушечки пальцев другой руки. Менять руки и силу нажатия по ощущениям.


  1. Всеми пальцами руки (кроме большого) ухватиться за пальцы другой руки, образуя полукулак. Большие пальцы на обеих руках прижаты к ладони. Надавливать пульсирующими движениями.


  1. Оттянуть назад пальцы рук, за исключением большого, растягивая мышцы запястья до болевых ощущений. Менять руки.


  1. Средний палец завести за безымянный, потянуть назад. Поменять руки.


  1. Большим и указательным пальцем массировать средние фаланги пальцев другой руки. Менять руки и силу нажатия по ощущениям.


  1. Оттягивать назад по очереди пальцы на руке. Немного задержать растяжку в нижней точке натяжения. Менять руки по ощущениям.


  1. Большим и указательным пальцем массировать нижние фаланги пальцев другой руки. Менять руки и силу нажатия по ощущениям.


  1. Большим и указательным пальцем массировать центральную точку на ладони другой руки. Менять руки и силу нажатия по ощущениям.


Повышенное внутричерепное давление

Боли давящего и распирающего характера часто наблюдаются после родовой или черепно-мозговой травмы. Без опыта можно спутать с приступом мигрени — также непереносимость яркого света, тошнота, ухудшение зрения.

Из-за усиленного давления внутри черепа боли очень сильные по всей поверхности головы, иногда отдают в область вокруг глаз. Боли из-за ВЧД нарастают постепенно, не за один день. Настигает чаще всего по утрам, сопровождаются рвотой, отеками, снижением либидо.

Что делать? Электрофорез и иглоукалывание обязательно делать у квалифицированного специалиста, а помочь себе в домашних условиях можно простыми упражнениями: наклоны головы вверх-вниз, вправо-влево.



Вирусное или бактериальное заболевание

Головная боль в этом случае является вторичным симптомом, а интенсивность варьируется от вялотекущей боли при ОРВИ до острой и пульсирующей при менингите. Последний пример, кстати, является поводом для срочной госпитализации.

В легких случаях голова быстро проходит по мере выздоровления или принятия жаропонижающих. Если вы подхватили инфекцию, то помимо головных болей будет температура и озноб — организм всеми силами борется с инородными "захватчиками".

Головная боль с неврологическими симптомами сопровождает меннингит, пневмонию, малярию и тиф.

Что делать? Физические упражнения для избавления от такой головной боли не подойдут, необходимо лечить первичную болезнь.

Воспаление носовых пазух

Головная боль, возникающая из-за воспаления в области носовых пазух, приходит вместе с заложенностью носа и насморком. Она глубокая и постоянная, по ощущениям больного, располагается в верхнечелюстной, параназальной или околоносовой области. Отек лица, спазмы на лбу и скулах, при резких движениях головная боль усиливается — все это признаки воспаления синусов.

Синусная головная боль проходит вместе с основным заболеванием — аллергией, инфекцией или новообразованием.

Что делать? За точным диагнозом, как и методом лечения — к врачу.

Невралгия тройничного нерва

Вы распознаете эту боль как короткую, но мучительную вспышку, которая возникает в любой области лица совершенно внезапно. Интервал приступа от 10 секунд до 2 минут, и никакие таблетки не помогут — нужно просто переждать. Мышцы лица могут судорожно и неконтролируемо сокращаться, а точки боли мигрировать от приступа к приступу.

Так поражается тройничный нерв из-за кариеса, стоматита и даже неправильного прикуса. Потенциально никто не застрахован от таких приступов. Боли идут снизу челюсти, в области шеи и подбородка, если задета нижняя челюстная ветвь, а если отдает в область носа, то еще и верхняя челюстная.

Самые сильные боли появляются, когда задействована еще и глазная область вместе с висками, лбом и бровями.

Что делать? Срочно идти к врачу, потому что причины заболевания могут быть очень разными — стоматологические заболевания, подорванный метаболизм, аневризм сосудов головного мозга и другое.

Кластерная головная боль

Это та самая боль, из-за которой люди готовы пойти на суицид — такая она невыносимо болезненная. По ощущениям похожа на процесс прокалывания глаза изнутри. Кластерная боль концентрируется всего в одной точке на лице, чаще это лоб или глаз. Сопровождается покраснениями глаз, заложенностью носа, усиленным потоотделением. Приступы от 15 минут до 2 часов приходят серийно — 2-3 раза в день на протяжении недель или месяцев, а затем отступают на несколько лет. Обострения выпадают на демисезон, и по статистике чаще страдают мужчины.

Что делать? Вести здоровый образ жизни, пройти поведенческую терапию и пить таблетки после обсуждения с врачом.

Кофеиновая игла

Мы уже упоминали про абузусную головную боль, которая возникает в случае отказа от привычных таблеток. То же самое происходит с организмом при отказе от любого другого "наркотика" — кофе, газировки или чая. На резкий отказ от таких допингов организм реагирует пульсирующими головными болями в височных областях, слабостью, раздражением, рассеянностью, тревогой, страхом, нарушением сна и тошнотой.

Что делать? Вместе с соблюдением сбалансированной диеты с исключением вредных продуктов попробуйте фитотерапию и кинезиотерапию.

Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.

Порочный круг

Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как "тупая", "давящая", "распирающая" или "сжимающая" наподобие тесной шапки или шлема.

Ее предвестники - тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.

Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.

Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно. В общем, порочный круг.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль - это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете - невозможность добиться успехов.

Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.

Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.

С чего начать

Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый - оптимизировать нагрузки, второй - с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.

Итак, ваш первый шаг:

Учебные нагрузки придется пересмотреть. Исходите из правила приоритета. Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо хотя бы на время отказаться. Для вас главное - успехи ребенка в музыке, спорте или знание китайского? Тогда не обращайте внимания на тройки в школе. Но, как показывает практика, чаще всего бывает достаточно отказаться лишь от "китайского", то есть не загружать ребенка тем, что ему не так уж нужно и что трудно дается.

Вам кажется, что ребенок ленится, а он утверждает, что ему тяжело? Самостоятельно этот спор вы разрешить не сможете. Ребенок - всегда заложник родительских амбиций. Но те надежды, которые мы на детей возлагаем, часто оказываются для них непосильной ношей. Обратитесь к психологам, у них есть методики, чтобы определить, не предъявляете ли вы к наследнику завышенные требования, и есть схемы, которые помогут вам преодолеть конфликт.

Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать "разгрузочный" день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не ходите в кино или в театр, не разрешайте весь день сидеть у телевизора. Вечером приготовьте уроки на следующий день. Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но "разгрузочные" дни не стоит устраивать слишком часто и принимать решение об их проведении должны только вы лично, иначе рискуете постоянно выслушивать: "А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую".

Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три непреложных правила:

    1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.

2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.

3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.

Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления - и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.

Учимся расслабляться

Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг - приступать к лечению.

В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно "поймать". Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.

И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.

Прямая зависимость

Чем больше у ребенка неврологических проблем - у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию - тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.

Тревожный симптом

Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:

Ребенок от боли запрокидывает голову.

Резкая головная боль возникла на фоне заболевания.

Боль уменьшается при изменении положения головы.

Голова болит утром и сопровождается рвотой.

На фоне головной боли ребенок ощущает головокружение, у него нарушены координация движений, зрение или слух, он апатичен или, наоборот, сильно возбужден.

Голова заболела впервые в жизни.

Головная боль возникает при физической нагрузке.

Ваш ребенок говорит, что ТАК голова у него еще никогда не болела.

Скорее всего, у вас головные боли напряжения. Это один из частых и самых неприятных видов головной боли. Они возникают после напряжённой умственной работы, или при работе, связанной с длительным нахождением за компьютером. Справиться с ними довольно легко, болеутоляющие препараты действуют эффективно, но голова болит с завидной регулярностью, и при этом может возникнуть слабость, усталость, немотивированное раздражение.

Причины головных болей напряжения

То, что после работы или учёбы болит голова, возникают усталость и слабость, вызвано целым рядом причин:

  • Информационная перегрузка
  • Эмоциональная перегрузка
  • Зрительное перенапряжение при работе за компьютером
  • Проявление стресса при интенсивной работе.

К этим факторам могут добавляться и другие: недосыпание, нарушение режима питания, употребление недостаточного количества жидкости, работа в плохо проветриваемом душном помещении, курение.

Информационная перегрузка

К ней может присоединиться слабость – это может быть связано с недостатком физических нагрузок, и с нарушениями в питании, ведь большое потребление мозгом глюкозы во время работы должно компенсироваться её поступлением с пищей. Боль может быть локализована в различных зонах головы, но чаще всего – в височной или лобной области. Интенсивность боли может меняться, возможен её очень резкий, пульсирующий характер. Она может пройти сама после отдыха, или потребовать приёма обезболивающих препаратов.

Эмоциональная перегрузка


Умственная деятельность связана не только с работой с информацией, но и со значительными эмоциональными нагрузками. Эмоциональное возбуждение вызывает повышение количества адреналина и серотонина, которые мобилизуют ресурсы организма, помогают сделать интеллектуальный труд более эффективным, но вместе с тем запускают механизм стресса, и после фазы мобилизации наступает фаза истощения, в которую болит голова и развивается слабость. Боль при эмоциональной перегрузке не имеет чёткой локализации, может охватывать всю голову и быть достаточно интенсивной. Против этого типа болей эффективно сочетание болеутоляющих и успокоительных препаратов.

Зрительное перенапряжение при работе с компьютером

О работе с компьютером и головной боли после неё стоит упомянуть отдельно. Компьютер стал рабочим инструментом людей различных профессий, и работа с ним – неотъемлемая часть умственного труда.

Поэтому причин того, почему болит голова после работы за компьютером, может быть несколько:

  • Во-первых, это уже перечисленные информационная и эмоциональная перегрузка, которые возникают всегда при умственной работе и никак не связаны с компьютером
  • Но, во-вторых, экран компьютера, в отличие, например, от страниц книги, подвержен эффекту мерцания. Суть его состоит в том, что изображение на экране постоянно обновляется, при этом экран мерцает с очень высокой частотой. Для мозга эта частота незаметна, но тем не менее она намного увеличивает нагрузку на глаза во время работы за компьютером. Производители компьютерных и телевизионных экранов стараются минимизировать этот эффект, но полностью устранить его пока не удалось.

Проявление стресса

Головная боль как проявление стресса имеет много общего с эмоциональной и информационной перегрузкой. В этом случае голова болит из-за того, что избыток раздражителей становится настолько большим, что превращается в стрессовый фактор, а эмоциональное напряжение заставляет выделяться большие количества адреналина. Возникающее в фазу мобилизации повышение артериального давления может стать причиной головной боли, а в фазу истощения боль и слабость – следствие того, что головной мозг потратил очень много ресурсов на преодоление стрессовой ситуации.

Головной мозг, как и любой другой орган, устаёт после интенсивной работы, и симптомы его усталости – головная боль, слабость и плохое настроение. Универсальных рецептов того, как избавиться от такого явления, не существует. Рекомендация сменить род деятельности далеко не всегда будет уместной. Но понимание того, почему так происходит, может помочь более рационально распределить нагрузки и снизить частоту возникновения головной боли напряжения.

Современные разработки и достижения в области томографии и нейробиологии помогли ученым разобраться, какие же процессы происходят в головном мозге человека при изучении иностранного языка.

В настоящее время магнитно-резонансная томография (МРТ) может определить не только нарушения сердечного ритма или необходимости операции органов, но и раскрыть процессы, происходящие в головном мозге при изучении и понимании иностранных слов.
Исследования результатов МРТ показали, что изучение иностранного языка приводит к видимым изменениям мозга.

Так, проводился эксперимент шведскими учеными, где молодые военные новобранцы делились на 2 группы. Одни изучали иностранные языки (арабский и русский), другие проводили изучение не по специальности иностранных языков. Результаты МРТ показали, что определенные области головного мозга у новобранцев, изучающих языки, увеличились в размерах. В то время как у другой группы никаких изменений не наблюдалось. В то же время замечено, что у студентов, которые имели более лучшие результаты в изучении иностранных языков своей группы, увеличение головного мозга происходило в больших темпах.
Другими словами, успеваемость и легкая обучаемость влияют на развитие (физическое) головного мозга.

Также результаты МРТ показывают, какие части головного мозга активны при выполнении определенного задания.
Например, в английской языке есть звуки “r” и “l” , в то время как в японском данные звуки не существуют по отдельности. Вместо этого есть языковая фонема, которая объединяет в себе оба звука. Поэтому японцам очень трудно говорить и воспринимать английские слова, содержащие данные звуки (river и liver).

Таким образом, результаты МРТ показали, что при восприятии английских слов, в котором содержится один из этих звуков, у японцев активизируется только одна область мозга, в то время как у англоязычных людей — две, отвечающие за восприятие двух разных звуков.

При проведении еще одного эксперимент группа подопечных была разделена на 2 категории. Одна изучала иностранный язык с помощью учебников, грамматических правил, другая была помещена в языковую среду. Через 6 месяцев вторая группа в процессе тестирования показала результаты намного выше, чем первая. А процессы в головном мозге напоминали процессы, характерные для носителей изучаемого языка.

Таким образом, можно сделать вывод, что взрослым людям выучить иностранный язык будет проще, если их погрузить в языковую среду, и она будут его изучать с самых азов подобно детям. После чего выучить грамматику уже не составит большого труда.
У людей, кто владеет несколькими языками, наблюдается лучшая память, гибкость мышления, когнитивная креативность.


Все мы рождаемся приблизительно одинаковыми. Но вот насколько будут развиты наше тело и мозг — зависит только от нас. С помощью тренировок можно не только развить свою память, но и повысить коэффициент интеллекта — IQ.

Представьте, что ваш мозг — это мышца. Начинайте тренировки с малого, постепенно увеличивая нагрузки. Учёба — тоже спорт, и правила здесь действуют те же: планомерность и регулярность. Именно поэтому детям в младшей школе задают учить небольшие стихи наизусть — это один из самых распространённых способов тренировки памяти.


Общеизвестный факт, что мозг билингв развит лучше, чем мозг тех, кто всю жизнь говорит на одном языке. Изучая немецкий язык, вы не просто запоминаете отдельные слова или фразы, вы составляете предложения, учитывая все грамматические правила – артикли, падежи, склонение, управление глаголов и временные формы. Выстраивая в голове ту или иную фразу, вы словно решаете задачу, благодаря чему задействуются сразу несколько участков мозга.

Таким образом, изучение немецкого языка имеет сразу два огромных плюса:

  • улучшение памяти;
  • тренировка мозга (а это полезно в любой сфере деятельности).

Примером тому может послужить известная переводчица-синхронистка Като Ломб, которая даже в 90 имела ясный ум и отличную память. Скептики могут сказать, что человек с изначально плохой памятью не сможет выучить ни одного иностранного языка и к этому нужно иметь предрасположенность едва ли не с рождения.

Но задумайтесь вот над чем: изучение языков задерживает развитие болезни Альцгеймера на 4-5 лет. Постоянная тренировка памяти и применение знаний на практике помогают поддерживать клетки мозга в рабочем состоянии, благодаря чему это страшное заболевание развивается не столь стремительно.


Может ли от интенсивного изучения немецкого языка болеть голова? Ответ — да. Сильные и внезапные нагрузки на мозг действительно могут вызывать сильные головные боли, которые, к слову, не снимаются обезболивающими препаратами.

Тогда может, немецкий язык — это действительно не ваше, и нужно прекратить занятия? Ответ — нет.

Представим, что вы решили заняться фигурой и пошли в спортзал. Не составив график и не обсудив с тренером интенсивность ваших тренировок, вы отзанимались на тренажерах целый час. А на следующий день не смогли встать с кровати, так сильно болели мышцы.

То же самое происходит с мозгом. Мигрень — сигнал того, что вы делаете что-то неправильно.


Перед тем, как изучать немецкий, определите свой уровень языка. Изучающему с нуля нужно приступать к урокам постепенно, расширять словарный запас самой простой и наиболее употребляемой лексикой. Если же вы уже изучали немецкий язык в школе или на языковых курсах, нагрузка для вас будет немного выше.

Наши репетиторы помогут определить ваш уровень языка, и рассчитают нагрузки на своих онлайн уроках таким образом, чтобы вы чувствовали себя наиболее комфортно, но при этом ощущали, как растёт ваш уровень немецкого.


Чтобы поддерживать свои мышцы в идеальном состоянии, помимо тренировок нужно сбалансированное питание. То же самое относится и к мозгу.

Итак, продукты, которые улучшают память — это:

  • шоколад (не менее 70% какао);
  • чай.

Чёрный шоколад поможет дольше сохранить бодрость и позволит усвоить большое количество информации. В этом его роль сравнима с кофе. Молочный, наоборот, снимет нервное напряжение, а пара кусочков перед сном поможет уснуть.

Чай также повышает мозговую активность, выравнивает давление и тонизирует. Однако положительный эффект пропадает после 4-5 чашек. Помните, что этими продуктами нельзя злоупотреблять. Всё хорошо в меру.

Улучшение памяти – мотивация для тех, кто заботится о своём здоровье и хочет поддерживать ясный ум даже в преклонных летах.

Изучение немецкого языка — отличный способ потратить своё свободное время с пользой.

Изучение немецкого языка и возраст

Самостоятельное изучение немецкого языка: времена

Как преодолеть языковой барьер

Словарный запас при изучении немецкого языка

Мотивация в изучении немецкого языка

Жилье в Германии на время обучения

Привет! Меня зовут Мария, и когда-то я, как и все, страдала над английским. Мне очень тяжело давался язык: сотни грамматических правил, которые писал, кажется, автор технических инструкций для ракетных установок с единственной задачей — запутать еще больше. Спустя годы я таки выучила английский и решила стать тем учителем, которого так мне не хватало.

Иногда мне кажется, что английский со мной всю жизнь. Начинала я учить язык, как и все, со старого зеленого учебника Плахотник еще в школе. Затем на факультете филологии в универе. После этого я работала в Америке и даже стажировалась в Оксфорде (поэтому не понаслышке знаю разницу между американским и британским английским). Сейчас же я живу и преподаю в Израиле. И могу сказать, что лучше всего я разобралась во всех нюансах тогда, когда начала сама его преподавать.

  • Используйте карточки. С их помощью можно выучить не только много слов, но и целые предложения и выражения. Вы можете сделать их самостоятельно: на одной стороне пишите незнакомое слово, а ниже контекст, в котором оно используется; с обратной стороны запишите перевод. Я же для своих студентов делаю специальные карточки с озвучкой, которые можно прослушать в приложении.
  • Времена Simple простые, и это главное, что вам нужно запомнить. Present Simple — действие просто происходит; Past Simple — действие просто произошло; Future Simple — действие просто произойдет. Здесь нет никаких лишних деталей.
  • Времена Continuous — длительные времена, то есть везде у глагола будет окончание -ing. Present Continuous — настоящее длительное; Past Continuous — определенный продолжительный момент в прошлом; Future Continuous — определенный момент в будущем. Главное — запомните, что все действия длительные!
  • Времена Perfect —все действия завершены. Present Perfect — действие завершено к настоящему моменту; Past Perfect — действие было завершено к определенному моменту в прошлом; Future Perfect — действие будет завершено к определенному моменту в будущем.
  • Времена Perfect Continuous — для настоящих заучек английского.Present Perfect Continuous — действие всегда началось уже заранее и длится в определенный момент в настоящем времени; Past Perfect Continuous — началось в прошлом и длится в определенный момент в прошлом; Future Perfect Continuous — начнется за какой-то период и будет происходить в определенное время в будущем.

Непостижимым временем для тех, кто изучает английский, почему-то является на самом деле простое Present Perfect Continuous. Мне кажется, что все путаются в названиях и из-за этого мозг отключается.

Я всегда говорю, что лучше всего запомнить Present Perfect Continuous через похмелье. Вот представьте, что у вас утром болит голова от того, что вы не просто выпили, а пили всю ночь, то есть от самого процесса. Вы имеете результат от совершенного действия в прошлом: You have been drinking, so you have a hangover.

Да, вы точно будете speak English! Главное — запомните, что английский может выучить любой, если перестанет перекладывать ответственность на школу, репетиторов или курсы. Неважно, гуманитарий вы или технарь, сколько вам лет и учите вы сами или с преподавателем. Поставьте себе цель и уверенно к ней идите!

18 твитов от людей, которые смотрят на мир сквозь призму самоиронии и сарказма

12 бестактных фраз, которые слышит каждая женщина, и как с юмором на них реагировать

13 фактов, которые перевернут представление о сказках вашего детства

20+ зданий, которые немного переделали — и теперь они служат совсем для иных целей

17 случаев, когда чувство ревности напрочь отключило у людей рассудок

Можно спорить на миллион, что таких вещей, как на этих 18 фото, вы никогда не видели

16 доказательств того, что работа волонтера в приюте для животных — сложное, но благодарное дело

10 звезд, которые заслуживают оваций за умение реагировать на награды

20+ животных, которые приготовили людям сюрприз

Откровенный рассказ Евгения Гришковца о том, как ему было тяжело учиться в школе с дислексией

15 доказательств, что семейная жизнь и скука абсолютно несовместимы

Как сложилась судьба талантливых женщин, чьи заслуги присвоили мужчины

12 новогодних фильмов, которые созданы для того, чтобы согревать душу холодными зимними вечерами

9 деталей внешнего вида, которые могут испортить впечатление о нас за долю секунды

Olga Kozar Englishwithexperts4

Другие интересные вопросы и ответы

Вот почему когда долгое время изучаешь английский язык, то появляется чувство, что знаешь всё меньше и меньше? Ведь в самом начале, когда совершались первые шаги в изучении языка, наоборот казалось, что с каждым днём знаний становится всё больше.

Хороший вопрос. Мы когда-то обсуждали его в кругу преподавателей английского языка и выяснили, что это явление закономерное и часто встречающееся, а стало быть, вполне нормальное.

Попробую объяснить его суть в двух словах. Представьте, что Вы начали изучать иностранный язык практически с нуля и выучили 100 абсолютно новых слов. Какие у Вас будут ощущения от этого достижения? Близкие к эйфории – ещё бы, ведь до этого Вы практически ничего не знали и не умели, а теперь знаете и умеете в 100 раз больше!

А теперь представьте, что Вы уже владеете языком в объёме 3000 слов и опять выучили 100 слов, стало быть, теперь знаете 3100. Будете ли Вы снова испытывать эйфорию от этого? Врядли – 3000 и 3100, разница не такая уж ощутимая. Скорее всего, наоборот, Вы будете чувствовать некую неудовлетворённость своими результатами, с психологической точки зрения вполне понятную и объяснимую.

Не только у Вас, у других изучающих иностранные языки тоже возникают подобные переживания, поэтому относитесь к этому спокойно и продолжайте заниматься английским – всё нормально! Причин для беспокойства нет!

Всего 10 ответов.

Я, вот, не совсем в тему отвечу, но расскажу, как я учил английский.

Чтобы освоить что-то дальше школьного курса и заодно подтянуть забытое я пользовался бесплатными онлайн-сервисами по изучению английского — LinguaLeo и DuoLingo. Можно также проходить со смартфона в метро или перед сном.

Когда же я прошёл несколько курсов и сдал основы у меня уже была база из правил и какой-никакой словарный запас. Далее я поступал проще — находил в библиотеке книгу по изучению английского языка. Не словарь или пособие, а книгу с художественным или публицистическим текстом на английском языке (чаще всего попадался simple english). Ну и, собственно, читал, когда выдавалось свободное время, в одной руке держа книжку, а в другой — переводя непонятные слова в переводчике. Если не понимал, сверялся с оригиналом (обычно прилагается).

Это очень интересный опыт, потому что это подтянуло мой английский куда более сильно, чем зубрёжка правил. Их я уже много позабывал, однако интуитивное восприятие выработалось. Мне, например, никогда не давался полный список неправильных глаголов или таблица с использованием отрицательных префиксов, но после прочтения трёх небольших книжек я уже не путаюсь во временах или видах условных предложений.

UPD: Ещё мой друг посоветовал свой опыт — смотреть англоязычных блоггеров (чтобы понимать на слух) и заодно найти человека, говорящего по-английски, который учит русский, связаться с ним с Скайпе и, так сказать, обмениваться знаниями. Я этого не делал, но уверен, что такая взаимопомощь очень ценна как опыт. Искал он через английский гугл что-то вроде “how to learn russian, forums” и непосредственно там связывался.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.