Проблема пациента головная боль сестринский процесс

Приоритетная проблема: головная боль в затылочной области.

Сестринский диагноз: головная боль в затылочной области вследствие повышенного артериального давления.

Краткосрочная цель: у пациента уменьшится головная боль через 4 дня лечения.

Долгосрочная цель: у пациента не будет головной боли к моменту выписки.

План сестринских вмешательств

План Мотивация
Независимые вмешательтва 1. Создать физический и психический покой. Для уменьшения действия раздражителей на ЦНС
2. Обеспечить основной вариант стандартной диеты с ограничением соли до 5 г/сут. Для снижения АД
3. Обеспечить возвышенное положение в постели. Для уменьшения притока крови к головному мозгу и сердцу.
4. Провести беседы с пациентом: об устранении факторов риска (избыточный вес, соблюдение диеты, устранение вредных привычек), о значении систематического приёма гипотензивных препаратов и посещения врача. Для нормализации АД и профилактики осложнений.
5. Обучить пациента и его родственников определению АД, распознаванию первых признаков гипертонического криза и оказанию первой доврачебной помощи при гипертоническом кризе. Для динамического наблюдения и профилактики осложнений.
6. Контролировать суточный диурез и водный баланс. Для выявления задержки жидкости организме.
7. Обеспечить доступ свежего воздуха путём проветривания палаты по 20 минут 3 раза в день. Для обогащения воздуха кислородом.
8. Вести наблюдение за состоянием пациента, внешним видом, величиной АД. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
Взаимозависимые вмешательства 1. Подготовить пациента и собрать биологический материал на лабораторное исследование: общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови. Для диагностики состояния пациента
2. Подготовить пациента и сопроводить его на инструментальные исследования (ЭКГ, ЭхоКГ, мониторирование АД). Для диагностики состояния пациента.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить правильный и своевременный приём антигипертензиных препаратов (диуретики, ингибиторы АПФ, антагонисты кальция, бета-адреноблокаторы) по назначению врача. Для эффективного лечения.

Приоритетная проблема: задержка жидкости (отёки, асцит).

Сестринский диагноз: задержка жидкости (отёки асцит) вследствие повышения давления в большом круге кровообращения.

Краткосрочная цель: у пациента уменьшится отёки на нижних конечностях и размеры живота к концу недели.

Долгосрочная цель: пациент демонстрирует знания о диете, подсчёте суточного диуреза к моменту выписки.

План сестринских вмешательств

План Мотивация
Независимые вмешательства 1. Обеспечить основной вариант стандартной диеты с ограничением соли до 5 г/сут.и жидкости (суточный диурез +400 мл). Для уменьшения отёков.
3. Обеспечить взвешивание пациента 1 раз в 3 дня. Для контроля уменьшения задержки жидкости в организме.
4. Контролировать суточный диурез и водный баланс Для контроля динамики отёков.
5. Обеспечить доступ свежего воздуха путём проветривания палаты по 20 минут 3 раза в день. Для обогащения воздуха кислородом
6. Обеспечить уход за кожей и слизистыми. Для профилактики пролежней.
7. Провести беседы с пациентом: о необходимости соблюдения диеты, постоянного приёма лекарственных препаратов (сердечных гликозидов, диуретиков, ингибиторов АПФ). Для предупреждения ухудшения состояния пациента и возникновения осложнений..
8. Обучить пациента и его родственников определению АД, пульса и контролю суточного диуреза, водного баланса. Для контроля состояния пациента и раннего выявления осложнений.
9. Вести наблюдение за состоянием пациента, внешним видом, пульсом, АД. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
Взаимозависимые вмешательства 1. Подготовить пациента и собрать биологический материал на лабораторное исследование: общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови. Для диагностики состояния пациента
2. Подготовить пациента и сопроводить его на инструментальные исследования (ЭКГ, ЭхоКГ). Для диагностики состояния пациента.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить правильный и своевременный приём лекарственных препаратов (диуретики, ингибиторы АПФ, антагонисты кальция, бета-адреноблокаторы, сердечные гликозиды) по назначению врача. Для эффективного лечения.
2. Проводить оксигенотерапию 3 раза в день по 30 минут (по назначению врача) Для уменьшения гипоксии.


Приоритетная проблема: одышка.

Сестринский диагноз: одышка вследствие повышения давления в малом круге кровообращения.

Краткосрочная цель: у пациента уменьшится одышка через 3 дня лечения.

Долгосрочная цель: у пациента не будет одышки к моменту выписки.

План сестринских вмешательств

Мигрень – заболевание проходящее с приступами сильнейшей боли, нарушением зрения, светобоязнью, реакцией на резкие звуки, тошнотой до рвоты.

Приступы мигрени отличаются от проявлений классической головной боли. Она имеет нарастающий характер, появляться с одной стороны черепа.

Во время планирования сестринской помощи при мигрени необходимо учитывать всю специфику протекания заболевания, а также состояние больного.

Сестринское дело

Медсестра разрабатывает шаги для улучшения состояния пациента.

Желание уменьшить боль — основная причина обращения человека за помощью к врачу специалисту. В лучшем случае полностью избавиться от неё.

Основные задачи медицинского ухода:

  • создание комфортных условий пребывания в лечебном учреждении,
  • восстановление после проявления мигрени,
  • уменьшение негативного влияния во время болезненных ощущений.

Определение целей сестринского ухода

Основная цель плана ухода за больным — решение его проблем.

Дискомфорт от головной боли – большая проблема для человека. Медицинской сестре необходимо помочь больному пережить её. Также восстановить эмоциональное состояние, избежать развития депрессии.

Вначале проводят анализ проблем, которые уже существуют. Следующий шаг – разработка лечения совместно с врачом специалистом.

Основные проблемы при приступе мигрени:

  • головная боль и дискомфорт,
  • светобоязнь,
  • невозможность найти комфортное положение тела,
  • реакция на запахи,
  • реакция на звуки,
  • бессонница,
  • нехватка воздуха,
  • беспокойство,
  • приступы тошноты,
  • рвота,
  • нарушение зрения,
  • субфебрильная температура,
  • продолжительность приступа.

Первичная оценка боли

Все имеют свой болевой порог, переносят приступ по-разному.

Основным методом оценки болевых ощущений является:

  • описание ощущений самим пациентом,
  • выявление возможных причин,
  • анализ наблюдения за реакцией человека на боль.

Необходимо установить локализацию боли. Собрать сестринский анамнез:

  • возможная причина и время появления мигрени,
  • длительность
  • что способствует усилению или ослаблению проявлений.

Выделают несколько способов оценки, которые помогут улучшить сестринское вмешательство:

  • вербальная шкала для определения интенсивности болевых ощущений (от 0 до 4 баллов) — помогает определить, отсутствуют в состоянии покоя болевые ощущения или нет,
  • простейшие линейки со шкалой от 0 (нет) до 10 (непереносимая боль) — получаем информацию не вербально,
  • визуальная таблица оценки (удобна для детей),
  • таблица градации и характеристики болей – даёт более полное описание ощущений,
  • карты самооценки болевых ощущений,
  • информация о предыдущих состояниях.

Медицинская сестра выполняет назначения врача

Изменения в поведении указывающие на проявления мигрени:

  • пациент побледнел,
  • участилось дыхание,
  • поднимается артериальное давление,
  • усилилось потоотделение,
  • слышен скрежет зубами,
  • больной закусывает губу,
  • морщит лоб,
  • плачет или стонет,
  • отказывается от еды,
  • принимает вынужденное положение.

Наблюдение за состоянием больного, правильная оценка болевых ощущений помогает разработать назначения врачам для эффективного лечения, оказания своевременной помощи.

Сестринские вмешательства

Все сестринские вмешательства и лечение выполняются после получения необходимой информации от врача.

Основные задачи ухода:

  • обеспечить больному физический и психический покой,
  • провести лекарственную терапию для купирования приступа мигрени (анальгетики, нестероидные противовоспалительные препараты, препараты спорыньи, группа триптанов),
  • устранить зрительные, слуховые раздражители (затемнение помещения, покой),
  • оказать помощь при приступах тошноты или рвоты (снять зубные протезы, повернуть голову набок),
  • сделать лёгкий массаж шеи или затылка (с ментоловым карандашом),
  • поставить горчичники к стопам или икроножным мышцам, тёплые ванны для рук, ног (можно горячие),
  • провести тугое перевязывание головы,
  • сделать горячие или холодные компрессы,
  • гарантировать питание в соответствии с потребностями человека (более крепкий чай или кофе).

Во время ремиссии назначают физиотерапию, акупунктуру, техники расслабления, снятия напряжения, гипноз.

Оценка результатов сестринского вмешательства

Анализ работы медицинской сестры помогает оценить результаты лечения и ухода.

Основным критерием оценки является ответ на вопрос — решилась ли проблема пациента. Анализируется степень правильности разработанных шагов, их эффективность.

Для оценивания используют:

  • шкалу характеристик ослабления (от А до Д) – показывает уменьшение боли до терпимой или полное исчезновение,
  • шкалу успокоения (от 0 до 4) – показывает эффективность лечения препаратами.

Необходимо провести разъяснительную работу по профилактики мигрени с её осложнениями. Научить оказывать помощь себе самостоятельно. Помочь человеку привыкнуть к новому образу жизни.


Диагностика мигрени: как определить мигрень по МРТ или ЭЭГ


Почему возникает абузусная головная боль?


Как лечить мигрень у мужчин и причины ее появления


Мигренозный статус: причины, симптомы, лечение и профилактика


Почему не помогают таблетки от головной боли?

Проблемы ограничения (видоизменения) привычной жизни пациента: двигательная активность, общение, работоспособность, отдых, здоровье и т.д.

Определение целей сестринского ухода и возможных сестринских вмешательств при боли

При наличии боли у пациента главной целью сестринского ухода является облегчение ощущения боли и страданий пациента. При хронической боли – помочь пациенту превозмочь боль.

· правильное проведение лекарственной терапии по назначению врача,

· отвлечение внимания от боли,

· изменение положения тела пациента,

· применение холода или тепла,

· обучение пациента различным методикам расслабления, растирания, легкого поглаживания места локализации боли.

Оценка результатов сестринского ухода при боли

Для проведения итоговой оценки успешности сестринских вмешательств необходимы объективные критерии:

· боль полностью исчезла,

· боль почти исчезла,

· боль значительно уменьшилась,

· боль уменьшилась слегка,

· нет заметного уменьшения боли.

Вопросы для повторения:

1. Дайте понятие боли.

2. Какие виды болей различают?

3. Дайте характеристику видам болей.

4. На что необходимо обращать внимание медсестре, при первичной оценке боли.

5. Какие проблемы могут возникнуть у пациента, связанные с болью.

6. Каковы цели сестринского ухода и возможные сестринские вмешательства при боли у пациента.

7. По каким критериям можно оценить эффективность сестринского ухода при боли у пациента.

Список использованных источников и литературы

Обязательные для подготовки к занятию литературные источники

Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники

4. Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф.Энгельс.- 2-е изд., Т.3. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. – 896 с.

6. Обуховец, Т.П. Основы сестринского ухода: учебное пособие / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.–448 с.

7. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕составитель С.Е. Хвощева. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001. – 123 с.

8. Романюк, В.П. История сестринского дела в России / В.П. Романюк, В.А. Лапотников, Я.А. Накатис. – СПб.: С-Пб. ГМА, 1998.-345 с.

9. Сестринский процесс: учебное пособие/под общей ред. проф. Г.М.Перфильевой. – М.: ГЭОТАРМЕД, 2001.- 123 с.

10. Справочник медсестры по уходу за больными.-М.: Медицина, 2011.-654 с.

11. Теория концептуальной модели сестринского дела : учебное пособие/под общей ред. проф. Г.М.Перфильевой. – М.: ГЭОТАРМЕД, 2001.-208 с.

12. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Гуро. – М. : Инфра-М, 2004. – 578 с.

13. Шпирина А.И., Коноплева Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.И. Шпирина, Е.Л. Коноплева, О.Н. Евстафьева. - М.: ВУНМЦ, 2002. – 54 с.

14. Этический кодекс медицинской сестры России. – МАМС, 1996.-15 с.

15. Яромич, И.В. Сестринское дело: учебное пособие / И.В. Яромич. – Мн.: Высшая школа, 2007.– 464 с.

Периодические издания

16. Алифанова, Л.И., Карта сестринского наблюдения за пациентом как модель сестринского процесса / Л.И. Алифанова, Е.П. Карцева //Медицинская помощь. 1997. - № 6. - С.21.

17. Башкардина, Г.Н. Новое в подготовке специалистов сестринского дела / Г.Н. Башкардина //Медицинская помощь. 1996. - № 2. - С.23.

19. Бодалев, А.А. О перспективах использования идей А.Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии / А.А. Бодалев //Мир психологии.1998.- № 2. - С.217.

20. Двойников, С.Н. Организация сестринского процесса у больных с хирургическими заболеваниями / С.Н. Двойников, Л.А. Карасева //Медицинская помощь. 1996. - № 3. - С.17.

Приложение

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 394 ;

Профессия медицинской сестры обладает целым рядом особенностей. Но прежде всего она представляет собой определенный процесс взаимодействия с врачами и пациентами. Что же является предметом труда для этой категории среднего медицинского персонала? Вся деятельность медсестры направлена непосредственно на больного. При этом конечной целью всех мероприятий является выздоровевший пациент.


Сестринский процесс при заболеваниях сочетает в себе лечебно-диагностические методы и личностные отношения. Именно поэтому на первый план выдвигаются нравственные и психологические аспекты этой категории работников. Медицинские сестры должны уметь чувствовать и понимать, что угнетает и беспокоит человека, реализуя комплексный подход к пациенту. Это требует от представителей данной профессии знания не только в медико-биологической, но и в психологической области.

Понятие сестринского процесса

На сегодняшний день в медицине существует особая наука, предполагающая выполнение действий, направленных на использование среды, окружающей пациента, для его выздоровления. Это и есть сестринский процесс. Он основывается на знаниях естественных и гуманитарных наук, таких как медицина и биология, социология и психология.

Медсестра, исполняя возложенные на нее профессиональные обязанности, должна принять на себя ответственность и действовать в рамках своих полномочий. При этом у нее возникает необходимость в производстве планирования и в оказании помощи. Немаловажен и сестринский процесс в реабилитации пациента после перенесенной болезни.


Организм пациента восстанавливается и поддерживается во многом благодаря именно сестринскому процессу. И это требует от среднего медицинского персонала не только отличной технической подготовки. Огромную роль в данном вопросе играет и умение медсестры работать с личностью пациента, а также творческое отношение к выполнению своих обязанностей.

Основные этапы

Методика сестринского процесса включает в себя выполнение определенных действий. Это пять этапов, которые средним медицинским персоналом должны быть пройдены последовательно:

  1. Прежде всего, важно провести сестринское обследование. Оно представляет собой сбор информации, указывающей на состояние здоровья больного. Это первый этап сестринского процесса. Эти данные могут иметь как субъективный, так и объективный характер. В первом случае такая информация включает в себя психологические и физиологические, а также социальные факторы, касающиеся пациента и окружающей его среды. Ее предоставляет сам больной, а также его родственники во время проведенного опроса. Благодаря объективному методу можно дать оценку различных параметров человека, относящихся к его внешнему виду, состоянию сознания и т. д. Эти данные получают при физическом обследовании пациента. Конечным итогом проведения первого этапа сестринского процесса служит документирование имеющейся информации. При этом создается сестринская история болезни, являющаяся юридическим протоколом.
  2. На втором этапе работы среднего медицинского персонала устанавливаются проблемы пациентов. Это дает возможность сформулировать сестринский диагноз. Все проблемы пациента делят на две категории. Это существующие и потенциальные. К первым из них относят те, которые доставляют дискомфорт человеку в настоящее время. Потенциальные же пока не существуют, однако их вероятность возникновения крайне высока. Помимо установления этих двух видов проблем медсестра должна уметь определить факторы, способствующие их развитию. При этом выявляются сильные стороны больного. Их используют для противостояния болезням. Однако у пациента нередко бывает сразу несколько проблем. В задачу медсестры входит определение системы приоритетов, которые классифицируются на первичные и вторичные. Первые из них относятся к тем проблемам, которые оказывают особое пагубное влияние на пациента. По окончании второго этапа сестринского процесса также должен быть установлен сестринский диагноз, который, в отличие от врачебного, не рассматривает патологические состояния человека. Он описывает реакции больного на проблемные состояния организма (ограниченность самообслуживания, коммуникативные и психологические нарушения, изменение жизненных циклов и т. д.).
  3. На третьем этапе работы с пациентом медсестра определяет свои дальнейшие цели и планирует профессиональную деятельность. При этом рассматриваются оперативные и практические задачи, выполнение которых позволит достичь результатов краткосрочного и долгосрочного характера. При формировании той или иной цели медсестре важно учесть действие или исполнение, а также критерий (время, дату, расстояние и ожидаемый результат) и условия (привлекается ли для помощи кто-либо или что-либо). Например, цель сестринского процесса: больной должен уметь вставать с кровати к 5 июля, используя помощь медсестры. После определения основных задач составляется письменное руководство, в котором перечисляются все действия, необходимые для достижения целей.


Преимущества

Сестринский процесс весьма важен в медицинской практике. Его значимость обусловлена:

  • универсальностью метода;
  • обеспечением индивидуального и системного подхода к процессу выздоровления больного;
  • широким применением стандартов профессиональной деятельности;
  • обеспечением высококачественной медицинской помощи, надежности и безопасности медицинского обслуживания;
  • вовлечением пациента и членов его семьи в процесс выздоровления.

Болевые ощущения

Что является основной причиной обращения людей в медицинские учреждения? Это, несомненно, боль. Однако данное чувство является субъективным, и у всех пациентов имеет различную эмоциональную окраску. Болевые ощущения невозможно каким-либо образом зарегистрировать. При этом их характер, оценка и интенсивность напрямую зависят от субъективного восприятия человека. Порой он по тем или иным причинам скрывает от врача боль, а порой ее сильно преувеличивает. И в том и в другом случае это грозит искажением назначаемого курса лечения.


Показатели, указывающие на то, какая боль беспокоит пациента, еще не созданы. Однако разработаны приборы, позволяющие оценить силу и характер дискомфортных ощущений. О том, какая боль по интенсивности беспокоит пациента, можно узнать и по наблюдению за различными косвенными явлениями, такими как:

  • повышение АД;
  • расширение зрачков;
  • учащение дыхания;
  • покраснение или побледнение лица;
  • подергивание мышц;
  • прикусывание губ.

Все это относится к субъективным оценкам, определяющим боль (виды боли). Сестринский процесс при боли ставит своей целью ликвидацию причин ее появления, а также облегчение страданий человека.

Многие понимают, что полностью устранить дискомфортные ощущения невозможно. Примером тому могут служить хронические недуги. В таких случаях сестринский процесс при боли будет направлен не только на проведение лекарственной терапии по предписаниям врача, но и на помощь пациенту в преодолении данного состояния. При этом возможно применение тепла или холода, растирание или поглаживание патологического участка и т. д.

Оценка боли

Каковы же методы, которые подразумевает на первом этапе сестринский процесс? При боли за отправную точку берутся субъективные ощущения самого пациента. Далее наблюдается реакция на нее. Нередко пациент указывает на достаточно большой участок, утверждая, что именно здесь он ощущает дискомфорт. На основании этого рассказа первичная оценка боли может стать неверной. Для определения ее локализации необходимо проведение более детального расспроса. При этом выясняется возможная причина неприятных ощущений, время их появления, исчезновения, продолжительность, а также усиливающие и ослабляющие факторы.


  1. Физическими, то есть являться симптомом того или иного заболевания, осложнением существующей патологии, а также быть побочным эффектом от проводимого лечения. В таких случаях дискомфортные ощущения могут привести к развитию хронической усталости и бессонницы.
  2. Психологическими. Порой боль возникает по причине гнева пациента или его разочарования в результатах лечения. В таких ситуациях человек может быть доведен до отчаяния. У него появляется чувство беспомощности и желание изолироваться от окружающего мира. При этом может возникать и постоянный страх появления боли, что вызывает ощущение тревожности. А если друзья начинают реже навещать такого человека, чтобы его не беспокоить, то он чувствует себя никому не нужным и брошенным.
  3. Социальными. Человек, поняв, что болит та или иная часть тела постоянно, осознает, что не сможет выполнять привычную для него работу. При этом появляется чувство собственной бесполезности с одновременной потерей уверенности в себе. Все это снижает качество жизни и самооценку пациента.
  4. Духовными. Постоянная и частая боль вызывает страх смерти. Особенно это присутствует у онкобольных. Появляется страх и перед самим процессом ухода из жизни. У человека возникает чувство вины перед окружающими за то, что он причиняет им волнения. В этом случае пациент теряет всякую надежду на будущее.

Интенсивность боли

В чем еще заключается первый этап, входящий в сестринский процесс? При боли важно узнать ее интенсивность. Данный показатель определяется исходя из ощущений самого пациента. При этом рекомендуется использование шкалы оценки боли в баллах. Рейтинг дискомфортных ощущений определяется таким образом:

  • отсутствие боли и при движении, и в состоянии покоя – 0 баллов;
  • небольшой дискомфорт при движении, уходящий в состоянии покоя – 1 балл;
  • умеренные ощущения боли во время движения и легкий дискомфорт в покое – 2 балла;
  • сильный дискомфорт при движении, умеренный в покое – 3 балла;
  • сильная боль в любом состоянии – 4 балла.

Информация о состоянии пациента собирается и во время наблюдений за ним. Такой метод нередко использует сестринский процесс при боли, когда нет возможности осуществлять вербальное общение с человеком. Это может быть, например, при помутнении сознания и т. д.

Пример сестринского процесса в таких случаях – это установление сильной боли по бледности кожных покровов, учащенному дыханию, повышенному потоотделению, прикусыванию нижней губы и скрежету зубами. Порой реакцией на подобное состояние является стон.

Характер боли

Что еще должна определить медсестра при оценке дискомфортных ощущений у пациента? На этом этапе работы важно уточнить виды боли, указывающие на ее характер. Например, тупая или острая, сжимающая или жгучая, колющая и т. д. Одновременно с этим необходимо выяснить у пациента, как он переносил похожую боль ранее.


По результатам первичной оценки медсестра должна сделать определенные выводы. Необходимо, чтобы они основывались не только на результатах осмотра человека и его поведении. Важно определить характер и виды боли, мучающие пациента, полагаясь на его слова и ощущения. Все это становится особенно полезным в тех случаях, когда сам человек принимает активное участие в мониторинге своего состояния. В таком случае первый этап сестринского процесса дает все предпосылки для проведения эффективных мероприятий, способствующих ослаблению боли.

Определение целей

Как протекает сестринский процесс, когда установлено, что болит и с какой интенсивностью? Главной целью ухода за пациентом в таком случае становится устранение причин, вызывающих дискомфортное состояние. Это и облегчит страдание человека.

Вмешательство медсестры

Для того чтобы достичь поставленных целей и оценить эффективность обезболивающих мероприятий, представители среднего медицинского персонала должны четко знать весь комплекс явлений, связанных с дискомфортными ощущениями. В сестринские обязанности входит контроль над правильностью применения препаратов, назначаемых врачом (под язык или через рот), а также ввод лекарственных средств (внутривенно, внутримышечно или подкожно). И здесь важно знать, как действует используемое болеутоляющее средство. Только в этом случае медсестра, совместно с пациентом, способна указать на адекватность препарата.

Оценка результатов

Насколько успешным оказалось осуществление сестринского процесса при боли? Для оценки результатов работы среднего медицинского персонала важно применить объективные критерии. Одним из них является интенсивность боли в начале и по окончании терапевтического курса. Для этого разработана специальная шкала, указывающая на характеристики ослабления дискомфортных ощущений.


В ней учитывается, как изменилась боль:

  • исчезла полностью;
  • ушла частично;
  • значительно уменьшилась;
  • заметных изменений нет.

· попросить помощника вскрыть упаковку, не касаясь катетера, и извлечь катетер;

· взять катетер вблизи кончика на расстоянии 5 - 6 см от бо­кового отверстия, а наружный конец катетера удержать между IV и V пальцами той же руки;

· слить мочу в лоток;

· присоединить шприц (с иглой или без нее - в зависимости от вида катетера) к воздуховоду;

· ввести определенное количество воздуха через воздуховод в бал­лончик, расположенный на введенном в уретру конце катетера (для фиксации катетера в уретре);

· присоединить к катетеру емкость для сбора мочи ;

· набрать в шприц Жане определенное количество антисептичес­кого раствора (в зависимости от количества выпущенной мочи);

· присоединить шприц Жане к катетеру и ввести раствор под дав­лением поршня;

· отсоединить шприц Жане от катетера: моча будет свободно вы­текать через катетер в резервуар;

· повторить действия, описанные в пунктах 16 - 18, 5 - 6 раз;

· выпустить воздух из баллончика через воздуховод с помощью шприца с иглой или без нее.

· извлечь катетер из мочеиспускательного канала;

· погрузить катетер в дезинфицирующий раствор;

· помочь пациенту придать удобное положение.

5.2. 6. Проблема: Непроизвольное выделение мочи

Наблюдается в виде недержания мочи (непроизвольное выделение мочи без позыва на мочеиспускание) и неудержания мочи (непроизвольное выделение мочи при неудержимом позыве на мочеиспускание).

Сестринские услуги при недержании мочи

(пациент находится на постельном режиме)

· оказать психологическую поддержку;

· осуществлять манипуляции по личной гигиене пациента.

· менять нательное и постельное белье по мере загрязнения;

· обеспечить мужчин стеклянным мочеприемником, женщин - резиновым судном;

· проводить профилактику пролежней;

· своевременно осуществлять смену мочеприемников и их дезинфекцию;

· для уничтожения запаха мочи в мочеприемниках использовать слабый раствор перманганата калия;

· оказывать психологическую поддержку.

· выполнить назначения врача.

5.2.7. Хроническая почечная недостаточность

В связи с нарастанием патологических процессов в почках, выделительная функция, в значительной мере, снижается и компенсируется более активным участием кожи, слизистых оболочек, пищеварительных, потовых и слюнных желез. Развивается хроническая почечная недостаточность - уремия.

Азотистые продукты и, прежде всего мочевина, выделяются через кожу (появляется серый налет), через слизистую оболочку желудка и кишечника (возникает тошнота, рвота, понос), дыхательные пути (появляется характерный уремический запах изо рта, развиваются бронхиты, ларингиты.)

Шлаки, которые откладываются на коже, вызывают раздражение, сильный мучительный зуд, появляются расчесы, в результате которых может присоединиться вторичная инфекция. На слизистых оболочках образуются изъязвления, в ротовой полости стоматиты.

За счёт интоксикации нарушается память, сон, появляется утомляемость, тупая головная боль, апатия, нарушение зрения.

Цель: облегчить состояние

· соблюдение постельного режима;

· контроль пищевого (диета № 7) и водного режима (щелочное питье);

· осуществление тщательного ухода за кожей (обтирание 2-3 раза в день содовым раствором) и слизистыми оболочками;

· оценка функционального состояния пациента (измерение артериального давления и ЧДД);

· проведение профилактики пролежней и опрелостей;

· контроль суточного диуреза (для своевременного выявления отеков);

· организация физиологических отправлений и туалета наружных половых органов в постели;

· осуществление ухода после проведения гемодиализа.

· выполнение назначений врача (промывание желудка, постановка сифонной клизмы, лекарственная терапия).

Медицинская сестра, осуществляя сестринский процесс при уходе за пациентами с нарушением функции почек и мочевыводящих путей, из всех имеющихся проблем должна выделить приоритетные проблемы, составить план мероприятий, оказать неотложную доврачебную помощь, осуществить сестринское вмешательство на высоком профессиональном уровне и оценить качество сестринских услуг. От того, насколько профессионально будет осуществлен сестринский процесс, зависит течение заболевания, выздоровление пациента и профилактика осложнений.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.