Анамнез неврозов у ребенка


Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения. Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.

МКБ-10


  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы неврозов у детей
    • Астенический невроз (неврастения)
    • Истерический невроз
    • Невроз навязчивых состояний
    • Депрессивный невроз
    • Системные (малосимптомные) неврозы
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение неврозов у детей
    • Консервативное лечение
    • Психотерапия
    • Физиотерапия
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.


Причины

Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:

  • Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
  • Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
  • Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
  • Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
  • Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).

Патогенез

Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС. У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость. При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.

Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера. У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.

Классификация

Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:

  1. Общие. В клинике присутствуют различные, в том числе неспецифические проявления. Представители группы — неврастения, истерический, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
  2. Системные. Неврозы, которые имеют ведущий симптом. Включают в себя энурез, энкопрез, заикание, расстройства аппетита и сна.

Симптомы неврозов у детей

Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.

Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.

К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.

У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.

Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.

Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо – гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.

Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез). Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.

Осложнения

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Диагностика

Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:

  • Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
  • Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
  • Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.

Лечение неврозов у детей

Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.

Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:

  • транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
  • седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
  • нейролептики, преимущественно галоперидол;
  • психостимуляторы из группы метилфенидата;
  • ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
  • поливитаминные комплексы.

Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности. Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.

Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.

Прогноз и профилактика

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.

Особенно часто диагностируются неврозы. Причём их жертвами становятся как малыши, которые ещё только в детский сад ходят, так и подростки на пороге выхода во взрослую жизнь.

Что это такое


Детский невроз — это целая группа нервно-психических расстройств, возникающих из-за постоянных стрессовых ситуаций и психотравм. Проявляет себя астенией, навязчивыми состояниями и истерией. Может сопровождаться временным снижением интеллекта и физической работоспособности. Однако при таком диагнозе отсутствуют качественные изменения психической деятельности. Поэтому данное заболевание именно в детском возрасте не отличается глубиной и относится к быстро излечимым при надлежащей психотерапевтической помощи.

Другие термины для обозначения диагноза: психоневроз, невротическое расстройство.

У детей нередко диагностируется неврозоподобный синдром, и родители ошибочно полагают, что это то же самое, что и невроз. Да, у них много общего, но есть и существенные отличия. Невроз — следствие затяжной стрессовой ситуации, которая не отпускает ребёнка. Она обусловлена внешними факторами: нехваткой родительской любви, проблемами в школе. Тогда как неврозоподобное состояние — результат внутреннего сбоя организма. Причиной становится врождённая или приобретённая патология. Это могут быть:

  • шизофрения;
  • органические поражения головного мозга;
  • хронический тонзиллит;
  • эпилепсия;
  • порок сердца;
  • следствия родовых травм и патологий беременности;
  • хронические заболевания ЖКТ, печени.

Если первое заболевание успешно и быстро лечится, то со вторым, как правило, приходится бороться всю жизнь.

Причины

Основной фактор, способствующий возникновению неврозов у детей, — затяжной стресс или постоянно повторяющаяся психотравмирующая ситуация. Причём причины такого состояния могут быть обусловлены и внешними событиями, и внутренними переживаниями ребёнка, и проблемами со здоровьем.

  • чувствительный, нервный, мнительный тип личности;
  • ошибки воспитания, неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы), нехватка родительской любви, физические наказания, постоянные скандалы родителей или их развод;
  • неудачные отношения, постоянные конфликты с окружающими, социальная дезадаптация, склонность к аутизму;
  • чрезмерные нагрузки в школе, множество дополнительных занятий;
  • неудачи в школе, неуспеваемость, авторитарный стиль преподавания;
  • повышенный уровень притязаний и ожиданий к себе и окружающим, низкая самооценка.

Когда на ребёнка постоянно давит какая-то из вышеперечисленных проблем, которую он не может разрешить в течение длительного времени, начинается невроз. Вторая предпосылка — разные, но ежедневные стрессы (вчера двойку получил, сегодня мама несправедливо наказала, завтра надо ехать на соревнования и т. д.).

  • функциональная недостаточность нейромедиаторных или нейрофизиологических систем;
  • слабый иммунитет, постоянные инфекции;
  • врождённые патологии;
  • хронические заболевания.

Выявление провоцирующего фактора является основной частью терапевтического курса, так как без его устранения лечение будет неэффективным.

Симптомы

Заметить у ребёнка невроз могут родители и учителя без специальных диагностических методик. Симптомы отличаются яркими проявлениями.

  • постоянно плохое, удручённое состояние вплоть до отчаяния;
  • нерешительность;
  • нежелание общаться с другими, социальная изоляция, стремление к одиночеству;
  • заниженная или завышенная самооценка;
  • повышенный уровень тревожности, чувство постоянного страха, развитие фобий, панические атаки, мнительность;
  • раздражительность, капризность;
  • агрессия, конфликтность;
  • плаксивость;
  • зацикленность на психотравме, навязчивые состояния;
  • обидчивость, ранимость.

Помимо этого, можно заметить признаки астении:

  • быстрая утомляемость;
  • снижение работоспособности;
  • ухудшение памяти;
  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • временное снижение IQ;
  • нетерпеливость, неусидчивость;
  • повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, резким перепадам температуры.

Всё это приводит к проблемам с успеваемостью в школе.

  • болевые синдромы разной локализации и силы: головные, сердечные, в области живота.
  • головокружение;
  • проблемы с вестибулярным аппаратом: невозможность удержать равновесие;
  • пищевые расстройства, недоедание или чрезмерный аппетит;
  • невротический энурез и энкопрез;
  • бессонница, ночные кошмары, лунатизм;
  • дефекты речи: трудность в подборе слов, заикание.

Могут также наблюдаться различные вегетативные нарушения:

  • повышенная потливость;
  • учащённое сердцебиение;
  • скачки давления;
  • диспепсические расстройства;
  • нервный кашель.

У некоторых можно заметить патологические действия невротического характера:

  • онихофагия (грызёт ногти);
  • онанизм или простое подёргивание половых органов (чаще всего мальчики);
  • трихотилломания (выдёргивание волос на голове, ресниц, бровей);
  • ритмичные раскачивания тела.

Особое внимание родители должны уделить жалобам на боль разной локализации. Ребёнок сообщает о том, что у него болит живот, или сердце, или голова, хотя нигде не ударялся, хронических заболеваний не имеет, инфекций не подхватывал. Большинство взрослых склонно игнорировать подобные сетования, объясняя всё детской фантазией и желанием привлечь к себе внимание. На самом деле это может быть один из первых и важных признаков невроза.


Тревожный

Приступообразно возникающий страх, чаще всего — в момент засыпания. Может сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте это боязнь темноты, остаться одному, какого-то фантастического существа или конкретного персонажа сказки или фильма. У младших школьников — страх школы, учителей, плохих оценок.

Невроз навязчивых состояний

Имеет два подтипа: фобический (фобии) и двигательный (обсессивный, невроз навязчивых движений), но чаще всего они идут в совокупности.

Фобический проявляется навязчивым, патологическим страхом — замкнутого пространства, высоты, собак, смерти.

Двигательный можно распознать по непроизвольным движениям: шмыганию носом, частому миганию, нервному вздрагиванию, наморщиванию носа, топанью ногами, нервному покашливанию. Усиливается при эмоциональном напряжении, во время стресса. Невротические тики чаще всего диагностируются у мальчиков в возрасте с 5 до 12 лет.

Депрессивный

Чаще всего диагностируется у подростков. Для него характерны постоянно плохое настроение, стремление к одиночеству, суицидные мысли, бессонница, потеря аппетита.

Истерический

Обычно наблюдается у детей дошкольного возраста. Именно они чаще всего подвержены истерическим припадкам: падают на пол, кричат, топают ногами, бьются головой об стенку, бросаются на окружающих.

Астенический

Проявляет себя, начиная со школьного возраста. Основной провоцирующий фактор — чрезмерные нагрузки в сочетании с физической слабостью. Симптомы: плаксивость, нарушения когнитивных функций, раздражительность, неуспеваемость в школе, плохой аппетит, бессонница, быстрая утомляемость.

Ипохондрический

Поражает подростков, которые слишком концентрируются на собственной персоне, в частности — начинают преувеличенно переживать из-за своего здоровья. Придумывают себе различные заболевания, бегут к родителям жаловаться на любую царапину.

Пищевой

В дошкольном возрасте причиной становятся элементарное перекармливание, насильное кормление, совпадение приёма пищи с каким-то неприятным событием: громким криком, скандалом между родителями, сильным испугом. Проявляется снижением аппетита, отказом от конкретного продукта, показной медлительностью во время еды, у совсем маленьких — срыгиванием или даже рвотой. У подростков чаще всего диагностируется у девушек, которые, желая похудеть и выглядеть, как известные голливудские актрисы, доводят себя до анорексии.

Дыхательный

Диагностируется редко. Во время испуга, тревожной или стрессовой ситуации, когда ребёнок не получает того, чего хочет, он может начать задыхаться. Внешне похоже на приступ бронхиальной астмы, но это так называемое мнимое удушье, которое проходит в течение нескольких минут без всяких последствий для здоровья.

Возрастные особенности


Возрастные особенности неврозов у детей во многом обусловлены кризисами 3, 7 и 13 лет.

2 года

В этом возрасте чаще всего диагностируется неврозоподобный синдром на фоне выявленного врождённого или приобретённого хронического заболевания. Что касается непосредственно самого невроза, то он в 2 года может быть обусловлен отлучением от груди или адаптацией к детскому саду.

3 года

Основная причина — возрастной кризис 3 лет. Чаще всего диагностируется истерический. Проявляется невротическим энурезом или заиканием.

4-5 лет

Относительно спокойный период, когда риск невротических реакций минимален. Основной причиной становится либо неблагополучная обстановка дома, либо не совсем удачный переход из младшей группы детсада в среднюю.

7 лет

Основная причина — возрастной кризис 7 лет. Адаптация к школьной жизни, трудности в общении с одноклассниками, авторитаризм первого учителя, недостаточное внимание со стороны родителей приводят к тому, что ребёнок ничего не ест, плохо спит, часто плачет и отказывается ходить в школу.

8-9 лет

Детские невротические расстройства этого возраста чаще всего связаны с чрезмерными нагрузками. Во 2-3 классе многие родители записывают маленьких школьников в различные кружки и секции. К сожалению, нередко они не учитывают ни физические силы, ни интересы ребёнка.

На фоне полового созревания, когда с гормонами справиться всё труднее, любая проблемная ситуация для подростка может обернуться психотравмой. Ощущение мнимой взрослости, неконтролируемые эмоции, первая любовь (часто неразделённая), категоричность суждений — всё это приводит к ежедневным нервным срывам и затяжным стрессам. Результат — невроз в виде анорексии, патологических движений (чаще всего трихотилломании), ипохондрии и астении. Именно невроз часто провоцирует вегетососудистые нарушения у подростков.

Возрастные особенности неврозов у детей и подростков помогают понять причины, спровоцировавшие развитие заболевания, и выбрать правильную тактику лечения.

Диагностика

Детские неврозы требуют своевременной и тщательной диагностики. Первый шаг — обращение к неврологу и педиатру, чтобы исключить органические причины заболевания. Второй шаг — психолог или психотерапевт, которые:

  • из разговора с родителями получают сведения о жизни ребёнка;
  • проводят психологическое тестирование родителей для выявления микроклимата в семье;
  • назначают серию бесед с маленьким пациентом в игровой форме, чтобы определить внутреннее состояние и возможные факторы-провокаторы;
  • создают непринуждённые условия (дают игрушку или бумагу с карандашами) и наблюдают за его деятельностью, анализируют рисунки.

На основании полученных данных устанавливается тип, степень и особенности невроза для назначения правильного лечения.

Лечение


Лечение детских неврозов проводится в двух направлениях — медикаментозном и психотерапевтическом.

Обычно назначаются седативные препараты, имеющие успокаивающий эффект. Они снижают остроту проявлений заболевания. Это могут быть ноотропы и лекарственные травы. Применение антидепрессантов и транквилизаторов при таком диагнозе многими специалистами не приветствуется. Однако они могут быть назначены подросткам в крайне запущенных ситуациях.

Помогает наладить функционирование нервной системы витаминотерапия. Особую роль в лечении неврозов играют аскорбиновая кислота и витамины группы В. Они могут быть назначены как отдельно, так и в поливитаминном комплексе.

Помимо этого, проводится лечение того заболевания, которое послужило причиной развития неврозоподобного синдрома. Назначаются препараты для устранения симптомов (энуреза, диспепсии).

Психотерапевтические методики, занимающиеся в первую очередь устранением причин заболевания, называются патогенетическими. К ним относятся:

  • психодинамика;
  • экзистенционализм;
  • гештальт-терапия;
  • интерперсональная психотерапия;
  • когнитивная (ведущая техника — обучение адаптивности);
  • системная;
  • интегративная.

Психотерапевтические методики, занимающиеся устранением основных проявлений заболевания, называются симптоматическими. Они являются вспомогательными, идут как дополнение к патогенетическим. Без них оказывают лишь временный эффект. К ним относятся:

  • арт-терапия;
  • гипноз (имеет возрастные ограничения, определяемые индивидуально);
  • музыкотерапия;
  • дыхательные гимнастики;
  • телесно-ориентированная;
  • экспозиционная.

Формы занятий могут быть разными: индивидуальные, групповые, семейные.

Важная роль в лечении детских неврозов отводится родителям. Без их непосредственного участия выздоровление невозможно. Во-первых, они не должны стесняться обращаться за помощью к специалисту, если увидели, что с ребёнком не всё в порядке. Во-вторых, весь терапевтический курс нужно пройти до конца. Некоторые родители, видя первые изменения в поведении, прекращают посещение психотерапевтических консультаций, не понимая, что вскоре заболевание проявится с новой силой. В-третьих, именно семья должна поддерживать начатое лечение в домашних условиях.

Психотерапевты дают родителям рекомендации, как помочь ребёнку быстрее избавиться от невроза:

  • набраться терпения, не наказывать и не ругаться за то, что он боится спать один, описался, грызёт ногти или стал плохо учиться;
  • оказывать ему всяческую поддержку;
  • вызывать как можно больше положительных эмоций подарками, праздниками, поездками;
  • окружить заботой и вниманием;
  • проводить больше времени вместе;
  • наладить контакт, установить доверительные отношения, ежедневно разговаривать по душам;
  • исключить психотравмирующие ситуации.

Если у ребёнка диагностировали невроз, психотерапевты советуют родителям хотя бы на время отложить такие серьёзные изменения в жизни, как развод или рождение второго ребёнка. Они могут ухудшить состояние.

Если детский невроз начать лечить своевременно, прогноз обычно благоприятный. При соблюдении всех врачебных рекомендаций по окончании терапевтического курса наблюдается полное выздоровление.

Профилактика


Чтобы избежать детского невроза, родители должны знать, как проводится его профилактика. Она может быть первичной, когда у ребёнка ещё не было подобного диагноза, но уже появились какие-то предпосылки. Предпринимаемые в её рамках действия должны быть систематическими:

  1. С раннего детства правильно воспитывать в соответствии с возрастными особенностями.
  2. Выбрать единую систему воспитания, которой будут придерживаться все члены семьи и родственники, общающиеся с ребёнком.
  3. Создать благоприятную атмосферу в семье — без криков и скандалов.
  4. Разговаривать с ребёнком по душам, чтобы он мог доверить родителям свои страхи.
  5. Не давать смотреть фильмы ужасов и играть в слишком жестокие компьютерные игры.
  6. Приобщать к здоровому образу жизни.
  7. Хвалить за достижения. Наказывать только за серьёзные проступки и ошибки.
  8. Регулярно проходить врачебные осмотры.
  9. Быть на постоянной связи с воспитателем из детского сада, а впоследствии — с классным руководителем в школе.

Если ребёнка уже лечили от невроза, родители в обязательном порядке должны проводить вторичную профилактику во избежание рецидивов:

  1. Дважды в год водить ребёнка на консультации к психотерапевту для исключения скрытого течения заболевания.
  2. Исключать психотравмирующие ситуации, которые в прошлый раз привели к неврозу.
  3. Следить за соблюдением особой диеты, чтобы в детском рационе отсутствовал кофеин и было больше витаминосодержащих продуктов.
  4. Своевременно лечить любые заболевания.
  5. Исключить у подростков увлечение алкоголем и наркотиками, курение.
  6. Запрещать смотреть фильмы и играть в игры, которые вызывают слишком нездоровый эмоциональный отклик.
  7. Не нагружать ребёнка физической и интеллектуальной работой.

Невроз — хоть и поддающееся лечению, но серьёзное заболевание, доставляющее дискомфорт ребёнку и немало хлопот родителям. Поэтому гораздо проще его предупредить, чем потом избавляться от него.


Неврозы – это функциональные расстройства. Их возникновение связано с защитой организма от чрезмерных интенсивных, длительных переживаний, страха, тревоги. Невроз у детей может препятствовать общим рассуждениям и поведению. Нарушения некоторых функций у детей возникают быстрее из-за незрелости ЦНС, поэтому важную роль играет стадия развития. При неврозе у детей симптомы расстройства более разнообразны и изменчивы, чем во взрослом возрасте. Оно может влиять, как на психические, так и на соматические функции.

Невротические расстройства, типичные для детского возраста

Неврозы у детей и подростков весьма вариабельны. Хотя стрессовые ситуации необходимы для нормального развития, чрезмерные психоэмоциональные нагрузки негативно сказываются на нервной системе.

Детский пищевой невроз имеет характер отказа от пищи, придирчивости или, наоборот, повышенной потребности в еде. Еда служит заменой удовлетворения в другой, проблемной, области. Также может присутствовать рвота. Распространенные расстройства пищевого поведения – психическая анорексия и нервная булимия. Согласно статистическим данным, около 5% пациентов составляют представители возрастной группы до 12 лет.

Подобные расстройства более типичны для девочек. Процент мальчиков в младшем возрасте выше, чем в старшем.

Основные критерии диагностики нервной анорексии:

  • Потеря веса или отсутствие прибавки в весе, приводящая к массе тела, как минимум, на 15% ниже по сравнению с нормальным или ожидаемым весом для этого возраста и роста.
  • Неадекватное восприятие веса или пропорций тела, их преувеличенное влияние на самооценку.
  • Поведение, направленное на снижение веса. Чрезмерная физическая активность.

Основные критерии диагностики нервной булимии:

  • Повторные контролируемые эпизоды переедания (минимум 2 раза в неделю в течение 3 месяцев). Употребление большого количества пищи за короткий промежуток времени, несмотря на отсутствие чувства голода.
  • Болезненный страх перед полнотой, низкая оценка собственного тела.
  • Ненадлежащее компенсаторное поведение после переедания, направленное на предотвращение увеличения веса (спровоцированная рвота, голодание, чрезмерная физическая нагрузка, применение слабительных, мочегонных препаратов и трав, клизм или других средств).

Нарушения сна

Детская психика чувствительна к любым семейным проблемам. Поэтому нарушения сна могут иметь причину в семье. Другое объяснение – эмоциональное расстройство в детстве. Практика показывает, что около 20-30% детей (в возрасте до 18 лет) страдают от значительного нарушения сна, часто продолжительного. Частые последствия нарушений сна у детей школьного возраста – проблемы с успеваемостью, поведенческие изменения. Наблюдается ухудшение настроения, снижение жизненных сил, внимания. Могут быть нарушены другие когнитивные функции (креативность, дивергентное мышление, память) и физическое развитие.


Нарушениям сна более подвержены новорожденные с перинатальным риском, дети с различными хроническими заболеваниями.

Этот невроз у ребенка 7 лет и младше связан с отказом спать в одиночестве, без присутствия родителей (обычно малыш требует внимания матери). Часто время засыпания продлевается, бдение усиливается исключительным вниманием, получаемым в это время от родителей.

У других детей проблема засыпания является признаком сильной эмоциональной перегрузки, преходящей тревоги.

Еще одна причина расстройства засыпания – полное осознание ребенком универсальности и необратимости смерти. Часто дети боятся смерти во сне (либо своей, либо кого-то из близких).

С расстройствами засыпания связаны некоторые тревожные стереотипы самоуспокоения (сосание пальца, покачивание и т.д.).

О частых пробуждениях идет речь, если они происходят более 6 раз за ночь. В это время ребенок требует внимания и заботы родителей. Исследования показывают, что больший процент дошкольников и младших школьников, просыпаясь ночью, переходят в постель родителей.

Обязательное условие успешного лечения – детальная диагностика, определение причины нарушения сна, сотрудничество семьи ребенка.

Это яркие сны со страшным содержанием. Они часто бывают реакцией на текущее бремя, соматическое заболевание. Если ночные кошмары повторяются слишком часто, являются интенсивными, они могут указывать на чрезмерный стресс или эмоциональную перегрузку.


Часто упоминается как лень, отсутствие интереса или даже депрессия. В патогенезе расстройства присутствуют длительные проблемы со сном, здоровьем (напр., эпилепсия с ночными пароксизмами и т.д.), инфекции, астенический синдром, врожденные болезни.

Одна из причин – нарколепсия (ежедневные пароксизмальные сонные состояния) – это относительно редкое заболевание, требующее системного неврологического лечения.

Расстройство связано с фазой глубокого сна. Ребенок внезапно пробуждается с сильными криками, часто с открытыми глазами, не реагирует на окружение. После пробуждения он ничего не помнит.

В этих случаях лучше пройти неврологическое обследование. Парасомния может поддерживаться повышенной нагрузкой, внутренними и межличностными конфликтами. Расстройство также включает в себя сомнамбулизм (ходьба во сне) и сомнилоквию (разговор во сне). Эти состояния, в основном, являются проявлениями незрелости ЦНС и большой нагрузки на организм малыша.

Тревожные дети часто реагируют на бремя физическими проявлениями. У них связь между психическими и соматическими компонентами более сильная, чем у взрослых. При детском неврозе симптомы могут включать проблемы с пищеварением, нарушение дыхания, кашель, различные боли.

Организм ребенка посредством соматических признаков сигнализирует о субъективной непереносимости бремени. Это неосознанный, непроизвольный процесс. Боль реальна, часто приносит душевное облегчение. Например, если ребенка считают больным, он может остаться дома, родители не ссорятся, уделяют ему внимание и т.д.

Привычки невротической природы можно охарактеризовать как навязчивые. Параллельно с ними возникают чувства тревоги или напряжения. Типичное проявление – физическая активность, характерная автоматичностью, стереотипом. Поскольку это проявление неосознанное, неуместно пытаться решить его наказанием. Суть в том, что невротическая природа при чрезмерной нагрузке действует, как клапан (напр., школьник начинает грызть ногти, потому что боится писать контрольную работу).


Одна из наиболее распространенных невротических привычек, сопровождающих неврастению у детей, – упомянутое кусание ногтей, прикосновение к различным частям тела, царапание кожи, пощипывание. Менее распространенный признак – скручивание прядей волос, что в продолжительной перспективе может привести к их заметной потере. Подобная привычка – вырывание бровей и ресниц.

Распространенные проявления – тики, непреднамеренные, быстрые движения различных частей тела, особенно небольших групп мышц лица, рук, ног. Проблемы вызываются нарушением импульсов в нервах.

Следующая разновидность – фокальные тики, типичные различными стереотипными звуками, слогами, словами.

Интенсивность проявлений зависит от общего физического состояния и уровня напряжения пациента. Иногда состояние улучшается или ухудшается даже без лечения.

Это психические расстройства, при которых развитию беспокойства и страха способствуют четко определенные факторы, не опасные в данный момент. Результатом является типичное избегание или преодоление таких ситуаций с тревогой и страхом. Эти ситуации могут привести к обмороку, сердцебиению; они часто связаны со вторичным страхом смерти.

Страх в большей степени формируется уже у маленьких детей (грудничков) в связи с развитием символического мышления. В дошкольном возрасте он обусловлен развитием фантазии.

Частый стимул развития страха – сказки или страшные истории, драматические сцены из жизни. Тревожным детям для создания фобии достаточно минимального импульса.

Наиболее распространенные предметы детских фобий – это животные, тьма, одиночество, доктора, нереальные существа. У 3-8% детей, страдающих фобиями, эти проблемы сохраняются или ухудшаются.


Невротические расстройства у младших школьников включают школьную фобию, которая может развиться после начала посещения школы. Это чрезмерный страх перед учебным заведением, в которое ребенок отказывается ходить. Причины две:

  • боязнь покинуть дом (чаще всего в начале обучения);
  • опасение недостаточной успешности школе (после предыдущего отрицательного опыта).

Как правило, при школьной фобии невротические симптомы возникают тогда, когда ребенок должен идти в школу.

Дети со школьной фобией также имеют другие невротические проблемы, в частности, соматические симптомы: утреннюю рвоту, головную боль, болезненность в животе, нарушения сна.

Расстройство характерно для интровертов, молчаливых, одиноких, гиперчувствительных детей, часто с заниженной уверенностью в себе.

Распознавать фобию, вылечивать ее симптомы должен психолог. Врачебная консультация требуется при замечании первых проявлений.

На этот тип расстройства указывают настойчивые мысли, идеи, побуждения. Они неразумные, постоянно повторяющиеся. Пациент знает, что мысли нелогичны, но все равно не может от них избавиться. Эти идеи создают предпосылки для эмоциональной лабильности, психического напряжения, стресса.

Уменьшить интенсивность психического напряжения помогают различные формы ритуалов и компульсий. Ритуалы в основном направлены на уменьшение беспокойства, предотвращение причинения вреда себе или близкому человеку, искоренение плохих, неприемлемых мыслей.

Нередко попытка не допустить эскалации расстройства приводит к тревоге, панике. Она может спровоцировать ярость по отношению к людям, пытающимся предотвратить ритуальные действия пациента.

Компульсивные действия – это повторяющиеся акты, которые пациент вынужден совершать, сопровождающиеся беспокойством по поводу неуспешности их выполнения. Расстройство включает либо обсессивную, либо компульсивную симптоматику. Но чаще всего эти два симптома сочетаются.


Нарушение экскреции – это проявление, которым характеризуется невроз у ребенка (2 года и старше). Расстройство ассоциируется с психологическим стрессом, особенно, в период недостаточно развитой функции контроля сфинктеров (мочевого и прямой кишки), привычек чистоты. У грудного ребенка эти симптомы часто не заметны ввиду использования подгузников. Но старший пациент может пописать, не предъявляя позывов к туалету.

Для старшего ребенка нарушения экскреции социально обременительны. Они могут поставить под угрозу его адаптацию в группе сверстников, следовательно, уверенность в себе.

Дети с расстройством экскреции часто являются объектом насмешек, презрения. Они стараются держать проблему втайне, из-за чего ее бывает сложно выявлять и излечивать. Нарушения экскреции включают энурез и энкопрез.

Тревожные дети могут страдать от расстройств общения. Повышать их проявления может эмоциональное напряжение. Классификация нарушения общения у детей раннего школьного возраста с невротическими проблемами делит их на следующие типы.

Это невротическое ослабление речи у ребенка, который может говорить, но отказывается из-за эмоционального торможения. Речь идет о проявлении страха и напряжения в конкретной ситуации, в общении с человеком. Нарушение речи может возникнуть в результате перенесенной душевной травмы.

Состояние проявляется остановкой речи, иногда полным отсутствием реакции на стимулы. Дети имеют тенденцию быть замкнутыми, социально неопытными. Чаще всего этот детский невроз встречается в дошкольном возрасте или у младших школьников, но иногда проявляется после 8-летнего возраста.

Это функциональное нарушение беглости речи. Состояние проявляется судорожным повторением слогов, целых слов, продлении начала словесной единицы. Интенсивность проявлений прямо пропорциональна текущему психическому напряжению. Проблема чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Заикание можно интерпретировать как специфический ответ на неспецифическую стрессовую ситуацию. Оно чаще проявляется в обществе, чем в домашней обстановке.

Как и большинство речевых расстройств, заикание социально обременительно, привлекает внимание окружающих, вызывает неблагоприятные реакции.


Как правило, темп речи ребенка заметно ускорен. Речь не непрерывная, но без повторений и заиканий. Типичный признак – прерывистый поток речи, частое повышение голоса, отсутствие артикуляции, что затрудняет понимание речи окружающими.

Взгляд на детскую депрессию сегодня значительно изменился. Был проведен ряд исследований, пришедших к выводам, что дети могут страдать от депрессии так же часто, как и взрослые. Причины разнообразны – развод родителей, непринятие сверстниками и др.

Основные проявления (во всех возрастных категориях):

  • Грустное настроение – чувство безнадежности, раздражительность, потеря интереса и удовольствия от обычной деятельности.
  • Пищевые расстройства – обычно анорексия, иногда переедание.
  • Нарушения сна – обычно бессонница, иногда гиперсомния.
  • Апатия, потеря интереса к окружению.
  • Двигательные нарушения.
  • Усталость, потеря энергии.
  • Снижение самооценки, неадекватное чувство вины.
  • Ухудшение концентрации.

В младшем школьном возрасте депрессия проявляется в основном низкой самооценкой, чувством беспомощности, доминированием в игре и фантазии депрессивных тем (напр., травм, потери близкого человека, критики).

Лечение детских неврозов

Эффективность лечения неврозов зависит от своевременного понимания проблемы, ее диагностирования. Важно вовремя обратиться к специалисту. Пренебрежение симптомами расстройства чреваты его переходом в хроническую форму.

Лечение назначается на основании результатов обследования, составления личного и семейного анамнеза. В терапии неврозов применяются 2 метода: психотерапия и фармакологическое лечение (прием медикаментов).


Лечение должно быть нацелено на всю семью, в которой живет ребенок, проводиться опытным специалистом в области детской психологии. Если для поддержки психотерапии необходимо использовать лекарства, психолог консультируется с детским психиатром.

Снимать невротические симптомы могут и препараты гомеопатии. Но их применение не лишено рисков. Перед началом использования требуется одобрение врачом.

Возможна ли профилактика детских неврозов?

Эксперты сходятся во мнении, что суть профилактики проблемы заключается в обеспечении ребенку чувства безопасности и понимания в семье. Именно семья (даже не полная) должна быть тем местом, куда он может всегда вернуться и безопасно поделиться не только радостями, но также переживаниями, страхами. Родители должны знать возможности и способности своих детей, адаптировать к ним требования. Часто амбициозные родители переоценивают значение школьных оценок, аккуратного письма, первенства на соревнованиях, тем самым способствуя развитию невротических проблем у ребенка.

Совет родителям

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.