Арт-терапия упражнения для преодоления невроза


Арт-терапия — это упражнения для души и тела. Она поможет привести душевное состояние в норму, расслабиться и получить удовольствие. Предлагаем несколько эффективных упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях.

Для чего нужны упражнения по арт-терапии?

Выполнение упражнений по арт-терапии создает позитивный настрой и снимает эмоциональное негативное напряжение.

Они способствуют развитию образного мышления на основе осознанности своих чувств и эмоций.

Упражнения по арт-терапии — это снятие зажимов сознания, избавление от страхов и внутренних комплексов.

Виды арт-терапевтических упражнений

  • Изотерапия — рисование красками, цветным песком, пластилином на бумаге;
  • Цветотерапия — воздействие цветовой гаммы на эмоциональное состояние с целью улучшения самочувствия;
  • Сказкотерапия — составление рассказа и отождествление себя с героем, который преодолевает все препятствия и трудности, чтобы прийти к счастливому финалу;
  • Песочная терапия — составление картины счастливого собственного мира из песка.

Цель упражнения — осознанность своих чувств, приходит понимание, куда двигаться для улучшения качества своей жизни.

Продолжительность — 15-20 минут.

Материалы — бумага (формат А3), краски, кисточка.

Как выполнять:

  • Положите перед собой бумагу;
  • Представьте свою счастливую жизнь, какой Вы ее видите;
  • Прочитайте список привычек для счастья и выберите 3, которые откликнулись в Вашей душе;
  • Нарисуйте эти 3 привычки, а в центре изобразите свое счастье (это может быть любой яркий образ, который описывает Ваши счастливые чувства).

Список привычек для счастья:

  1. Смех. Слушать, смотреть юмористические передачи; читать смешные рассказы или рассматривать веселые изображения;
  2. Утренняя зарядка;
  3. Фитнес;
  4. Прогулка в парке;
  5. Чтение книги;
  6. Любимая музыка;
  7. Массаж;
  8. Общение с друзьями;
  9. Общение с семьей;
  10. Отдых на море;
  11. Поездки за город;
  12. Посещение театра, концерта, музея;
  13. Занятие благотворительными делами;
  14. Дарение себе приятных подарков;
  15. Высыпаться.

Посла завершения своей работы, посмотрите на нее внимательно и ответьте себе на вопрос:

  • Что Вы чувствуете в настоящий момент?
  • Какую полезную привычку Вы начнете внедрять с сегодняшнего дня?

Подготовьте лист бумаги, на котором нарисуйте контур человека (себя) в полный рост.

Постарайтесь разным цветом красок изобразить физическое состояние каждой части вашего тела. Выбирайте цвета, которые Вам кажутся наиболее подходящими. Где Вам хочется сгустить краски? А где Вы чувствуете легкость?

После окончания работы Вы получите свой релаксирующий автопортрет.

Хорошим ежедневным упражнением по арт-терапии является метод рисования в квадрате со стороной 9 см. Этой доступной технике легко обучиться.

Внутри квадрат рисуются линии — строки. Далее в каждой строке рисуется повторяющийся абстрактный узор.

Это упражнение является медитацией. То есть Вы отключаете свое сознание и рисуете на подсознательном уровне.

Рисунок можно усложнить, например нарисовать веточку с листочками, в каждом из которых будет свой повторяющийся узор.


Или изобразить волнистые линии.


10 простых упражнений по арт-терапии для релаксации

Чтобы расслабиться, снять стресс и усталость можно воспользоваться легкими упражнениями по рисованию.

  1. Нарисуйте свои хорошие черты характера;
  2. Изобразите себя в виде животного;
  3. Сделайте контур своей руки (ладони с пальцами) и создайте внутри уникальные рисунки;
  4. Нарисуйте свое детское воспоминание;
  5. Изобразите свой собственный герб;
  6. Сделайте рисунок-абстракцию своих положительных моментов в жизни;
  7. Разукрасьте камень или кирпич;
  8. Соберите коллаж из листьев, палочек (приклейте их к бумаге) и дорисуйте фон, изображения вокруг них;
  9. Создайте собственную интерпретацию известной картины;
  10. Рисуйте свои мечты.

Манадала-терапия — один из увлекательных методов арт-терапии. Внешне все очень просто. Нужно заполнить рисунок в форме круга.

Цель терапии — создать визуализацию счастья с помощью цветных графических образов, вернуться в состояние эмоционального равновесия, снять стресс.

Как нарисовать мандалу

Вам понадобится циркуль, транспортир, линейка.

Вначале рисуется круг и через центр проводятся диагональные линии. Рисовать начинают от центра. От центральной фигуры идет дополнение в виде повторяющихся узоров.


Полезное видео

Как научиться чувствовать себя? Что делать, когда все надоело? Как избавиться от жизненных тягот, избавиться от многолетних комплексов без психологов?




В прошлой статье мы рассмотрели что-такое арт-терапия, ее основные принципы и виды. Как и с помощью чего она оказывает помощь взрослым и детям и зачем вообще нужна. Сегодня приглашаю к продолжению разговора. Психолог и арт-терапевт Анна Кутявина предложит нашему с вами вниманию конкретные упражнения, которые мы можем выполнить самостоятельно в домашних условиях и достичь при этом желаемого эффекта.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Арт-терапия – лечение с помощью средств искусства. В процессе терапии психолог предлагает клиенту создать собственное произведение – нарисовать, написать, слепить, сыграть, склеить и т.д.


Задачи, с которыми приходят к арт-терапевту

Арт-терапия эффективно работает со многими запросами клиентов. Она сильна в:

  • терапии потерь;
  • лечении проблем в отношениях между супругами, родителями и детьми;
  • решении многих детских проблем (тревожность, страхи, нарушения поведения и т.д.);
  • вопросах повышения самооценки, уверенности в себе;
  • и самое главное: арт-терапия как, наверное, ни одно из других направлений психотерапии, способствует раскрытию творческого потенциала человека, нахождению его призвания, предназначения, собственного места под солнцем. Помогает найти ответы на вечные вопросы души и обрести истинное счастье. Конечно же, не по мановению волшебной палочки, но как следствие глубокой творческой работы над собой.

А сейчас я хочу поделиться с вами интересными и действенными техниками, которые использую в индивидуальной работе, а также на тренингах. Хотите попробовать на себе чудеса творческого преображения?

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями, кликнув по кнопочкам соц.сетей. Так и мне вы скажите "спасибо"!

Лидия, попробуйте! Как минимум релакс гарантирован, а там еще и другие позитивные энергии подтянутся)))

Интересные упражнения. В любом случае, идёт работа над собой, если делать это для себя. даже создание коллажей требует осмысленного подхода. Что уж говорить об остальном!

Это да. Уделив самой себе внимание на выполнение того или иного упражнения уже несет в себе большую пользу.

В арт-терапевту хорошо ходить тем, чья работа не связана постоянно что-то рисовать. А когда все время что-то рисуешь, выдумываешь, то устаешь от этого процесса. Хочется просто как кошка увалиться на диванчик и поспать сутки-двое. А потом сметаны наесться.

Татьяна, улыбнули. =) Согласна, каждому свое. Это тоже надо учитывать.

Знал, что с помощью искусства можно избавиться от стрессов, дипрессии. А Вы так четко все разложили, еще и примеры конкретных упражнений дали. Думаю для разнообразия можно взять и порисовать, со школы этого не делал.

Рисование и без какой-либо подоплёки в любом возрасте способно подарить массу полезных эмоций и отдых.

Часто с детьми шли рисовать, чтобы отвлечься от учебы или других забот. Тоже видимо, интуитивно выбирали для себя арт-терапию.

Это один из самых доступных нам средств для релаксации.

Шесть упражнений! Это очень серьезная и объемная работа над собой для взрослых,не говоря уж о детях. Не знаю. Лично мне понадобится не мало времени,чтобы это все сделать,да еще ведь нужно не один раз повторить упражнения,чтобы был результат. Но интересно!

Для изучения и познания себя, безусловно, нужно время. Но плоды этого труда окупятся сторицей.

Людмила, спасибо за полезную статью! Мы с детьми обожаем рисовать, это точно снимает стресс

…Мы взялись за дела.

Страх берет, а в комнате

Уж совсем стемнело

Я рисую, я держусь

Из последней мочи.

Свет зажег бы, да боясь,

Нарисуем тут же папу!

Бойся, вражья сила!

Бармалей как завопит,

Аж уши заложило.

Состояние повышенной тревожности и как следствие — возникновение чувства страха у детей явление довольно частое. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей, боятся сказочных героев, приведений и монстров.

Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения,которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.

Второй, не менее значимый этап в преодолении чувства страха — моделирование выхода из сложившейся ситуации.Существует множество приемов и способов:

• развитие (дорисовка) ситуации, с возможными последующими решениями;

• украшение мрачного, преобразование в красивое;

Для коррекции страхов и снижения уровня тревожности составлен сборник практических арт-терапевтических упражнений с использованием различных техник.

Цель: устранение, преодоление, десенсибилизация страхов у детей старшего дошкольного возраста.

1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.

2. Снизить уровень тревожности

3. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.

4. Содействовать развитию воображения и творческих задатков.

Сборник упражнений предназначен для педагогов, детских психологов ДОУ, родителей, сталкивающихся с необходимостью коррекции страхов у детей, а также развития творческих способностей ребенка на основе арт - терапевтических и художественных техник.

Упражнения могут быть использованы при составлении программ коррекционного развития для детей, страдающих неврозами страха, а также для развития творческих способностей.

1. Техника Эбру

2. Техника Фроттаж 7

3. Техника Паспарту 8

4. Техника коллаж 9

5. Техника Граттаж 10

6. Метод Фрактального рисунка 12

7. Техника кляксография 13

8. Техника ниткография 14

9. Техника рисования гелем 15

10. Техника рисования пеной 16

11. Техника рисования зубной пастой

12. Техника разнесения фона 18

13. Штампы пальчиками 19

14. Рисование пальчиками 20

15. Рисование ножками и ладошками 21

16. Рисование цветным воском 21

17. Рисование солью

18. Рисование цветной манкой 23

19. Рисование на воздушном шаре 23

20. Рисование на клеенке 24

Арт-терапевтические техники и упражнения в преодолении детских страхов у детей дошкольного возраста

9. Техника рисования гелем для бритья

Материал: гель для бритья, акварельные краски, гуашь, карандаши, бумага разных оттенков, картон.

Легким нажатием выдавливается гель для бритья и создается необходимый объемный рисунок на картоне, бумаге.

Цель: коррекция страха темноты.

Психолог предлагает детям вспомнить свои ощущения, перед тем как они засыпают. Рассказав о своем состоянии, детям предлагается нарисовать гелем то или что они видят в темноте. Используя краски или карандаши, дети подрисовывают необходимые детали. Чтобы пугающий образ стал не страшным можно его изменить, подрисовав улыбку, бантики, подарки. Происходит трансформация страха.

10. Техника рисования пеной для бритья

Материал: пена для бритья, гуашь, акварельные краски или пищевые красители, плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок, бумага, скребок, пипетка, кисточки, клей ПВА.

Равномерным толстым слоем нанесите пену для бритья на поднос. Смешать краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор. С помощью кисточки или пипетки накапать краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке.

Все той же кисточкой или палочкой красиво размазать краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т. п.

Необходимо лист бумаги аккуратно приложите к поверхности получившейся узорчатой пены. Соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку.

Предварительно лист бумаги намазать клеем ПВА, чтобы пена по мере высыхания приклеилась к листу. Пена накладывается на бумагу и набрызгивается красками. По необходимости перемешать краску и пену. Работа сохнет 30 мин и более.

Поверхность картона смазывается клеем ПВА. Пена для бритья выдавливается в том количестве, сколько нужно ребенку (создается объемная фигура). По необходимости с помощью кисточки наносится мазками краска.

Цель: развитие воображения, коррекция страха темноты и тревожности.

Цель: обогащение эмоциональной сферы, коррекция тревожности, развитие воображения.

Дети рассказываю о своем настроении. На какие цвета похоже оно. Психолог объясняет, что о настроении можно не только рассказать, но и показать и изобразить его. Используя Способ 2, дети изображают свое настроение и внутренне эмоциональное состояние. Если кто – то из детей изобразил плохое настроение, используя мрачные цвета, предлагается подумать, что необходимо для того, чтобы настроение улучшилось. Затем предложить добавить ярких капель в виде конфетти. Либо изобразить настроение на новом листе. Главное, чтобы ребенок получил заряд положительных эмоций.

Цель: коррекция тревожности, развитие воображения.

Выдавливая пену столько, сколько хочет ребенок создает объемную скульптуру. Психолог предлагает увидеть, на что или на кого похожа скульптура. Используя краски, ребенок раскрашивает ее.

17. Рисование солью

Материал: разноцветный картон, разноцветная соль, клей ПВА, карандаши.

Нанести клей ПВА по контуру рисунка, затем засыпать разноцветной солью (соль смешивается с мелками для рисования). Соль должна подсохнуть. Лишнюю соль стряхнуть.

Цель: коррекция страха темноты.

Дети рисуют на выбранном картоне карандашами изображение ночного города. Для того чтобы ночной город стал ярким и красивым психолог предлагает преобразить его, используя цветную соль.

19. Рисование на воздушном шаре

Материал: воздушный шар, гуашь, мыло, кисточки, скотч.

Надутый однотонный шарик прикрепляется скотчем к столу. Кисточки для работы надо выбирать максимально мягкие, чтобы дети неосторожным движением не лопнули шарик. Ширина их должна быть от 10 мм – для крупных деталей, 5 мм – для прорисовки контуров и мелочей. Для того чтобы краски хорошо наносились необходимо гуашь смешать с жидким мылом.

Цель: коррекция страхов, тревожности, развитие воображения.

Цель: коррекция страхов

Ребёнок надувает шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара. Ребенок изображает страх на надутом воздушном шаре. Психолог предлагает сделать его веселым, подрисовав или приклеив ему детали.Затем психолог предлагает:

• выпустить воздух из шара. Он становится маленьким, рыхлым и забавным;

• Привязать к шару ленточку и зацепить за предмет в кабинете у психолога, наблюдая за ним в течении недели.

20. Рисование на клеенке

Материал: плотная клеенка (прозрачная или цветная, гуашь, жидкое мыло, обойный клей, кисточки, губки.

Для того чтобы краски хорошо наносились на клеенку, необходимо гуашь смешать с жидким мылом, либо с клеем ПВА. Под прозрачную клеенку ребенок может подложить бумагу любого оттенка (фон по желанию).

Цель: коррекция страха воды.

Цель: коррекция страхов, тревожности.

Психолог предлагает ребенку изобразить свои страхи, объясняя тем, что если вдруг захочется что – то исправить, то это можно сделать легким касанием губки. Ребенок рассказывает о своем страхе,а затем можно:

• подрисовать что-нибудь, чтобы образ стал смешным;

• угостить вкусным, нарисовав конфеты, печенье, колбасу и т. д. ;

• избавиться от страха, смыв водой (клеенка останется чистой);

Динамика преодоления страхов у каждого ребенка была разная, что зависело от степени включенности в занятие, от индивидуальных особенностей детей, от уровня тревожности каждого.

Необходимо отметить не у всех детей количество страхов сократилось до возрастной нормы. Это связано с тем, что по каким-либо причинам дети пропускали занятия, направленные на коррекцию страха имеющегося у ребенка.











Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста синквейну Наверное каждый педагог сегодня ищет и выбирает новые, интересные методики и ставит перед собой цели и задачи, решая которые, в первую.

Методическая разработка по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста Произведения детской литературы как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста отзывчивости и взаимопомощи. При чтении художественной.

Методическая разработка. Экологический праздник для детей средне-старшего дошкольного возраста Аннотация Экологический праздник проводился в рамках мероприятий, посвященных Году экологии в России. Мероприятие рассчитано на детей средней,.

Стресс не только окружает нас постоянно, но еще накапливается, если мы не умеем его правильно преодолевать. В результате могут развиваться различные физические, даже психические расстройства, причину которых мы не сразу можем найти. Арт-терапия — это увлекательный, полезный, а главное — простой способ борьбы с негативом.

Как придумали


Великие основоположники психоанализа Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг исследовали бессознательное, они заложили основу для развития арт-терапии как одного из способов психотерапии. Когда мы занимаемся каким-то искусством не на заказ, а для себя, мы выражаем свои чувства, эмоции, проецируем свое состояние на холст, глину, музыку. А значит, используя эту особенность, можно избавиться от накопленного негатива.

Для чего нужна

Что дает такая терапия? Помимо стабилизации эмоционального состояния, она развивает творческое мышление. Но мы рассмотрим основные психологические аспекты, на которые она благоприятно влияет:

  • повышает самооценку и уверенность в себе за счет наблюдения сиюминутного результата собственной деятельности;
  • снижает уровень стресса за счет концентрации внимания на ярких красках, мелких деталях, необычных формах, монотонной деятельности;
  • помогает бороться с депрессивными состояниями за счет анализа собственных проблем, нахождения путей их решения;
  • позволяет оценить со стороны межличностные конфликты для их наилучшего разрешения;
  • способствует глубокой рефлексии для анализа мотивов собственных поступков, определения ценностей.

Виды арт-терапии

Каждый выбирает для себя то направление творчества, которое ему проще выполнить, ведь многие из нас имеют нетворческие хобби или не увлекаются искусством вовсе. Однако существует несколько распространенных направлений, которые выполняют конкретную функцию.

  1. Фотография. Фотографирование является способом передачи изображений, максимально приближенным к реальности. Поэтому запечатление ярких моментов, дальнейшее составление коллажей или композиций из этих фотографий позволяет выявить акценты, на которых человек заостряет свое внимание. Анализ такой деятельности позволяет понять, какие подсознательные проблемы тревожат человека. После этого при помощи той же фотографии можно начать решать проблему — снимать позитивные картины, визуализировать свои цели.
  2. Музыка. Музыку можно как слушать, так и исполнять, даже сочинять. Стоит обращать внимание на выбор жанра в зависимости от настроения, преобладание мажорных или минорных тональностей. Выявив такие закономерности, можно использовать их для коррекции собственного состояния.
  3. Рисунок. Любой вид изобразительного искусства с применением технологий, инструментов, материалов будет полезен в качестве терапии. Можно копировать другие произведения или создавать собственные, главное — сконцентрироваться на самом процессе.
  4. Кино. Кинотерапия проводится обычно совместно со специалистом, потому что важным элементом здесь является обсуждение сюжета, поступков героев, их взаимодействия. Так выявляются ценности, на которых концентрируется человек.
  5. Сказки. Такой вид применим ко всем, в том числе к детям. Чтобы выявить проблему, понять свое отношение к ней, решить ее, рассматривается какой-то сюжет. В данном случае это может быть сказка, легенда или любая книга.

Не искусством единым


Арт-терапия – одна из форм психотерапии, основанная на творчестве и самовыражении. Подход используется как средство для снятия стресса, повышения самооценки и осознанности, а также для посттравматического восстановления. Большинство других форм терапии использует вербальный язык для выражения чувств и преодоления личных преград. В отличие от них, арт-терапия допускает более абстрактные формы общения. Эта тактика подразумевает выражение элементов подсознания, для озвучивания которых, возможно, пока нет готовности либо способности.

Вам не нужно быть художником, чтобы воспользоваться арт-терапией. На самом деле, большинство упражнений опирается не на конечный результат, который вы создадите, а на терапевтический эффект от самого ритуала творческого процесса. Если вас заинтриговала возможность релаксации через художественное воображение, то этот комплект методов для вас.

1. Открытка своими руками, которую вы никому не отправите


Если вы испытываете чувства к кому-либо, в которых не готовы признаться, если вы сердитесь, но знаете, что лучше сдержаться от гневных высказываний, попробуйте в подробностях это расписать. Само написание текста несёт терапевтический эффект, а проектирование открытки его усиливает и активирует различные участки мозга. Когда закончите, запечатайте письмо, подпишите и отправьте в мусорную корзину (или задвиньте в дальний ящик стола), если вы его найдёте, послание потеряет часть своей силы.

2. Нарисуйте картину и создайте коллаж


Нарисуйте картину на бумаге или картоне, когда закончите, разрежьте ёе на части или разорвите. Затем используйте кусочки в качестве составляющих элементов для нового произведения искусства – коллажа. Посмотрите, как ваше оригинальное творение превращается в нечто новое, интересное, непредсказуемое. Это упражнение указывает на непосредственную тесную связь между созиданием и разрушением, поощряет нас рисковать, подталкивает к креативу и в других аспектах жизни.

3. Постройте алтарь любимого человека


Вдохновитесь народным творчеством и создайте алтарь в честь отношений между вами и другим человеком, жив он или нет. Украсьте святыню фотографиями, письмами и реликвиями, напоминающими о временах, проведённых вместе, а также новыми арт-объектами, созданными вами в честь этих отношений. Используйте всё, что может стать художественным материалом, от подарков до конфетных обёрток, если вы знаете, что это ЕГО любимые конфеты. Сооружение такого алтаря другому лицу пробуждает воспоминания и служит физическим проявлением отношений, что может обеспечить душевный комфорт в сложные времена.

4. Рисуйте в полной темноте


Большая часть напряжения, от которого мы страдаем, занимаясь творчеством, прибывает из критики и суждений, кажущихся неизбежными на каждом шагу. Попытайтесь создать произведение искусства в полной темноте, чтобы освободиться от того внутреннего критикана-искусствоведа, который обитает в вашей голове. (Представьте себе это как слепой контурный рисунок.) Вы вдруг освобождаетесь для создания линий, фигур и узоров. Включив свет, скорее всего, изображение вас удивит.

5. Раскрасьте своё физическое состояние


Лягте и закрой глаза. Представьте своё тело, как вы дышите. Попробуйте представить себе цвет воздуха, который вы вдыхаете и тот, что выдыхаете. Что вы видите? Нарисуйте контур своего тела на большом листе бумаги и закрасьте его акварелью, основываясь на физическом состоянии. Подумайте о том, что эти цвета значат для вас, где они сконцентрированы больше и где меньше. Это ваш самый релаксирующий автопортрет.

6. Зентангл (Zentangle): рисование-медитация


7. Позвольте себе


Подумайте о социальном и самоналоженном давлении, которое вы испытываете изо дня в день, о личных чертах характера, которые считаете недостатками, о промахах, в которых вы видите свои ошибки. Выберите одну из таких вещей и в декоративных деталях позвольте её себе. Если обернуть неудачу в достижение, можно свести к минимуму чувство нелюбви к себе, что способствует достижению более важных целей. Помните, что это художественный проект, поэтому сделайте его красивым.


Не считаете себя поэтом? Тогда пусть кто-то другой сделает самое сложное, напишет слова, а вы подберёте себе материал из старых книг, журналов, газет или даже писем. Вырежьте слова, которые выскакивают перед вами или вдохновляют вас. Складывайте их в композиции, как если бы вы составляли визуальный коллаж. У вас с самого начала может быть задумана тема или сюжет. Либо просто начните работать и увидите, куда приведёт вас такой словесный коллаж.

9. Создайте свой уникальный инструмент для рисования


Вместо того, чтобы долго рисовать картины, почему бы не сосредоточиться на разработке альтернативной самодельной кисти? Вы можете изготовить оставляющий отметины инструмент, практически из чего угодно: будь то ряд зубочисток, приклеенных к картонной основе, или самодельная кисть из помпонов и пряжи. Когда вы, наконец, сделаете себе новый прибор для рисования, то частично откажитесь от контроля над художеством, которое, конечно, само по себе также является произведением искусства.

10. Сделайте коробку прощения


Если есть такой человек – включая самого себя, – к которому вы больше не хотите питать негативных эмоций, попробуйте сделать для него коробку прощения. Украсьте её успокаивающими изображениями и словами, которые могут характеризовать человека либо соответствовать желаемому внутреннему состоянию. Вы можете написать на листке бумаги, как его зовут, и положить в эту коробку, при необходимости, имя можно удалить либо заменить. Акт создания коробки будет содействовать приятным воспоминаниям о том, для кого она предназначена.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.